Минойская цивилизация (2700—1400 гг. до н. э.). История и гибель. Крито-минойская цивилизация Какое животное почитали в минойской цивилизации

Центром империи являлся большой остров Крит. Обладая мощным флотом, минойцы вели торговлю со странами Европы, Ближнего Востока и Египтом. Их технологии были продвинуты: письменность, металлургия, гончарное дело, обогрев солнечными панелями, водопровод и канализация были хорошо развиты.

Минойцы в древнегреческих мифах

До сих пор неизвестно, как минойцы называли себя сами. Легенды о них рассказывались греками, в частности, о царе Миносе, правителе Крита во времена, когда эллины были в подчинении у минойцев и платили им дань. Огромный дворцовый комлекс Кносс, самое большое здание в Европе той эпохи, в греческих мифах описывался, как лабиринт.


Минойские фестивали, в которых юноши-акробаты показывали представления, перепрыгивая через быков, превратились в рассказах греков в жертвоприношения полубыку-получеловеку по имени Минотавр. В греческих мифах минойцы были многим обязаны изобретателю Дедалу, Леонардо да Винчи той эры, который царский дворец и летательный аппарат. Эта легенда указывает на то, что греков глубоко впечатляли изобретения и технология минойцев.


Но эллины умолчали о том, что произошло с минойской цивилизацией.

Гибель острова Тира

Основные города древнего острова Тира навсегда стерты с лица Земли. Но раскопки Акротири, поселения эпохи Бронзового века на окраине Санторини, свидетельствуют о том, что это был не единственный город на уничтоженном острове. Об этом рассказывают фрески.


Акротири был погребен под слоем пепла, подобно Помпее, но жители успели покинуть город до наступления катастрофы. Поселение сохранилось в отличном состоянии, но остатков людей в нем не обнаружено. В домах нет ювелирных украшений и прочих ценностей, которые видны на фресках с элегантными дамами.


Можно предположить, что вулкан просыпался постепенно. Так жители города получили преварительное предупреждение и предусмотрительно покинули поселение. Возможно, они успели доплыть до Крита и спастись в одном из городов на возвышенности.


Учитывая масштаб катастрофы, совсем неудивительно, что память о разрушении Тиры живет в легендах об Атлантиде, рассказанных Платоном тысячу лет спустя.

Во II тысячелетии до н. э. на острове Крит существовала минойская цивилизация. Впервые сведения о ней начал собирать Роберт Пэшли, а окончательно подтвердил существование цивилизации Артур Эванс, всерьёз занявшийся Кносским дворцом. До этого эпохального события учёных отделяли годы заблуждений, когда минойскую цивилизацию не воспринимали как обособленную - называли просто предшественницей микенской цивилизации.

История минойской цивилизации

По мере изучения цивилизации она получила собственное имя - Эванс назвал её минойской, в честь царя Миноса. Потомками минойцев, возможно, были этеокритяне (или истинные критяне), о которых писал Гомер. Главными очагами минойской культуры были дворцы - экономические и политические центры в Закросе, Кноссе, Фесте и Тилиссе. Каждый из найденных и изученных дворцов имеет уникальные черты, но у всех есть объединяющие особенности. Так, минойские дворцы были монументальными и многоэтажными сооружениями с внутренними дворами и массивными колоннами.

О минойцах достоверно известно: они имели огромное влияние за пределами Крита - на материковой Греции найдено немало ремесленных изделий, привезённых с острова. Минойцы наладили торговые связи, в том числе с Египтом, откуда завезли на Крит архитектурные идеи и папирус. Они поддерживали отношения с островами архипелага Киклады, Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и прочие артефакты минойцев продолжают находить в разных точках - на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Всё это указывает на высокий уровень организации и стремление к установлению контактов с другими народами.

В Восточном Средиземноморье минойскому флоту не было равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами. В результате мощь флота и успехи в судостроении достигли таких недосягаемых масштабов, что современные исследователи называют минойский Крит морским государством. Конечно, процветанию послужило удачное расположение острова на перекрёстке важных морских путей.

Процветание цивилизации нарушила природная катастрофа: извержение вулкана Тира. Волна землетрясения докатилась до берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Оказались разрушены жилые кварталы и наиболее важные дворцы. Почти нетронутым остался только Кносский - впоследствии здесь зародилась династия, влиявшая на жизнь Крита до прихода микенцев. Захватив остров, они адаптировали линейное письмо минойцев к потребностям собственного языка.

Сегодня нельзя сказать точно, с чем была связана гибель минойской цивилизации – самой развитой в древней Европе. Был ли упадок связан только с землетрясением или руку к исчезновению приложили захватчики - это предстоит выяснить.

Культура минойцев: наследие цивилизации

От минойцев современным грекам достались многочисленные археологические находки. Эти люди обладали великолепным чувством формы, о чём можно судить по обнаруженным чашкам, сосудам в виде голов животных, кувшинам и статуэткам. Если древние жители Крита создавали изображение человека, то никогда не делали позу статичной - они отлично передавали движение. До нас дошли резные изделия из камня, керамика разных видов и искусно выполненные фрески. Самое большое собрание минойского наследия сегодня можно увидеть в музеях Ираклиона.

Неплохо изучены религиозные взгляды минойцев. Они поклонялись в основном богиням - культура строилась на матриархате. Широкое распространение получили изображения божеств в разных ипостасях: повелительница животных и скота, богиня плодородия, урожая, домашнего хозяйства, городов, подземного мира. Богинь изображали с птицами, змеями или с животными на голове.

Минойцы имели превосходно развитое сельское хозяйство. Они не только разводили скот и выращивали зерновые культуры, но и одомашнили пчёл, культивировали оливу и виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на диких кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья критского населения.

Не последнюю роль в процветании минойской цивилизации играло письмо. Минойцам принадлежат самые древние из найденных на Крите иероглифов. Никто не знает, был ли у местных особый язык или они заимствовали письмена из Месопотамии и Египта. Иероглифы долгое время использовались параллельно с линейным письмом А.

Сегодня туристы с интересом погружаются в минойское прошлое Крита. Но в стремлении увидеть Кносский дворец не нужно забывать о десятках других памятников этой цивилизации. На склоне холма возле залива Мирабелло расположены остатки поселения Гурния, имевшего небольшой дворец. От раннеминойского периода остались фундаменты города Пиргос. А по дороге из Иерапетры в Айос-Николаос можно попасть на раскопки Василики - уникального поселения, которое датируют ещё додворцовым периодом.

Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Фрагменты Кносского дворца

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Минойская цивилизация. Древний Крит и его обитатели

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Наследие древних цивилизаций. Минойская культура

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Табличка с надписью кипро-минойскийм письмом.


Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Хронология

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Доминойский период Крита

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.

Пещеры на пляже Маталы


Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Цилиндрическая печать из Арслантепе


Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.

Лабрис как символ минойской культуры

За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IA периоду. (фото Harrieta171)


Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Культурные связи

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Фестский диск.


Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

«Рыбак». Минойская фреска с Тиры

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

РУИНЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо. Минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом «А»), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Наследие древних цивилизаций. Санторин и Тира

Государство

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.

Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).

Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка.

Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).

Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата.

"Pillar Shrine" within the Minoan palace of Cnossus, Crete. XVI век до н. э.


В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Культура и технологии

Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ванными и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков.

Минойская_цивилизация

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская(Название «минойская» (соответственно минойцы - народ, населявший Крит в древности) было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса.) культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой. Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., иначе говоря - конец так называемой эпохи ранней бронзы. Часть Европы ещё покрыта густыми лесами и болотами, но кое-где на карте континента уже можно заметить отдельные очаги земледельческих и земледельческо-скотоводческих культур (юг и юго-восток Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция). В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

Самый первый из всех критских дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе (центральная часть Крита, неподалеку от северного побережья острова). По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита - царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (слово, заимствованное ими из какого-то догреческого языка). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем. Раскопки действительно обнаружили здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м, включавший около трехсот помещений самого разнообразного характера и назначения(Следует иметь в виду, что сохранились только первый этаж дворца и подвальные помещения. Первоначально же здание имело два или три этажа в высоту.). Впоследствии аналогичные сооружения были открыты и в других местах на территории Крита.

Своим внешним видом дворец более всего напоминает затейливые театральные декорации под открытым небом: причудливые портики с колоннами, как бы перевернутыми кверху основанием, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, резные каменные украшения на крышах, схематически изображающие «священные» бычьи рога, яркие пятна фресок. Внутренняя планировка отличается крайней беспорядочностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры и лестничные переходы, внутренние дворики и световые колодцы расположены без всякой видимой системы и четкого плана. Но при видимой хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор бьш вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались знаменитые игры с быками, изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца. Кносский дворец неоднократно приходилось восстанавливать после часто происходивших здесь сильных землетрясений(Кносский и другие дворцы были впервые построены около 2000 г. до н.э., окончательно же были покинуты между XV в. и 1200 г. до н.э.). Новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Дворец был снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца создали даже водопровод и канализацию. Также хорошо была продумана и система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки ещё в V в. до н.э. - в пору наивысшего расцвета их культуры - жили в полутемных, душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми, в которых хранились вино, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно.

Во время раскопок кносского дворца археологи нашли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Многие из этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружающую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой, «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Чаще всего она состоит из одной набедренной повязки. Зато на голове у них красуется великолепный убор из птичьих перьев, а на шее и на руках можно разглядеть золотые украшения: ожерелья, браслеты. Люди, изображенные на фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях. Одни чинно шествуют в торжественной процессии, неся на вытянутых руках священные сосуды с возлияниями для богов, другие плавно кружатся в танце вокруг священного дерева, третьи внимательно наблюдают за каким-то обрядом или представлением, расположившись на ступеньках «театральной площадки».

Минойские художники замечательно владели искусством передачи движения людей и животных. Образцом могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками». Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых сальто. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Смысл всей этой сцены не вполне ясен. Мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. Однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быками» не были на Крите простой забавой праздной толпы наподобие современной испанской корриды. Это был религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка.

Сцены игр с быком, пожалуй, единственная тревожная нота в минойском искусстве. Ему совершенно чужды жестокие, кровавые сцены войны и охоты, столь популярные в тогдашнем искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, жизнь минойской элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. Близ острова не было в те времена ни одной значительной морской или иной враждебной державы. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и кносский, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными.

Разумеется, в произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в идеализированном, приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Так, на Крите часто происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. Если добавить к этому частые в этих местах морские штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии, то жизнь минойцев покажется нам не столь уж спокойной и безоблачной.

Для того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». В произведениях критского искусства (статуэтках и печатях) богиня предстает нам в различных своих воплощениях. Мы видим ее то грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов со всеми их обитателями, то благосклонной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. За этими образами угадываются черты древнего божества плодородия - великой матери людей и животных, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная по крайней мере с эпохи неолита. Рядом с великой богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, мы находим в минойском пантеоне и божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы - грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа - человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить таким образом разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился в мифе о Минотавре).

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др. Многие помещения дворца использовались как святилища-для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние часовни и т.п. Сама архитектура дворца, живопись» украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. Это был дворец-храм, где все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих их придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.

На Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его, по-видимому, было запрещено простым смертным. Taк можно объяснить то странное на первый взгляд обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного» которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кпосса не просто жили и правили - oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца, место, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела,- это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, в котором стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений: очевидно, для того чтобы предстать перед «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Сам тронный зал представляет собой небольшую прямоугольную комнату. Прямо против входа в нем стоит гипсовое кресло с высокой волнистой спинкой - царский трон. Вдоль стен идут облицованные алебастром скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками. изображающими грифонов - фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от бед.

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили сами цари и их окружение,- все это было создано трудом многих тысяч безымянных земледельцев и ремесленников. К сожалению, о жизни трудового населения Крита нам известно немногое. Оно обитало, по-видимому, за пределами дворцов в разбросанных по полям и горам мелких поселках с убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с кривыми, узкими улочками. Они разительно противостоят монументальной архитектуре дворцов, роскоши их внутреннего убранства. Простой и грубый инвентарь погребений, обнаруженные археологами в глухих горных святилищах незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных свидетельствуют о довольно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с утонченной культурой дворцов.

У нас есть все основания считать, что в критском обществе уже сложились характерные для раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Так, можно предполагать, что земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к оменту гибели дворца (конец XV в. до н.э.) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о6разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты(Наряду со свободными общинниками, очевидно находившимися в податной зависимости от дворца, на него работали, по всей вероятности, и люди, принадлежавшие к категории несвободных (рабы) или полусвободных (слуги и клиенты). Судя по аналогиям с другими раннеклассовыми обществами, существовавшими, например, в странах Ближнего Востока или в позднейшей микенской Греции, этот дворцовый персонал мог быть довольно многочисленным, насчитывая сотни или даже тысячи работников, обученных различным профессиям.). Не следует думать, что все это они делали по принуждению, только потому, что так хотелось царю или его вельможам. Дворец был главным святилищем общины, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в святилище богов, отдавая излишки своих-хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений, а также и сам трудился «во славу божию». Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников - обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу. Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использовать для своих собственных надобностей.

Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация прибавочного продукта общины в руках дворцовой элиты диктовалась ещё и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани. Торговые морские экспедиции в те времена были -сопряжены с большим риском и затратами. Государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие. Само собой разумеется, что добытые таким путем редкие товары оседали в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами-ремесленниками дворца и поселков. Итак, дворец выполнял в минойском обществе универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли.

Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы(Впрочем, не исключено, что это имя носили многие цари, правившие Критом на протяжении ряда поколении и составлявшие одну династию.). Греческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. Предание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. начинается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на о-ве Родос и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения. На египетских росписях первой половины XV в. до н.э. представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде - передниках и высоких полусапожках, с дарами фараону в руках. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти росписи, Крит был сильнейшей морской державой, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. Греческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о-ве Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря(После катастрофы остров, когда-то, видимо, густо заселенный, частично ушел под воду; некоторые отождествляют его с легендарной Атлантидой.- Примеч.ред.). Другие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Действительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа. Полнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы - растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля - превращаются в абстрактные графические схемы. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений. Судя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А).

Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства.

С тех пор упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.


Похожая информация.


Минойская цивилизация - эгейская цивилизация бронзового века, которая возникла на острове Крит и процветала в 2700-1450 гг. до н.э. В начале 20-ого века её вновь открыли благодаря работе британского археолога Артура Эванса. Уильям Дюрант именовал минойскую цивилизацию «первым звеном в европейской цепи».

Первые жители поселились на Крите еще в 128 000 году до н.э., в эпоху среднего палеолита. Цивилизация не существовала до 5000 г. до н.э., о чём свидетельствуют первые признаки развитого сельского хозяйства, положившие начало цивилизации. Минойская культура датируется 27 веком до нашей эры.

Термин «минойский» создал Артуром Эвансом в честь мифического «царя» Миноса. В греческом мифе он связан с лабиринтом, который Эванс связывал с местом в Кноссе. Учёные временами приводили аргументы в пользу того, что египетский «Keftiu», семитский «Kaftor» или «Caphtor» и «Kaptara» в архивах Мари относятся к острову Крит, но Джон Стрэйндж утверждает, что: «С другой стороны, многие признанные факты о Caphtor/Keftiu только с трудом можно связать с Критом». В «Одиссее», написанной через несколько столетий после разрушения минойской цивилизации, Гомер называет уроженцев острова Крит «этеокритянами» («истинными критянами»); возможно именно они были потомками минойцев.
Дворцы (anaktora) - самый известный вид минойский зданий выкопанных на острове. Как свидетельствуют большие архивы выкопанные археологами, дворцы были монументальными зданиями, предназначенными для административных целей. Каждый из дворцов, раскопанных на сегодняшний день, имеет собственные уникальные черты, а также объединены особенностями, которые выделяют их среди других построек. Они зачастую были многоэтажными, с внутренними и внешними лестницами, чистыми колодцами, массивными колонами, погребами, и внутренним двором.

Хронология и история

Вместо того чтобы связывать основные календарные даты с минойским периодом, археологи используют две системы относительной хронологии. Первая, созданная Эвансом, и усовершенствована более поздними археологами, основана на видах глиняной посуды и на присутствии ввезенных египетских артефактов, которые можно сопоставить с хронологией Древнего Египта. Схема Эванса разделяет минойскую цивилизацию на три главные периоды: раннеминойский (РМ), среднеминойский (СМ), и позднеминойский (ПМ). Эти периоды в свою очередь тоже делятся, например раннеминойский период на I, II, III (РМI), (РМII), (РМIII).

Другая хронологическая система, предложенная греческим археологом Николасом Платоном, основана на развитии архитектурных комплексов, именуемых «дворцами» в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе. Система делит цивилизацию на додворцовый, раннедворцовый (протодворцовый), новодворцовый (новый дворцовый) и последворцовый (в Кноссе - финальный дворцовый период) периоды. Отношения между этими двумя системами даются в приведённой ниже таблице, с приблизительными календарными датами, выведанной у Уоррена и Хэнки (1989).

предметов в культурных слоях других цивилизаций, например Древнего Египта.

Минойская хронология
3650-3000 до н. э. PMI Додворцовый период
2900-2300 до н. э. PMII
2300-2160 до н. э. PMIII
2160-1900 до н. э. CMIA
1900-1800 до н. э. CMIB Раннедворцовый период
(Протодворцовый период)
1800-1700 до н. э. CMII
1700-1640 до н. э. CMIIIA Новодворцовый период
(Новый дворцовый период)
1640-1600 до н. э. CMIIIB
1600-1480 до н. э. ПMIA
1480-1425 до н. э. ПMIB
1425-1390 до н. э. ПMII Последворцовый период
(В Кноссе - Финальный дворцовый период)
1390-1370 до н. э. ПMIIIA1
1370-1340 до н. э. ПMIIIA2
1340-1190 до н. э. ПMIIIB
1190-1170 до н. э. ПMIIIC
1100 до н. э. Субминойский период

Извержение Тира произошло во время зрелой стадии ПМIA периода. Усилия по установлению даты извержения вулкана были чрезвычайно спорны. Радиоуглеродное датирование указало на конец 17 века до н.э.; однако, радиоуглеродная датировка, противоречила оценкам археологов, которые синхронизировали вспышки с обычной египетской хронологией и получить дату около 1525 - 1500 гг. до н.э.

История


Наидревнейшие доказательства о жителях Крита - остатки сельской общины эпохи докерамического неолита, которые датируются примерно 7000 годом до н.э. Сравнительное исследование гаплогрупп ДНК современных критян показало, что мужчины составляющие группу из Анатолии и Леванта, совместимы с греками. Неолитическое население жило в открытых селениях. Хижины рыбаков строились на берегах, в то время как плодородные земли Месары использовали для сельского хозяйства.

Бронзовый век на Крите начался около 2700 г. до н.э. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры, несколько местностей на острове превратились в центры торговли и ручного труда. Это позволило высшему сословию непрерывно практиковаться в управлении и расширить своё влияние. Вполне вероятно, что первоначальную иерархию местной элиты заменила монархическая структура власти, ставшие предпосылкой для создания великих дворцов. С раннего бронзового века (3500 – 2600 гг. до н.э.), минойская цивилизация на Крите показала обещанное величие.

Минойский слиток меди, фото: Wizard191, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported

В конце СМII периода (1700 г. до н.э.), Крит охватило большое волнение, вероятно из-за землетрясения, или вторжения из Анатолии. Дворцы в Кноссе, Фесте, Малие и Закросе были разрушены. Но с началом новодворцового периода, население снова увеличилось. Дворцы восстановили в более крупном масштабе, а по всему острову построили новые поселения. Этот период (17-ый и 16-ый век до н.э., СМIII/новодворцовый период) представляет собой вершину минойской цивилизации. Приблизительно в 16 веке до н.э. на острове произошла еще одна природная катастрофа, возможно извержение вулкана Тира. Минойцы восстановили дворцы, сделав их ещё величественнее, чем прежде.

Влияние минойской цивилизации за пределами Крита признано в виду ценных минойских ремесленных изделий найденных на материковой Греции. Вполне вероятно, что правящие дома микейцев были связаны с минойской торговой сетью. После 1700 года до н.э. под влиянием минойской культуры материальная культура материковой Греции достигла нового уровня. Значительную роль сыграли и связи между Египтом и Критом. В египетских городах найдена минойская керамика. Минойцы импортировали некоторые изделия из Египта, особенно папирус, а также архитектурные и художественные идеи. Египетские иероглифы послужили моделью для минойского пиктографического письма, из которого впоследствии развилось знаменитое линейное письмо А и линейное письмо Б. Бенгтсон также доказал минойское влияние через ханаанские артефакты.

Приблизительно в 1450 году до н.э. минойская культура испытала кризис вследствие природной катастрофы, возможно землетрясения. Другое извержение вулкана Тира было связано с этим разрушением, но установление его даты и обстоятельства остаются спорными. Были разрушены несколько важных дворцов в окрестностях Малии, Тилиссоса, Феста, Агии Триады так же как и жилые кварталы Кносса. Дворец в Кноссе, как представляется, остались практически неповреждённым. Эти события привели к зарождению династии в Кноссе, которая распространила свое влияние на большую часть Крита, до тех пор, пока остров не захватили микенцы.

Около 1420 год до н.э. (по другим источникам 1375 год до н.э.) окрестности минойского дворца оккупировали микенцы, которые адаптировали минойское линейное письмо А к потребностям микенского языка. Это была форма греческого языка, которая записывалась линейным письмом Б. Первый такой архив найден в «Комнате линейных табличек» ПМII периода. Микенцы в целом были склонны не разрушать, а адаптироваться к минойской культуре, религии и искусству. Они продолжали управлять в экономической системе и бюрократии минойской цивилизации.

Во время ПMIIIA1 периода Аменхотеп III записал «k-f-t-w» (Кафтор) в Ком эль-Хэттан в качестве «Секретных земель в Северной Азии». Он также упомянул такие критские города как: Ἀμνισός (Амнис), Φαιστός (Фест), Κυδωνία (Кидония), Kνωσσός (Кносс) и некоторые восстановленные топонимы, как принадлежащие к Кикладам или материковой Греции. Если значения этих египетских названий правильные, значит, фараон не отдавал больше привилегий Кноссу ПМIII периода, чем других государствам в регионе.

После почти столетия частичного восстановления, в 13-м веке до н.э. (позднеэлладский IIIB период/позднеминойский IIIB период) большинство критских городов и дворцов пришли в упадок. Последний из архивов датируется ПМIIIA периодом (одновременно с ПЭIIIA).

Кносс оставался административным центром до 1200 года до н.э. Последней минойской территорией было оборонительное горное поселение Карфи, которое отображает остатки минойской цивилизации уже почти железного века.

Географическое расположение

Крит – гористый остров с природным заливом. На минойской территории обнаружены признаки повреждения землетрясением, а также явные признаки обоих поднятий земли и погружения прибрежных участков в результате тектонических процессов вдоль побережья.

Гомер традиционно записал, что на Крите было 90 городов. Если судить по окрестностям дворцов в период расцвета минойской цивилизации остров, был разделен, по меньшей мере, на восемь политических округов. Считается, что Кносс управлял севером, Фест - югом, Малия – центрально-восточной частью, Закрос – восточной, а Ханья - западной. В других местах найдены меньшие дворцы.

Некоторые из главных минойских археологических памятников:

· Дворцы:
· Кноссо – крупнейший археологический памятник бронзового века на Крите; был приобретен для раскопок Эвансом 16 марта 1900 года.
· Фест – второй крупнейший дворец на острове; раскопки проводила Итальянская археологическая школа вскоре после Кносса.
· Малиа – объект французских раскопок, центральный дворец, который дает возможность взглянуть на развитие дворцов в раннедворцовый период.
· Закрос – роскошное место, выкопанное греческими археологами на дальнем востоке острова. В археологической литературе оно также упоминается как «Закро».
· Галата – совсем недавно подтверждённое место дворца.
· Агия Триада – административный центр рядом с Фестом.
· Гурния – город, в котором раскопки проводила американская археологическая школа в первой четверти XX века.
· Пиргос – памятник раннеминойского периода на юге острова.
· Василики - памятник раннеминойского периода на востоке острова, который дал своё имя великолепной керамике.
· Форно Корфи – местность на юге острова.
· Псира – город-остров с ритуальными местами.
· Гора Луктас – величайший из минойский храмов из-за её связи с дворцом в Кноссе.
· Аркалохори – место находки знаменитой секиры из Аркалохори.
· Карфи – памятник позднеминойского периода, одно из последних поселений минойцев.
· Акротири - поселение на острове Санторини (Тира), недалеко от вулкана Тира.
· Зоминтос - горный город у подножья Иды.

Минойцы за пределами Крита

Минойцы были торговцами, а их культурные связи замечены далеко за пределами острова Крит, в Древнем царстве Египта, меденосном Кипре, Ханаане, далеко от Левантийских берегов, и в Анатолии. В конце 2009 года при раскопках ханаанского дворца в Телль-Кабри (Израиль) обнаружили минойские фрески и другие артефакты. Ведущие археологи пришли к заключению, что минойское влияние было сильнейшим иностранным влиянием на город-государство Ханаан. Это единственные следы минойской культуры, когда-либо найденные в Израиле.

Минойские техники и стили керамики также оказывали переменное влияние и на элладскую Грецию. Наряду с хорошо знакомым примером Тиры, минойские «колонии» нашли сначала в Кастри на Китире – острове недалеко он материковой Греции, который попал под влияние минойцев в середине 3 века до н.э. (РМII период) и пребывал под ним тысячу лет вплоть до микенской оккупации в 13 веке. Использование термина «колония», впрочем, как и «талассократия», в последние годы подверглось критике. В результате исследования минойского яруса были выявлены первые минойские поселения за пределами Крита, что изменило материковую культуру раннего бронзового века.

Цикладские острова, располагающееся вблизи Крита, острова Карпатос, Сария и Касос, находились под влиянием минойской культуры. С середины бронзового века (СМI-II) на них также размещались минойские колонии, или поселения минойских торговцев. Большинство из этих поселений стали заброшенными к ПМI периоду, но минойский Карпатос восстановился и продолжил существование минойской культуры до конца бронзового века. Другие предполагаемые колонии минойцев такие как Эгина, выдвинутые в качестве гипотезы Адольфом Фуртвенглером, позже были отклонены учеными. На острове Родос в Ялисос также была минойская колония.

Влияние минойской культуры распространялось не только на все Цикладские острова, но и на территорию Египта и Кипра. На рисунках датируемых 15 веком до н.э. в Фивах изображено множество людей, внешне напоминающие минойцев, которые несут дары. Согласно надписям эти люди прибыли из Кефтиу или с «островов посреди моря», и возможно относились к приносящим дары купцам или официальным лицам из Крита.

Определенные места в пределах Крита указывают на минойцев как на «общество заинтересованное в поддержании контактов с другими народами». Территория Закроса новодворцового периода, например, расположена в пределах 100 метров от современного побережья залива. Большое количество мастерских и богатство этой местности сырьём свидетельствует о потенциале для импорта и экспорта.

Общество и культура

Минойцы главным образом были купцами, занимающееся внешней торговлей. С 1700 года до н.э. их культура показывает высокую степень организации.

Фреска из Кносского дворца с изображением женщин, Показаны три женщины, которые были, возможно, королевами, фото: Hardwigg, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

Минойцы торговали шафраном, о чём свидетельствуют незначительные остатки известной фрески с изображением собирателей шафрана в Санторини. Как правило, археологи склонны выделять более прочные предметы торговли: керамику, медь, олово, и впечатляюще роскошные находки из золота и серебра.

Изделия минойского производства реализовывались через налаженную торговлю с материковой Грецией, Кипром, Сирией, Анатолией, Египтом, Месопотамией и государствами на запад до самого побережья Испании.

Минойские мужчины носили набедренные повязки и килты. Женщины - халаты, короткие рукава и многослойные юбки с оборками. Халаты были открыты до пупка, оставляя грудь открытой. Женщины также носили лиф без бретелек. В узорах на одежде делался упор на симметричные геометрические рисунки. Учитывая хрупкость органических материалов, возможно, носили другие формы платьев, но этому нет никаких археологических доказательств.

Язык и письмо

Знания о разговорном и письменном языке минойцев скудные, в связи с небольшим количеством найденных записей. Глиняные таблички, датированные примерно 3000 г. до н.э. были найдены с различными критскими рукописями. Глиняные таблички, вероятно, использовались примерно с 3000 г. до н.э. или ранее. В двух глиняных чашах из Кноссоса обнаружены остатки чернил, а чернильницы аналогичны чернильницам из Месопотамии в форме животного.

Диск из Фаистоса (Phaistos Disc). На Крите есть руины древнего города Фаистос (Phaistos, Phaestus, Festos). В нём при раскопках был обнаружен глиняный диск с нанесёнными на него иероглифами, которые в отличие от самого города сохранился полностью. Он датируется вторым тысячелетием до нашей эры и содержит круговые начертания из 45 видов знаков. Его предназначение и место изготовления до сих пор является предметом дискуссии. Учитывая средиземноморское происхождение диска, его очень часто относят к артефактам погибшей Атлантиды, фото: Francois C, Общественное достояние

Критские иероглифы – наиболее ранние надписи, найденные на Крите. Не известно является ли этот язык минойским или нет, а его происхождение до сих пор вызывает дебаты. Эти иероглифы часто связывают с египетскими, но они также имеют отношение к несколько другим письменам из Месопотамии. Иероглифы вошли в употребление в СМI период; их использовали в одно время с новым линейным письмом A с 18 века до н.э. (СМII), однако в течение 17 века до нашей эры (ММIII) они исчезли.

В период микенской цивилизации линейное письмо A заменили линейным письмом Б, делая записи очень архаичной версией греческого языка. В 1952 году линейное письмо Б успешно расшифровал Майкл Вентрис, однако более ранние подлинники остаются тайной. Подавляющее большинство табличек написаны линейным письмом Б, очевидно были записями о товарах или средствах. Другие записи - надписи на религиозных объектах, связанные с культом. Поскольку большинство этих надписей были краткие экономические отчеты, а не посвятительные, перевод найденных остатков минойской цивилизации является серьёзной проблемой.

Искусство

Фреска - Игры с Быком (Кносский бык, Кносский дворец). Вероятно изображён спорт или ритуал "бычьих прыжков";краснокожая фигура мужчина и две светлокожие фигуры женщин. Общественное достояние

Самая большая коллекция минойского искусства находится в музее Ираклиона, около Кносса на северном берегу Крита. Археологи использовали минойское искусство, вместе с другими остатками материальной культуры, в особенности ряд стилей керамики, для определения трёх периодов минойской культуры (РМ, СМ, ПМ) рассмотренных выше.

Так как дерево и текстиль не дошли до наших дней из-за разложения, наиболее сохранившимися примерами минойского искусства были: керамика, дворцовая архитектура с фресками, включая ландшафт, резьба по камню и замысловатые резные камни.

Религия

"Богиня змей" или жрица, выполняющая ритуал (Кносский дворец), фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Минойцы, как представляется, поклонялись главным образом богиням, а их культура была основана на «матриархальной религии». Профессор Нанно Маринатос заявила: «Иерархию и взаимоотношения богов в пантеоне трудно расшифровать по одним только изображениям». Она отрицает раннее описание минойской религии как примитивной, заявляя, что это была "религия утончённой, городской дворцовой культуры со сложной социальной иерархией. У минойцев плодородие не доминировало больше, чем в любой другой религии, в прошлом или настоящем. Они придерживались гендерной идентичности, обрядов посвящения и смерти. Целесообразно предположить, что организация и ритуалы, и даже мифология, напоминают религию ближневосточных дворцовых цивилизаций». Хотя существуют некоторые свидетельства мужских богов, изображения минойских богинь значительно превосходят изображения всего, что можно счесть минойским божеством. Некоторые из этих изображений женщин, возможно, были образами поклонников и жриц при совершении обрядов во время религиозных церемоний. В отличие от божеств, несколько богинь, по-видимому, имели изображение: Богиня-мать плодородия, повелительница животных, покровительница городов, домашнего хозяйства, урожая, подземного мира, и др. Они часто отображались со змеями, птицами, маками, и с несколько расплывчатой формой животного на голове.

Боксирующие мальчики, фреска из Санторини (Выставка B1, корпус Б в Акротири.). Их темная кожа указывает пол. Мальчик слева является лучше экипированным и носит украшения (браслеты, ожерелья), которые указывают на более высокий социальный статус. То же художник, что и выполнил фрески антилоп.

Архитектура

В городах минойской цивилизации дороги были вымощены камнем, вырезанным из блоков бронзовыми пилами. Улицы осушали, а водопроводные и канализационные сооружения были доступны через гончарные трубы лишь для высшего сословия.

Крыши зданий зачастую покрывались плоской черепицей; применялась штукатурка, дерево и плетняк для полов, возводились в два-три этажа. Обычно низ стен строился из камня и бута, а верх - из глинобитного кирпича. Крышу поддерживали потолочные балки.

Материалы, используемые в строительстве вилл и дворцов, были разнообразными и могли включать песчаник, гипс и известняк. Помимо этого, способы строительства также варьировались зависимости от конструкции. При строительстве некоторых дворцов использовали кладку из белого камня, в то время как в других применяли грубо обтёсанные мегалитические блоки.

Минойская цивилизация - культура, архитектура - Руины Кносского дворца, фото: Chris 73, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Дворцы

Первые дворцы были построены в конце раннеминойского периода в третьем тысячелетии до нашей эры (Малия). Хотя ранее считалось, что создание первых дворцов проходило одновременно и они датировались среднеминойским периодом около 2000 г. до н.э. (дата постройки первого дворца в Кноссе), теперь учёные считают, что дворцы строились в течение более длительного периода, в разных местах, под влиянием местных событий. Главные первые дворцы находятся в Кноссе, Малии, и Фесте. Некоторые из элементов, отмеченные во дворцах среднеминойского периода (Кносс, Феста и Маллии, например) присутствовали в более ранних стилях строительства в раннеминойском периоде. К ним относятся неровный западный двор и специальная отделка западного фасада. Пример этого виден в «Доме на холме» в Василиках, датируемый РМII периодом.

Дворцы выполняли множество функций: они служили центрами правительства, административным органом, храмом, мастерскими и складскими помещениями (например, для зерна).

Использование термина «дворец» для старых дворцов, означающий династическую резиденцию и центр власти, недавно попал под критику, и вместо него предложили термин «здание суда». Однако, первоначальный термин, вероятно, слишком хорошо укоренился, чтобы его заменить. Дворцовую архитектуру определяли такие архитектурные особенности как: кладка белым камнем, oртостаты, колонны, открытые дворы, лестницы и наличие разнообразных водоёмом.

Поздние дворцы характеризуются многоэтажными зданиями. Западные фасады строили из белого песчаника. Кносский дворец представляет собой наиболее яркий пример. Дворцовая архитектура первого дворцового периода определяется стилем «квадрат в квадрате», в то время как, конструкции второго дворцового периода включали больше внутренних делений и коридоров.

Общий архитектурный стандарт дворцов среднеминойского периода зависел от окружающей местности. Строения Феста этого периода сооружались в соответствии с горой Ида, а Кносса - с горой Юкта.

Колонны

Одним из наиболее значимых вкладов минойцев архитектуру были уникальные колонны, которые в верхней части шире, чем в нижней. Их назвали «перевернутыми», потому что большинство греческих колон шире внизу, создавая иллюзию большей высоты. Колоны изготовлялись из дерева, и как правило окрашивались в красный цвет. Их устанавливали на каменное основание и увенчивали подушкообразной, круглой деталью в качестве капителя.

Виллы

На Крите в результате раскопок были выявлены ряд соединений истолкованные как «виллы». Эти постройки имеют много общего с центральными дворцами новодворцового периода (например, выраженный западный фасад складских помещений, и «минойский зал»). Эти особенности могут означать, что либо они выполняли туже роль, либо эти сооружения были художественной имитацией, предполагая о знакомстве жителей с дворцовой культурой. Виллы часто богато украшали (например, фрески виллы в Агия Триада).

Сельское хозяйство

Минойцы разводили скот, овец, свиней, коз, выращивали пшеницу, ячмень, горошек и нут. Они также культивировали виноград, инжир, маслины, мак (ради семян, и возможно опиума). Минойцы одомашнили пчёл.

На Крите зерновые культуры, включая салат, сельдерей, спаржу и морковь оставались дикорастущими. Груша, айва, и оливковые деревья также были присущи этой местности. Местные жители импортировали деревья финиковой пальмы, и котов (предположительно для охоты) из Египта. Они переняли гранаты из Ближнего Востока, а не лимоны и апельсины, как часто полагают.

Минойцы разработали средиземноморскую поликультуру, практику выращивания нескольких культур одновременно. Их разнообразная и здоровая диета привела к росту населения. Теоретически этот метод земледелия позволил сохранить плодородие почвы, а также защищал от низкой урожайности любой культуры. Таблички линейной системы B указывают на важность фруктового сада (т.е., инжир, оливки и виноград) в выращивании урожая на переработку.

Фермеры использовали деревянные плуги, связанные кожей с деревянными ручками, которые парами тянули ослы или волы.

Морские ресурсы также имели важное значение для критской диеты. Среди местных продуктов были распространёнными съедобные моллюсков, морская рыба и животные. Но ученые считают, что эти ресурсы не были столь значительны относительно зерна, оливок и продуктов животноводства. На усиление сельскохозяйственной деятельности указывает строительство террас и дамб на острове Псира в позднеминойский период.

Критская диета включала в себя дичь. Критяне охотился и ели дикого оленя и кабана наряду с мясом домашнего скота. Дичь больше не водится на Крите.

Теории гибели минойской цивилизации

Между 1935 г. и 1939 г. греческий археолог Спиридон Маринатос выдвинул теорию о минойском извержении. Оно произошло на острове Тира (современный Санторини, находится приблизительно в 100 км от Крита) в ПМIA период. Это извержение было крупнейшим среди вулканических взрывов в истории цивилизации, выбросив около 60 км³ продуктов и оценён в 6 балов по шкале VEI (показатель вулканической эксплозивности). Извержение опустошило ближайшее минойское поселение Акротири, похоронив его под слоем пемзы. Кроме того ученые предполагают, что извержение и его последствия для минойской цивилизации возможно породили миф об Атлантиде.

Извержение, как полагают, серьезно отразилось на минойской культуре Крита, хотя размеры последствий ещё обсуждаются. Согласно ранним теориям выброс вулканического пепла из Теры на восточной половине острова Крит задушил растения, что в последствии вызвало голод местного населения. Более тщательный осмотр места привёл к заключению, что по всему Криту выпало не более 5 мм (0,20 дюйма) пепла. Основываясь на археологических доказательствах, найденных на Крите, исследования XXI века показывают, что огромное цунами, порожденное извержением Тира, опустошило прибрежные районы Крита и разрушило множество минойских поселений.
ПМIIIA (позднеминойский) период характеризуется богатством (т.е., богатые гробницы, погребения и искусство) и повсеместным распространением кносских стилей керамики. Однако, важность Кносса как региональный центр и его материальных «богатств» в ПМIIIB период сократилась.

Существенные остатки минойской цивилизации нашли в слое вулканического пепла ПМI периода, а это означает, что извержение Тира не привело к немедленной гибели минойской цивилизации. Поскольку минойское государство было морским и зависело от морских и торговых судов, скорее всего извержение Тира привело к значительным экономическим трудностям. Были ли эти последствия достаточными, чтобы вызвать падение цивилизации - интенсивно обсуждается. Микенское завоевание минойцев произошло в ПМII период. Микенцы были военной цивилизацией. С помощью функционального военно-морского флота и хорошо оснащённой армии они были готовы к вторжению. В погребениях на Крите нашли микенское вооружение, что демонстрирует микенское военное влияния в течение недолгого периода после извержения. Многие археологи предполагают, что оно вызвало кризис минойской цивилизации, что сделало её уязвимой для завоевания микенцами.

Синклер Худ пишет, что уничтожение минойской цивилизации, скорее всего, связано с вторжением. Хотя окончанию процветания цивилизации поспособствовало извержение вулкана Тира, итоговый конец наступил из-за внешнего завоевания. Археологические данные свидетельствуют об уничтожении острова из-за пожара. Худ отмечает, что дворец в Кноссе, по-видимому, испытал меньше ущерба, чем другие места на острове. Поскольку стихийное бедствие не выбирает цель, неравномерные разрушения, скорее всего, нанесли захватчики. Они, по-видимому, видели полезность сохранения такого дворца как Кносс для собственного использования.

Некоторые авторы указывают на доказательства того, что минойская цивилизация превысила ассимиляционный потенциал окружающей среды. К примеру, археологические восстановления в Кноссе показывают вырубку лесов в этой части Крита на поздних стадиях развития минойского развития.

Charlesraw    Август 27, 2014

Графика сайт

Как прекрасна, трогательна традиция посещать музеи и выставки современных талантов, творивших несколько веков назад.

Рисунки карандашом

Однако, не каждому доступна подобная возможность. Причины могут быть различными: отсутствие времени, территориальная удаленность от музеев, галерей и выставочных комплексов или же какие-либо иные, бытовые причины. Для таких, кто не представляет себя без красивых, уникальных, талантливых картин мы открыли портал

Это, в некотором роде, уникальный вебресурс. Интернет галерея, где таланты могут продать собственный шедевр, а фанаты живописи приобрести еще одну великолепную картину для своей коллекции. Кроме того, остальные элементы искусства также могут быть предложены к продаже и демонстрироваться на нашем портале как и картины.

Рисунки карандашом

Сайт не берет денег за наши услуги ни с тех, кто реализует картины, ни с тех, кто их приобретает. Обсудить понравившиеся шедевры искусства вы можете на форуме ресурса,

пройдя необходимую – быструю и простую – регистрацию. Свой собственный, неповторимый мир, множество единомышленников, ответы на вопросы, интересные публикации и полезные контакты – все это виртуальная галерея на вебсайте



ASRAvatism    Октябрь 21, 2014

Система учета АИСТ используется для точного сбора и обработки информации,поступающей от разнообразных энрегоресурсов.

Система АИСТ обладает автоматизированным функционалом и реализует честный контроль в сфере ЖКХ. За счет отсутствия человеческого ресурса в процессе вычислений система АИСТ позволяет свести риск предоставления недобросовестных данных по количеству потраченных ресурсов.

Основное преимущество системы АИСТ в возможности осуществления цифровой скоростной передачи информации посредством PLC-технологии. В состав системы АИСТ входят все счетчики энергоресурсов: тепловые счетчики,водные счетчики, газа, электрические счетчики.

Данные счетчики применяются для расчетов в таких системах, как СДИУ, АИИСКУЭ.Все счетчики подают, информацию о потраченных ресурсах за нужный период времени в концентратор, где происходит их централизованная обработка и хранение. Кроме того, в в систему АИСТ входят такие приборы, как RF-mesh регистратор и конвертер портов.

Вы можете

приобрести приборы системы АИСТ, позвонив на номер 8-800-775-19-75.

Aist-System,Ru - Система АИСТ



Александр    Июнь 10, 2015

Текст Фестского диска - это перечень посвящений основных правителей Крита, вероятнее всего, лунному божеству, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырёхлезвийная, возможно, использовалась и как своеобразный лунный календарь. Сам диск, - Луна в полнолуние, - своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение этого бога. Количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение диска - оберег в виде клубка змеи для этих строений и для всех живущих в них, т. к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение.
Подробнее смотри сайт: phaestos-disk,at,ua