Дворец кваренги казанская 7. Краткая биография джакомо кваренги. Технические особенности БЦ «Дворец Кваренги» «Дворец Кваренги»

Рядом с усадьбой Разумовского находился обширный двор, сменивший в XVIII в. нескольких владельцев. В 1730-е гг. это был двор Степана Васильевича Лопухина - двоюродного брата первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной. Он женился на Наталье Федоровне Балк, племяннице фаворитов Петра I и Екатерины I В 1743 г. Лопухина была обвинена в заговоре против власти и отправлена в ссылку с мужем и сыном. Все имущество Лопухиных конфисковали.
Двор Лопухиных в 1750 г. императрица пожаловала купцу Штегельману, поставлявшему ко двору иностранные товары. В 1762 г. Генрих Христиан Штегельман именным указом пожалован в «гоф-факторы». Арх. Растрелли в 1750-1753 гг. построил для нового владельца двухэтажное здание с флигелями по сторонам. После смерти Штегельмана некоторое время владелицей была его вдова Анна Кристина, но в 1764 г. усадьбу приобрела казна, и Екатерина II подарила бывший «Штегельманов двор» Григорию Орлову. Вероятно, тогда неизвестный нам арх. перестроил здание в формах раннего классицизма В ноябре 1796 г. именным указом вступивший на престол имп. Павел пожаловал «бывший дом Штегельмана», как его по-прежнему называли, графу Алексею Бобринскому, сыну Екатерины II и Григория Орлова.
Как дворец Разумовского, и этот дом был куплен казной для Воспитательного дома.
Первый известный нам владелец находящегося рядом участка, имеющего ныне №52 по набережной реки Мойки, некийЛеонтий Макушев, в 1734 году продал свой двор морского фло та лейтенанту Федору Григорьевичу Волконскому. Новым владельцем через пять лет стал Яков Федорович Балк, сосед и брат Натальи Федоровны Лопухиной.

В купчей 1739 г. приводятся размеры участка: по берегу р. Мойки 16 саж. 2 1/4 арш., по нынешней Казанской ул. - 16 саж. 1/4 арш. В донесении служителей Балка в 1740 г. сообщается, что владелец желает строить по наличной линии каменное, а по задней регулярное деревянное строение. Обмер участка производи арх. Коробов. Неизвестно, успел ли Балк построить задуманное. У следующего владельца графа Гавриила Ивановича Головкина двор был уже с каменным и деревянным строением и с домом. После этого до конца XVIII в. сменилось несколы обладателей участка.

В 1850-х гг. Фердинанд Августович Битепаж - известный как крупней книготорговец в Петербурге. М. А. Битепаж с 1880-х гг. стал хозяином фабрики музыкальных инструментов - роял и пианино - бывшей фирмы Беккер (в советское время - Красный Октябрь). Фридрих Битепаж и приобрел одну из сам обширных усадеб в центре столицы, которую у него позже купила казна для Воспитательного дома.
Руководство Воспитательным домом и другими благотворительными учреждениями осуществлял Опекунский совет.

В 1804 г. для него было решено построить новое здание. Проект создавал арх. Джакомо Кваренги. Строительство велось в 1808-1810 гг. Было возведено капитальное сооружение с массивными сводами и рядом помещений для размес-тившихся здесь учреждений. Особую известность приобрел «Зал с пеликанами», в котором помещены изображения пеликанов. Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить Своим мясом птенцов, стал эмблемой Воспитательного дома, автором этой эмблемы был Джакомо Кваренги.
Помимо деловых помещений были в здании и квартиры чиновников.
Вскоре здание начали расширять и перестраивать. В 1837-1839 (?) гг. работы по перестройке вел арх. Петр Сергеевич Плавов. Плавов пристроил к зданию Кваренги с южной стороны флигель, увеличив длину фасада вдвое с 50 до 100 м, перепланировал некоторые внутренние помещения, создал новую парадную лестницу. Торжественный вид просторному вестибюлю на первом и втором этажах придают колонны.

В систему предприятий, доход от которых использовала для нужды Воспитательного дома, входил ломбард, находившийся в здании Опекунского совета, как помечено на план Шуберта 1828 г. Здесь же, очевидно, жил статский советник Павел Иванович Енден, бухгалтер при ломбарде.

Задачей Опекунского совета были не только сбор средств и финансирование подведомственных заведений, но и приумножение капиталов. В 1842 г. здесь открылось новое кредитное учреждение - Сберегательная касса. 30 октября (12 ноября) 1841 г. имп. Николай I подписал указ об учреждении сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом». В первый же день в сберегательной кассе побывали 76 вкладчиков. Самым первым стал Николай Антонович Кристофари, сын выходца из Италии. Вопросам кредитного дела он не был чужд. Кристофари начал службу в должности писаря при директоре Экспедиции санкт-петербургской ссудной кассы. В 1854 г. он уже статский советник и кавалер, директор II Отделения Сохранной казны по вкладам, через год - директор канцелярии Санкт-петербургского Опекунского совета с чином действительного статского советника. С середины 1860-х гг. Кристофари занимал должность управляющего карточной фабрикой, как мы знаем, доход от продажи карт был важен для существования Воспитательного дома и связанных с ним благотворительных учреждений. При открытии сберегательной кассы Кристофари внес самый крупный одноразовый вклад - 10 рублей серебром.
Минимальный вклад составлял полтинник. Можно было копить деньги и по мелочи у себя дома. Для этого вкладчику давалась копилка, которую он постепенно наполнял. Ключ от копилки хранился в сберкассе, куда вкладчик приносил наполненную копилку или вызывал к себе сотрудника сберкассы с ключом, копилку вскрывали, деньги пересчитывали и клали на счет клиента.
Такую копилку можно увидеть в ведомственном музее, открытом в 2001 г. к 160-летию Сберегательного банка России. Там представлены старые конторские счета, денежные знаки, сберегательные книжки, образцы старой Гишковской мебели, которую часто украшали фигурами грифонов - символом сохранения богатства.

В дальнейшем главная сберкасса переехала на Садовую ул., 21. А на Казанской, 7, сохранился зал с пеликанами, в котором заседали члены Опекунского совета.
Необходимость дополнительных помещений потребовала перестройки здания. Производились эти работы в 1856-1859 гг. по проекту арх. Таманского Петра Ивановича. Таманский в 1853-1856 гг. состоял архитектором Опекунского совета. Таманский увеличил протяженность здания до 150 м, изменив отделку фасада. При Перестройке были сохранены Зал с пеликанами, парадная Лестница и вестибюль, созданные П. Плавовым. Таманский в Пристроенной им части создал еще одну парадную лестницу.

До 1917 г. в здании размещалась Канцелярия ведомства имп. Марии, главным управляющим Канцелярии в 1910-х гг. был Дмитрий Петрович Голицын,

Перед Октябрем 1917 г. здесь находилось ведомство, которое управляло приютами для сирот, слепых и глухих, богодельнями и др. благотворительными учреждениями - Опекунский совет. После Февральской революции это учреждение стало именоваться Министерством государственоого призрения. Здесь же были сосредоточены картотеки для выплаты пенсий по старостии инвалидности. В октябре 1917 в Смольном было создано Советское правительство, народным комиссаром государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай. Но когда Коллонтай пришла на Казанскую ул., швейцар ее даже не пустил, чиновники встретили ее обструкцией. С большими трудностями, завоевав поддержку младших служащих бывшего министерства, Коллонтай наладила работу созданного Народного комиссариата государственного призрения.
В советское время здесь размещалась 221 школа. Школа работала всю блокаду.

В 1920-е гг. в доме №7 еще хранился архив учреждений ведомства императрицы Марии. Тогда же занимал помещения Губернский отдел народного образования. Здесь были кабинет заведующего, канцелярия, финансовая и снабженческая части, медпункт, секции - школьная, детских домов, экскурсионная и Комиссия по улучшению быта учащихся при Лен. Губисполкоме (КУБУЧ).
В 1930-е гг. ГубОНО сменил Институт гражданского воздушного флота.

Помимо здания Опекунского совета на месте бывших садов располагались здания, принадлежавшие до 2002 г. электромеханическому заводу "Заря".

(. С.) (. Канн П.Я. Казанская площадь (туристу о Лениграде). Лениздат. 1988. С. 142-145., Mary)

В маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья в провинции города Бергамо на севере Италии в состоятельной семье Джакомо Антонио Кваренги и Марии Капиатоне Урсулы Рота родился второй сын Джакомо.

Образование Джакомо получил в лучшем колледже «Милосердие» в Бергамо. Переехав в Рим, Джакомо в течение первых пяти лет менял наставников и мастерские. Случайно обнаруженный трактат Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» стал основой его творчества.

Вскоре он построил первые особняки и получил признание как архитектор у заказчиков в Италии и в других странах.

В январе 1780 года Джакомо Кваренги был приглашен в Санкт-Петербург императрицей Екатериной II. В 35 лет он переехал в Россию как «архитектор двора ее величества», надеясь широко применить свои знания и способности.

Первой работой стала перестройка императорского Екатерининского дворца на реке Яуза в Лефортово. Императрица Екатерина II оценила изящность архитектурных решений и в феврале 1782 года поручила архитектору разработать проект всего внутреннего декора дворца, «а равно и фасад, по колику можно поправить». Сам Кваренги писал, что Екатерина II активно участвовала: «Её величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители». Строя прекрасные дворцы и дома, Кваренги продолжал выполнять царские заказы и Павла I и у императора Александра I.

В конце 1780-х годов Кваренги получил заказ графа Н.П.Шереметьева на перестройку его загородной резиденции Останкино. Кваренги проектировал домашний театр, будучи лично знакомым с П. И. Ковалевой-Жемчуговой, актрисой этого театра, крепостной и затем женой графа Н.П.Шереметьева.

Российская Академия художеств в Санкт-Петербурге 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании избрала Кваренги в «почетные вольные общники».

В 1811 году было приказано всем итальянцам вернуться в Италию – во время подготовки похода Наполеона в Россию. Но Кваренги не выполнил приказ итальянского короля и был заочно приговорен к смертной казни с конфискацией имущества. Его родиной стала Россия.

В 1814 году немолодой Кваренги построил деревянные Триумфальные Нарвские ворота в честь возвращения русской армии с победой из Франции и подготовил проект «Храма в память 1812 г.» в Москве. Это проект не был закончен: 2 марта архитектор скончался и был похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. В 1967 году его останки были перезахоронены в некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. Перед зданием Ассигнационного банка установлен его памятник.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги (итал. Quarenghi, Guarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) - известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Состоял почётным вольным общником Императорской академии художеств.
Джакомо Кваренги родился в селении Рота Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.
Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780–1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783–1787), Академии наук (1783–1785), Ассигнационного банка (1783–1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге. При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792–1796) и здание театра в саду близ Большого дворца. В это же время построен дворец графа Завадовского в Ляличах.В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800–1807), здание «Кабинета его величества» (1803–1806), Мариинская больница для бедных (1803–1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804–1807) и Смольного института благородных девиц (1806–1808). Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы - характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.


Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад

В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию.
Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть.
По окончании строительства Эрмитажного театра (1787) зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней. Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным. В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры. Новый памятник на его могиле - полуколонна с урной на постаменте - был установлен Музеем городской скульптуры.



Кваренги, Джакомо - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Главный фасад с частью трибун

Кваренги, Джакомо - Биржа в Санкт-Петербурге. Фасад и перспектива

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси

Кваренги, Джакомо - Большой театр в Санкт-Петербурге.
Часть ярусов зрительного зала с царской ложей. Совмещенный фасад и разрезы

Кваренги, Джакомо - Вид Михайловского замка

Кваренги, Джакомо - Воскресенский монастырь на Истре, или Новый Иерусалим вблизи Москвы

Кваренги, Джакомо - Гробница адмирала С.К. Грейга в соборе Вышгорода

Кваренги, Джакомо - Зал во дворце герцогини Моденской в Вене. Поперечный и продольный разрезы

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Восточная галерея у Висячего сада.
Центральный павильон. Продольный разрез

Кваренги, Джакомо - Малый Эрмитаж. Музейные залы над корпусом конюшен и манежа.
Часть продольного разреза

Кваренги, Джакомо - Павловский дворец. Туалетная поперечный разрез

Кваренги, Джакомо - Панорама сел Коломенское и Дьяково в окрестностях Москвы

Кваренги, Джакомо - Пейзаж с церквями у реки

Кваренги, Джакомо - Покровский собор и Спасская башня в Москве

Кваренги, Джакомо - Смольный институт в Санкт-Петербурге.
Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Кваренги, Джакомо - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге.
Иконостас угловой церкви фасад и план

Кваренги, Джакомо - Соборная площадь в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Теремной дворец в Московском Кремле

Кваренги, Джакомо - Терраса с фонтанами на бульваре. Фасад и план

Кваренги, Джакомо - Торговые ряды при Аничковом дворце в Санкт-Петербурге.
Фасад, въезд со стороны Фонтанки вариант

Кваренги, Джакомо - Церковь-усыпальница в имении А.А. Безбородко Стольное. Главный фасад

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья, входящего в провинцию североитальянского города Бергамо.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже «Милосердие». Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию.
Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей.

Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых четырех-пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские и не получил систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре, однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.
Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом «к удовольствию названных господ». После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.
«…Благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой», - писал он.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.
Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Здесь он надеялся широко использовать свои знания и способности. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву.

По своему служебному положению «архитектора двора её величества» Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить по достоинству выдающиеся способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца, «а равно и фасад, по колику можно поправить».

Архитектору пришлось разрабатывать свои предложения, не ознакомившись воочию с московским зданием и только изучив находившийся в Петербурге старый проект, который был уже в основном осуществлен. В этих условиях для Кваренги оставалась возможность лишь «причесать» по-новому готовую постройку.
Зодчий с честью вышел из этого трудного положения. Он предложил акцентировать центральные части продольных фасадов протяженными колоннадами большого ордера. Антаблемент этого ордера он продолжил по периметру всего дворца и завершил его балюстрадой вдоль края крыши. Лаконичными приемами Кваренги добился подчеркнуто горизонтальной системы архитектурного оформления.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - «одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения…». Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.
Здание с восьмиколонным портиком ионического ордера и фронтоном, в проекте украшенным статуями, поднято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда ещё не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и сильной пластикой главного фасада, несомненно, рассчитанного на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки «при эрмитаже каменного театра… по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия».
Перед зодчим была поставлена трудна задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию.

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Он писал, что «старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями… Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится… На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам: вопервых, она наиболее удобна в зрительном отношении и, вовторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище. Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей…»

В конце 1780-х годов Кваренги участвовал в небольшом закрытом конкурсе, объявленном графом Н. П. Шереметевым. Дом на Никольской не был построен. Граф решил ограничиться перестройкой своей загородной резиденции в Останкино. Для участия в этой работе он пригласил несколько зодчих, в том числе и Кваренги. Проектирование домашнего театра Шереметева было особенно приятно для Кваренги, потому что он был лично знаком с П. И. Ковалевой-Жемчуговой, ведущей актрисой этой группы, в прошлом крепостной, а затем женой графа Шереметева.

Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.
Невозможность изза местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции заставила Кваренги отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный Побразный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко - с замкнутыми ансамблями и классицизма - с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.

Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: «Её величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители». Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех её требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.
После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения «ввиду… многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями», поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Разрешение было получено. Там он и жил до конца своих дней.

До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната. Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а ещё год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.
В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и ещё четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги «был совершенно не приспособлен». Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793–1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал.
К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Высокое избрание было осуществлено не без участия его шведских друзей - скульптура Т. Сергеля и архитекторов Ф. М. Пипера и Ф. Блома. Кваренги часто посылал им свои чертежи и рисунки, держа их тем самым в курсе своих работ.

Официальное признание зодчего санктпетербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в «почетные вольные общники».
В первые годы нового века Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно-воспитательного назначения. Одно из них - Екатерининский институт - существует и ныне. Оно выстроено в 1804–1807 годах на набережной Фонтанки. Постройка другого началась в 1806 году, и через два года уже велись отделочные работы. Это - широко известное здание Смольного института.

Участок, где предполагалось разместить здание Екатерининского института, был занят обширным садом, принадлежащим так называемому Итальянскому дворцу. Имея в своем распоряжении большое пространство запущенного сада и ветхий дворец, Кваренги спроектировал обширный замкнутый ансамбль из четырех корпусов, охватывавших квадратный двор, в центре которого разместил круглую купольную церковь, связанную крытыми переходами с двумя боковыми корпусами.

Проект оказался чрезмерно дорогим, и архитектор представил новый вариант в виде одного корпуса, поставленного вдоль набережной. На оси здания в саду Кваренги предусмотрел невысокую купольную ротонду церкви и две одноэтажные бытовые постройки. Затем зодчий сделал ещё один вариант главного фасада, обогащенного за счет фронтонного портика из восьми полуколонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого рустованного этажа. В отличие от предыдущих вариантов в проекте, утвержденном в июне 1804 года, не была предусмотрена церковь.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института. Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.

Здание имеет ясную планировку и простую по композиции, но нарядную по формам архитектуру главного фасада с совершенной колоннадой композитного стиля; она гордо поднята на высокую аркаду портика. Торжественный характер архитектуры Смольного института и решение его в ансамбле с архитектурой соседних строений и берегом Невы позволяют видеть в нем явление высокого классицизма и ставят в ряд лучших произведений этого стиля, возведенных в Петербурге.

В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом. Постройка манежа в 1804–1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. В одном из писем он пишет о своем чересчур горячем характере, от которого он, прежде всего, сам и страдал: «При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какиелибо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю».

В другом письме он писал: «Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении, и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность».

Второй брак Кваренги длился около десяти лет. В 1811 году Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины. Там же летом он вступил в третий брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А. Мацци в биографии зодчего пишет, что «Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами». После женитьбы Кваренги возвратился в Петербург и вскоре «понял, что ошибся и не последовал вовремя советам своих друзей не заключать этого необдуманного брака». Брак со стороны жены был по расчету.

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людей. В том же письме он сетует и на петербургское окружение: «Несмотря на всю доброту е. в. ко мне, все его окружение думает иначе, и зависть приводит к тому, что они мне всюду служат дурную службу и до сих пор я не нашел никого, кто бы решился сообщить е. и. в. о моем состоянии дел… Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей». Пессимизм объяснялся, с одной стороны, тем, что состарившийся зодчий, действительно, все больше уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, а с другой - драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект «Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!
Но построить ему помешала смерть. 2 марта 1817 года он скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище. В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.
Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов».

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.