Почему у высоцкого такой памятник на кладбище. Памятник высоцкому в разных странах. И в дальнем зарубежье

Тематическая подборка посвященная фотографиям памятников Владимиру Высоцкому .

Памятник в Самаре в сквере имени Высоцкого, установлен в 2000 году

Памятник в Москве, на Страстном бульваре, открыт в 1995 году

памятник в Одессе, открыт 1 апреля 2012 года. В руках Высоцкий держит золотое сердце, вокруг него музы, лица которых похожи на лицо Марины Влади

памятник в Новосибирске, открыт 25 июля 2005 года. На постаменте, выполненном в виде стилизованного
лезвия, по которому босиком идет Высоцкий, предусмотрен череп Йорика из бронзы. Его неоднократно воровали, находили, возвращали на место, но сейчас череп так и затерялся. Аналогичный памятник находится в Черногории, г. Подгорица. Оба памятника создал один и тот же скульптор, только в Черногории Высоцкий стоит на земле.

памятник в Дубне, открыт в 2008 году на алле Высоцкого

пока только проект памятника Высоцкому в Киеве

памятник в Набережных Челнах, открыт 2 декабря 2003 года

памятник в Калининграде, на Певчем поле

бюст в Барнауле, открыт в 2002 году напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета

памятник Высоцкому и Марине Влади, Екатеринбург. Открыт 3 февраля 2006 года напротив гостиницы "Большой Урал"

памятник в Мелитополе

памятник в Воронеже, открыт 9 сентября 2009 года

Как найти ту или иную могилу на Ваганьковском кладбище.
Поскольку информация по расположению примечательных могил на Ваганьковском кладбище очень разрозненная, я собрал наиболее интересные по моему мнению точки в этот краткий путеводитель. Местоположение некоторых из них может быть не совсем точным, пожалуйста, сообщите, если найдете ошибку.

1 Сергей Есенин /Заметный памятник. За могилой находится могила Бениславской Галины - влюбленной в поэта/

2 протоиерей Валентин Амфитеатров /небольшая могила за военным мемориалом/

3 Семен Владимирович Высоцкий и Евгения Степановна Лихолатова (отец и мачеха В.Высоцкого)

4 Булат Окуджава

5 Виталий Соломин

6 Лев Яшин, Игорь Тальков

7 А.Ф. Лосев /тропинка между 40 и 41 участками, могила слева, прямо у тропинки, черный каменный крест, рядом с ним в ограде, справа, белый памятник/

8 Михаил Танич, Римма Казакова, Михаил Пуговкин

9 Георгий Вицин, Григорий Чухрай, Владимир Ворошилов, Станислав Ростоцкий, Иулиан Рукавишников

10 Петр Фоменко

11 Андрей Миронов

12 Сонька “Золотая Ручка” /есть тропинка, сам памятник заметен издалека - позолоченная скульптура с пальмой/

13 артист балета Марис Лиепа

14 Леонид Филатов

15 Спартак Мишулин

16 Олег Даль

17 Александр Абдулов, Машенька Шилова

18 клоун Леонид Енгибаров /Могила в самом начале Церковной аллеи, справа у дороги. Если встать лицом ко входу в храм, слева начинается Церковная аллея./

19 Владислав Листьев

20 Владимир Высоцкий

22 Василий Аксёнов /25 уч. Могила за колумбарием, если зайти за него слева, напротив стены открытого колумбария/

23 Виктор Розов /Могила находится у самой дороги, немного левее могилы Игоря Талькова/

24 Вениамин Каверин /Могила на Саврасовской аллее, у самой дороги слева (это начало 18 уч.)/

25 Алексей Саврасов /Могила у самой дороги на 18 участке/

26 Фёдор Шехтель /Слева от дорожки огромных размеров монумент, напоминающий пирамиду, на ней крест, заключённый в круг и надпись - "Семейство Шехтель". Кстати, О.Ф. Шехтель приходился дедом знаменитому эстрадному артисту Вадиму Тонкову (дуэт Маврикиевна и Никитична). Его могила находится тут же, с левой стороны./

27 Владимир Даль /16 уч. Тимирязевская аллея. Могила с левой стороны/

29 Григорий Горин (24 уч.)

30 Василий Суриков /аллея называется Суриковской. Идите по ней прямо. Могила у самой дороги, слева/

31 Василий Тропинин /11 уч. поделен на два квартала. Вам нужно дойти от центральной аллеи до конца первого квартала и свернуть налево, идти прямо. Могила В.А. Тропинина слева, у самой дороги, очень заметная./

32 Георгий Юматов /Могила возле самой дороги, приблизительно не доходя метров 50-и до массивного белого здания колумбария/

33 Николай Старостин, Эдуард Стрельцов, Георгий Гаранян

34 Евгений Дворжецкий /в том ряду могил, где похоронены Владимир Мигуля, Булат Окуджава, Григорий Горин/

35 революционеры Николай Бауман, Анатолий Железняков (матрос Железняк) /59 уч./

36 Геннадий Шпаликов /уч. 34, следуя от колумбария, отсчитайте от начала 34 участка 4 ряда могил, во втором ряду от дороги/

37 Михаил Кононов /прах захоронен буквально в двух шагах от могилы Владимира Высоцкого, справа от нее находятся большие тумбы с нишами. вам нужны 3 тумбы, образующие ряд, перпендикулярный церкви. Тумба, где захоронен М.И. Кононов крайняя слева. Ниша в середине тумбы/

38 Георгий Бурков /могила у самой дороги/

39 Эраст Гарин

40 адвокат Фёдор Плевако /5 уч., Могила на аллее между 5 и 6 уч. 2 ряд от дороги, очень заметный памятник./

41 меценат Алексей Бахрушин /высокая черная стелла/

42 Надежда Брежнева-Мамут, Андрей Ростоцкий, Валентин Плучек, Евгений Колобов, Юрий Саульский

43 владелец сети булочных Иван Филиппов (21 уч.)

44 Агапкин Василий Иванович /есть указатель, от Писательской аллеи вглубь 34 участка уходит мощеная тропинка, ведущая до самой могилы/

45 М. Л. Таривердиев /На Армянской части кладбища. Нужно подойти к входу в армянскую церковь. Справа от входа, у самых окон здания/
46 Братская могила погибших 18 мая 1896 года (Ходынка)

Саван сдернули - как я обужен,-
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
В. Высоцкий, 1973 г.

«Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот», - не без сарказма заметил в одной из своих ранних песен Владимир Высоцкий. К счастью, пророчество Владимира Семёновича оказалось неверным. Именно у Петровских ворот 25 июля 1995 года, в день пятнадцатой годовщины со дня смерти поэта и актёра, Высоцкому был открыт памятник работы скульптора Геннадия Распопова. С тех пор прошло уже два десятка лет. За минувшие годы бронзовые статуи, бюсты и мемориальные доски увековечили память Владимира Высоцкого по всей нашей необъятной родине и даже за её пределами. Среди них много, несомненно, талантливых проектов. Хватает, к сожалению, посредственных и даже неудачных скульптур. Но только один из этих памятников, и по сей день, вызывает у поклонников Владимира Высоцкого по-настоящему неоднозначные и противоречивые чувства.

Мало кто знает, что на могиле поэта могла быть установлена совершенно другая скульптура. История её началась в 1982 году, когда Театр на Таганке выступил в качестве организатора конкурса на лучший проект надгробного памятника Владимиру Высоцкому. В то время говорить об открытости такого конкурса было просто невозможно, и актёрам легендарной Таганки пришлось лично обзванивать знакомых художников и скульпторов. Стоит отметить, что их труды оказались не напрасными, и на призыв откликнулись не только начинающие ваятели, но и именитые скульпторы Леонид Бренер, Вячеслав Клыков, архитектор Анатолий Игнащенко. Участвовал со своим проектом и художник Театра драмы и комедии на Таганке Давид Боровский. В итоге получилась выставка памятников, выполненных в самых разных решениях и формах: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов.

На протяжении всего конкурса было огромное количество горячих споров и дискуссий, так как обстоятельства сложились таким образом, что в первые ряды выдвинулось сразу несколько фаворитов. В числе лидеров показа оказались работы и молодого скульптора Александра Рукавишникова, выбравшего лейтмотивом памятника Высоцкому исповедальных «Коней привередливых», и статуя «Бард» известного ваятеля Леонида Берлина. Но если монумент Рукавишникова сейчас, в наше время, хорошо известен всем почитателям таланта Владимира Семёновича, то на описании скульптуры, выполненной Леонидом Львовичем Берлиным, мне бы хотелось остановиться особо. Автор памятника, по-видимому, довольно буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнажённой душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и... совершенно обнажённым. Даже без фигового листочка на причинном месте! Не удивительно, что с того самого времени в народной памяти накрепко засело «альтернативное» название голого «Барда» - «Призывник перед медкомиссией». Стоит ли говорить, что в СССР подобные авангардные произведения никогда не приветствовались, поэтому ни Марине Влади, ни тем более родителям покойного эпатажный памятник не пришёлся по душе.

Всеволод Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, вправленный в строгий земной камень. Мы даже ходили к академику Яншину – с просьбой к Академии наук выделить метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал и ни слова не говоря написал на прошении «Выдать»(*1).

Родители же Высоцкого были изначально против всевозможных аллегорий и символов на надгробии. Они хотели видеть своего сына «как живого», видимо, поэтому они отдали свои голоса работе Александра Рукавишникова. К тому же проект молодого ваятеля поддержал и близкий друг Владимира Высоцкого золотопромышленник Вадим Туманов, который всё время восхищался представленной скульптурой и её портретным сходством с покойным поэтом. Марина Влади и другие сторонники памятника-метеорита художника Давида Боровского оказались не согласны с выбором родителей, посчитав, что этот изваяние мало соответствует тому Высоцкому, которого они знали и любили, но не чашу весов в свою сторону уже склонить не смогли.

В итоге окончательный выбор был остановлен на работе Александра Рукавишникова. Надгробный памятник Владимиру Высоцкому по его проекту был открыт 12 октября 1985 года на Ваганьковском кладбище. Скандальной же работе Леонида Берлина было дипломатично отдано почётное 3-е место. После конкурсной выставки в Театре на Таганке голого «Барда» вернули обратно в художественную мастерскую Леонида Львовича, но уже в скором времени изваяние был стыдливо укрыто от посторонних глаз в Музее скульптуры под открытым небом «Музион», что на задворках Центрального дома художников на Крымском Валу. Это тихое местечко получило свою "минуту славы" гораздо позднее - после того, как туда был «сослан» в вечную ссылку с Лубянки памятник Железному Феликсу. Поэтому и цветов по юбилейным и памятным датам обнажённому «Барду» никто никогда не приносил, так как для подавляющего большинства поклонников Высоцкого работа Берлина так и осталась неизвестной.

Гендиректор «Музиона» Михаил Пукемо: «В 70-х годах я работал в Театре на Таганке техническим директором, лично знал Владимира Семёновича... К памятнику Берлина актёры отнеслись по-разному: кто-то ругал, кто-то, напротив, хвалил. Лично я думаю, что такой памятник вполне имеет место быть! Скульптор считал, что истинный художник в своём творчестве обнажён перед людьми. Нагота символизирует ранимость поэта, его обнажённую душу!»(*2)

К сожалению, узнать из первых уст о том, что подвигло скульптора на создание такого противоречивого памятника, уже не удастся: Леонид Львович Берлин скончался в 2001 году. Но, так или иначе, фигура обнажённого Владимира Высоцкого стала одной из самых значительных работ мастера. В связи с этим было небезынтересно узнать, что некоторое время назад о легендарном памятнике вспомнили столичные власти, и обнажённая скульптура поэта поменял место своей постоянной прописки. Теперь все желающие могут увидеть эпатажного «Барда» Леонида Берлина во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

______________________________________

Используемая литература:

*1. Виктор Бакин «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти». – М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. – с. 197.
*2. Газета «Спид-инфо» (Москва), 2007, № 15, июль, с. 3.

На фотографиях:

1. Скульптор Леонид Львович Берлин (1925 - 2001) - автор памятника «Бард», посвящённого Владимиру Высоцкому.
2. Памятник Владимиру Высоцкому «Бард» во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

Рецензии

Мне кажется, эпатажный автор данной скульптуры, просто хотел чем-то выделится среди десятки знаменитых и талантливых коллег.А как это сделать? Понятно: создать памятник, который бы всех шокировал. Для нормальных людей, такое творения никогда не будет воспринято положительно.Скульптура вовсе не олицетворяет жизнь Высоцкого. Это как издевательство над его памятью.И действительно, Владимир Семёнович перевернулся бы в гробу, узнав, что в данное время возле этой скульптуры собираются все геи города. Вот это настоящий плевок в адрес знаменитого барда, который даже не стоял рядом с этой массой извращенцев.
Вам автор этой публикации, спасибо огромное за актуальную, поднятую тему сегодняшней жизни.

В разделе на вопрос памятник высоцкому на ваганьковском. кто автор, когда поставили заданный автором Приспособленец лучший ответ это Высоцкий стоит у самой дороги. Абсолютно голый и босой. Из «одежды» на нем только гитара. Величина у изваяния почти «натуральная» , а видок понурый – белесые потеки на лице напоминают «слезы из-под век». И вообще это даже не Высоцкий, а просто «Бард». Эту статую скульптор Леонид Берлин изваял в 1982 году, когда Театр на Таганке проводил конкурс на надгробие своему Гамлету. Памятник получил третью премию, но мать Высоцкого не пожелала, чтобы ее сын в таком виде стоял на собственной могиле. И статую запрятали в Музей скульптуры под открытым небом на задворках Центрального дома художника на Крымском Валу (это место известно тем, что туда сослан с Лубянки памятник Дзержинскому). Говорят, нагота Высоцкого на этом памятнике должна символизировать обнаженность истинного художника перед людьми. Но сколько ни повторяй про себя эту метафору, мне лично «Бард» напоминает скорее призывника перед медкомиссией. Летом, когда со стороны Водоотводного канала Москвы-реки пахнет сыростью, Высоцкий на фоне кустов становится похож на одинокого нудиста. Цветов по юбилейным дням голому «Барду» не приносят: об этой статуе не знают даже многие завзятые поклонники Владимира Семеновича. Володя – поэт народный
На могиле встал памятник работы Александра Рукавишникова – наверное, самое скандальное изображение Высоцкого. В свое время родственники и друзья поэта разбились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положить на могилу камень или кусок метеорита, он и будет «передавать образ Володи».

Ответ от Дмитрий Серенко [гуру]
кто автор не знаю но читал его сначала запрещали ставить...типа нельзя такой большой. .
...олимпиада ещё была не до высоцкого им гадам было... друзья помогли пробить



Ответ от Опростать [гуру]
Александр Рукавишников -автор памятников Высоцкому (на Ваганьковском кладбище) , Никулину.


Ответ от Невролог [гуру]
Александр Иулианович Рукавишников
Alexander Rukavishnikov
(02.10.1950 года [Москва])
Россия (russia)
А. И. Рукавишников - Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года - член-корреспондент, с 1997 года - действительный член
Российской академии художеств. Член Союза художников с 1974 года; в 1986-88 годах - секретарь правления Союза художников СССР.
Широкую известность А. И. Рукавишникову принесла работа над памятником Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на могиле поэта на Ваганьковском кладбище. Скульптор изобразил поэта в стремительном движении, словно разрывающим узы политической цензуры. Рукавишников нашел удивительно точное решение: лейтмотив памятника - гражданская исповедь Высоцкого, знаменитая песня "Кони". За спиной поэта головы коней - вечная метафора необратимости бега времени

Смерть кумира рассорила его близких родственников

После смерти Высоцкого близкие люди озаботились – каким должен быть памятник на его могиле? Вопрос оказался очень непростым: разногласия между родственниками обострились настолько, что пришлось даже объявлять конкурс на лучшее скульптурное изображение для надгробия. Итогом стала выставка проектов в театре на Таганке. 25 января 1983 года там были представлены более тридцати макетов.
Сам же памятник появился на месте захоронения кумира миллионов лишь 12 октября 1985 года. Это была скульптура работы Александра Рукавишникова. Именно она понравилась родителям Высоцкого.

Расскажем небольшую историю, связанную с необычным камнем, который вдова поэта Марина Влади мечтала поставить на место захоронения мужа. Но не случилось…
Интересно, что это замечательное природное явление – камень, вытолкнутый из недр земли какими-то известными только ей силами, никто не видел ни на видео, ни на фотографиях. Хотя описание и упоминание о нем в Интернете есть. - Загадочный такой камень…
Главным действующим лицом этой истории стал близкий друг Высоцкого Вадим Иванович Туманов. Именно он по просьбе Марины Влади отправил своих товарищей по артели «Печора» на поиски природного чуда. Зная о болезненной щепетильности всего, что касается Высоцкого, я задал Туманову чисто информативные вопросы, связанные только с этим камнем.
- Камень стали искать сразу же после просьбы Марины. – Начал рассказ Вадим Иванович. – Она говорила, что хотела бы видеть на могиле дикий, какой-нибудь необычный камень.
- Пусть он будет некрасивый, но он должен передавать образ Володи... - Это ее слова, которые я однажды уже где-то приводил. Марина была убеждена, что «природа, создавшая ни на кого не похожего Высоцкого, выразит то, что не сможет сделать ни один художник...»

Но где искать такой камень? База артели «Печора» находилась тогда в городе Березовском под Свердловском. Сведущие люди говорили, что видели в районе озера Балхаш какие-то чудесные камни. Отправили геолога в казахстанские степи - проверить. Тот вернулся обрадованный такой, нашел, говорит, красивый камень, - возможно, что разновидность троктолита, которому лет под 150 миллионов. Не меньше! Вот только после того, как убедились, что подходящий камень действительно есть, снарядили в дальнюю поездку тяжелый кран и грузовик. Расстояние не малое, больше двух тысяч километров. Но.., поехали.

В группе было несколько человек. Один уже не живет на этом свете – Михаил Мышелов. Руководил группой геолог Михаил Алексеев. Он сейчас в Перу моет золото. Связи с ним практически нет. А детали поездки знает только он.
Привезли камень в Москву. Какое-то время он лежал во внутреннем дворе театра на Таганке. Потом пришлось его перевезти в одно надежное место. И только когда у меня появилась дача, переправили туда.
А сам камень, смотрите, вон он перед вами. Правда, весит он никак не шесть тонн, как где-то написано. Но тонны две, три в нем уж точно! И при ударе молотком действительно звенит. Можно сказать, что поет. Камень по сути уникальный. Жаль, что не лежит на могиле Высоцкого. Слава Говорухин сказал: «Кто из нас первым умрет, тому он и достанется».

Действительно - редкое зрелище! - Камень производит впечатление – древний исполин, поражающий своей природной красотой! Лежит он на затененной лужайке перед загородным домом Туманова. На «спине» лежит – как говорит хозяин дома. Представил стоящим его на могиле Высоцкого. – Очень необычно.
Сложно сказать, троктолит это или какая-то другая порода? Некоторые специалисты, к примеру, утверждают, что троктолитов в Казахстане нет.

Проект Давида Боровского

Но после смерти Высоцкого планы Марины Влади менялись. По ее очередной задумке памятник мужу должен быть из настоящего небесного метеорита. Который, по словам Всеволода Абдулова, соглашались выдать в Академии наук. Над проектом такого надгробия начал работать известный художник театра на Таганке Давид Боровский. Его творение друзья условно называли «метеоритом в камне». И когда тот камень, который нашли в степях Казахстана специалисты Туманова, доставили в Москву, Давид Львович уже заканчивал свой проект. О нем говорилось, как о «небесном метеорите, вправленным в строгий земной камень – гранит». Боровский даже сам ездил выбирать космический объект.
«…мне больше всего понравился памятник в виде вросшей в землю глыбы гранита, в которую врезался метеорит, от него брызги по камню. И выбито лишь одно слово «ВЫСОЦКИЙ». – Вспоминала Марина Влади. - Ведь и так все знали, кто он, когда родился, когда умер. А если кто-то не знал, значит, тому человеку это и знать не нужно. Это был бы памятник-символ, лаконичный, но говорил бы он гораздо больше, чем те, где хотели передать портретное сходство».


Но взглянуть на рисунок памятника с проекта Боровского мне так и не удалось. В архивах художника его почему-то не смогли отыскать даже ближайшие родственники. Правда, в музее-мастерской Давида Львовича обнаружились уникальные эскизы мемориального пространства под могилу Высоцкого, сделанные совместно с художником Сергеем Бархиным.
В принципе, понятно, почему Марина выбрала именно этот проект? В идее с метеоритом смысл, идея памятника проявлялись более осознанно - Высоцкого как бы сравнивали со звездой, ярко сверкнувшей на земном небосклоне.

Смерть Высоцкого рассорила родственников

На самом деле, именно уход из жизни Владимира Семеновича, (а вопрос о могиле и памятнике здесь основной), и стал предметом серьезных разногласий, а фактически разрыва, между Мариной Влади и другими близкими родственниками Высоцкого.


После смерти мужа Марина Владимировна Байдарова-Полякова, (об этом вспоминали Артур Макаров и Валерий Янклович), посчитала, что, как прямая наследница, она имеет право быть похороненной рядом с ним. В архиве Артура Макарова хранится документ, в котором черным по белому написано: «В случае моей смерти прошу похоронить меня рядом с моим мужем Владимиром Семёновичем Высоцким. Марина Влади де Полякофф». Именно эти строчки читает сам Макаров в фильме Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Но родители поэта, не поставив Влади в известность, оформили могилу сына на себя. Это стало для нее оскорблением.
На церемонию открытия памятника на могиле мужа Влади не приехала. Впервые она увидела памятник в январе 1986 года. Вадим Иванович Туманов, присутствовавший при этом, вспоминал, что в тот свой приезд Марина «с родителями не виделась. Навестила только Евгению Степановну. (Евгения Степановна Лихолатова - мачеха Высоцкого – Б.К.), которая тогда лежала в больнице».


И вот какие слова были сказаны французской актрисой по поводу надгробного памятника в одном из интервью: «Это какое-то уродство - карлик с гитарой над головой. Я хотела бы поставить на Володиной могиле метеорит, который мне подарил геологический музей Советского Союза. И художник Давид Боровский сделал очень красивый макет с метеоритом, на котором написано «Высоцкий» и даты его жизни. Удивительно красиво и имеет смысл - по небу пролетела звезда...»
В своей же книге «Владимир, или Прерванный полет» Влади написала: «Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма - то есть то, от чего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно».
Книга впервые вышла в парижском издательстве «Файярд» в октябре 1987 года. Через два года издание появилось и в России. Оно и поставило в отношениях между родственниками жирную точку.