Кладбище самолетов в подмосковье. Самое большое кладбище самолетов Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Правообладатель иллюстрации USAF

Куда деваются списанные самолеты? Корреспондент рассказывает об огромных “кладбищах” в пустыне на юго-западе США, где нашли последний приют тысячи воздушных судов.

Если ехать по шоссе Саут-Колб-Роуд через город Тусон в штате Аризона, можно увидеть необычный пейзаж: вереница домов сменяется рядами американских военных самолетов, молчаливо распластавшихся под палящим солнцем пустыни. Здесь есть всё: от гигантских грузовых самолетов до неуклюжих бомбардировщиков, военно-транспортных “Геркулесов” и реактивных истребителей-перехватчиков F-14 “Томкэт”, известных зрителям по голливудскому боевику “Лучший стрелок”.

Это база военно-воздушных сил США “Дэвис-Монтан”, где расквартирована 309-я группа ремонта и обслуживания авиакосмической техники. Здесь, на территории в 10,5 квадратных километров, доживают свой век около 4 400 самолетов. Некоторые из них выглядят так, будто всего несколько часов назад вернулись из полета, некоторые накрыты чехлами, защищающими их от песка и пыли, а некоторые разобраны на запчасти, которые ждут в ангарах своего часа, чтобы отправиться на другие авиабазы в США или за рубежом и помочь действующим самолетам вновь подняться в небо. Сотрудники авиабазы в шутку называют ее “свалкой костей” - вполне в духе фольклорных традиций Дикого Запада, сложившихся на заре существования Аризоны.

“Дэвис-Монтан” - не единственное, но, несомненно, самое большое в мире кладбище самолетов. Климатические условия в Аризоне - сухой зной, низкая влажность и небольшое количество осадков - позволяют дольше уберегать самолеты от ржавчины и разрушения.

Кроме того, под почвой на глубине 15 сантиметров находится слой глинистой селитры. Как поясняют в 309-й ремонтно-технической группе, благодаря этой чрезвычайно твердой “подложке” самолеты можно парковать прямо в пустыне, не сооружая для них специальные дорогостоящие платформы.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Списанные самолеты как склад запчастей...

Производство и эксплуатация самолетов обходится очень дорого, зато они могут принести пользу даже после окончания своей летной карьеры. Однако для хранения отлетавших свое машин в сухих и теплых ангарах требуется очень много места и денег. Гораздо дешевле держать их в таких условиях, как в Тусоне. Потому-то многие из крупнейших свалок списанных самолетов и находятся в пустынях на юго-западе США.

Казалось бы, чего уж проще - посадить самолет в “Дэвис-Монтане”, припарковать его рядом с остальными и отдать кому-нибудь ключи. Но этого недостаточно. Многие самолеты хоть и списаны, но при необходимости их придется возвращать в строй, поэтому их содержание требует больших усилий.

Разбитые бомбардировщики

Сотрудники “свалки костей” действуют в соответствии с четкой процедурой. Все самолеты, стоявшие на вооружении на авианосцах, тщательно очищаются, чтобы морская соль не вызвала коррозию. Все топливные баки и топливопроводы полностью опустошаются и промываются легким вязким маслом наподобие того, что используется в швейных машинках, чтобы все движущиеся части были хорошо смазаны.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Вид сверху на частично разобранные бомбардировщики В-52

Затем с самолетов с соблюдением необходимых мер предосторожности удаляются все взрывоопасные устройства - к примеру, заряды, приводящие в действие механизм катапультирования. После этого все входные отверстия и каналы заклеиваются алюминиевой лентой, а самолет покрывается особой легко удаляемой краской - два слоя черного, а сверху белый, чтобы отражать жгучие лучи солнца и не давать самолету перегреваться.

Самолеты хранятся на разных стадиях сборки - некоторые поддерживаются в состоянии, как можно более близком к рабочему, если ожидается, что им еще придется летать, а некоторые подлежат частичному демонтажу. Среди самолетов “Дэвис-Монтана” есть и снятые с вооружения американские бомбардировщики B-52, которые могут оснащаться ядерным оружием. В соответствии с договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США с бомбардировщиков B-52 следовало демонтировать крылья и хранить их рядом с самолетами, чтобы советские спутники фиксировали их вывод из эксплуатации.

Некоторые машины пускают на запчасти, а лишние летательные аппараты измельчаются и полностью перерабатываются в плавильной печи, размещенной на территории базы.

Всего в “Дэвис-Монтане” около 400 000 единиц оборудования и техники для производства различных авиазапчастей, в том числе - давно законсервированные сборочные линии, с которых некогда сошло большинство списанных сюда воздушных судов. Самолеты, на которых стоят запчасти из колоссальных запасов этой авиабазы, несут службу не только в США, но и по всему миру.

“Пока существуют самолеты, будут нужны и кладбища для военного и гражданского воздушного флота, чтобы остальные машины продолжали летать”, - считает автор нескольких книг об авиации американец Ник Веронико, который бывал и в “Дэвис-Монтане”, и в пустыне Мохаве на юго-западе США, и на других кладбищах самолетов в американских пустынях.

"Я летал на самолетах, которые потом оказались на складе и стали источником запчастей для воздушного флота, - рассказывает Веронико. - Мне довелось наблюдать за тем, как годные детали извлекают из самолета, а потом летать на самолете, на который были установлены эти детали - те самые, которые при мне доставали, хранили и устанавливали”.

Image caption Советский вертолет МИ-6, побывавший в Чернобыле

В России есть кладбища техники, где хранятся некоторые старые советские военные самолеты, которым уже не суждено подняться в небо. На бывшей авиабазе “Воздвиженка”, примерно в 100 километрах к северу от Владивостока, раньше размещались советские сверхзвуковые бомбардировщики. После окончания холодной войны самолеты оказались невостребованными и просто остались стоять, где стояли. Некогда секретная база теперь заброшена, и призрачная эскадрилья привлекает лишь фотографов, которые перелезают через ржавые заборы в поисках эффектных кадров.

Еще одна свалка, оставшаяся с советских времен, находится в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, откуда после аварии были эвакуированы все жители. Техника, которая использовалась для устранения последствий катастрофы, была загрязнена радиацией, и несколько больших советских вертолетов так и остались ржаветь в поле.

В 2006 году, в 20-ю годовщину аварии на АЭС, редактор фотоотдела BBC News Фил Кумс посетил место катастрофы. “После аварии на Чернобыльской АЭС множество загрязненной техники, которая использовалась для устранения последствий, было помещено в могильники, разбросанные по огромной зоне отчуждения вокруг реактора, - рассказывает он. - Некоторые машины находятся там и по сей день. В самом большом могильнике на месте села Рассоха ржавеют останки вертолетов, пожарных машин, военной и гражданской техники. Свалка занимает огромное пространство, но за прошедшие годы некоторые машины были пущены на запчасти, хотя уровень радиации здесь везде разный, и охотникам за сувенирами лучше все-таки держаться подальше”.

Несмотря на риск радиационного поражения, из многих вертолетов изымают годные детали - скелетообразные останки с каждым годом уменьшаются в размерах.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Списанные лайнеры в аэропорту в пустыне Мохаве

В США для гражданских самолетов, чей срок эксплуатации подошел к концу, последним пристанищем служит аэропорт Мохаве, расположенный в пустынной восточной части американского штата Калифорния. Вот уже несколько десятилетий сюда свозят авиалайнеры и держат их в знойной пустыне до переработки на металлолом.

“Когда едешь через калифорнийскую пустыню, свалку самолетов в Мохаве видно издалека, - пишет фотограф Трой Пайва, который часто снимал здесь самолеты в 1990-е и в 2000-е годы, пока эта зона не была закрыта из соображений безопасности. - Кажется, будто длинные ряды выцветших хвостов тянутся до самого горизонта”.

Член Королевского авиационного общества Кит Мэйнард уверяет, что самолет разбирать гораздо проще, чем другую тяжелую транспортную технику. “Не могу сказать, насколько трудоемкий это процесс, но все, что соединено, можно разъединить; кроме того, в самолетах гораздо меньше тяжелых и опасных материалов, чем в кораблях”. Впрочем, поскольку при строительстве современных самолетов используется все меньше металлов, подлежащих переработке, возможно, масштаб свалок в пустынях удастся уменьшить.

“Использование композитных материалов в будущем может затруднить окончательную утилизацию, но существуют специальные отраслевые протоколы, позволяющие решить этот вопрос. Впрочем, склады еще могут пригодиться в качестве мест парковки самолетов в периоды колебаний спроса. На самом деле, по количеству переданных на хранение самолетов иногда можно судить о состоянии экономики, поэтому аналитики отслеживают этот показатель”.

А в “Дэвис-Монтане” длинные ряды самолетов продолжают загорать под солнцем Аризоны. Для большинства пустыня стала своего рода домом престарелых. А некоторые в один прекрасный день могут вновь подняться в небо.

Кроме массы достопримечательностей, таких как Долина Смерти, множества национальных парков и заповедников, сухая пустыня Мохаве в США еще известна своим кладбищем самолетов. Расположено оно близ аэропорта Мохаве, в 100 километрах на северо-восток от Лос-Анджелеса. Огромные самолеты видны уже с шоссе № 395. Для путешественников на автомобиле ориентиром послужит город Викторвилль, затем небольшой старый городок Мохаве и стык государственных шоссе №58 и №14 в Южной Калифорнии.

Почему же это кладбище именно в пустыне Мохаве? Ответ на вопрос вполне логичен – безлюдная пустынная территория – идеальное хранилище на открытом воздухе. Здесь рекордно низкое количество осадков и большая часть года высокая температура – это и уберегает самолеты и их останки от ржавчины. На кладбище самолетов огромные, некогда летавшие авиамашины разобраны на запчасти. Несмотря на то, что планеры огорожены колючей проволокой и регулярно патрулируются, все еще можно подойти к забору и рассмотреть этих гигантов.


На огромной территории можно увидеть различные модели коммерческих самолетов, ведь в аэропорту Мохаве начали складировать планеры на космодроме с 1970 года. Во времена экономических кризисов и падения спроса на авиаперелеты, сюда свозились старые самолеты, негодные к дальнейшей эксплуатации. Также в Мохаве свезены, кроме пассажирских, и остатки военных самолетов. Это место – крупнейшее в мире кладбище техники.

Здесь можно встретить различные модели Boeing, Airbus, Lockheed и McDonnell Douglas. Самолеты, хранящиеся и похороненные в пустыне Мохаве в США принадлежат более сотне авиакомпаниям, и многие из них уже давно как перестали существовать.

Наибольшая численность самолетов (более тысячи) была достигнута в 2002 году, так как большую часть (около 360 единиц) авиалайнеров поставили на стоянку после террористических атак 11 сентября 2001 года, обрушившихся на США. Авиакомпании тогда не могли позволить себе держать так много рейсов в воздухе, ангары в американских аэропортах были заполнены, и пришлось выделить территорию для стоянки самолетов. По многим параметрам пустыня Мохаве подошла.

Некоторые самолеты, вполне пригодные к дальнейшей эксплуатации тогда поставили для стоянки. Они были вынуждены впасть в анабиоз. Чтобы до конца песок и ветер пустыни не разрушил механизмы, их окна и двигатели закрыли пластиком. Может быть, когда-нибудь такие самолеты еще будут летать, тем более, что многие из них выставлены на продажу.

Но вот в дальней стороне взлетно-посадочной полосы аэропорта Мохаве в США, расположен могильник - это место, где старые самолеты идут на смерть. Большинство реактивных лайнеров уже прошли свой срок эксплуатации и не могут быть больше использованы. В среднем срок эксплуатации коммерческих самолетов около 25 лет, хотя теперь их «жизнь» измеряется не в годах, а в количестве перелетов. После тысяч взлетов и посадок, самолеты больше не могут выдерживать давление высокого полета без замены основных деталей. Эти изношенные самолеты, припаркованные на пустынных стоянках теперь разбираются, и их запчасти используются для ремонтов авиамашин таких моделей. Когда и запчасти и самолеты уже не пригодны к повторному использованию, их демонтируют и отправляют на переработку – измельчают и переплавляют на сырьевые алюминиевые слитки.

В любой момент времени, попав на кладбище самолетов можно увидеть с десяток авиамашин в различных состояниях разборки. Некоторые планеры почти разобраны, и особо дорогостоящие запчасти удалены, другие просто разбиты. Вокруг разбросаны куски фюзеляжа, хвосты и крылья самолетов, колеса, пассажирские кресла … Настоящий могильник памятников устаревших технологий!

Аэропорт Мохаве в США, находится в относительной близости к Голливуду, поэтому несколько самолетов всегда в резерве для использования в работе фильмов. Десятки известнейших фильмов и кадров были сняты в пустыне Мохаве! В том числе «Скорость» с Киану Ривзом, «Крепкий орешек 2» с Брюсом Уиллисом и «День Независимости» с Уиллом Смитом в главной роли. Если в фильме присутствует сцена со взрывом самолета, то огромная вероятность того, что снимали эти кадры именно в Мохаве.

Попасть самому и посмотреть на кладбище самолетов практически невозможно. Это отнюдь не парк аттракционов! Объект является засекреченным, и посещение здесь крайне ограничено. Кроме колючей проволоки, патрулирования охраной и возможности ареста со штрафом порядка 20 тысяч долларов, можно быть искусанным (а может быть, и съеденным) сторожевыми собаками! Но смельчаки (особенно вездесущие фотографы) находятся и в США. Под покровом ночи они пускаются на поиски приключений на кладбище самолетов. Хотя и днем, улыбаясь через ограду охранникам и вежливо попросив, можно зайти на несколько минут и сделать для себя замечательный уникальный кадр.

В 2011 году закрылся один из старейших аэропортов Москвы - «Быково», построенный в 1933 году. Посмотрев территорию аэропорта со спутниковых карт, я приметил группу самолетов в стороне от взлетно-посадочной полосы. Теперь дело осталось за малым, приехать туда и посмотреть все своими глазами.

Собрав по дороге в Быково все пробки, которые были, мы добрались до места всего лишь за пару часов до наступления темноты. С погодой тоже не повезло, постоянно шел дождь. Но зато как я и предполагал, попасть к самолетам оказалось элементарно.

Старше аэропорта «Быково» был только Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе, построенный в 1910 году на Ходынском поле, который также прекратил свое существование в этом веке.

Первый самолет оказался точно в том месте куда показывали координаты со спутниковой карты. Правда, на снимке их было два, а в реальности остался только один:



А вот группа из трех самолетов, которая должна была быть в километре от этого борта, переместилась поближе и обзавелась еще одной машиной. Так что количество заброшенных самолетов на спутниковой карте и в действительности совпало.

Первый, уже не летательный аппарат, на нашем пути был ИЛ-76ТД:

Выпущен этот самолет был в декабре 1982 года для ВВС СССР. В качестве военно-транспортного самолета, этот борт летал 10 лет.

После развала СССР самолет остался на Украине, где в 1993 году был отправлен на хранение. Простояв два года, самолет опять стали использовать, сначала один год на Украине, а потом после конвертации в Ил-76ТД, его начали эксплуатировать в России.

В России этот самолет эксплуатировала авиакомпания «Авиаст», которая через семь лет полетов оставила его на хранение в аэропорту Быково. Самолет с тех пор больше не летал, но смог пережить свою авиакомпанию, которая была закрыта в 2008 году.

Пришло время залезть внутрь самолета. Дверь была не заперта, и мы как порядочные люди, зашли через нее:

Внутри царит бардак, но это не мешает оценить немаленький размер грузового отсека. Его длина вместе с рампой 24,5 метра:

Максимальная коммерческая нагрузка данного самолета составляла 50 тонн и отвезти этот груз он мог на 3 650 км. Ну что же, бросим еще один взгляд на грузовую часть и двигаемся в кабину.

От кабины уже мало, что осталось. Все оборудование и даже пол - демонтировали. Только кресло штурмана на своем месте:

Таким самолетом управляет экипаж из 7 человек, поэтому раньше тут было довольно много оборудования. В техническом отсеке рядом с кабиной есть аварийно-эксплуатационный люк, который ведет наружу. Поднявшись через люк можно побегать по самолету сверху:

Как потом выяснилось, через несколько дней после нашего посещения этот ИЛ-76ТД был разломан и вывезен.

Перейдем к группе из четырех самолетов. Все они были изготовлены ОКБ Яковлева. ЯК-42Д - ближнемагистральный пассажирский самолет, который впервые увидел небо 26 лет назад. Этот самолет пришел на смену ЯК-42 и исправил, ряд его очевидных неудобств. Кстати, этот самолет был выпущен в том же году, когда ЯК-42Д совершил свой первый полет.

Еще 5 лет назад этот борт регулярно летал, а потом авиакомпания «Эльбрус-авиа» отправила его на хранение в 2008 году. Через год авиакомпания накрылась из-за долгов и самолет был арестован. Если верить интернету, данный ЯК-42Д выставили на продажу. Так что если кто-то хочет купить себе этот самолет, то пусть готовит 33 759 000 рублей.

Из 120 кресел эконом класса осталось только три.

Задний входной трап:

Кабина. Для управления ЯК-42Д было достаточно двух человек:

Правда, этот самолет вряд ли будет летать, скорее всего его постигнет участь своего соседа - ИЛ-76ТД.

Еще один ЯК-42Д авиакомпании «Эльбрус-авиа». Двигатели с него уже сняли, так что я не удивлюсь если и он пойдет под нож:

Этот самолет был выпущен на два года позже предыдущего, в 1989 году.

К сожалению, кабина тоже уже изрядно повреждена:

Посмотрим на самолет еще разок со стороны и отправимся к следующему.

Еще один ЯК-42Д. Двигатели на нем тоже отсутствуют. Этот борт успел полетать немного дольше своих соседей. Он прибыл в Быково в 2009 году на техническое обслуживание, где и был арестован и отправлен сюда.

Задний входной трап оказался опущен, что облегчило задачу попадания внутрь:

В этом самолете катастрофически не хватало пола:

Перейдем к следующему самолету, на мой взгляд он самый интересный - ближнемагистральный пассажирский самолет ЯК-40К:

Из всех самолетов, в которых мы были этим вечером, тут наиболее сохранившаяся кабина пилотов:

Забавно, что все эти самолеты пережили свои авиакомпании, которые закрылись в конце нулевых годов.

Ничто на земле не вечно. И, конечно же, это касается авиационной техники. «Кладбища самолетов» – так называют места, где расположилась отжившая свое, авиационная техника. В России такие «кладбища» расположились в основном в Москве и в Московской области.

Самые популярные – это Ходынское поле, аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации в поселке Монино Московской области, а также самый большой музей в Ульяновске, в Среднем Поволжье. Фото этих достопримечательностей заполнили интернет. И несмотря на то, что эти фото вызывают легкую грусть, они также вызывают желание посмотреть на эти самолеты своими глазами и немного побывать в прошлом.

Ходынское поле

Первым в России таким «кладбищем самолетов» стало Ходынское поле. Находится оно на северо-западе Москвы, недалеко от станции метро «Аэропорт». В начале прошлого века там был построен аэродром, который позже получил название Центральный аэродром им. Фрунзе. Именно Ходынское поле стало свидетелем первых в России международных перелетов. Аэродром на Ходынском поле просуществовал с 1910 по 2003 год. После закрытия там было решено открыть музей авиации, но этим планам не суждено было сбыться.


На сегодняшний день часть экспонатов разрезана на металлолом, а те, которые более хорошо сохранились, теперь красуются в Музее техники Вадима Задорожного. После закрытия аэродрома, Ходынское поле начали быстро застраивать, а о том, что на Ходынском когда-то был аэродром, напоминает то самое «кладбище самолетов», на котором гниют позабытые самолеты и вертолеты. В 2008 году, неподалеку от поля, закончили реконструкцию парка Авиаторов, в котором установлены памятники летчикам, погибшим на Ходынском поле в разных исторических битвах.

Уголок памяти в Домодедово

Расположенный в Московской области аэропорт Домодедово, также может похвастаться вышедшей из эксплуатации техникой. Прямо на поле, напротив терминала Домодедово, устроились отлетавшие самолеты, в ожидании своей участи. Пассажиры при взлетах прекрасно могут их рассмотреть. Также они хорошо видны из самого терминала Домодедово.

Фото: khmelikvictor.livejournal.com

В основном там стоят самолеты «Домодедовских авиалиний», но также встречаются летательные аппараты импортного производства. Многие из них уже пожертвовали детали своим более новым собратьям. Про их дальнейшую судьбу пока никому неизвестно, может, пойдут в утиль, а может так и останутся радовать глаз гостям Москвы и Московской области. А пока, все желающее могут в любое время приехать в Домодедово и сделать фото на фоне «воздушных гигантов», захватив с собой фотоаппарат, или может быть даже посидеть за штурвалом самого настоящего самолета.

Музей авиации в поселке Монино

Недалеко от столицы, в поселке Монино Московской области, расположился музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации, несколько лет назад получивший статус федерального государственного учреждения культуры. Это место язык не повернется назвать кладбищем.


Когда-то здесь был один из первых аэродромов в стране, но когда техника шагнула далеко вперед, условия на аэродроме перпестали соответствовать нормам. И постепенно аэродром в Московской области стал превращаться в музей авиации.


В музее хранится огромнейшая коллекция отечественной авиатехники. Также там представлены фотоматериалы и документы, подтверждающие подлинность коллекции. Наверное, в России трудно найти место, где было бы собрано такое количество различных авиамашин. Изучая представленные экспонаты, можно отследить историю развития отечественной авиатехники. Здесь собраны модели военных и гражданских самолетов, вертолетов, планеров за последние сто лет. Музей существует с 1958 года и успел принять у себя более 3 млн. человек практически со всего мира.

Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Около 9000 экспонатов расположились под открытым небом в городе Ульяновске. Большинство этих самолетов своим ходом долетели до Ульяновска, чтобы остаться здесь навсегда, а один, очень героический экспонат ТБ-1 привезли по частям и уже на месте собирали. Эти военные и гражданские самолеты – все, что осталось от ушедшей эпохи. Считается, что самолетам, попавшим в этот музей, очень повезло.

Фото: alexio-marziano.livejournal.com

Музей еще молодой, открылся он в 1983 году. Самое подходящее время года для посещения - это лето или поздняя весна. В этот период получаются самый красочные и живые фото. Сотрудники музея, а также курсанты авиационного училища гражданской авиации, которому принадлежит музей, всеми силами стараются поддерживать красоту и загадочность своих экспонатов.

Хранит на своей территории большое число очень интересных вещей. К примеру, 5 000 заброшенных самолетов, которые аккуратно, а также в рядок припаркованы между кактусов и среди песка.

Это место является самым большим в мире кладбищем. Пройдемся?

Хотя самолёты давным-давно заброшены и не летают, они расположились на территории базы ВВС Америки под названием "Дэвис-Монтен", что находится в аризонском городке Тусон. Оказаться внутри очень сложно - все самолёты обнесены забором.

В этом месте доживают свой срок и догнивают исключительно военные самолёты. С конца второй мировой войны списанные, но при этом не развалившиеся самолеты были сконцентрированы на этой территории, в пустыне, на базе ВВС. Поэтому и скопилось такое большое количество.

Саму базу основали в 1925г., а название у этой базы в честь военных летчиков, которые служили в первой мировой войне - Оскар Монтен и Самюэль Дэвис.

База была расширена к 1940г., в то время когда в Европе бушевала очередная мировая война. В этом месте начали подготавливать экипажи, предназначенные для бомбардировщиков. Когда закончилась война, в 1945 году, тренировочная база была закрыта, и использовать ее стали, как кладбище ненужных сегодня боевых самолётов. Местная сухая климатическая погода, а также твёрдая почва дают возможность неплохо сохранить воздушные суда в течение долгого времени.

И совсем скоро тренировочный центр необходимо было формировать вновь. Завязалась холодная война, и военные должны были объявить стабильную военную готовность, продолжавшаяся практически сорок лет.

В этом месте сформировались строевые части по стратегической авиации, а также специальные группы техников, готовые привести в действия старые самолёты.

Конец холодной войны

В пятидесятых годах в этом месте базировались две авиационные группы Boeing B-29Superfortress, а в шестьдесят третьем - самолёты шпионы LookheedU-2. Кроме того, неподалеку от этой местности расположились ракетные шахты которых насчитывалось 18 штук.

Когда холодная война была окончена, то стабильная боевая готовность для подобного числа самолётов опять стала лишней. Самолёты ржавели и старели.

Некоторые хотели перекрасить, вновь переоборудовать и употреблять специально для надобностей штатской авиации, но что-то не сложилось.

С появлением интернета про базу стали узнавать за границами Аризоны, а также Америки. Кроме этого. до снимков гугла смогли добраться также российские авиа-любители, которые рассекретили большинство интересных моделей самолётов, о которых в свое время никому даже и не приходилось слышать.

Хоть и все это огромное число самолетов, которые стоят в пустыне и создают кладбище, совершенно заброшенными назвать их никак не получается. Американцам удалось и из этого сотворить неплохой бизнес.

На базе Дэвис-Монтен имеется 309-я группа Минобороны Америки, где в составе работает приблизительно 500 000 человек, которые занимаются починкой самолётов.

Ежегодно на базе появляется приблизительно 400 новых технических единиц. Для того чтобы кладбище не разрасталось на пол штата, приблизительно то же самое число самолётов реализуется дружеским, но небогатым государствам или же уничтожается.

Согласно соглашению об уменьшении стратегических враждебных вооружений (СНВ), которое подписано между Америкой и Россией, в этом месте уничтожили 365 бомбовозов Boeing B-2Stratofortress.

Все самолеты, которые поступают на сохранение в базу Дэвис-Монтен, подвергаются скрупулезному осмотру, оттуда демонтируются вооружения, а также все секретные оборудования, а топливные системы осушаются и прокачиваются маслом.

Реализация самолетов

Весь парк техники делится на 4 группы: краткосрочные и долгосрочные консервации (допустимо боевая способная техника), техника, предназначенная для реализации и самолёты-доноры. В категории для реализации порой попадается и не летающая боевая техника. К примеру, в прошлом году в это место привезли не примененные, однако списанные согласно возрасту боевые Хаммеры

Руководством базы было решено продать их по интернету, однако купили только несколько единиц - данный автомобиль совершенно не пригоден для штатской жизни и поэтому они погибают в неволе: топливный расход весьма большой, некомфортный салон, коробка передач механическая.

Кроме того этот объект сегодня считается туристическим.

Кладбище самолетов, по официальным данным имеет название 309th Aerospace Maintenance and Regeneration Group. В настоящее время здесь расположено больше 40 космических летательных аппаратов и 4200 самолетов.

Для 80 % авиатехники, эта территория является их последним пристанищем, гигантским стальным кладбищем, где покоятся больше 350 000 единиц, которые могут быть в любой момент запрошены государством.

В 2005 году специалисты 309 группы смогли переработать более 19 000 частей, имеющие общую цену в 568 млн. долларов США. Американским правительством предоставляется возможность другим странам покупать как запчасти, так и целые самолеты, непосредственно с кладбища самолетов.

Необходимо заметить, что в этом месте так же и ремонтируют самолеты, и после этого часть может вернуться в строй. Именно поэтому каждый доллар налогоплательщиков Америки, вложенный в AMARG, сможет вернуть в государственную казну Америки 11 долларов! Согласно заявлениям экспертов, за последние 25 лет назад в строй был возвращен каждый 5-й самолет, находившийся на территории данного кладбища.

Это кладбище не считается владельцем данных самолетов. Все они, как и прежде относятся к собственности американской армии, а также правительственных агентств. Кроме этого, интересно заметить, что на этом кладбище есть и рабочие самолеты, и самолеты в нерабочем состоянии.