На машине по Прибалтике: Латвия и Литва. Путешествие на машине по Прибалтике. Эстония. Латвия. Литва В прибалтику на автомобиле

Решили отправиться по странам Балтии. Отпуск был всего двухнедельным, поэтому тщательно подбирали, где остановиться и в каких гостиницах заночевать. Приходилось делать заказ напрямую. Бронь с Букинга на визу не приложишь. Выезжать мы собрались через Эстонию, поэтому в ее консульство и подавали бумаги на оформление визового стикера. Самим не было желания заниматься оформлением визовой наклейки в паспорт, поэтому решили сделать все через Пони Экспресс. Конечно, удовольствие - не бесплатное, но зато не нужно в очереди киснуть и переживать. Визой обзавелись без проблем.

Выехали из Москвы ранним утром. Отправились в путешествие вчетвером: мы с супругой и наши дети. Ехали по Минке. Конечно, это какой-никакой крюк, но зато дорога - просто супер. Вот только камер везде понаставлено, но мы не нарушали, держали нормальную скорость. В Белоруссию въехали около 10.30, у Орши повернули на Витебск. Через пару часов вновь въехали в РФ и заехали посетить могилу А.С. Пушкина в Пушкинских горах. Потом поехали к Пскову. Там мы заночевали. С утра прогулялись по Псковскому кремлю. Вечером отправились в сторону Эстонии. Посетили Изборск, Псково-Печерскую лавру.

Путешествие по Эстонии

Границу пересекали в пункте «Куничина гора/Койдула». Народу немного. Контроль прошли быстро и даже в Дьюти фри заскочили. Двинулись в сторону Тарту, в который приехали к вечеру. Здесь остановились в гостинице Aleksandri. Отправились по достопримечательностям. Вечером прогулялись по Старому городу. На следующий день запланировали посещение обсерватории и ботанического сада. Целый день провели в прекрасном городке, а потом отправились в Таллинн. Добрались благополучно и заехали в гостиницу «GoHotels Shnelli». В Таллинне провели несколько дней. Успели побывать в этнографической деревне и зоопарке, а также морском музее. Любовались Балтийским морем. Через три дня поехали в Виртсу на паром, с помощью которого переправились на о.Муху. Оттуда по дамбе добрались до о.Сааремаа. Осмотрели лютеранскую церковь, город Курессааре, Епископский Замок и скалу Панга. Особенно впечатлили ветряные мельницы (Англа). Тем же паромом добрались обратно в Виртсу.

Поздним вечером были в Пярну, где заночевали в Aisa Hotell. Надо сказать, гостиница - так себе. Чем-то напоминает советские гостиницы, а мебель так, по-моему, еще с тех времен и осталась.

Путешествие по Латвии

На следующее утро покинули гостеприимный Пярну и добрались до границы с Латвией. К полудню добрались до Цесиса. Немного передохнули, погуляли, подкрепились и двинулись в сторону Сигулду, где оказались к вечеру а оттуда и до Риги было рукой подать.

Конечно, в Риге больше всего нас интересовал Старый город.

Достопримечательности описывать не буду, о них и без нас много написано. А вот атмосфера города требует особого внимания - кафешки кругом, музыка живая отовсюду льется, персонал радушный. Мы нашли время посетить Юрмалу. Тоже замечательный город.

Путешествие по Литве

Пробыв в Латвии три дня, отправились в Литву в Клайпеду, где остановились в Memel Hotel. Утром следующего дня поехали на Куршскую косу. Зашли в морской музей, прошлись по косе. Виды на море и Куршский залив поразили до глубины души. Видели серых цапель.

На следующий день приехали в Палангу. Этот город понравился даже больше Юрмалы. А на следующий день отправились в сторону Вильнюса.

В Каунасе осмотрели замок.

В Вильнюсе отдыхали в гостинице Каролина, прекрасном месте в самом центре. В номерах шикарные ковры, светлая мебель, а на завтрак - шведский стол. В ресторане отеля отведали блюда национальной кухни. Вдоволь нагулялись по городу, причем, так, что к вечеру ноги просто отнимались.

В Литве есть очень интересная особенность - карты принимают не везде, так что наличку лучше иметь при себе, особенно, если отправляетесь в музей, например. Отдохнув в Литве, отправились в обратный путь. До границы с Белоруссией доехали быстро, так как расстояние - небольшое. Границу прошли за полчаса, и это еще с оформлением такс-фри. Минск обогнули по кольцевой. А дальше уже по трассе Минск – Москва долетели до дома.

Немного о мобильной связи

В прошлом году в Прибалтике пользовались симкой Cellhire (Селлхаер). Карта - международная. 200MB Интернета обошлись в 1350 руб. За саму карту заплатили - 750. Симка работала во всех нужных нам странах, но качество связи, увы, подкачало: нам нужна была связь постоянно, а сеть несколько раз терялась при пересечении границ (в Польше ее вообще два дня не было, еле «выехали» на оффлайн картах). Так что в этот раз почитали отзывы и купили симку от итальянского Водафон, тариф назывался . Она, как оказалось, значительно выигрывает по сравнению с Cellhire. За €3 в день мы получили по 25 минут входящих и исходящих, а также 50 SMS плюс 500 МБ трафика. Качество связи очень порадовало: нигде ни разу не пропала сеть, скорость стабильно 3G. Так что во время путешествия по Прибалтике были всегда на связи, а вечером еще и в сеть выходили. Без Интернета путешествовать не слишком комфортно - без гугл-карт иногда бывает не разобраться, как добраться до той или иной достопримечательности, да и вообще экскурсии планировать проще. Времени сидеть в Интернете у нас особо не было, так что трафика вполне хватало.

Наконец-то у меня дошли руки до написания текста о нашем маршруте автопутешествия по Прибалтике.

Общая длина пути – 2975 километров, но с учетом поездок внутри городов и до окрестных достопримечательностей мы наездили существенно больше - 3672 километра. Сразу скажу, что отправляться в путь стоит только при наличии любви к путешествиям на машине, а если вы едете с ребенком – желательно, чтобы он эту страсть разделял.

Наша дочь, к счастью, растет неутомимой путешественницей, и воспринимает длительные поездки более чем благосклонно – в конце концов, за это время можно послушать целую кучу сказок!

Итак, маршрут с разбивкой по дням:

Утром выезжаем из Москвы по трассе М-1 и едем в сторону Смоленска (380 км). Для экономии времени и нервов очень рекомендую воспользоваться платным объездом Одинцово.
В Смоленске обедаем (очень рекомендую кафе «Питер Пуш» @restoran_peterpush на улице Ленина,14) и движемся дальше в сторону Белоруссии. Никакой границы между странами, даже самой формальной, нет.
Ни одна гостиница Минска нам не понравилась, так что мы ночевали в агроусадьбе «Тихий дворик» в Лагойске (от Смоленска до нее 306 км)

Завтракаем и едем в Минск (расстояние от Лагойска – 40 км).
Там мы сходили в зоопарк @minsk_zoo_official (Ташкентская улица, 40), пообедали и двинулись в сторону границы с Литвой (до пункта перехода Бенякони – 191 км)
Переходим границу и отправляемся в Вильнюс (расстояние от границы – 53 км), где устраиваемся на ночлег

Третий день проходит в Вильнюсе – мы здесь уже были, так что осмотр исторического центра повторять не стали. Вместо этого мы посетили:
Музей под открытым небом «Парк Европы» (дер. Йонейкишкю, LT-15148)
Кафе с огромной игровой «Мир гномов» (Laisvės pr. 88)
Интерактивный «Музей игрушек» (ул. Шилтадаржё, д. 2)

Начинаем двигаться к морю. Выезжаем из Вильнюса в сторону Тракая, но по пути заезжаем в замечательный кукурузный лабиринт (Vilnius–Trakai 16 km)
Выбравшись из лабиринта, едем Тракай и гуляем там по замку (ехать всего 11 км)
Оттуда выезжаем в Каунас для прогулки и обеда (в пути – 87 км)
После Каунаса продолжаем ехать к морю. Нашим коррпунктом на побережье был городок Швентойя (от Каунаса – 250 км)

Приходим в себя после насыщенного дня и осматриваем окрестности. Мы с утра сходили на пляж, а потом поехали в развлекательный комплекс HBH Паланга (Жибининкай, Лeпу г. 23). Там можно запросто зависнуть на целый день.

Утром – море, а потом отправляемся в парк динозавров DINO.LT (Радайляй, Клайпедская обл.). После ящеров можно пообедать и погулять в Клайпеде или Паланге, они совсем рядом.

Завтракаем и отправляемся в старый порт Клайпеды, где садимся на паром до Куршской косы. В этой части косы обязательно нужно посетить Литовский морской музей, он прекрасен.
Возвращаемся на пароме назад, садимся в машину и едем в сторону границы с Латвией. Границы между странами опять же нет.
Ночуем в небольшом, но чудесном городке Лиепая (от Швентойи до Лиепаи – 61 км)

Гуляем по Лиепае, купаемся, если позволяет погода, и отправляемся в Ригу (ехать до столицы 216 км)
Там мы сходили в Латвийский музей природы (ул. К. Барона 4), поужинали и отправились спать

Этот день проходит в Риге – мы его посвятили прогулке по огромного Этнографическому музею Латвии под открытым небом (ул.Бонавентурас 10).
Потом рекомендую заехать на обед или ужин в один из ресторанов сети Lido – там вкусно, дешево и очень колоритно

Завтракаем и идем бродить по историческому центру Риги. Чтобы оценить всю красоту города, взбираемся на башню церкви Святого Петра (ул. Скарню, 19).
Затем покидаем столицу и едем в Цесис, чтобы посмотреть на местный замок (88 км)
После прощаемся с Латвией и выезжаем в Таллин (в пути – 300 км)

Гуляем по Таллину, хотя одного дня тут, конечно, преступно мало.
Мы сходили в Таллинский зоопарк @tallinnzoo (Ehitajate tee 150 / Paldiski mnt 145), средневековый ресторан Olde Hansa @olde_hansa (Vene 1) и съездили на пляж Пирита в 15 минутах от центра города.

Утром гуляем по Таллину, а потом выдвигаемся в сторону границы с Россией – нам было удобнее выезжать через Нарву (211 км). Не забудьте записаться в электронную очередь!
Оказавшись на родине, едем отдыхать и спать в Великий Новгород (расстояние – 272 км)

Завтракаем, гуляем по Новгородскому кремлю и отправляемся в сторону Москвы. Я бы максимально использовала платную Ленинградку, потому что это очень существенно экономит время.
Обедаем и разминаем ноги в Твери (от Новгорода – 387 км)
Последний рывок до Москвы (176 км)

Так получилось, что PRTBRT часто вещает из стран Балтии - в Латвии находится одна из редакционных баз. Часто мы смотрим на то, как наши друзья и знакомые путешествуют по Латвии, Эстонии и Литве, и хватаемся за голову. Поэтому и решили написать эту колонку о том, как по-настоящему прочувствовать эти небольшие страны, где колорит надо действительно искать.

Не ехать маршрутом Таллин - Рига - Вильнюс за один раз

Несколько дней просто ходить по Старым городам трех столиц, пить, есть, глазеть и тратить деньги, а потом сказать: да был я в этой Прибалтике, все одинаковое. Хотя все три города своеобразные и очень разные, понять это можно, лишь приезжая в каждый по отдельности.

За поездку по трем столицам вы запомните какие-то отрывки, но все слипнется в один комок соборов, башен, еды и выпивки. А при этом у каждого города есть свое лицо и свои необычные места, которые вы, скорее всего, не увидите. Просто потому что, формат «три (пять, семь) дней - три города» не подразумевает ничего, кроме бесконечной гонки и прогулок в Старом городе вместе с британскими любителями дешево слетать на мальчишники и упиться, старичками и туристами с паромов.

Совет: Пусть вас не вводят в заблуждение размеры стран - каждую лучше всего смотреть по отдельности. Поэтому не стремитесь объехать все за отведенное отпускное время

Старый город Таллина

Но если все-таки поехали, не проводите все время в Старом городе

Как уже было сказано, у каждого города есть свое лицо и свои места силы: в Таллине это район Теллискиви (Telliskivi), который находится за пределами Старого города. В Риге, например, лучшие бары никогда не находились в черте Старого города: просто отправляйтесь гулять по улице Кришьяня Барона и сворачивайте на небольшие улицы. Именно там будут самые интересные места и заведения, такие как любимый бар редакции - Taka или самая актуальная танцплощадка города - Piens .

В Старом же городе - усредненные развлечения, типичные бары и рестораны, которых много в любых городах Восточной и Северной Европы от Кракова до Стокгольма. Не за этим вы едете смотреть страну.

Совет: Если вы знаете, что в Старом городе жизни нет, то и нужды снимать там жилье тоже нет. Ищите квартиры на Airbnb или отели рядом с местами силы: сэкономите и время, и деньги.

Район Теллискиви (Telliskivi) в Таллине

Еще одно классное место за пределами старого города Риги – Kaņepes Kultūras centrs

Не задерживаться в городах

В городах вы не посмотрите страну, поэтому обязательно спланируйте посещение альтернативных или загородных достопримечательностей.

    Из Таллина можно легко съездить посмотреть карьер в Румму (там до сих пор есть где пролезть, не пугайтесь забора), а дальше отправиться на остров Сааремаа, где достопримечательностей едва ли не больше, чем во всей Эстонии.

    Из Риги обязательно стоит съездить в Ирбене - город-призрак с огромным радиолокатором, переночевать на мысе Колка, посмотреть приморские Вентспилс и Лиепаю. А кто вообще знает о существовании арт-центра имени Марка Ротко в Даугавпилсе? Знаменитый художник родился именно в этом городе.

    Из Вильнюса обязательно стоит съездить на Гору Крестов, посетить ландшафтный парк Europos Parkas - аналог российского Никола-Ленивца, осмотреть Клайпеду и перейти границу с Россией на Куршской косе.

Во всех трех странах много возможностей для разнообразного туризма: альтернативные достопримечательности, экофермы и национальные парки - планируйте маршрут таким образом, чтобы побыть в столицах один-два дня, ознакомиться с основными местами и культурной жизнью, а дальше выезжайте вглубь!

Страны изобилуют крафтовыми семейными производствами всего на свете, от сыра до янтаря. В Латвии ежегодно проходит ярмарка, на которой можно купить не просто вручную сделанные вещи, а современные и красивые аксессуары и одежду. Такими вещами приятно пользоваться не из-за их крафтовости, а просто потому что они удобные и красивые.

Гора Крестов

Карьер в Румму

Но если все-таки задержались, обязательно выезжайте за город хотя бы в один из дней

Если уже поздно и вы остаетесь каждой из столиц на три дня, то не печальтесь: вокруг каждого из городов множество интересных мест:

    около Вильнюса - красивый Тракайский замок;

    из Риги непременно надо поехать в Юрмалу или в национальный парк «Кемери»;

    из Таллина отправляйтесь в национальный парк «Лаахема».

Кстати, локации из предыдущего абзаца применимы и к этому: это Прибалтика, и до любого места в пределах одной страны можно съездить туда-обратно! Главное - не лениться и планировать. Вполне можно арендовать машину на один-два дня или найди водителя с помощью BlaBlaCar, воспользоваться автобусами Lux Express , а может, и вовсе махнуть автостопом. Летом Эстонию наводняют дружелюбные финны, а Латвию с Литвой - поляки и немцы (и менее опасливые туристы на российских автомобилях).

Национальный парк Кемери

Больше времени потратить на поиск

Не все хорошие гостиницы, кемпинги и гестхаусы есть на привычных сайтах бронирования. Например, любимейший в редакции кемпинг Saulesmājas с домиками-бочками на мысе Колка (еще одна шикарная латышская локация - место встречи волн Балтийского моря и Рижского залива) появился на booking.com только в мае этого года!

Или еще один отличный вариант - глемпинг Klaukas в районе Сигулды и национального парка Гауя. И это только то, что на поверхности - таких мест десятки, но придется хорошенько готовиться и поискать.

Кемпинг Saulesmājas

Не забывать, что это уже давно разные страны

Если в головах старшего поколения это до сих пор однородная Прибалтика, то современному путешественнику бросаются в глаза разительные отличия: Эстония и особенно Таллин - полноценная Северная Европа, Литва тяготеет к Польше, а Латвия до сих пор на неопределившемся перепутье, но с европейскими чертами. При этом в каждой из этих стран сохранились уникальные самобытные места и культурные особенности. Понимание этого простого факта поможет по-другому взглянуть на эти соседские страны и выбрать для полноценного путешествия ту, которая ближе по духу!

Проверить билеты в Таллин, а может Ригу или Вильнюс


Нам нужна поддержка наших читателей.

Спасибо, что прочитали этот текст до конца, мы старались. Весь проект PRTBRT создан небольшой командой из двух человек, сейчас сайт читают 200 тысяч человек в месяц - это невероятно здорово!

Но, чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon . Кстати, за пожертвования мы предлагаем бонусы! Плюс в мы объясняем, почему решились на такой шаг.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в

Собирались семьей или компанией поехать в Европу, а цены на билеты влетают в копеечку? Не спешите расстраиваться – рассмотрите автотуризм. Он имеет множество плюсов.

Во-первых, на автомобиле вы можете перемещаться по любой траектории и не ограничены во времени. Во-вторых, если вас хотя бы двое, бензин выйдет намного дешевле билетов (соответственно, чем вас больше – тем выгоднее!). И, в-третьих, вам не надо беспокоиться о перевесе багажа.

А если вы все еще сомневаетесь, читайте ниже реальную историю о том, как мы отправились путешествовать по Прибалтике.

Для первого раза мы решили начать с малого и отправиться на несколько дней в Прибалтику – Латвию и Эстонию. Здесь надо сказать, что в нашем распоряжении были машины только на шипованной резине, а далеко не во всех странах Евросоюза можно ездить на таких покрышках – уточняйте этот момент при составлении маршрута.

Для путешествия в Европу на машине вам понадобится...

1. Надежный автомобиль.

2. Зеленая карта на авто (вроде нашего ОСАГО) – стоит порядка 2500 рублей, можно оформить как заранее, в любой страховой в вашем городе, так и непосредственно перед выездом из РФ. По мере приближения к границе вам то и дело начнут встречаться пункты с соответствующими вывесками, также карты оформляют и на некоторых приграничных заправках.

3. Шенгенская виза. Тут нас ждала неожиданность. Оказывается, сейчас почти все посольства переходят к работе с посредниками. То есть вы, конечно, можете обойтись и без них, но тогда вам придется записываться в консульство на подачу документов недели за две-три и плюс 10 дней на изготовление визы, зато сэкономите 25 евро на услугах Pony Express.

4. Навигатор. У нас был скачан Sygic, который провел нас от дома до дома, то есть до арендованных квартир. Помимо основных функций его можно использовать в режиме пешехода – покажет ближайшие достопримечательности и даст краткую информацию о них.

5. Хорошая компания. Ведь вам придется много времени проводить нос к носу: если в городе еще можно разбежаться по разным местам, а в самолете сесть в разные концы, то в машине никуда вам друг от друга не деться. И еще лучше, если в этой компании найдется второй водитель, которому вы доверяете, – дорога проходит гораздо легче, если меняться за рулем каждые два-три часа.

Кстати, о дороге. Есть несколько вариантов, как выехать в Европу: выбор зависит от конкретного маршрута. У нас первым пунктом назначения стояла Рига, поэтому мы выбрали Новорижское шоссе с прохождением границы в пункте Бурачки (Россия) – Терехово (Латвия). Судя по отзывам знакомых и интернетблогам, шоссе было реконструировано всего пару лет назад. У нас не возникло ни одного нарекания: ни к качеству покрытия, ни к разметке, ни к указателям. Был всего один неидеальный, но и недолгий участок в Псковской области, никаких серьезных неудобств он не доставил.

Выехав из Москвы в 4 утра, уже в 11 мы были на пропускном пункте. В пути было ощущение, что мы одни на трассе. Только в зеркале заднего вида иногда виднелись чьи-то фары, да раз в пять минут встречные автомобили проносились. В очереди на границе мы были третьими, однако минут через десять за нами стоял уже приличный хвост из машин – даже непонятно, откуда взялись все эти люди. При прохождении контроля приходится суетиться в основном водителю: он и все паспорта относит, и машину показывает, и оформляет документы. Пассажиров максимум могут попросить выйти из машины, да и то не всегда. Уладив формальности примерно за час, мы отправились дальше.

По другую сторону границы асфальт стал заметно хуже, но все же приемлемого качества. Кстати, перед границей залейте полный бак – литр 95-го бензина в Латвии стоит примерно 1,8 евро. Следующие 300 км до столицы Латвии заняли у нас около 5 часов – много населенных пунктов на трассе и скорость снижается до 50, а иногда и до 30 км/ч. То есть вся дорога, с учетом прохождения границы, остановок на заправках и обеда, заняла около 13 часов. Для сравнения поезд Москва – Рига идет 16,5 часов.

Парковка в центре европейских городов платная, так что заранее продумайте вопрос, где хранить автомобиль. У нас была договоренность с хозяевами арендованной квартиры о том, что нам дадут ключи от внутреннего двора дома, что помогло нам неплохо сэкономить и не переживать за сохранность транспорта. Кстати, сама квартира со всеми удобствами на четырех человек в 10 минутах ходьбы от Старого города обошлась примерно в 50 евро за ночь.

Конечно же мы сразу отправились в Старый город. Добежав до церкви Святого Петра и оценив ее масштаб, мы поняли, что с дороги порядком проголодались. Оглядевшись, зашли в кафе местной кухни – какая там была рулька! Честно скажу, что это был самый вкусный ужин за всю поездку. Я хотела заказать глинтвейн, но официант предложил попробовать горячий напиток на основе Рижского бальзама и черносмородинового сока – вкуснотища! Счет за ужин в ресторанчике в центре около 20 евро на человека – это мясо с гарниром и напиток. В некоторых, но не во всех заведениях автоматически включают сервисный сбор – 10%.

На еде можно сильно сэкономить, если питаться дома или в заведениях аналогичных нашему «Му-му», например. В последнем случае очень плотный ужин обойдется примерно в 10 евро. Но мы рассудили, что потеряем часть колорита, не исследовав местную кухню.

Погуляв еще немного по вечернему центру и тщательно продегустировав глинтвейн на центральной площади, отправились отдыхать.

Наутро мы, оставив автомобиль, отправились в Юрмалу на электричке. Дело в том, что вокзал находится прямо рядом со Старым городом, электричка идет всего 20 минут, и мы решили не заморачиваться. Да и цена на бензин опять же… Юрмала – это курорт на побережье Рижского залива. В самом центре располагается станция Майори, на которой мы и вышли. Раньше именно тут проходили «Новая волна», КВН и прочие фестивали. Очень уютный городок с красивой архитектурой и соснами. На пляже зимой ветер, конечно, сбивает с ног, но на самих улочках тихо и ничто не мешает прогулке. Представляю, как здесь здорово летом! Особенно хорошо это место подходит для семейного отдыха.

Вернувшись в Ригу и вооружившись путеводителем, мы снова направились в Старый город. Если есть желание, то на площади у Дома Черноголовых можно нанять личного экскурсовода, который проведет по городу и все подробно расскажет. К сожалению, нам не удалось подняться на смотровую площадку церкви Святого Петра: из-за сильного снегопада это не имело смысла. Следующим утром мы хотели сходить на 20-минутный органный концерт в Домском соборе. Поэтому зашли купить билеты. Как позже оказалось, это было очень верное решение – непосредственно перед концертом в кассу стоит огромная очередь. Пройдя дальше и заглянув в собор Святого Иакова, мы попали на окончание службы и как раз играл орган. «Эх, плакали мои 10 евро, зря потратилась», – подумала я. Правда, оказалось все же, что орган Домского собора звучит намного чище, даже на мой дилетантский взгляд. Но если вы хотите сэкономить, это вполне себе вариант.

На следующий день после концерта мы отправились в Таллин. Между городами около 300 км, и этот путь занял около пяти часов. Пересечение границы чисто формальное: проезжаете, не останавливаясь, на небольшой скорости КПП, и все – вы в Эстонии. Трасса сразу ощутимо меняется – дорожное покрытие становится лучше, камер гораздо больше, а бензин дешевле (около 1 евро за литр). В Таллине мы так же припарковались в закрытом дворе дома с предварительного разрешения хозяев. Цена квартиры сопоставима с рижским жильем – 50 евро за просторную квартиру в пешей доступности от исторического центра.

На Ратушной площади, последовав за очень вкусным запахом, мы оказались в средневековой таверне «Три дракона». На полном серьезе, никакого электричества и столовых приборов – суп надо пить из чашки-миски! Выбор блюд ограничивается одним видом супа, кабаньими ребрами и сосисками на горячее, также есть пирожки с различными начинками и напитки. Цены демократичные для туристического центра: ужин с сосисками – 12 евро, с ребрами – 20 евро. Конечно, хотелось попробовать необычное, и я выбрала кабаньи ребра. Порция о-о-очень большая и ее вполне хватит на двух барышень. Объективно мясо приготовлено хорошо – не жесткое, очень сочное. Но уж очень у него специфический маринад, отдает сладостью. А сладкое мясо – это… не мое в общем. Хотя окружающие мужчины под пиво уплетали с удовольствием.

Утром мы решили наверстать упущенное и отправились на смотровую площадку, что в башне Толстая Маргарита в Старом городе. Чтобы попасть наверх, надо купить билет в Морской музей за 6 евро. Хорошие новости – если вы путешествуете семьей, для вас билет будет стоить 12 евро на всех. Перспектива гулять по скучному профильному музею нас совсем не обрадовала, но каково же было удивление, когда он оказался на редкость увлекательным. Тут и интерактивные экспозиции, и настоящие мачты с парусами с затонувших судов, и модели кораблей. В общем, интересно будет и большим и маленьким, для мальчишек – вообще рай. А еще можно отправиться в Гидрогавань, вторую часть музея, и полазить там по настоящей подводной лодке!

В принципе пары дней достаточно, чтобы осмотреть историческую часть обеих столиц. Если хочется съездить за город или более подробно углубиться в изучение музеев, конечно, лучше выделить побольше времени.

Обратный путь в Москву занял у нас примерно те же 13 часов через пропускной пункт Лухамаа (Эстония) – Шумилкино (Россия). Пара отличий от латвийской границы: лучше бронировать время прохождения границы заранее – потратите около часа. Сколько придется стоять в живой очереди, неизвестно. И еще надо заплатить сервисный сбор около 5 евро с машины.

Итого:

Всего на дорогу у нас ушло около 12 тысяч рублей на бензин для седана с движком 1,6 на автомате. Для троих человек получилось намного дешевле билетов.

Зеленая карта (страховка) – 2500 рублей.

Сервисный сбор на эстонской границе – 5 евро.

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва - МАПП Бурачки - Рига - Таллин - Тарту - МАПП Куничина Гора - хренова туча километров по проселкам Псковской области - Москва. Протяженность в обе стороны - 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги - 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг - снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже !

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, - беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь - раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, - не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало - в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала - с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе - запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река - это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем - стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, - даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость - тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое - памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное - мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке . Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают - чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», - говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней - исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут - на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию - стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они - такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней - за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее - похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца - сделай это на эстонском. Не можешь - возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после - сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия - угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной - еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.