Остров мертвых. Проклятие вещей и проклятые места Старая национальная галерея, Берлин

Поздравляем великолепную пятерку, из которых в Латвии на данный момент проживают только двое, если не ошибаюсь!

Сначала рассказ о картинах, а потом о месте, ради которого угадайка задумывалась. Особо впечатлительным людям под кат лучше не заглядывать... Кстати, к вопросу о том, много ли мы помним о событиях, происходивших менее ста лет назад.


Прежде чем дать ответ на угадайку, хочу показать, какой логический ряд образовывали предложенные в тот раз фотографии, на какие мысли должны были наводить.

Фото №3 и 4 в посте-угадайке были такими:

Многие узнали, где это находится - в России, в Выборге, в парке Монрепо.
Капелла Людвигсбург была построена между 1822 и 1830 годами по проекту английского архитектора Ч.Х. Тэтама. С этого времени остров превратился в семейный некрополь баронов Николаи и получил название Людвигштайн. Остров на литографии Ж. Жакотте (1840):

Официальное название места - остров Людвигштайн и капелла Людвигсбург. Неофициально остров называют Островом мертвых:

Сейчас сухопутной дороги на выборгский Остров мертвых нет, что окружает некрополь дополнительной завесой тайны:

Картины №6 и 7 в посте-угадайке - это Арнольд Бёклин, картины "Остров мёртвых", самые известные работы швейцарского живописца, графика, скульптора; одного из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века:

Художником было создано пять (возможно, шесть) вариантов картины на эту тему. Все они были написаны в Италии в течение нескольких лет и отличались друг от друга деталями в композиции и по цветовой гамме, до наших дней сохранилось четыре, которые ныне находятся в Базеле, Нью-Йорке, Берлине и Лейпциге.

«Остров мертвых» - самое известное и загадочное полотно Бёклина, ставшее иконой символизма. Таинственный остров с входом, напоминающим ворота кладбища, словно вырастает из темной глади морской воды. Композиция полотна строго продумана: ритмичным вертикалям кипарисов и мраморных скал с узкими пещерами противопоставлена горизонталь моря. Лодка с гребцом и закутанной в белое фигурой медленно приближается к острову.
Возможно, картина восходит к античной традиции, описанной другом Ницше филологом Э.Роде: любимцев богов и героев хоронят на островах, а массам достается подземное царство. Одно бесспорно - «Остров мертвых» это поэтическое размышление об историческом ходе времени, его скоротечности, об одиночестве человека в мире.

На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Стикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся круговом движении . Мозаичный фрагмент с этой картины сохранился на Введенском кладбище (колоннада на могиле Георга Лиона и Александры Ивановны Рожновой, 1910-е гг., мастерская "Роб.Гвиди СПб"). Когда-то мозаика-двойник украшала и Смоленское Лютеранское кладбище (надгробие члена немецкой общины Петербурга Густава Байермайстера).

Немецкий художник Макс Клингер в начале XX века исполнил по картине «Остров мертвых» знаменитую гравюру, которая сделала этот сюжет Бёклина всемирно известным:

В 1908 г. С.В. Рахманинов написал к картине "Остров мёртвых" симфоническую поэму ("Остров мёртвых" Op. 39.). Позже, все еще будучи под впечатлением от картин Бёклина, он приобрёл свою виллу "Сенар" в Швейцарии только из-за сходства с картиной. Композитор даже распорядился взорвать скалы на берегу озера, чтобы еще более усилить сходство реального пейзажа с картиной Бёклина. Одна из репродукций висела над кроватью Ленина в Цюрихе.

Картины №8 и 9 - это работы Ханса Руди Гигера, швейцарского художника, представителя фантастического реализма, наиболее известного своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». В угадайке были две его работы по мотивам все той же картины Бёклина:

Итак, шесть картин в угадайке называются "Остров мертвых", и, казалось бы, латвийское место тоже должно было бы так называться. Однако...

Эту логическую линию нарушило фото №5 в том ряду:

Это тоже остров, но на сей раз в Минске. И называется он вот как:

Обустроен он был вот по какой причине (см. п.3):

Если предыдущие фото - это просто некрополи, то здесь - мемориал воинской славы:

И отсюда возвращаемся к фото №2 - логический ряд подвел нас к тому, что это остров, тематически связанный со смертью и, предположительно, воинской славой:

Так и есть - это Остров Смерти на реке Даугава (Западная Двина) в Латвии. Вы ничего не замечаете на этом фрагменте?

На максимальном увеличении при съемке с противоположного берега реки становится заметен обелиск на берегу Острова Смерти:

По-латышски остров называется Наавес сала:

Фотографии обелиска на острове, сделанные в конце 1920-х годов и в 1934-м. На переднем плане памятник Неизвестному стрелку, установленный скаутами в 1930 году:

Вы уже поняли, что этот обелиск каким-то образом связан с Первой мировой войной. Обелиск павшим воинам на Острове Смерти.
Линия фронта в 1914-1917 годах. Остров Смерти расположен в верхней части линии фронта, приблизительно в 20 с небольшим километрах по реке от Риги:

Во время Первой мировой войны, во время отступления русских войск, т.н. Искульский плацдарм (от о. Доле до устья реки Огре) или «Остров смерти» - стал местом подвига двух рот российской армии, преградивших путь противнику к переправе, он затем удерживался в течение двух лет, а обе стороны несли большие потери. В те времена остров на самом деле был еще полуостровом.

Оборона русскими войсками и латышскими стрелками укрепленного участка на левом берегу Даугавы напротив Икшкиле («Остров Смерти»), в то время как основные силы находились на правом ее берегу:

Схема на латышском языке. Перевожу подписи к ней:
- окопы российских войск
- окопы немецкой армии
- ограда из колючей проволоки
- временный мост
- место переправы на лодках
- место переправы на кораблике:

Место сражений Первой мировой войны - полуостров площадью 2 квадратных километра - в 3,5 км на запад от железнодорожной станции Икшкиле. С марта 1916 г. 3-й Курземский и 2-й латышский стрелковый батальон помогали русским частям защищать этот небольшой плацдарм, который российская армия при отступлении осенью 1915 г. на правый берег Даугавы, сохранила за собой на левом берегу реки. Укрепления интенсивно обстреливались днем и ночью. Части обороняющихся сменялись практически каждые три недели. Обстрел места на фото того времени:

Пешеходный мост с Острова смерти во время его обстрела немецкой артиллерией летом 1916 года:

Телефонный кабель, связывавший защитников плацдарма с противоположным берегом. На заднем плане наплавной деревянный мост:

Русские солдаты в левом секторе обороны Острова Смерти в ноябре 1916 года:

Похороны на Братском кладбище в Вецпельши павших в ночной битве 4-5 июля 1916 г. на Острове Смерти воинов 3-го Курземского латышского стрелкового батальона:

Мы подходим к самому главному, из-за чего остров получил свое название. Видите на фото ниже, что солдаты в траншеях находятся в противогазах?

25 сентября (8 октября по новому стилю) 1916 г., когда на позициях находились русские части, немецкие войска провели газовую атаку на Острове смерти, которая явилась первым случаем масштабного применения такого рода оружия в Латвии во время Первой мировой войны. Отравились около 1400 солдат и офицеров (по др. сведениям ок. 2000), не имевших противогазов. Погиб почти полностью находившийся в этом месте Каменецкий пехотный полк, бойцы которого приняли ужасную мучительную смерть от отравляющего газа.

Срочно на помощь были переправлены латышские стрелки. Хотя у них были противогазы, однако полностью от отравления они не спасали. Было отравлено газом 120 стрелков из 2-го Рижского батальона, который 8 дней выдерживал атаки немцев на Острове. Защищая этот плацдарм, пала большая часть латышских бойцов (оба батальона потеряли 167 человек), потому стрелки это место назвали Островом Смерти (Nāves sala).

Из школьного учебника:
В 1916 г. на левом берегу Даугавы, у Икшкиле, латышские стрелки в течение нескольких месяцев обороняли участок суши, который называли "Остров смерти". Ночью через Даугаву на лодках доставляли боеприпасы, а обратно вывозили раненых и погибших. Немцы постоянно обстреливали окопы стрелков из пушек и минометов, применяли и боевые отравляющие газы.
Г. Курлович, А. Томашун "История Латвии", 5 класс. Рига, "Звайгзне", 1992 г.

На фото - 240 русских солдат из 173-го Каменецкого пехотного полка, погибших от немецкой газовой атаки, в короткое время перед захоронением у Карамурского фольварка в сентябре 1916 года:

Фотографии разрушений на Острове Смерти:

Особенно кровавые бои развернулись в 1916 году, когда русские войска, чтобы облегчить положение французской армии под Верденом и на Сомме, начали наступление на Северном фронте. На суше наибольшая тяжесть легла на дивизии 43-го корпуса генерала В.Г.Болдырева, защищавшие Икскульский плацдарм. В крутой излучине Двины, напротив Икшкиле, с апреля по сентябрь 1916 года на левом берегу реки стойко держали укрепления перед мостовой переправой сибирские и латышские стрелки. Их били снарядами, травили газами. Они стояли насмерть. Это место бойцы прозвали: «Остров смерти», и братские могилы его защитников напоминают сегодня о тех страшных потерях, что понесла тогда российская армия.

В защите плацдарма латышские стрелки принимали участие до октября 1916 г., а русские войска до июля 1917 г., когда по решению вышестоящего начальства отступили и столь долго защищаемый плацдарм сдали врагу.
Неподалеку от Икшкиле среди поля находится большой холм - ставший местом последнего упокоения офицеров и солдат этого полка. Там большая группа братских могил, в каждой из которых похоронено 75 или 50 человек.

27 июля 1924 г. Президент Латвийской Республики Янис Чаксте открыл памятник защитникам Острова Смерти (автор - архитектор Эйжен Лаубе). В другом источнике говорится, что это памятник павшим латышским стрелкам (поняли разницу?):

Собственно, три латвийские звезды на памятнике об этом и говорят...

Как и надписи о сынах Латвии, защищавших Отечество:

Памятник в сентябре 1937 года:

После Второй мировой войны памятник был поврежден, потом восстановлен.

До строительства водохранилища Рижской ГЭС здесь был полуостров, теперь – остров, к которому добраться можно только на лодке. Обелиск виден слева от красной точки:

Редкие экскурсии на лодках бывают и в остальной части острова, где были расположены окопы, старые места захоронений и карьеры гипсового камня. Говорят, еще в шестидесятые годы 20 века в его песчаных дюнах достаточно было копнуть разок-другой, чтобы набрать пригоршни гильз, ржавые штыки, патронные ленты, каски времен Первой мировой, винтовочные затворы… Место вокруг обелиска было не столь заросшим, как сейчас:

На левом берегу реки есть указатель к месту, но до острова можно добраться только на лодке:

Кстати, многих сбивает с толку, что всюду написано, что посмотреть на остров можно только со стороны Икшкиле. Так вот - на этой спутниковой карте цифрой 1 показан Остров Смерти, красной точкой примерное местоположение обелиска. Икшкиле - цифра 3 на карте, которая ясно показывает, что со стороны города обелиск не виден. Он виден со стороны цифры 2 - это поселок Саулкалне:

И вот, изучив карту, мы и поехали сразу в Саулкалне. Справа от местного детского сада есть дорога к берегу Даугавы. Собственно, вот она и видимый на горизонте Остров Смерти. Если присмотреться, заметно даже место обелиска:

Эта же дорога, если смотреть со стороны Даугавы обратно:

Казалось бы, причем тут Бёклин из угадайки?

После невероятного успеха у современников картины "Остров мертвых" в бессмертии творчества Бёклина, казалось, никто уже и не сомневался.
Два самых известных поздних полотна Арнольда Бёклина – "Война" (1896) и "Чума" (1898) - словно предвосхитили бурную и драматичную историю XX столетия. Тема смерти в них обретает поистине драматическое звучание. На иллюстрациях ниже два варианта "Войны".

10 мая 2014, 18:56

На днях совершенно случайно в Государственном Эрмитаже набрела на "Остров мертвых". Удивилась - мягко сказано. Я имела удовольствие наблюдать непосредственно три из "канонических" пяти версий картины, о существовании шестой, попавшей в Эрмитаж из частной коллекции, даже не подозревала (о ней вообще мало кто подозревает, и википедия о ней молчит).

Эта "счастливая встреча" подтолкнула меня к созданию поста.

Имя Арнольда Бёклина, большого европейского художника-символиста, некогда гремевшее на весь Старый Свет, сейчас незаслуженно забыто. "Die Toteninsel" ("Остров мертвых") -главная и наиболее известная из его картин, своеобразная икона символизма.

Первый вариант "Острова" пишется художником по заказу мецената Александра Гюнтера в 1880 году. В основе сюжета картины- античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса (или же Ахерона). Через реку души усопших переправляет лодочник Харон.

Май 1880. Das Kunstmuseum Basel

В 1877 году умерла семимесячная дочь художника Мария Анна, похоронили девочку на Английском кладбище во Флоренции. Многие исследователи творчества Беклина полагают, что именно это кладбище стало прообразом "Острова".

Английское кладбище на площади Донателло, Флоренция

Некоторые отмечают его сходство с греческим Понтикониси (т.н. "Мышиным островом"). Беклин бывал на Корфу, и Понтикониси действительно мог послужить моделью для картины.

о.Понтикониси (монастырь Пантократор), Греция

Полотно еще не было завершено, когда художник получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на "Bild zum Träumen" ("картину для грез"). Предполагается, что она видела незаконченный "первый остров" и заказала себе его копию с небольшими изменениями. После смерти Марии Берна ее наследницы продали картину в галерею Фишера в Люцерне, а в 1926 году она оказалась в Музее Метрополитен, где и находится по сей день.

Июнь 1880. The Metropolitan Museum of Art, New York

Как и первые две версии картины, третья была написана во Флоренции. Она была выполнена в 1883 году по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта. Именно с нее Макс Клингер делает офорт, и издательством Гурлитта огромными тиражами выпускаются прекрасного качества репродукции, которые расходятся по всему миру.

1883. Die Alte Nationalgalerie, Berlin

Так в начале прошлого века "Остров" можно было встретить в интерьере каждой второй европейской квартиры. А по словам Петрова-Водкина, репродукции с картины "разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи".

Макс Клингер. Остров мертвых. Офорт. 1890.

"Остров мертвых" украшал кабинет Зигмунда Фройда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе. Набоков упоминает о репродукции "Острова", как о стандартной делали интерьера, в "Машеньке" и "Отчаянии", она же появляется в комнате гадалки, к которой приходит мадам Грицацуева в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова:

Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых - узнать было уже невозможно.

Фотография швейцарского жилища Ильича (Isaac McBride "Barbarous Soviet Russia", 1920)- на стене над кроватью тот самый "Остров" (Изображение маленькое и плохого качества, поэтому верьте на слово:))

Третий вариант картины известен еще и тем, что в 1933 году его приобрел... та-даам! ... Адольф Гитлер, который был большим поклонником Беклина и владел в общей сложности 16-ю его работами. Сохранилась фотография, на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины.
После войны она переехала из Райхсканцелярии в Национальную галерею Берлина, до сей поры там и остается.

А.Гитлер (справа, с усиками и без очков) и В.Молотов (слева, с усами и в очочках) 12 ноября 1940 г. в Берлине. Если приглядеться, можно опознать за спиной фюрера "третий остров" (Отчетливо видны белая фигурка в лодочке, силуэты гор и верхушки кипарисов на фоне неба).

В 1884 году финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины, которую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса. К сожалению, в годы Второй Мировой картина была утрачена, сохранилась лишь ее черно-белая фотография:

В пятый раз художник пишет "Остров" в 1886 году для Музея изящных искусств Ляйпцига (примечательно, что в этот раз картина писалась не маслом, а темперой).

1886. Das Museum der bildenden Künste, Leipzig

А в 1901 году совместно с сыном Карло закончил уже шестой! вариант картины (тот самый, что сейчас находится в нашем Эрмитаже). На шести наконец и остановился:)
К чести Беклина, он не копировал картину, но всякий раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму.

1901. Государственный Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Известно, что поздний Беклин оказал большое влияние на развитие сюрреализма и мистического реализма в живописи. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил "Остров" в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джоржо де Кирико причислял Беклина к своим учителям, влияние Беклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине "Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы".

Сальвадор Дали. Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы. 1932.

Под впечатлением от черно-белой репродукции картины, увиденной в Ляйпциге в 1908 году, Сергей Рахманинов пишет симфоническую поэму "Остров мертвых", которую посвящает Николаю Струве. Рахманинов выбирает для своей поэмы довольно необычный музыкальный размер - 5/8 (как у григорианского Dies Irae) - так кто-то в ней слышит человеческое дыхание, кто-то накатывающие на берег волны или же ритмично загребающие весла Харона. В общем, "полное погружение" гарантировано, рекомендую!


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/fa/b_fa4a7dcf6b9e60d4b2b28983c84a6453.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Этот вариант картины Арнольда Бёклина хранится в Эрмитаже

Слухи о том, что в Эрмитаже хранится трофейная картина из собрания Гитлера, преувеличены


Есть загадки, над которыми ломать голову приходится из века в век. В Эрмитаже таких немало, но даже среди них выделяется история, связанная с картиной знаменитого швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых» — одной из любимейших вещей Сальвадора Дали, Сергея Рахманинова и... Адольфа Гитлера.

В основе сюжета — античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса. Души простых смертных такой чести не удостаиваются.

На полотне запечатлен мифологический кормчий Харон, который перевозит через реку смерти души усопших. Остров, куда направляется его лодка, — полукруглая, напоминающая амфитеатр скала, где среди склепов растут только кладбищенские кипарисы. Собственно, и все. Если не считать того, что эта мрачно-прекрасная картина толкнула Сальвадора Дали на написание собственного полотна «Истинное изображение «Острова мертвых» Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы», нашему великому композитору Рахманинову навеяла симфоническую поэму «Остров мертвых», а американскому писателю-фантасту Роджеру Желязны — одноименный роман.

Картина Бёклина многократно отразилась и в кинематографе, но это позже, а в начале двадцатого века прекрасные немецкие репродукции «Острова мертвых» стали обязательным украшением не только европейских домов, но и, по меткому свидетельству художника Петрова-Водкина, «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи». Арсений Тарковский пишет о картине как о безвозвратно ушедшей примете дореволюционного времени: «Где «Остров мертвых» в декадентской раме?/ Где плюшевые красные диваны?/ Где фотографии мужчин с усами?/ Где тростниковые аэропланы?»

В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX — начала XX вв. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Он украшал кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе, был предметом восхищения Троцкого. Наконец, Гитлер был так очарован этим мистическим сюжетом, что картина нашла место в его рейхсканцелярии. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу).

Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Это не репродукция. Дело в том, что Бёклин писал картину с 1880 по 1886 годы в нескольких вариантах, каждый раз меняя сюжет, размеры, технику исполнения, цветовую гамму изображения, но сохраняя основу композиции. Первая версия хранится в музее Базеля, вторая в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке, третья, «гитлеровская» — в Берлине, четвертую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса, но, говорят, она была утрачена в годы Второй Мировой войны, пятая хранится в музее Лейпцига, наконец шестая — в нашем Эрмитаже.

Но есть и другой взгляд. Так заведующий сектором живописи XIX-XX веков и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Борис Асварищ, с которым мы встретились в его кабинете с чудесным видом на Неву, считает, что было не шесть, а пять картин. Когда я прошу его прокомментировать слух о том, что в Эрмитаже как раз картина из личного собрания Гитлера, попавшая сюда как трофей, он очень сердится, называет это «чушью собачьей».

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мертвых»

«Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, — поясняет искусствовед. — Бёклин написал четыре ее варианта. Пятый был написал совместно с сыном художника. В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов — кажется, третий. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута». — «Труд»), и здесь она осталась. Она была в частных руках, и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» — есть такой музейный термин. Поэтому мы ее выставляем. Вот и вся история».

На мой вопрос о причинах мегапопулярности бёклинского полотна Борис Асварищ ответил: «Когда люди живут сыто, они очень любят рассуждать о смерти и подобных материях. На этом интересе «Остров мертвых» и всплыл». В своей статье, посвященной картине Бёклина, Борис Асварищ пишет так: «В европейской жизни не было другого автора, вызывавшего поначалу столько непонимания и раздражения, затем обожествленного буквально всем континентом, а сразу после смерти почти мгновенно преданного забвению».

Бёклин умер в 1901 году. Между тем сохранился документальный кадр, на котором Адольф Гитлер и Вячеслав Молотов 12 ноября 1940 года ведут переговоры на фоне «Острова мертвых». За спиной фюрера видна фигура в белом хитоне в лодке, просветы над силуэтами горы, верхушки кипарисов...

Интересно, что сейчас знаменитую картину в Петербурге не увидеть. «Экспозиция западноевропейской живописи XIX-XX вв. переезжает в Главный штаб Эрмитажа, — рассказал Асварищ. — Частично она уже переехала и открыта». Хранитель пообещал, что в течение лета экспозиция будет открыта полностью.

Остров мертвых ,

Арнольд Бёклин. «Остров мертвых»

1880 г. Холст, масло. 111 х 115 см. Художественных музей, Базель
1880 г. Дерево, масло. 111 х 115 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
1883 г. Дерево, масло. 80 х 150 см. Государственные музеи, Берлин
1886 г. Дерево, темпера. 80 х 150 см. Музей изящных искусств, Лейпциг.

Все в мире следует понимать как загадку.
Джорджо де Кирико

Гражданин Европы

Арнольда Бёклина можно с полным правом назвать гражданином Европы. Он родился в 1827 г. в Швейцарии, в Базеле, учился живописи в Академии художеств в Дюссельдорфе, в юности много путешествовал. Париж он невзлюбил и провел в нем всего год, а в Риме осел на семь лет. Здесь, в 1853 г., он счастливо женился на семнадцатилетней красавице-итальянке.

Арнольд Бёклин. Автопортрет. 1873 г.

Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда - во Флоренцию, затем в Цюрих... Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

У этих бесконечных переездов были веские причины: в молодости - желание своими глазами увидеть памятники классического искусства Италии, позднее - приглашения на преподавательскую работу, крупные заказы (Бёклин не только писал картины, но и оформлял фресками интерьеры), необходимость дать детям хорошее образование, наконец, не в последнюю очередь, - безденежье.

(Известность пришла к Бёклину далеко не сразу, мнение публики, как он откровенно признавался, его мало волновало, работать в угоду заказчикам он не умел и порой ссорился с теми людьми, от которых зависело его благосостояние.)

Такая подвижность позволила Бёклину не только много повидать и свести знакомство с выдающимися современниками в разных странах, но и синтезировать в своем творчестве художественные идеи, будоражившие в ту пору Европу. Его называли символистом и неоклассиком, последним романтиком и провозвестником сюрреализма.

В мире фавнов и нимф

Бёклин начал с романтических пейзажей. Характерные приметы романтизма часто встречаются и в его зрелых работах: клубящиеся тучи, таинственные тени и всполохи света, нагромождения скал, бушующие волны, живописные руины, одинокие виллы на пустынных берегах...

Приветливая средиземноморская природа, южное солнце, а главное - соприкосновение с классическим искусством Италии, прежде всего с древнеримскими фресками в Помпеях, подсказали художнику новые темы: на холстах Бёклина появились мифологические персонажи. Художник словно открыл окно в блаженную страну, где в камышах играет на дудочке лесной бог Пан, фея-ночь осыпает мирно уснувшую землю маковыми зернами, Тритон трубит в морскую раковину, среди волн плещутся нереиды, а на цветущих лугах резвятся нимфы.

В своих картинах Бёклин постоянно ведет диалог с наследием европейского искусства, отвечая великим предшественникам - мастерам Средневековья, художникам Ренессанса, барокко, классицизма - собственными «репликами» на их произведения. Так, например, сюжет «Автопортрета со смертью, пиликающей на скрипке» (1872) восходит к знаменитой средневековой фреске «Танец смерти» в Базеле и к картине Ганса Гольбейна Младшего.

Поздние работы художника стилистически принадлежат уже 20-му веку. В серии «Война» (1896-97) и в картине «Чума» (1898) классичность и уравновешенность уступают место открытой экспрессии: бешеные кони несут над землей потустороннее войско нелюдей, на крылатом драконе спускается на вымирающий город чума.

Бёклин очищает реальность от всего сиюминутного, бытового, конкретного. Изображение наделено у него какой-то магической достоверностью и одновременно недосказанностью.

Символизм Бёклина был не книжным, не теоретическим, а прочувствованным, естественным - он так изображал предметы и стихии, что за внешней оболочкой ощущалась некая таинственная неуловимая сущность.

В полной мере это завораживающее умение Бёклина проявилось в его главной картине - «Острове мертвых».

«Картина для грез»

Обычно Бёклин не давал названий своим работам, но название «Остров мертвых», скорее всего, принадлежит самому художнику: в апреле 1880 г. он писал из Флоренции заказчику картины, меценату Александру Гюнтеру, что «Остров мертвых» («Die Toteninsel») скоро будет закончен..

Первый вариант картины «Остров мёртвых». 1880 г.

Полотно еще не было завершено, когда Бёклин получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на «картину для грез» («Bild zum Träumen»). Заказчица, которая, возможно, видела незаконченный первый вариант «Острова», стала владелицей второго. Интересно, что стоящая в лодке фигура в белом саване и саркофаг перед ней отсутствовали в первом и втором вариантах картины и были дописаны художником немного позднее.

Второй вариант картины "Остров мёртвых", 1880 г.

Третью версию «Острова» Бёклин выполнил в 1883 г. по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта, а в 1884 г. финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины (утрачена в годы Второй мировой войны).

Третий вариант картины «Остров мертвых. 1883 г.

В пятый раз художник пишет «Остров» в 1886 г. для Музея изящных искусств в Лейпциге.

Пятый вариант картины "Остров мёртвых", 1886 г.

К чести Бёклина, он не копировал картину, а каждый раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму, освещение и находя новые оттенки настроения - от сумрачной безнадежности до просветленного трагизма. Собранные вместе, четыре дошедших до нас варианта «Острова» представляются частями торжественного реквиема, в котором возвышенная скорбь сменяется глубоким покоем, а время отступает перед вечностью.

В основе сюжета картины - античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове. Остров мертвых омывают пустынные зеркальные воды подземной реки Ахерон, через которую лодочник Харон переправляет души усопших.

Историки искусства, конечно же, задавались вопросом о том, какой именно остров вдохновил Бёклина. Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь.

Скалы Фаральони близ берегов Капри

Нельзя не вспомнить и остров-кладбище Сан Микеле близ Венеции, куда тела усопших переправляют в гондолах и где высятся такие же темные, упирающиеся в небо «траурные кипарисы», как на картине Бёклина.

Траурные кипарисы на острове-кладбище Сан Микеле близ Венеции

Эти символизирующие вечную жизнь деревья традиционно сажают в Италии на кладбищах, в монастырях и возле церквей.

Но каким бы островом ни вдохновлялся Бёклин, ему удалось отрешиться от натуры и передать главное - этот остров с вырубленными в скалах склепами и маленькой пристанью не принадлежит земной жизни, он находится в ином, недоступном живущим пространстве.

Лодка с перевозчиком, облаченной в саван фигурой и саркофагом не нарушает своим скольжением безмолвия этого призрачного мира, меланхоличного и лишенного живого дыхания, но по-своему прекрасного.

"Остров мертвых" в интерьере эпохи

После того, как в 1855 г. известный график Макс Клингер создал офорт, воспроизводящий третий вариант «Острова», а владелец картины Фриц Гурлитт выпустил этот офорт огромным тиражом, «Остров мертвых» завоевал всю Европу.

Макс Клингер. Офорт по картине Бёклина «Остров мертвых»

Шрифт «Бёклин»

По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». И не только немецкой. Знаменитая репродукция украшала кабинет Зигмунда Фрейда в Вене, и отец психоанализа упоминал Бёклина в своих лекциях. Она висела над кроватью в комнате В. И. Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). На фотографии столовой выдающегося французского политика Жоржа Клемансо мы видим все тот же офорт.

Меланхоличность «Острова» в точности отражала те настроения в обществе, которые обозначались словом «декаданс», - неясную тоску, мрачные предчувствия, жадный интерес к потустороннему миру, ощущение усталости от жизни, отторжение грубой земной реальности.

В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен. Картина воспринималась современниками как реквием целой эпохе, как прощание с культурой, основанной на гуманистических ценностях и отступающей под натиском индустриализации. Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932).

Сальвадор Дали. Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы. 1932 г.

Бёклин был кумиром и для русской интеллигенции. По словам Кузьмы Петрова-Водкина, репродукции с картины Бёклина «разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи».

Бёклина цитировал Василий Кандинский в трактате «О духовном в искусстве» (1910). «В живописи люблю больше всего Бёклина», - признавался Леонид Андреев. Валентин Серов в 1887 г. писал из Флоренции: «Кипарисы качаются по-бёклиновски».

Бёклину воздавали хвалу в своих рецензиях Игорь Грабарь и Максимилиан Волошин, Александр Бенуа и Анатолий Луначарский. Сергей Рахманинов, будучи под глубоким впечатлением от картины, пятый вариант которой он видел в Лейпциге, написал в 1909 г. симфоническую поэму «Остров мертвых» (всего в 1890-1910-е гг. в Европе было создано пять музыкальных произведений, вдохновленных этой картиной).

Владимиру Маяковскому Бёклин был, разумеется, чужд: познакомившись с сестрами Лилей и Эльзой Каган, он, как позднее вспоминала Лиля, «выжил из дому „Остров мертвых“».

Но и Маяковский не смог проигнорировать этот символ эпохи: «Со стенки на город разросшийся Бёклин // Москвой расставил „Остров мертвых“», - писал он в поэме «Про это» (1923). В 1920-е гг. популярность Бёклина была уже на исходе. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.

Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно». Впрочем, и позднее у картины находились неожиданные поклонники, одним из которых был… Адольф Гитлер.

Пытаясь выстроить культурный фундамент нацистской идеологии, он «назначил» Бёклина художником, наиболее глубоко выразившим «немецкость» и «арийский дух», так же, как он избрал для этой же цели философа Ницше и композитора Вагнера. В «Острове» фюреру, очевидно, импонировала идея избранности героев, «представителей высшей расы», удостоенных вечного покоя там, куда нет доступа душам черни.

В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине. Сохранилась фотография, сделанная 12 ноября 1940 г., на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины Бёклина.

На этом кадре хроники Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне берлинского варианта «Острова мёртвых»

Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

Бёклин окончательно вышел из моды, но к классикам причислен не был. В книгах по истории искусства, вышедших во второй половине 20-го в., ему обычно уделялось лишь несколько строчек, да и то прохладных.

Даже в былой популярности художника искусствоведы часто усматривали доказательство невысокого уровня его работ. Случай в истории европейского искусства не новый и вполне объяснимый: ведь отправной точкой для развития живописи 20-го столетия стало творчество импрессионистов - противников и антагонистов Бёклина.

Наступивший век реабилитировал художника: приуроченная к столетию со дня его смерти выставка с триумфальным успехом прошла в 2001-2002 гг. в Базеле, Париже и Мюнхене. Вышли в свет солидные каталоги и альбомы-монографии, о Бёклине были написаны серьезные статьи и сняты телефильмы. И хотя имя Арнольда Бёклина остается еще недостаточно известным сегодняшней публике, этот художник уже возвращается к нам из длительного и, думается, незаслуженного забвения.

Марина Аграновская

XX век: Хроника необъяснимого. Проклятие вещей и проклятые места Непомнящий Николай Николаевич

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.

В 1961 году Андрей Тарковский снял картину «Иваново детство». В ней есть шокирующая сцена: Иван видит прибрежную скалу, у подножия которой немцы разместили в сидячем положении трупы убитых красноармейцев Ляхова и Мороза. Этот леденящий душу кинокадр смотрится как фрагмент беклиновского полотна, ибо напоминает подлинный остров мертвых.

Из книги Сказка о силе автора Кастанеда Карлос

Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Сказки о силе автора Кастанеда Карлос

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Остров Пасхи Остров Пасхи находится в восточной части Тихого океана, в 2350 милях от Чили. Его первооткрыватели были поражены, увидев, что вся его территория усеяна сотнями гигантских статуй.Каким образом обитатели острова в далеком прошлом обрабатывали эти вулканические

Из книги История гуманоидных цивилизаций Земли автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ ТУЛЕ На гнездовья птицы прилетели. Хлопая крылами по воде, Завертелись белые метели, закружились пары лебедей. А потом вели тропой скалистой взрослые к воде птенцов своих. Оглашался берег звонким писком желторотых шариков живых. Лишь одна гусыня - как из воска -

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ОСТРОВ САМОС Трубят глашатаи: «Измена! Десантники вмешались в бой…»Но к мыслям, как к военнопленным, Уже приставлен был конвой…Дорогие мои, здесь музы подсказывают мне, что пора обрисовать политическую обстановку на «острове Буяне». Когда богоподобному юноше

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава девятнадцатая Остров Луны и остров Солнца Жизнь поистине удивительна! Того, что произошло на маленьком островке посередине озера Титикака, никто никогда не планировал, тем не менее и время, и действие были рассчитаны с точностью, с какой рука хирурга направляет

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

«Остров где-то там» В изложении Хэнкока эта широкомасштабная теория, подкрепляемая археологическими, астрономическими и геологическими свидетельствами, выглядит весьма убедительно. Однако когда мы разбираем ее на составные части и приступаем к более тщательному

Из книги Живые мысли автора Некрасов Анатолий Александрович

Остров Бали Как-то в очень доброй телепередаче «Непутёвые заметки» был показан репортаж об острове Бали. Это остров называют земным раем. Я обратил внимание на то, что на этом острове все улыбаются! Улыбаются много, искренне, от всей души! Естественно, что такая улыбка,

Из книги Учебник магии автора Эстрин Анатолий Михайлович

Остров Петрова Остров Петрова расположен в живописном месте Лазовского природного заповедника на юге Приморского края в бухте Соколовская.Остров Петрова – это Место Силы со своей неповторимой аурой и энергетикой. Благодаря тому что остров охраняется государством и

Из книги Год 2150 автора Александер Тия

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Остров сокровищ Этот обряд построен полностью на мыслеформе. Он действен, как, впрочем, и вся магия.Напишите на листе бумаги свое желание: для чего вам нужны деньги, что вы хотите на них приобрести и т. д. Большинству из нас нужны деньги для улучшения жизни, изменения образа

Из книги От тайны к тайне автора Прийма Алексей

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ Еще одно "странное место" - так называемый Зеленый остров, разделяющий реку Дон на два рукава прямо напротив города Ростова-на-Дону. Длина острова - пять километров, ширина - около двух километров.Слухи о том, что на Зеленом острове "не все чисто",

Из книги Тени старинных замков автора Артур Роберт

Р. Л. Стивенсон ОСТРОВ ГОЛОСОВ Кеола женился на Лехуа, дочери Каламаке, колдуна из Молокая, и жил в доме тестя. Не было колдуна искуснее Каломаке. Он предсказывал судьбу по звездам, по останкам мертвых, знался со злыми духами. Он в одиночку взбирался на скалы, где водились

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-8 (самиздат, интернет-версия) автора Кастанеда Карлос

5. Остров тоналя Мы с доном Хуаном встретились на следующий день в том же самом парке около полудня. На нем все еще был его коричневый костюм. Он снял свой пиджак, сложил его тщательно, но с оттенком высшей небрежности, и положил на скамейку. Его небрежность была очень

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович