Город мельниц в голландии. День ветряных мельниц в голландии. Ветряные мельницы Голландии всегда будут крутить крыльями. Музей старых и малых ветряных мельниц в Нидерландах

20% территории Нидерландов находятся ниже уровня моря, а 50% территории выше уровня моря всего на один метр и менее.

Вся история Нидерландов – это история борьбы человека и моря.

И несмотря на самоотверженность и поразительное упорство народа, человек не всегда был победителем в этой бесконечной борьбе. Поэтому дренажная система имеет особо важное значение в Голландии.

Издавна жители нуждались в развитой системе управления уровнем воды, для того чтобы сохранять крупные районы от затоплений.
Для польдера Alblasserwaard эта проблема стала актуальной еще в XIII веке. Для того чтобы избавиться от избыточных вод, было вырыто большое количество искусственных каналов. Однако, в то время как осушенная почва только начала затвердевать, уровень реки повысился за счет речного песка. Через нескольких столетий потребовался новый способ удержания польдеров сухими. В связи с чем было решено построить ряд ветряных мельниц, способных закачивать воду и удерживать ее во внутреннем бассейне на промежуточном уровне между уровнем польдеров и уровнем воды в реке. Эти мельницы хорошо сохранились и по сей день и расположены они в местечке Киндердейк недалеко от Роттердама.
Парковка на въезде платная – 5 евро независимо от длительности. Вход на территорию ветряного парка бесплатный. Но поскольку иного удобного способа, кроме как на машине, добраться сюда как бы и нету, то плата за парковку является замаскированной платой за вход. Хотя наверное из Роттердама вполне можно приехать на велосипеде, расстояние там примерно 20-25 км. На входе висит красивый и подробный план объекта, такой же план вручает парковщик после принятия денег за парковку.
И хотя место туристическое, тут очень красиво и необычно. Гулять тут одно удовольствие. Самая настоящая Голландия – плоская до горизонта местность, много воды, много мельниц, одна из которых даже крутится! То место, где сложившийся стереотип совпадает с окужающей реальностью:)
Все эти ветряные мельницы использовались не для получения муки, а для перекачки воды. Энергия ветра через систему валов и зубчатых колес передается на водяное колесо, которое за счет вращения перекачивает воду из одного канала в другой, дальше вода поступает в реку, уровень которой тут выше поверхности земли. Существуют физические ограничения по высоте, на которую одна мельница может поднимать воду, поэтому мельницы часто устанавливали каскадами – каждая последующая мельница поднимает воду выше предыдущей. В ХVI веке подобная технология была настоящим прорывом и позволила решить извечную проблему дренажа. Уж чего чего, а ветра с Северного моря в Голландии предостаточно.

Мельницы сохранились превосходно, а может быть просто отреставрированы.


На этом фото хорошо виден подвод воды к мельнице.


Эта мельница действующая, лопасти вращаются и туда можно зайти посмотреть, как это все работает.


За вход надо отдать несколько евро.


1738 год! Лопасти вращаются со свистом, чувствуется мощь энергии ветра. Если такая заденет человека, то мало не покажется!


Для установки оптимального положения ветряного колеса в зависимости от направления ветра, верхняя часть мельницы может поворачиваться при помощи специального механизма. Внутри тоже интересно, все вращается и работает, внизу слышен шум воды – мельница качает воду. В помещениях воссоздана обстановка ХVIII века.

Входной канал


Большая часть территории Нидерландов такая – равнинная.




В наши дни вместо ветряных мельниц используются электрические или дизельные насосные станции, которые круглосуточно откачивают воду. Удивило, что на этой насосной станции насосы приводятся в действие не элетромоторами а дизелями наподобии судовых или тепловозных. Дорогое это наверное удовольствие, качать воду дизелями у которых ограниченный моторесурс, да и топливо в наше время стоит не дешево. Хотя вполне возможно, что это всего лишь резервная станция, которую включают в работу, когда основные не справляются, либо если вдруг появляются перебои с электричеством.

Голландия. Акценты, ассоциации, самые яркие мазки - первое, пришедшее на ум.
Вечный гуляка, расслабленный Амстердам с его каналами и "Красными" кварталами. Неожиданная почти любовь к Роттердаму. Восхищение масштабами битвы с водой за каждый метр суши. Ласковое солнце, согревающее на песчаном пляже Гааги под плеск волн Северного моря. Сожаление о неудаче с голландской селедкой (оказывается, для этого желательно приезжать в Голландию в июне). Деревянные башмаки на каждом шагу. Огромные разноцветные поля тюльпанов. И, конечно, ветряные мельницы - в Голландии их больше тысячи.

Рассказывают, что есть в этой стране даже праздник особенный - День мельниц (День мельника) - каждую вторую субботу мая 600 водяных и ветряных мельниц открывают свои двери для посетителей по всей стране. Это сейчас мельницы воспринимаются как символическая голландская пастораль, украшение и магнит для привлечения туристов, а было время для них трудовое - мололи, пилили, но главное - осушали пространства и откачивали воду. Так с их помощью человек использовал силу природы во благо.

Одним из мест, в которое приезжают туристы на свидание с мельницам на фоне типичного голландского пейзажа, стала деревня Киндердейк (Kinderdijk).



Прочитала на одном из сайтов: "Девиз на гербе Нидерландов гласит: «Борюсь и выплываю!»
Точнее и не скажешь. Вся суть голландского жития на протяжении многих столетий.
Уже к XI веку голландцам земель стало не доставать. Поначалу за сушу боролись с помощью каналов и дамб, позже научились использовать энергию ветра и целые системы насосов, приводимых в движение ветряными мельницами. Десятки мельниц перекачивали воду из канала в канал, в конечном итоге, отводя ее за дамбуы. Так возникала дополнительная земля, или по словам Вольтера, «Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию».

Вот я и еду, в Киндердейк, увидеть девятнадцать мельниц-тружениц. На корабле, по реке.
Водный транспорт в Нидерландах очень важен. Паромы, катера, речные трамвайчики и даже такси в городах - это обычные способы перевозки пассажиров, голландская обыденность. А для нас, приезжающих, это еще и возможность увидеть Голландию под несколько другим углом - с воды.

Из Роттердама в Киндердейк можно добраться на корабле. Причал нужно искать неподалеку от моста Erasmus. Мне достался кораблик прогулочный, доставляющий до места, ожидающий и возвращающий обратно. Все удовольствие стоило 15 евро.

На борту к месту оказался бар, а в баре очень вовремя нашлись зеленый чай и яблочный пирог.

Поначалу пассажиры расположились на палубе, замерзнуть не успели.

Корабль движется неспеша, вокруг Роттердам, мимо проплывают огромные баржи, посудины поменьше, и все это между берегов реки, тщательно укрепленных.
Лесные участки тоже не стали исключением.
Не зря, не зря Петр I, учился у голландцев.

На корабле до Киндердейка плыли чуть больше часа.
К середине пути на палубе оставались самые стойкие, не боящиеся ветра или счастливые обладатели шапок.
Вскоре ветер и дождь и вовсе загнали публику внутрь.

Прибыли на пристань. Паром на фото перевозит пассажиров и автомобили с одного берега на другой.

До самой мельничной деревни, отмеченной ЮНЕСКО, от причала минут пятнадцать быстрым шагом.
Но надо учесть - быстро может не получиться, постоянно отвлекаешься сфотографировать что-нибудь из окружающей «милоты».

Девятнадцать ветряных мельниц Киндердейка построили примерно в 1740 году у слияния рек Норд и Лек.
Основным предназначением здешних ветряных мельниц было регулирование уровня воды в реке.
Сами мельницы служили для местных жителей Киндердейка и местом работы, и жильем.

В 1997 году Киндердейк внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слово «Kinderdijk» переводится с голландского как «детская дамба». Рассказывают, что такое название деревня получила в память о событии, произошедшем во время наводнения в 1421 году. Буря утихла, к берегу прибило колыбель, и в ней люди нашли мирно спящего малыша.

Мельницы в Киндердейке называют "польдерными". Польдер - это отвоеванная у воды земля, осушенная и возделанная. Польдеры расположены ниже уровня моря, поэтому для их осушения нужны мельницы. Такие польдеры составляют приличную часть территории Нидерландов. Это к вопросу о трудолюбии, смекалке голландцев и кропотливом создании ими своей страны.

Жителям Голландии была необходима система управления уровнем воды для защиты суши от затоплений. Для избавления от излишней воды польдера Alblasserwaard, к которому относится Киндердейк, были вырыты искусственные каналы. Но позднее каналов стало недостаточно. Новым способом поддержания польдеров сухими стало строительство ветряных мельниц. С их помощью вода закачивалась и удерживалась во внутреннем бассейне между уровнем польдеров и уровнем воды в реке.

Но это славное прошлое, а настоящее мельниц Киндердейка - радовать самим фактом своего существования.
Прогулки по центральным дорожкам бесплатны, внутрь одной мельницы можно попасть.
Цена билета - 6 евро (апрель 2014 года).
К нужной мельнице подойти можно по мостику.

Рассказывают, что зимой каналы Киндердейка замерзают и становятся естественным катком.
До XX века пробежка на коньках по замерзшим каналам была самым простым способом добраься из одной точки в другу.
И почему не удивляют успехи голландцев в конькобежном спорте.

А вот и внутренности "туристической" мельницы.
Мельник и его семья.

Бытовые подробности жизни семьи мельника.

Вся жизнь мельницы кипит вокруг постоянно вращающегося центрального столба.
На верхнем этаже находится механизм, приводящий неугомонный столб в движение. Посмотреть можно, сквозь железную сетку.

Средний этаж, кровати в шкафах и прочие подробности.

Нижний этаж.
Кухня, столовая, спальня - в комплексе.

Долгими зимними вечерами.

Рассказывают, что по положению мельничных крыльев соседи могли узнать, что происходит в семье мельника. Если ничего неординарного - после завершения работы мельник останавливал мельничные крылья в положении прямого креста — одно крыло параллельно земле, другое перпендикулярно. Наклоны крыльев в могли означать прибавление в семействе или смерть близких.

Тем временем, я все осмотрела и выдвигаюсь к выходу.
А в мельницах по-прежнему живут люди, но это уже совсем другая история, закрытая от посторонних любопытных взоров.

Вдоль канала проходит велосипедная дорожка.

По каналу можно и на кораблике прокатиться.

Пришло время покидать Киндердейк и по дороге к пристани вновь разглядывать тихую, спокойную, никуда не спешащую Голландию.


Всю свою жизнь я прожила
в абсолютной уверенности, что мельницы строят для того, чтобы молоть муку. И только увидев знаменитый на весь мир Киндердейк (Kinderdijk) - заповедник настоящих старинных мельниц в местечке Алблассердам, что в 20 км от Роттердама, я поняла насколько я заблуждалась.

19 огромных мельниц, построенных в 1740-1760-е годы, выстроились в ряд вдоль искусственного канала. Когда-то день и ночь они вращали своими крыльями, и откачивали воду из этого канала в близлежащую реку Лек, уровень которой выше, защищая тем самым окрестные поля и деревни. Поэтому внутри этих величественных сооружений - не жернова и мука, а гигантские колеса с металлическими лопастями-черпаками, которые крутятся в узком каменном мешке.

Они "подхватывают" воду внизу, поднимают ее и сливают в желоб на 1,5 метра выше. Эти 1,5 метра разницы между уровнем реки и отвоеванным у нее пространством - цена жизни многих поколений голландцев. Ведь впервые люди селились здесь уже в 9 веке, а первая мельница для откачки воды в Алблассердаме была построена еще в 1366 году.

Добраться до Киндердейка из Роттердама можно на автобусе, а еще лучше на кораблике. Путешествие длится около часа и причаливает он буквально у входа на территорию парка. Можно просто прогуляться по дорожкам по дамбе, разделяющей канал и реку. Но гораздо приятнее прокатиться вдоль всех мельниц на катере (билет 3 евро), который отправляется каждые несколько минут. Можно также взять на прокат велосипеды (один 2,5 евро, если берете два - 4 евро).

Хотя Киндердейк известен прежде всего своими мельницами, но его также можно смело назвать заповедником непуганных птиц - только здесь я увидела совсем близко диких журавлей или красавицу чомгу с хохолком, которые совершенно не обращают внимания на туристов, и только неодобрительно реагируют на рабочих, заготавливающих тростник на берегу: этим сушеным тростником, как и в давние времена, постоянно покрывают крыши мельниц.

Так как голландцы жили (и сейчас живут) в постоянном ожидании наводнений, старинные мельники (те, что следили за водой, а не за мукой), никогда не покидали свой пост. Их жены и дети также помогали им следить за мельницей, вращать ее с помощью хитроумных систем рычагов, "ловить ветер".

Поэтому в каждой мельнице была жилая часть.Ее тоже можно посмотреть в Киндердейке. Вход на мельницу стоит 3,5 евро. Очень советую не упустить эту возможность. Мы увидели не только механизмы, но и кухню, детские комнаты. Только вместо белых фартуков и колпаков - у голландских мельников в доме огромное количество сапог и непромокаемых плащей.

А покидая Нидерланды на самолете, кинув последний взгляд на страну, отвоеванную у моря, я поняла, почему именно здесь так много мельниц и такое трепетное отношение к ним.И сейчас ничего не изменилось. Только вместо ветра насосы крутит электричество. Борьба с водой продолжается.

Приглашает в путешествие в страну 10 000 мельниц, как когда-то называли Голландию.

Мельницы были изобретены в глубокой древности, и на протяжении долгого времени они были единственными механизмами, которые использовало человечество. С развитием в XIX веке паровых машин применение мельниц постепенно стало сокращаться — практически повсеместно, за исключением Голландии. Связано это с ее географией.

Начнем с того, что общеупотребимое название «Голландия» не совсем верное: Южная и Северная Голландия — лишь две из 12 провинций страны. Они, однако, были наиболее развиты технически, что и обусловило их широкую известность за пределами государства. Сама же страна официально называется «Нидерланды». Это слово в переводе означает «низменные земли», напоминая, что местные жители поселились в плоских равнинных низменностях дельт рек. Около половины территории, на которой живет 60% населения, лежит ниже уровня моря, а еще 1/3 имеет высоту менее 1 м. При этом 10% территории было получено путем осушения, и большую роль в этом сыграли мельницы.

Отвоевывая землю у водной стихии, голландцы строили системы параллельных каналов, а десятки мельниц перекачивали по ним воду, отводя ее за дамбу, окружавшую осушаемый участок. Также было важно, чтобы осушенные низменные участки (польдеры) оставались сухими. Для этого были разработаны ветряные мельницы, способные закачивать воду и удерживать ее во внутреннем бассейне на промежуточном уровне между уровнем польдеров и уровнем воды в реке.

В настоящее время уровень воды регулируется автоматически с помощью современного оборудования и насосных станций, но до их изобретения своя мельница была в каждой деревне. Голландию тогда называли «страной 10 000 ветряных мельниц». Сейчас их значительно меньше — около 1000, но и это больше, чем где бы то ни было в мире. Все они уже не несут практической пользы, оставаясь историческим музейным наследием.

В числе мест, наиболее известных своими мельницами, — деревня Зансе-Сханс, расположенная на севере страны. Говорят, что Наполеон, побывавший в этих краях, охарактеризовал ее как «уникальную в своем роде». Сегодня здесь действует музей под открытым небом, где, помимо мельниц, представлены старинные здания — образцы деревянного зодчества XVII-XVIII веков.

Немалый интерес представляет деревня Киндердейк, лежащая в провинции Южная Голландия на слиянии двух рек — Лек и Норд. Около 1740 года здесь для осушения польдеров было построено 19 ветряных мельниц, и эта группа сейчас является крупнейшим сосредоточением старинных ветряных мельниц во всей стране. В 1997 году комплекс ветряных мельниц в Киндердейке был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стоит отметить, что при всей наработанной голландцами практике борьбы со стихией последняя нередко оказывалась на шаг впереди — полный контроль над уровнем воды так и не был достигнут. Киндердейк, как и многие другие населенные пункты Голландии, не раз затоплялся из-за разрушенных дамб.

В городе Схидам в той же провинции сохранилось пять ветряных мельниц — с высотой около 40 м они являются самыми большими в мире. А в 2006 году в этом районе была построена ветротурбина, похожая на традиционную ветряную мельницу.

Кстати, первые ветряные мельницы, производящие электричество, были изобретены в XIX веке в Дании: для Голландии тогда более актуальным был вопрос осушения земли. Зато теперь ветротурбины здесь строятся повсеместно — по данным за 2014 год, страна находится на 17-м месте в мире по объему производства энергии на основе ветра.

А ветряные мельницы хоть и ушли в историю, но не остались забыты. Ежегодно во вторую субботу мая в Нидерландах отмечают День ветряных мельниц. В этот праздник более 600 из них открывают свои двери для посетителей, а мельники демонстрируют свое искусство. Нам же с вами не нужно ждать особого дня для знакомства с этой интереснейшей страницей истории Голландии: достаточно просто совершить прогулку с помощью наших панорам.


По пути из Амстердама в Брюгге, мы проехали мимо Роттердама, и заехали в местечко Киндердейк.



Почти половина территории Нидерландов (Голландии) была отвоевана у воды с помощью плотин и ветряных мельниц, приводящих в действие насосы для откачивания воды и осушения участков вблизи плотин.



Примерно в 1740 году для осушения польдеров (осушенные и возделанные низменные участоки побережья) в Киндердейке была построена система из 19-ти ветряных мельниц. Эта группа мельниц является на данный момент крупнейшим сосредоточением старинных ветряных мельниц в Нидерландах. Ветряные мельницы в Киндердейке являются одной из самых популярных туристических достопримечательностей в Нидерландах.



Система работала не очень хорошо. Периодически землю затапливало. Кстати в 1927 году в место мельниц построили дизельную насосную станцию. А вовремя второй мировой войны мельницы опять сослужили во благо Нидерландов - топливо для станции не хватало.



Обратите внимание, что все мельницы имеют поворотную башню, что бы иметь максимальный КПД независимо от направления ветра.



Но все мельницы Киндердейка находятся в нерабочем состоянии. Как видно на фото - на лопастях нет натянутого материала. Мельницы в рабочем состоянии можно посмотреть в Заанстаде.

Ветряные мельницы Заанстада



Как я уже писал, мы пытались добраться до Zaanstad"а на велосипедах , но волею судьбы у нас это не получилось, и мы доехали до этого туристического центра на автомобиле. Заанстад примечателен тем, что там находиться музей под открытым небом Зансе-Сханс, одно из лучших мест в Нидерландах, чтобы увидеть ветряные мельницы в рабочем состоянии.



Производственная деятельность местечка обусловлена в основном наличием ветра и мельницы времен XVII века были современными фабриками. В старые времена тут функционировало около 1000 (!!!) мельниц, но до наших дней дожило только 13. Многие мельницы действуют по сей день! На одной измельчают горчицу, на другой какао-бобы. Продукцию мельницы можно купить непосредственно в самом здании ветряной машины.



Все части мельницы, выполнены из дерева. Кстати говоря, у мельниц есть поворотная башня! Она служит для того, что бы развернуть лопасти под оптимальным углом к ветру, и получить максимальную производительность.



Местечко Зансе-Сханс (Zaanse Schans), знаменито еще тем, что там обучался корабельному мастерству русский царь, новатор Петр I. Дом, в котором жил государь деревянный, в настоящий момент одет в каменную конструкцию. Мы до него, к сожалению, не добрели. Но жил в нем Петр Великий всего неделю. Кстати одной из причин, почему Голландия стала могучей морской державой, приводиться то, что один мастер придумал при помощи мельниц изготавливать доски, для производства кораблей. Якобы это сократило затраты на постройку судов в 40 раз!!!



Вокруг мельниц находятся пастбища, на которых пасется различная живность. Пасторальные картины, куда не глянь. Только и успевай щелкать затвором. Кстати Заанстад как был, так и по сей день остается промышленным центром, на заднем плане фотографий, неподалеку от туристического места можно увидеть современные заводы.



В общем, это еще одно место в Голландии, которое обязательно нужно посетить. Теоретически в отсутствии сильного ветра и при хорошей погоде из Амстердама туда можно добраться на велосипеде.