Самые интересные места в ришикеше. Храм Нилкантх Махадев

Ришикеш — город на Севере Индии, расположенный у самых гор, его еще называют Вратами Гималаев. Место это считается священным — когда-то здесь медитировали и постигали Истину Великие Мудрецы — риши, а сейчас в Ришикеше располагается множество храмов и ашрамов (монастырей). Ришикеш и йога понятия неразделимые, город по праву считается мировой столицей йоги. Сюда круглый год направляется поток туристов и паломников, как иностранных, так и индийских.

Погода в Ришикеше. когда ехать

Приезжать в сюда можно круглый год. Единственно, в декабре и январе здесь довольно прохладно, особенно вечером и ночью. Днем температура повышается лишь до 15-20 градусов. А июль и август считаются дождливым сезоном. Если планируете посетить Гималаи и их сакральные места, то лучше приезжать в мае, июне и сентябре. С октября до середины мая перевалы закрыты.

Как добраться до Ришикеша из Дели

Добраться до Ришикеша из аэропорта Дели можно, конечно же, на такси — средняя цена 3500 рупий (примерно 50$), время в пути 5-7 часов(в зависимости от пробок на дорогах). Хотя заламывать могут и 7000 рупий… Есть более экономичные варианты — на поезде или автобусе до Харидвара, а оттуда уже на автобусе до Ришикеша. Как добраться до Харидвара мы подробно рассказываем . Стоимость автобуса до Ришикеша — от 35 рупий на рейсовом, время в пути — от 1 часа.

Из Ришикеша до Дели доехать также просто — десятки туристических агентств по всему городу продают билеты на прямые частные автобусы, которые идут до автовокзала Дели. Вот расписание, позаимствованное в одном из агентств.

Стоимость — от 450 рупий с кондиционером до 800 рупий (комфортабельные автобусы «Вольво»). Доехать до Харидвара на таком автобусе предлагают за 700 рупий.

Где остановиться. Отели

Ришикеш — город туристический, соответственно с жильем здесь проблем нет — гесты и отели на любой вкус и кошелек — от 150 рупий за кровать в общей комнате до 5000 рупий за номер с панорамным окном и бассейном на территории. Все гостиницы, в основном, сосредоточены в туристической части — справа от Ганги за мостами, если стоять лицом к Гималаям.

Также там находятся ашрамы, где также можно найти себе приличный ночлег и духовную пищу. Меньшее количество жилья имеется и слева от мостов. Мы жили как раз там, и подробно о своем отеле и окружающей инфраструктуре, подробнее об этом .

Шопинг. Магазины и сувениры

Магазины разбросаны по всему городу, но особенно они кучкуются у мостов.



Там есть все — от фруктов до сувениров.



Цены не самые низкие в Индии, в Харидваре, например, дешевле, но выбор здесь разнообразнее. Также имеется большой отдельный рынок, расположенный в не туристической части города, добраться туда лучше на тук-туке примерно за 10-15 минут.

Одежда, сувениры, чай и специи — выбор хороший и цены ниже, чем в туристической части. Тук-туки, кстати, в Ришикеше тоже не дешевы. Прайс — от 100 рупий за всего ничего — 5 минут езды… Поэтому, всегда активно торгуйтесь и о цене договаривайтесь заранее.

Обмен валюты

Обменники, которые попались на глаза, находились в районе моста Лакшман Джула с левой стороны, не переходя мост.

Их было три, один располагался в банке. Работают так себе — через раз. Банкоматы имеются, но лучше запастись наличкой. Также обменники есть и в районе рынка.

Йога в Ришикеше

Как уже было сказано ранее, город считается столицей йоги, а поэтому всяких центров и школ йоги и медитации здесь в избытке.

У нас сложилось мнение, что практически каждый отель предлагает классы йоги, медитации и пранаямы.

Также популярно и обучение Рейки . В феврале в Ришикеше даже проходит фестиваль — Неделя йоги. Если вы давно хотели протестировать йогу, то грех этим не воспользоваться, будучи в здесь. Хотя нарваться на горе-учителя здесь тоже можно. Стоимость — от 250 рублей за урок. Про качество не скажем — посетить йога-класс не удалось, хотя и хотелось — в нашем отеле было неудобное для нас расписание (хотя йогой мы занимались самостоятельно прямо на крыше отеля, вот здесь).

Но полагаем, особых разочарований быть не должно, тем более, если вы новичок.

Для занятий хорошо бы иметь коврик для йоги. В Ришикеше они продается во многих местах, если не привезли с собой, то без труда найдете здесь. Цены — примерно от 400-500 рупий. Качество очень разное. Простой коврик купить можно всегда. А вот более «навороченный», например, нескользящий или из каучука и пр. лучше, на наш взгляд лучше приобретать дома. Хотя, свой простенький коврик для йоги я покупала тоже в Индии, еще в 2012 году, будучи в йога-туре . Стоил он тогда 10 долларов. Так вот, он мне все еще служит верой и правдой и только слегка поистрепался, несмотря на то, что всегда со мной путешествует без чехла, просто привязанный к рюкзаку, и подвергается регулярным стиркам.

Массаж и массажные салоны

Конечно присутствует и то и другое, но подробнее об этих услугах в данном городе мы рассказывали .

Еда. Что поесть

С едой в городе дела обстоят также хорошо — всяко-разных кафе в изобилии. Единственно, в меню отсутствуют алкоголь, мясо и рыба, зато кое-где есть «дурманящий» йогурт … Цены приятные, интерьер тоже.



Горячее — в среднем от 80 рупий (примерно 1,2$) и выше.

На улицах много вкусного фаст-фуда от 10 рупий (0,15$).

А пиво, несмотря на запрет, все же продается во многих торговых точках, иногда вот так рядом с фруктами.

И употребляют его не только туристы, местные индусы тоже бывают не прочь.

Достопримечательности Ришикеша. Что посмотреть

Что касается достопримечательностей, то их также много, в основном, недалеко от города. Одно из таких — священный Девпраяг , куда рекомендуем съездить обязательно. Естественно, любое турагенство на улице предлагает кучу разнообразных выездных прогулок. В самом Ришикеше стоит посетить вечерний ритуал почитания Великой Ганги — Аарти. Центральная красочная церемония проходит у ашрама Пармат Никетан, где гостили когда-то Beatles.



А маленькие «домашние» аарти проводятся буквально по всей реке.

Начало — около 18.00. Также можно прогуляться по многочисленным городским храмам.

А с площадок храма Тримбакешвар (Trimbakeshwar)

полюбоваться чарующими видами на реку или же прогуляться по ней на кораблике (примерно от 100 рупий) или на сплавиться рафте (от 300рупий).





Думаю, многие едут в Индию ради поиска себя. И мы не стали исключением. Путешествия для нас уже давно перестали быть просто перемещением из точки А в точку Б. Мы пытаемся разобраться в религии и духовных обычаях отдельно взятого государства и извлечь из этого какой-то опыт. Все знают, что Индия и йога связаны тысячелетней историей, поэтому поехать в Индию и не попробовать там позаниматься йогой было бы как минимум странно. Семинар по йоге стал одной из главных целей путешествия, пожалуй, даже одной из причин поездки в Индию. Духовно просвещаться мы поехали в мировую столицу йоги в предгорье Гималаев - город Ришикеш. Название города происходит от слова «риши» («мудрец»). Там искали просветления даже The Beatles, поэтому из Варанаси мы направились прямиком туда.

Дорога в Ришикеш

Наш путь лежал через Дели, так как из Варанаси в Ришикеш прямых поездов нет. Мы добрались до Дели и пересели на автобус, который тряс нас целых восемь часов. К слову, автобус оказался весьма сносным и стоил всего 300 рупий. В Ришикеш мы приехали уже ближе к ночи, и, когда мы вышли из автобуса, на нас набросилась целая толпа рикш. Они чуть ли не дрались друг с другом, тыкая в нас пальцами и решая, кому достанется состоятельный клиент. Как вы уже знаете, рикши строят свой совместный бизнес с владельцами гестхаусов, и, поскольку в прошлый раз нам достался весьма неплохой гест (несмотря на то что в нем нас чуть не обсчитали), мы решили не терять время и сразу попросить рикшу отвезти нас в хороший гестхаус.

Гестхаус

После привычного уже процесса торгов мы наконец заселились. После 12 часов в поезде и еще восьми в автобусе, конечно, хотелось принять душ и лечь спать, но тут нас ждал неприятный сюрприз: на месте душа стояло ведро с ковшиком и кран с едва теплой тоненькой струйкой воды. Тут-то мы и ощутили, что попали на север, ибо и в комнате было очень холодно: из всех щелей (а в Индии домов без щелей не бывает) дул ветер, на каменный пол невозможно было ступить босиком, а простой поход в душ оказался мучением. Не буду рассказывать, как сложно было в последующие дни вылезать из спальника по утрам.

Но на следующий день с утра к нам прибежал наш инструктор по йоге Дима, с которым мы встретились еще в Варанаси, и радостно нас известил, что он нашел нам неподалеку идеальное место для семинара. Разумеется, местом этим был ашрам.

Что такое ашрам?

Ашрам в Индии - это что-то вроде дома или храма, в котором живут баба, возглавляющий его, его последователи, духовные преемники и просто рабочие. В классическом индийском ашраме люди занимаются духовными практиками и получают знания от гуру.

Ашрамы стали популярны среди туристов еще во времена приезда The Beatles 48 лет назад. Главный баба, или гуруджи, передает последователям духовное знание, которое сам получил от своего гуру и пользуется им в повседневной жизни. Наш ашрам, в котором мы провели 20 дней, называется Wishwa Chetan Ashram, или ашрам универсальных вибраций. Ашрам находится недалеко от подвесного моста Лакшман Джула, перекинутого через Ганг, и если вы не можете предложить свои услуги ашраму за бесплатное проживание (готовка, уборка), то можете заплатить за комнату и обедать за донейшен, как это делали мы.

Мы забрали вещи из гестхауса и пришли в ашрам. Вначале мы познакомились с гуруджи, или главным гуру Дайанандом, который оказался весьма себе харизматичным индусом. Первые дни у нас, разумеется, было очень много вопросов, ведь мы впервые оказались в таком месте и совершенно не понимали, что к чему. Вечерами мы сидели у костра и расспрашивали гуру обо всем. Оказалось, что у гуруджи есть духовный преемник и помощник, которого мы шутливо прозвали «маленький бабаджи», он живет с гуру всю жизнь с детства, учится у него духовности и помогает во всем. При этом у него тоже есть свои помощники, ведь кастовую систему никто не отменял, а сами бабаджи относятся к высшей касте брахманов. Для работы же в доме есть низшая каста - шудры. Следовательно, бабы могут командовать своими подчиненными как только захотят.
На примере ашрама можно проследить взаимоотношения между разными кастами. Так, например, шудры в ашраме не используют денег - им платят едой и жильем за работу, а все деньги идут к преемнику гуру. Сам гуру к деньгам не прикасается и может только принимать подарки. У нашего гуру из подарков было всего ничего: шестой айфон и хромированный мотоцикл. Также брахманы не могут заниматься ручным трудом и употреблять в пищу еду, приготовленную вне их касты. В общем, живется им отлично.

Пуджи

В ашраме есть распорядок, он основан на пуджах. Пуджа - это ритуал, служба, на которую собираются все члены ашрама, поют мантры, делают индуистским богам ритуальные подношения (прасад). В хижине для проведения пуджи стоит божество, которому поклоняется гуру, в центре - очаг, огонь в котором никогда не должен затухать. В нашем ашраме поклонялись богине Кали, страшной богине смерти и разрушения с черным лицом и милой связочкой черепов на шее.

Сами службы проходят в восемь утра и в шесть вечера. Туристам ходить на них не обязательно, но атмосфера там весьма мистическая и необычная. Ну и, разумеется, все сопровождается ритуальным раскуриваем чиллума - трубки с гашишем. Гашиш тоже является шива-прасадом, таким образом, курение конопли и гашиша - это в своем роде ритуал почитания бога Шивы. Зачастую на пуджи приходят бабаджи из других ашрамов и обычные люди, которые хотят спросить совета у гуру, ну или просто покурить.

Если вы живете в простом гестхаусе, но хотите приобщиться к ритуалу, вы можете прийти в любой ашрам на пуджу или же к мосту Рам Джула на Тривени Гхат (лестница, уходящая в воду) и посмотреть на ежедневную огненную пуджу в шесть часов вечера.

Реальность

В ашраме мы пробыли почти три недели, и, конечно, у нас сформировалось свое мнение об этом месте. Так вот, за индийской духовностью стоит очень много вещей, о которых не пишут в «Википедии». Например, ашрам - это зачастую очень прибыльный бизнес. Ашрам живет за счет туристов, и это касается не только донейшена за еду и платы за комнату. У бабаджи есть куча знакомых, которые готовы за ваши деньги оформить вам билеты на поезд, джип в горы, сплав по Ганге и много чего еще со своей немаленькой комиссией. Очень часто обсуждается одно, а на деле, как обычно, выходит бóльшая сумма. Совершенно очевидно, что многолетнее курение гашиша по несколько часов в день уже превратилось не в дар Шиве, а в простую привычку. К своим слугам бабаджи относятся очень грубо и неприязненно. Да и, по слухам, в плане плотского отречения садху не так чисты, как сами утверждают.
В целом я прекрасно осознаю, что в каждом ашраме свои правила и устои и что, может быть, это мы попали в такое место. Но, как гласит один из законов Вселенной, каждый человек на твоем пути - учитель, и я верю, что мы попали к этим людям неспроста.

Йога-семинар

В начале января у нас начался 12-дневный семинар. Практика была два раза в день, с утра и перед закатом. Днем мы уходили на Ганг и учились медитировать. Сложнее всего было заниматься по утрам. С полночи примерно до девяти утра вдоль Ганга гуляет очень сильный ветер, а окна нашей комнаты как раз выходили на подветренную сторону, поэтому к утру в комнате становилось очень холодно. Ночью в Ришикеше примерно 5–7 градусов тепла, а в домах, как я уже говорила, повсюду каменный пол и отсутствие нормального душа. Более того, по утрам горячей воды не было вообще. Поэтому семинар стал своего рода испытанием на прочность. Утром мы занимались в пуховиках и шапках, и только к концу занятия из-за гор выглядывало солнце.

Если вы решили поехать в Ришикеш и самостоятельно найти там инструктора по йоге, то у вас точно получится. Объявления о занятиях, разнообразных практиках и медитациях в Ришикеше на каждом шагу. Даже коврик можно купить прямо в городе. Кстати, в Ришикеше я научилась делать вожделенную бакасану (поза журавля), которая дома никак не хотела получаться.

Помните, в прошлом посте я рассказывала, как я первый и единственный раз отравилась в Индию? До сих пор не знаю, это ли стало причиной, но я решила искупаться. Да, в Ганге. В этом страшном «рассаднике заразы». И решила я сделать это символично 1 января. Сама мысль о том, что кто-то может купаться в Ганге, да еще и называть это священным действием, всегда приводила меня в ужас. Все помнят страшные картинки с трупами, плавающими в водах священной реки. Когда наш учитель йоги заныривал в Варанаси с головой в мутную воду, у меня так же мутно становилось в глазах. Но меня буквально тянуло в воду, к тому же все убеждали меня, что Ришикеш стоит практически у истоков Ганга и вода в нем кристально чиста. Тем более считается, что воды священной реки смывают все грехи и очищают тебя. Необходимо окунаться в реку с головой пять раз: за себя, за маму, за папу, за учителя и за весь мир. Но было страшно. Страшно и интересно одновременно. И я подумала: когда, если не сейчас? Окунулась я один раз в итоге. За себя, видимо. На большее меня не хватило, ибо холодно, блин! Я никогда не купалась в проруби зимой, но мне кажется, ощущения в чем-то схожи. И то ли я действительно глотнула священной водички, пока ныряла, то ли все это правда и река меня стала чистить, но на следующий день я слегла. Далее были три страшных дня со всем сопутствующим.

Ришикеш

Вообще, Ришикеш классный город. В нем куча кафе, иностранцев, йогов, ашрамов и обезьян. Последние, пожалуй, произвели на нас наиболее сильное впечатление. И речь не о тех самых рыжих обезьянах-гопниках, которые наводят священный ужас на туристов, переходящих мост Лакшман Джула. Я говорю о лангурах. Серый лангур хануман - это прототип индуистского бога-обезьяны Ханумана. Лангуры очень почитаемы в Индии. Мы познакомились с ними, когда гуляли по городу. Мы встречали этих обезьян потом не раз, но в Ришикеше лангуры были самые приветливые и вежливые и давали себя трогать. На нас произвело неизгладимое впечатление то, что дикие животные могут жить в такой близости от людей и нисколько их не бояться. Хотя, говорят, сами люди боятся обезьян, потому что иногда они устраивают разного рода бесчинства.

Ну и по традиции расскажу про заведения, в которых нам удалось отведать приличную еду по приятным ценам.

Нашим фаворитом на протяжении всего пребывания в Ришикеше стало кафе Petit Momo , в котором готовят момо - непальские пельмешки с разными начинками (сыром, овощами, картофелем), приправленные острым соусом. Вообще на севере страны момо - очень популярная еда. Средняя стоимость порции момо - 90 рупий, лапши (божественной, скажу я вам) - 50 рупий, а еще там очень вкусный кофе.

Ришикеш - это город, расположенный в штате Уттаракханд на севере Индии, в предгорье Гималаев. Он выступает мировой столицей йоги, а также святым местом для приверженцев индуизма. В XX веке здесь жили известные мастера йоги: Свами Омкарананда и Свами Шивананда, а в древности - легендарные мудрецы. Группа The Beatles в 1968 году провела здесь некоторое время, чтобы изучить медитацию вместе с известным Махариши Махеш Йоги.

Ришикеш известен также как врата Гималаев и является отправной точкой к горным паломническим древнейшим поселениям, таким как Ямунотри и Ганготри, Кедарнатх и Бадринатх. В 25 км от него расположен Харидвара - другой индуистский святой город.

Ришикеш расположен на высоте 356 метров и с трех сторон окружен холмистыми предгорьями. Вдоль него протекает река Ганг, у песчаных берегов которой находятся многочисленные святые ашрамы – обители мудрецов. Здесь река фактически начинает полноводное движение по равнине, выходя из горных ущелий.

Комплекс-обитель Гита Бхаван

Комплекс-обитель Гита Бхаван в Уттаракханде – самый известный из многочисленных ашрамов йоги, расположенных на живописных берегах священной индийской реки Ганги. Комплекс, построенный в 50-х годах, находится в окрестностях городка Ришикеша в предгорье Гималаев.

В Индии вообще великое множество мест, посетив которые будто бы оказываешься в далеком-далеком прошлом, где царит покой и умиротворение, где нет суеты и негативных эмоций. И одно из таких мест – комплекс-обитель Гита Бхаван (Уттаракханд).

Его энергетика поистине волшебна, ведь именно здесь практиковал гуру Шри Рам Сукх Дааши. Поэтому комплекс-обитель Гита Бхаван так популярен у последователей гуру.

Два раза в год они здесь собираются для совместных чтений Рамаяны. Комплекс-обитель Гита Бхаван – настоящая аюрведическая аптека, место для уединений, молитв, медитаций различных ритуалов и духовного обновления.

А какие достопримечательности Ришикеш вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Ресторан Madras

Ресторан Madras находится на живописном берегу реки Ганга. Здесь можно заказать блюда еропейской кухни, а также отведать национальные индийские напитки и десерты.

Этот ресторан идеально подойдет для туристов, которые хотят почувствовать на вкус всю привлекательность Индии. Интерьер заведения очень романтичный и в то же время необычайно загадочный. Можно рассматривать мелкие детали декора и наслаждаться ужином или обедом.

В этом ресторане часто можно увидеть, как сам хозяин заведения встречает гостей, а шеф-повар один раз в месяц организует мастер-классы по приготовлению блюд.

Самые популярные достопримечательности Ришикеш с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ришикеш на нашем сайте.

Недавно вернулся из Индии, большую часть времени я жил в городе Дехрадун, на севере страны, недалеко от Гималаев. Я жил у друга, местного жителя, и за все мои две недели мы посетили много восхитительных мест как в Дехрадуне, так и в других городах. Впечатлений масса, но особо хотелось отметить поездку в Ришикеш, который находится примерно в 40 километрах от Дехрадуна. В Ришикеш съездить была исключительно моя идея, все таки мировая столица йоги и все дела. При этом мой друг всячески отговаривал меня от этой поездки утверждая, что смотреть там нечего и вообще городишка загаженный порядком. Но, быть рядом с Ришикешем и не побывать там меня не устраивало. К тому времени я уже немного освоился в Индии и решил съездить один. Итак цена на городском автобусе 51 рупия (рубль) в одну сторону, ехать из Дехрадуна где-то 1 - 1,5ч. За это время я успел узнать в Интернете, что все основные достопримечательности находятся в "старом" Ришикеше, поэтому было принять решение сразу отправится туда, пешком, город не сильно большой.

По прибытию на автостанцию в Ришикеш я сверил направление по GoogleMaps и пошел по обочине дороги в нужном мне направлении. Моему взору тут же открылась картина ужасной помойки, которая длилась на протяжении всего моего пути (где-то 500м до поворота) слева от дороги. Помимо мусора в помойке находились, копошились, валялись, спали множество свиней, которые живут здесь, как собаки у нас в России, несколько коров и возможно козы, я точно не разглядел в далеке. Пока я шел видел их около сотни свиней, от самых маленьких до средних размеров, держутся семьями.


Еще было непонятное сооружение в этой помойке, видно "местные практикующие". Признаться честно, в Индии действительно одна из самых острых проблем это загрязнения мест проживания (обитания) бытовыми отходами оно встречается повсеместно где живут люди, но в Ришикеше мне показалось, что переплюнули все остальные города, в которых мне удалось побывать.

Дойдя до старого города и двигаясь по главной улице вверх взору открывается множество лавок пестрящих объявлениями о сплаве по Гангу на надувных лодках (их больше всего) и различных экстремальных развлекушках. За городом так же находятся баннеры.



Но сразу хочу предупредить, если вы решили "сплавиться" имейте ввиду, что экстрима может быть чуточку больше, чем вы ожидаете.

Еще в городе хватает объявлений по самым различным типам йоги. Столица, как никак.


По пути мне встретился мост через Ганг, помоему Рам Джула. На меня он не произвел никакого впечатления, мост да мост. Много народу через него ходит, коров водят ездят на мотороллерах и велосипедах. Все это при ширине моста порядка 1,7 метров.


Множество туристов и разных стран, в том числе и из Индии). После нескольких дней в Дехрадуне, для меня было необычно увидеть столько европейских лиц. С России тоже группу повстречал.

В общем прошел я через город, заглядывая в некоторые закоулочки, где-то за час с лишним. Поглядел на Ганг с набережной. Ничего особенного.


Из-за своей топографической ошибки вышел из города и направился дальше, считая, что самая красота города еще впереди. По пути мне встретилась табличка. Но должного внимания я тогда не обратил на нее. Ну водопадик еще один. После Кемпти Фола за Массури, не думал, что меня может что-то удивить.


Указательный столбик и человек в форме прояснили немного ситуацию, указав на то, что город кончился.


Развернулся и отправился назад. По пути остановился местный на джипе и предложил подвести. Я поинтересовался, что интересного можно посмотреть в городе. Он немного задумался и ответил, что пожалуй самое интересное это водопад, на который я сразу не обратил внимания. Попросил высадить меня рядом с водопадом, отблагодарил и отправился смотреть. Билет стоит 30 рупий для иностранцев и они еще требуют паспорт. Хотя касса расположена где-то в стороне от главного входа и многие, на мой взгляд, ее просто игнорируют.

Подъем к водопаду пешком занял около 40 минут, с передышками можно и весь час идти. Перед самым водопадом встретились макаки, штук 10 лазающие по кустам рядом с дорогой.

Сам водопад оказался вполне ничего так.

Плюс много много разных мартышек которые видно питаются пищей принесенной туристами и мусором.

Прежде чем начать спускаться обратно в город, я решил проверить куда ведет дорога от водопада. Она была еле заметная и уходила высоко в горы. Я долго долго шел вверх. Виду открывались прекрасные виды на город и Ганг с высоты.


На верху меня ждала маленькая деревушка и пару тракторов строящих дорогу. Пройдя деревушку я решил отправиться назад, т.к. ноги уже начали болеть. Меня подхватил местный житель на мопеде, предложив спуститься вместе. По пути рассказав, что действительно смотреть в городе не на что. Это город больше для различных пиллигримов, йога-практикантов и любителей "расширить сознание".

Он довез меня до самой набережной, где я немного прогулялся и отправился обратно на вокзал.



На вокзале Ришикеш поставил последнюю точку в нашем знакомстве с ним. Каждый автобус на Дехрадун забивался в мгновение око (сидячие места). Местные начинали бежать к новому автобусу пока тот еще ехал к месту остановки и забивали его в моментально.

Я решил подождать следующего автобуса и свидетелем отвратительной картины. Одной местной жительнице стало непосебе, видно от местной еды, а поскольку с автобуса выходить опасно - он может уехать в любой момент или место займут, она начала облегчать свой желудок прямо из окна автобуса посреди автостанции в несколько заходов. Автобус уехал, а к луже подбежала свинья и давай поедать все это дело.))) Все подлизала.

Вот такое лицо показал мне Ришикешь. Я не спорю, что там возможно много качественных школ йоги и возможности просвятиться и возвыситься, но есть и гадковатые вещи. Для туризма, на мой взгляд, город не представляет ценности. В Индии можно найти места гораздо величественнее и красивее.

Индийский городок Ришикеш, раскинувшийся у подножья Гималайских гор, считается одним из священных городов Индии и мировой столицей йоги. В этот город непрерывно стекаются паломники, желающие совершить обряд поклонения великой Матери Ганге и омыться в ее прозрачных, весьма быстротечных, но от этого не менее священных водах. Многолюдность Ришикешу обеспечивают и странники, которые отсюда отправляются в путешествие к Четырем святыням. И, конечно же, основными гостями города становятся туристы, интересующиеся такой духовно-физической практикой, как йога. Но, несмотря на все эти специфические особенности, Ришикеш удачно реализует себя как город с необычными и одновременно удивительными достопримечательностями, которые путешественники могут осмотреть самостоятельно или в сопровождении гида.

Река Ганга разделяет город на две части – восточную и западную. Более интересным для туристов является восточный берег, на который как раз и можно попасть по одной из двух основных достопримечательностей Ришикеша – мосту Лакшманджула или мосту Рамджула. Оба подвесных моста являются пешеходными. Впрочем, местных жителей этот нюанс мало интересует. Они с завидным постоянством передвигаются по подвесным конструкциям на мотоциклах.

Мост Лакшманджула располагается значительно ближе к старой части города. Изначально он был единственным канатным вариантом, позволяющим перебраться через реку. Но почти девяносто лет назад благодаря британскому правительству его заменили стальной подвесной конструкцией. Теперь туристы, безопасно прогуливаясь по мосту, могут любоваться многочисленными храмами на берегу и живописным крутым изгибом реки Ганг, резко поворачивающей в сторону Гималаев. Однако красивые речные виды далеко не главный повод для прогулки именно по этому мосту. Согласно местной легенде Лакшманджула был построен точно в том месте, где брат Рамы Лакшмана пересек священную реку и после длительных медитаций усмирил свой гнев. В итоге выше того священного места река Ганг стала более шумной и быстротечной, а ниже – речной поток превратился в спокойное течение. На границе этих «чудес» и расположился мост. И с тех пор каждый, кто проходит по нему освобождается от гнева и злости, становясь на время спокойным и умиротворенным.

На обоих берегах возле входа на мост туристов поджидают торговцы, предлагающие книги по аюрведе, йоге, медитации и недорогие четки из рудракша. Перейдя по мосту на восточный берег, путешественники могут последовать примеру паломников и отправиться на осмотр храма Шри Траянбакшвар . Многие туристы это архитектурное творение называют «свадебный пирог» или «дом с колокольчиками». В действительности храм представляет собой 13-этажное сооружение с множеством индийский божеств и колокольчиков. Также на всех уровнях обязательно встречаются магазинчики со всевозможными религиозными безделушками и приставучими зазывалами, стремящимися любыми способами заманить туристов внутрь торговых точек. Поднявшись на очередной этаж, туристы могут позвонить в колокольчик и полюбоваться видом из окна. На последнем этаже самых напористых путешественников ожидает сюрприз – великолепный вид на реку и Ришикеш, а также бородатый гуру, который за символическую плату благословляет всех желающих тилакой на лбу.

Мост Рамджула значительно моложе Лакшманджула. Стоя на нем, туристы смогут понаблюдать за плавающей в Ганге рыбой, а при наличии чего-либо съедобного в руках или сумке путникам придется защищаться от проворных обезьян, облюбовавших этот мост.

На западном конце Рамджула располагается главная стоянка тук-туков, а восточный конец украшает прогулочная набережная. Широкая Тривени Гхат выглядит более красиво и современно только с одной стороны – южной. Здесь красуются колоритные скульптуры, установлены лавочки и продаются специальные тарелочки с цветами для пускания по Ганге в знак благодарности за очищение от грехов. Прогуливаясь по широкой набережной, туристам удастся полюбоваться скульптурой Парвати и Шивы и видом противоположного берега с дивным горным пейзажем.

В северной части набережной любознательные путешественники смогут понаблюдать за церемонией массового купания. Здесь же туристам удастся осмотреть старейший район Ришикеша, заселенный санньясинами. На его узких улочках располагаются ашрамы с садиками и малопонятные строения.

В самом центре города туристам непременно стоит посетить старый храм Бхарат Мандир , возведенный в XII веке. Он посвящен всемогущему Вишну, статуя которого, вырезанная из цельного Шалиграма, красуется на серебряном алтаре внутри храма. Напротив главного входа в храм путешественникам повстречается многолетнее загадочное растение, состоящее из трех переплетенных деревьев. Считается, что эти три дерева представляют Tri Dev – тройственность Вишну. Возраст этих деревьев неизвестен, но местные жители верят в их священное происхождение.

Внутри храма можно будет посетить музей, в котором хранятся скульптуры, керамика и прочие археологические находки, датируемые III-XIV веком. Вход в храм свободный, но ожидается, что туристы внесут небольшое пожертвование на содержание этого священного места.

Еще один храм ожидает внимания со стороны туристов на окраине Ришикеша на высоте более 1300 метров над уровнем моря. Это удивительный Нилкант Махадев , построенный на том месте, где Шива выпил яд, грозивший уничтожить все живое. Внутри храма ничего особо интересного нет. А вот на крыше туристам удастся рассмотреть многочисленные цветные скульптуры, среди которых Шива, пьющий смертельный яд, и прочие божества.

Также можно будет совершить подношение богам, после чего путешественников впустят в святилище храма. Подносы с дарами продаются возле храма. Стоимость набора составляет 10–50 рупий. Причем сам храм окружен множеством торговых палаток, кафешек и магазинчиков. Компенсирует всю эту туристическую шумиху красивейший пейзаж, открывающийся с высоты горы.

Добраться до храма путешественникам проще всего будет на такси. Можно, конечно, отважиться на пешую прогулку, но дорога, поднимающаяся все время в гору, вряд ли порадует туристов. А вернуться обратно в город можно будет пешком. Заодно получиться заглянуть в бездействующий ашрам Махариши Махеш Йоги , который когда-то своим посещением прославила ливерпульская четверка The Beatles.