Сколько нужно учиться на пилота гражданской авиации. Старт в профессию пилота: советы абитуриентам и адреса учебных заведений. Как получить работу пилота в крупной авиакомпании

МГТУ ГА с 2018 года приступает к подготовке пилотов для гражданской авиации Москва. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) в соответствии со Стратегией развития на 2016-2030 гг. планирует в 2018 году открыть новое направление подготовки по программе бакалавриата «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов». МГТУ ГА на сегодня имеет все необходимые лицензии и разрешения для начала подготовки пилотов. Теоретические занятия будут проходить на базе университета по собственным образовательным программам, которые первые два года обучения будут во многом совпадать с программами подготовки авиадиспетчеров. Для обеспечения тренажерной и летной практики университет будет использовать учебную базу авторитетного иностранного учебного заведения.

Где можно пройти обучение на пилота гражданской авиации в россии?

Бугаева Лично мне было сложно попасть в этот институт. Я прошёл во «второй волне», и были трудности со здоровьем при поступлении: у меня плоскостопие.


Хирург не хотела меня пропускать, отправила делать рентген стопы. В основном, у абитуриентов обнаруживаются проблемы со зрением и искривление носовой перегородки: из-за этого чаще всего и не допускают до поступления.
Сильное сотрясение мозга в прошлом тоже может стать причиной отказа. На первый взгляд, искривление носовой перегородки не является проблемой.
Однако на большой высоте давление на все органы увеличивается (не случайно там уши закладывает), и с искривлением ты не сможешь дышать через нос. То есть, вообще не сможешь на работе дышать правильно.


Учёба в УИ ГА, в целом, кажется мне удовлетворительной. С начала обучения из-за неуспеваемости у нас отчислили уже порядка 60 человек.

Стоимость обучения

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути - летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно - достаточно и среднего специального.

Внимание

Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие. Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки.


Нормативы зависят от возраста и пола, в программе - бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья.

Первоначальная подготовка пилотов любителей в летной школе аист

Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов. Один из главных плюсов профессии пилота - высокая заработная плата.

Важно

Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый - от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе.


Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа - обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Как стать пилотом пассажирского самолета

Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел.

Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением. Безусловное преимущество государственных летных училищ - возможность учиться бесплатно.

После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом.

Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс.

Летная школа аэрофлота: учебный центр

Интересно, что в этом тесте вопросы повторяются несколько раз: меняются только формулировки. После теста надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, которая очень тщательно проверяют состояние твоего здоровья, а потом сдать физические нормативы: подтягивание, бег на 100 и на 1000 м. Если все испытания пройдены успешно, зачисление происходит по результатам ЕГЭ (физика, русский язык и математика). Плюсы обучения в УИ ГА - государственное обеспечение (форма, питание, общежитие с доплатой всего 700 руб. в год), интересная программа и великолепная практика. Минусом для кого-то, возможно, являются сложности в учебе, но этого требует профессия, так что я не считаю это недостатком. Многих ребят отчисляют из-за неуспеваемости по аэродинамике, навигации, метеорологии, но если стараться, всё будет хорошо.

Летная школа «аэромаг» аэродром «аэроград коломна»

Подробнее] Если вы мечтаете научиться пилотировать самолёт самостоятельно и начать обучение на частного пилота, летная школа АУЦ «Аэромаг», расположенная недалеко от Москвы, открыта для Вас. Научиться пилотировать самолет и стать пилотом на самом деле очень просто, не сложнее чем освоить вождение автомобиля! Получите свидетельство «Частный пилот» (Private Pilot License или PPL), пройдя обучение в нашей школе пилотов на самолете «C-172S» с кабиной «glass cockpit» или освойте новый для себя тип самолёта «C-172S». После этого вы сможете летать по всей России! С введением уведомительной системы полетов достаточно за час до вылета посредством интернета сообщить диспетчеру свой маршрут. АУЦ «Аэромаг» образован в январе 2011 года при опытнейшем одноименном авиационном клубе России, ведущим свою историю с 1934 года. АУЦ тесно сотрудничает с Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А.
Соответственно, экономия на стоимости обучения не позволит Вам получить полноценный опыт переговоров с диспетчерами. Можно ли зачесть имеющийся налёт Большая часть стоимости обучения образуется из-за необходимости отлетать практическую программу, набрать налёт. Бывают случаи, когда у обучаемого уже есть налёт и он хочет его зачесть, чтобы не платить дважды за уже отлётанные часы. К сожалению, чаще всего такой налёт зачесть не получится. Военная авиация и ДОСААФ (РОСТО) Налёт, полученный во время службы в вооружённых силах Российской Федерации не может быть засчитан при прохождении программ подготовки пилотов гражданской авиации. Любые свидетельства государственной авиации (т.е. военной) в гражданской авиации не признаются. Поэтому помимо военных лётчиков не могут зачесть свой налёт и свидетельства те, кто летал в системе ДОСААФ/РОСТО, т.к. она подведомственна Министерству обороны.
Практиковаться мы можем на двух типах самолета: Diamond DA 40 (самолет первоначального обучения) и Diamond DA 42 (выпускной самолет). На DA 40 курсанты, в основном, учатся именно летать: выполнять взлет, посадку и визуальные полеты. На нем каждый должен налетать 100 часов. На DA 42 полеты выполняются по приборам и воздушным трассам в соседние города - Самару, Казань, Пензу, Саранск и Чебоксары. На нем нужно налетать 50 часов. То, за какой период ты налетаешь это количество часов, зависит от инструктора и от времени года: были ребята, которые «отлетывали» первоначальный самолет за два месяца. А на DA 42 налет всегда идет быстро, поскольку полеты выполняются и днем, и ночью. Кроме того, этот самолет не так зависим от погоды. Обычно налетать нужное количество часов можно за месяц-полтора. Расписание полетов составляет инструктор.

Обучение на пилота гражданской авиации в москве цена

Не стоит переплачивать за те рейтинги, которые в ближайшее время Вам не пригодятся. Их можно будет получить позже. Организация обучения В аэроклубах, где обучение — основной вид деятельности, цены ниже за счёт экономии от масштаба и отлаженности бизнес-процессов.

В аэроклубе из пары самолётов и инструкторов обучение будет стоить гораздо дороже (что мы и наблюдаем в России). Также стоимость обучения зависит от того, что из себя представляют инструкторы.

В США распространена практика приёма на работу в качестве инструктора только что выпустившихся пилотов, которые месяц назад ещё сами учились. В таких школах стоимость обучения значительно ниже, но и качество соответствующее. Удалённость аэродрома от крупного города Чем более удалён аэродром от крупного города, тем обучение, как правило, дешевле. При этом зачастую аэродром расположен в неконтролируемом воздушном пространстве.

Свидетельство коммерческого пилота дороже примерно в 4,6 раза. Свидетельство линейного пилота дороже PPL примерно в 6 раз, дороже CPL примерно на 30%.

Интегрированный курс ATPL предполагает получение «замороженной» лицензии. Это означает, что по окончании программы Вы будете иметь налёт около 250 часов.

А чтобы лицензия ATPL вступила в силу, необходим налёт 1500 часов. Соответственно, потребуется устроиться на работу коммерческим пилотом или оплатить дополнительно 1250 часов, чтобы набрать недостающий налёт.

Необязательно сразу проходить интегрированный курс с нуля до ATPL. Можно обучаться в течение нескольких лет постепенно. Сначала PPL, потом допуски к полётам на многодвигательных самолётах и полётам по приборам. Потом CPL, ATPL. Будет дороже, чем интегрированный курс, но зато не нужно сразу выделять большую сумму и отрываться на год от семьи и работы.
Словами и не передать, что я испытал во время своего первого учебного полета: эйфория, радость и тревога одновременно. Если говорить о практическом обучении, то тут, если совмещать практику с учёбой в институте, нелегко привыкнуть к режиму: подъем в 4:00, в 5:00 отъезд, после обеда приезжаешь с аэродрома выжатый как лимон, а тебе еще нужно восстановить пропущенные лекции и готовиться к завтрашнему дню. Ведь к каждому полетному дню нужно готовиться. А еще у меня были дополнительные занятия по английскому языку. Было мало свободного времени - вот основная сложность. Но это, на самом деле, мелочи. Ведь после окончания вуза я сразу смогу устроиться в авиакомпанию по специальности, хоть там и нужно будет пройти переобучение на новом типе самолета, которое длится около года. Александр Молостов, студент 4 курса Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б.П.

С каждым годом объем авиаперевозок в мире увеличивается. Соответственно, растет и потребность отрасли в молодых квалифицированных кадрах. Профессия «командир воздушного судна» традиционно самая высокооплачиваемая в нашей стране после капитана дальнего плавания. Журналист портала Юга.ру разобрался, что нужно сделать, чтобы покорить небо и руководство авиакомпании.

Летчик и пилот это одно и то же?

На первый взгляд, понятия схожи: представители и той и другой профессии управляют летательными аппаратами. Только летчик сидит за штурвалом военного самолета, а пилот — гражданского. У них и методика обучения разная: у летчиков все гораздо сложнее. Нас же интересует судьба пилотов.

Перед тем как пойти учиться на пилота, важно трезво оценить свою физическую подготовку и состояние здоровья — оно должно быть как у космонавтов . В течение всей карьеры пилоты регулярно проходят медицинскую комиссию, и если выявляются отклонения, их тут же отстраняют от полетов. Не менее важны и личные качества, без которых в авиации делать нечего, — ответственность, усидчивость, уверенность в себе и в своих действиях, лидерские качества, умение быстро принимать решения. Перед поступлением врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) проводит ряд психологических тестов и решает, годен абитуриент или нет.

 Если по этим пунктам порядок, можно переходить к выбору учебного заведения.

Куда пойти учиться на пилота?

Сегодня профессии «летная эксплуатация летательных аппаратов» в России обучают в двух вузах и трех летных училищах. По окончании учебы вы получите диплом государственного образца и свидетельство коммерческого пилота.

1. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева (УИ ГА), uvauga.ru

Город: Ульяновск
Срок обучения: 5 лет

Самый большой авиационный вуз России с самой длинной историей был основан в 1935 году. Готовит специалистов по направлению «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «летная эксплуатация гражданских воздушных судов (второй пилот самолета)». Есть аэродромный комплекс с 79 воздушными суднами DA 40 NG и DA 42 NG, а также центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Его филиалы — Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации — тоже готовят пилотов.

2. Сасовское летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА), sasovoavia.3dn.ru

Город: Сасово, Рязанская область

Училище открылось в 1943 году, всего из его стен вышли более 20 тыс. пилотов отечественной гражданской авиации и более 1 тыс. пилотов зарубежных авиакомпаний. Учебные полеты выполняются на 39 воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.

3. Краснокутское летное училище гражданской авиации (ККЛУ ГА), kkluga.ru

Город: Красный Кут, Саратовская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Свою историю училище ведет с 1940 года и подготовило за это время более 27 тыс. пилотов. Парк воздушных учебных судов включает 5 самолетов Як-18Т (36‑й серии), 61 самолет Ан-2, 14 легкомоторных самолетов Cessna-172, 12 бортов Diamond DA 40 NG и 2 двухмоторных LET L410UVP-E.

4. Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), spbguga.ru

Город: Санкт-Петербург
Срок обучения: 5 лет

С 1955 года университет успел выпустить свыше 50 тыс. специалистов. Полеты на тренажерах и на воздушных судах выполняются в полном соответствии с требованиями ICАО, которые предусматривают изучение и полеты на однодвигательном самолете (Cessna-172S/R или Diamond DA 40 NG) и на двухдвигательном (Diamond DA 42 NG). Всего парк учебных ВС насчитывает более 100 единиц.

И его филиал:

5. Филиал СПбГУ ГА — Бугурусланское летное училище гражданской авиации (БЛУ ГА), bluga.ru

Город: Бугуруслан, Оренбургская область
Срок обучения: 2 года 10 месяцев

Созданному в 1940 году училищу сегодня присвоен статус колледжа. Практиковаться можно на семи аэродромах и 52 воздушных судах Diamond DA 42 NG и Diamond DA 40 NG.

Теоретически при наличии высшего или среднего технического образования можно пройти профессиональную переподготовку в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ) и получить профессию коммерческого пилота примерно за год. Однако с таким свидетельством будет чрезвычайно сложно устроиться в авиакомпанию.

А девушек берут в пилоты?

Еще совсем недавно даже речи быть не могло, чтобы женщину в России приняли в академию гражданской авиации на летную специальность. Однако в 2007 году жительница Екатеринбурга, студентка юрфака Ксения Борисова подала в суд на учебное заведение за дискриминацию и выиграла дело. Так что сегодня девушки тоже могут смело поступать на пилотов, и не только гражданской авиации: в этом году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков впервые приняли не только парней.

Что нужно для поступления?

Первое: получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК ГА) о годности к обучению и карту прохождения психологического обследования. Для этого у вас должны быть стопроцентные зрение и слух, отсутствие дальтонизма, нормальное давление и содержание сахара/холестерина в крови, никаких серьезных физических и неврологических заболеваний типа сахарного диабета, болезней сердца, психоза или наркотической зависимости.

Для прохождения ВЛЭК нужно подготовить:
— результаты анализов (на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, RW, на группу и резус-фактор) и справки из психоневрологического, наркологического и кожно-венерологического диспансеров со штампом или записью «На учете не состоит»;
— рентгенографию придаточных полостей носа (с искривленной перегородкой не возьмут);
— электроэнцефалограмму головного мозга с описанием (так выявляют склонность к эпилепсии).

Также нужно будет сдать физические нормативы (бег: 1 км — не более 3 мин. 30 сек., 100 метров — 13,4 сек., подтягивание — от 9 раз) и пройти множество психологических тестов.

Второе: предоставить в приемную комиссию пакет документов.

Третье: заполнить заявление о приеме, анкету абитуриента и автобиографию.

Четвертое: сдать экзамены по математике, русскому языку, физике. Иногда еще добавляют английский и информатику.

Во сколько обойдется обучение?

Тем, кто поступил на бюджет, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие, стипендию, необходимые часы налета.

Курсанты платных групп снабжают себя сами. Стоимость обучения учебное заведение определяет самостоятельно. По данным газеты «Коммерсантъ», в летном училище эта цифра будет составлять примерно 2-3 млн рублей, включая летный модуль 150 часов. А за подготовку коммерческого пилота на иностранный самолет в вузе придется заплатить около 8 млн рублей,

Я пилот легкой авиации.

Николай Батраков

получил лицензию пилота

Меньше чем за год я прошел путь от аэрофоба до обладателя лицензии частного пилота в США . Чтобы достичь своей цели, я переехал на 2,5 месяца во Флориду, каждый день занимался в авиационной школе и сдал все экзамены.

Вот мой путь.

Почему я решил учиться на пилота

В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел - это состояние преследовало меня во время каждого перелета.

Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».

Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.

5000 Р

стоит получасовой полет на авиатренажере

Переломным моментом стал подарок жены - полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.

Инструктор Михаил рассказал, что у него есть CPL - коммерческая лицензия пилота США . Он полгода учился летать во Флориде, и это было лучшее время в его жизни.

Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.



Подготовка

Существуют два типа лицензии пилота: частная PPL , private pilot license, и коммерческая CPL , commercial private license. Я не собирался после обучения строить карьеру в авиации, поэтому сразу определился, что хочу получить лицензию частного пилота. Это быстрее и в несколько раз дешевле.

По моей предварительной оценке, в 2015 году лицензия PPL стоила около 10 000 $, а CPL - 40 000 $.

Есть три варианта обучения: в учебных центрах в России, в школах в Европе или в США .

Обучение в Европе я не стал рассматривать: во-первых, там стать пилотом стоит в среднем на 20-30% дороже, чем даже в США . Например, курс PPL в школе «Аэротурс» в Германии обошелся бы в 10 000 €. Во-вторых, у меня не было подходящей европейской визы, зато еще действовала американская.

Как я выбрал, где учиться на пилота

В России В США
Стоимость Около 500 000 Р Около 350 000 Р
Время обучения 6-8 месяцев 2-3 месяца
Переезд Не нужен Нужен
Проживание Живешь дома Нужно бронировать
Машина Ездишь на своей Нужно бронировать
Погода Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни Отличная, летать можно каждый день
Работа В обычном режиме В удаленном режиме
Логистика Нужно ездить в Подмосковье Аэропорт в черте города
Инфраструктура Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием
Английский Базовый уровень Как минимум Upper Intermediate

Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей

Стоимость

Около 500 000 Р

Около 350 000 Р

Время обучения

6-8 месяцев

2-3 месяца

Переезд

Проживание

Живешь дома

Нужно бронировать

Машина

Ездишь на своей

Нужно бронировать

Погода

Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни

Отличная, летать можно каждый день

Работа

В обычном режиме

В удаленном режиме

Логистика

Нужно ездить в Подмосковье

Аэропорт в черте города

Инфраструктура

Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами

Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием

Английский

Базовый уровень

Как минимум Upper Intermediate

Доллары я успел купить как раз перед повышением курса - в 2014 году , по 35 рублей за доллар. Значит, обучение в США обойдется мне на 30% дешевле, чем в России. Да, нужно будет тратиться каждый месяц на жилье, машину и еду, но можно делить эти затраты на двоих. А если сдать московскую квартиру, то мы будем вполне способны прожить в таком режиме несколько месяцев.

Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.

Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:

  1. Договориться с руководителем об удаленной работе.
  2. Найти авиационную школу.
  3. Забронировать жилье.
  4. Найти арендатора квартиры, который согласится ухаживать за нашей кошкой.
  5. Расширить свои знания в областях, связанных с авиацией.

Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.

Поиск школы

Я изучил все российские авиационные форумы и блоги людей, которые прошли через обучение в США . Уточнил у инструктора Михаила и его знакомых, где они учились. Случайно увидел статью про бывшего медиаменеджера Андрея Борисевича, который купил авиационную школу Skyeagle в США .

В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ - поэтому низкие цены на обучение.

Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.

Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:

  1. По какой визе можно пройти обучение?
  2. Сколько стоит и сколько времени займет курс PPL ?
  3. Сколько стоит час аренды самолета и инструктора?
  4. Могут ли помочь арендовать жилье и автомобиль?
  5. В каком месяце лучше начать обучение?

Всего я написал в пять школ, ответы получил только от трех из них. Цены отличались не сильно: полный курс обучения с 40 часами налета стоил от 8 до 10 тысяч долларов. Дополнительный час полета стоил 150 $ за аренду самолета и 50 $ за инструктора.

Аренда апартаментов во Флориде стоила от 1200 $ в месяц. С ноября по апрель здесь самое комфортное время для жизни и обучения на пилота. Средняя температура 20-25 °C и мало осадков. Летать можно каждый день.


Виза

Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.

Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе - меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.

Подготовка документов

После нескольких недель переписки я выбрал школу «Скай-игл». Ее директор Андрей проявил наибольшее терпение и внимание к моим расспросам. Школа находится в курортном городке Форт-Лодердейл в 37 км от Майами. Стоимость обучения на частного пилота - 8685 $.

Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA - агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.

Андрей объяснил дальнейшую процедуру:

  1. Создать логин и заполнить анкету на сайте TSA - агентства транспортной безопасности.
  2. Попросить школу подтвердить этот запрос.
  3. Заплатить 130 $ в TSA - это плата за обработку анкеты.
  4. Получить от TSA предварительное разрешение.
  5. Приехать в США .
  6. Сразу по приезде сдать отпечатки пальцев в одном из представительств TSA .
  7. Дождаться, когда отпечатки внесут в базу TSA , и получить разрешение на полеты.
  8. Пройти медкомиссию в одной из клиник США и получить справку о годности к полетам.
  9. Можно летать!

Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве

Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США - сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.

Для начала мы забронировали апартаменты на неделю через Airbnb.com - заплатили за них около 30 000 Р . План был такой: приедем на место, осмотримся и найдем жилье на весь срок.

Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.

Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, - и ударили по рукам.

Предварительное обучение

Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.

Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.


Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.

В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна - время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.

Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров - это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.


Авиационный английский

Я хорошо знаю английский, но одно дело - разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое - вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.

Английский - международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.

Для каждой ситуации - руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды - есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».

Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени - «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.


Переезд во Флориду

Чтобы оценить траты на жизнь во Флориде без учета учебы, мы составили примерный бюджет. Вышло по 2100 $ на человека в месяц. Эту сумму можно было сократить. Например, поехать в США одному, снять комнату, а не квартиру, перемещаться на общественном транспорте, отказаться от всех развлечений и питаться самыми дешевыми продуктами. Но мы решили наслаждаться жизнью и не сильно экономить.

Билеты в Майами с пересадкой в Париже обошлись в 54 000 Р .

Мы улетели во Флориду в конце октября 2015 года. Первые несколько дней я потратил на бюрократические формальности: сдал отпечатки пальцев в TSA , получил разрешение на полеты, прошел медкомиссию - она длится 10 минут и стоит 100 $.

Примерные траты на жизнь в месяц - 4200 $

Трата

Стоимость

Жизнь в вечном лете

Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.

Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.

С жильем все сложнее. Флорида - богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.

1600 $

в месяц мы платили за жилье

Всю первую неделю мы ездили по городу и смотрели варианты, которые находили на «Эйр-би-эн-би» и «Крэйгслист». Квартирный фонд был очень старый, жить в таких условиях не хотелось. Наконец нам улыбнулась удача: американская пара сдавала свой маленький гостевой домик за 1600 $ в месяц.


Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.

Питаться мы старались дома. Несколько раз в неделю мы закупались в местном супермаркете, готовили на плите или на гриле. В среднем мы тратили на еду около 1500 $ в месяц, как и планировали.

Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.


Демонстрационный полет

Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.

Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки - и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой - но отступать было поздно.


Подготовка к занятиям

По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.

У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.

Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:

  1. Руководство для частных пилотов.
  2. Сборник федеральных авиационных правил FAR/AIM.
  3. Каталог аэропортов США .
  4. Авиационную карту Флориды.
  5. Рекомендации по сдаче экзаменов.
  6. Механический компьютер E6-B.
  7. Линейку.
  8. Летную книжку, куда заносится информация обо всех выполненных полетах.

За все эти материалы я заплатил 300 $.



Грег рекомендовал мне установить навигационное мобильное приложение ForeFlight. Оно помогает пилоту спланировать полет, показывает погоду в любой точке США, содержит подробнейшие карты и ведет самолет по нужному курсу - как «Яндекс-навигатор», только вместо пробок - плохая погода. Лицензия на 3 месяца стоит 50 $.


Группа студентов у нас была небольшая - всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда - полеты: каждый студент со своим инструктором.

Обучение теории делится на пять больших разделов:

  1. Фундаментальные принципы полета - бортовые системы и устройство самолета, принципы аэродинамики.
  2. Воздушные операции - аэропорты, карты, воздушное пространство, радиообмен, наземные службы.
  3. Погода - метеорология, интерпретация данных.
  4. Навигация и эксплуатация самолета.
  5. Применение навыков на практике - психология, принятие решений, планирование полета.

Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.

Оплата происходит по любой схеме, удобной для студента. Можно сразу оплатить весь курс и получить от школы хорошую скидку. Я решил, что мне комфортнее оплата по факту оказанных услуг. В первый день я внес 2000 $ на счет школы. Когда они подошли к концу, я оплачивал каждый полет отдельно с банковской карты.

Аэродром обучения

Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» - с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» - только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.

Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла - идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.

Код аэродрома - KFXE .


Первые полеты

Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.

Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.

Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета - и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено - начинается разгон по полосе аэродрома.

Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка - самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.

Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.

Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» - самостоятельного полета.

Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.

Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают - теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.


Обучение маневрам

Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры - набор высоты, снижение, развороты, - а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.

Самое сложное - учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.



Полеты на дальние расстояния

Последнее испытание для студента - полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.

Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.

К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:

  1. Самостоятельно спланировать маршрут.
  2. Узнать погоду на всем протяжении маршрута и обдумать, что делать, если погода ухудшится.
  3. Рассчитать необходимое количество топлива и вес самолета.
  4. Определить скорость на взлете, посадке и высоте, а также влияние ветра на скорость.

Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.

После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.


Экзамен

После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2-2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.

Первый этап экзамена - компьютерный тест. Нужно ответить на 60 вопросов и набрать 80% правильных ответов. Этот этап стоит 165 $.

Второй этап - устный экзамен и практический полет с сертифицированным экзаменатором. Экзаменатор - частное лицо, поэтому платить ему надо отдельно. Второй этап экзамена стоит 500 $.

Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.

Мне пришлось брать дополнительные занятия с инструктором. Это обошлось мне в 600 $ за 3 часа. За повторный экзамен снова нужно было заплатить, но экзаменатор согласился снизить мою оплату вдвое - до 250 $, так как до этого я успешно сдал устную часть.

Через неделю состоялся повторный практический экзамен. На этот раз я не совершил ошибок. Получив поздравления от экзаменатора, я первым делом отправился в магазин и за 20 $ приобрел заслуженные нашивки пилота.

В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет - и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.

Аренда самолета на 2 часа обошлась мне в 300 $.



Оглядываясь

С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.

Всего на учебу я потратил 10 730 $

Через два месяца после возвращения в Москву мне по почте прислали конверт с моими «правами» - действующим свидетельством частного пилота США . Российское законодательство не признает зарубежные свидетельства. Но можно пройти процедуру валидации: представить в Росавиацию пакет документов о пройденном за рубежом обучении и пройти непростую медицинскую комиссию (ВЛЭК ).

Даже имея российскую лицензию пилота, в России невозможно просто приехать на аэродром и арендовать самолет. Для этого необходимо вступить в один из аэроклубов и платить членские взносы.

Я ставил себе цель победить аэрофобию и достиг ее. А вот погружаться в российскую бюрократию я не планировал. Я решил, что буду летать, когда в следующий раз окажусь в США .

Пилот – профессионал, который управляет летательным аппаратом. На такого человека возлагается громадная ответственность: доставка груза в целости и сохранности, сохранение транспортного средства и жизни пассажиров и экипажа. Давайте узнаем, как стать пилотом гражданской авиации и, какими качествами должен обладать кандидат.

Профессия пилота обладает множеством плюсов: достойно оплачивается, имеет высокую востребованность, но при трудна в исполнении и требует серьезной подготовки. Пилоты контролируют работу сложнейших устройств, а умеют взаимодействовать с коллегами, управляющими другим воздушным судном. Если пилот растеряется или ошибется в какой-то мелочи, то это может повлечь за собой необратимые последствия.

Главными членами экипажа являются главный пилот и второй пилот, частично выполняющий обязанности первого. Второй пилот обязан заменить главного пилота в тех случаях, когда это необходимо. Кроме того, помощник обязан знать строение самолета и вместе с главным пилотом изучить маршрут до рейса.

Требования к будущим летчикам

Чаще всего места в ВУЗах – не бюджетные, то есть платные. Несмотря на это попасть туда вовсе не так просто, как кажется. Чтобы хорошо пройти медкомиссию, важны такие условия:

  • Отсутствие сердечных заболеваний;
  • Отсутствие болезней и отклонений легких;
  • Отсутствие проблем с сосудами;
  • Отсутствие гипотонии и гипертонии;
  • Нормальный вестибулярный аппарат;
  • Идеальное зрение (единица);

Медкомиссию проводят на каждом курсе и, если показатели здоровья падают, студента могут отчислить. Также медкомиссию организуют и после завершения обучения, перед каждым вылетом на летательном аппарате.

Так как пилот отвечает не только за свою, но и за сотни чужих жизней, он должен поддерживать здоровье на максимальном уровне, причем постоянно.

Обучение профессии летчика гражданской авиации

Будущие пилоты понимают, что их обучение начнется не с полетов на самолете, а с изучения «внутреннего мира» самолета – строения воздушных средств. Для полного изучения проводят курсы:

  • прохождение способов использования воздушного транспорта;
  • теоретическое и практическое управление воздушным средством;
  • чтение карт и маршрутов;
  • метеорология;
  • аэродинамика;
  • механизм двигателей;
  • обучение прыжкам с парашютом;
  • изучение первой помощи и базовых медицинских умений;
  • изучение иностранного языка для иностранных рейсов.

Дополнительно на практике студенты упражняются на тренажерах, симулирующих реальные полеты.

После обучения не все компании принимают работников без опыта. Чтобы суметь работать в авиакомпании, нужно нарабатывать часы полетов и после получить специальную лицензию пилота. Чаще берут курсантов, практиковавших полеты хотя бы пару лет.


Наверное, не найдется таких людей, кто имел бы собственный самолет и взлетную полосу. А ведь для практики необходимо именно это!

Для таких целей существуют учебные организации, которые «напрокат» предоставляют в пользование самолеты и взлетные полосы. Конечно, стоит это недешево, ведь постройка и содержание требуют больших затрат – топливо, ремонт и уход за воздушными судами.

Как стать летчиком, не получая при этом специального образования? Не все хотят шесть лет учиться в академии гражданской авиации, а затем упражняться на тренировочных площадках. Это интересует тех, кто получил высшее образование другого профиля и желает стать пилотом «Аэрофлота» с нуля, но не имеет возможности отучиться. Специальные аэроклубы предоставляют шанс за деньги пройти обучение и приобрести лицензию (к примеру, авиационная школа «Аэрофлота»). В обучении летчиков есть несколько этапов:

  1. Сначала ученик получает любительский сертификат летчика, с которым можно летать (например, с родными и друзьями), но не работать;
  2. На втором этапе присваивается звание «пилот коммерческой организации», которое разрешает вылетать на краткие рейсы, управлять малыми самолетам с единственным двигателем;
  3. После завершения третьего этапа присваивают звание линейного пилота, который вправе управлять любым самолетом.

Специалисты, обученные таким способом, практикуются в два-три раза больше, чем студенты, а поэтому их чаще берут на работу сразу после обучения.

Студенты обучаются разное количество времени в зависимости от цены и уровня подготовки, а также престижности учебного заведения. В последнее время сроки обучения сокращают практически втрое и ставят цель – обучить пилота самому главному, игнорируя второстепенное. Поэтому нынешние пилоты становятся скорее операторами, чем пилотами гражданской авиации.

Стоимость обучения и зарплата пилота гражданской авиации в России

Обычно обучение в аэроклубах обычно стоит около 20-30 тыс. долларов, иногда на обучение предоставляется кредит, однако в этом случае чаще всего придется отрабатывать его в авиакомпании. Некоторые компании предлагают ускоренные курсы, подготовки, однако он стоит еще дороже 80-100 тыс.

Также существуют варианты с первичным взносом, после которого на остаток предоставляют кредит. Учитывая, сколько получает пилот гражданской авиации в России (от 200 тысяч рублей), закрыть займ получится быстро.

Лучшие российские ВУЗы

Красноярский филиал СПбГУ ГА

ВУЗ основан в 2009 году на базе Красноярского технического колледжа гражданской авиации. Студенты получают здесь среднее профильное образование по двум специальностям. Университет предлагает четыре факультета: управления воздушным движением, радиотехники, летной эксплуатации летательных аппаратов и организации воздушных перевозок.

Учеба происходит как на бюджете, так и по договору. Учащиеся практикуются на специальных тренажерах, напоминающих воздушный транспорт.

Московский авиационный институт (МАИ)

Построен в 1930 году, популярен у «технарей». Специалистов подготавливают на специальной технике – самолетах, вертолетах, ракетах, авиониках и радиолокациях. Будущие пилоты практикуются на аэродроме института гражданской авиации (единственном среди остальных учебных заведений).

Летное училище гражданской авиации в Москве имеет небольшой проходной балл (относительно других учебных заведений), а бюджетных мест представлено достаточное количество.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Построен чуть раньше Бугурусланского училища, в 1935 году. Учебное заведение готовит бакалавров со специальностью второго пилота и специалистов по эксплуатации авиалайнеров и организации полетов. Присутствует тренировочный комплекс.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Основан в 1955 году и с тех пор выпустил 50 тыс. пилотов и иных специалистов. Студенты получают квалификацию «инженер-пилот». Программа глубоко изучает навигацию и новые способы вождения самолета. Также университет предоставляет специальные тренажеры для летчиков-штурманов и диспетчеров.

Итак, как стать пилотом самолета? Эта профессия сложная и требует собранности и ответственности, поэтому управлять таким транспортом сможет только здоровый психически и физически человек – имея проблемы со здоровьем, летчиком не станешь.

Если ребенок с детства мечтает в будущем стать летчиком гражданской авиации, то он должен закаляться, развивать свою силу и выносливость, хорошо учиться, и тогда мечта станет реальностью!

Пилот первого класса Инна Копец провела за штурвалом вертолетов Ми-1, Ми-8 и Ми-26 около 11,5 тысяч часов («11 тысяч 535 часов», - идея округлить 35 часов ей категорически не нравится: больше суток в полете - не шутки). Если у вашего ребенка хорошо с математикой, он без труда сосчитает, что это почти 480 дней, или год и четыре месяца. Если же с математикой туго, то летчик из него вряд ли выйдет: за штурвал пускают тех, кто в ладу с точными науками. Что нужно, чтобы стать летчиком гражданской авиации? Читайте советы от первой вертолетчицы страны, установившей 15 мировых рекордов.

Беречь здоровье

Хороший летчик внимательно следит за своим здоровьем и, конечно, занимается спортом. Но спорт должен быть не ради спорта, а ради здоровья.

«Профессиональный спорт выматывает, отнимает все жизненные силы, а их нужно беречь! Достаточно утром делать зарядку, играть в волейбол, баскетбол. В футбол не надо, глупая игра - 16 дураков гоняют мячик по полю. То ли дело вертолетный спорт, его надо поддерживать и развивать, тем более что в нем мы первые: из 11 чемпионатов, в которых участвовали советские и российские летчики, семь закончились триумфом наших. Но вообще, чтобы летать, рекорды и медали не нужны, только здоровье. Главное - не растерять то, что дано родителями, природой. Не испортить».

Дружить с головой и с техникой

Особое внимание уделять математике, физике. Развивать системное мышление. Понимать, как устроена техника, из каких деталей состоят механизмы и зачем эти детали.

После 10-го класса, когда меня не приняли в ЦК ДОСААФ (мне еще не было 18), я устроилась крановщицей на тепловозоремонтный завод, где отец работал. И уже на третий день освоила краны: сидя на самом верху огромного цеха, могла поднимать и переворачивать тележки, колеса. У других новичков месяц уходил на обучение. А я такая уж уродилась - люблю железки, люблю посмотреть, как все устроено. В Петербурге есть . Если у вас есть дети, внуки - обязательно с ними сходите. Это такая радость!».


Читать книжки про летчиков

Будущему летчику будет полезно знать и людей, которые ее творили: ученых, инженеров, летчиков, космонавтов. Читая книги, он не только расширит свой кругозор, но и заразится лучшими качествами этих людей.

«Я родилась 25 сентября 1938 года. В этот день около часу дня легендарная советская летчица Валентина Степановна Гризодубова вместе с двумя напарницами на самолете «Родина» завершили свой знаменитый рекордный беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток, приземлившись в лесу в районе Хабаровска. Мама хотела назвать меня Валентиной в ее честь, но папа выбрал другое имя. Гризодубова с самого детства была для меня звездочкой. Когда я сказала родителям, что хочу быть летчицей, мама была в недоумении. «Дочка, ты же так хорошо рисуешь, стихи пишешь, ну куда тебя несет?» - говорила она. И я тогда ей ответила: «За Валентиной Степановной!». Многие стали летчиками только благодаря ее примеру.


В.С. Гризодубова. Марка, посвященная перелету Москва - Дальний Восток

А Гагарин! Когда он приезжал к нам в Калугу в июне 1961-го закладывать первый камень в музей истории космонавтики, на городской площади негде яблоку было упасть. Мы, вертолетчики, стояли шеренгой, одетые в парадные голубые костюмы. Когда нас ему представили, он всем пожал руку. Ребята потом неделю руки не мыли.

Мне повезло жить в одно время и общаться с людьми, которые были настоящими личностями и кумирами миллионов. Жаль, что их нет сегодня, но, даже читая о них книги, можно поймать искорку, получить мощный заряд, который поможет идти к своей мечте и преодолевать препятствия. Спросите в библиотеке - таких книг очень много. Читайте их и заряжайтесь».

Знать и петь песни

Невозможно быть летчиком и не любить песни. Нет слуха - не беда. Главное, чтобы душа пела. Когда она летает, тело становится легче!

«У меня и мама, и отец пели. Папа был украинец, знал множество народных песен. Мама пела великолепно, а еще читала наизусть былины и стихотворения, память у нее была феноменальная. В летном училище мы, курсанты, пели «Что стоишь качаясь…». А недавно я узнала, что эта песня была написана еще в 1864 году! А знаете, сколько песен создано на стихи поэта Николай Рубцова? 700!

К слову, когда я впервые встретилась с Валентиной Гризодубовой - мы пришли к ней в гости всем экипажем, я была уже состоявшейся вертолетчицей, с рекордами - первое, что она мне сказала: «Читала про тебя и знаю. А скажи, какие ты любишь песни?». Я ответила, что обожаю русские народные, романсы. А она ведь до того, как стала летать, закончила музыкальную школу, училась в консерватории. Села за пианино и говорит: «Ну так чего споем?». Я предложила: «Давайте что-нибудь попроще. "Я помню вальса звук прелестный…"». И мы с ней на два голоса спели. А потом случались моменты в жизни, когда она мне звонила, внезапно, посреди всяких дел, суеты, грустная, и просила: «Инночка, давай споем!». Я на этом конце провода, она на том - и мы поем. Там глядишь - она уже смеется и на прощанье мне говорит: «Ну подняла ты мне настроение, спасибо, до следующей встречи!».

Девочкам: понимать, что будет непросто

Если девочка станет летчицей, то работа у нее всегда будет на первом месте. Надо быть готовой к тому, что семейными делами, общением с детьми и родными иногда придется жертвовать.

«Это серьезная, очень трудная, ответственная, "мужская" работа. Она требует полной отдачи. А как быть, если помимо нее есть семья? На все вас точно не хватит. Но стоит на работе упустить какую-то мелочь - это может кончиться большой трагедией, не дай бог. Скорее вы предпочтете задержаться на пару часов, чуть меньше времени уделить семье. Вы должны понимать заранее, что так будет. И еще: когда на такой работе среди мужчин появляется женщина - она как белая ворона. Где-то сорвешься - сразу скажут: что с бабы еще взять! Придется всегда быть начеку, ушки топориком».


Помнить, что полеты - не главное

Увы, стать пилотом и летать сможет не каждый. Кому-то по состоянию здоровья придется отказаться от этой идеи. Но не только в полетах счастье. Служить авиации, помогать тем, кто летает, обеспечивать им надежность полетов и мягкость посадок - не менее интересно, благородно и романтично.

«Всем, кто мечтает стать летчиком, очень полезно заняться авиамоделированием. Это обязательно пригодится будущим пилотам, а тем, кто не сможет летать, поможет стать хорошими инженерами, конструкторами. Как Марат Николаевич Тищенко - он в детстве посещал занятия юных техников, а потом стал проектировать вертолеты, под его руководством был создан Ми-26, самый большой вертолет в мире.

Быть инженером - очень ответственно и почетно. Летчики очень ценят и уважают технический состав. В авиации нет неважных людей, каждая мелочь играет роль. Помню в Сургуте одну тетку, которая мыла вертолеты. Я, бывало, прилечу, иду по аэродрому - вечер, темно уже, холодно, а она стоит и чистит до блеска другой вертолет. Я мимо никогда не проходила, всегда остановлюсь, спрошу: «Как дела, тетя Наташа?» и обязательно спасибо скажу за ее работу. А она отвечает мне гордо: «Так я ведь тоже вертолетчица!». Понимаете? Человек делает свое небольшое дело, и каждый делает, все вместе. Важен общий результат, а полеты не главное!».