Архыз красная поляна маршрут карта. Спортивный горный поход архыз - красная поляна от московской турфирмы св-астур, пешие походы их архыза, красная поляна походы, пешеходные маршруты в красную поляну, отдых в красной поляне активно, летние походы, походы

Длительность

12 дней

100 км

Сложность

Макс. размер группы

22 чел

Архыз - Красная Поляна

Очень красивый и непростой маршрут "Через горы к морю".
Потрогаем облака руками, насладимся видом ночного неба и горным рассветом. Вознаграждением за труды будет купание в море.
Начнем поход на территории Карачаево-Черкесии, пересечем Главный Кавказский хребет и закончим в Краснодарском крае.
Преодолеем четыре перевала (наивысшая точка 2800 метров).
Хвойные леса, бурные реки и водопады, горные озера, субальпийские и альпийские луга, скалы и снежники - всё это ждет нас маршруте.

Стоимость

План похода

Тот самый легендарный маршрут, с которого начинался ПИК в 2008 году!

Горная часть: Архыз, перевал Пхия, Биосферный заповедник, Главный Кавказский хребет, озеро Кардывач

День 1-й

Для тех, кто добирается на поезде, маршрут начинается на ж/д вокзале Невинномыска 14 августа в 05:50, в момент прибытия питерского поезда. Встречаемся, знакомимся с группой и инструкторами (высота над уровнем моря 350м). Садимся в трансфер и едем до Архыза примерно 3 часа. Те, кто добирается на самолете или другим способом, могут встретиться с группой сразу в Архызе. Здесь получаем пропуска, отмечаемся в МЧС и еще немного едем, пока не кончится дорога. Разминаемся после долгой поездки, идем до места ночевки (1450 м.). Ставим лагерь, решаем оргвопросы: распределяем модули с едой, общественное снаряжение, определяемся кто где живет, назначаем дежурных и т.п., продолжаем знакомство.

День 2-й

Начинается наш путь к морю. Первый ходовой день и сразу первый перевал. Сложный день: идти не близко, рюкзаки тяжелые - ничего еще не съедено и ноги гудят от непривычной нагрузки. Но окружающая красота с лихвой компенсирует неудобства! На ночь встаем у реки Ацгара.

День 3-й

По ущелью реки плавно поднимаемся к следующему перевалу. В лесу растут белые грибы, у самой тропы - лесная земляника. Наслаждаемся видом горного озера у истоков Ацгары. После перевала плавный затяжной спуск, ближе к вечеру приходим в деревню Пхия. В деревне нет в продаже хлеба, его пекут сами, еду завозят на вертолёте раз в две недели. Есть школа, классы с 1 по 4. В каждом классе учатся 1-2 ученика, а то и вовсе никого.

День 4-й

С утра идём на запад до пос. Дамхурц - здесь два действующий детских лагеря из Пятигорска, в столовой которых пекут вкусные булочки, а на кардоне Кавказского Биосферного Заповедника держат пасеку и выращивают овощи. Обедаем, после чего двигаем на юг вдоль реки Аджара в направлении одноименной горы. По дороге несколько постов пограничников, в том числе и застава.

День 5-й

Переходим через речку и попадаем на территорию Заповедника, местечко именуют "Мертвый лес" и есть за что. Это удивительное место, где растут толстенные сухие пихты. Поднимаемся за границу леса и встаем у подхода к перевалу. Если позволит погода, после обеда можно сходить посмотреть на ледник - от него веет древностью и мощью! Сегодня без костра - лес остался ниже, поэтому готовим на газу.

День 6-й

Переваливаем через перевал Квата (2350м) категории 1а. По прямой - меньше километра до Абхазии, она сразу за Главным Кавказским Хребтом. Мы же круто спускаемся к красивому озеру Инпси, хотя кто-то его называет Дамхорс или Цахвоа. По формату оно плоское и тёплое (относительно тех, что были ранее), а еще оно очень загадочное - периодически исчезает и появляется вновь!

День 7-й

В этот кульминационный день мы должны перевалить через Главный Кавказский хребет на перевале Цындышхо (2750м, кат.1а)! Это один из немногих перевалов хребта "внутри" страны. И сквозь заросли цветущего рододендрона спускаемся к озеру Кардывач.

Красная Поляна, Сочи, море, пляж

День 8-й

С утра мы выходим из Заповедника и сразу оказываемся на территории Сочинского национального парка. Сквозь заросли высокой травы по долине Мзымты спускаемся к нарзанам, на Энгельманову поляну. Здесь же очередной кардон с дикими кабанами.

День 9-й

Прощаемся с Дикой природой, выходим к подножию Красной поляны, дружно едем в район пос.Лазаревское (полтора часа на электричке), где будем и дальше жить в палатках на берегу моря (по желанию участники могут поселиться в частном секторе или другом месте) .

День 10-й

Отдых, загар, экскурсии, объедания фруктами. Посетим красивые водопады и ущелья, куда не водят экскурсии.
Тем, кому нужно сократить время отдыха, с этого дня уже можно отправляться домой.

День 11-й

Отдых, загар, экскурсии, объедания фруктами

День 12-й

Сегодня завершается организованная часть похода. Вы можете остаться на море и насладитья отдыхом, или отправиться домой на поезде или самолете. До новых встреч!

Возможно изменение графика движения и нитки маршрута в случае непогоды или другой необходимости.
Также мы водим на Кавказ и другие , и не только.

В рюкзаке

Очень важно подобрать соответствующее снаряжение для каждого похода. Правильно подобранное оборудование - залог вашего хорошего настроения и комфорта на маршруте. В длинном походе личное снаряжение должно весить не больше 9-13 кг и занимать около 50 % объёма рюкзака. Не забывайте, что вам ещё нести часть общественного снаряжения и модули с едой.
Стандартный вес общественных модулей в длинном походе для мужчин - 9 кг, для женщин - 6-7 кг.

Снаряжение

Рюкзак экспедиционный для похода выходного дня (70 л – мужчины, 50 л – женщины)

Назначение:

В экспедиционном рюкзаке вы будете носить все личное и часть группового снаряжения на протяжении похода выходного дня. Объём: Идеальный объем - 70 литров для мужчин, 50 литров для женщин. Все ваши вещи должны умещаться внутри рюкзака. Навешивая что-либо снаружи, вы рискуете это потерять или порвать о кусты.

Важные характеристики:

Вместительность, наличие непромокаемой накидки, легкий вес.

Накидка на рюкзак

Назначение:

Накидка на рюкзак применяется для защиты рюкзака от дождя и снега. У вас на рюкзаке написано, что он не промокает? Не верьте. Накидка нужна обязательно. Если в ночь перед походом вы обнаружили, что накидки нет, можно попробовать обойтись большими полиэтиленовыми пакетами (120 литров), но будьте готовы что они будут рваться.

Важные характеристики:

Непромокаемость, прочность, отсутствие дыр, легкий вес. Пенка (туристический коврик, коврик пенополиуретановый, каремат)

Назначение:

Пенка подкладывается под спальный мешок и служит прокладкой между дном палатки и вашим спальным мешком. Коврик, к тому же, смягчает неровности под дном палатки. Оптимальный вариант - традиционный ижевский коврик. Ижевские коврики недорогие, но надежные. Они прослужат долгие годы и пригодятся не только в походах, но и на пляже, в спортзале и на пикниках. Бывают разной толщины (8-12-16 мм). Для обычных походов достаточно минимального. Для Эльбруса и зимы - потолще. Самонадувающиеся коврики требую слишком бережного обращения. Не стоит покупать в гипермаркетах быстро рвущиеся пенки. Можно брать чехол для пенки. На сегодняшний день на рынке есть три основных типа пенок приличного качества: двух-трехслойные ижевские коврики (самые недорогие, отличного качества, легкий вес), XLPE пенки (по фактуре похожи на коробки из-под куриных яиц: малый вес, рифленые, рассчитаны на очень низкие температуры, не дешевые), самонадувающиеся коврики (если выбрали самонадувающийся коврик, не берите самый дешевый, велик шанс, что он вас подведет. Дорогие варианты - очень комфортны для применения и почти не уступают в весе). Коврики с фольгированной поверхностью очень легки, но быстро рвутся, не дают необходимого комфорта. Надувные коврики - попросту матрасы: очень тяжелые, не подходят для отрицательных температур, могут проколоться. Однослойные тонкие пенки купленные в сетевых гипермаркетах (Лента, Окей, Декатлон, Спортмастер) как правило не пригодны для длительного использованию.

Важные характеристики:

Теплоизоляция, смягчение неровностей поверхности, легкий вес.

Спальник весенне-осенний (температура комфорта -5* С)

Назначение:

Спальный мешок применяется в качестве одеяла в походе. Такой спальник весит около полутора килограммов. Производитель и тип спальника (одеяло или мумия) принципиально не важны. Не стоит покупать спальники в гипермаркетах.

Важные характеристики:

Легкий вес, прочность, необходимая температура комфорта. Температура комфорта: -5*С Нижнее бельё

Назначение:

Желательно хлопок. 3 комплекта на маршрут вполне достаточно. Можно будет стирать по пути.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Штаны верхние ходовые (не продуваемые и непромокаемые)

Назначение:

Защищают от ветра и влаги.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Штаны теплые для вечера (флисовые или полартек)

Назначение:

Для использования прохладным или холодным вечером. Хороший вариант – штаны из флиса или материала Polartec, но подойдут и плотные спортивные штаны.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, теплота. Шорты

Назначение:

Для передвижения в жаркую погоду, Достаточно одних шорт.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Носки или термоноски

Назначение:

Достаточно трёх пар носков. Хороший вариант термоноски соответствующей температуры. Для лета носки отводящие влагу. Технологии: coolmax, серебряная нить.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, отвод влаги от ноги.

Футболка

Назначение:

Обыкновенная футболка, лучше спортивная (синтетика). Не берите больше двух штук. Лучше взять ещё одну рубашку с длинным рукавом и термофутболку.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Рубашка с длинным рукавом

Назначение:

Следует одевать в жаркую погоду, чтобы не обгорели руки и плечи. На обгоревших плечах нести увесистый рюкзак не очень приятно.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, длинные рукава. Теплая флисовая кофта с горловиной (плотный шерстяной свитер)

Назначение:

Второй слой одежды после термобелья для холодной погоды. Варианты: теплый шерстяной свитер, флисовый джемпер из материала Polartec или подобного.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, максимальная теплота, отвод влаги.

Куртка непродуваемая и непромокаемая (штормовка/горнолыжная)

Назначение:

Третий слой одежды после термобелья и свитера. Используется для защиты от ветра и дождя. Варианты: Штормовка, горнолыжная куртка, куртки «Wind Stopper».

Важные характеристики:

Лёгкий вес, непромокаемость, непродуваемость. Шапочка лёгкая

Назначение:

Нужна для сна или посиделок у костра прохладной ночью.

Важные характеристики:

Лёгкий вес. Головной убор (панамка, бандана, кепка, шляпа)

Назначение:

Нужна для защиты от солнца и предотвращения солнечного удара.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, светлая расцветка, защита от у/ф. Накидка от дождя с капюшоном

Назначение:

Защищает вас от дождя. Бывает четырёх видов: костюм (куртка + штаны), плащ (на себя), пончо (на себя и на рюкзак), полиэтиленовая «одноразовая» накидка. Не рекомендуются полиэтиленовые накидки от дождя, они очень быстро рвутся о кусты и при носке рюкзака.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, абсолютная непромокаемость, непродуваемость. Паспорт

Назначение:

Документ, удостоверяющий личность. Важно, чтобы паспорт не был просрочен и номер паспорта совпадал с тем, на который были куплены билеты на поезд/самолет или оформлены документы в погранзону. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Должен быть не забытым, не просроченным, номер паспорта должен совпадать с номером документа в билете/пропуске в погранзону. Треккинговые ботинки

Назначение:

Удобные ботинки для ходьбы на маршруте. Любые ботинки должны быть разношены и не должны натирать ногу.

Важные характеристики:

Удобство, рифлёная подошва, соответствие погоде, разношенность. Сменные треккинговые ботинки

Назначение:

Нужны для вечера, чтобы ноги отдохнули от ходовых ботинок и на случай промокания основных ботинок. Варианты: кроссовки, кеды, сандалии, треккинговые ботинки. Любые ботинки должны быть разношены и не должны натирать ногу.

Важные характеристики:

Удобство, соответствие погоде, разношенность. Деньги

Назначение:

Для покупки сувениров и для дополнительных трат на маршруте. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Количество:) Подпопник (пендаль, хоба, пенозад, сидушка туристическая)

Назначение:

Помогает изолировать «пятую точку» от холодной земли или камня. Можно изготовить самостоятельно из куска толстой пенки и широкой резинки.

Важные характеристики:

Теплоизоляция, лёгкий вес. Фонарик налобный светодиодный

Назначение:

Для освещения в темное время суток. Варианты: фонарик налобный, фонарик ручной. Предпочтительнее налобный фонарик так как не занимает руки. Для восхождения на Эльбрус налобный фонарь – обязательно. Обязательно: сменный комплект батареек.

Важные характеристики:

Удобство крепления к голове, яркость, сменные батарейки. Набор посуды (КЛМН)

Назначение:

Кружка, ложка, миска, нож. Лёгкие, прочные, вместительные. В походах НЕ нужны керамические кружки, чугунные тарелки, плоские блюдца, одноразовая посуда, вилки. Всё это можно сложить в мешочек ("жорик") для удобства.

Важные характеристики:

Минимальный вес, прочность, вместительность. Туалетная бумага

Назначение:

Казалось бы, что может быть проще туалетной бумаги! Некоторые решат вообще не брать её с собой, другие же возьмут 5 рулонов, невольно переписывая себя на звание "великого засранца". Так или иначе при решении брать или нет нужно учесть, что туалетная бумага может быть применена не только по прямому назначению. Ею можно: мыть посуду, сморкаться как в носовой платок, обматываться изображая мумию. Не менее одного рулона. Хранить ТБ нужно непромокаемом мешке - намокнув она высохнет только если её полностью размотать. Индивидуальная аптечка

Назначение:

В этой аптечке должны быть специфические и "любимые" лекарства от индивидуальных хронических заболеваний и дополнительно лейкопластыри и бинты. Также можно взять эластичный бинт и маникюрные ножницы/кусачки. Основная аптека, которая обязательно будет в групповом снаряжении, содержит все необходимое для стандартного набора заболеваний.

Важные характеристики:

Минимальный вес и объем. Солнцезащитный крем и гигиеническая помада

Назначение:

Защищают от ультрафиолета, ожогов, обветривания губ.

Важные характеристики:

Чем выше в горах вы находитесь, тем выше должна быть степень защиты от солнца, на восхождениях не ниже 50 Предметы личной гигиены

Назначение:

Зубная щетка и паста, шампунь, крем от солнца, гигиеническая помада, влажные салфетки. Гигиена – это важно, а от косметики нужно смело отказаться.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Полиэтиленовые или другие непромокаемые мешки

Назначение:

Полиэтиленовые мешки и мешочки применяются для герметизации документов и билетов и фасовки вещей в рюкзаке. Большие мешки (120 литров) могут использоваться в качестве накидки на рюкзак.

Важные характеристики:

Герметичность, прочность, максимально легкий вес.

Одежда для сна

Назначение:

Одежда, к которой вы будете спать. Эти вещи во время ходьбы неприкасаемые. Они должны быть упакованы в непромокаемые мешки и нужны для того, чтобы тело отдохнуло от ходовой одежды и чтобы вы чувствовали себя комфортно в недостаточно теплом спальнике. Хороший вариант – термобельё и шапочка.

Важные характеристики:

Подходящая температура комфорта, относительная чистота на протяжении маршрута, лёгкий вес.

Плавательный костюм (купальник, плавки)

Назначение:

Не обязательно. Купаться можно и в нижнем белье.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Термоноски теплые

Назначение:

Важные характеристики:

Лёгкий вес, влагоотводящие свойства, максимальная температура комфорта.

Шерстяные носки

Назначение:

Применяются как холодной ночью, так и на маршруте для предотвращения мозолей. Достаточно одной пары.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Фонарики (гамаши, бахилы)

Назначение:

Предотвращают попадание снега, дождя и мелких камушков в ботинок. Можно смастерить самостоятельно. Рекомендуется тем, у кого не очень высокие ботинки.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Перчатки рабочие

Назначение:

Для работы у костра и собирания дров. Подойдут обыкновенные перчатки для работы в саду.

Важные характеристики:

Лёгкий вес.

Шлёпки (сандалии)

Назначение:

Нужны для езды в поезде, купания, отдыха ног на днёвках и по вечерам. Варианты: шлёпки, сандалии.

Важные характеристики:

Удобство, непромокаемость

Страховка

Назначение:

Страхование жизни от несчастного случая. Все документы должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Должна быть не забыта.

Термос (0,5л.-1л.)

Назначение:

Используется для восхождений на Эльбрус и в зимних походах для хранения горячего чая.

Важные характеристики:

Максимальная длительность сохранения тепла, лёгкий вес.

Часы наручные

Назначение:

Для синхронизации действий на маршруте. Не обязательно для всех участников. Не стоит брать тяжелые или хрупкие часы.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, водонепроницаемость, ударостойкость.

Фотоаппарат

Назначение:

Для съемок видов. Не нужно для всех участников. Не забыть сменные аккумуляторы или батарейки. В условиях холода аккумуляторы садятся в разы быстрее. Подзаряжать технику в походе будет негде. Поэтому либо экономьте аккумуляторы, либо берите запасные. Фотоштативами пользоваться будет некогда, поэтому брать их не надо.

Важные характеристики:

Лёгкий вес, наличие сменных аккумуляторов или батареек.

Пластиковая бутылка

Назначение:

Используется для переноски воды на маршруте. Варианты: бутылка, лёгкая фляжка.

Важные характеристики:

Минимальный вес.

Лёгкое полотенце

Назначение:

Можно обойтись футболкой. Хороший вариант – легкое полотенце из микрофибры.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, высокая влагопоглощаемость.

Спички

Назначение : Для разжигания костра или горелок. Должны быть в герметичной упаковке.

Важные характеристики:

Герметичная упаковка, лёгкий вес.

Нитки и иголка

Назначение : Для ремонта рюкзака и одежды. Достаточно одной катушки

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес, прочность.

Телефон

Назначение:

На некоторых участках маршрута будет телефонная связь. В герметичном мешке.

Важные характеристики:

Максимально лёгкий вес.

Палатка

Если у вас есть своя палатка, вы можете взять её. Всем, у кого палатки нет, Турклуб предоставит бесплатно место в 4-х местной палатке. Если у вас своя палатка, по вашему желанию мы можем подселить кого то в вашу палатку или вы можете жить там один.

Важные характеристики:

водонепроницаемость тента минимум 4000 мм столба воды, водонепроницаемость дна минимум 6000 мм столба воды. Желательно алюминиевые дуги, а не фибергласс.

  • Регион: Северный Кавказ
  • Продолжительность: 9 дней
  • Сложность:
  • 116 км.
  • 2750 м. перевал Цындышхо
  • Место отправления: жд станция Невинномысская в 9 утра
  • Место прибытия: Адлер, Сочи (жд, авто вокзалы. аэропорт) около 6 ти вечера
  • Нитка маршрута: Невинномысск - аул Архыз - перевал Пхия (2176 м) - река Большая Лаба - река Дамхурц - река Большая Аджара - перевал Квата (2119 м) - озеро Инпси - перевал Цындышхо (2750м) - озеро Кардывач - река Мзымта - Красная Поляна - Сочи (Адлер)

Этот маршрут предназначен для подготовленных туристов. В походе мы пройдем через перевалы Западного Кавказа, по следам медведей зайдем в Биосферный Заповедник, искупаемся в красивейших горных озерах и спустимся в город Красная Поляна, откуда недалеко до теплого моря. На этот маршрут необходимо получать специальное разрешение в пограничной зоне, так что подавать заявки и документы необходимо заранее.

План маршрута:

1 день

Верхний Архыз - река Речепста.

В первый день нашего похода, после оформления документов в Черкесске и переехав в аул Архыз, поднимемся вверх по течению одноименной реки и в красивом ущелье,окруженном хребтами Абишира-Ахуба и Габулу,возле реки Речепста, остановимся на ночлег.

Расстояние 2 км.

2 день

Река Речепста - перевал Пхия - река Большая Лаба.

Поход продолжается на запад, на перевал Пхия (2176 м), с которого открываются великолепные виды на Главный Кавказский Хребет и на долины рек Пхия и Большая Лаба. Здесь, если вести себя тихо, можно увидеть диких зверей: тура, осторожного оленя, хитрую лисицу и косолапого медведя. На ночлег остановимся на правом берегу обширной Большой Лабы, под кронами пихтового леса.

Расстояние 18 км.

3 день

Река Большая Лаба - поселок Пхия - кордон Карапырь - река Дамхурц.

Все ниже спускаясь по долине реки Большая Лаба, мы оказываемся поселке лесорубов Пхия, где можно пополнить запасы свежим хлебом. Рядом - река Пхия впадает в Большую Лабу, которая течет с Главного Кавказского Хребта и промыла себе громадную долину среди хребтов Макера, Мамхурц и Загедан, возвышающихся на 2700-3200 м над уровнем моря.

Во второй половине дня, оформив пропуск в Кавказский Государственный Биосферный заповедник, отправляемся вверх по течению реки Дамхурц - одного из левых притоков Большой Лабы. Здесь, на берегу Дамхурца и остаемся на ночлег.

Расстояние 18 км.

4 день

Река Дамхурц - река Большая Аджара - перевал Квата - река Цахвоа.

Все выше поднимаемся и переходим в долину реки Большая Аджара, которая приведет нас к подножию горы Шепси, на перевал Квата (2119 м). С перевала открывается вид на северные отроги Главного Кавказского хребта, через которые нам еще предстоит пройти, чтобы добраться до моря. А сейчас спускаемся к верховьям реки Цахвоа и обустраиваем лагерь на следующую ночь.

Расстояние 16 км.

5 день

Река Цахвоа - озеро Инпси - перевальная котловина.

Дальше наш поход продолжается к озеру Инпси, возле которого сделаем перекус и обеденный отдых. Желающие могут искупаться в озере, но вода в нем не теплее 10 градусов. На ночевку уйдем в ущелье, под перевал Цындышхо.

Растояние 8 км.

6 день

Перевал Цындышхо (2750 м) - озеро Кардывач.

Сегодня нам предстоит преодолеть самый сложный и самый высокий (2750) перевал за поход - перевал Цындышхо. Но красоты отсюда открываются неописуемые! На подходах к перевалу - прозрачный водоем, наполняющийся из тающего прямо на глазах ледника, подпирающего Главный Кавказский хребет. Чуть правее, в ближайшем отроге, наш перевал, за которым теплая долина реки Мзымта. В верховья этой реки мы будем спускаться и остановимся на ночлег на берегу сказочного озера.

Расстояние 10 км.

7 и 8 дни

Озеро Кардывач - урочище Энгельмановская Поляна - слияние рек Пслух и Мзымта.

В седьмой и восьмой день нашего похода путь продолжится по правому берегу реки Мзымта, то удаляясь от нее, то приближаясь. Справа - возвышается хребет Аишха, слева - хребет Ацетука - граница Российской Федерации и Абхазии.

Расстояние 34 км.

9 день

Река Мзымта - город Красная Поляна.

Остается 2,5 часа ходу до города Красная Поляна, откуда на рейсовом автобусе можно уехать в Адлер и Сочи. Там - аэропорт и ж.д.вокзалы,а главное - теплое Черное море! Обратные билеты берите часов на 6 вечера.

Расстояние 10 км.

Карта маршрута "Архыз - Красная поляна"

В стоимость похода входит:

  • Услуги инструктора-проводника
  • 3-х разовое питание на маршруте
  • Оформление пропуска в МЧС России
  • Котлы, газ, горелки, костровое оборудование
  • Групповая медицинская аптечка (у проводника)
  • Регистрация в пограничной зоне
  • Лесниковые сборы, стоянки

В стоимость похода не входит:

  • Прокат личного снаряжения
  • Медицинская страховка
  • Проезд из Невинномысска в Архыз и от Красной Поляны в Сочи в конце маршрута (до 2000 РУБ)
  • Посещение заповедника около 1500 РУБ

Ориентировочная цена тура: 250 USD тур + 3500 РУБ доп. расходы + билеты на поезд

полезная информация

Это настоящий горный поход. Еду, снаряжение и личные вещи мы несем в рюкзаках на спине. Ночуем в палатках, готовим на горелке.

Инструктор имеет право изменить маршрут в зависимости от погоды, состояния группы и прочих факторов.

Оплата наличными в начале похода проводнику, в случае схода сумма не пересчитывается и не возвращается.

Группы обычно от 10ти до 15 ти участников.

На этот поход требуется специальное разрешение в пограничную зону, поэтому за 70 дней до похода нам нужны копии паспортов иностранцев и за 25 дней до похода - копии паспортов россиян для оформления погранпропуска.

Благоустройство лагеря (установка палаток, приготовлениe пищи) производится всеми участниками похода. Вместе работать приятнее и веселее:).

. Спортивный поход 1 к.с. Для начинающих и опытных горовосходителей.

Архыз – это один из живописнейших уголков Западного Кавказа – край нетронутой природы с её буйством красок и неукротимой фантазией.

Красная поляна - поселок пчеловодов, лесников и егерей, активно развивающийся горный курорт, расположенный в 50 километрах от г. Сочи на склонах главного Кавказского хребта на высоте 600 метров над уровнем моря.

Вид туризма: треккинг для начинающих и опытных туристов, обучение 1к.с

Регион: Западный Кавказ - Архыз

Продолжительность тура; 11 дней

Протяженность пешей части: км 100

Численность группы: 6-12 человек

Руководитель: 1 инструктор-проводник.

Возраст: с 18 лет, с 14 лет в сопровождении взрослых

Даты заездов и стоимость на 1 человека
месяц начало тура окончание тура стоимость

Август
04.08.2019 14.08.2019

26 500 руб.

18.08.2019 28.08.2019
Сентябрь 01.09.2019 11.09.2019
15.09.2019 25.09.2019

Программа тура

1 день
Заезд в гостиницу "Евро Отель" города Ставрополя. Знакомство с гидом.

Экскурсия по историческому центру города.


2 день
Завтрак. Отъезд в посёлок Архыз. Трансфер Архыз - Речепста . Практика по устройству биваков в горах.

Ужин. Ночевка в палатках. Первый костёр.

Знакомство с соседями по палатке.

3 день

Ранний подъем. Умывание в горной реке. Отработка команды "под рюкзак".

Подход под пер. Речепста-Пхия. 9 км.

4 день

Перевал Речепста-Пхия. Траверс Загеданского хребта. Коллекция озер.

Ночь у самых звезд! 9 км.

5 день

Ранний подъем. День начинается с подъема на перевал Загедан (2765 м.) 1 Б.

Спуск по долине реки Загеданка до поселка Дамхурц . Формальности с заповедником и пограничниками.

Вечер весёлых рассказов! 15 км.

6 день

Долина реки Дамхурц (16 км) . Подход под перевал Квата . Изредка попадаются медведи и пограничники.

Вечер страшных рассказов.

7 день

Ранний подъем. Напряженный день. Перевал Квата (2350 м) н/к, озеро Дамхор (10 км).

Костер на берегу. Лунная дорожка!

8 день

Берем последний перевал Цындышко (2745 м) 1А.

Восхищаемся панорамой Главного Кавказского хребта (во избежание истерики не забудьте взять с собой имеющуюся у Вас фото- и видеотехнику).

Спускаемся к знаменитому озеру Кардывач (10 км). Ночевка.

9 день

Долина реки Мзымта. Энгельмановы поляны. Напряжённая спортивная работа.

Восхищаемся собой и окружающим миром.

Последняя ночевка в палатках. (15 км).

10 день

Посёлок Красная поляна . (25 км)

Размещаемся в гостинице "Беларусь". Бассейн!

Праздничный ужин. Жареная форель!! Каштановый мед!!!

11 день

Город Адлер. Море. Обещания. Планы на будущие походы. Адреса. Крупные слезы.

Крепкие мужские рукопожатия. До новых встреч!

Основная информация по туру:

Обязательное личное снаряжение и одежда для тура в горы!!!

Теплая куртка. Непромокаемые ветрозащитные куртка и брюки, спортивный костюм. Горные ботинки, кроссовки, бахилы. Перчатки теплые, лыжная шапочка, кепка. Рюкзак 80-100 литров, спальник, пенополиуретановые коврик и "сидушка". Накидка от дождя для себя и для рюкзака. Солнцезащитные очки и крем. Фонарь налобный (батарейки запасные). Свеча. Кружка, ложка, миска, нож (КЛМН). Термос или фляга для воды. Индивидуальная аптечка.

Общественное снаряжение

Палатки, основные веревки, средства связи, газовые баллоны, горелки, мед.аптечка, посуда для приготовления пищи, и т.д. предоставляет принимающая сторона.
В стоимость включено;

Проживание в гостинице «Евро Отель », г. Ставрополь и в комплексе отдыха «Беларусь», Красная Поляна, в номере с удобствами,

трёхразовое питание на маршруте;

прокат группового снаряжения;

трансфер: Ставрополь–Архыз–долина реки Речепста,

пребывание в заповеднике и пограничной зоне;

сауна; услуги гида;

страховка от несчастного случая.

Дополнительные услуги

Трансфер: аэропорт (ж/д. вокзал) – гостиница; внутримаршрутные переезды и вьючные животные; подъем на канатно-кресельных и маятниковых дорогах, прокат личного снаряжения; носильщик, охрана, повар, видеосъемка; организация отдыха на Чёрном море; прочее, на ваше усмотрение, по предварительной договоренности.
В стоимость путевки не входит

Дополнительные экскурсии,

трансферы вне программы, трансфер Красная поляна - Адлер,

экологические сборы и т.д

Как добраться к началу маршрута

Начало тура в гостинице «Евро Отель » (расположена в центре города) – г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 1.

Самолётом – через аэропорты Ставрополь и Минеральные Воды.

По железной дороге – до станций Ставрополь или Невинномысск.

Рейсовым автобусом Москва – Ставрополь. Время в пути около 22 часов.

Фотографии и рассказ о походе по горам Кавказа в июле 2007 года.

Горы, горы, как же они величественны. И даже когда я пишу эти строки, где то там, как бы в другом мире, стоят эти огромные великаны. Многие поколения туристов побывали там, столетиями люди жили у их подножия, а они всё такие же огромные и величественные, они просто есть.

В горах понимаешь, что ты всего лишь человек, и не представляешь из себя ничего особенного. Со всеми своими великими заботами, планами, претензиями, работами и проблемами. Всё это постепенно уходит на второй план, и тогда, начинаешь видеть и ценить окружающий мир. Преодоление себя, походные трудности и физические нагрузки, всё это помогает отбросить наносные пласты своей личности, стать чище и светлее, увидеть что то новое. Каждый мой поход в горы что то на всегда менял во мне. Я всегда знал, что из похода я вернусь другим. Так и было.

Летом 2007 года у меня как обычно появилась замечательная идея. А не сходить ли мне куда-нибудь в горы, да и сводить кого-нибудь туда за одно. Не одному же идти в конце концов. Такое тоже бывало, но одиночные походы мне тогда уже перестали нравиться. В них есть своя прелесть, но слишком тяжело.

После долгих обсуждений с друзьями решили идти на Кавказ. Почему именно он? Красиво потому что. И доступно. К этому времени Кавказ уже давно перестал быть опасным регионом. А молодые (геологически) Кавказские горы производят какое то удивительное впечатление, ни на что другое не похожее. Что то есть в них такое, резвое и неудержимое. Каждые горы вообще производят разное впечатление. Наверно это субъективно. Но Алтай например такой мягкий, медленный, а Кавказ резвый, молодой и быстрый, немного безбашенный. Так и местные люди отличаются.

1. Архыз, перевал Феодосеева

Подготовка маршрута не заняла много времени. Изучение многочисленных описаний маршрутов в туристических библиотеках, которых сейчас достаточно в сети, изучение карт, поиск местных перевозчиков, оформление пропусков в погранзону. Наш маршрут проходил по пограничной территории, поэтому это было обязательно.

Я не люблю водить группы по тем местам где я ходил много раз, это не так интересно. Поэтому я проложил маршрут по новым для себя хребтам и перевалам. Спланировали раскладку, закупили продукты, распределили кто чего тащит из вещей, купили ЖД билеты до станции Невинномысск, и вот поезд уже мчит нас к новым приключениям. А собралась нас достаточно большая компания, 10 человек. Мои друзья по родному турклубу.

Ещё один участник влился в наши ряды неожиданно. Это был пёс, его так и стали называть - пес. Самая обычная собака из Архыза. Он увязался за нами в начале маршрута ещё на окраине посёлка. Так и ущёл в горы с нами, наверно жизнь его в Архызе была трудна, а может он предпочитает с туристами периодически ходить в горы. Так он и шёл весь поход. Пришлось его кормить из нашей раскладки. Зато он иногда показывал дорогу и охранял наши палатки ночью. Тропинки на склонах часто теряются, а пёс всегда находил нужную тропинку. Он забегал вперёд, и ждал пока мы подойдём ближе.

Из отчёта 2007 года:
Приехали мы днём на поезде Питер – Владикавказ, в Невинномысск. Это небольшой спокойный городок, со злобными и жадными ментами, даа лучше с ними лишний раз не встречаться. У вокзала погрузились в заказанную газель и поехали в сторону Архыза. Закупили по пути недостающих продуктов и бензина для горелок, встретили какую-то странную свадебную процессию, в результате чего в группе были напоены водкой даже не пьющие:)) Это была действительно странная процессия:)) В платье был мужик, в костюме никого не было, но был ещё один как-то странно одетый мужик, а ещё у них был алкогольный доктор в белом халате и с бесконечным запасом водки. Вот именно этот нихороший человек и был самой страшной угрозой для похода. Но через несколько часов мы всё же добрались до Архыза.

В Архызе сейчас расположено огромное количество турбаз, погранзастава, и некоторое количество собственно домиков местных жителей этого посёлка. Ещё там есть пилорама, где делают доски из леса из заповедников. Больше там ничего интересного нет, вроде где-то там есть скважина с минеральной водой Архыз, но она нас не сильно интересовала. А ещё там есть единственный МЧСник на всю округу - Тохтар, у него нужно подписывать походные документы и звонить ему в случае ЧП. Но связь там крайне ограничена а возможности Тохтара ещё более ограничены, в крайнем случае он может сам пешком в горы отправиться, обычно у него даже бензина для козла нет. Лучше там обходиться без помощи спасателей.

Пограничный блокпост в нескольких километрах выше Архыза сняли, теперь к Софии можно спокойно пройти без пропусков. Нам в этот раз туда не нужно, мы свернули на дорогу уходящую вдоль долины реки Архыз в направлении перевала Пхия. Но вскоре, дойдя до Лунной Поляны повернули направо, дальше наш путь лежал на хребет Абишира-Ахуба через перевал Феодосеева. От Лунной Поляны, кстати, ничего не осталось, только развалины и фундамент каких то построек, на огромной поляне поросшей редкими огромными соснами. По поляне сбегает несколькими рукавами ручеек с перевала Феодосеева, много места где удобно поставить палатку.

Сейчас помню, что было не привычно жарко (все мы были из Санкт-Петербурга). За нами увязался странный худущий пес. В первый день шли мы по пыльной дороге по которой периодически проезжали лесовозы с огромными стволами вековых деревьев. С одной стороны понятно, что для местных это единственный заработок, но как то это сильно резало глаза.

Несколько часов пути до Лунной Поляны (там в советские времена была турбаза) прошли быстро, мы свернули на тропку забирающуюся на огромный зелёный склон, поросший редкими соснами. И тут полил ливень. В горах это часто бывает. Только светило солнце, и вот через пол-часа льёт как из ведра.

Поставили палатки среди сосен, между двух ручейков. Приготовили ужин на горелках и легли спать. После двух суток в поезде хотелось нормально выспаться.

А на утро всё затянуло туманом. Было впечатление что вода везде, сверху, снизу, слева, справа, всё было мокрым. Везде висели капельки воды, а в них искрилось утреннее солнце. Утром мы поняли, мы в горах.

Из отчёта 2007г:
Перевал Феодосеева не сложный перевал 1А 2880м, но это было наше первое препятствие, а набор высот от лунной поляны составлял более километра, для нашей не особо подготовленной группы - это было не просто. Даже пришлось пообедать перед перевальным взлётом, в общей сложности мы поднимались почти целый день, после зимы все были не в форме.

С перевала открылся потрясающий вид во все стороны, хребет Абишира-Ахуба имеет ровный травянистый склон на юг и скальный изрезанный отрогами на север. В нем образовалось много цирков пересечённых моренными грядами и снежниками между которых прячутся горные озёра. На юг открылись виды ГКХ, Софийского хребта и хребта Аркасара. На север с перевала виднелось 2 горных озера зажатых между двумя северными отрогами Абишира-Ахуба, на 300м ниже перевала. Мы спустились к ним только к закату.

Поставили палатки около озера, метров 20 выше уровня воды, на ровной площадке среди камней, около ручья. Мы не особо торопились, поэтому решили тут немного погулять по окрестностям.

Помню что ползли вверх с тяжелыми рюкзаками очень долго. Спортивных целей у нас не было, но и простым наш маршрут не был. В основном все участники шли хорошо провести время в хорошей компании в красивых местах.

По мере подъёма на перевал открывались всё новые и новые виды. Огромные массивы Главного Кавказского Хребта стояли перед нами, внизу петляла полоска реки Архыз.

Утром воздух в горах был прозрачным и мокрым, а к вечеру горы стало затягивать дымкой и дальние вершины начали сливаться с горизонтом.

На перевале нас застал закат, окрасивший все хребты в красно-желтые тона. Горы стали ещё прекраснее, и мы конечно задержались там на целый час, что бы запечатлеть такое величие. Кто то в памяти, кто то при помощи фотоаппарата.

К озеру спустились уже в сумерках, разбили лагерь на скале метров на 10 выше.

2. п. Агур, п. Мыгвал, оз Кафяр, п. Речепста

Вода в горных озёрах непередаваемо синяя. Особенно сильное впечатление производит плавание в таком озере с открытыми глазами под водой. Какие же там цвета...

Просыпались мы обычно рано. Каждый рассвет в горах уникален, сколько бы я не наблюдал за этим грандиозным пробуждением, когда каждую минуту всё вокруг меняется, не встречал повторений.

Из дневника 2007 года:
Осмотрев утром окрестности и хорошенько искупавшись мы пошли дальше, поднялись на перевал Агур. Это не сложный перевальчик в отроге уходящем на север от хребта Абишира-Ахуба. Его проще всего было бы взять траверсом от Феодосеева, но пропустить красивейшие виды цирка под Феодосеевым мне совсем не хотелось. Этот отрог, в котором находится перевал Агур, образует Турье Плато, красивое скальное плато с обрывами со всех сторон. На него мы не залезли, но подошли к нему по хребту посмотреть.

Между Агуром и Мыгвалом, следующим нашим перевалом, расположилась большая терраса забитая снежниками и моренами, в ней расположились 3 горных озерца. Наиболее красивое в северной стороне, с островком посередине, одно прямо под перевалом Мыгвал и ещё одно рядом с самым большим.

Из дневника 2007 года:
Мыгвал со стороны Агура не представляет никакой сложности, даже набора высоты делать почти не приходится, зато спуск с него менее приятный, по обсыпному склону сначала, и потом по снежникам вдоль озера. Местами нужно быть осторожным, что бы не уронить друг на друга камни и не упасть в озеро, которое прямо под снежным обрывом.

На спуске нас застала непогода, резко всё затянуло тучами и пошёл ливень. Кстати, соответствие карт и местности оставляет желать лучшего. Даже на генштабовских 500 метровках, которые я взял с с собой далеко не все озёра были указаны, так же наблюдались серьезные расхождения по высотам перевалов и озёр.

После спуска к первому озеру в цирке на запад от Мыгвала, у которого мы встретили единственную за всё время прохождения Абишира-Ахуба туристическую группу, мы спустились на следующую ступеньку, где на террасе располагались ещё штук 5 озёр. Из самого большого и западного из них слив происходит в огромную карстовую воронку, в пещеру. Эта воронка забита снегом и только с одной стороны виден слив и начало пещеры, которая выходит метрах в 200 ниже около озера Кяфар.

Из дневника 2007 года:
Все хребты вокруг были затянуты тучами, только горные ручейки прорезали склоны и падали как бы с неба. Мы спустились ещё на ступеньку ниже к озеру Кяфар, куда впадают все ручейки образовав достаточно мощную реку на выходе.

Кяфар расположено достаточно низко, но ещё выше зоны леса, которая обычно заканчивается на высоте чуть более 2000 м. На берегу этого очень большого горного озера большие просторные травянистые поляны, на которых можно удобно поставить много палаток. Вокруг поросшие травой склоны, падающие многочисленными водопадами ручейки.

Это был не сложный день. На спуске с перевала Агур был первый существенный снежник, то есть на спуске шли по плотному слежавшемуся снегу, крутизной градусов 30. Мы туристы, народ привычный, у нас горные сапоги лыжные палки, а вот наш пес явно по снежникам ходить не любил. Съезжал растопырив все четыре лапы, всем видом показывая своё недовольство.

Спуск с Мыгвала оказался ещё круче. Часть пути проходила по снегу над озером, где в случае падения, можно было улететь в ледяную воду. Наш пес и тут справился, но похоже он уже был не очень рад что пошёл с нами.

Лагерь разбили на берегу озера Кяфар. Вечером на нас опустились тучи, а на рассвете воздух вокруг стал кристально чистым. Восходящее солнце подкрашивало горные хребты. Начинался ещё один прекрасный день.

Из дневника 2007 года:
На следующий день мы спустились по реке Кяфар ниже, перешли её в брод, и немного траверсируя склон вышли к ручью вытекающему из нижнего озера под вершиной Речепста. Траверсом там ходить неудобно из-за зарослей рододендрона, там идёт набитая тропка от озера Рыбного. Пообедав на нижнем озере под Речепстой, которое расположено в нижнем цирке, мы поднялись на верхнюю террасу под перевалом Речепста, где расположены ещё 2 озерца. Одно большое, с прозрачнейшей голубо-синей водой среди скал и снегов верхнего цирка и маленькое, менее проточное и более тёплое, на севере террасы. Вода там градусов 8.

Уже вечерело и красивейший верхний скальный цирк был освещён вечерним мягким светом, время ещё было и мы решили сходить на вершину г. Речепста 3214м. Между нашим лагерем на верхнем озере и вершиной было метров 400 набора высот, у нас оставалось 1.5 часа до захода солнца, мы побежали налегке...

Перевал Речепста представляет из себя пологую широченную площадку, от южного края которой начинается травянистый склон и слабая тропинка срезающая склон направо, до реки Архыз.

Мы пошли по этому хребту в направлении вершины Речепста. Постепенно широченный хребет превратился в острый скальный гребень, местами менее метра шириной, с обрывом на север и обсыпным склоном на юг. Не все решились по нему идти до конца, но большая часть группы как раз к закату забралась на вершину.

Мы оказались выше всех ближайших хребтов, мы были над горами на макушки которых ещё светило солнышко. Незабываемый вид. Один из красивейших закатов в моей жизни!


3. Речепста, Пхия, Кердывач, Красная Поляна

Редко когда в горах можно наблюдать закат с высокой вершины. Темнеет в горах быстро, а в темноте ходить там не стоит. В тот раз мы решили пойти посмотреть закат, именно за этим мы шли. И это был один из самых прекрасных закатов. Мы были выше всех. Даже солнце было ниже. Какие же там были краски, как быстро всё менялось. Я сделал несколько сотен кадров за 5 минут на вершине, тем временем солнце неумолимо исчезало за горизонтом и становилось темно.
Вниз бежали быстро, успели за 45 минут, в лагерь пришли по темноте.

На рассвете я опять поднялся на перевал. Лагерь был достаточно близко и сделать это было легко.
Утренний воздух был как всегда кристально чист прохладен и влажен. С высоты 3000 метров открывались виды на самые далёкие хребты и отроги. Я поднялся немного выше, и из-за хребта показался огромный купол Эльбруса. Он был очень далеко от нас, и вечером мы его не видели, да и вообще обычно его от туда не видно. А сейчас он величественно возвышался над всеми видимыми хребтами. А ещё орлы, их там было очень много, они парили, но мы были выше, они парили под нами.

Из дневника 2007 года
C перевала Речепста, спустились к р. Архыз подгоняемые тучами, срезали траверсом отроги хребта Дукка и вышли на перевал Пхия. Это совсем низкий перевал в зоне леса, этого я немножко не учёл при планировании маршрута. С водой там были очень серьёзные проблемы. Дело в том, что на хребте Дукка пасётся огромное количество коров, их там десятки тысяч, больше чем деревьев в лесу, я даже не могу представить, как можно столько коров доить, там нет столько людей. У меня сложилось впечатление, что они там в горах живут совершенно дикой жизнью сами по себе. Но они там всё истоптали и всё обгадили, чистой воды там было не найти, за ней пришлось сходить несколько километров в сторону Пхии, да и то она доверия не вызывала.

На утро мы с большим оптимизмом вышли на тропу в сторону магазина в посёлке Пхия. Все погранзаставы, кстати, от туда убрали, в Пхии стоит часть, новая, но там ни кто не проверяет документы. Тропа эта срезает огромное количество маленьких отрожков Загеданского хребта, это нижняя тропа, там смело можно расстояние измеренное по карте умножать на 2. Она заросшая огромной травой и местами борщовником, а ещё там было очень жарко после спуска с гор, всё таки юг. Эта тропка нас сильно вымотала по жаре, после закупки продуктов в Пхии мы договорились с мужиком, который нас подбросил на ГАЗ-66 до Дамхурца, 12 км за 500р вместе с псом, который стойко сидел в кузове, в Пхии он остаться не пожелал.

В Дамхурце в основном находятся студенческие и школьные лагеря, дискотеки там гремели до утра, подвыпившая молодёжь и бухие местные жители. Местные там вообще единственное что делают - это пилят лес и бухают, хотя пару более приличных человек содержат ларёк.
Мы встали на берегу Большой Лабы напротив кордона заповедника Карапырь. Там я оформил пропуска в заповедник, дальнейший наш путь проходил по долине Дамхурца, Большой Аджаре, Дамхорсу (Инспи) и через п. Циндышхо к Кердывачу. Все эти места находятся на территории Квказского Государственного Природного Биосферного Заповедника http://kgpbz.ru/ посещение которого стоит 100р/чел/день минимум дают пропуска на 3 дня. Теперь на Карапыре пропуска оформить можно совершенно легально, получив билетики.

В Дамхурце мы договорились с местными мужиками подвести нас до погранзаставы в 18 км выше вдоль р. Дамхурц, дорога туда идёт отвратительная, но Урал туда проходит. Катание на Урале - это вообще отдельный экстрим, особенно в кузове без бортов по горной дороге:)

Пройдя несколько километров выше, перешли Дамхурц по бревенчатому мосту и пошли вдоль Большой Аджары. Там хорошие натоптанные тропы, все повороты маркированы турами(кучками камней), мимо перевала Квата не пройти. Там есть 2 перевала Квата. Один с памятной табличкой и второй у самого ГКХ с остатками избушки погранцов около самого перевала. Говорят военные туда на руках таскали брёвна и строили ту избушку.

Тропинка идёт на южный перевал, он на 400 метров ниже и проще северного.
Переночевав под перевалом Квата мы спустились на следующий день к истокам р. Цахвоа, по ней дошли до озера Дамхорс, на котором у нас проверили документы пограничники и пошли вверх по ручью к перевалу Циндышхо. Это был наш последний высокий перевал 1А, но мы уже были в форме, быстро забежав туда, поснимав окрестные горы и озеро Кердывач сверху.

Мы спустились по северному кулуару к Мзымте. Снег в кулуаре почти растаял, и мы без труда спустились по сыпухе и съехали глиссером последние метров 100 по снегу. Тропинка вдоль Мзымты плохочетаемая, проходит через заросли травы и каменные россыпи. В результате мы не дошли до Кердывача и встали в траве, вытоптав ровную площадку по среди поля.

Помню что этот день был трудным днём. Мы шли целый день, пройдя 2 перевала. Но немного не успели до озера Кердывач. В огромных зарослях травы потеряли тропинку и решили вставать в зарослях, потому что уже темнело. Вытоптали площадку под палатки, приготовили ужин на горелках и легли спать.
В этот день наш пёс основательно уходился. Пришлось ему выделить целую банку тушенки из нашей достаточно скудной раскладки, потому как он даже на лапы встать не мог после этого дня. Возможно конечно симулировал...

Из дневника 2007 года
Теперь мы вышли на финишную прямую, оставалось только спуститься вдоль Мзымты к Красной Поляне и доехать на автобусе до моря. Озеро Кердывач, красивейшее озеро, окруженное лесистыми склонами с чистейшей водой. Но после того, что мы уже видели, сильного впечатления оно на нас не произвело.
Вытекающая из него Мзымта ещё перешагивается по камушкам, от озера идёт хорошая, набитая погранцами тропа, по которой можно с закрытыми глазами идти. Тропа то уходит в лес, то идёт воль Мзымты.
Через некоторое время мы вышли к погранзаставе, где нас ещё раз проверили, а к вечеру мы уже вышли к кордону лесников. У нас не было пропусков в Сочинский Заказник. Что несколько расстроило егеря, который сидел на кордоне с калашом на коленках и с непонятным отсутствующим выражением лица.
Мы ему сказали - ну нет у нас пропусков, ну ладно, может ты нас лучше подбросишь до Красной Поляны:) На что он как-то поныл немножко и попросил встать на единственной разрешённой в том месте туристической стоянке, пообещав, что на утро начальник приедет, вот и поговорим.

Действительно, на утро приехало 2 бухих мужика на козле, причём они даже с трудом могли говорить, хотя похоже это было их естественное состояние. Калаш у них тоже имелся:) Главный очень долго пытался объяснить нам, почему не иметь пропусков очень плохо и пару раз показывал своё удостоверение, но всё же согласился довести наши рюкзаки. Сказав при этом, что женщин он терпеть не может, поэтому их он не повезёт.

Загрузив наши рюкзаки и двух добровольцем он отправился вниз, а остальные пошли пешком. Через пару часов к нам пришла смс-ка полная эмоций, мата и предостережений ехать с этими колдырями в одной машине. Но всё же мужик вернулся за оставшейся частью группы и взял даже девушек:)
Ещё час экстремального катания по горной дорожке и мы в Красной Поляне.

После гор нас ждало море. Море после гор, это ещё прекраснее чем сами горы:) Море, море... эх.
Наш пес был кстати очень рад добраться до цивилизации, и больше похоже не горел желанием ходить с нами.
Атмосфера и настроение в Красной Поляне сосем другие, уже чувствовалась лёгкость и беззаботность близкого морского побережья. Мы погрузились в автобус и через каких-то полчаса были в Адлере, а оттуда наш путь лежал в Абхазию, но это уже другая история...

Написано в 2011 году для старого сайта:) Перенёс на новый в начале 2013.

На автомобиле

Взгляните на карту, от Красной Поляны до Архыза, по сути, расстояние всего-то 150 километров. Но из-за Кавказских гор, раскинувшихся по этой местности и сделавших оба города столь популярными, вам придётся двигаться из одного пункта в другой по дороге, которая буквально огибает эти горы. Изначально вам нужно будет добраться до Адлера и выехать на трассу федерального значения А147, двигаться по которой вам придётся вплоть до . Достигнув этого населенного пункта, сверните в северо-восточном направлении на дорогу, ведущую через Майкоп на Лабинск. Этот участок пути, на мой взгляд, является одним из самых опасных из-за того, что он богат крутыми и резкими поворотами. Так что старайтесь следить за собой и двигайтесь аккуратно, вам потребуется ехать максимально внимательно


Как только вы достигнете Лабинска - сверните вправо. На развилке будут указатели, вам нужно будет ехать в сторону Домбая. Двигайтесь вдоль этой дороги вплоть до населенного пункта Зеленечукская. В этот городок вы даже въедете, потому что трасса проходит через его центр. На улице Леонова (прямо перед постом ГИБДД) вам нужно будет свернуть в восточном направлении на трассу Р256, по которой вам и надо двигаться вплоть до самого Архыза. С пути не собьетесь, потому что на этом участке дороги, по сути, практически нет поворотов. Путь действительно неблизкий. Вам придётся преодолеть 370 километров. Из одного города в другой можно добраться приблизительно за 5-6 часов. Не забывайте про пробки и заторы, которые могут настигнуть вас в . Так что с территории Черноморского побережья лучше выбраться до наступления обеда, чтобы не попасть в час-пик. Трасса, в принципе, неплохая. Асфальт новенький, хорошо отремонтированный, равно как и ограждающие конструкции. Разметка в отличном состоянии. Зимой дороги постоянно очищают от снега, так что передвигаться по описанному мною маршруту можно круглый год.

На поезде

Как таковых прямых рейсов между Красной Поляной и Архызом нет. Зато вы можете добраться на поезде сначала до Минеральных Вод, а уже оттуда рейсовым автобусом попасть в нужный город. Загвоздка заключается в том, что для начала вам нужно будет попасть на железнодорожный вокзал Адлера, так как из самой Красной Поляны до Минеральных Вод поездов нет. Сделать это возможно на электричке.

Составов по данному маршруту ежедневно передвигается немало, советую вам выбирать «Ласточку», потому что в данном случае вы доберетесь достаточно быстро и с комфортом. Из Адлера, не покидая вокзала, вам нужно будет пересесть на поезд до Минеральных Вод, который отправляется в десять часов вечера и прибывает в девять часов утра следующего дня.


Уже от Минеральных вод (прямо с железнодорожного вокзала) вы сможете доехать до Архыза на рейсовом автобусе, который начинает курсировать уже в семь утра, а заканчивает в восемь часов вечера. Транспорт прибывает к остановке приблизительно каждые минут 30-40. В пути автобус находится около четырех часов.

Покупка билетов

Приобрести билеты и на электричку до Адлера, и на поезд до Минеральных Вод вы сможете на официальном сайте РЖД или в кассе железнодорожного вокзала, который располагается по адресу: Эсто-Садок, 354392. Как только вы попадете на железнодорожный вокзал Минеральных Вод, вы увидите автобусные кассы, которые будут располагаться в стенах того же здания (если не найдете, то их местоположение можно уточнить у сотрудников вокзала). Там вы сможете оплатить билет на автобус до Архыза.

Стоимость билетов

Красная Поляна - : сидячие места - 210 рублей.

Минеральные Воды:

  • плацкарт - 2000 рублей;
  • купе - 3700 рублей;
  • люкс - 5800 рублей.

Минеральные Воды - Архыз: 700 рублей (автобус).

Автобусное сообщение

К сожалению, между городами автобусное сообщение отсутствует.