Петровский путевой дворец. Петровский Путевой дворец — где находится, что посмотреть Дворец на ленинградском проспекте

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кто из нас не помнит эти строки великого поэта, воспевающие Петровский путевой дворец:

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Именно здесь в 1812 году Наполеон пробыл несколько дней, наблюдая страшный пожар в Москве. Своими очертаниями Петровский дворец напоминает Большой Царицынский дворец – и тот, и другой были построены по проекту архитектора Матвея Казакова.

* Организатор экскурсии:

Путевые дворцы были неотъемлемой частью дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Здесь останавливались на отдых царствующие особы и члены императорской фамилии. Всего на дороге было поставлено 11 путевых дворцов, в среднем – через каждые 65 километров, день пути. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.

Первые путевые дворцы появились при Петре I. В то время под них использовали существовавшие в России с XIII века ямские станы, преобразованные в XIX веке в почтовые станции. Это были небольшие сооружения, где ямщики могли передохнуть и сменить лошадей, чтобы двигаться дальше.

В екатерининскую эпоху путевые дворцы представляли собой, как правило, небольшие дома, деревянные или каменные. Обычно они были скромно украшены, но, тем не менее, становились центрами городской застройки. Часто в них размещались гостиница и почта, и лишь во время проезда царствующих особ они выполняли свои прямые функции.

Бюро письменное дорожное, дорожные часы и путеводители. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Дорожные наборы для игр. Экспозиция музея Петровского путевого дворца

Многие путевые дворцы сохранились до настоящего времени. В большинстве случаев это весьма скромные строения, но есть и роскошные, например, в . Петровский путевой дворец был последним при въезде в Москву и потому его отличала особая пышность.

Строительство Петровского путевого дворца

В июле 1774 года в Москве с большим размахом отмечался Кючук-Кайнарджийский мир , положивший конец войне 1768-1774 годов между Российской и Османской империями. В честь этого события было решено устроить грандиозное представление на Ходынском поле , которое бы демонстрировало новый статус России как великой державы.

В письме к своему многолетнему корреспонденту, барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807) Екатерина Великая собственноручно набросала сценарий праздника:

В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой – Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира.

За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…

… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток.

По проекту Василия Ивановича Баженова и его ученика Матвея Федоровича Казакова на Ходынском поле были возведены павильоны, стилизованные «под Восток», но с элементами русского стиля XVII века.

Наставления архитектора Баженова В.И. архитектору Казакову М.Ф. о ведении строительных работ, дано по случаю отъезда Баженова в Санкт-Петербург. 20 ноября 1773 года

Постройки настолько понравились императрице, что по окончании торжеств она повелела Баженову приступить к строительству дворцового комплекса в Царицыно , а Казакову – построить неподалеку Путевой дворец, на дороге из Москвы в Петербург. Позже Казакову будет поручено строительство Большого Царицынского дворца на месте баженовского творения, отвергнутого Екатериной. Именно этим и объясняется стилистическая схожесть Петровского Путевого дворца и Царицыно.

Фасад северной стороны главного корпуса дворца, строящегося в селе Царицыно близ Москвы. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф., начало 1800-х годов (первоначальный вариант, нереализованный)

Лавров И.А. Фасад Царицынского дворца. Лист из Альбома казенных строений №7 Казакова М.Ф. Начало 1800-х годов. Исполнительный чертеж (реализованный)

Под путевой дворец были выделены пустующие земли, принадлежавшие московскому Высокопетровскому монастырю. Строительство началось в 1776 году и окончательно завершилось только в 1796 году.

Петровский путевой дворец сочетает в себе элементы разных стилей. Здесь мы увидим и классическую симметричную композицию, и элементы готики – стрельчатые окна и решетки на них, украшения окон в стиле барокко, бочкообразные колонны, присущие древнерусскому стилю, белый с красным декор нарышкинского барокко. Интерьеры были выполнены в стиле барокко.

Башня с «ласточкиными хвостами», напоминающими кремлевские

Стрельчатая арка, ведущая в задний двор

Правый флигель со стороны двора

Крыльцо с элементами русской архитектуры XVII века

План нижнего этажа главного корпуса Петровского путевого дворца. Лист из Альбома казенных строений №3 Казакова М.Ф, 1799 год

Екатерина II была в Петровском путевом дворце лишь однажды – в 1787 году, когда его строительство еще не было завершено. Рассказывают, что императрица отослала свиту и охрану, пожелав остаться под охраной своего народа; это едва не привело к давке.

В 1797 году в Петровском путевом дворце перед въездом в Москву на коронацию останавливался император Павел. Не ладивший со своей матерью при её жизни и старавшийся изменить всё после её смерти, он повелел выкрасить красные стены дворца в белый цвет. Впрочем, белоснежным он пробыл недолго.

С этого времени Петровский путевой дворец становится местом обязательного пребывания царских особ перед торжественным въездом в Москву на церемонию венчания на царство в Успенском соборе Московского кремля.

1812 год и восстановление дворца

3 сентября 1812 года Наполеон перевел свою ставку из Московского кремля в Петровский путевой дворец. Здесь он провел четыре дня, глядя на грандиозный московский пожар. Несмотря на удаленность от города, жар был настолько сильным, что невозможно было подойти к окнам, волосы французского императора даже опалились.

В.Верещагин. Наполеон в ожидании Мира. 1911 год

Уходя, французы разорили дворец. Матвей Казаков, которого родственники увезли в , узнав о московском пожаре и гибели в огне своих творений, вскоре скончался.

Петровский дворец простоял пустым почти 15 лет. Восстановительные работы в нем начались только в 1827 году, в царствование императора Николая I. Руководство работами было поручено Огюсту Монферрану , позднее к работам подключились архитекторы Н.А.Шохин и А.А.Мартынов. Архитектор Иван Таманский переделал интерьеры в стиле ампир, оставив нетронутой лишь Парадную лестниц у.

Парадная лестница в стиле барокко

Купол над дворцом был воссоздан с некоторыми изменениями. Его свод был расписан швейцарским художником-декоратором и скульптором Джузеппе Анжиоло Артари (1792-1863) в технике гризайль , имитирующей объем. Завершились восстановительные работы лишь в 1837 году.

Техника монохромной живописи гризайль создает иллюзию объема

Разоренную территорию вокруг дворца было решено отдать под дачи, театры и прочие увеселения. По замыслу Николая I, это могло помочь быстро привести местность в порядок (здесь император воспользовался успешным опытом Петра Великого, строившего таким образом Санкт-Петербург). Были утверждены типовые проекты домов, из казны дачникам выделялось на строительство несколько тысяч рублей.

К сожалению, значительная часть Петровского парка была уничтожена в 1928 году при строительстве стадиона «Динамо». Тем не менее, некоторые старинные постройки сохранились до наших дней.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, построенный в 1844-1847 годах по проекту архитектора Ф.Рихтера на средства и по инициативе А.Д.Нарышкиной

Окрестности Петровского путевого дворца вскоре стали излюбленным местом отдыха московской знати и интеллигенции. Публика попроще проводила свой досуг в Марьиной роще.

Трагедия на Ходынском поле

Напротив Петровского путевого дворца расположено Ходынское поле. В ту пору там регулярно устраивались военные смотры и парады. 18 (30) мая 1896 года на Ходынке во время торжеств в честь коронации императора Николая II произошла массовая давка, в которой погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Это трагическое событие многие сочли как дурное предзнаменование нового царствования.

Знаменитый бытописатель Москвы и журналист Владимир Гиляровский был непосредственным участником тех событий и чудом остался жив. Он писал:

Днем я осматривал Ходынку, где готовился народный праздник. Поле застроено. Всюду эстрады для песенников и оркестров, столбы с развешенными призами, начиная от пары сапог и кончая самоваром, ряд бараков с бочками для пива и меда для дарового угощения, карусели, наскоро выстроенный огромный дощатый театр и, наконец, главный соблазн - сотни свеженьких деревянных будочек, разбросанных линиями и углами, откуда предполагалась раздача узелков с колбасой, пряниками, орехами, пирогов с мясом и дичью и коронационных кружек.

Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку. Каменный царский павильон, единственное уцелевшее от бывшей на этом месте промышленной выставки здание, расцвеченное материями и флагами, господствовало над местностью. Рядом с ним уже совсем не праздничным желтым пятном зиял глубокий ров - место прежних выставок. Ров шириной сажен в тридцать, с обрывистыми берегами, отвесной стеной, где глиняной, где песчаной, с изрытым неровным дном, откуда долгое время брали песок и глину для нужд столицы. В длину этот ров по направлению к Ваганьковскому кладбищу тянулся сажен на сто. Ямы, ямы и ямы, кое-где поросшие травой, кое-где с уцелевшими голыми буграми. А справа к лагерю, над обрывистым берегом рва, почти рядом с краем ее, сверкали заманчиво на солнце ряды будочек с подарками.

Во рву горели костры, окруженные праздничным народом.
- До утра посидим, а там прямо к будкам, вот они, рядом! …

… Вдруг загудело. Сначала вдали, а потом кругом меня. Сразу как-то… Визг, вопли, стоны. И все, кто мирно лежал и сидел на земле, испуганно вскочили на ноги и рванулись к противоположному краю рва, где над обрывом белели будки, крыши которых я только и видел за мельтешащими головами. Я не бросился за народом, упирался и шел прочь от будок, к стороне скачек, навстречу безумной толпе, хлынувшей за сорвавшимися с мест в стремлении за кружками. Толкотня, давка, вой. Почти невозможно было держаться против толпы. А там впереди, около будок, по ту сторону рва, вой ужаса: к глиняной вертикальной стене обрыва, выше роста человека, прижали тех, кто первый устремился к будкам. Прижали, а толпа сзади всё плотнее и плотнее набивала ров, который образовал сплошную, спрессованную массу воющих людей. Кое-где выталкивали наверх детей, и они ползли по головам и плечам народа на простор. Остальные были неподвижны: колыхались все вместе, отдельных движений нет. Иного вдруг поднимет толпой, плечи видно - значит, ноги его на весу, не чуют земли…

Вот она, смерть неминучая! И какая!

Императору Николаю II доложили о случившемся. Получив это известие, он, тем не менее, принял решение не отменять дальнейших праздничных мероприятий. Большинство погибших было похоронено на Ваганьковском кладбище, где позднее над братской могилой был поставлен монумент. Императорская семья пожертвовала 90 тысяч рублей в пользу пострадавших и разослала по больницам тысячу бутылок мадеры.

Петровский путевой дворец в XX веке и в наши дни

В 1914 году во дворце разместился военный госпиталь. В 1918 году Петровский замок был национализирован. Хотя формально здание принадлежало нескольким Народным комиссариатам, за несколько лет оно было значительно разорено: утрачена отделка, предметы интерьера, паркетный пол пошел на дрова.

В 1920 году Петровский путевой дворец был передан Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского «для утилизации». Такое решение было продиктовано тем, что еще в 1910 году на Ходынском поле был построен аэродром, позднее получивший название Центрального аэродрома им. Фрунзе , просуществовавший до 2003 года.

Военные смогли сохранить историческое здание, хотя и сильно переделали его. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался штаб Авиации дальнего действия , с 1944 года по 1946 год - штаб 18-й воздушной армии . Затем стены бывшего дворца снова заняла Академия. Из её стен вышли многие Герои Советского Союза, летчики и космонавты. Среди известных выпускников были маршал авиации, трижды (!) Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб, летчики-космонавты СССР первого отряда космонавтов Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Валентина Владимировна Терешкова, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров и многие другие.

Стенд, посвященный Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского

Бюст К. Э. Циолковского около Петровского путевого дворца. Скульптор С.Д.Меркуров, архитектор И.А.Француз. Открыт 17 сентября 1957 года

Бюст Н.Е.Жуковского около Петровского путевого дворца. Скульптор Г.В.Нерода, архитектор И.А.Француз. Открыт осенью 1959 года

В 1997 году Петровский путевой дворец был передан в ведение администрации правительства Москвы. В 1998 году в нем начались реставрационные работы. К сожалению, за годы советской власти многие помещения были изменены, уничтожены интерьеры, утрачены все предметы мебели. В Круглом зале, высота которого составляет 16 метров, был устроен тренажерный зал.

Реставраторам пришлось работать по имеющимся старинным чертежам и фотографиям, однако многое воссоздавали по своему вкусу и видению. Поэтому в целом помещения вызывают сейчас ощущение некоторого новодела и пустоты.

Анфилада залов первого этажа с музейной экспозицией

Приемная на втором этаже

Дворцовая гостиная

Зеркала напротив друг друга зрительно увеличивают пространство небольших залов

5 марта 2009 года состоялось открытие воссозданного Петровского путевого дворца. Сейчас здесь размещаются Дом приёмов правительства Москвы и гостиница , специально для которой было пристроено новое здание, закрывшее фасад дворца со стороны Петровского парка. Президентские номера находятся непосредственно в здании Петровского дворца. В Петровском дворце также расположен ресторан «Карамзин».

Башни около нового гостиничного корпуса сооружены в неоготическом стиле и не выбиваются из общей стилистики Петровского дворца

Информация для посетителей и карта

Попасть во дворец можно с экскурсией, которую проводит Музей города Москвы в дни, свободные от официальных мероприятий. В Круглом зале бывают музыкальные концерты. Кроме того, в Петровском дворце устраивают фотосессии, в том числе и свадебные.

  • Адрес: Москва, Ленинградский проспект, 40
  • Станция метро: Динамо

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Императорский путевой дворец в Твери построен во второй половине XVIII века, по проекту архитектора Петра Романович Никитина. Роскошный особняк возведен на площади в центральном районе города. Сейчас это улица Советская, там, где она выходит к Староволжскому мосту. Такое расположение выбрано не случайно, ведь в то время через Тверь проходил Петербургский тракт, связывающий северную столицу с Москвой. По долгу службы дорогой пользовались высшие государственные чины и сама императрица Екатерина II. Именно поэтому здесь было решено построить небольшой дворец, где можно с комфортом отдохнуть и переночевать после долгого пути. Отсюда и название дворца — путевой.

Тверской императорский дворец — настоящая жемчужина города, с богатой строительной историей.

Здание неоднократно перестраивалось и реконструировалось различными архитекторами, благодаря чему впитало в себя элементы нескольких архитектурных стилей, включая классицизм и барокко.

Главный корпус дворца двухэтажный и выходит фасадом на берег реки Волги. К нему прилегает въездной двор и пристроено два выдвинутых флигеля. Во дворце находился приемный зал, императорские покои, церковь и библиотека. Также на территории имелась конюшня и каретный двор.

Внутреннее убранство дворца получилось особенно роскошным — изделия из стекла и фарфора, выполненные руками великих мастеров картины и скульптуры, дорогая мебель, мраморные колонны, огромные камины и другие детали интерьера.

Сегодня Путевой дворец считается не только объектом историко-культурного наследия, но и одним из старейших сооружений в Твери, что привлекает внимание археологов со всей России. Для самого города дворец стал своего рода визитной карточкой.

В Российской империи было сооружено 14 путевых дворцов. Но только 9 из них сохранилось до наших дней. Все они охраняются как памятники истории и архитектуры.

Часы работы Императорского путевого дворца в Твери в 2019 году

Распахнувший свои двери после долгой реставрации, Императорский дворец доступен для экскурсий со среды по воскресенье.

Часы работы: с 11:00 до 18:00. Касса закрывается на час раньше.

Стоимость билета в путевой дворец Твери в 2019 году

Цены при самостоятельном посещении:

  • Взрослый билет — 250 рублей;
  • Льготный билет (студентам и школьникам с 16 лет, пенсионерам) — 100 рублей;
  • Детям до 16 лет вход бесплатный.

Цены в составе экскурсии: от 500 рублей для детей и от 1000 рублей для взрослых.

История

В XVII веке на этом месте стоял дом архиерея. К большому несчастью дом был уничтожен большим пожаром 1763 года, который охватил большую часть Твери. Здание планировали реконструировать, но, в конечном счете, было принято решение о его сносе. После чего началось строительство путевого дворца для членов императорской семьи и представителей аристократии.

За свою долгую историю у дворца неоднократно менялись владельцы, и проводилось несколько масштабных реконструкций: в 1809—1811 гг., в 1864—1871 гг. и в 1944—1948 гг.

В начале XIX века дворцовые покои облюбовали генерал-губернатор Тверской области — принц Георг Ольденбургский, и его супруга княгиня Екатерина Павловна. По воле новых владельцев дворец был перестроен архитектором К. И. Росси. В скором времени дворец стал одним из центров притяжения Тверской знати. Во дворец начали приезжать известные личности из Москвы и Петербурга. Среди них были император Александр, поэты Жуковский и Глинка, историк Николай Карамзин.

В 1864 году проведена еще одна реконструкция, в этот раз А. И. Резановым. Дворец дополнили новыми элементами в «старом стиле». В первую очередь взялись за боковые павильоны, щедро украсив их богатой лепниной. Стоит отметить, что изменения были выполнены настолько элегантно, что человек, далекий от архитектурных нюансов, не заметил бы разницы между доработками и оригинальной постройкой.

В конце XIX века часть здания была отдана под выставочный зал городского музея.

В первой половине XX века для путевого дворца в Твери началась сложные времена. Во время революции здание заняли большевики, разместив в нём совет рабочих и крестьян. Всё бы ничего, но в 1935 году новые постояльцы полностью разрушили доминанту всего дворцового комплекса — Спасо-Преображенский собор.

С началом Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб. Но уже в 1946 году начат ремонт внешних фасадов.

Полноценная реставрация началась только в 2012 году.

30 ноября 2017 года Императорский путевой дворец в Твери был полностью восстановлен и открыт для посетителей.

Сегодня в отреставрированном здании размещается экспозиция Тверской картинной галереи . Коллекция включает в себя предметы европейской живописи XVII — XVIII веков, уникальные фрески XV — XVI веков, старинные иконы и множество других предметов искусства. Возраст самой старой из картин около 600 лет. Кроме того, здесь находятся музей архитектуры и литературы.

Как попасть в путевой дворец в Твери

Посетить экспозицию можно индивидуально или с экскурсиями в Императорский дворец в Твери, по расположенной внутри картинной галерее .

Ближайшая к достопримечательности остановка общественного транспорта — «Стадион „Химик“», добраться можно на автобусах № 20, 21, 154, маршрутных такси № 9, 211.

Доехать до Императорского путевого дворца можно вызвав такси при помощи одного из приложений — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Императорский путевой дворец: Google-панорама

Императорский путевой дворец: видео

Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Когда Екатерина II еще только планировала дворец, где смогут останавливаться царские особы и важные делегации по пути из Петербурга в Москву, дорога, по которой они приезжали, называлась, конечно же, еще не Ленинградским проспектом, а Тверским трактом. А земли, на которых сейчас располагается Петровский парк с прекрасным путевым дворцом в центре, принадлежали в то время Высокопетровскому монастырю, давшему название не только этому дворцу, но и улице Петровке, на которой этот монастырь находится.

То есть, как мы поняли в первые минуты нашей экскурсии, парк и дворец, как и город на Неве, названы вовсе не в честь Петра Великого, а в честь святого апостола Петра. Ну а «путевыми» называются дворцы, находящиеся собственно на пути и служащие временным пристанищем для тех, кто этот путь держит.

Екатерина II, заказавшая постройку этого дворца в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в отличие от своей предшественницы Анны Иоановны, пышно украшавшей обе столицы кружевными завитками в стиле барокко, держала курс на более строгую и сдержанную античность. Петербург для нее перевоплощал Джакомо Кваренги – приверженец палладиевой архитектуры, а в московском зодчестве большой след в то время оставили В. И. Баженов и М.Ф. Казаков, который работал под руководством Баженова в Экспедиции кремлёвского строения. Выбор архитектора для путевого дворца можно назвать тем случаем, когда ученик победил учителя. Екатерина II отвергла проект Баженова и утвердила проект Казакова, уже завоевавшего ее расположение созданием увеселительных павильонов для гуляний на Ходынском поле.

Строительство дворца началось в 1776 году и длилось до 1780 года. Уже в 1778 году Екатерина поручила Баженову и Казакову строительство еще одного дворцового ансамбля в Царицыно. Сходство Петровского путевого дворца и Царицыно очевидно – этот стиль позже получил название псевдо- или русской готики. За основу брались палладианские строения с строгим следованием симметрии и учётом правил перспективы.

Но русские архитекторы щедро добавляли им черты европейской готики, московского барокко и какие-то свои собственные архитектурные находки. Иногда в постройках можно было заметить личные убеждения архитектора или мецената, потому так часто на памятниках этого периода мы можем заметить какие-то знаковые элементы масонства. Глядя на Петровский путевой дворец снаружи, мы сразу отмечаем характерное для готики стремление ввысь. Мы не смогли не сосредоточить свой взгляд на этих традиционных для готики раздвоенных окошках в форме «ласточкин хвост» и необычных витых трубах.

Попадая во внутрь дворца и поднимаясь по узким лестницам, мы оказываемся уже в атмосфере барокко, среди нежно голубого цвета, золоченых канделябров и лепных символов изобилия.

Несмотря на то, что столицей был Петербург, коронации на царство продолжали проходить в духовной столице и сердце страны – Москве. Потому дворец стал местом, где после пути из Петербурга останавливались будущие цари со своими свитами, отдыхали и приводили себя в порядок перед официальным принятием царского сана – первым из них был Павел I, короновавшийся в 1797 году. Среди экспонатов находящегося здесь сейчас музея есть милые дорожные вещи того времени.

Например, впечатляющие часики с защитным чехлом, дорожные наборы игр и портативное, как бы мы сейчас сказали, бюро. Кстати, как мы узнали из передачи «Что? Где? Когда?», дорожные бюро делались такой покатой формы не только для того, чтобы на них было удобно писать письма, но и для того, чтобы их можно было использовать в качестве подушки. Однако думаем, что царским особам на такие ухищрения идти было незачем.

Во время Отечественной войны 1812 года, после начала московского пожара и поспешного вывода французских частей, здесь в течение четырех дней с 3 сентября держал ставку император Наполеон. Когда он смотрел из окна дворца на яркое и шумное полыхание своих надежд и амбиций, несмотря на удаленность от горящего города, у императора обгорели волосы - настолько сильно пожар нагрел кирпичные стены дворца. Эти значительные дни в судьбе и Наполеона, и дворца А.С. Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине». Наш экскурсовод окончательно завоевал наши сердца, вдохновенно прочитав нам эти строчки:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

Пожилой уже Казаков был увезен к этому времени родными в Рязань, известие о пожаре в Москве, многое в которой было создано им самим, ускорило приход его смерти. Уголок большого выставочного зала посвящен войне, пожару и Наполеону.

Реставрацией дворца после разрушительного пребывания здесь французов занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. А купол парадной ротонды, где проходили балы и торжественные приемы, расписал художник Джузеппе Артари. Многие посетители принимают эту роспись за продолжение лепнины, настолько объемной она выглядит – практически современная 3D-графика.

До прихода советской власти основные залы и комнаты так и предназначались для государственных нужд. Здесь выставлены царская посуда, атрибуты быта и даже меню двух обедов: в честь бракосочетания Александра III и Марии Федоровны в 1883 году и в честь коронации Николая II и Александры Федоровны в 1896 году. Обратите внимание, что это перечень блюд для одного человека; и на один обед, а не недельное довольствие.


Остальная часть дома служила казенными квартирами для знатных людей. Когда М.Ю. Лермонтов гостил на такой квартире у своего приятеля Д. Розена, он написал в письме своим родным: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».

После революции дворец стал практически колыбелью красной авиации. В 1920 году здесь была открыта Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского, любовно называемая ее воспитанниками «Жуковской» или «Жучкой».

Из этих стен вышли все те, кем гордимся мы и наша космонавтика. Именно в этой самой ротонде с расписным куполом получал свой диплом Юрий Алексеевич Гагарин.


Заметьте, что стены этой ротонды сплошь украшены империалистическими двуглавыми орлами и портретами эксплуататоров крепостного труда, а потому загадка, как памятник почти без потерь пережил приход советской власти. А объясняется эта загадка очень изобретательно. Пощадившие труд архитекторов и художников, новые хозяева не стали сбивать лепнину, а подвесили под купол этой ротонды огромный дирижабль, символизирующий прогресс в воздухоплавании и закрывающий все не актуальные более элементы.

Сейчас в этой ротонде проходят встречи московского мэра с важными делегациями. Так что часть дворца продолжает служить государству. Еще часть – это гостиница. Ну а несколько залов действуют как музейные: Кавалерийский зал, Круглый зал, Бело-голубая и Золотая гостиные.

В Золотой гостиной сохранились оригинальная мебель, заслонки для каминов и зеркала. Нас заинтересовали небольшие круглые столики, стоящие в углах при больших столах, окруженных сидячими местами. Оказалось, на них компаниям подавались курения – что-то вроде современных кальянов.


В зеркала над каминами смотрелась сама Екатерина. Мы не смогли отказаться от предложения экскурсовода воспользоваться этой своеобразной машиной времени и заглянуть в них самим.

Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.


После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие.


Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.


История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.


Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы.

Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.


Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.


Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.


Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее.


Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне.


Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский)вокзал.


На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.


Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.


В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.


Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

Лариса Скрыпник

История Петровского парка и его построек. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я .
К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу , ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
Строительство началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.

Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст . Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.

По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.

Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров - "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".


За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
Начиная
с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы , остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях .
Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед
Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину. Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану Лейхтенбергскому , что если ему случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.

Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою!
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он...
Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.

На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть - После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта,
рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.

В том же году начались восстановительные работы, которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран , Таманский , Шохин , Менелас .
Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова , который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена , служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
Художник К. А. Горбунов. 1841 год..

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".

В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Т оржественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту.