Морские флаги и их значения. Что означают флажки на кораблях? Флаг на корабле что

“Поднятый на корабле ВМФ Государственный флаг страны является символом государственного суверенитета, а Военно-морской - боевым знаменем корабля”, - читаем мы в Корабельном уставе. Как же родилась в Российском флоте эта замечательная и, может быть, самая важная флотская традиция, с давних пор узаконенная уставом, - поднимать и носить Государственный и Военно-морской флаги, а также ряд других флагов?

На любом корабле ВМФ постоянно имеется комплект самых разнообразных флагов. Каждый из них поднимается на мачту при конкретных, точно регламентированных обстоятельствах и на четко установленных местах, имея строго определенное значение. Все эти флаги имеют не только собственную форму и расцветку, но и, конечно, свою историю.

Появились корабельные флаги очень давно - их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания.

Фрески и барельефы Древнего Египта сохранили для потомков изображение судовых флагов, существовавших еще в ХIV-ХIII вв. до н.э. С годами украшение судов флагами стало традицией.

Корабельные знамена тех далеких времен представляли собой полотнища самых разнообразных размеров, форм, рисунков и цветов. В седую старину они служили отличительными внешними знаками, символами экономического могущества владельца судна. Чем был он богаче, тем роскошнее украшал свое судно флагами, тем дороже была ткань, из которой они шились. В середине XIV в., например, считалось особым шиком поднимать на корабле флаг гигантского размера. Например, герцог Орлеанский (с 1498 по 1515 г. он был королем Франции Людовиком XII), командовавший флотом в 1494 г., имел личный штандарт длиной 25 метров, изготовленный из желтой и красной тафты. По обеим сторонам этого флага на фоне серебряного облака была изображена Богородица. Его роспись производил придворный художник Бурдинсон. В 1520 г. на флагманском корабле английского короля Генриха VIII вымпелы и флаги (да и паруса) были вышиты золотом. На кораблях того времени флагов было великое множество. Иногда их число доходило до полутора десятков. Устанавливались они на мачтах, на кормовых, носовых и даже бортовых флагштоках. Видимо, считалось престижным обвешивать судно со всех сторон дорогостоящими яркими флагами. Только вряд ли это было удобно экипажу - бортовые флагштоки, например, очень мешали управлению парусами, а многочисленные крупные флаги создавали дополнительную, нежелательную, да и опасную, парусность. Видимо, поэтому со временем для них на корабле отвели всего три места: нос, корму и мачты. Здесь и стали поднимать флаги, по которым во время сражений экипажи отличали свои корабли от чужих, а также местопребывание адмиралов-командующих эскадрами или флагманов, имевших свой личный флаг.

С развитием средств вооруженной борьбы на море появились флагманские, адмиральские, капитанские флаги, а позднее и флаги, обозначающие авангард, кордебаталию и арьергард (части боевого порядка, в котором сражались корабли). Особыми флагами отмечалось присутствие на борту значительного должностного лица.

Издавна были у экипажа еще и сигнальные флаги, каждый из которых имел буквенное или специальное смысловое значение. Набором в два, три или четыре сигнальных флага, поднятым на ноке рея, можно было передать в зашифрованном виде практически любое распоряжение, команду или сообщение независимо от языка, на котором говорили корреспонденты.

Сегодня, как правило, большинство сигнальных флагов имеет форму прямоугольника, но есть и треугольные флаги, а также длинные узкие флаги с двумя остроугольными “косицами”.

В наше время большинство корабельных флагов шьется из специальной легкой шерстяной материи - так называемого флагдуха.

С образованием суверенных национальных государств появились и национальные флаги, а покидавшие пределы своей державы суда должны были иметь флаг, по которому определялась “национальность” корабля. Когда появились регулярные военные флоты, по флагу стали различать не только государственную принадлежность, но и назначение корабля - военный или коммерческий.

Как и в других странах, в России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Древние греческие летописцы отметили, что еще в морских походах восточных славян на Царьград ладьи русичей, как правило, имели два флага: один прямоугольный и другой-с углом, вырезанным на внешней стороне, то есть с косицами. Такие флаги позднее стали непременной принадлежностью “чаек” и стругов, на которых запорожские и донские казаки совершали отважные морские походы через Черное море к Синопу, Босфору, Трапезунду и другим турецким городам.

И все же подлинное начало истории русского корабельного флага следует связывать с постройкой первого русского военного корабля “Орел”.

“Орел” был спущен на воду в 1668 г. Когда работы по строительству корабля подходили к концу, голландский инженер О. Бутлер, под руководством которого шли работы на стапеле, обратился к Боярской думе с просьбой: “...испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг”. Дворцовый приказ на это ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата “строит знамена, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем. Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране”. Бутлер ответил, что в их стране берут материю киндяк - алую, белую и синюю, сшивают полосами и такой флаг служит им для обозначения их голландской национальности. Тогда в совете с Боярской думой царь приказал на новом корабле “Орел” поднять бело-сине-красный флаг с нашитым на нем двуглавым орлом. Князь Александр Путятин в статье “О русском национальном флаге” пишет, что это и был первый русский национальный флаг. Однако некоторые исследователи появление первого корабельного флага России склонны считать не только первым национальным морским флагом, но и первым корабельным штандартом. Как же появилось на свет понятие “штандарт”?

Примерно в первой четверти XVI в. в тяжелой дворянской коннице западноевропейских армий появился квадратный, иногда треугольный флаг с меньшими размерами полотнища, чем у обычного знамени. Этот флаг стали называть штандартом. Древко штандарта имело специальное приспособление из ремней для надежного удержания его всадником и крепления к стремени. Штандарт в кавалерийской роте (эскадроне) нес специально назначенный офицер-корнет. Каждый штандарт имел особую расцветку и рисунок и служил для указания места сбора и расположения той или иной кавалерийской части. Примерно в то же время штандарт появился во флотах как флаг главы государства (императора, короля), поднимаемый на грот-мачте корабля в случае нахождения на борту указанных лиц. Вначале, чтобы подчеркнуть величие и могущество монархов, штандарты изготовлялись из дорогих парчовых тканей, расшивались золотом и серебром, украшались драгоценными камнями. В середине XVI в. на штандартах появляются гербы государств, символизирующие государственную власть.

Предположительно в 1699 г. и Петр I узаконил новый царский штандарт - желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Каспийского, Азовского и Белого морей в ключах и в одной из лап. Когда нашими войсками была взята крепость Ниеншанц и путь к Балтийскому морю был открыт, на царском штандарте появилась и карта Балтийского моря.

Откуда же пришел в Россию двуглавый орел, появившись затем на штандарте? Князь Путятин в цитированной уже нами работе так объясняет возникновение и историю Государственного герба в виде двуглавого орла.

“Россия древних времен не знала науки геральдики, - пишет автор, - блестяще развившейся на Западе в средние века. Но символические, родовые и личные знаки были известны на Руси издавна. С времен Ивана Калиты государственной печатью является изображение всадника с копьем, часто сопровождаемое надписью: “Князь Великий с копием в руце”. После Куликовской битвы под всадником стали изображать змия как символ "поражения князем басурманской силы"”.

В 1472 г. в истории Руси происходит знаменательное событие-брак Великого князя Московского Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI. Это способствовало провозглашению Русского государства преемником Византийской империи. На правах престолонаследия в Россию и пришел герб Византии - двуглавый орел. Известно, что с 1497 г. видоизменилась печать Ивана III - на ней появилось изображение двуглавого орла. Таким образом, орел из Византии не заимствовался, а являлся логическим продолжением наследования Великим князем Московским титула наместника Византии.

Примерно тогда же, в ознаменование свержения татаро-монгольского ига в 1480 г., на шпиле Спасской башни Московского Кремля водрузили и первое монументальное изображение двуглавого орла. На остальных башнях (Никольской, Троицкой и Боровицкой) герб был установлен позднее.

К совершенствованию герба привлекались лучшие силы. Например, царем Алексеем Михайловичем был приглашен из Австрии такой крупный мастер декоративно-прикладного искусства, как славянин Лаврентий Курелич (Хурелич), именовавшийся “Священного Римского государства герольд”, который соорудил Российский государственный герб: черный орел с поднятыми крыльями на желтом поле с белым всадником в среднем щите. По крыльям же были разбросаны картуши с символическими обозначениями областей. Государственный герб России, а впоследствии и Российской империи окончательно сформировался в XVII в. В течение последующих лет, вплоть до 1917 г., он оставался практически неизменным, менялись лишь некоторые его детали.

В Российской империи в начале XX в. существовали три государственных герба: большой, средний и малый.

Основу всех гербов составляли изображения государственного черного двуглавого орла, коронованного тремя коронами, держащего в лапах знаки государственной власти - скипетр и державу. На груди орла - герб Московский с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Щит герба обвит цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На крыльях орла и вокруг него гербы царств, великих княжеств и земель, входивших в состав Российского государства.

На большом гербе помещены также изображения святых Михаила и Гавриила, императорская сень, усеянная орлами и подложенная горностаем, с надписью “С нами Бог”. Над ней - государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке.

На среднем гербе отсутствовала государственная хоругвь: и часть местных гербов. На малом гербе, кроме того, отсутствовали изображения святых, а также императорская сень и родовой герб императора. Иногда малым гербом или просто гербом называли государственного орла, имеющего на крыльях гербы царств и великого княжества Финляндского. Предназначение каждого из гербов регламентировалось специальным положением. Так, большой Государственный герб изображался на большой Государственной печати, которая прикладывалась к государственным законам и положениям, регламентирующим уставы, к статутам орденов, к манифестам, к дипломам и грамотам на княжеское и графское достоинство, к патентам на звание консула и т.п.

Средний Государственный герб изображался на средней Государственной печати, которая прикладывалась к грамотам о правах и привилегиях городов, к дипломам на баронское и дворянское достоинство, к ратификационным грамотам и т. д.

Малый герб на малой печати прикладывался к патентам на чин, к грамотам о пожаловании земли, к грамотам монастырям. Малый герб изображался также на денежных знаках, выпускаемых государством.

На корабельном штандарте изображался большой герб. Таким он сохранился до Октябрьской революции.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство не разработало нового герба. Оно лишь несколько изменило старый герб. Двуглавый орел потерял все свои короны, знаки императорской власти, с его крыльев и груди были сняты гербы великих княжеств, концы крыльев были опущены вниз, а под орлом изображалось здание Таврического дворца, где заседала Государственная дума.

Дальнейшие события развернулись таким образом, что Отечество наше было лишено своей исторической реликвии. Имеющий многовековую историю Российский герб был заменен гербом РСФСР, основу которого составляли изображение земного шара и эмблемы труда - скрещенных серпа и молота. С некоторыми изменениями этот герб существует и сейчас. Высказывается мнение о необходимости утвердить новый герб, основой которого вновь является двуглавый орел.

Такова история штандарта и Государственного герба; как говорят, все приходит на круги своя. А как же обстоят дела с Военно-морским флагом?

История русского Военно-морского флага известна мало. Еще в 1863 г. об этом говорил в своей небольшой статье “Наши флаги” летописец русского военно-морского флота С.И. Елагин: “Немногие сведения, обнародованные досель о наших флагах, не представляя еще точного понятия ни о первоначальном виде и значении их, ни о времени введения, успели, однако, провести несколько неверных данных”. Неудивительно, что до сих пор по многим вопросам исследователи истории русского флага к единому мнению не пришли. Например, и сегодня существуют разные мнения о том, какими были флаги, поднятые на “Орле”. Однако, основываясь на некоторых источниках, можно считать, что его цветами, как уже говорилось, были белый, синий и красный. Это подтверждается документами, связанными с постройкой корабля, среди которых сохранился и такой: “Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем”. В этой “Росписи” указывается, сколько именно требуется киндяку на флаги и на вымпел. Что же касается цветов этих флагов, то они, скорее всего, отражали цвета, издавна находившиеся на московском гербе. На красном поле там изображался святой Георгий в синей мантии на белом коне. В связи с этим белый, синий и красный цвета уже при царе Алексее Михайловиче становятся государственным сочетанием.

Автор знаменитых “Очерков русской морской истории” Ф.Ф. Веселаго считает, что до 1700 г. наш Военно-морской флаг стоял из трех полос - белой, синей и красной. “Из цветов материй, употребляемых на флаги корабля “Орел”, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большею вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трех горизонтальных полос: белой, синей и красной, расположенных, для отличия от голландского флага, в другом порядке. Таким же трехполосным, бело-сине-красным, был, очевидно, и вымпел”. Подтвержение этому есть - документы, указывающие, что царь приказал шить для своего сына Петра трехполосные бело-сине-красные флаги.

Далее Веселаго высказывает мнение, что указанный флаг был исключительно Военно-морским и только с 1705 г. стал специальным флагом российских торговых судов. Но с его доводами не согласен другой известный историк флота, П.И. Белавенец. В работе “Цвета русского государственного национального флага” он ссылается на известную гравюру “Взятие крепости Азов. 1696 год”, где художник А. Шхонебек изобразил флаги в виде креста, делящего их поле на четыре части.

Таким образом, если большинство историков сходятся в наборе цветов первого русского Военно-морского флага (белый, синий, красный), то по поводу его рисунка единого мнения пока нет. Нам все же представляется, что версия Ф.Ф. Веселаго наиболее близка к истине.

Под таким трехцветным флагом из трех полос в 1688 г. Петр совершал плавания на своем ботике - “дедушке русского флота”, подобный флаг развевался на потешных судах Плещеева озера в 1692 г. и на кораблях Азовского флота в 1696 г. Этот флаг, по-видимому, и стал прототипом флага с двуглавым орлом посредине, названного в 1693 г. “Флагом царя Московского”.

Известно, что в первый раз он в качестве штандарта был поднят 6 августа 1693 г. самим Петром 1 на 12-пушечной яхте “Святой Петр” при его плавании в Белом море с отрядом военных судов, построенных в Архангельске. Об этом упоминает П.И. Белавенец в своем труде “Нужен ли нам флот и значение его в истории России”. В 1699-1700 гг. рисунок петровского штандарта был изменен: отойдя от традиционных русских цветов, Петр I решил избрать желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом в середине. Развитие государственного кораблестроения в России и создание большого регулярного военного флота вызвали необходимость в едином флаге для всех боевых кораблей. В 1699 г. Петр I, испробовав ряд вариантов флага для военных кораблей, действовавших короткое время, ввел новый, так называемый Андреевский Военно-морской флаг переходного рисунка: лучи синего диагонального креста упирались в углы прямоугольного трехполосного полотнища бело-сине-красного цвета.

Андреевский крест, по-видимому, перешел на Военно-морской флаг как один из наиболее характерных элементов первого ордена России, учрежденного Петром I в самом конце XVII в., - ордена Св. Андрея Первозванного. По христианскому преданию, св. Андрей был распят на диагональном кресте. Выбор Андреевского креста в качестве эмблемы для флага и вымпела Петр I объяснял тем, что “от сего апостола приняла Россия святое крещение”.

В 1700 г. Петр отделяет парусный флот от гребного (галерного) и делит его на три генеральные эскадры - кордебаталию (главные силы), авангард и арьергард. Одновременно были введены кормовые флаги для кораблей этих трех эскадр: соответственно белый, синий и красный с синим Андреевским крестом на белом поле в верхнем левом углу флага (у тросовой шкаторины).

С введением в 1706 г. чина адмирала кормовой флаг эскадры, поднятый на грот-стеньге (на стеньге грот-мачты), означал, что на борту находится адмирал. Если же он был поднят на фор-стеньге (на стеньге фок-мачты), то на корабле присутствовал вице-адмирал, а если на крюйс-стеньге (на стеньге бизань-мачты) - контр-адмирал (шаутбенахт). Такие флаги получили названия стеньговых флагов первого, второго и третьего адмиралов. В 1710 г. был учрежден новый рисунок кормового флага. В центре нового флага на белом поле по-прежнему располагался Андреевский крест, но его концы не доходили до краев полотнища, и создавалось впечатление, что он как бы висит в воздухе, не касаясь самого флага. Под этим флагом начал свое плавание первый линейный корабль Балтийского флота “Полтава”. В 1712 г. синий крест на белом поле Андреевского флага был доведен до кромок полотнища. Такой рисунок Андреевского флага просуществовал без изменений до Октябрьского переворота.

После Октябрьского переворота вся символика бывшего Российского императорского флота была отменена.

18 ноября 1917 г. моряки, собравшись на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли постановление: “Поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага флаг Интернационала в знак того, что весь Российский военный флот, как один человек, встал на защиту народовластия в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. Это было красное полотнище без эмблем и надписей.

14 апреля 1918 г. декретом ВЦИК был учрежден Государственный флаг РСФСР - красное прямоугольное полотнище с надписью: “Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика”. А с 20 апреля приказом № 320 по флоту и Морскому ведомству на советских кораблях ввели красный флаг с аббревиатурой РСФСР, написанной большими белыми буквами посередине полотнища. Второй послереволюционный Военно-морской флаг был утвержден народными комиссарами по морским делам и иностранных дел РСФСР 24 мая 1918 г. и узаконен Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. Красное (алое) полотнище с соотношением ширины и длины имело в окантованном золотой каймой левом верхнем углу надпись “РСФСР”, выполненную стилизованной славянской вязью золотистого цвета.

29 сентября 1920 г. советское правительство утвердило новый рисунок Военно-морского флага. На этот раз он имел две косицы, а в середине красного полотнища был изображен большой синий адмиралтейский якорь, на веретене которого располагалась красная пятиконечная звезда на белой подкладке. Внутри звезды перекрещивались синие серп и молот, а на штоке якоря была надпись “РСФСР”.

24 августа 1923 г. был введен другой Военно-морской флаг. На нем в середине красного поля был белый круг с восемью белыми лучами, расходящимися во все стороны от центра к краям полотнища. В белом круге располагалась красная пятиконечная звезда с белыми перекрещивающимися серпом и молотом. А 23 ноября 1926 г. учредили особый флаг, которым награждались корабли или соединения за особые отличия. Он именовался Почетным революционным Военно-морским флагом и отличался от обычного наличием ордена Красного Знамени на белом поле в левом верхнем углу. Почетный революционный Военно-морской флаг изготовлялся из шелка и вручался кораблю” в торжественной обстановке одновременно с орденом Красного Знамени и специальной грамотой ЦИК и СНК СССР. Первым такую награду в связи с десятилетием революции постановлением ЦИК СССР от 2 ноября 1927 г. получил крейсер Аврора”.

Награжденные этим флагом корабли и соединения стали именоваться краснознаменными. В феврале 1928 г. Почетным революционным Военно-морским флагом был награжден Балтийский флот.

27 мая 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР были утверждены рисунки и цвета новых флагов кораблей военно-морского флота и должностных лиц. Почти все они сохранились до января 1992 г. Этим же постановлением был изменен рисунок Почетного революционного Военно-морского флага СССР, который стал называться Краснознаменным Военно-морским флагом СССР.

Военно-морской флаг нового образца представлял собой белое полотнище прямоугольной формы, в левой половине которого изображена красная пятиконечная звезда, а в правой - перекрещенные красные серп и молот. Вдоль нижней кромки полотнища - голубая кайма. Краснознаменный Военно-морской флаг отличался от обычного тем, что изображенная на нем звезда перекрыта изображением ордена Красного Знамени.

19 июня 1942 г. приказом народного комиссара ВМФ СССР был учрежден гвардейский Военно-морской флаг СССР - он вручался кораблю одновременно с присвоением ему за особые отличия звания гвардейского. На гвардейском флаге над голубой каймой дополнительно изображена гвардейская лента, состоящая из трех черных и двух оранжевых полос.

17 января 1992 г, правительством России было признано целесообразным изменить военно-морскую символику. 26 июля того же года, в День Военно-Морского Флота, на боевых кораблях бывшего ВМФ СССР последний раз подняли Военно-морской флаг, овеянный славой огненных лет Великой Отечественной войны. Под звуки гимна Советского Союза флаги затем были спущены и переданы командирам кораблей на вечное хранение. Вместо них, теперь уже в сопровождении гимна Российской Федерации, были подняты исторические Андреевские флаги и гюйсы, введенные Петром I.

Ежедневно в определенное время, независимо от времени восхода солнца, все боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ, находящиеся на стоянке (на якоре, бочке или швартовах), поднимают на кормовом флагштоке, а с заходом солнца спускают Военно-морской флаг. Вместе с флагом во время стоянки на кораблях 1-го, 2-го и 3-го рангов спускается и поднимается гюйс.

Находясь в море, на ходу, корабли несут флаг на гафеле и не спускают его ни днем, ни ночью. А что делать, если корабль выходит в море ночью, после захода солнца, когда флаг спущен? Тогда флаг поднимают на гафеле в момент перехода из положения “на якоре” в положение “на ходу”. При входе в базу после захода солнца флаг спускается, как только корабль встанет на якорь (на бочку или швартовы). “В период времени от подъема до спуска флага, - записано в Корабельном Уставе, - все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу”.

Корабельный устав также четко определяет порядок подъема, спуска и вручения Военно-морского флага на боевых кораблях и вспомогательных судах флота.

Каждый день в восемь утра по местному времени, а в воскресные и праздничные дни на час позже на всех кораблях ВМФ поднимают Военно-морской флаг. Как подъему, так и спуску флага сопутствует определенный ритуал, регламентированный Корабельным уставом. Впервые процедура этого ритуала была изложена в 1720 г. в петровском Морском уставе:

“...Поутру прежде всего должно выстрелить из пушки и ружей, потом играть на всех кораблях марш, бить поход, поднимать флаг, а по поднятии флага играть и бить обыкновенную зорю... В какое бы время флаг поднимаем и опускаем ни был, всегда надлежит как при поднятии, так и опущении оного бить в барабаны поход и играть марш”. Аналогично проводился и ритуал. вечерней “Зори”, когда флаги спускались.

За многовековую историю Российского флота этот ритуал претерпел много изменений. Вот, например, как описана писателем-маринистом Леонидом Соболевым заключительная часть: церемонии подъема флага в романе “Капитальный ремонт”: “...безмолвный и быстрый, испрашивающий разрешения поворот вахтенного начальника к командиру, разрешающее прикосновение командирских пальцев к козырьку фуражки - и молчание Российского императорского флота окончилось: “Флаг и гюйс поднять!” Одновременно, враз, лопнула тишина.
Колокольный звон склянок. Резкие фанфары горнов, подобранных нарочно чуть не в тон. Стук весел, взлетающих над шлюпками вертикально вверх. Свист всех дудок унтер-офицеров. Трепетание ленточек фуражек, сорванных одновременно с тысяч голов. Двойной сухой треск винтовок, взятых на караул: ать, два! Флаг медленно поднимается к клотику, играя складками... Потом установленная мелодия горнов и воздух в унтер-офицерских легких кончаются. Флаг доходит “до места” в тишине. ...Горны вскрикнули коротко и высоко, и зачарованный молчанием и неподвижностью флот сразу ожил. Фуражки взлетели на головы, караулы взяли “к ноге”, повернулись, приподняли винтовки и исчезли в люках”.

И в наше время процедура подъема флага во многом подобна описанию Соболева.

За 15 минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал “Повестка”. В 7 часов 55 минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: “Через пять минут подъем флага”. Горнист играет “Большой сбор”. Экипаж выстраивается на верхней палубе. Лишь в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу, построение экипажа по “Большому сбору” не производится. Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: “На флаг и гюйс, смирно!” Затем звучит команда: “Флаг и гюйс поднять!” Горнисты играют сигнал “Подъем флага”, а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля (если позволяет обстановка), “сушат весла”, их старшины также прикладывают руку к головному убору. Так проходит ежедневный подъем флага.

Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по “Большому сбору” в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет “Встречный марш”. В момент, когда Военно-морской флаг поднимается “до места”, исполняется Государственный гимн. Дни и особые случаи, когда на кораблях ВМФ производится торжественный подъем флага, определены Корабельным уставом. Одним из таких дней является день вступления корабля в строй. Командующий флотом или назначенное им лицо (как правило, адмирал), прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает “до места”. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным “ура!”.

Охрана корабельного знамени в бою стала священной для каждого моряка. “Все воинские корабли российские, - гласил петровский Морской устав, - не должны ни перед кем спускать флага”. В нашем сегодняшнем Корабельном уставе ВМФ об этом сказано так: “Корабли Военно-Морского Флота ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам”.

При стоянке на якоре флаг охраняет специально назначенный часовой, а во время боя, когда флаги поднимают на гафеле и стеньгах мачт, они находятся под охраной всех членов экипажа, которые на своих боевых постах участвуют в бою. Если флаг во время боя будет сбит, его немедленно заменят другим, чтобы противник не мог предположить, что флаг на корабле спущен. Этот морской обычай также нашел свое отражение в Корабельном уставе ВМФ. “Охрана Государственного и Военно-морского флагов в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля, - сказано в этом документе, - если Государственный или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепленном в любом месте корабля”.

История отечественного флота богата примерами мужества и героизма русских моряков. В 1806 г. в Адриатическом море близ берегов Далмации русский бриг “Александр” подвергся нападению пяти французских кораблей, попытавшихся захватить его. Перед началом боя командир брига лейтенант И. Скаловский обратился к экипажу: “Помните: мы, русские, находимся здесь не для того, чтобы считать врагов, а чтобы бить их. Будем же драться до последнего человека, но не сдадимся. Я уверен, экипаж “Александра” будет высоко держать честь флота!” Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы безуспешно пытались взять “Александр” на абордаж. В ожесточенной схватке два вражьих корабля были уничтожены артиллерийским огнем, третий спустил флаг и сдался, остальные два бесславно бежали.

14 мая 1829 г. 18-пушечный бриг “Меркурий”, крейсировавший у берегов Босфора, настигли два турецких линейных корабля, имевшие на борту в общей сложности 184 орудия. Турки предложили “Меркурию” спустить флаг, но экипаж брига единодушно одобрил решение командира капитан-лейтенанта А.И. Казарского вступить в бой, а при угрозе захвата - взорвать корабль. Умелым маневрированием Хазарский все время ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику прицельный огонь. Все же “Меркурий” получил более трехсот повреждений. Однако самому “Меркурию” удалось метким огнем повредить рангоут и такелаж неприятельских линейных кораблей и вынудить их лечь в дрейф. За этот боевой подвиг “Меркурий” был награжден Георгиевским кормовым флагом.

В историю нашего флота навсегда вошел героический подвиг крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”. Начало войны с Японией застало эти русские корабли на рейде корейского порта Чемульпо. Они попытались прорваться в Порт-Артур, но при выходе из бухты были встречены японской эскадрой из шести крейсеров, восьми эскадренных миноносцев и нескольких других кораблей. На предложение сдаться русские корабли ответили отказом и приняли бой. От меткого артиллерийского огня три крейсера противника получили серьезные повреждения, один миноносец был потоплен. Но и “Варяг” получил несколько подводных пробоин, через "которые поступала вода. Корабль накренился на левый борт, сильный крен не позволял вести огонь исправными орудиями. Команда крейсера понесла большие потери, был ранен командир корабля капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев. Прорвать блокаду японских кораблей не удалось, и наши корабли были вынуждены возвратиться на рейд Чемульпо. Здесь по приказу командира “Варяга” “Кореец” был взорван. На крейсере были открыты кингстоны, и он затонул, не спуская флага.

В Петербурге, на Петроградской стороне, установлен бронзовый памятник - два моряка открывают кингстоны, затапливая свой корабль. Это произошло 26 февраля 1904 г., когда миноносец “Стерегущий” был атакован превосходящими японскими силами. Командир миноносца лейтенант А.С. Сергеев, вступив в неравный бой, повредил два из четырех наседавших на него вражеских миноносца. Но и сам “Стерегущий” лишился хода, почти весь его экипаж и командир погибли.

Японцы предложили оставшимся сдаться - ответом врагу были новые выстрелы. Чтобы флаг не оказался сбитым, его прибили к гафелю гвоздями. “Стерегущий” вел огонь до последнего снаряда, и, когда японцы направили шлюпку, чтобы завести на русский миноносец буксирный конец, на нем оставалось в живых лишь несколько израненных матросов. Машинный квартирмейстер И. Бухарев и матрос В. Новиков открыли кингстоны и ушли в пучину вместе с родным кораблем.

В годы Великой Отечественной войны советские моряки так же свято выполняли требование Корабельного Устава - ни при каких обстоятельствах не спускать флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагу.

10 августа 1941 г. в неравном бою с фашистскими эсминцами на сторожевом корабле “Туман” был сбит флагшток. Раненый матрос Константин Семенов ринулся к флагу и высоко поднял его над головой, но был вторично ранен осколком вражеского снаряда и упал на палубу. На помощь Семенову пришел радист Константин Блинов. Под огнем неприятеля они подняли Военно-морской флаг. Не спустив флага, “Туман” скрылся под водой.

Подобный же подвиг на эскадренном миноносце “Сообразительный” совершил в бою матрос Иван Загуренко. Это произошло в мае 1942 г. при возвращении корабля в Новороссийск из осажденного Севастополя. Эсминец атаковали фашистские торпедоносцы и бомбардировщики. Осколками бомбы, разорвавшейся рядом с бортом, был перебит флажный фал, и полотнище корабельного знамени медленно заскользило вниз. Загуренко забрался по мачте к гафелю, подхватил Военно-морской флаг и поднял его над головой. Моряк так и держал его до окончания боя, и ни одна пуля, ни один осколок не тронули храбреца.

25 августа 1942 г., вооруженный всего лишь несколькими небольшими пушками, ледокольный пароход “Александр Сибиряков” был настигнут в Карском море фашистским тяжелым крейсером “Адмирал Шеер”. Не сомневаясь в легкой победе, гитлеровцы подняли сигнал: “Спустите флаг, сдавайтесь!” Ответ последовал немедленно: на фор-стеньге взвился Государственный флаг, и сразу же ударили два 76-мм и два 45-мм орудия парохода. Это было так неожиданно для фашистов, что в первый миг они растерялись. Несколько минут немецкий рейдер молчал, а потом разом загрохотали орудия его главного калибра. Командир “Сибирякова” старший лейтенант Анатолий Качарава искусно маневрировал, вел ответный огонь, уклоняясь от прямых попаданий. Но слишком уж неравными были силы. Снаряд за снарядом с оглушительным грохотом разрывались в надстройках, они навылет пробивали борт, рвались на палубе. До последних минут “Сибиряков” вел ответный огонь. В неравном бою корабль погиб, но флага перед врагом не спустил.

Много таких примеров, когда моряки погибали вместе с поднятым на мачтах корабельным знаменем, дали нам прошедшие войны.

Кроме Военно-морского флага, о котором мы рассказывали, есть еще два флага, играющие важную роль в жизни корабля и его экипажа.

Если по своему техническому состоянию и уровню подготовленности экипажа корабль способен успешно решать свойственные ему боевые задачи, на грот-стеньге (при одной мачте на фор-стеньге) поднимается вымпел. Это означает, что корабль находится в кампании и до завершения ее он не спустит вымпела ни днем, ни ночью.

Появление длинных и узких флагов - корабельных вымпелов, - скорее похожих на вьющуюся среди рангоута и такелажа цветную ленту, уходит в далекое прошлое флота. Когда-то такие неширокие полоски ткани, прикреплявшиеся к вершинам мачт, а то и на вантах, служили как бы простейшим прибором для определения направления и силы ветра.

Совершенно иное назначение, отнюдь не связанное с практическими нуждами мореплавания, получили вымпелы уже во времена парусного флота. Назначение вымпела заключалось в том, что он служил отличием военного корабля от торгового судна, особенно в тех странах, где военно-морские и торговые флаги были одинаковыми. Вымпелы поднимались на грот-брам-стеньгах всех военных кораблей, кроме флагманских. Это было узкое полотнище до десяти метров длиной, шириной в 10-15 сантиметров.

Вымпелы первых русских военных кораблей был трехцветными, бело-сине-красными, с двумя косицами. В 1700 г. Петр I учредил новый рисунок вымпела: на примыкавшей к фалу шкаторине на белом поле был помещен синий Андреевский крест, далее шли две косицы бело-сине-красного цвета. В дальнейшем, в соответствии с расцветкой флагов по дивизиям, были установлены белые вымпелы для первой дивизии, синие - для второй и красные - для третьей дивизии. С 1865 г. русские корабли стали носить единый белый вымпел, кроме кораблей, удостоенных Георгиевского флага, которые нес и и соответствующий вымпел.

Боевые корабли ВМФ СССР носили вымпел, представляющий собою узкое красное полотнище с косицами, имеющее в “головке” изображение Военно-морского флота. Помимо обычных узких (“ординарных”) корабельных вымпелов, во флоте приняты и широкие (так называемые брейд-вымпелы), присваиваемые командирам отрядов боевых кораблей, имеющих ранг ниже контр-адмирала. По рисунку брейд-вымпел не отличается от обычного вымпела. Цвет же косиц брейд-вымпела зависит от должности начальника, которому он присвоен, а именно: командиру бригады кораблей - красный, командиру дивизиона - синий.

Вымпелы имеют и торговые суда - это треугольные флаги различной расцветки, иногда с рисунком, буквами или цифрами, обозначающими принадлежность судна к тому или иному пароходству, спортивному клубу, торговой компании и т.п. Подобные вымпелы поднимаются на грот-мачте при входе в порт и выходе из него. При стоянке в порту подъем и спуск такого вымпела производится одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

На военных же кораблях вымпел спускается только при посещении корабля командиром соединения или другими вышестоящими начальниками, которым присвоены собственные должностные флаги. Вымпел спускается в момент, когда поднимаемый должностной флаг доходит “до места”. Он вновь поднимается с убытием этого лица с корабля и со спуском его должностного флага.

Наличие вымпела на корабле свидетельствует об его укомплектованности и боеготовности. Существует во флоте даже такое выражение: эскадра (или флот) в составе стольких-то вымпелов. Под словом “вымпел” в этом случае подразумевается находящийся в плавании готовый к боевым действиям военный корабль.

Мы уже упоминали, что на современных крупных боевых кораблях при стоянке их на якоре, на бочке или у пирса на носовом флагштоке поднимается особый флаг-гюйс.

В давние времена на бушприте военных кораблей постоянно или временно поднимали такие же флаги, как и на корме, только несколько меньших размеров. На кораблях русского флота особый носовой (или бушпритный) флаг, называемый гюйсом, был введен в 1700 г. Рисунок первого русского гюйса был довольно сложным - на красном поле лежали три креста с единым центром: прямой - белый, косой - тоже белый и на нем синий Андреевский. С 1701 по 1720 г. он поднимался только в приморских крепостях и лишь после введения Устава 1720 г. стал подниматься на бушприте военных кораблей. До 1820 г. корабли несли его не только на стоянке, но и во время плавания. Гюйс по размерам всегда был меньше кормового флага.

Первоначально гюйс на русских кораблях назывался геусом, что по-голландски означает флаг, а с 1720 г. петровским Морским уставом было узаконено название “гюйс”. Слово это тоже голландское (geuzen) и происходит от французского gueux- нищие. В начале Нидерландской буржуазной революции гейзами, или гёзами, испанская аристократия называла нидерландских дворян, вставших с 1565 г. в оппозицию испанскому королю Филиппу II и его правительству, а затем народных повстанцев-партизан, которые на суше и на море вели вооруженную борьбу с испанцами. Восстание гёзов положило начало созданию нидерландского военно-морского флота. Тогда на бушприте военных кораблей и стали поднимать специальный флаг, повторявший цвета герба принца Оранского, возглавившего восстание гёзов. За этим флагом вскоре закрепилось название “гёз”, или “геус”.

Гюйс, введенный Петром I, сохранялся в Советском Военно-Морском Флоте до 28 августа 1924 г. Рисунок нового гюйса отличался от старого наличием на середине полотнища белого круга с изображением красной пятиконечной звезды с белыми перекрещивающимися серпом и молотом в ее центре. 7 июля 1932 г. был утвержден новый гюйс. Он представлял собою прямоугольное красное полотнище, в середине которого в белой окантовке изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом в ее центре.

Гюйс поднимается ежедневно в носовой части военных кораблей 1-го и 2-го ранга на специальном гюйсштоке одновременно с подъемом кормового флага. Он поднимается также на мачтах береговых батарей или на салютных пунктах приморских крепостей при ответном салюте иностранным военным кораблям. Гюйс, поднятый на мачтах приморских крепостей, является крепостным флагом. Будет ли введен корабельный штандарт, покажет время.

Сигнальные флаги на корабле

Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

Размеры сигнальных флагов различных комплектов

Свернутый сигнальный флаг

Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.


A, Alfa
У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.


B, Bravo
Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.


C, Charlie
Положитеьный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме.


D, Delta
Держитесь в стороне от меня, я управляюсь с трудом.


E, Echo
Поворачиваю вправо.


F, Foxtrot
Я не управляюсь, держите связь со мной.


G, Golf
Мне нужен лоцман.


H, Hotel
У меня есть на борту лоцман.


I, India
Поворачиваю влево.


J, Juliett
У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня.


K, Kilo
Я хочу установить связь с вами.
Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь:
K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками;
K3 усилительным устройством (мегафоном);
K4 светосигнальным устройством;
K5 звукосигнальным устройством;
K6 флагами Международного свода сигналов;
K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц;
K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц;
K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.


L, Lima
Остановите немедленно свое судно.


M, Mike
Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды.


N, November
Отрицательный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме.


O, Oscar
Человек за бортом.


P, Papa
В гавани: Всем следует быть на борту, так как судно скоро cнимается.
В море: Мне нужен лоцман.
Сигнал Papa для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, мои сети зацепились за препятствие.


Q, Quebec
Мое судно незараженное, прошу предоставить мне свободную практику.


R, Romeo
Принято.


S, Sierra
Мои движители работают на задний ход.


T, Tango
Держитесь в стороне от меня, я произвожу парное траление.


U, Uniform
Курс ведет к опасности.


V, Victor
Мне необходима помощь.


W, Whiskey
Мне необходима медицинская помощь.


X, X-ray
Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами.


Y, Yankee
Меня дрейфует на якоре.


Z, Zulu
Мне необходимо буксирное судно.

Цифровые сигналы


1, Unaone


2, Bissotwo


3, Terrathree


4, Kartefour


5, Pantafive


6, Soxisix


7, Setteseven


8, Oktoeight


9, Novenine


0, Nadazero

Дополнительные и специальные сигналы

Заменяющие вымпелы. Если на судне имеется единственный комплект флагов, то заменяющие вымпелы позволяют повторить буквенный флаг или цифровой вымпел один или несколько раз:

Первый заменяющий вымпел
всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг первого сигнального сочетания;


Второй заменяющий вымпел
всегда повторяет второй;


Третий заменяющий вымпел
Третий сверху сигнальный флаг.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Характеристики

Международный свод сигналов содержит 26 буквенных флагов, 10 цифровых и 3 заменяющих. Для передачи сообщения находят соответствующий текст в своде сигналов, записывают стоящие напротив ного сигнальные сечетания флагов (бывают одно-, двух-, трехфлажные сигналы, а также четырехвлажные сигналы, инфорирующие о государственной принадлежности судна), набирают их из сигнальных флагов и поднимают на фалах. Сигнальщик на принимающем судне, записав эти сочетания, находит их значения в сводах пигналов.

Дальность флажной сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 миль.

Слева приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.

    Военно морской свод сигналов набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в военно морском флоте СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами. Свод сигналов военно морского… … Википедия

    Сигнальные флаги, поднимаемые на судах в дни праздников; поднимаются на специально основанных фалах, идущих обычно от форштевня к клотику фок мачты, затем к клотику грот мачты и дальше к ахтерштевню. От форштевня до клотика фок мачты набираются… … Морской словарь

    Флаги расцвечивания, - флаги Военно морского свода сигналов СССР, поднимаемые на кораблях и судах ВМФ в торжественных случаях. На судах морского флота СССР в качестве Ф. р. используются флаги Международного свода сигналов … Словарь военных терминов

    Сигнальные флаги: На море: Флаги международного свода сигналов У водолазов: Водолазный флаг В автогонках: Гоночные флаги … Википедия

    - (The International Code of Signals; INTERCO) предназначен для связи различными способами и средствами в целях обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в тех случаях, когда возникают языковые трудности… … Википедия

    Андреевский флаг Морской флаг отличительный знак в виде полотнища правильной геометрической формы cо специальной расцветкой, который может определят … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Не следует путать с международным фонетическим алфавитом. Фонетический алфавит стандартизированный (для данного языка и/или организации) способ прочтения букв алфавита. Применяется в радиосвязи при передаче написания сложных для воспринятия … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Не следует путать с термином «Фонетический алфавит НАТО». Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки… … Википедия

/ Вино какой стpаны Вы пpедпочитаете в это вpемя суток, All? /

Что значит жёлтый флаг на коpабле? В многосеpийном фильме «В поисках капитана
Гpанта», когда pешали судьбу негодяя-боцмана с «Бpитании» (повесить/не
повесить), Гленеpван пpиказал поднять

KM> Что значит жёлтый флаг на коpабле? В многосеpийном фильме «В поисках
KM> капитана Гpанта», когда pешали судьбу негодяя-боцмана с «Бpитании»
KM> (повесить/не повесить), Гленеpван пpиказал поднять жёлтый флаг. Что
KM> конкpетно это значило?

KM>>
KM>> жёлтый флаг. Что конкpетно это значило?
YG> Карантин.


тогдашнего свода я не нашёл, потому и не ответил на оригинальное письмо.

Приветствую тебя, Oleg!
13 января 2009 в 14:37 ты писал(а)для Yuri Grigorew:
=======================================================

KM>>> «Бpитании» (повесить/не повесить), Гленеpван пpиказал поднять
KM>>> жёлтый флаг. Что конкpетно это значило?
YG>> Карантин.

OS> Уверен? В современном своде это наоборот «Моё судно HЕ заражено». Вот
OS> тогдашнего свода я не нашёл, потому и не ответил на оригинальное
OS> письмо.

Hе знаю, как сейчас, но вот в Инете нашёл ещё что:

Примерно в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для
обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно
получивший прозвище «Красный Джек».
Так появилось понятие пиратского флага вообще.
Hужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак
означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно.
Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот
флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага.
Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги.
Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и
безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие.
Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и
капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или
желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.

=========Beginning of the citation==============
Примерно в то же время появился и другой дизайн пиратского флага. Черное
пиратское полотнище в первый раз отмечено в 1697 году. Его поднимали каперы
в том случае, если жертва пыталась оказать сопротивление. Поднятие этого
флага означало, что никакой пощады противнику больше не будет.

В XVII веке использовались и желтые флаги. Известно, что они означали
карантин, но одним этим значением не ограничивались, хотя до нас другие
значения желтого флага не дошли.
=========The end of the citation================

fido7.xsu.useless.faq.narkive.com

Сигнальные флаги

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов — своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги — 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани — флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов — красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

wiki.wargaming.net

Что значит поднятие жёлтого флага на корабле (подробности)?

На сколько я помню после появления «цветных пиратских» флагов поднятие капитаном желтого флага означало смерть всем не покорным.Намного позже желтый флаг стали поднимать как знак карантина на борту.И пока была угроза заразить ни кто к такому судну не приближался.А еще в английском языке желтый цвет ассоциируется с трусостью.Любое из объяснение может подойти.а замысел автора так и останется под знаком вопроса.

История флотов разных стран отличается. Разумеется первыми мореплавателями были англичане и испанцы, а отнюдь не русские. Опять же история флагов различна. С Белым Флагом более-менее понятно- белый флаг означает либо нейтралитет либо капитуляцию. Чёрный флаг часто становился прерогативой флибустьеров (пиратов). Сам по себе жёлтый цвет на флаге может означать что угодно в понимании его придумавших геральдистов. Взять жёлтый цвет на флаге всеми народами Мира уважаемой Украины, там всё понятно. Мне вспоминается Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» там в последней части романа после повешения Айртона на рее владелец судна «Дункан» лорд Гленарван, приказал вывесить на мачту жёлтый флаг, чем он руководствовался Жюль Верн умалчивает. Но я ещё изучал историю медицины и прекрасно знаю, что жёлтый цвет это цвет «карантина». Например, в старину, если на борту судна была инфекция, то при заходе в порт вывешивался именно жёлтый флаг, что было весьма благоразумно для всех жителей портовых городов. По-моему, на острове Мальта до сих пор при швартовке при эпидемии на судне нужно вывешивать жёлтый флаг (хотя в наше время есть другие способы оповещения). Вот на фото видно, что один из флагов на судне жёлтый, но это не говорит о том, что на борту эпидемия тропической лихорадки:-) :

www.bolshoyvopros.ru

Желтый флаг на судне

Да, зачотный эпизод. Придушит — не придушит.

А от Михалкова увольте. У него хорошо получается одна только роль — наглого, бесстыжего барственного хама. Видимо, потому что он играет самого себя. Я бы скорее поверил, что он соблазнит Мери Грант, чем будет рисковать жизнью в поисках ее отца.

Лавров и по молодости вора играл, в фильме «Верьте, мне люди!»

А секретаря ещё хорошо бы сыграл Янковский, помните его комсомольского юношу из «Премии»?

Я и само пр-ние читала через силу, а уж Ееменко.
Не, в папашу влюблена была. Там была ПОРОДА. У младшего, только морда, красивая (не спорю),стать (фигура там фактура.) А вот МНЕ не хотелось бы мужика рядом подобного иметь.

Паратов у него просто шикарный, барыга-Андрей из «Вокзала для двоих» опять же. А Баскервиль мне тоже нравится, он там такие коры отмачивает.
-А это, Бэрримор, тоже. родственник?
-Родственник.

Прекратите вы запирать этот шкаф, вы ставите меня в неловкое положение!

Любитель кино написал:
Этому актёру идеально подошёл голос Игоря Ефимова.

Заметил ещё одну деталь: Паганеля зовут Жак, но все его зовут только по фамилии. Тоже самое и у майора. Зато Манглса зовут по имени, Джон. Интересно почему так, одних по имени зовут, а других по фамилии?

Он и так уже минимум на двух «фирменных» пароходах проплыл полсвета До Индии и от Индии до Китая.

Нет. Лорд там один.
А вообще Верн не шибко разбирается в титулах. Так Элен надо было звать исключитель «леди Гленарван «, слуги же должны были обращаться «миледи». «Леди Элен » ее звать не мог никто, а «Элен» — только муж (ну или какие-то старые друзья, но их в книге нет). Представлять же незнакомцам ее могли и по титулу, но какой титул у Гленарвана (от барона до герцога) неизвестно.

Ну как же нет, а МакНаббс, он же ее родственник.?

В Шотландии есть низшая ступень пэрства (вместо барона) — лорд парламента, вот многие главы кланов, не уничтоженных во время якобитских разборок, в как раз ее и имели.

Погуглил — в Шотландии вместо титула барона используется особый титул «лорда парламента», так что, может быть, Гленарван таким и был.

Volunteer написал:
Хотя по теории вероятностей он должен быть скорее графом, их в шотландском пэрстве больше всего:

Если она жена лорда, то она леди Гленарван. Леди Элен — дочь графа/маркиза/герцога, вышедшая замуж за простого человека. Она не то и не другое. Отец ее назван по имени — без титула.

Не совсем так. Это было бы верно в каких то официальных случаях со строгим протоколом или официальных документах, где надо было жестко указывать статус названных лиц. А вот в узком дружеском кругу людей примерно одного социального слоя, каким были пассажиры «Дункана», такое обращение было в порядке вещей.

Это наверное лично мое восприятие, но Гленарван воспринимается более и старшим и зрелым. И очень сложно представить, чтобы назвать по имени того же майора (у Верна даже его имени в романе нет).

a_sharkov

Андрей Шарков

О чем-то для меня важном.

Пост организационный, в преддверии предстоящей скоро очередной Архипелагской экспедиции, но полагаю, будет полезен еще кому-нибудь.

В морской практике использование флагов — старинный обычай. Даже стариннейший, поскольку что-то вроде флагов на борту человек, пожалуй, использует почти столько же, сколько и в море плавает. Естественно, сложилось определенные правила и обычаи пользования флагами. Хотел бы напомнить некоторые, что используются в яхтенной практике.

1. При подъеме флагов по мачте (под краспицу) нужно помнить, правый борт — официальный(!), левый — просто информационный. По правому борту поднимают флаги страны пребывания и сигнальные, по левому — на ваше усмотрение.
2. Флаг страны пребывания (флаг мирного прохода) поднимается в случае, если судно или яхта находится в территориальных водах иного государства, нежели государство регистрации судна. Если по корме у вас висит любой флаг, кроме турецкого, в терводах Турции вы обязаны под правой краспицей поднять турецкий флажок. Тоже и для Северного Кипра.
3. При заходе в территориальный воды любой страны на судне необходимо поднимать флаг мирного прохода (флаг страны пребывания) и желтый «карантинный» флаг Q, который декларирует что, во-первых, на борту нет инфекционных больных, и во-вторых, означает запрос портовым властям на прохождение таможенной и пограничной процедуры. По окончании процедуры желтый флаг снимается, и экипаж имеет право схода на берег.
4. В случае, если на борту не оказалось флага страны присутствия, поднимается только Q. После пограничных формальностей флаг прохода все-таки нужно вешать.
5. По левому борту принято поднимать вымпелы клубов и/или регаты, а так же национальные флаги членов экипажа.
6. На некоторых регатах национальные флаги просят не поднимать, подчеркивая тем самым, что парусный спорт не знает национальных границ. В Архипелагских экспедициях нац флаги экипажей приветствуются, поскольку мы все-таки не столько гоняемся, сколько преследуем просветительские и культурно-исторические цели. И если в экипаже есть граждане разных государств, поднимайте по левому борту все национальные флаги !
7. Последовательность флагов по правому борту определяется Международным сводом сигналов, последовательность флагов по левому — на ваше усмотрение. Но было бы все-таки правильно, если национальные флаги будут висеть выше, например, флагов яхт-клубов.
8. Крайне нежелательно поднимать по любому борту «веселого рождера» и Андреевский флаг ВМФ России. Пиратский считается признаком дурного вкуса в яхтинге, а с Андреевским можно нарваться на неприятности. Заход военно-морских судов в тер воды чужого государства без соблюдения специальных формальностей — акт агрессии и объявления войны. И не важно, что яхта мало похожа на эсминец, флаг ВМФ повесили — для береговой охраны это уже военная посудина.