Как планировать маршрут автопутешествия. Как составить маршрут путешествия самостоятельно? Кто как планирует автомобильные маршруты

Здравствуйте.

Путешествия на мотоцикле — это мое хобби, мне это нравится, и стараюсь почаще выбираться в длительные поездки. Наверное, любой фанат путешествий, вне зависимости от предпочитаемого транспорта, будь то мотоциклист или автостопщик, проводит много времени над картами, мечтая о новом маршруте, пуская слюньки и подсчитывая финансы. Я не исключение) Я хочу съездить еще много куда, поэтому смотрю на карты и открываю сайты различных планировщиков маршрутов намного чаще, чем нужно. В совокупности с немалым практическим опытом использования автопланировщиков в путешествиях, со временем проявились достоинства и недостатки некоторых таких программ.

Об этом и поговорим в данной статье, о сайтах-автопланировщиках маршрутов.

Практически любой сайт с онлайн-картами сейчас имеет вшитый планировщик маршрутов, но некоторые безбожно глючат, другие не учитывают таких особенностей маршрута, как, например, паромы. Наконец, у многих планировщиков стоит слишком маленькое ограничение по количеству ключевых точек.

Да, и здесь будут рассмотрены только бесплатные программы, платные они все крутые и отлично работают, о них и говорить не стоит.

Кроме того, обычно планировщики маршрутов имеют свою «специализацию» на каком-либо регионе. Есть и мировые автопланировщики, но они хуже справляются с местными дорогами и расстояниями, по сравнению с региональными.

Разделим рассматриваемые автопланировщики несколько групп:

1) Мировые планировщики маршрутов.

2) Планировщики маршрутов по Европе.

3) Планировщики маршрутов по Австралии.

4) Планировщики маршрутов по Южной Америке.

5) Планировщики маршрутов по США и Канаде.

6) Планировщики маршрутов по Африке.

7) Планировщики маршрутов по Азии.

8) Планировщики маршрутов по России.

Уфф.. Много получилось… Ну поехали по пунктам:

1) МИР!

Собственно, планировщик, вшитый в движок карт Гугл. Очень не плохой, но частенько не находит на карте мелких объектов. Маршрут поездки по Прибалтике на мотоцикле, по которому я проехал этим летом, и который вы можете увидеть на картинке, Гугл проложить не смог, поскольку не нашел пункта пограничного перехода Григоровичи (это между Белоруссией и Латвией).

С другой стороны, этот же планировщик отлично ориентировал меня в пути, когда я катался по региональным грунтовым дорогам в Рязанской области. Короче, как повезет. Основной плюс Гугла — ищет и строит маршруты по всему миру.

Неплохой мировой планировщик и прекрасный планировщик по США. Периодически общаюсь с американцами через couchsurfing, причем поскольку дурак дурака видит издалека, все «мои» американцы — совершенно безбашенные мототуристы. И они рекомендуют именно Yahoo при планировании маршрутов поездок по США. Сам лично им не пользовался.

Этот автопланировщик маршрутов — бывший map24.com. Мировой планировщик, очень недурственно работает по центральной части Европы. Я пробовал пользоваться им в поездке по Испании, но вот как раз для Испании он и не годится, т.к. «знает» слишком мало испанских дорог =)

Отличный автопланировщик, поддерживает все необходимые опции, которые нужны для построения маршрута. Знает много дорог, в том числе местных грунтовок и времянок, но заточен в основном на Европу. Вот кстати очень странная вещь. MapQuest прекрасно видит все дороги, даже те, на которых можно проехать только на тракторе, но при этом многих мелких населенных пунктов на карте нет 🙁

2) Европа.

Качественный планировщик по Европе с красивыми картами. У меня правда сложилось впечатление, что это скорее не Route Planner, а Trip Planner, то есть карта-картой, а сайт заточен скорее не для автомобилей и мотоциклов, а просто для самостоятельных туристов, использующих любые общественные виды транспорта.

Отличный планировщик, к плюсам которого относится отдельный поиск для путешественников на мотоцикле. В чем разница между маршрутом путешествия на мотоцикле и автомобиле, не совсем понял, возможно, это просто маркетинговый ход для привлечения еще одной категории пользователей =)

Как следует из названия, этот автопланировщик учитывает паромные переправы и заточен под путешествия по странам Скандинавии. Ну и, собственно, все, данный планировщик может быть полезен при планировании комбинированного тура по странам Скандинавии, то есть для поездок, маршрут которых включает в себя более одной паромной переправы.

3) Австралия.

В общем-то в Австралии дорог не очень много, потеряться там довольно сложно, поэтому основные достоинства, которыми должны обладать планировщики маршрутов по Австралии — это вшитые в карту адреса отелей, забегаловок, заправок и т.д. В данном автопланировщике по Австралии все это есть.

Создан на базе карт Гугл, поэтому не вижу особого смысла к нему обращаться, проще уж сразу к первоисточнику.

Достаточно объемный и мощный портал с информацией для туристов. Кроме автопланировщика, есть еще и поиск отелей, билетов на самолет, аренда авто и т.д.

4) Южная Америка.

Работает только по Коста-Рике.

Работает по всей Латинской Америке, но! Протестировать я его не смог из-за языкового барьера, поскольку так и не понял, как переключиться на английскую версию сайта.

5) США и Канада.

Работает на движке Гугла, рассчитывает только расстояние, то есть делает только то, что делает Гугл) Бесполезен.

Работает на базе Гугл, и при этом требует регистрации. Не вижу особого смысла делать лишние бесполезные клики мышкой.

Считает расстояния, выдает еще множество полезной информации. Неплохая альтернатива мировым автопланировщикам.

6) Африка.

Строит маршруты только по Южной Африке, работает на движке Гугла. Это все, что я нашел. Не ходите, дети, в Африку гулять!

7) Азия.

Скорее планировщик самостоятельного путешествия, чем планировщик маршрутов. Не совсем в тему, но больше по Азии ничего не нашел.

8) Россия.

Так сложилось, что чаще всего я использую именно этот автопланировщик. В свое время наткнулся на него на русском сайте Ассоциации Iron Butt, и очень рад этому. Практически все мои поездки на мотоцикле, которые требовали хотя бы минимальной подготовки, были рассчитаны именно этим планировщиком. Могу сказать, что эта программа работает просто отлично, рассчитывает расстояния очень точно. Также имеет достаточно возможностей для того, чтобы спланировать путешествие с множеством поворотных точек. Показывает время, которое потребуется для того, чтобы пройти маршрут без нарушений скорости =) В общем, на мой взгляд, АвтоТрансИнфо на момент написания поста — безусловный лидер среди автопланировщиков маршрутов в России.

То же самое, что и АвтоТрансИнфо, но хуже, так как выдает меньше информации. Фактически, кроме расстояния, больше ничего не считает. Расстояния, правда выдает достаточно точно.

Работает по России, причем показывает еще и все лукойловские заправки на маршруте. Периодически дико, нестерпимо глючит (!!!)

Существует еще огромное количество региональных планировщиков маршрутов, но те, которые я перечислил, без сомнения, являются наиболее удобными. Также в каждом поисковике есть карты, и чаще всего, к этим картам прикручен планировщик. Яндекс, например, работает неплохо, но имеет тенденцию немного сокращать маршрут. Но и им можно пользоваться, так что окончательный выбор за вами.

Выделять какой то сервис на первое место я сейчас не стану, и этот порядок не отдает предпочтения тому или иному. Все они имеют свои плюсы и недостатки, больше или меньше в равной степени.

Начнем с Agenda.

Русский сервис планирования путешествий, не так давно начавший набирать обороты и получивший инвестиции. Радует глаз дизайн сервиса, он удобный, ничего лишнего. Отличная календарная сетка с отображением запланированных перелетов.

Акцент Агенда в основном на покупку и брони авиабилетов, отелей, транспорта, так же есть возможность бронирования поездов и автобусов, но к сожалению в основном только по РФ. Сервис тесно связан с Panaramio, что позволяет посмотреть фото интересных мест, и Foursqare для выбора достопримечательностей того города куда вы собираетесь. По сравнению с другими сервисами, здесь большой минус добавления интересных мест к просмотру, и если вы планируете большое путешествие, то прийдется потрудиться чтобы добавить их в календарь. Было бы здорово если бы была синхронизация с календарем на телефоне или планшете, но таковой я не нашел. Не понятно как создатели упустили такой момент во всех путешествиях, как отсутствие интернета. Поскольку приложений ни для андроида, ни для iOS нет, как им пользоваться в процессе путешествия не понятно. Экспорт таймлайна в pdf очень скудный.

Да, купить билеты, забронировать отели и машины здесь вполне можно, к тому же поиск идет и по лоукостерам. Но даже во время тестовых попуток забронировать отель или машину в Азии, он ничего мне не подобрал.

В общем есть недочеты, которые в будущем надеюсь доработают.

Дальше Mygola

Англоязычный сервис, также с хорошим интерфейсом, но уже менее удобным. По сравнению с Агендой, календарная сетка хуже воспринимается, но тем не менее вполне удобная и понятная.

Этот же сервис больше заточен под осмотр достопримечательностей. Большой выбор мест с подробным описанием и ссылкой на первоисточник или сайт этого места. Есть приложение, но от сайта оно ничем не отличается. Можно посмотреть на карте все точки, но каждую точку по отдельности нельзя, а это минус, так как перескочить по ссылке на гугл карты и проложить маршрут нет возможности.

Огромным плюсом у Mygola является поиск маршрута и его предварительная оценка. В самом начале меня это очень поразило, ведь такую информацию обычно находишь только на каких нибудь блогах. Предлагается большое количество вариантов передвижения между точками, на самом разном транспорте. От такси с его стоимостью, до общественного транспорта, на который тоже иногда указывается стоимость. Не понятно от куда берется данная информация, но прикинуть стоимость вполне можно.

Экспорта опять же вообще никакого нет. Синхронизация тоже отсутствует. В заключении можно отметить, что при планировании путешествия, сервисом Mygola можно воспользоваться для поиска дешевых маршрутов общественным транспортом.

Youroute

Еще один русскоязычный сервис. Сервис привлек своей простотой. Ничего лишнего, легкий интерфейс, все просто и понятно, заходи да планируй. Конечно, как и у всех вышеперечисленных, недостатки у него тоже имееются. Но начнем с плюсов, первым из которых является большая база достопримечательностей всех стран и городов мира. Удобное добавление объектов к своему маршруту. Сервис так же завязан с Panaramio и можно удобно посмотреть фотографии объектов. С каждой точки можно перейти на карты Гугл, проложить маршрут можно, но далее будет сервис в котором это сделать немного удобнее.

Между точками сразу прокрадывается маршрут, транспорт всегда можно изменить. Так же можно легко поменять порядок осмотра достопримечательностей.

В конце вы получаете вот такой вид маршрута

Как видно маршрут можно сохранить в pdf и при желании распечатать. Сами этапы выглядят довольно скучновато.

Я бы добавил время перелетов, их можно в принципе прописать в заметках, но тем не менее в пдф они не отображаются, и ссылки на карту для каждой точки, желательно на гугл. Но зато присутствует информация о этих местах, во вполне варимом виде.

Чтож, сервис вполне отличный, но кое чего ему не хватает, если бы ему добавить по немного от первого и второго, то мог бы получиться лучший сервис для планирования путешествий. Конечно не хватает еще приложения. Так что ребята разработчики, надеюсь вы допилите этот сервис в дальнейшем.

Gogobot

Изначально о нем я узнал, как о приложении. Первое что мне бросилось в глаза, то что все ваши действия он постит в facebook, но это отключается в настройках аккаунта. Сервис англоязычный и имеет большую базу достопримечательностей, которые можно легко добавлять в свое путешествие. Массово добавлять только из табличного вида, из карты приходится переходить на страницу объекта. Но в приложении это не вызывает особого дискомфорта. Есть подборки ресторанов и отелей, которые можно забронировать.

Есть клубы по интересам, в которых подобраны тематические места.

План путешествия выглядит довольно просто, как и pdf файл, но тем не менее содержит всю необходимую информацию о объектах, со ссылками на страницу этих мест в Гогоботе.

Вот вид пдф файла, который можно минимально настроить

Несомненным плюсом является наличие приложения (для айфона и андроид), на котором можно посмотреть план путешествия и использовать навигацию для каждого объекта.


Достойный сервис, к сожалению не на родном языке. Еще бы приложение для ipad и было бы здорово.
Ну и под конец

Tripomatic

Веб-сервис не особо поражает дизайном, зато приложение вполне хорошее (опять ipad стороной обошли), притом с поддержкой русского языка.

Вполне удобно добавлять места в план поездки, между ними сразу прокрадывается маршрут и примерное время в пути, что даст понимание о затратах времени на дорогу, но к сожалению не о ее стоимости. Так же он автоматически простраивает маршрут дня так (ну по крайней мере старается), чтобы не делать крюков по городу, а посещать все места по пути с наименьшими затратами времени. На веб сайте можно забронировать отель, покупка и просмотр происходит на Booking.com. Можно добавить передвижения на транспорте, например между железнодорожными станциями, время к сожалению не отображается, поиска по ценам на билеты тоже нет. Но тут это и не важно.
Еще понравилось, что по окончании составления, ты получаешь график своего путешествия. Показывается сколько из основных достопримечательностей ты упустил.

Экспорт в пдф хороший, со всеми ссылками на карты Гугл. По клику сразу прокладывает маршрут. Линейка дня не сильно понятна, но разобраться можно.

Приложение же очень даже хорошее. С некоторыми приятными фишками. Например на странице объекта показывается расстояние до него и вращающийся компас, который показывает направление движения. Так же у многих достопримечательностей показывается время работы и цена входного билета. Почему-то на скриншотах из айтюнса показывается переводчик, но я его не увидел в самой программе.

К тому же приложение Tripomatic обладает платной, но очень полезной для туриста, функцией оффлайн карт. За 129 руб. можно купить карту страны, за 449 — Азии и Австралии, а за 549 руб. можно скачать карты всех стран которые есть на Tripomatic (358 мест). В общем приложение имеет место быть в смартфоне путешественника.

В заключении скажу, что сервисов составления и планирования путешествия довольно много, на мой взгляд это самые выделяющиеся. Еще есть много социальных туристических сетей, где можно так же почерпнуть много полезной информации, но они не обладают такими функциями, как планирование.

Путешествия на автомобиле являются одним из самых популярных видов летнего отдыха — они дают полную свободу передвижения и планирования маршрута. Чтобы не заблудиться в Париже или не остаться без чашечки хорошего кофе в Стамбуле, придумано множество инструментов. Приложения для туристов берут на себя большую часть забот по организации будущего путешествия, а также являются важным подспорьем в дороге.


Подготовка и организация путешествия по автомобильным дорогам отличается от планирования и подготовки других видов поездок. В дороге может случиться всякое — то автомобиль сломается, то плохая погода помешает вовремя достичь пункта назначения. Не исключена возможность изменения маршрута по тем или иным причинам. Следует также заранее предусмотреть места «привалов», во время которых можно не только пополнить запасы горючего, но поесть и отдохнуть. Хотя строго придерживаться плана не всегда получается, да это и не всегда целесообразно. Главное — не оказаться на безлюдной дороге посреди прерии без бензина, связи и продуктов.


Представленные ниже мобильные приложения перечислены в алфавитном порядке. С их помощью вы сможете заранее спланировать свою поездку и подготовить себя ко всевозможным поворотам судьбы во время путешествия. Они помогут проложить маршрут, выбрать направление, забронировать номер в отеле или внести изменения в уже оформленные заказы, найти интересные места в пути и не бояться умереть в дороге голодной смертью. Главное, что эти программы нисколько не увеличат ваш бюджет на отпуск, поскольку все являются абсолютно бесплатными.


Field Trip (от Google)

Приложение The Field Trip от Google использует информацию о местах, которые представляют интерес для вас, и, исходя из вашего местоположения, отбирает самые полезные сведения. Чтобы не отвлекать водителя от дороги, можно подключить по Bluetooth аудиоустройство, которое будет озвучивать эту информацию вслух. Для формирования рекомендаций Field Trip использует такие сайты как Thrillist, Zagat и Sunset, а также Songkick и Flavorpill для поиска местной музыки. Приложение доступно на различных языках, включая русский, и предоставляет информацию по всему миру.


Приложение доступно на Android и iOS.

GasBuddy

GasBuddy будет полезным в тот момент, когда придёт время дозаправки автомобиля. Это приложение и веб-сайт помогут найти ближайшие заправочные станции и выбрать лучшее ценовое предложение. GasBuddy подскажет, можно ли заправиться подешевле, проехав несколько лишних километров вперёд. Если большинство из перечисленных в этой подборке туристических приложений доступны на iOS и Android, то лишь у GasBuddy есть версия для BlackBerry и Windows Phone. Приложение обладает информацией о заправочных станциях на дорогах США и Канады и доступно только в версии на английском языке.


Приложение доступно на Android, iOS, BlackBerry, Web, Windows Phone.

Gogobot

Gogobot — это социальное приложение для путешествий, которое поможет найти места для ночлега, еды и отдыха. Члены сообщества Gogobot загружают в него фотографии, информацию и рейтинги мест, разделяя их на категории по интересам — «семья», «гурман», «отдых на свежем воздухе», «эконом» и «приключения». Перед поездкой можно изучить местность по маршруту по отзывам и фотографиям членов сообщества, выбрать места, которые стоит посетить. Язык интерфейса приложения и веб-версии сервиса — английский.





Google Maps

Трудно представить себе кого-то, кто не пользовался Google Maps. Функция составления маршрутов позволяет ознакомиться с предстоящим путём. Кроме того, Google Maps может сэкономить время путешественникам, заранее предупредив их об авариях или ремонтных работах на пути следования, автоматически предложив альтернативный маршрут. Это отличная навигационная система при наличии GPS в смартфоне.


Приложение доступно на Android, iOS, Web.

iExit

Приложение iExit покажет, что можно найти, если свернуть на ближайшем съезде с шоссе. Используя местоположение пользователя, iExit определяет ближайшие места съезда с трассы и предоставляет список ресторанов, гостиниц, заправочных станций, кемпингов и многое другое. Если вы предпочитаете питаться в определённой сети ресторанов или заправляться на заправках одной компании, достаточно просто указать это в разделе предпочтений, и iExit покажет, где нужно свернуть, чтобы добраться до ближайшего пункта-фаворита. Благодаря приложению вы никогда не пропустите нужный съезд. Это англоязычное приложение будет полезно во время путешествий по хайвеям США.


Maps.Me

Мобильное приложение Maps.Me позволяет просматривать карты по всему миру, изменяя масштаб до региона или города, а также скачать подробную карту конкретной области, чтобы использовать её в автономном режиме. При первом использовании приложения оно предложит выбрать опцию загрузки только карты или карты с функцией построения маршрутов, которая позволяет прокладывать путь из точки А в точку Б без подключения к интернету. Отличием Maps.Me является высокий уровень детализации на картах даже для очень удалённых мест. Рускоязычный интерфейс и широкий выбор карт делают это приложение универсальным инструментом навигации в отсутствие интернета.


Приложение доступно на Android, Amazon Fire, BlackBerry, iOS.





Roadtrippers

Укажите Roadtrippers своё местонахождение и пункт назначения, даты поездки и что вас интересует в этом путешествии, и приложение само построит для вас маршрут. Roadtrippers поможет найти необычные достопримечательности, рестораны, музеи, парки развлечений, турбазы и многое другое. Roadtrippers также учитывает и пожелания пользователя, если он точно указал, куда хотел бы попасть. Приложение представлено лишь на английском языке.


Приложение доступно на Android, iOS, Web.

Roomer

Раннее бронирование отелей может существенно помочь сократить бюджет путешествия. Проблема путешествия автомобилем состоит в том, что нам не всегда удаётся добраться до места назначения ко времени, указанному в бронировании. А если отель проплачен, то это двойные расходы. Однако, если пользоваться приложением Roomer, дела обстоят иначе. Это приложение и веб-сайт (roomertravel.com) помогает путешественникам продавать свои предоплаченные заказы другим людям и таким образом уберечься от ненужных расходов. Также при помощи приложения можно найти свободный номер, который не был по какой либо причине востребован другими пользователями Roomer. Приложение доступно на английском языке. Для оплаты номера можно выбрать различные валюты, включая российский рубль.


Приложение доступно на Android, iOS, Web.


Triposo

Направляясь в пустыню или в горы, вы не можете быть уверены, что на всём пути следования у вас будет доступ в интернет. Triposo устанавливает оффлайн-карты и путеводители непосредственно на мобильное устройство, и ими можно будет пользоваться и без наличия подключения к Сети. После прибытия в пункт назначения, Triposo предложит экскурсию по достопримечательностям, прогноз погоды и другие возможности для знакомства с новой местностью. Англоязычное приложение содержит карты и путеводители по основным туристическим маршрутам.


Приложение доступно на Android, iOS.

Waze


Waze — это приложение, при помощи которого пользователи делятся данными о трафике и дорожной обстановке, а также прочей информацией о дороге, в том числе о местах скопления полицейских и выбоин, авариях и ремонтных работах.


В то время как Google Maps предоставит общую информацию о ситуации впереди по маршруту, Waze добавит к ней мельчайшие подробности от очевидцев. Вы даже можете узнать, с какой скоростью движутся автомобили в пробках. В городских условиях это приложение полезно для водителей такси и сервисов доставки, но и на шоссе оно не будет лишним. Следует учитывать, что для корректного отображения информации Waze необходимы данные о местоположении автомобиля даже в фоновом режиме, что может привести к разряду батареи гаджета. Приложение адаптировано для русскоязычных пользователей.


Приложение доступно на Android, iOS, Windows Phone.

Yelp

Преимуществом Yelp перед другими рекомендательными сервисами является его высокая популярность, следовательно, большее число различных отзывов. Если вы указываете пункт назначения и хотите найти ближайшее кафе, где вам нальют чашечку настоящего кофе, к рекомендации Yelp стоит прислушаться. В то время как другие туристические приложения содержат рекомендации других туристов, Yelp, по большей части, пользуется отзывами местных жителей. Это особенно хорошо в отношении ресторанов, но Yelp также поможет найти автосервис, магазины, поликлиники и другие места, которые вам, возможно, потребуются во время пути.


Приложение доступно на Android, iOS, Windows Phone, BlackBerry.

Вследствие девальвации рубля и фактического закрытия транзита через Украину, для российских автотуристов настали трудные времена. Однако, всегда найдутся люди, которых эти (надеюсь, преходящие) трудности не пугают; для них и данный пост - здесь мы сфокусируемся на более фундаментальной проблеме: адекватного планирования поездки, в частности, выбора маршрута . Всеобщая доступность навигаторов и онлайн-инструментов из категории route planners создаёт вредную иллюзию лёгкости решения данной задачи, которая часто развеивается в реальной жизни в виде потерянных времени, денег и нервов в ходе драгоценного отпуска.

Итак, окно в Европу (за исключением Скандинавии и Прибалтики) для россиян сузилось до четырёх узких бойниц на белорусско-польской границе, в лице международных погранпереходов (МАПП) Брузги, Берестовица, Варшавский Мост и Домачево. А знает ли о них всемогущий Гугл? Вообще, гуглокарты - ещё один безобразный продукт от Корпорации Зла . Его создатели пренебрегли всеми принципами картографической науки: карты плохо читаемы, генерализация неадекватна, главное неотличимо от второстепенного, иерархия объектов (в т.ч. дорожной сети) отсутствует. Может, оно хотя бы путь прокладывать умеет? Помнится, всего пару лет назад Гугл все маршруты из России в Европу проводил исключительно через Брест. Теперь он с переходом границы справляется лучше, но впал в другую крайность.

Для наглядности, доведём ситуацию до абсурда, задав поездку из белорусского города Лида до польского Ольштына. И вот что выдал хвалёный гигант интернета:

Рис. 1. Типичный казус онлайн-планировщиков автомобильных маршрутов.

Нам предлагается перейти границу через закрытый 20 лет назад пункт “Софиево - Липщаны”. Я считаю, что после такого конфуза, каждый уважающий себя штурман должен прекратить сотрудничество с google maps в связи с утратой доверия . Однако, проверим, как справляются с данным квестом коммерческие конкуренты Гугла: theaa.com, Bing, TomTom, ViaMichelin, и нокиевский here.com. Скажем прямо: плохо справляются. Первый повторил ошибку Гугла, последний не знал такого города Лида, а остальные имели смутное представление о дорожной сети стран СНГ и только по этой причине не ошиблись. Единственный, кто смог учесть нюансы пересечения границ - это Яндекс.Карты , но их я рекомендовать воздержусь: продукт явно недоработан (не позволяет вводить промежуточные пункты, не выдаёт альтернативных путей, плохо детализует этапы и т.д.), да и картографическая основа безобразна.

Вот такая ерунда, малята: хреновые в интернетах инструменты. Проводя аналогию, будете ли вы держать в своём наборе молоток с разболтанной головкой? Результат немного предсказуем: рано или поздно, отобьёте себе пальцы.

Неужели это провал, подумал Штирлиц, но догадался сменить платформу. Есть же превосходный опенсорсный проект - ОСМ (OpenStreetMap.org), а на его основе надстроены различные (платные и бесплатные) поисковые движки. Первым же кликом, гугление по сабжу выдало желанный результат: сайт http://openrouteservice.org/?lang=en прокладывает маршруты лучше всех. Имеется даже интерфейс на русском языке и очень интересная и полезная фишка Avoid Areas: можно очертить территорию, которую лучше объехать, - большие агломерации, зоны боевых действий, враждебные государства (в рамках нашего теста, я отправил туда всю Украину), и движок исключит её из рассмотрения. С нашим тестом новый сервис справился на отлично, не только прочертив путь через действующий переход Брузги, но и найдя недавно построенную кольцевую дорогу вокруг Гродно.

Именно этим движком - OpenRouteService - мы и будем пользоваться в дальнейших изысканиях (внимание: это не панацея, а лишь один из инструментов, не лишённый своих недостатков). Давайте потренируемся и проложим виртуальный маршрут из Дефолт-сити до, скажем, Черногорского курорта Будва.

Прежде всего, следует разбить путешествие на этапы. Не стоит переоценивать свои силы: если в машине один водитель, он не может без риска и вреда для здоровья рулить более 10 часов. Это значит, что дневной путь не должен превышать 800 км при езде по магистралям и 400 км - по обычным дорогам. При таком режиме, первая ночёвка неминуемо окажется в Белоруссии, чего в принципе следовало бы избегать: гостиниц мало, они неоправданно дорогие, поужинать - проблема. Однако, деваться некуда: бронировать мотель на польской стороне рискованно из-за непредсказуемого времени задержки при переходе границы. Кстати, избави вас бог попасть на МАПП с обеда пятницы по утро субботы, поскольку в это время тысячи белорусов едут за покупками в Польшу, и вы гарантированно простоите в очереди много часов. Таким образом, оптимальнее всего будет выехать из Москвы после обеда (не в четверг!), заночевать в Смоленской области, наутро проехать Белоруссию без остановки за 7-8 часов, перейти границу и завершить этап уже в Польше.

В отличие от Гугла и иже с ним, умный движок даже не пытался захватить часть Украины по пути Москва - Будва без уточнений. (А я бы позлорадствовал над теми, кто поверя Гуглу или Яндексу, поехал бы тестировать перегон Ковель-Львов). Польшу же предлагается пересечь по кратчайшему пути: по сельским дорогам, от Домачево до выхода на Кошице. Из богатого личного опыта, определим этот вариант как на любителя: в Польше и Словакии, вам придётся попадать на плохие участки дорог, продираться сквозь бесконечную череду городков и сёл, ехать в рваном ритме из-за чересполосицы ограничений скорости, порой долго тащиться за тракторами и прочими тихоходами. За утомительный день вы преодолеете максимум 400 км со средней скоростью 51 км/ч и дальше середины Словакии не продвинетесь. Более того, в Венгрии вам придётся покупать виньетку, чтобы компенсировать отставание от графика ездой по магистралям. Данный маршрут показан на карте слева (назовём его маршрут А ).

Рис. 2. Оптимальный способ транзита через Польшу на личном автомобиле

а) по пути в Румынию и Болгарию; б) по пути в остальные страны Южной Европы.

Вообще, транзит Польши - сродни искусству. Настоящее мастерство приходит только со временем, и никакой электронный помощник его не заменит. На эту богатую тему лучше поговорить отдельно, а для начинающих могу дать два совета: 1) обязательно обзаведитесь бумажной картой автодорог Польши; и 2) старайтесь как можно быстрее достичь магистралей, по возможности объезжая крупные города. Реализация второго принципа в нашем тестовом случае приводит к варианту, показанному на карте справа (маршрут Б ): добираемся до ближайшей к восточной границе автотрассы Варшава - Катовице и мчимся по ней на юг. Важный нюанс состоит в том, чтобы въехать на магистраль не в районе Варшавы (убьёте часа два на пересечение столичной агломерации), а южнее - в окрестностях города Томашув-Мазовецкий . Видите, насколько кардинально отличаются маршруты, проложенные автоматически (пусть и лучшим инструментом) и человеком на основе практики и опыта?

Маршрут Б являтся оптимальным не только для Черногорского направления, но и для всех остальных стран южнее Чехии и Словакии (за исключением разве что Румынии и Болгарии - для этих направлений альтернативы маршруту А, к сожалению, не находится). Проследовав по маршруту Б до Катовиц, для дальнейшего движения в Будву вам предстоит выбрать между более длинным и дорогим (зато быстрым и ненапряжным) путём по магистралям через Остраву и далее по Чехии - Австрии - Хорватии, и более коротким и дешёвым - через Тыхы-Цешин и далее по Чехии - Словакии - Венгрии - Сербии. Транзит Венгрии и Сербии - это две отдельные сложные темы (к которым я, возможно, ещё вернусь), но там можно упростить задачу выездом на платные автодороги, идущие почти что от самой границы.