Храмы нары. Исэ, Япония — все о городе с фото Церемония Кагура в день совершеннолетия

Природная красота этих мест поражает. Поросшие густой зеленью холмы, нетронутые леса. Согласно легенде, в начале первого тысячелетия император Суйнин попросил свою дочь, предназначенную в жрицы главной богини синтоистского пантеона Аматэрасу, подыскать место для устройства святилища этой богини. Аматэрасу Омиками ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Как утверждают древние рукописи, принцесса Яматохимэ, дочь императора Суйнина, путешествовала по стране в поисках места, где можно было бы хранить священное бронзовое зеркало (ята-но кагами), доставшееся императорскому роду от богини Аматэрасу. И вот, побывав в Исэ, принцесса услышала голос Аматэрасу. Богиня повелевала построить храм на этом месте. Сама Яматохимэ стала первой жрицей нового храма. Начало строительства храма в Исэ относят к III веку.

Комплекс состоит из двух групп храмов - Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние).

Более древние Гэку расположены в самом центре городка Исэ. Храмовые постройки разбросаны по территории прекрасного парка. К основному храму Аматэрасу ведет длинная аллея вековых криптомерий, на которой установлено несколько огромных ворот - тории. Гэку - императорский храм, где монарх как первосвященник синто совершает важнейшие религиозные обряды (в частности, перед своей коронацией император Акихито провел здесь ночь, в одиночестве общаясь с родоначальницей). Здесь хранится один из символов императорской власти - зеркало, которое считается воплощением души Аматэрасу.

У подножия горы Симадзи, в 6 километрах от Гэку, был возведен Найку, посвященный божеству 5 злаков - Тоёукэ-оками. В нынешнем виде он был восстановлен по древним чертежам в 1744 г.

Чтобы достичь Найку, нужно было пройти под внешними воротами-тории, пересечь каменный мостик над рекой Исудзу и вновь пройти под тории на другом берегу. Там находился выдолбленный из камня бассейн с водой, которой надо было омыть руки и прополоскать рот в знак очищения перед богами.

Внутренний и Наружный храм почитаются за святые места и закрыты для обычных людей. Можно только стоять за четырьмя рядами параллельных заборов и всматриваться в крыши главных святилищ.

По своей архитектуре комплекс Исэ дзингу очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку - это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут толстые перекрещенные балки. Глядя на них, невольно поддаешься очарованию простоты и величия.

Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.

В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально.

Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место.

Традиция этих важнейших синтоистских церемоний насчитывает уже 13 веков. Первая церемония Сикинэн сэнгу была проведена еще в 690 г. при императрице Дзито. С тех пор 20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы Второй мировой войны.

- синтоистское святилище (дзингу) в городе Исэ префектуры Миэ, посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ. Исэ-дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу.

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исэ-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живет одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят все новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. В Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов.

|
храм исэлдэн, храм исэлдүүлэгчид
Координаты: 34°27′18″ с. ш. 136°43′33″ в. д. / 34.45500° с. ш. 136.72583° в. д. / 34.45500; 136.72583 (G) (O) (Я) У этого термина существуют и другие значения, см. Исэ. Исэ-Дзингу Пруд в Найку

Исэ́-Дзи́нгу (Исе-Дзингу, Дзингу яп. 伊勢神宮) - синтоистское святилище (дзингу) в городе Исе префектуры Миэ, посвящённое божеству Аматэрасу о-миками и отвечающей за снабжение богини продовольствием Тоёукэ.

Исэ-Дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社)、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社).

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровищ, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. основную кумирню имеют право входить только император и императрица.

Весь район вокруг святилища представляет национальный парк Исе-сима, в котором находится немало исторических объектов.

  • 1 Структура
  • 2 История святилища
  • 3 Верховный Священнослужитель
  • 4 Праздники
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Структура

Музыкальный павильон

Храм Исэ состоит из двух комплексов. Первое, внутреннее святилище Найку посвящено прародительнице императорского рода, богине Аматэрасу. Второе, внешнее святилище Гэку посвящено богине еды, Тоёукэ, исполняющей роль кухарки при Аматэрасу. Расстояние между внешним и внутренним святилищами - около 4 километров. До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения ками чистоты. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. До 12 века когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. частности, в Исе есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается что свою еду ками должны получать два раза в день. Раньше Аматэрасу питалась варёным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот. От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения. Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живёт синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живёт одна такая лошадь, а во внешнем две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят всё новое и чистое. Поэтому все строения должны регулярно перестраиваться. Исэ строго блюдут эти традиции и каждые 20 лет для Аматэрасу и Тоёукэ возводится новое жилище. Последний раз святилища обновлялись в 1993 году. Для этого было привлечено около 200 тысяч человек, большая часть которых была добровольцами и участвовала в строительстве бесплатно. Тем не менее, несмотря на значительное число добровольцев, строительство обошлось примерно в 30 миллионов долларов.

История святилища

Одна из кумирен в комплексе Исэ

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. четвёртом веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего расположения дворца. четвёртом веке унаследовавший от Судзина престол император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но микото. Когда девушка достигла Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо, исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно. Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в 12 веке, вместе с упадком императорской власти. 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава, выступающей границей святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.

Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исе обрядов зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу, и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Поэтому храм Исе содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались. Однако в 12 веке власть перешла в руки сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обряд очищения хараэ был представлен как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала 17 века, когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего. Из-за постоянных междоусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов, и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы, и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце 15, начале 16 века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междоусобиц. Однако с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К 19 веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками, получили 90 % семей.

Верховный Священнослужитель

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико, дочь императора Тэмму в период Асука. О жрицах в Исэ упоминается также в романах Гэндзи-моногатари и Исэ-моногатари.

Праздники

Осенний праздник с представлением в Найку
  • 31 декабря - 1 января - Новый Год
  • 5 апреля - 7 апреля - Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • середина мая - Отауэ-сай, праздник рисовых полей
  • 15 июня - 17 июня - Цукунами-сай
  • осеннее равноденствие - Кагура-сай, праздник придворной музыки и танца
  • 15 октября - 17 октября - Каннамэ-сай, праздник урожая риса
  • 23 ноября - Ниинамэ-сай, праздник освящения риса
  • 15 декабря - 17 декабря - Цукунами-сай

См. также

  • Исэ синто

Примечания

  1. Исэ-Дзингу / А. Гусева // Исландия - Канцеляризмы. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. - С. 147. - (Большая российская энциклопедия: / гл. ред. Ю. С. Осипов; 2004-, т. 12). - ISBN 978-5-85270-343-9.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 А А Накорчевский Япония Синто глава 4 Где живут японские божества
  3. А А Накорчевский Япония Синто глава 6 Многоликое синто: история

Ссылки

  • Ise Jingu

храм исэлдэн, храм исэлдэхүйн, храм исэлдүүлэгчид, храм исэсф

Храм Исэ Информацию О

Святилища раннего периода не обладали величественностью более поздних архитектурных памятников. Для некоторых из них (например, святилище Мива, расположенное в префектуре Нара или Канасана, находящиеся в префектуре Сайтама), основным объектом была определённая гора. И в наше время они не имеют здания, которое можно было бы назвать главным залом (по-японски хонден), и которые традиционно присутствуют во многих синтоистских храмовых ансамблях. Ранние же храмы - это, прежде всего, огороженные участки, чтимые верующими как священные места. Обычно это прямоугольная площадка, которая покрыта галькой, обложена со всех сторон камнями и окружена специальным соломенным жгутом, основная функция которого - соединение четырёх угловых столбов. Так, центральная часть уже упоминаемого святилища Мива - значительных размеров скала на горе Мива. Часто середина этого священного места занимается камнем (местное название - ивасака), столбом или деревом. Небольшой зал, предназначенный для поклонения богам расположен у основания данной горы. Там же расположены тории - особенные столбы и ворота, что символизирует синтоистскую святыню.

Существующие до сих пор синтоистские храмы стали возводиться для совершения молитвы, в которой высказывалась благодарность за собранный урожай. Подобные древние свидетельства культа, прообразы более поздних святилищ, очень часто обнаруживались неподалёку от гор или больших валунов. Люди считали, что именно в таких местах обитают божества. Данные святилища имели вид обычных амбаров и являлись символами спокойной жизни всяческого благополучия. Простота и незатейливость во многом определялась временным характером их существования. Особенности их формы исследователям неизвестны, но существуют предположения, что они напоминают структуру святилищ микоси, которые носили на особых шестах при праздновании собранного урожая. Расположение таких святилищ как Касуга или Камо прямо на камнях позволяет предположить, что они были переносными.

Практически все синтоистские храмовые комплексы характеризуются приблизительно идентичной структурой. Большое внимание уделялось такому компоненту синтоистской храмовой архитектуры как входные ворота - тории. Они выглядят как арки, выполненные в виде буквы П и двух перекладин, верхняя из которых длиннее и слегка вогнута. Прежде их строили исключительно из дерева и традиционно окрашивали в красный цвет. За воротами посетитель храма видит статую так называемых корейских собак, задача которых - препятствовать появлению злых духов.

Классический синтоистский комплекс включает в себя не менее двух построек. В большинстве случаев их количество, конечно, больше. Главное здание именуется хонден, а помещение, предназначенное для молитвы известно как хайден.

Наиболее распространённые типы святилищ приняли современные формы уже после начала буддийского влияния. Несмотря на такую интенсивную культурную экспансию, они всё-таки сумели сохранить некоторые стилистические особенности. Тремя наиболее древними типами синтоистских святилищ являются симмэй, тайся и сумиёси.

Пол в главном святилище поддерживается специальными столбами. Обычно это святилище размещено в центре всего ансамбля и имеет только один вход. Попасть в храм можно через специальную галерею, выходящую на юг. Главное отличие данного святилища от остальных заключено не только в величине, но и в благородстве соблюдаемых пропорций, безукоризненной чистоте отделки каждого мельчайшего элемента. Храм практически не имеет украшений, но его правильные и аскетичные формы убедительно выражают суровую простоту строения.

Соломенная крыша опирается на два больших круглых столба. На двух краях крыши находятся специальные крестообразные сооружения - так называемые тиги. Десяток коротких бревен располагается поперечно по отношению к коньку крыши. Насаждения японского кипариса образуют четыре ограды, которые окружают святилище и ещё две сокровищницы.

Немного далее к востоку расположен ещё один участок, посередине которого установлен небольшой домик. Одна из основных задач святилища - постоянно гармонировать с окружающей действительностью и сохранять первозданность, сочетающуюся с обновлением. С этим связана и традиция, согласно которой святилища перестраиваются каждое двадцатилетие. Когда строительство нового здания завершено, прежняя постройка разбирается, а на освободившейся площадке возводится небольшой домик. После окончания разборки громадные бревна принято сжигать во время проведения торжественного ритуала. Уничтоженные брёвна заменяют новыми. Для верующего возведение нового храма символизирует духовное очищение и обновление. Создатели храма должны учитывать сочетание в нём древности и новизны, что обозначает непрерывность связи между стариной и современностью.

Перестройка святилищ стоит очень недёшево, ведь остатки прежнего храма следует отвезти в горы. Поэтому сегодня святилище Исэ является единственным стабильно перестраиваемым, хотя в старые времена таким обновлениям многих комплексам. В 1973 г. была окончена шестнадцатая по счёту реконструкция Исэ. Великолепный храм Идзумо, сооружённый для производства культа бога Окунинуси и ещё четырех различных божеств, пережил 25 таких обновлений до 1744 г. Главное святилище являет собой постройку, вход в которую проходит через фронтон, Размер этого святилища значителен. Именно поэтому оно было названо тайся, что в переводе с японского означает огромное святилище. В своём начальном варианте оно, как гласит легенда, возвышалось примерно на 100 метров. Многие исследователи полагают, что архитектурное решение главного святилища храма Идзумо воплотило в себе планировку жилого строения древних образцов.

Третье место среди древнейших святилищ принадлежит Сумиёси. Это святилище состоит из четырех практически аналогичных зданий, вход в которые пролегает через фронтон. Когда-то эти здания величественно возвышались над морем, поскольку относятся к культу морских божеств. В настоящее же время они находятся среди шумных городских кварталов. В отличие от неокрашенных Исэ и Идзумо, святилище Сумиёси характеризуется традиционными цветами - ярко красным и белым.

Влияние буддийской архитектуры на синтоистскую, как уже отмечалось, было весьма значительным. К примеру, ровный карниз со временем обзавёлся плавным изгибом, которые характерны для буддийских храмовых комплексов. Здания начали окрашивать различные яркие и насыщенные цвета, ионии стали дополняться украшениями из дерева и металла. А вокруг главного здания святилища стали возникать специальные помещения для молитвы и других целей.

Следующий этап влияния буддийской храмовой архитектур приходится на так называемый период Хэйан (длился с 794 по 1185 гг.) и это влияние непосредственно связано с учением хондзи суйдзяку, согласно которому, различные синтоистские божества представляют собой воплощения Будды и бодхисаттв. Следствием этого стало возникновение новых стилей, получивших название касуга и нагарэ.

Исэ-дзингу

Является большим комплексом священных храмов в Японии, состоящим из 125 кумирен, окружающих Найку ("внутреннее святилище"), посвящённое синтоистской богине-солнца Аматэрасу о-миками ("великое божество, озаряющее небеса"), и Гэку ("внешнее святилище"), посвященое божеству Тоёукэ-но миками ("великое божество, принимающее щедрый урожай"), богу сельского хозяйства и промышленности. В Нихон сёки говорится, что 2000 лет назад Аматэрасу Омиками сошла с небес и выбрала Исэ с ее богатой и превосходной природой на территории теперешней префектуры Миэ в качестве места для святилища.

В Исэ-дзингу проходят более 1500 фестивалей и обрядов в течение года. Например, обряд Хигото асаю омикесай, "преподнесение пищи богам ежедневно утром и вечером", постоянно проводился на протяжении 1500 лет.

Самая торжественная церемония в Исэ-дзингу называется сикинен сенгу ("перенос святилищ в ритуальные годы"). Она проводится каждые 20 лет и является частью синтоистского верования о постоянном обновлении природы. Главный храм (и святые мощи полностью обновляют, чтобы божество могло переместиться в соседнее владение. Церемония впервые была проведена в 690 до н.э. С тех пор было несколько перерывов, однако она была возобновлена и длится примерно 1300 лет. В 2013 году она будет проведена в 62 раз.

Главное здание святилищ Исэ-дзингу имеет простой и ясный архитектурный стиль yuiitsu shinmei-zukuri ("уникальный стиль божественного сияния", shinmei - одно из имен богини Аматэрасу) берет свое начало в период Яёй (500 до н.э. - 300 н.э.). Для этого архитектурного стиля характерно поднятие первого этажа над уровнем земли, как в хлебных амбарах. Для обряда сикинен сенгу святилище воспроизводят в строгой точности с изначальным проектом, сохраняя изначальную древнюю форму вечно нового здания. Старый материал, замененный при реконструкции, отправляется в другие святилища по всей Японии для повторного использования, что исключает излишнюю трату материалов.

Среди многих важных знаний, которым учат святилища и проносят их через времена, не только впечатляющее искусство и технологии, воплощенные в святых сокровищах, но также то, что они символизируют: важность лесов, питающих землю и океаны, и чувство благодарности природе, которая из года в год радует нас своими дарами.

Исэ-дзингу – главное синтоистское святилище Японии, и доступ паломникам или простым посетителям открыт далеко не во все его храмы и здания. Вход в главное святилище разрешен только членам императорской фамилии и служителям культа высшего ранга. В основную кумирню и вовсе могут входить только император и его супруга. Все прочие могут увидеть только крыши святилища, огражденного четырьмя высокими заборами.

Храм Исэ состоит из двух комплексов – внутреннего святилища Найку, посвященного Аматэрасу, и внешнего Гэку, построенного в честь богини еды.

В древности святилища Аматэрасу и Окунитамы находились во дворце императора и следовали за императором, если он менял место жительства. В IV веке император Судзин нарушил эту традицию и велел переместить святилища в деревню, расположенную недалеко от его дворца. Его преемник император Суйнин поручил принцессе найти постоянное место для святилища Аматэрасу. В Исэ к принцессе обратилась сама богиня и указала место для строительства храма. А позднее, вновь по воле богини, в храме было основано святилище божества Тоёукэ, которое состоит кухаркой при Аматэрасу. Также в храмовом комплексе имеются постройки для лошади и для петухов Аматэрасу, а в прихрамовом огороде выращивают овощи, из которых готовят кушанья для богини.

В Исэ-дзингу хранятся национальные сокровища, одно из которых – императорская регалия Священное Зеркало. Вокруг святилища расположен национальный парк Исэ-сима, на территории которого находятся несколько исторических объектов.

До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, по которой проходила граница священной земли. Священники не могли покидать храм и пересекать реку, чтобы не нарушить чистоту, необходимую для служения божествам. Паломники же, наоборот, должны были переходить реку вброд, чтобы совершить ритуальное омовение. В настоящее время достаточно пересечь реку по мосту, омыть руки и прополоскать рот.

В Японии синтоисткие божества наделены свойствами живых людей: им требуется пища и – время от времени – обновленное жилище. Считается, что святилища должны иногда перестраиваться. В Исэ перестройка происходит каждые 20 лет, последняя была проведена в 1993 году. Однако с середины XV по вторую половину XVI века эта традиция не соблюдалась из-за междоусобных конфликтов и финансовых трудностей государства.