35 батарея время работы музея. Блог елены исхаковой. Что интересного в музее

В моем детстве не было такого количества домашних развлечений, как у нынешних подростков. Три телевизионных канала, стопка неоднократно прослушанных пластинок и книги. Компьютеры казались чем-то из области фантастики. Интернет, смартфоны, wi-fi – в то время никто и слов таких не знал. Поэтому, я и мои сверстники старались как можно меньше сидеть дома.

Безусловно, мы играли в футбол, баскетбол, четыре квадрата, носились по стройкам, летом – большую часть свободного времени проводили на море. Но особый интерес представляли места боевых действий. Мы знали, где можно накопать мелких черных и крупных желтых «семидыров» или «свистуль» (разновидности артиллерийского пороха: «семидыры» похожи на фильтры от сигарет с семью дырками, «свистули» напоминают длинные макароны), где попадаются целые патроны, а где даже можно наткнуться на остатки оружия.

35-я батарея считалась особым местом. Особенно, для мальчишек близлежащих районов – Казачьей и Камышовой бухт. О ней ходили легенды. Говорили, что казематы батареи состоят из трех ярусов, уходящих под землю. Третий ярус частично затоплен водой и на нем встречаются останки, почему-то, исключительно, немецких солдат. Что он имеет выход к морю в виде канала, по которому внутрь скалы могут заходить подводные лодки. И что, якобы, даже одна из субмарин до сих пор находится там.

Естественно, все эти слухи притягивали мальчишек как магнит, и я не был исключением. Тем более, было чем заняться и кроме исследования подземных ходов. Вся местность вокруг батареи была изрезана окопами. Гильзы, пули, целые патроны, осколки снарядов – этого добра там было в изобилии, собирай не хочу. Один подросток из параллельного класса даже хвастался, что откопал в одном из окопов скелет немца в форме с орденами.

Но, самым интересным, все-таки, было исследовать подземные казематы с фонариком в руке. Мы изучили все доступные помещения вокруг второй орудийной башни. Исследовали частично заваленный ход, ведущий в первую башню, где, придавленные бетонными обломками, лежали неразорвавшиеся снаряды. Спускались по вертикальной 20-метровой шахте левого командно-дальномерного пункта и по подземным коридорам выходили к морю. Иногда, нас гоняли военные из расположенных рядом воинских частей. Но, мы все равно возвращались.

Оборонительные сооружения на мысе Херсонес (не стоит путать с древним городом Херсонесом, это разные места) начали возводить более века назад. В 1910 году Генеральным штабом Российской империи было принято решение о строительстве двух мощных бронебашенных батарей крупного калибра для защиты Севастополя с моря. Одной – на северном фланге, недалеко от устья реки Бельбек (30-я батарея), другой – на южном, в районе мыса Херсонес.

Работы начались в 1913 году и продолжались до 1917, пока не грянула революция, а возобновились только в 1925 году. В этот период «херсонесская» батарея носила № 25. За четыре последующих года батарея была полностью достроена и осенью 1929 года вступила в строй. Она еще дважды сменила порядковый номер, сначала на № 8, потом на № 35.

35-я береговая батарея представляла собой мощное фортификационное сооружение, обладающее грозной боевой силой. Она состояла из двух двуорудийных башен, стрелявших 305 миллиметровыми снарядами весом 471 килограмм. Батарея могла вести круговой обстрел на 360 градусов. Дальность стрельбы орудий батареи составляла 42 километра, позволяя держать под огнем огромную территорию – до Бахчисарая на севере, и до Симеиза на юге. Башни располагались в бетонных орудийных блоках, соединенных между собой подземной галереей. Толщина наружных стен блоков достигала четырех метров. Кроме того, в казематах батареи имелись кубрики для личного состава, камбуз, медицинское отделение с операционной и лазаретом, силовая и осветительные станции, насосная и другие вспомогательные помещения. Батарея была рассчитана на длительное пребывание 350 человек.

Два командно-дальномерных поста (главный и запасной), расположенных на расстоянии 450 и 200 метров, управляли огнем батареи. Они соединялись с орудийным блоком второй башни с помощью потерн, вырубленных в скале на глубине 20 метров.

Пушки 35-й батареи вступили в бой 7 ноября 1941 года, выпустив 46 фугасных снарядов по частям немецкой 132-й пехотной дивизии в районе хутора Мекензия. Всего во время отражения первого и второго штурмов Севастополя орудия батареи совершили почти 500 выстрелов, нанеся серьезный урон противнику.

Интенсивность огня привела к полному износу орудий первой башни уже к началу декабря 1941, а 17 декабря во время заряжания произошел взрыв левого орудия во второй башне, в результате которого погибли 35 человек, и сама башня получила серьезные повреждения. Со дна Казачьей бухты были подняты запасные стволы орудий, спрятанные там от авианалетов немцев, и двумя тракторами на тележках по проложенным рельсам подтянуты к батарее. Сложно представить, как в боевых условиях с помощью домкратов и талей (без крана), производили замену многотонных стволов и восстанавливали поврежденную башню. Но, 20 января 1942 года первая башня выпустила несколько снарядов по батарее противника, а 3 апреля 35-я батарея полностью вступила в строй, нанеся удар по штабу и немецким укреплениям в районе деревни Мамашай.

Непрерывными бомбардировками и обстрелами тяжелых орудий немецкие войска пытались подавить огонь батареи. Так, к примеру, только за 10 июня 35-я батарея подверглась атакам двенадцати бомбардировщиков и нескольких истребителей, один из которых был сбит пулеметным огнем. Кроме того, специально для борьбы с береговыми батареями в Крым были доставлены две мортиры «Карл» калибра 600 мм и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм, стрелявшая семитонными снарядами. Командующий немецкой армией Манштейн позже написал, что «никогда во Второй мировой войне немцы не достигали такого массированного применения артиллерии, как в наступлении на самую неприступную крепость в мире Севастополь». Перед третьим штурмом Севастополя, только со 2 по 7 июня на защитников города было сброшено 45 тысяч авиабомб и выпущено 126 тысяч снарядов крупного калибра.

Перед началом третьего, последнего штурма (7 июня 1942) на 35-й батарее в строю осталось только три орудия, в левом орудии первой башни возникла большая трещина, использовать для стрельбы его было небезопасно. Тем не менее, батарея №35 продолжала вести массированный огонь, только с 7 по 11 июня выпустив более 200 снарядов. В течении 18-19 июня пушки батареи уничтожили один танк, восемь орудий и батальон пехоты; 23-го – подбили 4 танка, рассеяли и уничтожили до двух полков пехоты; с 23 по 27 – заставили замолчать вражескую батарею и уничтожили два взвода противника.

Ночью 29 июня на 35-ю батарею прибыл Военный совет Севастопольского оборонительного района во главе с вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским. Вечером 30-го состоялось последнее заседание Военных советов флота и Приморской армии, итогом которого стало решение об эвакуации всего командного состава. Командиру батареи капитану А. Я. Лещенко было приказано осуществить прикрытие эвакуации и подорвать орудия после израсходования боезапаса. К этому времени батарея №35 фактически осталась последним рубежом защиты осажденного Севастополя. 1 июля 1942 года пушки тридцать пятой последний раз вели огонь по противнику, выпустив оставшиеся 50 практических снарядов (стальные болванки, применяющиеся для учебных стрельб) по немецким танкам и 6 шрапнельных по вражеской пехоте. Ночью 2 июля 35-я батарея была взорвана. Однако, часть казематов батареи уцелели, и в них еще 10 дней продолжали вести бой защитники Севастополя.

Между тем в районе мыса Херсонес скопились тысячи военных и жителей города. Практически без боеприпасов, продовольствия и питьевой воды, без командования, которое спешно убыло на Кавказ, и, как оказалось позже, без надежды на эвакуацию, они сражались до конца в самые трагические дни обороны города. Сколько их было? Точное количество назвать сложно, разные источники приводят разные цифры. Определенно можно утверждать, что речь идет о десятках тысяч, из которых в те дни эвакуировали только около трех тысяч человек. Остальные погибли или попали в плен. Но в том далеком 1942 в официальных документах не было этой страшной статистики. Этих людей, героически оборонявших Севастополь, вычеркнули из списка живых и не внесли в список погибших.

И только десятилетия спустя имена и судьбы последних защитников Севастополя стали известны. На сегодняшний день в электронной базе данных музейного комплекса «35-я батарея» содержится сведения о более чем 75 тыс. человек, участвовавших в обороне города. Из них почти 40 тыс. фамилий размещены в Пантеоне памяти – это имена тех, кто сражался в самые последние дни обороны Севастополя. База данных общедоступна, по этой ссылке можно узнать информацию об интересующем человеке. Поисковая работа продолжается, и, если ваш родственник принимал участие в обороне Севастополя 1941-1942 гг., а его нет в базе, сообщите о нем, связавшись с работниками музея по электронной почте eev(собачка)35bb.org .

После освобождения Севастополя батарея №35 не восстанавливалась. Несмотря на то, что в 1963 году территория батареи была взята под охрану государством, никаких мер по сохранности этого объекта принято не было. Время шло, казематы батареи разрушались. Охотники за металлом и «черные копатели», а также строительство коттеджей и мини-гостиниц в непосредственной близости нанесли непоправимый ущерб этому историческому месту. Но, благодаря неравнодушным севастопольцам в 2007 году началось строительство Музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35–я береговая батарея».

Мы побывали на территории комплекса весной 2014, через два года после окончания его строительства. К сожалению, было уже около пяти часов вечера, поэтому на экскурсию по казематам батареи мы не успели. И смогли лишь самостоятельно осмотреть внешнюю экспозицию музейного комплекса.

Наш маршрут начался от административного здания. Рядом расположена коллекция военной техники и карта музея.

Пройдя через мемориальную арку, мы оказались на площади Звезды, которую используют для проведения различных церемоний и ритуалов.

С левой стороны высится Пантеон памяти. В нем находятся таблички с именами последних защитников города, тех, кто оборонял город до конца после эвакуации командования Севастопольского Оборонительного района.

С правой стороны площади небольшая аллея ведет к главному входу в казематы 35-й батареи.

Есть и запасной выход, мальчишками мы через него убегали от гонявших нас военных.

Рядом с первым орудийным блоком – чугунная рельефная карта оборонительных сооружений Севастополя в 1941-1942 гг. Можно рассмотреть береговую линию, башенные батареи, доты, дзоты и другие укрепления.

Для удобства посетителей сделан импровизированный указатель.

Работники музея очень ответственно относятся к безопасности. Бетонные блоки, в которых были расположены орудийные башни, обнесены защитным ограждением, которое, впрочем, не мешает внимательно рассмотреть все внутренние части: направляющие, по которым вращалось орудие, трубы для подачи снарядов и сами снаряды.

Аналогичное ограждение тянется с юго-западной стороны всего музейного комплекса вдоль более чем двадцатиметрового обрыва. В некоторых местах роль ограждения играют фрагменты бруствера с мемориальными табличками соединений и частей, защищавших Севастополь.

Со смотровой площадки на краю обрыва можно увидеть скалу в море со ржавой сваей – это остатки причала, где швартовались корабли и подводные лодки, осуществлявшие эвакуацию.

Недалеко от обрыва возведена небольшая часовня во имя святого Архистратига Михаила. При ее сооружении были обнаружены останки шести бойцов, они покоятся там же.

В 200 метрах к юго-западу от казематов батареи находится левый запасной командно-дальномерный пост (КПД). Через его шахту в школьные годы я с друзьями спускался на дикий пляж, куда попасть можно было только по морю или по отвесной скале. Правый главный КПД расположен за территорией музея.

На заднем плане — левый командно-дальномерный пост

От смотровой площадки мощеная дорожка привела нас к братской могиле, где захоронены бойцы, погибшие 17 декабря 1941 года при взрыве во второй орудийной башне. Монумент на могиле сооружен еще в советские времена.

На территории комплекса установлены образцы военной техники времен Второй мировой войны. Пока экспозиция не очень большая, но постоянно пополняется.

ГАЗ-55 и «Эмка»

ГАЗ-55 — советский санитарный автобус-фургон, выпускался в течении 1938 -1945 гг.

ГАЗ-М-1 («Эмка») — советский легковой автомобиль, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год

Мы провели на территории музея около полутора часов. Этого времени вполне хватило, чтобы, не спеша обойти весь комплекс и все внимательно рассмотреть.

Небольшой парк на территории музейного комплекса — место отдыха для тех, кто устал

Мы обязательно вернемся и пройдем одним из трех экскурсионных маршрутов по казематам 35-й батареи. Надеемся, к тому времени будет снят запрет на фотографирование внутри и у нас будет возможность показать еще один фоторепортаж об этом историческом месте.

Информация для путешественников:

Посещение музейного комплекса «35-я береговая батарея» и экскурсионное обслуживание бесплатное.

Время работы:

Самостоятельный осмотр внешней экспозиции возможен с 8-00 до 20-00.

Экскурсии проводятся каждые 20-30 минут.

С мая по октябрь: начало первой экскурсии в 10-00, последней – в 18-00, выходной – понедельник.

С ноября по апрель: начало первой экскурсии в 10-00, последней – в 16-00, выходной – понедельник, вторник.

Если в группе от 10 до 30 человек, можно заказать экскурсионное сопровождение заранее, по телефону: + 7 978 860 87 59

Как добраться:

GPS координаты: 44°33’33.59’’N, 33°24’26.97’’E.

Если вы путешествуете по Крыму на личном автомобиле (аренда авто в Крыму) , то лучше всего въехать в город через Ялтинское кольцо, проследовать до 5-км Балаклавского шоссе, далее по Камышовскому шоссе до поворота на Казачью бухту, свернув и миновав несколько ж/д переездов увидите указатель «Музей «35-я береговая батарея». Это самый короткий и удобный маршрут.

Если же пользуетесь общественным транспортом :

От ж/д вокзала или автовокзала – автобусом или маршрутными такси № 4, 109, 110, 112 до остановки «Центральный рынок», где пересесть на автобус № 105 или «маршрутку» № 77 и доехать до остановки «Музей «35-я береговая батарея». Или троллейбусом № 1, 3, 7, 9, автобусом или маршрутным такси № 71 добраться до остановки «пл. Лазарева». Пройти 200 метров до остановки «Центральный рынок» и на автобусе № 105 или «маршрутке» № 77 доехать до нужной остановки «Музей «35-я береговая батарея».

От 5-км Балаклавского шоссе или с проспекта генерала Острякова на автобусе № 105.

Из Гагаринского района (Стрелецкая бухта, Летчики, Камышовая бухта) – на автобусе № 105 или маршрутном такси № 77.

35-я береговая батарея – последний рубеж обороны Севастополя

5 / 5 (1 голос)

Подпишитесь на новости блога

Здравствуйте, мои дорогие. Какую ассоциацию у вас вызывает фраза «Великая Отечественная война»? Раньше я вспоминала рассказы своей бабушки, медали деда, парад 9-го мая и гордое слово «победа». Но в действительности война это огромные потери. Всего 2 слова: Севастополь сдан. А что за ними стоит? Ужасная трагедия: десятки тысяч убитых и взятых в плен.

Летом 1942 года Севастополь сдавался, войска были вытеснены к краю полуострова. Именно этим краем и является 35-я береговая батарея...

Если вы окажетесь в Севастополе, обязательно посетите это место. А я расскажу, как это сделать, ведь попасть туда не так-то просто.

В этой статье:

Почему сложно попасть в музей

В свое время музей был восстановлен за счет средств меценатов. И, если честно, мне даже страшно представить, в какую сумму вылились восстановительные, археологические и строительные работы. Но это еще не все.

Музей до сих пор содержится на деньги спонсоров, и посетить его вы можете абсолютно бесплатно. Да-да, вы не ослышались.

Но здесь появляется другая проблема: эти бесплатные билеты расхватывают буквально с самого утра, и если вы приедете после обеда, не факт, что вам достанется билет на экскурсию. Мы приезжали сюда 2 раза. В первый раз нам не досталось билета, и мы просто болтались по территории. А второй раз мы ехали в музей уже осознанно: к 9 утра, чтобы занять очередь в кассу, которая открывается только в 10.

Кстати, не забудьте одеться потеплее.

Расписание экскурсий

Расписание может меняться в зависимости от времени года, поэтому лучше посмотреть его не официальном сайте , там размещается самая актуальная информация.

Как добраться до музея

1. На общественном транспорте

Сюда из Севастополя можно доехать на:

  • автобусе 105, 177
  • маршрутке 7, 77

Остановка так и называется «35-я батарея».

2. На автомобиле

Музей расположен по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район (откройте карту в новом окне ).

У въезда есть большая стоянка, так что оставить машину можно без проблем.

Где перекусить

Неподалеку от входа в музейный комплекс есть небольшой магазинчик. В нем продают кофе, чай, свежую (!) выпечку. Все за очень приемлемую стоимость.

Просто в нашу поездку было ну очень холодно. Так что горячий кофе был очень кстати.

Что интересного в музее

Интересно все! Вы пройдетесь по подземным тоннелям, побываете в кабинетах руководства и в казармах солдат.


Узнаете, насколько огромным и мощным было орудие батареи. Увидите поле битвы, на которых до сих пор ведутся раскопки.


Постоите на краю страшного обрыва.


И побываете в комнате памяти, где собраны фамилии сражавшихся бойцов...


Кстати, в тот день мы встретили мотоциклистов. Это чтобы было понятно, какие патриотические настроения царят в Крыму.



Я думаю, что каждый должен побывать в этом месте хотя бы для того, чтобы понимать, какой страшной была война на самом деле.


Дорогие друзья, я благодарю вас за внимание. Думаю, вам будет интересно

А у меня на сегодня все. Не забывайте нашу историю, будьте счастливы. Всем пока.

Во время своего отпуска в Крыму мы осмотрели практически все известные военные музеи Севастополя. Не могли мы оставить в стороне и довольно популярный и относительно новый мемориальный комплекс 35-я батарея, который начали возводить в 2007 г. неравнодушные люди города.

35 Батарея. Севастополь

Среди главных инвесторов можно выделить компанию А.М. Чалого, именно он подписывал с нашим президентом в 2014 г. договор о присоединении Севастополя к России.Во время Великой Отечественной войны 35 батарея оставалась последним оплотом сопротивления, здесь до эвакуации размещался штаб армии. В июле 1942 года она была взорвана, люди защищавшие ее погибли или попали в плен. История 35-й береговой батареи одна из самых трагичных за весь период обороны Севастополя. Долгое время батарея не восстанавливалась. Когда же жилые дома стали вплотную примыкать к ее территории и возникла угроза ее заселения коттеджами, активные граждане выступили с инициативой создать на месте 35-й береговой батареи музей и сохранить для последующих поколений память о героических защитниках города.


35 Батарея. Севастополь


35 Батарея

Важно заметить, что музей создавался на негосударственные средства и вход в него абсолютно бесплатный. В связи с этим в пиковый летний сезон не все желающие могут попасть на экскурсию. Например, мы были там в конце июня и смогли купить билеты только на сеанс, который начинался через один час сорок минут. В июле и августе, говорят, билеты на весь день заканчиваются очень рано, поэтому лучше приезжать к открытию к 9 утра. Маленьких детей внутрь не пускают, слишком уж о серьезных вещах идет речь на экскурсии.

У нас оставалось время до начала сеанса, и мы решили прогуляться по наземной части мемориального комплекса. Сначала посетителей встречает арка, на которой написаны годы героической обороны Севастополя - 1941-1942. Около этой арки собираются группы перед экскурсией.


35 Батарея. Севастополь


35 Батарея

Напротив мы видим небольшую выставку военных автомобилей того времени.


35 Батарея

Проходим через арку. С левой стороны находится Пантеон памяти, который своими очертаниями напоминает разрушенную башню береговой батареи. Его открыли в 2011 г. для того, чтобы увековечить имена защитников Севастополя. Во время работ по созданию мемориального комплекса было найдено более 150 тел бойцов и гражданского населения, погибших на территории 35-й батареи. Их захоронили у Пантеона памяти.



35 Батарея

Немного в стороне Братская могила, в которой были захоронены солдаты, погибшие при взрыве одной из башен в декабре 1941 г.


35 Батарея. Севастополь

Рядом с ним размещается левый командно-дальномерный пост. Отсюда хорошо видно на какой высоте находится 35-я береговая батарея, сейчас вокруг частные дома.


35 Батарея


Со стороны моря к музейному комплексу примыкает небольшой пляж Голубая бухта. Здесь также можно провести время до экскурсии, но у нас его было не так много, поэтому мы отправились осматривать территорию дальше.


Голубая Бухта


35 Батарея

Вдоль берега разместили мемориальные таблички, на которых указаны все воинские подразделения, защищавшие Севастополь.


35 Батарея


35 Батарея

Напротив довольно скромная часовня, как и подобает подобному месту. В ней были захоронены тела бойцов, найденных при ее строительстве. Внутри часовня украшена красивой мозаикой.


Затем мы подходим к расчищенному основанию башни. Можно представить ее мощь и размеры. Говорят, на строительство 35-й батареи ушло столько же бетона сколько и на возведение Днепрогэса. Над мемориальным комплексом развеваются флаги, напоминая нам о тысячах солдат, отдавших свои жизни, защищая Севастополь. Так незаметно проходят полтора часа.


Разрушенная башня

К нашей группе, собравшейся у арки, выходит экскурсовод и мы направляемся ко входу в подземные помещения 35-й береговой батареи. Нас настоятельно предупреждают о том, что внутри фотографировать строго запрещено. Если честно не совсем понятно почему, ведь все равно судя по фото в интернете, практически все помещения уже засветились в разнообразных отчетах.


Вход в подземелья

Нам тоже удалось снять несколько комнат и коридоров. Ведь хочется наиболее полно передать атмосферу этого места.


35 батарея


35 батарея


35 батарея

Строительство береговой батареи в Севастополе начали еще в царской России. Поражение в русско-японской войне наглядно продемонстрировало недостаточную мощность береговой артиллерии по сравнению с японскими корабельными орудиями. В связи с этим в 1909 г. было решено оснастить главную Черноморскую базу - город Севастополь мощными артиллерийскими установками для защиты от нападения с моря. Были начаты работы по строительству двух береговых батарей: одна размещалась на Северной стороне, а вторая на мысе Херсонес.

Первая позже стала называться 30-й батареей, а вторая 35-й. Планировалось установить на батарее два 305-мм орудия и соорудить две бронебойные башни из бетона. Между собой они соединялись подземными переходами. К началу революции на 35-й береговой батарее практически были закончены работы по бетонированию оснований двух башен, построены бараки, кухня, электростанция и хозяйственные помещения. Однако революционные события на несколько лет прервали строительство береговых укреплений, которое продолжили только в 1925 г.

В кратчайшие сроки силами специалистов со всей страны было построено мощнейшее фортификационное сооружение. На карте нам показали, какой огромный был радиус обстрела орудий батареи: на севере снаряды могли достигать Бахчисарая, а на юго-востоке - Симеиза. При строительстве предполагалось использовать батарею для защиты от морского нападения, однако в начале войны береговая башня помогала защитникам города обороняться от немцев, прорвавшихся с суши.


Схема наземной части Батареи

Артиллерийский огонь велся так интенсивно, что стволы орудий в первой башне нуждались в срочном ремонте. Всю нагрузку обеспечения артиллерийской поддержки армии взяла на себя вторая башня. Однако из-за преждевременного выстрела в декабре 1941 г. на 35-й батарее произошел взрыв, который вывел из строя и вторую башню. Личный состав батареи на время ремонта был направлен в морскую пехоту.


Завал в разрушенной башне

Самые ожесточенные бои здесь развернулись летом 1942 г. Ежедневно 35-я батарея выпускала сотни снарядов и терпела мощнейшие артиллерийские удары противника. Для бомбежки города фашисты применяли современнейшею технику, в том числе огромную пушку «Дора».

Ситуация вокруг Севастополя становилась все более критичной. В июне 1942 г. была взята немцами 30-я береговая батарея на Северной стороне, ее командира после пыток расстреляли. 35-я береговая батарея осталось единственным укреплением, в котором еще могли сражаться. В ее помещениях в конце июне разместился штаб армии, и вице-адмиралом Ф.С. Октябрьским было принято решение об эвакуации высшего командного состава. Командиру батареи А. Лещенко приказали прикрыть эвакуацию, а затем, когда стрелять будет нечем, взорвать орудия. Что и было сделано 2 июля. Однако многие помещения 35-й батареи уцелели и в них до 12 июля оборонялись последние защитники города, прижатые неприятелем к морю.

На произвол судьбы бросили почти 80 тысяч бойцов, которые были убиты или попали в плен. Люди остались без оружия, без еды и пресной воды. До последнего они верили, что их спасут, но никто за ними так и не пришел, кроме врагов. Нас вывели из подземных помещений к морю, именно здесь в те ужасные дни солдаты пытались добыть себе и товарищам хотя бы соленой воды. Говорят, что весь берег был покрыт трупами, а море было розовым от крови.


Выход к морю из Батареи

После всей этой истории какой-то насмешкой кажется улица в Севастополе, которая носит имя адмирала Октябрьского, бросившего людей на произвол судьбы.

В заключение экскурсии нас завели в Пантеон памяти. Здесь собраны имена всех защитников города.


Пантеон Памяти

А перед выходом мы попадаем в зал, где на звездном небе появляются и исчезают лица солдат и мирных жителей, которые были убиты или попали в плен в Севастополе. Говорят, что при создании музея передача «Жди меня» призывала откликнуться всех родственников защитников Севастополя, которые могли предоставить хоть какие-то сведения о тех трагических событиях. На основе собранного материала и найденных на месте батареи вещей и появились экспозиции мемориального комплекса.


Пантеон памяти

Посещение этого музея оставляет глубокий след в душе, заставляет о многом задуматься. Например, о том, как дешево у нас ценится человеческая жизнь. И о том, что, несмотря на это тысячи людей сражались до последнего и умерли героями, которых не стоит забывать.

Крым – уникальное место не только по климатическим и рекреационным показателям, но и с наиболее богатой историей. Если вас интересует та часть его «биографии», что связана с военно-морской славой России, то следует побывать в Севастополе. Музей «35-я береговая батарея» станет обязательным пунктом в списке ваших экскурсий!

Где находится комплекс в Севастополе?

Музей «35-я береговая батарея» обнаруживается в основании мыса Херсонес, в 150 м к югу от . В пешей доступности от него находятся Музей истории аэродрома и .

«35-я береговая батарея» на карте Крыма

История основания музея

Полное название объекта – Историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя «35 береговая батарея». Однако в первые дни своего существования он именовался куда проще – Комплекс береговых фортификационных сооружений. Музейный статус памятное место получило лишь в 2007 г. – после многомесячной гражданской кампании, охватившей все сознательное население . Возглавил ее Алексей Чалый, получивший в те дни неофициальное звание «народного мэра», позже – уже в дни «русской весны» — он возглавил законодательное собрание нового российского региона.

Идеей предпринимателя-общественника, а также сотен его соратников было защитить героический плацдарм 35-й батареи от вандализма и обычного бытового хулиганства. Петиции и митинги спустя почти год возымели силу – Севастопольский горсовет издал постановление, превратившее руины укрепленных казематов в зону исторического наследия. Очень помогла в осуществлении задуманного передача «Жди меня». Ее ведущие три раза обращались к севастопольцам, чьи родные защищали город в середине лета 1942 г. В результате проект поддержало несколько десятков тысяч человек. Данный факт киевские власти просто не могли оставить без внимания.

С 2007 по 2014 гг. комплекс прирастал также современными сооружениями – Пантеоном, Некрополем, часовней, стелой с фамилиями защитников данного рубежа (сюда посетители возлагают цветы и венки). На данный момент МИМК ГЗС и прилегающая к нему территория составляет почти 8 га. Неприкосновенность этих квадратных метров охраняется уже российским законом.

Чем интересно посещение мемориального комплекса?

Если вы хотите найти единственный город в мире, почти полностью застроенный памятниками морякам, то приезжайте в Севастополь. Музей «35 батарея» в очередной раз это доказывает, напоминая об эпическом противостоянии советской бронебашенной батареи гитлеровским оккупантам в июне-июле 1942 г.

Мемориальный ансамбль – это сооружение, основанное на сохранившейся еще с царских времен базе (углубленные на 25 м казематы и артиллерийская площадка), дополненное советскими стационарными пушками МБ-2-12, а также послевоенными строениями –
Пантеоном и Стеной Памяти (Славы), гранитным Некрополем и часовней во имя Архистратига Михаила (покровителя всех русских воинов). Уже в последние годы частью общей композиции стал памятник расчету 35-й батареи (обелиск с фамилиями).

Только в таких местах, как это, познаешь, насколько важен был для русских граждан Севастополь. Музей «35-я батарея» раскрывает зрителю поражающие подробности о событиях 74-летней давности. Информация «пропитывает» посетителя через сохранившиеся орудия, фотографии, личные вещи бойцов и их командира, карты, а также фрагменты документов. Все это расположено на нескольких уровнях комплекса.

Три экскурсионных маршрута адаптированы к логике самого музейного проекта – показать постепенное продвижение обороняющихся вглубь своего плацдарма. Посетители могут за один раз пройти 1-й и 2-й или 1-й и 3-й маршруты. Причем последний не рекомендуется детям до 12 лет – долгий спуск на 25-метровую темную и затхлую глубину, сопровождаемый рассказами о смерти, может сильно повлиять на неокрепшую психику, став причиной панических атак.

Музей открыт для посещения все дни кроме понедельника. Режим работы приводится чуть ниже. Минимальная экскурсионная группа – 5 человек. Продолжительность тематического обзора – 1 час, включая прогулку по Пантеону.

Как добраться до музея «35-я батарея»?

Пройти к военно-мемориальной экспозиции легко, если вы добрались на общественном транспорте до остановки «35-я батарея» — на автобусе №105. Просто двигайтесь по узкой асфальтовке на юг. Весь путь до братской могилы составит 150 м. Сразу за захоронением откроется парадный вход в комплекс.

От автовокзала Севастополя доехать на машине до мемориала можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: Аллея защитников 35-й ББ, 7, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°33′32″N (44.55897), 33°24′22″E (33.406168).
  • Телефон: +7-978-860-87-59.
  • Официальный сайт: http://www.35batery.ru/
  • Режим работы: с мая по октябрь – с 8:00 до 20:00, понедельник выходной; с ноября по апрель – с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник выходные.
  • Цены на посещение: бесплатно.

Судя по отзывам туристов, музей «35 береговая батарея» в Севастополе не очень известен в России, что совершенно несправедливо. Самый мощный в Европе и старый аэродром, где все хотят сделать памятные фото, затмевают собой остальные достопримечательности – не путать с . Но теперь, когда у МИМК ГЗС появился официальный сайт, все кардинально меняется! В завершении смотрите небольшое видео об этой памятке прошлого.