Буддизм в бурятии. Буддийское путешествие по бурятии Селенгинский Троицкий монастырь

Иволгинский дацан - главный центр буддизма в России. Буддистские храмы есть в большом количестве и в Калмыкии, но именно Иволгинский дацан считается главным в нашей стране. Он находится в 35 километрах к юго-западу от Улан-Удэ.

1. Главный вход. Сегодня погода испортилась - с утра небо затянуто тучами, идёт проливной дождь. Экскурсию по дацану проводит один из его лам (т.е. священнослужителей), а пока он ведёт другую группу, мы, прячась под козырьками от дождя, изучаем разные безделушки, сувенирную продукцию и осматриваем примыкающую к дацану деревеньку.

2. Суббота - пора свадеб: многие бурятские пары приезжают сюда.

4. Лама, укрывшись от проливного дождя теплом Партии, готов встретить нашу группу и показать ей монастырь.

Я не слишком разбираюсь в буддизме, но для полноты картины приведу некоторую обзорную информацию, которую вычитал в своё время и дополнительно порасспросил у ламы, проводившего экскурсию по монастырю.

Буддизм пришел в Забайкалье из Монголии в начале XVII века. До этого в Бурятии господствовал шаманизм. Люди поклонялись самому Байкалу - духу большой воды, духам местности, камня, дерева, огня, зверей… Элементы шаманизма сохранились и в сегодняшней Бурятии. У дорог часто можно встретить деревянные сооружения в виде ворот, так называемые "або". Это обиталище духа данной местности. Буряты, да и не только они, обязательно делают остановку у "або" и что-нибудь на нем оставляют: монетку, конфету… Во второй половине XVII века, казаки-поселенцы принесли сюда православие, несколько раньше в Бурятии утвердился и буддизм. Императрица Елизавета Петровна своим указом в 1741 году утвердила признание ламаистской веры в Бурятии. К тому времени в Бурятии было уже 11 дацанов. Монгольские ламы не посягали на местные верования, но приспосабливали их к буддизму. К 1917 году в Забайкалье было 44 буддийских монастыря, почти 150 малых храмов и около 6 000 буддийских священнослужителей - лам.

К началу 30-х годов XX века все буддийские монастыри в России были закрыты. Неудачи первых лет Великой Отечественной войны заставили власть искать поддержку у верующих, и она несколько ослабила давление на церкви. В Бурятии разрешили проводить службы - хуралы, но во всей республике удалось разыскать лишь 15 лам, помнивших, как это делается. В 1945-м году верующие пришли в правительство Бурят-Монголии с просьбой открыть старый буддийский храм в Тамче и попросили возродить тамчийский дацан, возобновить молебны, провести службы в честь погибших на войне. Правительство тогда не пошло на это, но разрешило выделить для верующих небольшую территорию в степи возле деревни Иволга. Строительство нового дацана в деревне Иволга началось в начале 1946 году с возведения храма путем перестройки обычного жилого дома, пожертвованного монастырю бурятской семьей. Сегодня первый храм отдан студентам буддийского института: утром они заучивают здесь молитвы и мантры на тибетском и старомонгольском языках, а вечером оттачивают мастерство ведения диспута. Фронтон храма украшает Колесо учения и фигурки двух взирающих на него ланей. Обход дацана обычно сопровождается вращением молитвенных барабанов, об устройстве которых я уже написал.

Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Итигэлов умер в обычном смысле этого слова в 1927 году. По словам ламы, он в 1927 году ушел в состоянии медитации и завещал своим ученикам, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 г. члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002 году, через 75 лет после захоронения тела, его подняли и перенесли в Иволгинский дацан. А когда два года назад тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, естественный цвет кожи. Нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова привлекает в Иволгинский дацан толпы паломников. Возросло в последние годы и число желающих учиться в местном буддийском институте "Даши Чойнхорлин", что с тибетского переводится как "земля счастливого учения". На институт этот комплекс несколько деревенского вида построек мало похож, однако репутация у "Даши Чойнхорлин" в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми. Со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама, который, кстати, в 1992 году посетил Бурятию и благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней. Кстати, наш лама, проводивший экскурсию, тоже является выпускником местного института. Вообще буддизм - очень сложная для непосвящённого человека религия, суть которой не так-то просто понять.

P.S. И, да - партийная куртка досталась нашему ламе после визита в Иволгинский дацан президента России в 2009 году. :)

5. Лама вращает молитвенный барабан. Внутри каждого такого барабана находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Россия – многонациональная страна, где живут представители разных вероисповеданий. Учение Будды находится в числе этих конфессий — его исповедуют в бурятской, калмыцкой, тувинской республиках, а также существует Буддийская традиционная Сангха России в масштабах всей страны. Буддизм в Бурятии – главная религия, и именно об этом мы хотим вам сегодня рассказать.

Из материала ниже вы узнаете, как и когда появилась буддистская мысль в этой байкальской республике, какой школой она представлена, как развивалась с течением времени, какие особенности имеет сегодня. Также мы кратко расскажем о значимых для бурятских буддистов праздниках и священных местах – храмах, монастырях, дацанах.

О главном

Бурятская республика находится на востоке России, в Забайкалье, и граничит с Монголией. Именно из Монголии родом были предки современных бурят, именно оттуда были заимствованы некоторые обычаи и традиции, а также пришло учение Будды. Сами буряты называют его «Буддын шажан».

Оно здесь в основном представлено школой тибетского буддизма гелуг. Представителей этого направления также часто называют «желтошапочниками» за характерные головные уборы желтого цвета.

Этот цвет восходит к одежде древнеиндийских монахов, носивших старые накидки, которые пожелтели на солнце. За это направление гелуг также называют «желтым», или по-бурятски – «шара шажин». Гелуг – направление, которое издревле связывает духовными узами жителей Бурятии с монголами, тибетцами и другими народами Центральной Азии.

Историческая справка

Находки истории указывают, что буддийская философия была близка предкам современных монголов и бурят – народностям кидани, сяньби, хунну – еще во II столетии до нашей эры. Так, к примеру, археологи обнаружили на современных бурятских землях древние четки верующих буддистов, которые предположительно относились к народности хунну.

Однако в том виде, в котором он нам знаком, буддизм получил распространение среди северных бурят в XVII столетии. Тогда его исповедовали по большей части народы, бежавшие из монгольского региона Халки – хатагины, сартулы, цонголы, которые были этнической группой бурятской народности и подчинялись хану Монголии.

К концу века буддизм стал известен по всем забайкальским землям. Он пришел прямиком из тибетской святыни Лабранг, где жили многие выдающиеся монахи.


Монастырь Лабранг, Тибет

Изначально местные храмы находились в передвижных юртах.Имеются свидетельства, что к 1701 году на этой территории их насчитывалось одиннадцать.

В конце 20-х годов XVIII века Российское государство и китайская империя Цин определили четкие границы, так что буряты, населявшие север монгольских территорий, перешли России. С тех пор местное население начало вести относительно оседлый образ жизни.

Вместе с тем постепенно стали появляться стационарные молельни, дуганы, открытые в каменных и деревянных зданиях. Первой такой святыней стал Цонгольский дацан, построенный на рубеже 30-40-х годов.

Российская императрица, дочь Петра Первого Елизавета всерьез была обеспокоена вопросами религии в разных регионах. В 1741 году она официально признала так называемое «ламайское» вероисповедание, одиннадцать дацанов и полторы сотни монахов, которые там служили.

С тех пор буддизм был признан в России на государственном уровне.

Главными дацанами попеременно считались Гусиноозерский и Цонгольский. Настоятель последнего, Дамба Доржо Заяев, в 1764 году получил статус Пандито Хамбо-ламы – главного ламы Бурятии, а полвека спустя этот титул перешел настоятелю монастырю в Гусином Озере.


Императрица Елизавета Петровна

Вторую половину XIX века можно назвать периодом бурного развития буддистской мысли в Бурятии, несмотря на то, что на севере региона она столкнулась с сильным противостоянием представителей православия и шаманских практик, господствовавших здесь раньше.


Цонгольский дацан, Бурятия

В это время перенимались традиции направления гелуг, калачакры и других школ махаяны и ваджраяны, монахами изучалась медицина Индии и Тибета, в монастырях открывались философские, астрологические факультеты, с китайских, монгольских, тибетских территорий привозились священные книги и писания.

Более того, в конце столетия стали массово открываться типографии, которых насчитывалось около трех десятков. Всего здесь было напечатано порядка двух тысяч разных изданий на тему религии, науки, литературные произведения, написанные по-монгольски и по-тибетски.

В дореволюционный период в одной только Бурятии существовало больше 45 дацанов. В них была сосредоточена вся культурная и духовная жизнь населения. Немаловажным событием начала XX века стало строительство дацана в Санкт-Петербурге, в котором важную роль сыграли бурятские буддисты.


Дацан Гунзэчойнэй, Санкт-Петербург. Фотограф Олег Белоусов

Однако в 20 веке, с приходом советской власти, все изменилось. На следующий год после революции был издан закон, который отделил религиозные организации от государственных структур.

Вся политика, как известно, стала отрицать религию и притеснять духовных деятелей – и буддисты не стали исключением. Практически все святыни были разрушены. Около двух тысяч лам подверглись ссылке, каторге, тюремным заключениям или даже расстрелам.

«Потепление» в отношении церкви наступило с окончанием Великой Отечественной войны. Тогда вновь открыли Агинский и Иволгинский дацаны. Возрождение учения Будды продолжалось и позже: в 91-м году в составе Иволгинского дацана основали знаменитый институт Даши Чойнхорлин, а всего в регионе насчитывалось двенадцать открытых монастырей.

Особенности

Как мы уже знаем, в Бурятии религия представлена по большей части направлением гелуг. Оно является частью тибетского буддизма, отнесенного к северной ветви, где наиболее распространена Махаяна, или «Великая колесница», и Ваджраяна.

«Отцом» школы гелуг, ее основоположником был Дже Цонкапа, которого по-бурятски называют Зонхава или Зонхобо. Он жил и занимался духовной деятельностью во второй половине XIV – начале XV века.

Цонкапа занимался духовным просвещением народа и сокрушался по поводу того, что многие аскезы и нормы морали, принятые еще Буддой Шакьямуни, с течением времени были забыты. Тогда он основал собственную школу, где были приняты довольно строгие правила поведения для монахов и мирян, восходившие к писаниям священной «Виная-питаки». Буряты, как и другие гелугпинцы, очень почитают Цонкапу – не меньше, чем великого учителя Будду.

В этом направлении буддистской мысли есть собственные священные писания:

  • «Кэнгюр» – 108-томник, в бурятском варианте произносится как «Ганжур»;
  • «Тэнгьюр» – 225-томник, содержит комментарии к «Кэнгьюру», по-бурятски называется «Данжур».

Особенность буддизма в республике заключается в том, что тибетские традиции сплелись с древними местными обрядами и культами, существовавшими здесь задолго до прихода дхармы. Подобные обряды связаны с шаманскими практиками, поклонением духам предков, природы, озер, лесов, холмов, а также с культом обо. Обо – это деревья или груды камней, где люди поклоняются духам, усопшим шаманам, предкам.

В личной практике буддиста велика роль ламы – учителя, наставника. Практикующий должен стремиться к моральному и духовному совершенству, практиковать тантру, медитировать, чтобы избавиться от кармы и вырваться из цикла перерождений. В этих делах ему призван помочь лама, который сам обладает высокими личными качествами.

Буряты также знакомы и с другими школами буддизма. К их числу относятся, к примеру, ньингма, тантрические практики, карма кагью. Последняя даже открыла в столичном Улан-Удэ Центр Алмазного пути.


Буддисты направления Карма Кагью

Такое решение было весьма необычным, ведь к тому моменту в регионе уже больше двух столетий господствовала привычная для местных жителей гелугпинская вера. Однако это позволило привнести новое в буддистскую практику, а в Центре Алмазного пути несколько раз выступал со своими лекциями европейский гуру – лама Оле Нидал.

Сегодня, в 21 веке, наблюдается подъем буддийской культуры в Бурятии. Всего в настоящий момент здесь насчитывается около пятидесяти дацанов, которые поддерживаются или управляются членами Российской сангхи. Учение Будды играет важную роль в жизни каждого бурята, и это способствует повышению толерантного отношения к другим народам, развитию философии, культуры, этики, литературы, медицины, искусства и даже кулинарного мастерства.

Праздники

Верующее бурятское население празднует большое количество важных событий и проводит многочисленные служения в монастырях, называемые хуралами. Обычно они не имеют конкретных дат, и время вычисляется опытными ламами-астрологами по фазам луны. Исключение составляет лишь День рождения нынешнего Далай-ламы Тэнцзина Гьяцо – шестое июля.

Можно выделить семь наиболее крупных хуралов:

  • Сагаалган – тибетский Новый год. Его точная дата меняется каждый год и зависит от лунного календаря. Новому году предшествуют обряды Сочжин и Дугжуба. Во время последнего сжигается особый конусообразный символ Сор, олицетворяющий совершенные грехи. После этого можно праздновать Сагаалган.


Сагаалган в Бурятии

  • Монлам – чествует пятнадцать чудес, которые совершил Шакьямуни. Хурал проводится во 2-15 день 1-го месяца весны.
  • Дуйнхор – имеет непосредственное отношение к Калачакре.
  • Гандан Шунсэрмэ – знаменует три события из жизни Шакьямуни: появление в этом мире, Пробуждение и уход в окончательную нирвану – паринирвану. Празднование проводится в 15-й день 1-го месяца лета.
  • Майдари – событие, посвященное Майтрейе, будде Будущего, который должен спуститься с небес Тушита. Люди верят, что с его прибытием мир станет ярче, а народ – более счастливым и здоровым. Майдари проходит в 4-й день последнего месяца лета.
  • Лхабаб Дуйсэн – согласно верованиям, именно в этот день Будда спустился с небес Тушита, которые находятся на склоне священной горы Меру, или по-бурятски – Сумбер-ула. Отмечается в конце осени.
  • Зула – зимой гелугпинцы почитают память Цонкапы. Это событие сопровождается зажжением тысячи лампадок в храмах.

Святыни

В современной Бурятии насчитывается около полусотни монастырей, дацанов, храмов и других святынь. В столице, Улан-Удэ, находятся «Ринпоче Багша», «Хамбын Хурээ», а такжеженский монастырь «Зунгон Даржалинг». А главным достоянием республики считается известный Иволгинский дацан.

Дацаном у тибетцев именовались факультеты в университетах-монастырях, а в Бурятии так традиционно называют все монастыри.

Названия многих дацанов происходят от населенных пунктов, где они находятся. Перечислим самые крупные из них:

  • Агинский – открытый впервые в начале XIX века, в советское время он был закрыт, но после окончания войны вновь возрожден. Архитектурный ансамбль представлен главным храмом и еще семью постройками.
  • Аршанский – место пребывания Хамбо-ламы Доржиева, который жил и проповедовал во время революции.
  • Эгитуйский – святыня, скрывающая в своих стенах сандаловое изваяние Будды. Его высота превышает два метра, а если верить слухам, оно было сооружено еще при самом Шакьямуни.
  • Иволгинский – кроме того, что монастырь по праву считается главным, здесь хранится тело Хамбо-ламы Итигэлова. Невероятно, но за многие десятилетия оно почти не изменилось и остается нетленным сегодня.


Иволгинский дацан

  • Анинский – это первый местный каменный храм. Изначально он был построен из дерева, но пожар практически сравнял здания с землей, поэтому было решено восстановить святилище с помощью камня.
  • Мурочинский – известный также под названием «Балдан Брэйбун», он считается самым важным и крупным в западном Забайкалье.
  • Тамчинский – или Гусиноозерский, он считается древнейшим: раньше молельня располагалась в передвижной юрте. Когда он стал стационарным, здесь стояло семнадцать сооружений, где постоянно жили пятьсот лам и почти столько же периодически кочевали. Сейчас здесь таится так называемый «оленный камень», датированный серединой 2-го тысячелетия до нашей эры.

Заключение

Итак, сегодня мы познакомились с особенностями учения Будды в Бурятской республике, которое появилось там в XVII столетии и было официально признано еще Елизаветой Петровной. Во многом он схож с традиционными практиками тибетского направления гелуг, но смешался с локальными обрядами и обычаями шаманов, живших здесь раньше. Сегодня дхарма переживает «второе рождение» – дацанов становится все больше, а философия уходит далеко за пределы региона.


Благодарим вас за то, что были с нами, уважаемые читатели! Надеемся, наше небольшое путешествие в Бурятию было увлекательным. Чтобы узнавать прекрасный мир Востока еще ближе, подписывайтесь на почтовую рассылку и оставайтесь с нами!

До скорых встреч!

Буддизм - официально признанная государственная религия Российской империи
Первые следы буддизма в Бурятии датируются 441 годом нашей эры, по найденному в 1926 году бронзовому иконостасу с изображением Будды. Русские казаки-землепроходцы впервые описали обряды буддизма в Забайкалье в 1647 году.
В 1727 г. буддийское духовенство сыграло важную роль в определении границы между Российским государством и Китаем и в подписании Буринского договора, что было отмечено чрезвычайным и полномочным послом России Саввой Лукичом Владиславич-Рагузинским в своем отчете царской администрации.
Именно это привело к тому, что в 1741 году указом Российской императрицы Елизаветы Петровны буддизм официально признан в статусе государственной религии Российской империи. А спустя 23 года, в 1764 г. указом Российской императрицы Екатерины II настоятель - ширээтэ лама Цонгольского дацана Дамба-Даржа Заяев был утвержден в звании I Пандито Хамбо Ламы, т. е. главного духовного деятеля и руководителя всех дацанов Восточной Сибири и Забайкалья.
Таким образом, буддийская церковь стала автокефальной, не подвергаясь влиянию со стороны восточных стран - Индии, Тибета, Китая и Монголии.

Став одной из официальных религий российской империи, буддизм стал быстро распространяться среди бурятских племен, и дацаны стали строиться повсеместно. В середине XIX века в Забайкалье было 34 монастыря, 144 храма, в которых служило 4500 лам.
Признание буддизма официальной религией Российской империи и утверждение звания Пандито Хамбо Ламы привели к тому, что буддийские священнослужители связывают Российских императриц - Елизавету Петровну и Екатерину II с воплощением в них Белой Тары (Сагаан Дара Эхэ), которая символизирует материнский аспект сострадания Авалокитешвары, приносит долгую жизнь и избавляет от всех опасностей.


Нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова
В 1909 г. от Николая II было получено разрешение на строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге, на встрече император отметил, что «буддисты в России могут чувствовать себя как под крылом могучего орла». Строительство дацана закончилось в 1913 году, и в этом же году состоялась первая служба, посвященная 300-летию династии Дома Романовых. Кстати, участие в данной церемонии принимал XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржи Итигэлов, Нетленное тело которого ныне находится в Иволгинском дацане.

Даши Доржи Итигэлов родился в 1852 году неподалеку от улуса Оронгой, в местности Улзы Добо. В возрасте 15 лет начал учиться на ламу, через 20 лет после учебы получил степень доктора буддийских наук. В начале 1900-х гг. он стал настоятелем Янгажинского дацана, в 1911 году избран XII Пандито Хамбо Ламой. Будучи в этой должности принимал участие в праздновании 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге, открытии Санкт-Петербургского дацана. В 1917 г. добровольно покинул свой пост и служил рядовым ламой в дацане, писал научные и философские статьи по буддизму. В 1927 году в возрасте 75 лет Ушел в Нирвану, перестал дышать и был погребен. Перед Уходом завещал вскрыть свой кедровый саркофаг через 30 лет, а если не изменится политическая ситуация, то через 75 лет. В 1957 году, согласно завещанию, ламы тайно вскрывали его могилу, тело его было таким же, как и при захоронении.
10 сентября 2002 года, с согласия XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева, саркофаг был вскрыт и Нетленное тело было перенесено в Иволгинский дацан. 11 сентября тело Д. Д. Итигэлова осмотрели трое судебно-медицинских экспертов Улан-Удэ, которые не нашли никаких следов хирургического вмешательства и констатировали, что тело Д. Д. Итигэлова не имеет следов тления. Позже московские эксперты признали это единственным официально зафиксированным случаем необъяснимой сохранности тела людей.


Развитие буддизма
Благодаря Российским императрицам и Российскому императору Николаю II, к началу XX века буддизм в Бурятии представлял собой всесторонне развитую систему. Действовало более 40 дацанов, в которых насчитывалось свыше 10000 монахов-лам. Фактически буддийские дацаны были своеобразными университетами, в которых изучались тибетский,монгольский языки, санскрит, буддийская философия, тибето-монгольская медицина, астрология, развивались книгопечатание, иконопись и культовое зодчество.
Буддизм прочно вошел во все области жизни большей части бурятского народа. С распространением грамотности и письменности, научных знаний, литературы и искусства, буддизм стал важным фактором формирования нравственности, народных традиций и обычаев.
Дацаны этнической Бурятии служили прекрасным местом для развития русской востоковедческой школы. Известные востоковеды Ф. И. Щербатский, С. Ф. Ольденбург, Б. Б. Барадийн, Г. Цыбиков и др. черпали материалы для своих исследований в монастырских библиотеках и в диспутах с учеными ламами.
Таким образом, две Российские императрицы - Елизавета Петровна и Екатерина II и последний Российский император - Николай II, оказали российскому буддизму неоценимую помощь, о которой никогда не забывают буддийские священнослужители. Пандито Хамбо Ламы Д. Д. Заяев и Д. Д. Итигэлов присягали на верность императорам России».


Иволгинский дацан


В Советское время в 1945 году вышло Постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Хурээ». Таким образом, был учрежден новый буддийский религиозный центр в 38 км. от г. Улан-Удэ, Иволгинский дацан, резиденция Пандидо Хамбо Ламы Председателя Центрального Духовного Управления Буддистов СССР. В 1951 г. официально выделили землю для монастырского комплекса. Впоследствии в 1970-1980-х гг. возвели главный Соборный храм Цогчен дуган, Деважин Сумэ, Майдар Сумэ, Сахюусан Сумэ, Чойра дуган, здание, остеклененное для священного дерева Бодхи, музей и другие технические здания. В те же годы возвели священные субурганы (ступы) и большие молитвенные барабаны. В дацане проводится ежедневная служба во благо всех живых существ и гармонии окружающего мира.

В 1991 г. при дацане был открыт Буддийский институт «Даши Чойнхорлин» религиозное высшее учебное заведение для подготовки кадров священнослужителей, преподавателей, переводчиков канонических текстов, художников-иконописцев. Процесс образования проводится по системе монастырского образования традиции Гоман дацана (Индия). В институте обучаются студенты-хувараки из разных регионов страны: Тувы, Алтая, Калмыкии, Москвы, Амурской и Иркутской областей, районов Бурятии, из других стран Украины, Белоруссии, Югославии, Монголии. В институте имеются факультеты: философский, тантрический, медицинский, буддийской живописи. Помимо основных религиозных дисциплин студенты изучают тибетский, старомонгольский, английский языки, основы информатики, историю, культуру и искусство народов Центральной Азии. Преподавателями института работают бурятские, тибетские, монгольские ламы и специалисты других дисциплин.


Положение буддизма в Российской Федерации

В постсоветскую эпоху, после принятия в 1997 году Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» высшими лидерами Российского государства вновь было обращено внимание на положение буддизма в Российской Федерации.

Так, 31 декабря 1999 года Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев принял участие в поездке и. о. Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Чеченскую Республику, в г. Гудермес. Затем в 2000 году Пандито Хамбо Лама становится постоянным членом Межрелигиозного Совета при Президенте Российской Федерации, наряду с Патриархом Алексием II и верховным муфтием России Равилем Гайнутдином.


В том же 2000 году был подписан договор с Министерством культуры Российской Федерации о взаимном сотрудничестве, в котором были оговорены вопросы совместного использования памятников культуры религиозного характера и невозможности вывоза за границу предметов буддийского культа из музейных фондов без согласия Сангхи России.

Сегодня буддизм в России активно развивается, так на территории Бурятии действует более 30 дацанов, буддийский университет. Буддисты принимают активное участие в жизни страны, обращая особое внимание на возрождение духовно-нравственных устоев, так же значима роль буддизма в сохранении этноконфессионального согласия.

Высший Свет Абсолютной Истины освещает мой Путь. Высшие Духовные Учителя ведут меня по земной жизни к абсолютной духовности. Мой Путь Светел и Чист. Моя жизнь абсолютно прозрачна, открыта и предсказуема. Я открыт Высшим Знаниям Вечности и Высшей практике их применения. Вся моя жизнь – это блаженство, любовь, счастье, имеющие непреходящее значение. Я выражаю вечную наивысшую благодарность всем своим Высшим Духовным Учителям и Наставникам. С Высшей Божественной Любовью ко всему человечеству!

Буддизм в Бурятии. Глава 4

НОВАЯ ФОРМА ПИТАНИЯ

28.08.06 года – это дата перехода на новую форму питания, называемую жидкоедение. До этого я 9 месяцев питался по схеме один раз в сутки, но ел один раз твердую и жидкую пищу. Перестройка идет безболезненно. Я не испытываю сонливости, слабости, повышения температуры, раздражительности. Ухитряюсь ещё заниматься физическим трудом. Стал спать 6 часов в сутки. Днем вообще спать не хочется, хотя я могу на кровати просто полежать с закрытыми глазами.

Примерно в 22 часа отхожу ко сну и встаю в 3-4 часа утра. Остальное время просто лежу и размышляю.

В течение трех летних месяцев я закончил писать двадцатую общую тетрадь и начал новую уже 21 по счету.

Я приехал в Бурятию для того, чтобы полностью перейти на питание солнцем, воздухом, праной, чтобы стать солнцеедом, по примеру З. Г. Барановой, которая уже с 2000 года ничего не ест и не пьет. В моих условиях это возможно. Буду работать в этом направлении постоянно, но и обо всем другом не буду забывать.


За это время жизни в дацане со мной произошли два загадочных случая.

Первый случай.

Заправляя кровать простынкой, все её углы я заворачивал под матрац и ничего примечательно не обнаружил, но когда я её начал стирать, то заметил, что один угол простыни завязан узлом, при том, крепко, но мне удалось его развязать.

Кто завязал узлом угол простыни, для чего, я так и не узнал.

Второй случай.

Совсем недавно между книжками и тетрадями я обнаружил две монеты по 50 копеек. Я их туда не клал и они там не могли оказаться просто так. Поэтому всё это странно.


2.09.06 года я постригся, вернее меня постриги. Я не успел обрасти, как тут же снова меня наголо постригли и попросили сбрить усы. Здесь все и ламы и ученики ходят постоянно стриженными.

Чувствую себя хорошо. Здесь мне сладко спится. Вечером хочется лечь спать, чтобы насладиться сном, а утром хочется встать, чтобы насладиться дневным бодрствованием.


За это время мне пришла мысль о том, что если стану солнцеедом и перестану спать фактически, перейду на медитации и созерцание, уединившись в двухэтажном пустом доме на несколько месяцев.


20.09.06 г. Завхоз дацана, Аюша, подарил мне стеклянные четки темно – зеленого цвета. Теперь у меня появились свои четки. Очень нужная вещь для медитативной практики, скоро они мне пригодятся.

В этот день я решил проэкспериментировать новую форму питания. С этого дня я решил питаться так: 12 часов ем более жидкую пищу, стараясь себя не перегружать, но 36 часов ничего не ем и не пью.

Я постоянно ищу подходящие соответствия моим состояниям на момент здесь и сейчас в вопросе питания. Та форма, которая соответствует, ту и практикую.


Сегодня 2 октября 2006 года. Я в течение трех дней занимался реконструкцией бани. Соорудил парилку, отгородил половина помещения и помылся в новой бане. Я постоянно здесь занимаюсь хозяйственными делами, т.о. я не ем хлеб зря. Я его так отрабатываю с удовольствием.

Сторож стал пить очень часто и в основном красные крепленые вина.


На субботу и воскресение 7 и 8 октября я съездил в Заиграево к своему брату пообщаться. Здесь я помылся в бане и поел разной всячины. Всё перемешалось в моем желудке и я получил отравление с расстройством всей пищеварительной системы и у меня приключился к вечеру понос. Я побледнел, но почему -то ничего не болело, у меня просто было расстройство желудка.

И тут я понял, что мой желудок не желает переваривать разную всячину, теперь я буду вести себя более осторожно. В понедельник утром я уже был в дацане, но понос продолжался около трех суток. Я капитально прочистился. После такой естественной чистки я решил проголодать дальше. После семи суток воздержания от пищи я перестал спать и трое суток вообще не спал, просто лежал и медитировал на дыхание, размышлял. Т.о. я 10 суток прожил на воде. Уже одиннадцатые сутки не хожу в туалет. Слегка похудел и мне снова надо набрать исходный вес.

Самочувствие хорошее, душа поет, жизнь хороша. Раньше я тоже воздерживался от пищи по три дня, семь дней, а вот здесь уже десять дней. Для меня это своеобразный рекорд на этот момент.


Сегодня утром 19.10.06 года настоятель дацана Баир – лама подарил мне зимнюю китайскую обувь, привезенную его сестрой из Китая, называемую дутики.


С воскресенья 15.10.06 года в дацане появился новый молодой хуварак (ученик), бурят по имени Булат. Он год учился в Иволгинском университете и приехал сюда, чтобы через год уехать учиться в Индию на срок 6 лет.


23.10.06 года я решил начать новую жизнь в дацане. Мысль созрела уже давно, потому что сторож алкоголик начал меня донимать. Утром я встретился с настоятелем дацана и обговорил вопрос великого переселения в пустующий двухэтажный дом, где я заранее навел сравнительный порядок. Дом стал более уютным и комфортным для проживания. Дров много, но их надо было ещё напилить. Я в ручную пилил сосновый горбыль на дрова, колол и складывал в поленницу. На следующий день я все свои вещи перенес в этот дом и стал спокойно жить один. А сторож остался у себя и мог пить сколько угодно.

Ближе к обеду приехало из Красноярска 4 человека, один из них являлся учеником Тарбы – ламы. Они приехали по приглашению Тарбы -ламы. В субботу у них должна произойти встреча с настоятелем дацана на Лысой горе в Улан – Уде с ЛОДОЙ РИНПОЧЕ. Будет много народа, настоятель дацана будет общаться с людьми. Трое красноярцев после просмотра достопримечательностей ацагатского дацана сразу же уехали. Один остался. Его зовут Михаил, он познает суть буддизма, для того, чтобы духовно себя развивать. Человек серьезный и упорный, он себя найдет. Пока мы были вместе, постоянно говорили на различные философские темы. Общение было полезным.

Обменялись координатами и тепло попрощались.


Баир – лама опять выгнал сторожа – алкоголика и назначил меня главным истопником – кочегаром. Но я думаю охранник снова появится, когда протрезвеет. Охранник пришел за своей одеждой, похудел, глаза впали в глазницы.

Я по – прежнему топлю дровами котельную дацана. Расколол две машины дров, для двух монастырских зданий и сложил в поленницы.

Учусь писать левой рукой.

Завтра начнется ещё один трехдневный праздник. Снова праздничные молебны.


11.11.06 год. Праздник начался ровно в 10 часов утра. Было 6 лам, два хуварака и два молодых монаха.

Праздник называется ЛХАБАБ ДУЙСЭН.

В 9:30 праздничный завтрак на 10 человек. Готовят еду четыре женщины, один водитель их обслуживает. Еда действительно праздничная. Есть всё от конфет до мяса. Я тоже участвую в ритуале чтения молебнов. При чтении применяются различные звуковые паузы. Звучат колокольчики, литавры, барабан. Я стучал в большой барабан под звук литавр.

Еды было очень много и я понял одну истину: если человек хочет быстро постареть, заиметь кучу болезней и быстро умереть, ему надо кушать каждый день много и плотно. Не этого ли хотят все люди?

Они хотят быть постоянно сытыми, а сами вечно голодные. Они даже не подозревают, какую опасность приносит им сытная жизнь.

Испытание сытостью и голодом – великое испытание для каждого человека.

В праздничные дни прихожан бывает больше, чем обычно. Будде подносят еду, деньги. В течение трех дней по запискам прихожан читаются молитвы за усопших отдельно за благополучие живых отдельно.

На праздник приехал лама, хозяин двухэтажного дома, в котором я жил. Произошел не приятный для меня инцидент. Он решил спать на втором этаже на правах хозяина дома. Я взял свою постель и спустился на первый этаж. Он на много младше меня начал в приказном тоне приказывать: то ему принести одеяло, то ему сделать постель и всё в этом роде. Пришлось его поставить на место. Я с ним на ВЫ, а он со мной на ТЫ.

Я ему дал понять, что в слуги к нему не нанимался. Мне снова пришлось столкнуться с невоспитанностью и хамством молодого ламы. Лама так и не спал на втором этаже, а ушел в другой дом.

Деньги, собранные от прихожан идут на общие нужды дацана, а еда распределяется между теми, кто постоянно здесь проживает.

После трех дней праздника наступают обычные будни.


Снова в дацане появился сторож, которого не было 18 дней, и снова в подпитии. Настоятель его пожалел и оставил в дацане. Я больше не сторож и не истопник. Все эти полномочия я передал охраннику. Теперь по ночам я не вставал, чтобы подкидывать в печь котельной дрова через каждые 2 часа.

В Бурятию специально ехать не планировала. Опять же всё из-за Байкала - решились в этом году наконец отправиться к нашей жемчужине Сибири. От Иркутска до Улан-Удэ - столице Бурятии - совсем рядышком в масштабах России - около 450 км., чего бы и не заехать заодно. Так что после Ольхона мы махнули на поезд Иркутск - Улан-Удэ.


Поезд отходил вечером, а с утра должны были быть в Бурятии. Только вот не удалось посмотреть красоты пейзажей за окном вблизи Слюдянки - проезжали эти края уже в темноте. Честно сказать, после «гостеприимства» Иркутска и Байкала как-то от Бурятии уже и не знали чего ждать. Впрочем, знакомство с бурятской территорией началось всё из того же окна поезда. Примерно в 6 утра открылись вот такие вот виды.





Дух перехватило, сон как рукой сняло - оставшийся час пути я прилипла к окну и не могла насмотреться на такие чудеса природы. Сам Улан-Удэ встретил нас достаточно типичной советской архитектурой. Немного отдохнув, мы отправились на встречу к нашей сопровождающей по Бурятии - Ларисе. Приняли мы её насупившись, ибо ещё были свежи воспоминания об иркутском «сервисе». Однако Лариса расположила к себе сразу приятной улыбкой, дружелюбием и обаянием. Мы тут же ей выложили всё, что думаем про их соседей, и ещё весь день проводили параллели с Иркутском. А Лариса всё поражалась - кто вас там так растравил-то:))

Итак, день первый. Погнали в село Арбижил, что в 40 км. от Улан-Удэ, в гости к бурятской семье. Село это примечательно ещё таким интересным казусом: в 1990 году английская принцесса Анна была с визитом в Бурятии. Ездила по больницам, смотрела оснащение, навещала пациентов. Конечно же ей показывали как всё идеально и хорошо в заранее выбранных учреждениях. И тут, неожиданно для всех, принцесса захотела поехать в село, выбрав Арбижил. Все всполошились, ведь туда даже дороги-то не было от трассы, одна сплошная распутица. Короче говоря, в итоге за одну ночь был положен асфальт до села, а чтобы не было видно, что он новый - присыпали песочком. Вот такая хохма!

В Арбижиле были, собственно, в гостях у бесподобной бурятки Гели.

Испробовали, по-моему, все национальные бурятские забавы. Так, играли в бараньи кости - такие кости есть в каждой бурятской семье (как сувенир тоже продаются) - а игра заключается в следующем: кости нужно раскинуть, а затем сбивать ударом пальцев, подсчитывая очки. Игра, на самом деле, очень увлекательная. Кости - настоящие бараньи, ими также можно делать массаж, переминая в руках. В Бурятии проводятся полноценные соревнования по Шанай Наадан (название игры по-бурятски). А Геля оказалась неоднократной победительницей таких соревнований, и, конечно же, всех нас обыграла).





Далее опробовали стрельбу из лука. Я-то из лука никогда не стреляла - и это оказалось совсем не просто. Во-первых, нужны достаточно сильные руки, чтобы натянуть эту тетиву, во-вторых, точность удара, чтобы попасть по мишени. Но дело это не менее увлекательное, чем кости.

Потом осматривали традиционную юрту и в ней же обедали. Обед был колоритный и калорийный)) - с традиционным молочным чаем, бурятскими сладостями, домашним вареньем и местным самогоном. Геля показывала как нужно есть буузы - так смешно, со свистом) Геля вообще - простая и приятная бурятка. Нередко к ней заезжают группы туристов из 70-100 человек. Но принимать путешественников ей интересно. Дальше ещё мы наряжались в национальные костюмы, пытались построить юрту).


В юртах в Бурятии теперь живут редко.


Внутренне убранство юрты. Эта юрта достаточно большая.




Буузики.

Молочный чай. Более подробно о нём и его составе я писала в статье про Монголию.

К вечеру вернулись в Улан-Удэ, немного прогулялись по центральным улицам. Разумеется, зафотались с головой вождя. Хотя к памятникам Ленина в каждом городе я отношусь скептически, но в Улан-Удэ эта голова смотрится не обычно, весело как-то, разнообразно. Само название этого города мне всегда нравилось - Улан-Удэ! - в переводе с бурятского означает Красная Уда (Уда - это местная река).

Самая большой памятник-голова Ленина в мире.



До 1934 года Улан-Удэ назывался Верхнеудинск. На фото - Триумфальная арка "Царские ворота", восстановленная в 2006 году.







Пешеходная улица.

День второй. Погнали в Иволгинский дацан (примерно 35 км. от Улан-Удэ). Ударение на вторую И - иволгИнский. Когда я выбирала что посетить в Бурятии - дацан вышел как бы между делом - надо, думаю, посмотреть на бурятский буддизм. Собственно, ничего особого не ждала, и, что для меня не типично, почти ничего про него не прочитала заранее. Поэтому вся история, которая потом приключилась там, стала откровением.

Так вот, приехали в дацан. Уже на входе толпилось много-много монголов. Как сказала Лариса, после отмены визового режима между нашими странами в 2014 году - монголы стали массово посещать Иволгинский дацан, ведь монголы, как и буряты - буддисты. В дацане есть вдобавок Буддийский университет - студентов не так много, но они со всей России. Вот уж у кого стоит поучиться терпимости и доброте, так это у буддистов. Буддизм не требует уходить из своей веры, и как-то особо посвящаться в буддисты. Буддизм, по сути, и не религия вовсе, а стиль жизни, образ жизни. В течение молебна можно сидеть, лежать, приходить, уходить. Всё как-то приятно происходит, опять же эти благовония и причудливо-красивые статуэтки богинь и богов. Очень светлое учение, на мой взгляд. В России всего три буддийских региона - это, собственно, Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.


Главный лама Бурятии живет удивительно просто - на территории дацана в неприметном небольшом домике. В этот домик, по слухам, инкогнито, для просветления и за советами приезжают и наши политические лидеры, и голливудские звезды-буддисты.


Дом Ламы.

Но самое интересное ждало нас впереди. Среди всех построек дацана сразу привлекает внимание очень живописный храм (на предыдущем фото - красный). Возле него Лариса начинает рассказывать историю про ламу Бурятии начала 20 века по имени... Хамбо-лама Итигэлов. Да, это сейчас я перечитала про него кучу литературы и пересмотрела кучу документальных фильмов, а тогда я что-то отдаленно слышала о каком-то вроде бы монахе, который замумифицировался, был похоронен, потом через много лет его достали, а он такой же сидит в позе лотоса. Не буду вдаваться в подробности этой истории - почитайте в Интернете, информации много. В храм к Итигэлову свободный вход только несколько раз в год на буддийские праздники. Собирается большая очередь. В остальные дни посетить храм невозможно, если только вы не монгол - монголам разрешено посещать храм в любое время - такая привилегия. Но выход есть! Нам, конечно, помогла Лариса, но думаю, что самостоятельно это тоже можно сделать, так как, опять же, буддисты очень отзывчивые. В общем, можно попросить служащего храма пропустить вас к Хамбо-ламе. Нас пропустили, и взору открылась такая картина: в глубине в середине храма за стеклом находилось тело Итигэлова, в позе лотоса - да. Вела к нему большая очередь из монголов. Мы сначала тоже встали в эту очередь, но тот же служащий храма взял нас за руки и повел напрямик к телу - монголы, говорит, еще долго стоять будут, а вы, как туристы - идите сразу. Вдаваться в остальные подробности не буду - личное. Скажу лишь так - место это с удивительной сильнейшей энергетикой, верите вы - не верите, но существует такое предание - если вы попали в Иволгинский дацан, то это не случайно.



Молитвенные барабаны.

День третий. Заключительный день мы полностью провели в Улан-Удэ. Ездили в Этнографический музей народов Забайкалья. Хотя я музеи не сильно люблю, но этот под открытым небом, очень не обычный, начиная с того места, где он расположен - настоящий зеленый уголок Улан-Удэ, будто ты не в городе, а в лесу каком-то. Улан-Удэ вообще очень зеленый город. Очень много частного сектора - видимо, поближе к природе любят быть буряты. В музее только зоопарк расстроил - поняла, что последнее время не могу смотреть на животных в клетках. Время на музей рассчитывайте часа 3 - не меньше.


Этнографический музей народов Забайкалья.




Посетили и Дацан Ринпоче Багша на Лысой горе, что также в самом городе. Очень красивое место. Есть смотровая площадка с видом на весь город. В этом дацане находится самая большая в России статуя Будды Шакьямуни, а также самый большой буддийский колокол. Побывайте на буддийском молебене. Расписание можно посмотреть заранее. Заходить в буддийский храм нужно через левую дверь, а выходить - через правую, повернувшись спиной к выходу. Так вы выражаете уважение к буддийским богам.


Дацан Ринпоче Багша на Лысой горе.

Как не хотелось уезжать из Бурятии.

И Бурятия, и буряты меня очаровали. Буряты как народ - открытые, отзывчивые и искренние люди. Ещё пара фактов: являясь буддистами, они не ходят на кладбища, но переняли нашу традицию по установке памятников. В общем, памятник стоит, но никто за ним в дальнейшем не ухаживает. Также я первый раз услышала, что и буряты и монголы рождаются с так называемым «монгольским пятном» - темная отметина в районе крестца или бёдер. Примерно лет до 7 оно сохраняется, а затем рассасывается. Когда рождается ребенок, то обычно задают такой вопрос - ну как пятно-то, большое?)) И буряты, и монголы очень гордятся таким пятном.


Буузы, но уже овощные.

Нет, всё-же надо ехать ещё... Люблю. Бурятия.

Отдельное спасибо нашему гиду - Ларисе. Из-за Вас, в том числе, так приглянулся этот край).