Монастырь эль эскориал. Эскориал, испания. Эскориал: быть или не быть

Если вы действительно хотите поразиться, увидеть одну из жемчужин мировой архитектуры, то вам определенно стоит обратить внимание на Эскориал (Monasterio de El Escorial). Это старинный монастырь, расположенный совсем недалеко от гор Сьерра-де-Гвадаррама. Примечательно это место в Испании тем, что долгое время оно служило резиденцией короля Филиппа II. Это один из немногих монастырей-дворцов в Европе и здесь действительно есть, на что посмотреть, и чему удивиться.

История Monasterio de El Escorial

Еще с момента своего основания, в XVI веке этот дворец отличался от многих других зданий. Яркий пример – рекордные сроки его строительства. Испанские зодчие, в то время обладавшие весьма скудным строительным арсеналом, возвели это огромное, красивейшее здание всего за 21 год. На тот момент сроки строительства подобного уровня были просто беспрецедентные. Строителям удалось отразить во внешнем облике здания суровость и монументальность испанской монархии.

Это было особенно актуально, ведь само возведение дворца Эскориал было приурочено к победе испанских войск над войсками французов.

Клады дворца-монастыря Эскориал

Этот монастырский комплекс относится к числу зданий-музеев. Еще Филипп II начал собирать коллекцию картин со всего мира и именно эту коллекцию можно увидеть и сегодня в здании дворца. Однако помимо коллекции живописи и внешней красоты, Эскориалу есть чем похвастаться и во внутреннем убранстве – красивейшие витражи, переходы, арки мозаичные панно и гобелены. Здесь же располагается усыпальницы испанских монархов, посмотреть на которую приезжают туристы со всего мира.

К комплексу Эскориала примыкает красивейший сад, в котором можно увидеть актуальные еще для XVI века решения в области ландшафтного дизайна. Это красивейшее здание, в котором всё пропитано духом истории (Смотрите фото и видео-обзор на нашем сайте).

Внутреннее убранство дворца Эскориал.

Библиотека в дворце Эскориал:

Полезная информация для посетителей Эскориала:

Адрес: Av Juan de Borbón y Battemberg, s/n, 28200 San Lorenzo de El Escorial, Madrid
Телефон: +34 918 90 59 02
Часы работы:
в летнее время (апрель-сентябрь) – Вт-Вс с 10:00 до 20:00
в зимнее время (октябрь-март) – Вт-Вс с 10:00 до 18:00
Стоимость входа: 5 Евро;
Как доехать:
На поезде: с центрального мадридского ЖД вокзала (станция Atocha) до остановки El Escorial. Чтобы добраться до дворца придется пройти пешком около 15 минут, либо сесть на местный автобус.
На автобусе: маршруты автобуса 661 и 664. Отправление с вокзала Moncloa. Монклоа находится на станции 3 линии (желтая).

Посетите после Эскориала:

У меня в запасе остался всего один день на осмотр окрестностей испанской столицы…

В претендентах на однодневное путешествие из Мадрида значились дворцы Ла-Гранха и Аранхуэс, однако душа просила чего-то особенного. Не хочу выпендриваться, но посудите сами, чему можно удивиться после наших Петергофа и Эрмитажа? Парков шикарнее первого всё равно ещё не придумали (особенно для марта месяца!), а царские палаццо вроде второго я посещаю с малых лет. Зато легендарный комплекс из королевского дворца и монастыря – это что-то новенькое. Сомнений не оставалось, меня ждал Эскориал!

Как доехать до Эскориала из Мадрида

На автобусе – просто и удобно. Время в пути – 55 минут, в будни рейсов довольно много, на выходных в разы меньше. Отправление с автовокзала Moncloa, куда из центра Мадрида идёт прямая ветка метро, прибытие в Эскориал на местный автовокзал (estasion de autobuses), что в 5 минутах ходьбы от монастыря. Для поездки подойдут два автобуса, номер 661 и 664, расписание можно найти , введя тот или иной номер маршрута. Билеты продаются прямо у водителя, цена – 4.20 евро в один конец (как для автобусной поездки через 5 транспортных зон Мадрида и пригородов: здесь из A в C1). Плюс 3 евро за билет на метро до автовокзала и обратно, если у вас нет специального проездного.

На электричке – неудобно и со своими тонкостями. Время в пути – чуть больше часа, отправление 1-2 раза в час. В Эскориал ведёт железная дорога Cercanias, включённая в городскую систему метро (). Вам понадобится ветка С-3, которая в центре Мадрида проходит через станции Sol и Atocha. Интересно, что иногда та же линия именуется как С-8, поэтому важно смотреть на табло над перроном, где указана конечная станция: на пути туда – El Escorial (возможно также Santa Maria), а обратно – Aranjuez (или иногда Atocha). Расписание электричек есть на сайте пригородных поездов , однако на пунктуальность не рассчитывайте, случаются опоздания. Билеты продаются только в день отправления в специальных кассах Cercanias или в автоматах с таким же логотипом железной дороги. Цена – 4.05 евро в один конец (как для ж/д билета для поездки через 6 зон: из нулевой в С1). В Эскориале вокзал расположен в 2 км от монастыря. Это расстояние можно пройти пешком по парку или новой части города (около 30 минут), но дорога забирается в горку, так что прогулка может быть нелёгкой, особенно если по жаре или в плохую погоду. Лучше всё-таки проехать пару остановок на местном автобусе №1 (за 1.30 евро в один конец), если получится его найти))) С этим тоже непросто, ибо указателей в районе вокзала нет (ни на автобус, ни на монастырь), поэтому лучше спросить у местных, главное не запутаться в названиях: El Escorial – городок вокруг станции, а монастырь – это San Lorenzo de el Escorial (но для простоты дальше звать его Эскориалом).

В этот раз пришлось ехать на поезде, потому что моя попутчица плохо переносит автобусы. На ближайшей к отелю станцию метро Sol мы купили билеты в автомате (на английском ничего сложного) и уселись ждать. Однако поезд вовремя не пришёл, и никаких сообщений на табло и, как мне показалось, по громкой связи, не появлялось. Было совершенно непонятно, можно ли идти гулять по городу целый час до следующей электрички или стоит подождать. Выбрали второе и не ошиблись: поезд приехал через 20 минут. В Эскориале тоже пришлось помучиться с навигацией, но в итоге помог кто-то из аборигенов, а вот на обратном пути проблема была уже в том, чтобы рассчитать время до поезда: дорога на вокзал почему-то казалась бесконечной. В общем, я рекомендую по возможности ехать на автобусе, так проще!

Внешне Эскориал выглядит внушительно

Посещение музейного комплекса: организационные моменты

Самое главное , что надо помнить – не приезжать в Эскориал в понедельник, когда музей закрыт! В остальное время он работает с 10 до 18 или до 20 в зависимости от сезона, подробности по ссылке .

С билетами всё просто:
— обычная цена – 10 €,
— льготная (дети до 16 лет и студенты до 25 лет, с паспортом или ISIC, соответственно) – 5 €,
— бесплатно – 18 мая и 12 октября (представляю, сколько там народа!) и дети до 5 лет всегда.

Навигация по музею – большая проблема. На вопрос, можно ли вместе с билетом получить план дворца (как, например, дают в Эрмитаже), в кассе мне ответили «фотографировать запрещено»))) Знания английского языка в одном из главных музеев страны на высоте! Потом уже выяснилось, что подобной схемы в принципе не существует, то есть блуждайте, как хотите, или берите аудиогид.

Аудиогид – главная часть навигационного кошмара. Стоимость услуги – всего 3 евро, есть русскоязычный вариант. Однако чтобы туристы не пытались сэкономить и взять один девайс на двоих, предусмотрен только один наушник. Так что если рядом с вами окажется групповая экскурсия (и вряд ли на русском языке!), то одним ухом вы невольно прослушаете и её. Дальше больше – аудиогид представляет собой (дорогой?) планшет, поэтому в залог за него требуют паспорт, который по правилам (см. последнюю страницу документа) отдавать кому попало не рекомендуется, а я вообще предпочитаю оставлять его под замком в отеле и возить с собой копию. В качестве альтернативы мне предложили оставить кредитную карту))) Да-да, и ещё ключ от квартиры, где деньги лежат! В итоге сошлись на том, что они проведут мою карту через считывающее устройство компьютера, а при возврате планшета удалят её данные из системы. Эх, надо было брать с собой пустую кредитку, но кто ж знал?! Другие варианты залога – любое удостоверение личности с фотографией (можно взять какой-нибудь ненужный пропуск) или ключи от отеля (подойдут любые ключи и с пронумерованным брелоком).

Однако это ещё не все радости! Оказалось, что столь навороченный аудиогид подходит только в качестве информационного справочника, но для навигации по музею он почти непригоден. Все залы в планшете поделены на тематические группы, а как в реальности перемещаться между этими группами непонятно. Из-за непродуманности маршрута я хаотично бродила по комплексу, пропустив часть важных помещений. Потом пришлось собирать «потеряшек», но я так и не поняла, всё удалось посмотреть или нет. Так что не зря Эскориал прозвали архитектурным кошмаром! Возможно, лучше заранее поискать его схему в интернете и наплевать на этот ненужный аудиогид.

Главный фасад Эскориала

Фотографировать в Эскориале строго запрещено, даже без вспышки. Как потом выяснилось, это любимое правило всех дорогих музеев Мадрида, но я-то ходила лишь , так что оказалась не в курсе. За соблюдением «устава» в каждом зале следят рычащие церберы (ах вот кому мы платим зарплату, покупая билет!): ко мне пристали даже за съёмку вида на сад из окна дворца. Так что если хотите увезти из Эскориала небольшой фотоотчёт, готовьтесь к игре в шпынялки-догонялки.

Комфортные условия для осмотра залов – это тоже не про Эскориал. Я была там в середине марта, когда на улице термометр показывал +25, но внутри комплекса был дикий холод, не спасала даже кофта. Возможно, летом в музее приятно освежиться после 40-градусной жары, но в остальное время советую вам одеваться максимально тепло, чтобы выдержать 2-3-часовую аудио-экскурсию. А моим спасением стал солнечный внутренний двор, куда приходилось постоянно возвращаться, чтобы немного согреться.

Тот самый солнечный внутренний двор Эскориала и фасад базилики Сан Лоренцо

Что посмотреть в музейном комплексе Эскориала

Признаюсь, когда-то я замирала от одного только слова Эскориал. Легендарность и грандиозность комплекса поражали воображение, хотя я толком даже не знала, что там спрятано внутри. Оказалось, это был тот самый случай, когда размер не имеет значения, главное – содержание! И последнее как раз подкачало, но зато я навсегда усвоила: не стоит вестись на громкие названия.

Итак, что же стоит увидеть и не потерять (благодаря аудиогиду) в Эскориале?

Библиотека – самое красивое, что есть во всём музее. Говорят, её богатства могут сравниться лишь с «книжной сестрицей» в Ватикане, но главное здесь даже не это, а потолок! Невероятно огромная фреска в несколько сот квадратных метров с великолепным освещением – вот, что притягивает взор.

Усыпальница , где похоронены почти все короли, королевы, принцы и принцессы Испании, начиная с 1586 года. Интересно, что в пантеоне сейчас пустуют всего три гробницы, но и те уже «забронированы»: их займут последние умершие члены королевской семьи после 50-летнего ожидания в «комнате разложения», что предусмотрено всё ещё действующей средневековой традицией. Получается, что для ныне живущих монархов места-то уже и нет, причём этот вопрос до сих пор остаётся нерешённым!

Библиотека Эскориала

Пантеон Эскориала (самая красивая часть из тех, что дали сфотографировать)

Королевские покои – довольно скромные, чего явно не ожидаешь от статуса Эскориала, но, как говорил «заказчик» комплекса Филипп II, он строил «дворец для Бога и хижину для короля». Ага, значит, религиозная часть должна изобиловать красотами!

А вот и нет! Базилика Сан Лоренцо – единственная открытая для посещения часть Эскориала, относящаяся к монастырю, однако и там всё очень аскетично, сурово и даже грустно. Пожалуй, это самый некрасивый собор из всех, что я видела в Испании.

Архитектурный и художественный музеи – неожиданно оказались интереснее некоторых частей Эскориала. Первая экспозиция рассказывает о строительстве самого комплекса, а вторая представляет собой картинную галерею с работами таких мастеров, как Босх, Веронезе, Тинторетто, Ван Дейк и других.

Королевские покои (выбрала самую красивую их часть)

Ещё хотелось бы отметить парадную лестницу дворца и несколько красивейших галерей , мимо которых вы точно не пройдёте. А вот из того, что можно потерять, – это комната с секретом (она как-то так и называется), первая при входе из внутреннего двора. На вид это обычное проходное помещение, поэтому о его особенности обязательно спросите у работников музея: они там дежурят всегда и, в отличие от остальных, с радостью расскажут о том, как отыскать секрет.

Что ещё посмотреть в Эскориале

Помимо дворца-монастыря стоит заглянуть в Сад Монахов, что раскинулся прямо под стенами комплекса. Сюда можно войти бесплатно, но обратите внимание, что ворота открываются по расписанию, которое почти совпадает с музейным. При входе в сад разбит большой пруд с лебедями и золотыми рыбками, а в самой дальней части разгуливают самодовольные павлины, совершенно не желающие позировать для фотографии. А ещё отсюда открывается вид на живописные горы Сьерра де Гвадаррама и монастырские фруктовые сады.

Сад Монахов в Эскориале, где-то там внизу обитают павлины

Фруктовые сады Эскориала с видом на горы Сьерра де Гвадаррама

Я почти не сомневаюсь, что после Эскориала-музея у вас ещё останется куча времени, поэтому обязательно прогуляйтесь по симпатичному одноимённому городку. Не то чтобы там были какие-то достопримечательности, но стоит провести хотя бы полчаса, блуждая по уютным тихим улочкам, карабкающимся по склону холма. Кстати, по пути можно зайти за картой в местный инфопункт, что расположен под аркой-мостом в доме напротив входа в монастырь.

Где поесть в Эскориале

Вряд ли кто-то удивится, если я скажу, что в Эскориале тоже была проблема с питанием))) Однако здесь фортуна улыбнулась мне и сразу привела в нужное заведение! На площади Jacinto Benavente (что на ступеньках) рядом с книжным магазином Centro Coliseo справа в уголке притаилось небольшое бистро, белые зонтики которого стоят тут же на улице. Как и всегда, меню было только на испанском, но после вопроса про English произошло чудо… узнав, откуда я приехала, хозяин кафе схватился за телефон и потом передал мне трубку: на том конце провода с акцентом говорили по-русски и готовы были сходу перевести всё (!) меню))) Оба «добрых самаритянина» оказались болгарами, и один из них ещё помнил, чему его учили в школе советского периода. Цены в кафе, конечно, соответствовали центру туристического места: тортилья (испанский омлет), сендвич с ломо (это то, что круче хамона) и два напитка обошлись в 13 евро, но зато в эту цифру были включены услуги переводчика!

Эскориал: быть или не быть?

После барочных, готических и мавританских красот Толедо и Сеговии, Эскориал показался просто скучной каменной глыбой, как по форме, так и по цвету. Внутреннее убранство немного скрасило это впечатление, но до роскошных интерьеров мадридского музея Серральбо и сеговийского Алькасара монастырю, конечно, ещё очень далеко. Поэтому после его посещения я справедливо задумалась, а стоило ли вообще туда ехать? Скажу так: если вы большой поклонник королевских резиденций и уже посмотрели остальные достопримечательности близ Мадрида, можете заехать и в Эскориал. Однако при возможности всё переиграть, лично я бы уже не включила это место в недельное путешествие по Центральной Испании.

Эпилог всей поездки

В заключение хочется сказать не очень литературно, но зато самокритично: на самом деле я зажралась! Опять возвращаюсь к тому, с чего

Дворец-монастырь Эскориал , Мадрид, Испания. История возникновения, особенности архитектуры, владельцы..

Бытует мнение, что Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал (San Lorenzo de El Escorial) — восьмое чудо света. Естественно, что более всего оно распространено среди испанцев! Ведь всякий народ на планете считает какое-нибудь из собственных национальных зданий (или целых архитектурных ансамблей) достойным этого громкого звания.

Для русских это — Кремль, для итальянцев — собор Святого Петра, для французов — Версальский дворец, а может быть — Лувр… Перечисление можно продолжать долго


Но, пожалуй, Эскориал занимает в перечне особое место. Грандиозное здание северо-западнее столицы Испании, Мадрида, если и не являющее собой продолжение горной гряды Сьерра-де-Гуадарама (как утверждают поэтически настроенные испанские путеводители), то во всяком случае не смотрящееся инородным телом на фоне суровых местных пейзажей, объективно подавляет своим величием.

Нетрудно представить, как оно давило на психику квартировавшим здесь монархам. И если Габсбурги худо-бедно смирились, медленно сходя с ума, то уже первый король из династии Бурбонов, Филипп V, не смог выдержать невыносимого пафоса. И перебрался из Мадрида в… Сеговию. Построив себе здесь миниатюрный Версаль с садами и фонтанами, любимую , «Ферму».

Масштабы

Эскориал в плане представляет собой прямоугольник размером 207 на 161 метр. Сооружен из массивных гранитных блоков, которые — сами можете представить — трудновато обрабатывать. Изначально одержащий в себе монастырь Святого Лоренцо, королевский дворец и королевскую же усыпальницу, является единственным в своем роде универсальным зданием в мире, может служить ключом к пониманию средневековой Испании.

  • Длина всех коридоров Эскориала превышает 24 километра
  • Всего в комплексе 9 башен, 16 внутренних дворов, 13 часовен, 86 внутренних лестниц и 1860 комнат, а количество окон, говорят, еще никто не смог сосчитать предельно точно (их здесь ~2670)

Комплекс был заложен 23 апреля 1563 года в правление испанского короля Филиппа II («властителя полумира»). И завершен в рекордно короткие для того времени сроки: в 1584 году.

На постройку ушел 21 год. И это намного меньше, чем в свое время потребовал сравнимый по масштабам (резиденция «Короля-Солнца» строилась более 50 лет) . Или последний в списке колоссальных резиденций (28 лет: с 1752 по 1780 год).

История создания

Событием, в честь которого было построено здание, стала победа испанской армии над французами при Сен-Квентине (Пикардия, Франция) в ходе франко-испанской войны. Она была одержана 10 августа 1557 года, стала первым военным успехом в царствование Филиппа II (правил Испанией с 1556 по 1598 год, родился в 1527 году) и случилась в день Святого Лоренцо (католического святого и испанца по происхождению).

Считается, что проект Эскориала разработал главный королевский архитектор Испании Хуан Баутиста де Толедо (1515(?)-1567). На заре карьеры работавший в Италии, принимавший участие в постройке собора Святого Петра.

Представляется вероятным, что архитектору пришлось учитывать многочисленные пожелания, а то и прямые указания монарха, Филиппа II. Так что последнего во всех смыслах можно причислить к соавторам комплекса.

Де Толедо умер в 1567 году, так и не увидев завершения самой значительной своей стройки. Его сменил не менее великий мастер, Хуан де Эррера. С именем последнего связан стиль испанской архитектуры, так называемый herreran, эрререско. Характеризуемый лаконичностью деталей и почти полным отсутствием декора.

Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал решен именно в стиле эрререско. И является наиболее яркой работой архитекторов испанского Возрождения.

Фасады и залы Эскориала

Монастырско-дворцовый комплекс в целом ориентирован по сторонам света. Главный, западный (или монастырский) фасад выходит на обширную площадь, его центральная часть решена в виде гигантского двухэтажного и 12-ти колонного портика.

Через парадную дверь гигантских размеров посетители попадают в так называемый двор Королей. И на его противоположном конце видят вход в центральную часть всего сооружения: базилику Святого Лоренцо. Если смотреть прямо на нее, то по правую руку находятся здания собственно монастыря Эскориала, по левую — помещения школы (семинарии).

За базиликой, вход в которую также обозначен портиком, находится королевская усыпальница. А за ней дворец Филиппа II.

  • Этот монарх, известный своей крайней набожностью, настоял, чтобы его покои примыкали к алтарной части храма. И на склоне лет мог присутствовать на мессе, не вставая с кровати (Филиппа II мучила подагра) — дверь из спальни выходит прямо на хоры

Туристы ломятся посмотреть на спальню «Властителя полумира» и его кабинет, где решались все вопросы войны и мира в Европе. Но они ничем, кроме крайнего минимализма, не примечательны. На себя мрачный и воинственный Филипп II тратил не так уж много.

Иное дело библиотека Эскориала. Обширное помещение, свод которого расписан прекрасными фресками работы Пелегрино Тибальди. Служит местом хранения более 40 тысяч томов, большая часть из которых совершенно уникальна.

Здесь даже книги ставятся особенно — корешками внутрь, чтобы сохранить переплеты. Правда, на экспозиции в основном представлены копии — оригиналы в запасниках!

Слева от базилики находится дворец Бурбонов, в котором жили короли этой династии (правившей Испанией, начиная с 1715 года) во время своего, почти всегда недолгого пребывания в Эскориале. Окна их апартаментов выходят на север и, частично, восток.

Справа от базилики, вокруг двора Евангелистов, располагаются монастырские помещения. Часть восточного фасада занята Пантеоном Инфантов (где захоронены все принцы и принцессы испанской королевской фамилии).

Как уже отмечалось, западный и северный фасады выходят на обширные мощеные площади. Возле южного раскинулись обширные регулярные, так называемые Монастырские сады (Gardens of the Friars), разбитые по прямому указанию короля Филиппа II.

К ним примыкает красивая Галерея выздоравливающих (Galería de Convalecientes). Прогуливаясь по которой вы сполна оцените чистоту и свежесть горного воздуха.

Северный и южные фасады полностью лишены архитектурных излишеств и представляют собой суровую, прямую, буквально крепостную стену. Разве что многочисленные окна немного скрашивают ее суровость.

Напротив восточного фасада разбит еще один сад — Королевский. Именно сюда выходят окна личных апартаментов Филиппа II.

Коллекции

Жемчужинами собрания считаются:

  • Библиотека (помещения расположены прямо над парадным входом). По количеству собранных раритетных книг (около 45 000 изданий XV и XVI веков и, кроме того, более 5 000 рукописных манускриптов римской, арабской и кастильской эпох) уступающую разве что коллекции
  • Картины и фрески итальянских (Тициан, Тинторетто, Веронезе и Джордано), испанских (Веласкес, Сурбаран, Эль Греко, Рибера, Гойя), германских (Босх, Дюрер) и фламандских мастеров
  • Скульптура. Как статуи, изваянные в мраморе (Христос работы Бенвенуто Челлини), так и в бронзе (статуи королей) работы отца и сына Леоне и Ромео Леони
  • Реликвариум (содержащий около 7 500 реликвий — фрагментов скелета святых католической церкви)

Неподалеку от главного здания находится небольшой загородный дворец короля Карла IV, Casita del Princip. Построенный еще в его бытность наследником престола (1771-1775 годы, архитектор Хосе де Вильянуэва — автор проекта ).

Как добраться

Одноименный город, который возник при Эскориале, находится приблизительно в 45 км на северо-запад от столицы, Мадрида. Добраться оттуда можно:

  • автобусными маршрутами 661 и 664, отходящими от станции Moncloa Interchange
  • по железной дороге (от вокзалов Chamartín или Atocha).

Поездка займет около часа. Плюс автобуса в том, что его конечная остановка находится всего в 5-ти минутах ходьбы от монастыря. Железнодорожная станция отстоит на дистанции 20-минутной пешей прогулки. Тем, кто не захочет карабкаться в гору, придется воспользоваться местным автобусом.

Режим работы и цены

Эскориал открыт для посещения во все дни недели, кроме понедельника. С 10 до 18 часов с октября по март, с 10 до 20 с апреля по сентябрь.

Стоимость входного билета, позволяющего посетить основной комплекс, составляет 10 € (2019 год) для взрослых и 5 — для детей 5-16 лет. Граждане в возрасте до 5 лет проходят бесплатно! Аудиогид стоит 4 €.

Дополнительные 5 придется заплатить за вход в обособленные дворцы: Casita del Príncipe, Casita del Infante.

Вход бесплатен для всех по следующим дням:

  • Международный день музеев 18 мая
  • 12 октября в Национальный день Испании

Грандиозный архитектурный комплекс и один из наиболее значимых памятников богатого исторического наследия Испании. Он был построен в XVI веке в честь победы Испании над Францией в сражении у Сент-Кантена у подножия горного массива Сьерра-де-Гвадаррама.

Мощное сооружение на протяжении веков сочетало в себе функции обители монахов, королевской резиденции и династического мемориала. Сейчас монастырь Эскориал, включенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, является центром пересечения популярных туристических маршрутов.



История монастыря Эскориал

Монастырь Эскориал был возведен по указу короля Филиппа II и стал воплощением идеи его отца, императора Священной Римской империи и короля Испании Карла V. Его задумкой было строительство единого комплекса, объединяющего на своей территории королевский дворец, семейную усыпальницу и монастырь. Не случайным был и выбор места. Филипп II искал уединенную, комфортную для отдыха от государственных дел местность неподалеку от столицы. Область в предгории Сьерра-де-Гвадаррама, защищенная горными склонами от палящего летнего солнца и леденящих зимних ветров, идеально подходила для строительства

Существовал еще один веский довод в пользу основания монастыря. В битве во Фландрии войсками Филиппа была случайно разрушена обитель ордена святого Лаврентия (Лоренсо), почитаемого в Испании, который был предан мучительной смерти на жаровне. Филипп решил загладить вину перед святым-покровителем, построив монастырь.

Строительство под руководством прославленного архитектора и художника Хуана Баутисто де Толедо, ученика Микеланджело, началось в 1563 году . В 1569, после смерти главного архитектора, работы по завершению строительства и отделке интерьеров возглавил выдающийся испанский ученый и архитектор Хуан де Эррера. За ходом работ лично наблюдал Филипп II, который стремился воплотить в облике замка-монастыря силу и мощь испанской монархии.

Монументальное сооружение в стиле десорнаментадо («неукрашенный»), при возведении которого были использованы гранит, мрамор, песчаник, было закончено к 1584 году. Без малого 20 лет заняло строительство гигантского купола собора высотой 90 метров . Проектом было предусмотрено вознести купол выше, однако по приказу Ватикана, собор Эскориала не должен был превышать высоту собора святого Петра в Риме.





Эскориал: описание и что посмотреть

В очертаниях пятиэтажного архитектурного ансамбля площадью 208 на 162 метров с высоты птичьего полета угадывается место казни мученика Лаврентия - перевернутая гигантская жаровня прямоугольной формы с башнями высотой 56 метров по углам, имитирующими ножки. Извне монастырь Эскориал напоминает фортификационное сооружение, лишенное каких-либо архитектурных украшений.

Вход в Эскориал закрыт гигантскими бронзовыми воротами, ведущими в Дворик Королей , украшенными статуями библейских царей-праведников - Саула, Давида, Соломона и других. В центре расположен искусственный водоем-колодец в виде храма, с прилегающими к нему с четырех сторон бассейнами, отделанными разноцветным мрамором.

Внутреннее пространство, отделанное светло-серым мрамором, разделено на 16 патио (внутренних двориков), которые символизируют решетку жаровни. Украшенные пышной зеленью растений дворики соединены между собой живописными галереями. В центре расположен Собор святого Лаврентия , в северной части - Дворец Инфантов , в южной - монастырские постройки.

В отличие от строгого аскетичного фасада, интерьеры Эскориала поражают роскошью отделки. Военные залы, королевские покои, внутренние помещения собора декорированы изделиями из серебра, золота, бронзы, мраморными скульптурами работы выдающихся скульпторов Милана. Стены и потолки отделаны художественной росписью и резьбой, над которыми работали лучшие мастера эпохи - Эль Греко, Камбьязо, Тибальдини, Кастелло.





Библиотека Эскориала

По указу Филиппа II, в Эскориале была создана библиотека, где в гигантских застекленных шкафах из дерева ценных пород по сей день хранятся уникальные монастырские кодексы, книги, манускрипты. Их общая численность превышает 40.000 экземпляров. Библиотека находится в огромном зале с мраморным полом и расписанными стенами и потолком.

Музеи Эскориала

На территории Эскориала находится два музея.

В первом из них представлена экспозиция предметов, относящихся к истории создания комплекса. Среди экспонатов музея - чертежи, схемы, строительные инструменты, макеты.

Во втором музее выставлено бесценное собрание полотен великих художников - Диего Веласкеса, Эль Греко, Хосе де Риберы, Франсиско Гойи, Сурбарана, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Босха. Обладая незаурядным художественным вкусом, Филипп II лично занимался отбором картин, и его коллекция еще при жизни составляла более полутора тысяч экземпляров и занимала девять просторных залов. Позднее она постоянно пополнялась наследниками испанского престола.

Королевская усыпальница

Под алтарем базилики святого Лаврентия находится самое печальная и мистическая часть Эскориала - огромная королевская усыпальница, состоящая из двух отдельных помещений.

В Пантеоне Королей покоятся останки всех испанских королей и королев, кроме Фернандо VI, захороненного в Мадриде, Филиппа V, прах которого погребен в испанской Сеговии, и Амадео Савойского, покоящегося в Турине.

Неизгладимое впечатление производит Пантеон Инфантов, где нашли свой последний приют маленькие принцы и принцессы, - детская смертность в эпоху позднего средневековья была очень высокой. Рядом с некоторыми инфантами покоятся их матери, королевы, дети которых так и не стали королями.




Полезная информация об Эскориале

5 интересных особенностей Эскориала

1. Монастырь Эскориал стал источником множества леденящих душу преданий и легенд. Согласно одной из них, расположение монастыря было предопределено нахождением именно в этом месте одних из семи Врат Ада, которые появились на Земле по воле самого Сатаны. Святая обитель надежно защищает Испанию от пришествия Люцифера, который, по свидетельствам очевидцев, неоднократно появлялся вблизи, в надежде стереть Эскориал с лица земли. Этому есть реальное подтверждение - вскоре после завершения строительства комплекс получил серьезные повреждения в результате пожара, возникшего из-за сильнейшей грозы.

2. Самым аскетичным помещением дворца признаны покои Филиппа II, единственным украшением которых является полотно Иеронима Босха «Сад радостей земных».

3. В соответствии с особым погребальным этикетом, поныне существующем в Испании, тела умерших королей, их жен и детей сначала помещаются в особое помещение - «камеру разложения», где в свинцовых урнах десятилетиями «ждут своей очереди», когда их прах будет с почестями упокоен в роскошных саркофагах из мрамора, золота, яшмы. Камера разложения не пустует и сегодня - там находятся урны с прахом Виктории Евгении фон Баттенберг, супруги низложенного в 1931 году Альфонсо XIII де Бурбон, их сына Хуана де Бурбон и его жены Марии де лас Мерседес, родителей бывшего короля Испании Хуана Карлоса.

4. В Эскориале насчитывается более 4 000 объектов, среди которых 300 келий, 9 башен, 86 лестниц, 13 часовен, 9 органов и не поддающееся подсчету количество окон и дверей. Оценить величие и красоту всего ансамбля за один день практически невозможно.

1. На поезде до Эскориала

Из Мадрида до Эскориала можно добраться на поезде от главной станции Аточа (Estación de Atocha) или от станции Чамартин (Estación de Chamartín) , расположенной на севере города. В первом случае поездка займет 65 минут, во втором случае 50 минут. Поезда отправляются из Мадрида каждый час. Вы прибудете на станцию ​​города Эскориал, откуда вам предстоит прогуляться около 15 минут непосредственно до монастыря. Цена билета на поезд из Мадрида в Эскориал составляет 5,50 евро в одно направление.

2. На автобусе до Эскориала

Из Мардида до Эскориала можно добраться на автобусе от компании Autocares Herranz. Автобусы отправляются от автостанции Moncloa Interchange (метро Moncloa) . Эскориал и Мадрид связывают две автобусные линии: №661 и №664. Целесообразно воспользоваться маршрутом №661, который отправляется каждые 15-20 минут. Дорога занимает около 55 минут, при этом автобусы доставят вас в центр города, в непосредственной близости от монастыря. Цена билета на автобус из Мадрида до Эскориал составляет 4,5 евро в одно направление.

Эскориал на карте:

Справочная информация об Эскориале

Стоимость посещения:

  • Общий билет: 10 евро
  • Дети 5-16 лет и люди старше 65 лет: 5 евро
  • 18 мая и 12 октября: бесплатно

Время работы:

  • Открыт со вторника по воскресенье (понедельник выходной)
  • С октября по март: 10:00-18:00
  • С апреля по сентябрь: 10:00-20:00
  • Закрыт в праздники: 1 и 6 января, 1 мая, 9 сентября, 24,25,31 декабря.

Эскориал на видео:

В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается громадный прямоугольник монастыря Св. Лаврентия – Сан-Лоренсо. Это и есть знаменитый Эскориал , самый известный исторический памятник Испании, созданный по воле короля Филиппа II. Среди других известных архитектурных шедевров Испании удивительный в Гранаде, величественный и неприступный в Сеговии, грозный замок в Мурсии, изысканный замок в провинции Бискайя.

Эскориал, архитектурное чудо Испании

За мостом через реку Гвадарраму начинается подъем – гористые откосы, каменистая почва, нагромождения бурых скал, кустарник, редкие сосны. Встречаются небольшие, с красными черепичными крышами селения. Склоны покрывают прекрасные дубовые рощи.

Со второго подъема виден Эскориал. Он расположен у подножия грандиозного амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Безупречно правильный прямоугольник ансамбля, увенчанный куполом, издалека кажется совсем небольшим. Его суровый, мрачный вид подчеркивается серым гранитом стен монастыря, четкостью архитектурных форм, отсутствием каких-либо скульптур или других украшений.

Иное впечатление возникает, если смотреть на Эскориал с севера, от склонов Сьерры-де-Гвадаррамы, – словно целый город встает в огромной, залитой солнцем серебристой долине Мансанареса. Безбрежные широкие просторы, массивы диких сиреневых гор, чистый свежий воздух и удивительный ясный свет под горным небом – все создает ощущение раскинувшегося вокруг вольного мира. Нужно было найти совершенно особые формы образной выразительности, чтобы сооруженный здесь архитектурный комплекс не оказался поглощенным величием и беспредельностью этого прекрасного мира.

Едва строительство Эскориала было завершено, как испанцы не замедлили провозгласить этот архитектурный памятник восьмым чудом света. Написанная в 1609 г. Лопе де Вегой комедия так и называлась «Восьмое чудо» и иносказательно воспевала чудесный храм, воздвигнутый «королем Бенгалии» у подножия высокой горы, чье имя Гвадаррама.

Известности Эскориала во многих странах мира немало способствовали гравюры 1587 г. Педро Перета по рисункам архитектора Хуана де Эрреры. Основу литературы о знаменитом королевском ансамбле заложили историки, хронисты, путешественники разных национальностей. Но Эскориал имел и собственных эрудированных историографов в лице монахов иеронимитского ордена, для которого предназначался монастырь Сан-Лоренсо. Среди них прежде всего должен быть назван фра Хосе Сигуэнса, ученый, писатель, музыкант, первый хранитель эскориальской библиотеки, автор «Истории ордена Св. Иеронима» (1600–1605) – одного из основных источников по истории Эскориала.

Эскориал, история строительства

Создание ансамбля обычно приписывают ряду случайно совпавших обстоятельств. 10 августа 1557 г., в день праздника Св. Лаврентия (Сан-Лоренсо), объединенная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть храм во имя св. Лаврентия. Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу поскольку он был родом из Арагона. По преданию, план Эскориала имеет форму решетки, на которой святой был сожжен заживо в 261 г. по приказу римского императора Валериана.

Кроме своего пристрастия к св. Лоренсо Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира.

Король хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».

Будущее сооружение должно было совмещать монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца Карла V – усыпальницу испанских монархов. Местоположение Эскориала было выбрано после долгих и тщательных обследований долины реки Мансанарес специальной комиссией. Испанский хронист Хосе Сигуэнса писал: «Король искал пейзаж, способствовавший возвышению его души, благоприятствующий его религиозным размышлениям».

Селение Эль-Эскориал близ опустевших железных рудников (от испанского escoria – «шлак», откуда пошло и само название ансамбля) привлекло удачным местоположением, здоровым климатом, обилием горных источников и наличием великолепного строительного материала – светло-серого гранита.

Сооружение ансамбля, начатое в 1563 г., велось под личным наблюдением Филиппа II. Во главе всех работ стоял талантливый и опытный руководитель – монах ордена иеронимитов фра Антонио де Вильякастин. На строительство были ассигнованы колоссальные средства. В создании Эскориала участвовала не только вся Испания, различные области которой поставляли мрамор, сосновый лес, кованые решетки, церковную утварь, кресты, светильники, лампы, вышивки и ткани, но и другие страны Европы, а также американские колонии, откуда везли золото и ценные породы дерева.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 г. вывез из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.

Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и поблекло в тени Хуана де Эрреры (ок. 1530–1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 г. и стал общепризнанным создателем Эскориала.


Для украшения Эскориала король привлек лучших иностранных мастеров. Здесь работали итальянцы Пеллегрино Тибальди, Федерико Цуккаро, Лука Камбиазо, Ромуло Чинчинато, Никколо Гранелло, Фабрицио Кастелло, Бартоломее Кардуччо и др. Уже значительно позже, в конце XVII столетия, в царствование Карла II, росписи свода главного нефа собора Сан-Лоренсо, а также свода и фриза парадной внутренней лестницы создал мастер итальянского барокко Лука Джордано. Вообще подавляющая часть художественных сокровищ Эскориала, как и музеев Мадрида, – произведения итальянских мастеров.

Другая черта, производящая не меньшее впечатление в Эскориале, – это контраст между теснотой и бедностью личного жилища Филиппа II и громадными размерами дворцовых покоев, предназначавшихся для приемов и богослужений. В этих покоях более одиннадцати тысяч окон, а в узкую комнату, некогда принадлежавшую властителю полумира, едва проникает слабый луч света через маленькую дверь. Книги великолепной дворцовой библиотеки очень любопытно расставлены на полках: золотыми обрезами наружу, а корешками внутрь, словно властители Эскориала желали предупредить публику, что ей не следует знать заглавий трудов, которые читает король.


Как рассказывают, перед смертью Филипп II пожелал проститься с Эскориалом. Долго, на протяжении шести суток, умиравшего короля медленно несли на носилках из Мадрида. Его туманившийся взор еще успел в последний раз увидеть любимое детище. Спустя несколько часов король скончался… Начиная с Филиппа II Эскориал стал местом захоронения королей Испании.

Позже правители вносили изменения в Эскориал, но, несмотря на это, он и по сей день сохраняет свое художественное единство. В XVII веке Филипп IV завершил строительство Королевского Пантеона, в котором находились останки испанских королей.

Королевский Пантеон Эскориала


Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала - создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 г. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.

И короли, и королевы, которые дали жизнь наследникам мужского пола, захоронены здесь в каменных ящиках на полках этажерок, предварительно отлежавшись в течение 50 лет в потайных комнатах «пудридерос», и перемещавшиеся в Пантеон уже в виде праха.

Напротив находится соединенный подземным коридором возведённый в XIX веке Пантеон инфантов, где хоронят принцев, принцесс и королев, чьи дети не унаследовали трона. Саркофаг для королевских детей (El Panteon de Infantes), умерших в младенчестве называется из-за своей пышной формы «Ла-тарта» (торт). Сооружен по просьбе королевы Изабеллы II в 1888 году мастером Хосе Сегундо де Лема.

Своеобразный дизайн этого неоднозначного сооружения позволяет людям, наделенным развитым воображением, легко представить себе этот «торт» нарезанным на дольки и с начинкой в виде малолетнего дофина в каждой порции.

Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, - Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.

Также помимо королевской усыпальницы в Эскориале есть множество помещений для королевских родственников, но надгробия в основном однообразны: одинаковые или почти одинаковые саркофаги, гербы и надписи.

Особой красотой здесь выделяется мраморная гробница Хуана Австрийского - победителя турков в исторической битве при Лепанто в 1571 году. Он - незаконнорожденный сын императора Карла V. Его все знают под именем Дон Жуана, того самого, кто разбивал сердца легкомысленным дамам своего времени. Наверное, поэтому на его пальцах 14 (!) обручальных колец. Рыцарь из каррарского мрамора покоится во сне, сжимая в руках меч. В ногах у него лежат перчатки доспехов, в знак того, что он не погиб в битве, а умер от болезни.

За последующие несколько сотен лет Эскориал потерял часть своих коллекций из-за пожаров и грабежей, но и сегодня он остается наиболее полным и впечатляющим памятником позднего Возрождения в Испании. Сейчас Эскориал включен в и является одной из самых посещаемых .