Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию. Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой Мурсекаев вим авиа

Крутое пике ВИМ-Авиа может вывести в чистое небо целую плеяду проблем, которая де-факто превращает отечественную авиацию в посмешище

Почему Рашид Мурсекаев не сумел посадить свой дельтаплан без шума?

У авиакомпании «ВИМ-авиа», занимавшей до последнего времени десятое место в России по пассажиропотоку и четвертое место по количеству рейсов из аэропорта «Домодедово» возникли проблемы и с аэропортом, и с пассажирами. Из-за долгов за топливо более 20 рейсов компании не смогли подняться в воздух вовремя. В начале лета была сорвана чартерная программа компании: «ВИМ-авиа» задержала почти двести рейсов, отказавшись в итоге от перевозки около 100 тыс человек. Руководство «Домодедово» более не намерено не только заправлять ее самолеты в долг, но и вообще обслуживать эту компанию. В последние три дня рейсы совершелись под гарантийное письмо от «Татнефти», обещавшей оплатить топливо, однако при наихудшем развитии событий, полеты «ВИМ-авиа» могут прекратиться уже сегоденя в полдень. На данный момент у компании уже нет собственных средств на текущую деятельность, а внешние источники финансирования не готовы оказать ей помощь.

Перевозчик на прошлой неделе уже попросил о помощи государство, говорит представитель курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигулина. Речь идет о госгарантиях по кредитам. Дворкович, по ее словам, переправил письмо в Минтранс с предложением «проработать».

Тем временем в Министерстве транспорта не готовы оказывать такую помощь, вместо этого в ведомстве уже начали готовиться к возможному краху авиакомпании. По словам представителя Минтранса, Росавиацииуже поручено проработать с авиаперевозчиками маршрутную сеть «ВИМ-авиа» с целью определения ответственных за перевозку пассажиров, в случае если та не сможет выполнять рейсы. Будет проведена оценка потенциальных финансовых рисков «ВИМ-авиа» по перевозке пассажиров до конца текущего года. При необходимости Росавиации поручено ввести ограничение глубины продаж билетов, добавляет представитель Минтранса. Он также рекомендует пассажирам чартерных рейсов авиакомпании еще до выезда в аэропорт уточнять у своего туроператора информацию о выполнении рейсов.

«ВИМ-авиа» ищет агента по реструктуризации долгов, на основе анонимности сообщил менеджер крупного банка. Федеральные чиновники оворят о нескольких сотнях миллионов рублей долга, «ВИМ-авиа» называет сумму в 500 млн. По данным «Ъ», объем займов и кредитов предприятия - 5,8 млрд рублей, кредиторская задолженность - 3,1 млрд рублей. В залоге у банков «Зенит» (62% банка принадлежит «Татнефти»), «Абсолют», «Образование» и прочих кредиторов 20 авиадвигателей и пять вспомогательных установок.

Тем временем в отношении руководства авиакомпании «ВИМ Авиа» возбуждены административные дела из-за накопившихся долгов по заработной плате, составляющих более 206 млн рублей. «В связи с выявленной на предприятии задержкой выплаты заработной платы работникам Татарской транспортной прокуратурой внесено представление руководству авиакомпании, а также возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей. 5. 27 КоАП РФ, в отношении самого юридического лица и его руководителя», - отмечается в сообщении ведомства.

«ВИМ-авиа» - одна из крупнейших авиакомпаний страны, ее совладельцы - Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана. Предприятие работает так:: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и расплачивается по ним, говорит менеджер крупного аэропорта. Но в этом году схема нарушена из-за провального летнего сезона, говорит топ-менеджер аэропортового холдинга. Источники на авиарынке говорят, что еще с февраля «все были удивлены агрессивным расширением флота» перевозчика за счет дальнемагистральных самолетов: с начала 2016 года компания закупила 7 широкофюзеляжных самолетов Boeing-777 . «В памяти свежа история «Трансаэро», которая активно наращивала дальнемагистральный флот и объемы перевозок, работая себе в убыток и не имея надежных источников возврата вложений», добавляют они. В случае с «ВИМ-Авиа» расчет, вероятно, был сделан на туристов из Китая. Компания получила допуски примерно на 20 прямых маршрутов в КНР, развивала транзитные перевозки оттуда в бельгийский Льеж с пересадками в Москве и Петербурге. Но в результате «ВИМ-Авиа» не хватило экипажей и судов. К тому же укрепление рубля несколько снизило интерес к РФ со стороны китайских туристов.

«ВИМ-авиа» может поддержать на плаву татарстанский бизнес, уверяет человек, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Компания зарегистрирована в республике, хотя базируется в «Домодедово». Пока поддержку окажут «Татнефть», банк «Зенит» и само правительство Татарстана, предполагают «Ведомости».

Теоретически «ВИМ-авиа» может перейти в другой аэропорт, такие случаи уже бывали, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Но это займет время - от недели до месяца. К тому же и старые долги никто не спишет, указывает Рыбак. Участникам рынка известно о проблемах компании, поэтому топливные компании будут относиться к такому перевозчику очень настороженно, указывает эксперт.

Как сообщалось ранее, в начале 2015 года «ВИМ-авиа» уже была на пороге банкротства из-за долга в 4,3 млрд рублей перед Сбербанком. Ранее иски о банкротстве авиакомпании подавал банк ВТБ из-за долгов в $961,6 тыс по кредитной линии 2006 года и $1,8 млн - по линии 2009 года.

Путь Мурсекаева к небу через поставки оружия на земле

Казалось бы, что может быть проще. Поток туристов, выезжающих за рубеж, растет. Обслуживают его чартерные авиакомпании. Все они пользуются исключительно отечественными самолетами, которые расходуют слишком много топлива, и к тому же некоторые из них не могут летать в Европу - из-за высокого уровня шума. Почему бы не купить экономичные западные лайнеры - пусть даже подержанные - и не построить чартерный бизнес с нуля?

Мешает одно обстоятельство - высокие импортные пошлины на авиатехнику. Ввоз самолета, произведенного в Европе или США, прибавляет к его цене дополнительные 42%. До недавних пор никто из российских авиаперевозчиков не мог позволить себе такой роскоши. На авантюру решился лишь человек, не имеющий прямого отношения к авиации.

В 2003 году предприниматель Рашид Мурсекаев закупил 12 подержанных боингов, потратив на это, по оценкам, $160 млн. После чего заключил соглашения с туристическими фирмами и принялся теснить других перевозчиков на рынке. Его авиакомпания, называющаяся «ВИМ-авиа», превратилась за полтора года в крупнейшего чартерного оператора, чьими услугами пользуется теперь каждый пятый российский турист, вылетающий за рубеж. По общему объему перевозок за первое полугодие 2005 года - 680 тыс человек - «ВИМ-авиа» заняла шестое место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь грандам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйр». Выручку компании за это время аналитики оценивают более чем в $60 млн.

Как родился такой проект?

Мурсекаев никогда не работал в авиаиндустрии, хотя прекрасно ее знал. В первой половине 1990-х он вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов - коллекция набралась внушительная. В 1997 году, правда, «Белуха» распалась; Недорослев на базе купленных предприятий создал группу «Каскол», а Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом.

В чем он заключался? Если коротко - предприниматель продолжил работать с долгами. Например, с деньгами, зависшими в Инкомбанке. В ходе скупки долгов «Инкома» Мурсекаеву достался пакет акций Морбанка - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил этот банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из крупнейших в стране. В 2002 году он продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 млн.

А в 2000 году будущий владелец «ВИМ-авиа» приобрел долг разорившейся авиакомпании «Аякс». За ней числился грузовой самолет «Руслан», чья рыночная стоимость превышала $20 млн. Гигантский лайнер стоял брошенным в одном из аэропортов Голландии, на него претендовали несколько покупателей, в том числе одна британская авиакомпания. Но Мурсекаев, ввязавшись в судебную тяжбу, растянувшуюся на два с лишним года, смог отбить самолет у конкурентов. Вызволенный из рук судебных приставов «Руслан» предприниматель выгодно перепродал.

Благодаря подобным сделкам Мурсекаев заслужил репутацию талантливого посредника. «Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - говорит один из его деловых партнеров.

А потом настал момент, когда Мурсекаев почувствовал: пора покупать иностранные самолеты.

В истории с арестованным «Русланом» Мурсекаеву помогал Виктор Меркулов, бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр». Меркулов в 2002-м задумал создать авиакомпанию, которая владела бы иностранными самолетами и специализировалась на чартерных рейсах. Он зарегистрировал фирму «ВИМ-авиа» (от «Виктор Иванович Меркулов») и принялся реализовывать свой план. На этом этапе и подключился Мурсекаев, которого тоже увлекла идея открыть собственные авиалинии. Позже он выкупил 75% «ВИМа» у Меркулова. Последний до сих пор - президент компании, хотя, по корпоративной легенде, название VIM (на бортах боингов оно пишется латиницей) происходит от английского vim, что означает «энергия», «напор».

В 2003 году, когда предприниматели окончательно согласовали проект, покупать самолеты было самое время. После терактов 11 сентября 2001-го авиаиндустрия переживала кризис, компании избавлялись от лишнего парка. Мурсекаев и его команда объездили полмира в поисках подходящих машин, пока в итоге не договорились с чартерным авиаперевозчиком Condor, принадлежащим немецкой компании Lufthansa. «ВИМ-авиа» собиралась начать с 2–4 самолетов, но Condor продавал одним лотом 12 Boeing 757-200, зато со скидкой. Упустить шанс было бы неразумно. Почему такой же возможностью не воспользовались другие российские авиакомпании? Как сказал Forbes Мурсекаев: «Потому что другие - государственные и полугосударственные». Иными словами, неповоротливые.

Контракт заключили в привычном для Мурсекаева стиле - быстро, невзирая на гигантскую сумму, в которую обошлись покупка и ввоз на территорию России дюжины боингов. «Когда договор подписывался, вопрос с финансированием еще не был окончательно решен, - вспоминает гендиректор «ВИМ-авиа» Роман Пахомов. - Но мы понимали, что впереди еще год [рассрочка по поставке] и за это время успеем что-нибудь придумать».

«Что-то придумать» удалось - несколько банков в итоге согласились кредитовать сделку. Залогом послужили приобретаемые самолеты - хоть и не новые, но способные работать еще более 10 лет.

Куда сложнее, чем найти деньги, было ввезти технику в Россию. Шутка ли - это была первая покупка иностранных лайнеров, проведенная по всем правилам, без каких-либо льгот. К тому времени иностранными самолетами располагали лишь две российские компании - «Аэрофлот» и «Трансаэро». Обеим еще в 1990-х правительство дало право беспошлинно ввозить зарубежную технику. Остальным желающим купить «иномарки» нужно было заплатить импортную пошлину и НДС.

Таможенное оформление и последующая сертификация Boeing 757 оказались непростым делом - ведь до «ВИМ-авиа» эту модель никто не импортировал. Чиновники едва не заставили компанию переводить всю многотомную техническую документацию самолета Boeing 757 с английского на русский. Помимо всего прочего, «ВИМ-авиа» требовалось с нуля создавать инфраструктуру для обслуживания самолетов и набирать штат. Летчиков компания переманивала, например из «Аэрофлота», предлагая вторым пилотам после обучения перейти на должность (и зарплату) первых. Обучать пилотов приходилось в США и Великобритании.

Из-за бюрократических проволочек «ВИМ-авиа» практически пропустила прошлогодний летний сезон. Зато к очередному всплеску туристической активности в мае 2005-го компания, казалось, подошла во всеоружии.

«ВИМ-авиа» договорилась с туроператорами о выполнении чартерных рейсов на весь «горячий» период - с мая по октябрь. Причем, как говорят конкуренты, контракты намеренно заключались по ценам ниже рыночных. «Они предлагали туроператорам те же направления, что и мы, - Турция, Египет, Испания, только на 10–15% дешевле», - говорит Надежда Савина из «Континентальных авиалиний». «ВИМ-авиа» могла позволить себе такую роскошь: Ту-154 и Ил-86, которые использовались конкурентами, потребляют в 1,5–3 раза больше топлива, чем боинг. Другое дело, что «ВИМ-авиа» нужно еще гасить проценты по кредитам, а боинги дороги в обслуживании. Вывод: чтобы не уйти в минус, необходимо совершать как можно больше рейсов.

Так в «ВИМ-авиа» и поступили. Однако, похоже, не рассчитали сил. Из 48 рейсов, запланированных на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по тринадцати из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. Оказалось, что сразу несколько боингов вышло из строя, а резервных самолетов у «ВИМа» не было. Хотя поломки были незначительными, на их устранение ушло время, и это привело к срыву всего графика чартеров.

Компания вынуждена была отказываться от части рейсов. «Причем нас об этом ставили в известность за 3–4 дня», - возмущается генеральный менеджер «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Некоторые туроператоры, например Tez Tour и Deeptour, предпочли резко сократить сотрудничество с «ВИМ-авиа». Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, «ВИМ» вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето.

С урезанным графиком компания начала работать без сбоев. Но как при сократившейся программе полетов окупить дорогие импортные лайнеры? «ВИМ-авиа» открыла регулярные рейсы внутри страны, пустив самолеты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. Новичок в авиаперевозках, Мурсекаев и здесь пошел на оригинальный шаг: например, чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (расстояние 6 тыс км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он купил аэропорт Читы, потратив несколько миллионов долларов.

Но, несмотря на большие расходы, которые несет «ВИМ-авиа», эксперты уверены, что проект выйдет на прибыль. По подсчетам директора аналитической компании Infomost Бориса Рыбака, для окупаемости Boeing 757 достаточно среднего налета 200 часов в месяц. В летний сезон у боингов «ВИМ-авиа» выходит и по 300 часов, говорит гендиректор компании Пахомов. Сам Мурсекаев рассказывает, что его компания собирается купить еще четыре боинга.

Если так, то поколебать позиции «ВИМа» может разве что резкий спад на туристическом рынке либо появление мощных конкурентов.

При подготовке материале были использованы данные Форбс.

В Следственном комитете сообщили, что совладельцы авиакомпании скрылись за рубежом. По данным СМИ, они улетели в Стамбул. Почему именно туда и как Мурсекаеву это удалось?

Владельцев «ВИМ-Авиа» Рашида и Светлану Мурсекаевых объявят в розыск. Следствие намерено потребовать для них заочного ареста, рассказал источник «Интерфакса».

Еще вечером в понедельник, 25 сентября, 52-летний Рашид Мурсекаев давал интервью на телекамеры в Москве. В тот же день Следственный комитет возбудил уголовное дело о мошенничестве. А во вторник, 26 сентября, как утверждают источники «Интерфакса», Мурсекаев улетел в Стамбул то ли из «Шереметьево», то ли из «Внуково». Но почему в Турцию, а не в Лондон или Монако? Свою версию Business FM изложил адвокат Александр Трещев, который ранее сталкивался с Мурсекаевым на судебных процессах:

Александр Трещев
адвокат

«Каким-то фантастическим образом ему удалось на регулярных турецких авиалиниях покинуть территорию РФ, где против неустановленной группы лиц уже было возбуждено уголовное дело. Почему в Турцию? Потому что у Мурсекаева есть недвижимость в Арабских Эмиратах, в Узбекистане и еще в ряде стран. Но я думаю, что он решил все-таки добраться до АЭ, рассчитывая на то, что из-за особых отношений, из-за лизинга самолетов у них арабы его не выдадут по запросу Генеральной прокуратуры или Следственного комитета».

У Мурсекаева квартира в Москве недалеко от Арбата, в Скатертном переулке, на одной площадке с квартирой Примакова. В том же переулке, по данным СМИ, живут Леонид Федун, Вагит Алекперов. Источник «Ленты.ру» и вовсе сообщал, что Мурсекаев никуда не уезжал, что он якобы находится в Казани, где расположен головной офис перевозчика. Мурсекаевых видели в Казани, но летом, говорит редактор казанского интернет-издания «Реальное время» Дмитрий Семягин:

Дмитрий Семягин
редактор казанского интернет-издания «Реальное время»

«О его пребывании в Казани сегодня, вчера или позавчера никому ничего не известно. Более того, в Казани головного офиса компании нет. И вообще, никакого офиса компании нет. Есть формально головной офис в Богатых Сабах, в районном центре Сабинского района, но это, по сути, формальный офис, там несколько квадратных метров они арендуют, и больше ничего».

В 1990-е Мурсекаев занимался поставками продуктов питания и ширпотреба из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику совместно с Сергеем Недорослевым, ныне президентом группы «КАСКОЛ». Потом Мурсекаев возглавил Морбанк — отраслевой банк Минтранса. Позже компания Мурсекаева получила контроль над Дальневосточным морским пароходством, в 2002 году бизнесмен купил часть «ВИМ-Авиа», а впоследствии получил и полный контроль над авиакомпанией. Он приобрел 12 подержанных Boeing, и «ВИМ-Авиа» превратилась в крупного чартерного оператора. Собеседники Forbes давали Мурсекаеву такую характеристику: «Великолепный профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо». Внезапный отъезд Мурсекаева прокомментировал банкир Александр Лебедев, в прошлом владелец авиакомпании Red Wings:

Александр Лебедев
председатель совета директоров Национальной резервной корпорации

«Понятна его реакция, там аресты начались, и, наверное, ему не очень хочется... Он хочет пережить этот тяжелый период за границей. Но то, что попадет в розыск, и то, что, скорее всего, в связи с вмешательством президента будут очень тщательно расследовать эту пирамидальную конструкцию, а она, конечно, пирамидальная... Понятно, что билетов продавалось гораздо больше, чем могла компания развезти. Понятно, что компания экономила на лизинговых платежах, на выплатах зарплаты и за керосин, брала кредиты. И часть этих денег — имеется в виду денежный поток — в кармане собственника. Не верю, что он мог спокойно сесть в самолет 26 числа. Кто-то предупредил. Может, какой-нибудь полковник Захарченко из тюрьмы продолжает предупреждать своих подшефных. Это я иронизирую. Полковники Захарченко и на свободе тоже есть. Никто же не отменял крыши».

Кстати, основной владелец «ВИМ-Авиа» — не Рашид Мурсекаев, а его жена Светлана. Правда, люди, имевшие деловые контакты с Мурсекаевым, говорят, что никогда не видели его жену, возможно, она — домохозяйка. Пока по делу о хищениях задержаны гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Екатерина Пантелеева. Оба не признают вину и утверждают, что никаких хищений не было.

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», — говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

В ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину, который гневно отчитал Максима Соколова и Аркадия Дворковича за крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» Фото: Денис Гришкин, РИА «Новости»

ПОЧТИ УЖЕ ТАТАРСТАНСКИЙ

Владелец скандальной авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев в последний год чуть было не связал свой бизнес с Татарстаном. В феврале 2016 года он перерегистрировал авиакомпанию из Москвы в Богатые Сабы, а еще развернуть в Казани международный грузовой хаб на пути Европа — Китай. Правда, на фоне текущих событий эти планы выглядят сказочными обещаниями — по официальному сообщению СК РФ, на днях Мурсекаев с женой Светланой , спасаясь от кредиторов и 40 тыс. разъяренных пассажиров, улетели из России, предположительно, в Стамбул. И в Татарстане приходу Мурсекаева уже вряд ли рады: завтра местная транспортная прокуратура обещает на пресс-конференции рассказать о зарплатных долгах и других прегрешениях «ВИМ-Авиа». Порядка миллиарда рублей, по нашим сведениям, компания «ВИМ-Авиа» должна банку «Зенит» «Татнефти». Возвращать эти долги, по всей видимости, уже нереально — по данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком).

Вчера в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину , который собрал совещание с членами правительства и гневно министра транспорта РФ Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича за крах авиакомпании. При этом Соколов получил выговор о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал ему Путин. По некоторым сведениям, президент дал подчиненным три дня на полную нормализацию ситуации. Сегодня же, как сообщил СК РФ, были арестованы гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Светлана Петренко , им предъявят обвинение.

В татарстанский суд уже поступило заявление о банкротстве авиакомпании от Мосстройбанка, который представляет агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако позднее АСВ сообщило, что отзовет иск, «учитывая возникшую социальную напряженность».

Московский источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке не сомневается в том, что Мурсекаев мог покинуть Россию. По его словам, на рынке знают бурный и спонтанный стиль работы Рашида Мавияевича, а его личность характеризуют скорее как темную лошадку. Татарстанские же коллеги, что интересно, в целом отзываются о нем благожелательно. «Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы, — сказал нам, в частности, председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким . — Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления». «Я желаю только добра данной авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации», — говорит гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев .

«БИЗНЕС Online» попытался собрать предысторию создания рухнувшей авиакомпании и очертить путь взлета и падения опального бизнесмена.

По данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком) Фото: Александр Тарасенков, РИА «Новости»

СКУПКА ДОЛГОВ И «МОРЕ – ВОЗДУХ»

52-летний Мурсекаев — барнаульский бизнесмен как минимум с 20-летним стажем. В авиационную отрасль он пришел не сразу: как указывает отраслевой портал www.aviaport.ru , в 1990-х годах занимался финансами и лизингом. В первой половине 1990-х, по информации Forbes , вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым (он был связан с Сергеем Чемезовым ) занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. Именно так в 2000 году Мурсекаев занял пост члена совета директоров сразу на двух предприятиях — Дальневосточном морском пароходстве и Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», а год спустя стал членом совета директоров еще одного авиазавода — Улан-Удэнского.

Но к началу нулевых тандем Недорослева и Мурсекаева распался. Первый занялся станкостроением в интересах «Ростеха», а второй начал выстраивать собственный бизнес. В ходе скупки долгов Инкомбанка Мурсекаев получил пакет акций Морбанка — отраслевого банка минтранса. После этого он консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), а затем продал свой пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 миллионов.

«ВИМ-Авиа», зарегистрированная в Богатых Сабах, имеет в поселке офис — он представляет собой одноэтажное здание с красной табличкой с названием авиакомпании Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2003 году Мурсекаев решился вступить на рынок воздушных перевозок с привлечением иностранных судов. Он купил 12 подержанных Boeing у авиаперевозчика Condor немецкой компании Lufthansa, потратив на это, по оценкам экспертов, $160 млн, и начал активно заключать соглашения с туроператорами. Кстати, по сведениям Бориса Рыбака , директора консалтинговой компании «Инфомост», в финансировании этой сделки помогал татарстанский банк «Зенит». Бизнесмен стартовал весьма амбициозно: уже через два года, в первом полугодии 2005 года, «ВИМ-Авиа» перевезла 680 тыс. человек и заняла 6-е место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь крупнякам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйра». Ежегодную выручку компании за это время аналитики оценивали более чем в $60 миллионов.

Здание «ВИМ-Авиа» находится на территории ОАО «Сабинское МПП ЖКХ» и огорожено зеленым забором, на котором висит амбарный замок Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно название «ВИМ-Авиа» — аббревиатура от имени первоначального создателя авиакомпании, Виктор Иванович Меркулов, у которого Мурсекаев впоследствии выкупил бизнес. Виктор Меркулов — бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр», вместе с ним в 2000 году Мурсекаев провернул весьма удачную сделку с покупкой и перепродажей грузового самолета «Руслан» обанкротившейся авиакомпании, после которой (а бои с конкурентами за самолет шли аж два года) его зауважало бизнес-сообщество.

ДЕМПИНГ, ПРОРЫВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОЛГИ

Кстати, с самого старта проекта «ВИМ-Авиа» проявился бизнес-стиль Мурсекаева — молниеносные, зачастую спонтанные решения, «рывковый» захват рынка. В 2005 году, заходя на рынок чартеров, «ВИМ-Авиа» активно демпинговала, привлекая клиентуру, и «сорвалась» — задержала более половины своих рейсов. Причем туроператоров извещала об этом всего за два-три дня, приводя партнеров в искреннее возмущение. Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, авиакомпания вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето. После этого полеты стабилизировались. Но закупленные самолеты нужно было окупать — Мурсекаев открыл внутренние регулярные рейсы. Чтобы летать из Москвы в Читу без препятствий, бизнесмен купил аэропорт Читы, потратив на это несколько миллионов долларов.

После этого с десяток лет компания оставалась заметным игроком рынка, лишь периодически получая нагоняи от регуляторов. Так, в 2007 году руководитель Росавиации Евгений Бачурин называл «ВИМ-Авиа» одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов, после чего перевозчик существенно нарастил долю регулярных рейсов в России и сгладил полетную программу. В 2011 году «ВИМ-Авиа» получила подтверждение международной IATA о включении в регистр операторов IOSA, признающее безопасность предоставляемых авиакомпанией услуг на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Тогда же «ВИМ-Авиа» и лично Мурсекаев учредили авиакомпанию «Башкортостан», в 2015 году она была продана бизнесмену Сергею Галану .

Следующий скандал вокруг бизнеса Мурсекаева разгорелся в 2014–2015 годах, когда всплыли миллиардные долги «ВИМ-Авиа» перед банками. В конце 2014 года ВТБ выиграл в суде взыскание с перевозчика $2,8 млн и впоследствии пытался инициировать банкротство, однако два раза банкротное дело было прекращено. В 2015 году обанкротить авиакомпанию решил и Сбербанк, чтобы вернуть долг в 4,3 млрд рублей, но дело также прекратили.

В 2016 году «ВИМ-Авиа» снова стала задерживать и внутрироссийские, и международные полеты, она была вызвана на ковер в Росавиацию — на компанию подали 100 исков в прокуратуру. Для нормализации ситуации авиакомпания начала пополнять воздушный парк дальнемагистральными самолетами. И вот теперь, год спустя, у «ВИМ-Авиа» — 40 тыс. «брошенных» в аэропортах мира пассажиров и 7 млрд рублей долгов.

« ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И УДАЧЛИВОГО БИЗНЕСМЕНА»

О личности Мурсекаева и его бизнесе порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Рыбак — директор консалтинговой компании «Инфомост»:

— Я не очень хорошо знаю Мурсекаева, но он всегда производил впечатление приличного человека и удачливого бизнесмена. Несмотря на то что родился не в Татарстане, будучи татарином, он имел определенные связи в республике. У него там были не только авиационные проекты. Еще первую сделку с покупкой 12 Boeing, с чего и началась история «ВИМ-Авиа», Мурсекаеву помог профинансировать банк «Зенит». Я не удивлюсь, если у владельца компании в Татарстане еще и родственники живут. То, что начались задержания сотрудников перевозчика, на мой взгляд, говорит о том, что Мурсекаев и в самом деле уехал из страны, хотя погранслужба этого факта до сих пор не подтвердила. Что касается судьбы этой до сих пор успешной компании, то все зависит от правительства. Если оно поддержит перевозчика и даст госгарантии, то перекрутятся, так как своих собственных оборотных средств у «ВИМ-Авиа» нет. Но, судя по накалу страстей, я не вижу, что их пытаются спасти. Все может закончиться тем, что этот перевозчик уйдет с рынка вслед за «Трансаэро».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Рашид Мурсекаев — это крупный авиационный менеджер. И в авиации, так или иначе, мы всех друг друга знаем. Я с ним познакомился в 2003 году. Понятно, что по роду своей работы я очень часто с ним встречался. Мы взаимодействовали, я в свое время даже давал ему в аренду самолеты. Мы вели неплохие партнерские отношения. Я ничего плохого о нем сказать не могу. Во всяком случае, в отношениях со мной всегда все было порядочно, особых проблем не возникало. Да, были рабочие моменты, но они решались. Он нестандартный авиационный менеджер, потому что принимал нестандартные решения. Так, в частности, в 2004 году он ввез 12 самолетов Boeing-757, поставив их на российскую регистрацию и заплатив таможенную пошлину. Никто до этого так не делал. Все остальные пользовались разными схемами, чтобы уйти от платежей. Это он сделал первым. Для всех остальных это был непонятный и рискованный шаг. Но, в принципе, он оказался правым. О том, что авиакомпания пришла в Татарстан, я узнал только из СМИ.

Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления — не рассчитал свои силы. Я в последний раз с ним общался где-то полгода назад — до того, как начались проблемы у авиакомпании. У него были вопросы по интерьерам. Мы обсуждали, как мы можем им помочь по интерьерным делам. Но потом как-то уже и больше не встретились. Никакого мошенничества, на мой взгляд, здесь нет. Это просто ошибка управления. Ну «Трансаэро» попало в связи со скачком курса доллара, у «ЮТэйр» было сложное финансовое положение. Это бизнес, это всегда риск. Он просто не оценил риски.

Андрей Крамаренко — научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок:

— Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена. У компании была большая дебиторская задолженность. Но это только один из факторов возникшей проблемы. Основная причина банкротства — превышение расходов над доходами. Это говорит о том, что у авиаперевозчика был не самый лучший менеджмент. Да и особенности российского рынка также способствуют банкротству авиакомпаний. Хотя в свое время у «Трансаэро» были куда более худшие показатели. Однако компания на протяжении длительного времени осуществляла деятельность, так как у Плешаковых были влиятельные покровители. Мурсекаев этим похвастаться не может. В Татарстане у него тоже, судя по всему, сегодня нет серьезных связей и тесных дружеских отношений, в противном случае банк «Зенит» дал бы ему кредит. Что касается задержаний представителей руководства компании, то, на мой взгляд, следственный комитет просто решил подзаработать очков на скандальной истории, в которую вмешался даже президент. Не думаю, что дело закончится реальными посадками. Но менеджменту все же придется отдуваться за руководителя компании, который (пока идет процесс банкротства) быстро сделал ноги, так как замаячила реальная перспектива провести несколько месяцев в СИЗО.

Совладельца авиакомпании «ВИМ‐Авиа» Рашида Мурсекаева заподозрили в бегстве из России во время скандала и фактического разорения перевозчика. Предприниматель не явился на специальное совещание по поводу финансового состояния «ВИМ‐Авиа», а затем перестал отвечать на телефонные звонки. Что известно об исчезновении Мурсекаева, чем грозит ситуация руководству «ВИМ‐Авиа» и как предприниматель основал когда‐то одну из лучших авиакомпаний в России ‐ в материале «360».

Где Мурсекаев?

Первым о возможном побеге Рашида Мурсекаева из России сообщил «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник. Собеседник агентства заявил, что предприниматель покинул страну во вторник, вылетев из столичного аэропорта Шереметьево. Другой источник издания уточнил, что Рашид Мурсекаев предположительно улетел в турецкий Стамбул.

Неназванный собеседник РБК добавил, что вместе с предпринимателем Россию покинула его жена Светлана, которая также является совладельцем авиакомпании «ВИМ-Авиа» .

Глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Государственной думе, не исключил возможности отъезда Мурсекаева из страны. Он рассказал депутатам, что совладелец «ВИМ-Авиа» не пришел на специальное совещание по поводу его обязательства оплатить расходы перевозчика в размере 50 миллионов рублей. Мурсекаев не стал перечислять деньги, а затем перестал отвечать на телефонные звонки. В секретариате «ВИМ-Авиа» тоже не стали поднимать трубку.

По данным главы Росавиации, ранее Мурсекаев говорил о готовности «за рубль продать свой бизнес и расстаться». Якобы бизнесмену надоела авиация и он распрощается с делом без сожалений.

«Предполагаю, что его уже нет на территории РФ», - подытожил Нерадько.

Что грозит руководству «ВИМ-Авиа» ?

Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Российской правовой академии Минюста Андрей Некрасов по просьбе сайта «360» объяснил, чем грозит самому Рашиду Мурсекаеву и руководству компании «ВИМ-Авиа» сложившаяся ситуация и возбуждение уголовного дела. По словам эксперта, совладельца авиакомпании могут экстрадировать из Турции, только если именно его будут подозревать в мошенничестве. Следствие утверждает, что руководство «ВИМ-Авиа» продавало билеты на рейсы, заведомо зная, что не сможет их осуществить. Сотрудники компании знали: денег не хватит на оплату услуг аэропортов и топлива, рейсы будут задержаны, а многие так и не вылетят. Именно это правоохранители квалифицируют как мошенничество.

Будет ли нести персональную ответственность совладелец компании - вопрос открытый. Мурсекаев мог не делать ничего лично, ведь у него есть топ-менеджмент, и именно его представители продавали злополучные билеты. Следователям придется доказать, что предприниматель имел к этому какое-либо отношение. Тот факт, что Мурсекаева можно назвать самым богатым человеком в компании, еще не говорит о будущем предъявлении обвинения. Пока правоохранителям достаточно сложно в чем-либо его ограничить. Пока имя Мурсекаева не фигурирует в уголовном деле, он может летать куда угодно.

Арестовывать предпринимателя в ближайшее время вряд ли станут. Для этого у Мурсекаева должен появиться официальный статус подозреваемого или обвиняемого. Такие вещи редко происходят быстро.

Это достаточно серьезные процессуальные вещи. Это можно делать быстро, но я не думаю, что в таком серьезном и крупном вопросе будет именно так. Семь миллиардов рублей [долга] - это очень большие деньги. Надо понимать, что особо крупный размер, согласно Уголовному кодексу, - это один-полтора миллиона рублей, а это астрономическая сумма. Я не думаю, что так быстро все закрутится и этот человек получит некий статус по только что возбужденному уголовному делу. Если это произойдет, то следствие может выступить с ходатайством об аресте его активов. Это, естественно, возможно. Но это не делается по щелчку пальцев

Андрей Некрасов.

По данным Росавиации, основным кредитором «ВИМ-Авиа» является банк «Зенит». По словам эксперта, сотрудники кредитной организации попытаются любым способом вернуть деньги, выделенные перевозчику. Основное имущество авиакомпаний - самолеты, которые могут быть арендованными или купленными. Если «ВИМ-Авиа» пользуются ими на правах аренды, то кредиторам рассчитывать не на что. В противном случае «Зенит» может подать заявление о признании авиакомпании банкротом. Тогда в «ВИМ-Авиа» появится внешнее управление, которое попробует «выжать» максимум из перевозчика, находящегося на грани разорения.

Это может делать основной кредитор или пулл кредиторов, то есть те, кто хочет назад свои деньги. Если счета пустые, надо срочно искать имущество и блокировать управление этой компании, вводить профессиональное управление, чтобы это имущество «не улетело», если что-то еще осталось. Это достаточно серьезная, агрессивная работа

Андрей Некрасов.

Как Мурсекаев основал компанию?

В далеком 2002 году Рашид Мурсекаев, имеющий опыт работы в международных поставках и покупки акций авиационных и оборонных заводов, решил основать собственную компанию. Тогда экс-заместитель гендиректора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр» Виктор Меркулов, ранее сотрудничавший с Мурсекаевым, зарегистрировал компанию «ВИМ-Авиа» (Виктор Иванович Меркулов), которая должна была заняться чартерными рейсами. Проект заинтересовал Рашида Мурсекаева, и в скором времени он выкупил у Меркулова 75% фирмы.

После этого Мурсекаев приобрел 12 подержанных лайнеров Boeing за 160 миллионов рублей, заключил ряд соглашений с туроператорами и начал вытеснять с рынка других авиаперевозчиков. Через полтора года «ВИМ-Авиа» стала крупнейшим чартерным оператором в России. В то время услугами компании пользовались 20% российских туристов, летающих за рубеж.

Только за первую половину 2005 году «ВИМ-Авиа» заняла шестое место по объему перевозок в стране с показателем 680 тысяч человек. За шесть месяцев компания заработала 60 миллионов долларов.

За следующие 12 лет «ВИМ-Авиа» переживала взлеты и падения, однако никогда не оказывалась в ситуации, схожей с нынешней. Чем именно закончится истории когда-то одной из лучших авиакомпаний России, покажет время.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2017 года стало известно, что Росавиация инициировала внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", задержавшей на днях десятки рейсов.

24 сентября российская газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-секретаря вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Алию Самигуллину сообщала, что авиаперевозчик попросил власти о предоставлении госгарантий по кредитам.

ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - российский пассажирский авиаперевозчик.

История

Основателем "ВИМ-Авиа" был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов (название ВИМ составлено из его инициалов). В 1990-х годах он был одним из управляющих в транспортной авиакомпании "Волга-Днепр". В 1997 году основал собственную компанию "Аэрофрахт", занимавшуюся чартерными грузовыми и пассажирскими перевозками; в разное время она эксплуатировала самолеты Ту-134, Ту-154, Ту-20, Ил-62М, Ил-76, Ан-12 и др.

30 августа 2003 года "Аэрофрахт" лишился сертификата эксплуатанта из-за ряда нарушений: задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских. Также в июне 2003 году при проверке выяснилось, что Ту-154Б-2 "Аэрофрахта" прилетел из ОАЭ в Астрахань с превышением максимального посадочного веса на 10 т.

В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию "ВИМ-Авиа", которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года и начала выполнять грузовые и пассажирские рейсы на Ил-62М и Ан-12.

В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций "ВИМ-Авиа" супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, оставшись президентом компании (занимал пост до своей смерти в 2006 году).

Мурсекаевы приобрели для компании у Condor (Германия) и American Trans Air (США) 16 пассажирских самолетов Boeing 757, выпущенных в 1990-х годах. Сумма сделки составила около $85 млн. Кроме того, в состав "ВИМ-Авиа" были включены авиационные активы "Центр Капитала" - "Чита Авиа", а также аэропорты Читы и Братска.

На самолетах Boeing 757 авиакомпания начала выполнять чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. До 2014 года специализировалась на чартерных рейсах, в октябре 2004 года стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. Уже в 2006 году "ВИМ-Авиа" вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007 году из ее состава как непрофильные активы были проданы аэропорты. При этом был создан холдинг "ВИМ-Авиа", куда вошли авиакомпании "РусЭйр", "Башкортостан" и "Русское Небо" - все они прекратили полеты в 2012-2015 годах.

8 ноября 2011 года Росавиация ввела ограничения в сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", запретив ей летать в Европу. Причиной стал инцидент 3 ноября 2011 года, когда в Париже российские летчики устроили перепалку с персоналом аэропорта. Это могло стать поводом для внесения авиакомпании в "черный список" Евросоюза. Ограничение было снято в конце июня 2012 года.

В 2014 года "ВИМ-Авиа" отказалась от чартерной специализации, доля пассажиропотока внутренних рейсах достигла 90%. В том же году авиакомпания начала эксплуатировать самолеты Airbus A319 и Boeing 767. В июле 2015 года в парк "ВИМ-Авиа" вошли Boeing 737 и 777.

В 2015 году СМИ начали сообщать о финансовых проблемах перевозчика. В январе-феврале 2015 года иски о его банкротстве подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, однако производство по большинству из исков суды прекратили летом 2015 года. Сезон 2016 года компания провела без сильных затруднений, авиакомпания серьезно нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Также весной 2016 года компания сменила адрес регистрации с Москвы на поселок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан. В апреле 2017 года "ВИМ-Авиа" приобрела 100% акций аэропорта города Братска (Иркутская область).

Снова о проблемах с "ВИМ-Авиа" СМИ начали сообщать летом 2017 года: в некоторые дни авиакомпания отменяла или надолго задерживала до 20 рейсов. Более 200 тыс. ее пассажиров перевезли другие компании. В середине сентября 2017 года стало известно о крупной задолженности "ВИМ-Авиа" перед аэропортом Домодедово и поставщиками топлива. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилось в правительство с просьбой о поддержке при выплате кредитов. В самой компании заявили, что проблемы с погашением задолженности вызваны "традиционным сезонным спадом". 23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов "ВИМ Авиа" продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.

Парк, основные хабы и направления

По состоянию на сентябрь 2017 года парк "ВИМ-Авиа" насчитывает 23 воздушных судна: 12 Boeing 777 (взяты в лизинг в 2015-2017 годах), по четыре - Airbus A319 и Boeing 757, два Airbus A330 и один Boeing 767. Средний возраст самолетов - 19 лет. В июле 2017 года компания подписала соглашение о лизинге 15 новых российских самолетов МС-21.

Базовый аэропорт - Домодедово Московского авиаузла. Второстепенным узлом является Санкт-Петербург. Всего компания обслуживает порядка 50 регулярных направлений.

Показатели

В 2015 году "ВИМ-Авиа" перевезла около 1 млн 613 тыс. человек. Авиакомпания выполнила 11 тыс. 414 рейсов, из них 10 тыс. 520 регулярных (более 90%).

В январе-августе 2017 года "ВИМ-Авиа" перевезла 1 млн 834 тыс. пассажиров (10-е место среди авиакомпаний РФ, рост на 31% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года), средний процент занятости пассажирских кресел - 76,1%. По перевозкам грузов и почты авиакомпания занимает в РФ 11-е место (11,7 тыс т.).

Выручка авиакомпании в 2016 году составляла 17 млрд 174 млн руб. (рост на 38% по сравнению с 2015 года), чистая прибыль - 89,1 млн руб. (снижение в 5,7 раза).

Руководство

Генеральный директор компании - Александр Кочнев.

Собственники

Светлана Мурсекаева является владельцем 99% акций "ВИМ-Авиа", ее мужу Рашиду принадлежит 1%.