Статуя августа из прима порта. Август из прима-порта Археологи опять нашли затонувший корабль у берегов Крыма

Итак, согласно книге доктора искусствоведения, профессора Глеба Ивановича Соколова «Искусство Древнего Рима», к цитатам из которой мы обращаемся не в первый раз, «панцирь Августа украшают рельефы с сюжетами, выбранными не случайно, но напоминающими о военных победах полководца над Галлией, Испанией и Парфией.

Мы продолжаем разговор о скульптуре Древнего Рима и сегодня снова будем освещать тему . О значении и роли данной пластической формы в интерьере современного загородного дома с дворцовым стилем мы уже говорили. В конце прошлой беседы мы стали описывать одну из статуй Августа из Прима Порта и пообещали рассказать сегодня о рельефе, украшающем панцирь правителя. Данное описание поможет домовладельцам сориентироваться в вопросе обустройства помещений в дворцовом (античном, классицистическом) стиле.

Римский легионер, а возможно, бог Марс или, в виде него, сам Август, запечатлен на панцире в момент возвращения ему некогда захваченного парфянами знака военного отличия римского легиона — серебряного орла, прикреплявшегося к древку. Римский воин стоит в шлеме, сапогах, с переброшенным через плечо плащом. Парфянин в покорной позе, но гордый и недовольный, подносит римлянину древко с серебряным орлом на вершине. У ног воина сидит волк — священное животное Марса, послушное хозяину, но настороженное и готовое, если понадобится, броситься на парфянина. Под ногами римского воина и парфянина изображены небольшие участки почвы: скульптор хотел уверить зрителя, что его герои не парят в воздухе, а прочно стоят на земле».

Более подробно об этом решении композиции мы поговорим в следующий раз.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: teachhistory.at, belorys-kh.livejournal, belorys-kh.livejournal, ancient-ru.livejournal, realgad.livejournal

Несмотря на то, что времена Римской империи давно канули в Лету, личность ее первого императора Октавиана Августа все больше привлекает к себе внимание современных ученых и любителей истории. Созданная им Империя, включавшая в себя весь бассейн Средиземного моря, а также современные Италию, Испанию, Францию, часть Югославии и Германии, представляет собой некое универсальное наследие европейских народов.

Октавиан Август скончался в городе Нола, недалеко от Неаполя, 19 августа 14 года н.э. В Риме это событие отмечается с некоторым опережением большой выставкой «Август», развернутой в залах престижного выставочного комплекса «Конюшни Квиринала», находящегося рядом с Дворцом президента Итальянской республики.

Кстати, предыдущая выставка в честь 2000-летия со дня рождения императора прошла в Риме в далеком 1937 году, и стала поводом провести параллели между Августом и Бенито Муссолини, который незадолго до этого завоевал Эфиопию и провозгласил Италию империей. Устроители же нынешней выставки не ставили таких далеко идущих планов (к тому же, параллели между прошлым и настоящим вряд ли пошли бы на пользу современной Италии). Их задачей было представить эпоху великого Августа через уникальные свидетельства - скульптурные изображения императора и членов его семьи, фрагменты памятников того времени, роскошное домашнее убранство из стекла и серебра, монеты и драгоценности, из Национального археологического музея Афин прибыл даже фрагмент конной статуи Августа, который был найден в Эгейском море. Изображения императора, где он ассоциируется с богами, можно видеть на многих камеях, предоставленных музеями Вены, Лондона и Нью-Йорка (около 200 работ).

Император Август (Гай Октавий Фурин) родился в Риме в 63 году до н.э. Его отец был богатым коммерсантом, который первым из своей семьи стал сенатором.

Мать Атия принадлежала к роду Юлиев и была племянницей Юлия Цезаря. Это родство сыграло решающую роль в жизни будущего императора, поскольку после убийства Цезаря в 44 году до н.э. Октавиан, по завещанию, был признан его приемным сыном и наследником.

«Юноша обязан всем своему имени», - пренебрежительно отзывался о нем Марк Антоний, его соперник в борьбе за власть. Однако дальнейшие события показали, как он был неправ. Октавиан был одарен необыкновенной харизмой и сильным политическим чутьем. Уже став консулом, он сумел во всеобщем сознании ассоциировать свою фигуру с благом Рима.

Провозгласив себя наследником Цезаря, он сурово наказал его убийц. Кроме того, из своих средств он выплатил по 300 сестерциев, которые были обещаны Цезарем в завещании римлянам и ветеранам войска, и впоследствии, уже будучи императором, Октавиан неоднократно оказывал помощь деньгами или зерном как римским гражданам, так и солдатам.

В первые годы правления он входил в триумвират вместе с Марком Антонием и Лепидом, которые отвечали за разные провинции подвластных Риму народов. Основная борьба за власть развернулась между амбициозным Октавианом и Марком Антонием, более удачливым на поле битвы, но в конечном счете проигравшим Октавиану благодаря хитрости последнего. Поводом для открытых военных действий послужило завещание Марка Антония, которым завладел Октавиан: в нем тот оставлял курируемые им земли своей возлюбленной Клеопатре и их детям, а также Цезариону, сыну Цезаря и Клеопатры.

Разгром флота Марка Антония войсками под командованием Марка Випсания Агриппы, друга и зятя Октавиана, в битве при мысе Акций в 31 году до н.э. и последующее самоубийство Марка Антония и Клеопатры открыли дорогу Октавиану к полной и абсолютной власти. На выставке представлены фрагменты памятника, воздвигнутого в честь этой великой победы, которые теперь хранятся в музеях Испании и Венгрии.

Однако Октавиан не воспользовался доставшейся ему властью как узурпатор, несмотря на то, что Сенат начал предоставлять ему все больше прав и привилегий, а в 27 году до н.э. присвоил ему титул «Август» - «священный». Октавиан решительно отверг звание «диктатора», которое носил Юлий Цезарь и которое был готов предоставить ему Сенат. Он предпочел быть «первым среди равных», хотя с годами начал контролировать основные органы власти, доверяя их управление преданным ему людям.

Обладая многими человеческими недостатками, Август тем не менее посвятил свою жизнь процветанию Римской империи, сумев стать мудрым и справедливым правителем. Он утверждал, что организовать империю гораздо сложнее, чем завоевать ее, но он блестяще справился с обеими задачами.

За сорок с лишним лет правления император провел реформы огромной важности, которые оставались в силе три последующих столетия. Не захотев разрушать старые республиканские органы правления, он создал новый класс политиков и аристократии из верных ему людей. При нем появилась новая система провинций и многочисленные муниципалитеты, которые способствовали романизации стран бассейна Средиземного моря.

Была проведена реформа сухопутных и морских войск, построены новые порты в разных концах огромной империи, призванные защищать ее границы. Наступивший после десятилетия междоусобной войны мир способствовал оживлению торговли, процветанию науки и искусств, а завоевание новых территорий, особенно богатого Египта, значительно пополнило кассы империи. Хотя самой привилегированной провинцией оставалась Италия, где были построены новые дороги, а города украшены новыми зданиями, Август посещал многие другие провинции и помогал им в трудные времена.

Отвечая лично за распределение ресурсов из касс государства, он делил их справедливо между всеми частями страны, чтобы завоеванные народы видели в правительстве Рима не наказание, а благо.

Благодаря принятым императором законам в пользу брака и рождения детей за время его правления население Римской империи увеличилось. Он дружил с Меценатом, покровителем художников и поэтов, и именно в это время, не без помощи Вергилия и Горация, начал создаваться миф о Великом Риме.

Август превратил Рим - столицу огромной империи - в монументальный город. Это позволило ему говорить в конце жизни, что он принял Рим из кирпичей, а оставил его в мраморе.

Некоторые из построенных при нем величественных памятников до сих пор украшают итальянскую столицу, как, например, Мавзолей Августа, Театр Марцелла или «Ara Pacis» («Алтарь Мира»), воздвигнутый после триумфального возвращения Августа в 13 году до н.э. из умиротворенных Испании и Галлии. Один из его подлинных великолепных барельефов прибыл на выставку из парижского Лувра.

Император Август, умерший незадолго до своего 77-летия (возраст весьма почтенный по тем временам!), оставил после себя процветающую Империю, насчитывавшую около 55 миллионов человек.

Он завещал римскому народу 40 миллионов сестерциев, не забыв и покоренные народы, а также щедро наградив служивших ему солдат.

Император был любим своим народом. Когда его дом на Палатинском холме был разрушен пожаром, люди всех социальных слоев предложили ему свою денежную помощь, из которой, заметим, Август взял лишь самую малую, почти символическую часть. Не каждый правитель может удостоиться этого, как не о каждом историки могут сказать словами Светония: «Это был правитель, наиболее заботившийся о благосостоянии народа».


Октавиан Август в образе Юпитера


Октавиан Август, первый римский император

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта. http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».

Изображение статуи Октавиана Августа из Прима Порта есть в любом учебнике по древней истории. Скульптура была найдена 20 апреля 1863 года и сейчас хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное изображение римского принцепса, но мало кто знает, что на панцире Октавиана "записана" вся его политическая программа…

Могущество римского властителя подчеркивает богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем ради красоты. Ну а на самом деле это как раз и есть тот самый неозвученный посыл, который, ни слова не говоря, помогает воздействовать на публику как в мирное время, так и во время войны!

Ста-туя Авгу-ста из При-мы Пор-ты, в лори-ке, была най-де-на в 1863 г. на вил-ле Ливии на Фла-ми-ни-е-вой доро-ге, око-ло При-мы Пор-ты, от кото-рой и полу-чи-ла свое наз-ва-ние. Голо-ва иден-ти-фи-ци-ру-ет фигу-ру в каче-ст-ве Авгу-ста, кото-рый изо-бра-жен в позе adlocutio: его пра-вая рука под-ня-та и наде-тый на нем пан-цирь пред-по-ла-га-ет, что он обра-ща-ет-ся к сол-да-там. Осо-бен-ный инте-рес пред-став-ля-ют рельеф-ные укра-ше-ния на пан-ци-ре. Цен-траль-ная сце-на отно-сит-ся к собы-тию, имев-ше-му место в 20 г. до н. э.: пар-фян-ский царь (Фра-ат IV?) воз-вра-ща-ет рим-ские воен-ные знач-ки, утра-чен-ные Крас-сом в 53 г. до н. э., лега-ту Авгу-ста (Тибе-рию). Весь кос-мос явля-ет-ся свиде-те-лем успе-ха Авгу-сто-вой поли-ти-ки уми-ротво-ре-ния: навер-ху Целус под-ни-ма-ет свою рас-про-стер-тую ман-тию, Сол на квад-ри-ге и, перед ним, пер-со-ни-фи-ка-ции утрен-ней зари и росы, ниже Тел-лус, рим-ская боги-ня Зем-ли; по сто-ро-нам Апол-лон, дер-жа-щий лиру, на кры-ла-том гри-фоне, и Диа-на, дер-жа-щая факел, на олене. По сто-ро-нам от цен-траль-ной сце-ны две сидя-щие жен-ские фигу-ры, пер-со-ни-фи-ка-ции про-вин-ций (Гер-ма-ния и Дал-ма-ция?). Един-ст-вен-ное укра-ше-ние на зад-ней части пан-ци-ря — схе-ма-ти-че-ское изо-бра-же-ние тро-фея. Опор-ная нога под-дер-жи-ва-ет-ся фигу-рой аму-ра вер-хом на дель-фине (намек на Вене-ру, пра-ро-ди-тель-ни-цу рода Юли-ев, к кото-ро-му при-над-ле-жал Август). Босые ноги импе-ра-то-ра соот-вет-ст-ву-ют геро-изи-ро-ван-ной трак-тов-ке субъ-ек-та (поло-же-ние ног было заим-ст-во-ва-но у Дори-фо-ра). Это копия, сде-лан-ная, веро-ят-но, для Ливии после смер-ти Авгу-ста (14 г. н. э.), с брон-зо-вой ста-туи, уста-нов-лен-ной в честь Авгу-ста вско-ре после 20 г. до н. э.

Начнем с того, что Октавиан Август не любил титул императора, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом - то есть первым среди равных, как это было, принято в Римской республике.
И он действительно был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом - то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя! И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал! Почему?
Оказывается, случилось все это только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, а также что он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил - то есть налицо была экономия народных денег, ввел налог на роскошь - опять же похвальная экономия, деньги от которой пошли на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников - совсем хорошо.
Так чего же еще нужно было римским гражданам?! Вот только одно было плохо: при всех этих достоинствах умелого правителя Август ни лицом, ни фигурой на античного героя нисколько не походил. А был невысок ростом, прихрамывал, и вдобавок часто мерз, так что носил иногда по несколько туник сразу. Понятно, что если бы он был бы таким изображен в мраморе, то вряд ли бы произвел впечатление на своих сограждан.
Однако в статуе из Прима-Порта он предстает перед нами в образе прекрасного полубога, и хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно являющийся ее частью панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником «тайной» информации!

1. Август изображен во время произнесения речи перед солдатами.
О первом говорит его правая вытянутая рука, о втором - панцирь полководца.

2. Верхнюю часть панциря украшает изображение Гелиоса.
Бог Солнца знал все о людских делах и мог наказывать преступников, насылая на них слепоту, поэтому его часто призывали в свидетели клятв и обещаний как гаранта честности сторон. На панцире Августа Гелиос изображен, дабы ручаться за чистоту помыслов принцепса.

3. Ниже изображены сестры Гелиоса:
восходящая Аврора - богиня утренней зари, едущая в колеснице, и ее сестра - нисходящая Селена, богиня Луны. Появление утреннего света и отступление ночи символизируют вечное процветание Римской империи.

4. Центральная композиция панциря: бог войны Марс,
сопровождаемый волком (своим священным животным), принимает от парфянина знак отличия римского легиона - серебряного орла на древке. Этот знак достался Парфии после победы над римлянами при Каррах (53 г. до н.э.) Возвращение знака - плод дипломатической победы императора.

5. По бокам расположены аллегорические изображения покоренных Испании и Германии.
При Августе в этих провинциях был одержан ряд побед над местными племенами.

6. На правом боку панциря изображен Аполлон верхом на грифоне.
По легенде, бог прорицателей считался отцом Августа. Он вступил в связь с его матерью, Атией Бальбой (85 - 43 гг. до н.э.), когда та спала. Истинным отцом Октавиана был сенатор Гай Октавий (около 101 - 59 гг. до н.э.). Легенда о происхождении Октавиана появилась в подражание аналогичной легенде об Александре Македонском.

7. На левом боку изображена Диана с ланью,
считавшаяся покровительницей римского демоса, соблюдение интересов которого Август провозгласил основой своей внутренней политики. Он виртуозно управлял народом, удовлетворяя его неиссякающую потребность в хлебе и зрелищах.

8. В самом низу панциря находится изображение богини земли и плодородия Теллус с рогом изобилия,
символизируя процветание, которое принес Август римскому народу.

9. Хотя Октавиан, как и любой римский император, никогда не выходил к войскам босым, скульптор изобразил его по греческой традиции без сандалий словно мифологического или исторического героя, поскольку принцепс всегда хотел, чтобы его воспринимали как второго Александра Македонского.

10. Амур и дельфин - атрибуты Венеры.
Эта богиня считалась покровительницей династии Юлиев, к которой принадлежал Октавиан. А дельфин напоминал, что богиня родилась из морской пены.

11. Вероятно, в левой руке Августа первоначально было копье -
еще один символ героя. В эпоху Возрождения его заменили скипетром - знаком императорской власти.

Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много.
Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого.

Император Октавиан Август.Август из Прима-Порта. I век Мрамор. Высота 2,04 м
Музей Кьярамонти, Ватикан

Среди самых известных древнеримских скульптур, можно выделить статую императора Августа из Прима-Порты, выставленную в Ватиканском музее.

Август из Прима-Порта - более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу Римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство.

Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

Его левая рука аккуратно поддерживала императорскую тогу, а правая была поднята в повелевающем жесте. Хотя исторические данные свидетельствуют, что император Август был небольшого роста и не отличался крепким телосложением, скульптор представил его в лучших традициях древнегреческой пластики, создав образ совершенного атлета. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.

Римские императоры, правившие недостойным образом, изображались мастерами скульптуры в виде жестоких воинов с грубыми чертами лица, лишенными благородства. Со времен существования Римской империи до сегодняшних дней сохранилась самая древняя в европейской скульптуре конная статуя. Она представляет собой могучего гордого коня, всадником которого был император Марк Аврелий, поднявший руку в приветствии.

ОКТАВИАН АВГУСТ.СЕМЬЯ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА,

В юности Гай Октавий был помолвлен с Сервилией, дочерью Публия Сервилия Ватии Исаврика. Однако в 43 году до н. э. Октавиан порвал помолвку и скрепил заключение второго триумвирата браком с Клодией (Клавдией) Пульхрой, падчерицой Марка Антония, едва достигшей брачного возраста. В 41 году до н. э., после неполных двух лет брака, Октавиан развёлся с ней.

По словам Светония, «поссорившись со своей тёщей Фульвией, он, не тронув жены, отпустил её девственницей». Второй его женой стала Скрибония, родственница Секста Помпея (см. раздел «Война с Секстом Помпеем. Продление триумвирата»). Их союз не был счастливым и вскоре распался. Расторжение брака было ускорено знакомством Октавиана с Ливией, женой Тиберия Клавдия Нерона.

Плиний Старший упоминает, что у Октавиана были светлые глаза. Светоний описывает его глаза как светлые и блестящие, а также упоминает, что он начал хуже видеть левым глазом к старости. Не совсем ясен и его цвет волос: тот же автор говорит о слегка вьющихся светлых волосах с золотистым оттенком[комм. , но Эдриан Голдсуорси полагает, что античные авторы могли иметь в виду цвет, близкий к коричневому.

« С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причёсывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, брови - сросшиеся, уши - небольшие, нос - с горбинкой и заострённый, цвет кожи - между смуглым и белым.