Альгамбра – Мавританский замок на Христианской земле. Мавританский замок синтры Мавританский замок в испании

Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем рождения мавританского искусства в Испании. Даже распад в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную чувственность и вместе с тем еще большую жизненную энергию.

Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем рождения мавританского искусства в Испании. Даже распад в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную чувственность и вместе с тем еще большую жизненную энергию.

Всем известный архитектурный ансамбль «Альгамбра», бередящий в воображении старые легенды о любви и рыцарстве - вершина мавританского искусства. Первоначально дворцовый комплекс не имел единого плана, так как возводился в Гранаде в разное время, но не смотря на это, он отличается целостностью и архитектурным единством..

Эмир Аль-Ахмар (первый эмир династии Насридов) задумал замок Альгамбра, как свою новую правительственную резиденцию. Строить её он решил в 1239 году на самом высоком холме Гранады - Красном холме. На этом месте ещё в IX веке существовала древняя римская крепость. Но дворцы и административные здания Амальгамбры, дошедшие до нас, относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи - Иусуф I и его сын Мухаммед I. Мухаммед I лично руководил строительством, беседовал с архитекторами, художниками и рабочими; занимался планировкой сада, высаживал редкие растения, прекрасные кусты и красивые цветы - именно благодаря ему замок Альгамбра и сохранился до сих пор.

Дворец Комарес был главной резиденцией Альгамбры, в центральной части которого располагался знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Назвали так его уже позже, в XVII веке, из-за миртовых деревьев, которые были высажены по длинным сторонам прямоугольного водоема, расположенного во дворе. В зеркальной глади водоема отражаются золотисто-розовая башня Комарес (высота ее 45 метров), и голубое небо, расширяя пространство двора и создавая ощущение легкости и простора.

В центре башни Комарес расположен великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Размеры этого зала -11,3x11,3x18,2 метра, он самый большой в Альгамбре, и был возведен в XIV веке. В зале- 9 больших арочных окон, размещенных на уровне пола, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Благодаря толщине стен в Зале послов, которая достигает 3 метров, каждое из окон превратилось в самостоятельное, богато украшенное пространство - типа лоджии. Эти окна-лоджии добавляют церимониальному залу Альгамбры лирическую интимность, из них властители Гранады наблюдали за жизнью подданых и любовались красотами страны. Созидая Тронный зал, опытные мавританские архитекторы показали поистине чудеса, играя со светом и устремляя его через окна с искусной резьбой и цветными стеклами. Ниспадая на сияющие стены, свет озаряет зал пронизывающим волшебным сиянием. Свет льётся не только из нижних окон, но и из 20 зарешеченных верхних окон. Вершина мастерства арабских зодчих - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окружен сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, венчающихся в центре маленьким сталактитовым куполом.

Тронный зал является самым историческим залом Альгамбры. Не все факты имеют историческое подтверждение, но говорят, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

Противоположностью открытого и освещенного пространством Миртового Дворика является затененный арочный проход в башне Комарес, влекущий к себе таинственной, прохладной полутьмой. Перед входом в башню расположен вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» - Зал Лодки. Отдельные ученые поясняют это название сходством рисунка потолка зала с килем корабля. Но испанский писатель Карлос Паскуаль выдвинул гипотезу о происхождении слова «барка» от арабского «барака» - «благословение, благодать», которая кажется очень вероятной.

По соседству с дворцом Комарес расположен Львиный дворик, относящийся к типу дворцового здания-сада. Именно здесь проходила частная жизнь халифов Гранады, закрытая от посторонних взглядов. Львиный дворик был построен второй половине XIV века. Название двора не случайно: двенадцать львиных фигур окружают расположенный в центре небольшого открытого дворика фонтан. Изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора львы, помещены как лучи звезды.

Такое количество львов выбрано не зря. Как гласит давняя легенда, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Визирь же и посоветовал султану окружить фонтан фигурами львов, которые доставили в Альгамбру из старого дворца в Альбуйеине. Но ученые не верят в эту историю и относят к легендам, так как считается, что львы у фонтана появились только в XVI веке - уже после падения Гранады. Но и историки, и искусствоведы сходятся в одном: чарующая тишина Львиного дворика, нарушаемая только журчанием водяных струй, скрывает много тайн.

Горные склоны Сьерра-Невады в изобилии поставляли воду ручьям, садам и фонтанам Альгамбры. Вода - земная стихия, которую мавры ценили превыше всего. Жители Востока считают фонтаны, ручьи и водопады такой же характерной частью архитектуры, как греки- колонны. Не зря на одном из фонтанов в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Львиный дворик интересен не только статуями львов. Еще одно украшение дворика - «Зал сталактитов», расположенный на его западной стороне. Зал получил свое название из-за кружевного убранства потолка. И хотя потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и был заменен в 1614 году эллипсовидным покрытием, название сохранилось до сих пор.

Просторный «Зал двух сестер», расположенный на северной стороне Львиного дворика, тоже имеет свою историю: в нём сначала были заключены, а потом умерли две сестры-христианки, разделённые со своими возлюбленными. Арабские мастера, создавая этот квадратный зал, сделали чудеса: прекрасный орнамент отделки, в котором шедеврально соединили холодный блеск изразцов, жизненную теплоту дерева и пластичность матового стука. До нашего времени сохранилась лепнина «Зал двух сестер», удивляя и завораживая сегодняшнего путешественника: невозможно найти двух одинаковых изразцов в этих резных сотах. Находясь в этом зале, кажется, что, обернувшись, ты увидишь саму красоту…

Ещё один зал, «Зал Абенсерхав», расположенный напротив «Зала двух сестер», имеет мрачное прошлое. Как гласят предания, именно здесь, в 1482 году произошли кровавые убийства. Расчищая путь к трону для своего сына, жестокий правитель вызвал во дворец еще 36 претендентов на престол. Встреча происходила в этом зале и закончилась ужасно: палач перерезал горло всем конкурентам.… Прошло почти 6 веков с тех пор, но даже сейчас людям иногда чудятся пятна крови.

Мавританские поэты, описывая Гранаду и замок Альгамбра, не скупились на метафоры: «радость детей», «неувядающий сад цветов и фруктов», «истинный рай Магомета». Жители Востока представляют рай блистательным и роскошным, наполненным радостями жизни. Рай видится им чудесным садом с изумрудными лугами, полноводными, чистыми реками и земными наслаждениями.

Время строительства замка Альгамбры совпало со временем реконкисты в Испании - длительной и тяжелой борьбой испанцев против арабских завоевателей. Правители Гранады хотели скрыться за толстыми стенами Альгамбры от тревожных новостей и мыслей, забыть все опасности, предательства и измены и не думать о завтрашнем дне. В крепости, среди утонченной роскоши, и сейчас чувствуется та безмятежность, зовущая мечта, так привлекающая властителей Востока.

Повторив несметное количество раз простые архитектурные элементы, мастера смогли создать неповторимые сложные формы. Мусульманам религия не разрешает изображать живые существа, и они искали идеи и вдохновение в природе. Наблюдая и переосмысливая каждый цветок, каждый листок, мастера превращали их в геометрические шедевры. Арабская письменность, выполненная мастером- резчиком по камню или дереву, тоже превратилась в искусство. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эта фраза, включенная в орнамент, повторяется несчетное число раз.

Одна из легенд гласит, что султан Боабдиль спрятался в тайнике за пределами замка, когда христианские армии подошли к Альгамбре, чтобы не видеть, как над сердцем Гранады взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина то, что не мог защитить, как мужчина».

В следующие века Гранадой правили христианские правители. Фердинанд Великолепный в 1515 году издал специальный указ о сбережении Альгамбры - «столь исключительного и великолепного сооружения». Одним из последующих королей Испании был построен на территории замка новый королевский дворец. Возводил дворец архитектор Педро Мачука, который в то время реставрировал Альгамбру и ухаживал за ее садами. Так как Мачука был учеником великого Микеланджело, то он решил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

Новый дворец, отягощенный пилястрами и барельефами, не походил по стилю на легкую архитектуру Альгамбры. Он смотрится чужаком в ансамбле мавританских зданий, продукт другой эпохи, других вкусов, иных систем эстетических и нравственных ценностей. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».

В Гранаде с 1536 года была резиденция Карл V- императора Священной Римской империи. Он согласился не перестраивать Альгамбру, хотя и хотел возвести здесь ротонду, которая так и не была закончена...

Мавританский замок Альгамбра.Часть 1.

Мне скажи, какие замки
В отдаленье ясно видно?
- Первый замок: то Альгамбра
- Славно в мире это имя.
Дальше стены Алихарес
- Красоты строенье дивной,
Украшал их королевства
Зодчий лучший, знаменитый, "

Альгамбра — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании

В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправившись через Гибралтарский пролив, вторглись на Пиренейский полуостров. С тех пор maurus (от греческого слова «темный») — название одного из берберских племен северо-западной Африки — распространилось на всех мусульманских завоевателей Испании

Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата — обширного, мощного и процветающего государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы.

Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, интимности, утонченной чувственности и вместе с этим еще большей жизненной энергии. Своей вершины мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра», с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве.

Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий «золотой век

Честь основания Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок.

Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи — Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенствовал искусства, которые принесли славу его империи

Мухаммед I общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Альгамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, которые они укрывали. Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик.

Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит огромная роль в этом дворике.

Когда строилась Альгамбра, в Испании завершалась реконкиста — многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей.

Перешагнув порог Альгамбры, властитель Гранады хотел оставитьсвои горькие мысли, не вспоминать об опасностях, изменах и междоусобицах и не тревожиться о том, что принесет завтрашний день. Здесь до сих пор царят безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчинено изощренной, чувственной роскоши.

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство. Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавританские мастера тем самым создали самые сложные формы.


Ислам запрещал изображать живые существа, и они черпали свое вдохновение в природе. Сорванный в саду лист превращался в геометрическое совершенство, даже арабские письмена стали особой формой искусства. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», — эта фраза повторяетсянесчетное число раз


Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианские армии подошли к Альгамбре, султан Боабдиль спрятался в тайном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мавританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как мужчина»

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры — «столь исключительного и великолепного сооружения

Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

В 1536 году Карл V- император Священной Римской империи — перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена.

В 1812 г. французская оккупационная армия, уходя, взорвала некоторые постройки Альамбры. По приказу маршала Сульта под многие башни подложили взрывчатку и снесли их. Существует легенда, что собирались взорвать и дворцовый комплекс, но его спас капрал инвалидной команды Хосе Гарсия, бросившись на пороховой шнур; в честь его подвига у входа в Алькасабу с площади Альхибес установлена мемориальная доска. Но документальных подтверждений этого события нет.В 1821 году Альамбра пострадала от землетрясения.

Тогда же начались работы по реставрации Альамбры, в которых особо прославились архитекторы Хосе Контрерас Осорио (руководивший работами в 1841—1843 г.), его сын Рафаэль Контрерас-и-Муньос (в 1847—1890 г.) и внук Мариано Контрерас Гранха (в 1890—1910 г.). Впрочем, по современным представлениям их реставрация была далека от научной, они исходили из распространённых в то время и весьма искажённых представлений о мавританской архитектуре, породивших даже архитектурный стиль «альамбризм».

Ближе к историческому облику Альамбру вернул архитектор-реставратор Леопольдо Торрес Бальбас, хранитель музейного комплекса в 1923—1936 г.

Со второй трети XIX в. Альамбра стала привлекать европейских и американских романтиков — литераторов и художников; в частности, она произвела сильное впечатление на Вашингтона Ирвинга, жившего в 1829—1832 г. в Испании, а также на Джорджа Ноэла Гордона Байрона, Франсуа-Рене де Шатобриана, Виктора Гюго, Эдварда Бульвер-Литтона и других.

Архитектура

Алькасаба

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.

Кубическая башня (правильней: круглая башня), или Ла Таона, — полукруглая башня со смотровой площадкой, с которой открывается вид на долину реки Дарро и квартал Альбайсин. Построена в 1586 г. Входит в состав стены, соединяющей Алькасабу с остальным комплексом.


Адарве дозорный путь на северной стене.

Оружейная площадь -пространство между стенами Алькасабы. Здесь находятся фундаменты домов, где жил гарнизон и обслуживающее его население, остатки цистерны для воды и виден вход в подземную тюрьму.

Оружейная башня. Соединяла Алькасабу с кварталом Альбайсин через Оружейные ворота (Puerta de las Armas). Давала возможности пройти на внутренний двор и ко дворцу Насридов. Переход сделан в форме колена для упрощения обороны.

Дозорная башня- самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой), квадратная в плане, четырехэтажная. Именно на ней в 1492 г. завоеватели подняли флаг ордена Сантьяго и королевские знамена.

Позже использовалась как жилище (до середины XX в. здесь жили члены Корпуса инвалидов войны, звонившие в колокол по праздникам). Имела зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Колокол был установлен в 1492 г. (отчего её стали называть также Колокольной башней, Torre de la Campana), но нынешняя звонница датируется 1840 г. (в 1882 г. разрушена молнией и восстановлена).

Башня Оммажа - шестиэтажная, высотой 26 м, в христианскую эпоху выполнявшая функцию донжона. По легенде, в ней жил аль-Ахмар до постройки дворца. Первый этаж использовался как тюрьма и как продовольственный склад.

Башня Идальго - Невысокая оборонительная башня у подножия Дозорной башни, рядом с бывшими конюшнями.
Сломанная башня (Torre Quebrada). Высокая башня в центре широкой восточной стены. Построена на месте более старой башни, которая вошла в ее состав. Получила название из-за трещины, пересекшей ее сверху донизу.


Пороховая башня- Самая южная, невысокая башня рядом с Дозорной. Здесь хранились запасы пороха.


Башня Султанши -. Небольшая башня в южной внутренней стене, по соседству с Садами Адарве. Кроме оборонительного назначения, использовалась как склад и как жилое помещение.

Сломанная башня .Высокая башня в центре широкой восточной стены. Построена на месте более старой башни, которая вошла в ее состав. Получила название из-за трещины, пересекшей ее сверху донизу


Сад Адарве - устроен в XVII в. на месте рва между наружной и внутренней южными стенами.

Площадь Водоёмов и прилегающие к ней постройки


Площадь Водоёмов расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V — с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С неё туристы входят в Алькасабу.


Ворота Справедливости и фонтан Карла V
Ворота Справедливости, или Ворота Эспланады, поскольку в своё время перед ними простиралось обширное пространство, — вход в Альгамбру из Альгамбрского леса. Возведены в 1348 г. Над внешними воротами есть арабское изображения руки (возможно, руки Фатимы, дочери пророка), над внутренними — ключа, а также статуя Мадонны в нише, сделанная Роберто Алеманом уже по указанию Католических королей.

Винные ворота- внутренние ворота, соединявшие площадь Водоемов с Мединой. Одна из самых старинных построек Альгамбры. Строительство этих ворот относят к эпохе Мухаммеда III, то есть к 1302—1309 гг. Оформление западного фасада выполнено в конце XIII — начале XIV в., восточного — позже 1367 г. По одной версии, название ворот объясняется тем, что здесь продавали вино, не облагаемое налогом, по другой — что просто произошло искажение старинного арабского названия «Bib al-hamra"» (Красные ворота), превратившегося в «Bib al-jamra» (Винные ворота). Именно этим воротам французский композитор Клод Дебюсси посвятил прелюдию «Ворота Альгамбры».

Двор Медресе- развалины медресе — школы, где учились дети эмиров. Восстановлены контуры отдельных помещений.

Дворец Насридов

Состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.

Мешуар
Самая старая часть комплекса, заметно перестроена после христианского завоевания. Название происходит от арабского слова maswуr — место, где собирается шура, то есть совет министров.


Двор Золотой комнаты

Зал Мешуара

В центре зала узорчатый наборный деревянный потолок христианских времен поддерживают четыре колонны с мосарабскими консолями. Потолок сделан в XVI в., до этого в его центре находился световой фонарь (боковых окон не было).

Верхняя часть стен украшена гипсовым орнаментом, нижняя отделана изразцами, которые перемежаются панелями с изображениями гербов Карла V, рода Мендоса, Геркулесовых столбов и т. д. В христианский период служил капеллой.

Молельня. . Небольшая комната, примыкающая к Мешуару, откуда открывается вид на Альбайсин. Стены покрыты цитатами из Корана и восхвалениями Мухаммеда V. В восточной части находится михраб. В 1590 г. здесь произошел взрыв; в 1917 г. комнату восстановили.



Двор Мешуара или двор Золотой комнаты. Расположен между Мешуаром и дворцом Комарес, с его северной стороны находится вход в Золотую комнату этого дворца.

Двор Мачука Расположен к востоку от Мешуара. Посредине находится бассейн в стиле древнеримских нимфеев, в северной части — восстановленный портик, над которым возвышается башня Мачука (Torre de Machuca). Ранее существовавший симметричный портик в южной части двора условно обозначен рядом кипарисов, подстриженных в форме портика. Двор назван по имени архитектора Педро Мачука, который хранил свои планы в прилегающем здании, пока строил дворец Карла V.

Продолжение следует

Мавританский замок возвышается над песчаным перешейком, соединяющим Гибралтар с материком, словно часовой, охраняющий свои владения.

Он был построен шесть веков назад, после того как в 1309 г. древние арабские укрепления, находившиеся на этом месте, были разрушены испанскими войсками.

Отвоевав в 1333 г. Гибралтар, мавры перестроили замок и назвали его «Башня чести».

После множество различных боев, здании превратилось из крепости в музей, который стал открыт для посетителей.

Посмотреть можно лишь четыре небольшие комнаты на верхушке башни, так как вся ее нижняя часть вплоть до основания представляет собой каменный монолит.

Для посетителей выставлены восковые фигуры арабских военачальников и правителей в натуральную величину.

Среди них можно увидеть Тарика ибн-Сеида, предводителя двенадцатитысячного арабско-берберского отряда, высадившегося на Гибралтаре в 711 г., и Аль-Мумипа, основавшего город Гибралтар в 1160 г.

Мавританский замок

Одной из уникальных достопримечательностей Гибралтара является Мавританский замок, построенный династией Marinid в VII веке нашей эры. Он представляет собой средневековое укрепление, состоящее из ворот, крепостных стен и Башни Памяти, являющейся доминантой сооружения. Замок заметен издалека из-за своей поразительной архитектуры и стратегического расположения - он является символом арабского господства на Пиренейском полуострове, продолжавшегося более восьмисот лет. Его стены протянулись от верхней части Гибралтара вниз, к морю.

Наиболее яркой частью замка является Башня Памяти, перестроенная в XIV веке. Ее высота составляет около ста метров, она является самой высокой башней исламского периода на полуострове. Ее прочные каменные стены и бастионы с гордостью хранят «шрамы» осад и артиллерийского огня.

Это старинное сооружение с торжественно реющим флагом по-прежнему возвышается над Гибралтаром, привлекая внимание туристов. В настоящее время недавно отреставрированный замковый комплекс доступен для посещения туристами.

Дворец Альгамбра (испан. Alhambra, что в переводе означает Красный замок) — загородная резиденция эмиров Гранады, в Испании. Альгамбра представляет собой укрепленный замок-дворец. Это знаменитая достопримечательность испанской архитектуры мавританского периода. Первые укрепления на ее территории построили арабы еще в IX столетии. Но подавляющая часть сооружений Альгамбры относится к XIII-XIV векам. Замковый комплекс состоит из двух больших частей: Алькасаба — цитадели на краю отвесной горы, города эмиров, Медины, прилегающей к ней с восточной стороны.

«Альгамбра» означает «красный», что отвечает истине, поскольку замок построен из красноватого камня. Стены крепости прилегают к городским укреплениям Гранады.

Замок возвышается на вытянутой горной вершине на высоте 700 м над уровнем моря. Длина комплекса достигает 740 м, ширина — 205 м. Его площадь — 142 тыс. м. кв, а наружные стены простираются на целых 2 км.

Сейчас главный вход во дворец Альгамбра расположен с южной стороны. К нему направляется дорога, идущая между стеной и откосом. Во времена арабского владычества в замок можно было попасть через огромную подковообразную арку — Ворота Правосудия, расположенные в башне с таким же названием. Над аркой высечено огромную руку. Ниже, над проемом ворот, не меньший по размерам ключ. В Испании существует предание, что рука и ключ — это колдовские знаки судьбы Альгамбры. Рассказывают, что мавританский царь, который построил этот замок-дворец, был прославленным волшебником. Он наложил на Альгамбру магическое заклятие. Поэтому ни ураганы, ни войны не смогли разрушить ее. Заклятие утратит силу лишь тогда, когда рука с наружной арки протянется под свод за ключом. Тогда стены превратятся в прах, открыв мавританские сокровища под фундаментом крепости.

В южной части Альгамбры находятся более поздние постройки христианской эпохи: недостроенный дворец Карла V (1526), рядом с ним на месте мечети возведена церковь Святой Марии и монастырь.

Альгамбра оставалась под властью арабов дольше других замков Испании. Вместе с Гранадой крепость стала последним оплотом мусульманского владычества в этой стране. В 1492 году после длительной осады она была сдана объединенным войскам католических королей — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, что ознаменовало завершения Реконкисты.

В течение последующих веков элементы мавританской архитектуры постепенно были уничтожены. Поэтому внешне замок-дворец выглядит аскетически строго и не очень впечатляет. Но стоит только попасть внутрь, чтобы почувствовать себя как в сказке, окруженным сложной системой двориков, залов и галерей. Стены внутренних покоев дворца сделаны из золотистого камня, а комнаты доверху наполняет солнечный свет. Внутреннее убранство поражает великолепием и изысканностью. Аркады стрельчатых и подковообразных арок с ажурными украшениями опираются на очень тонкие мраморные колонны, которые окружают внутренние дворы. Входные проемы с изящными арками ведут в покои, сплошь покрытые орнаментами.

Сейчас во дворце Альгамбра в Гранаде находится музей исламской архитектуры.

Замок Альгамбра на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Фото 360 панорама:

Видео, просто фотографии в виде слайд-шоу:

Еще одно видео на испанском, но красотой можно просто наслаждаться 🙂

В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправившись через Гибралтарский пролив, вторглись на Пиренейский полуостров. С тех пор maurus (от греческого слова «темный») – название одного из берберских племен северо-западной Африки – распространилось на всех мусульманских завоевателей Испании.

Зарождение мавританского искусства относится к эпохе расцвета Кордовского халифата – обширного, мощного и процветающего государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы. Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, интимности, утонченной чувственности и вместе с этим еще большей жизненной энергии.

Своей вершины мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра», с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий «золотой век».

Честь основания Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи – Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенствовал искусства, которые принесли славу его империи. Мухаммед I общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Альгамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, которые они укрывали.

Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Зеркальной, поднятой почти до уровня мраморного пола поверхности водоема принадлежит огромная роль в этом дворике. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство и создает ощущение простора.

В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или «Зал послов»), в котором прямо против входа находился трон правителей Гранады. «Зал послов» был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре: его размеры – 11,3×11,3×18,2 метра. На уровне пола в нем расположились девять больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Толщина стен «Зала послов» достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение – типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады.

В «Зале послов» искусные мавританские архитекторы показали весь свой талант манипулирования светом, направляя его через замысловатую резьбу окон, которые раньше были закрыты цветным стеклом. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров – знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Потолок окаймлен сталактитовым фризом и состоит из трех сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом.

«Зал послов» является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, некоторые историки не до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» – «Зал Лодки». Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова «барка» к арабскому «барака» – «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему более камерный, интимный характер.

Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали название всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.

Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке – уже после падения Гранады.

Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента.

Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из поэм ибн-Зумрука, например, такой: «Это – сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ними сравниться».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

На северной стороне Львиного дворика располагается обширный «Зал двух сестер». В нем томились две сестры-христианки, умершие от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в котором арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука.

«Зал двух сестер» обещает много утешений для глаз посетителя, любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой в этих резных сотах… Присутствие красоты в «Зале двух сестер» чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только вчера.

Напротив этого зала расположился «Зал Абенсерхав», куда посетители входят с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна.

«Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов», «истинным раем Магомета» называли Гранаду и Альгамбру мавританские поэты. Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отличие от христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он представляет собой чудесный сад, в котором текут несущие прохладу реки и царят земные наслаждения.

Когда строилась Альгамбра, в Испании завершалась реконкиста – многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей. Перешагнув порог Альгамбры, властитель Гранады хотел оставить свои горькие мысли, не вспоминать об опасностях, изменах и междоусобицах и не тревожиться о том, что принесет завтрашний день. Здесь до сих пор царят безмятежность, сладкая и манящая мечта, все здесь подчинено изощренной, чувственной роскоши.

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавританские мастера тем самым создали самые сложные формы. Ислам запрещал изображать живые существа, и они черпали свое вдохновение в природе. Сорванный в саду лист превращался в геометрическое совершенство, даже арабские письмена стали особой формой искусства. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его», – эта фраза повторяется несчетное число раз.

Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианские армии подошли к Альгамбре, султан Боабдиль спрятался в тайном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мавританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как мужчина».

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры – «столь исключительного и великолепного сооружения». Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

Дворец испанского короля с его пилястрами и барельефами совершенно не похож на воздушную архитектуру Альгамбры. Он представляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем иную систему эстетических и нравственных ценностей и потому выглядит несколько чужеродно среди зданий мавританского ансамбля. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».

В 1536 году Карл V – император Священной Римской империи – перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена.