Успенская церковь новодевичьего монастыря где находится. Монастырь успения пресвятой богородицы. Новодевичий монастырь: где остановиться

24 января 2009 года из запасников Государственного исторического музея в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря была доставлена древняя Иверская икона Божией Матери. Великую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с собором духовенства, сестры обители и множество паломников, сообщает пресс-служба Московской епархии .

Приняв икону из рук духовенства, святители перенесли её в Успенский храм, после чего Владыка митрополит совершил молебное пение, которое предварило всенощное бдение. По окончании молебна митрополит Ювеналий обратил к молящимся свое слово:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Григорий всечестные отцы, всечестная матушка игумения Маргарита с сестрами святой обители, возлюбленные и дорогие братья и сестры!

Мы были сейчас свидетелями и участниками святого события для этой древней обители. В храм возвращена для поклонения Иверская икона Божией Матери. Это первый образ, который был написан для России и доставлен в Москву. С тех пор установлено было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Мы знаем много списков с этой иконы, которые находятся и в Москве, и во всех епархиях Русской Православной Церкви. Для нас очень ценно, что эта икона только однажды в истории покидала обитель для того, чтобы можно было ей поклониться в Чудове монастыре. Она всегда находилась в Новодевичьей обители.

Последние десятилетия она находилась в Государственном историческом музее в запасниках. И вот сегодня согласно принятому договору Государственным историческим музеем эта икона доставлена нам для молитвенного поклонения.

Я очень счастлив видеть вас задолго ещё до начала службы прибывших сюда для встречи этого чудотворного образа, нашей национальной русской святыни.

Между утренним и вечерним богослужением ежедневно в этом святом храме будут совершаться молебны с акафистом перед образом Божией Матери Иверской, для чего будут из наших благочиний прибывать духовенство, монашествующие и прихожане. Всякому, кто пожелает паломничать сюда, будет открыта такая возможность.

Мы должны возблагодарить Господа за ту милость, которую оказывает нам Пресвятая Владычица Богородица. Она Своим явлением этой иконы перед нами напоминает, что как Мать заботится о всех нас, помогает нам в жизни, в трудах, в служении, в исправлении, чтобы готовить нас к Царствию Небесному.

Пусть же благословение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы пребывает над всеми вами, над нашей святой обителью, над нашим градом Москвой, над нашей великой Россией. Аминь».

Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь «храм, достойный Богоматери». Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника и в ряду их - старинный чтимый верующими Москвы храм в б. Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм б. Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, - храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.

Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительных монастырях. Отец северного русского монашества Преподобный Сергий Радонежский завещал инокам: «твердо всем блюсти по заповедям святых отец и ничтоже особь стяжати... вся обща имети», и согласно этому завещанию у монашествующих ничего не было собственного; одежда и обувь получались «из казны», пища вкушалась за общей трапезой. «Есть и пить в трапезе всем вместе, - говорится в одном из монастырских уставов XV века, - а вне трапезы ничего не вкушать». Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов-столовых.

Такие, предназначенные для удовлетворения естественных потребностей иноческой общины помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы, необходимые для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм-трапезная.

Трапезная б. Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 г.) длительное, время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. метров) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.

Храм имеет два этажа; внизу помещается «теплая» церковь во имя Успения Божией Матери, вверху - «холодная» (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.

Обе церкви и трапезная построены в 1685-1686 гг. по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. Церкви Успения и Св. Духа, сооруженные одновременно, были освящены в непродолжительные сроки одна после другой.

В «Делах Патриаршего приказа» конца XVII века об их освящении имеются следующие записи: «194 (1686) сентября 6, святейший патриарх ходил в Новодевичий монастырь для освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы, что подле трапезы... 195 (1687) июля 24, великий государь и великий князь Иоанн Алексеевич и великая княгиня София Алексеевна изволили из Москвы иттить в Новодевичий монастырь для освящения церкви Сошествия Святого Духа...» Патриархом тогда был Иоаким (1674-1690 гг.), при освящении престола ему сослужили Преосвященные Крутицкий, Суздальский и Тамбовский.

Ко времени возникновения трапезной Новодевичьего монастыря выработался архитектурный стиль, получивший название Московского, или Нарышкинского, барокко. Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для этого стиля. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект - красное (фон) с белым (декорации).

В 1796 году здание сильно пострадало от пожара и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.

Главный вход в храм - через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной - дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь.

Его внутреннее оформление новое; существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Св. Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.

Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. метров) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в который красиво врезываются сводики над оконными проемами. Для строителя конца XVII века сделать такой свод было очень трудной задачей, которую он великолепно разрешил. В этом перекрытии высоким сводом зала значительной ширины и протяженности сказалось стремление к единому внутреннему пространству, столь настойчиво проявлявшееся в архитектуре того времени.

Внутреннее устройство монастырских трапезных имело назначение поддерживать религиозное настроение присутствующих. Отсюда трапезные палаты (несмотря на свою смежность с церквами) обыкновенно представляли собой как бы безалтарные, большей частью прямоугольные церкви, имеющие род иконостаса на той стене, которая отделяла трапезу от смежного с ней храма. Такое же устройство и оформление имеет и трапезная Новодевичьего монастыря. На восточной стене ее расположен целый ряд икон и среди них - главные святыни храма - Тихвинская и Владимирская иконы Богоматери. Находятся они в особых киотах на столбах между арками.

В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой, одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году, все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются главным образом ранние литургии.

Трапезная в старину имела также и левый придел в честь апостола Иакова Алфеева. Стены и своды храма и трапезной украшены священными изображениями, написанными масляной краской. Роспись эта выполнена в XIX столетии, возобновлена в 1946 году. Поскольку храм посвящен Пресвятой Деве Марии, роспись храма в своих художественных образах прославляет Богоматерь. Так как слава Богоматери во время Ее земной жизни началась при введении Ее во храм и завершилась Ее успением и вознесением на небо, то в росписи сводов храма и трапезной даются сюжеты, отражающие эти события. Центром всех изображений, прославляющих Богоматерь, является картина «Коронование Богоматери», помещенная в середине свода трапезной. Подобный сюжет редко встречается в христианской иконографии. Богоматерь здесь представлена во всей Своей славе. Она превыше всех, Высшая небес, Царица Неба и земли. Наряду с этими сюжетами, прославляющими Деву Марию, имеются и другие, и в их числе - Вознесение Христово и Воскресение Христово.

Кроме храма и зала-столовой, в трапезной б. Новодевичьего монастыря имеются еще три малых зала и ряд служебных помещений.

Храм в честь Успения Божией Матери в Новодевичьем монастыре г. Москвы. ЖМП. 1960, № 9.

Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Московский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь по праву считается жемчужиной русского зодчества: величественные белые стены, резные красно-белые ярусы храма, колоколен и башен считаются одним из самых великих шедевров московского или, как его еще называют, нарышкинского барокко.

Новодевичьим монастырь был назван, поскольку считался действительно «новым» относительно других московских монастырей - Зачатьевского женского монастыря и Вознесенского монастыря московского Кремля. Однако по истечении времени назвать монастырь «новым» язык не повернётся - ведь он был основан еще при Василии III, в первой половине XVI века! Главный собор монастыря - Смоленский - является свидетелем тех далеких времён. Однако обо всё по порядку.

Добираться до монастыря удобнее всего от м. «Спортивная». Выйдя из метро, поверните направо, и по улице 10-летия Октября вы выйдете прямо к Новодевичьему монастырю - его величественные красно-белые стены ни с чем не спутаешь.

Первая достопримечательность встречает нас сразу же у входа - это Преображенская надвратная церковь . Сооруженная в 1680-е гг., эта церковь относится к тем постройкам, которые были сооружены по приказу царевны Софьи в период её регентства. Храм по праву считается одной из жемчужин стиля «нарышкинское барокко» в целом и ансамбля монастыря в частности. Изящные окна, колонны коринфского ордера и, конечно же, сочетание красного и белого цветов придают храму пышность и величественность; вытянутая форма создаёт ощущение устремлённости в небеса, которое сразу заставляет Вас почувствовать себя на пороге святого места, Божьего дома. По сути, отнесение этого храма к нарышкинскому стилю не совсем точно: особенности планировки храма, построенного в самом начале формирования это стиля в России, ещё не отвечают точным архитектурным требованиям, к этому стилю предъявляемых. Однако для неспециалистов он является органичным и, несомненно, прекрасным архитектурным шедевром.

Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря.

Пойдя сквозь тройную арку, Вы попадаете на территорию самого монастыря. За его стенами Вы увидите множество интересных объектов разных эпох, многие из которых старше самого монастыря на несколько столетий!

Пройдя сквозь врата, поверните по дорожке направо. Находящиеся по правую руку Лопухинские палаты датируются 1687-1688 гг. и названы по имени Евдокии Лопухиной. Первая жена Петра I подарила ему не только радость супружества, но и еще один весьма щедрый подарок - совершеннолетие. Замужество в те далёкие времена имело такую функцию - женитьба «недоросля» автоматически делала его взрослым и состоявшимся гражданином. А, как следствие, вместе с совершеннолетием женитьба на Евдокии давала Петру и право взойти на престол, наконец сменив властную сестру Софью. Воспитанная в духе Домостроя, Евдокия не разделяла прозападных интересов Петра, и вскоре после того, как царь, быстро потерявший интерес к молодой супруге, уехал в Архангельск, она сблизилась с противниками политики государя. В 1697 году после раскрывшегося заговора были отправлены в ссылку отец и брат царицы, а вскоре и она сама была насильно пострижена в монахини и отправлена в Суздальско-Посольский монастырь - традиционное место ссылки царских жён. В получивших её имя Лопухинских палатах последняя русская царица пожила лишь при внуке - Петре II.

Лопухинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Напротив Лопухинских палат расположены другие палаты - Певческие . Выстроенные в 1718-1726 годах, они являются самым большим жилым зданием на территории монастыря. Издавна в этом здании располагались братские кельи, здесь же проживала наместница, и лишь в XIX веке палаты обрели своё современное название - Певческие - после того, как сюда заселили монахинь-певчих.

Певческие палаты Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всем известно, что монастыри в древности выполняли не только функции Божьего храма. Они были центрами учёности, экономическими и военными оплотами городов. То же самое можно сказать и о Новодевичьем монастыре. С XVI века монастырь был одним из главных оборонительных рубежей Москвы. Однако на тот момент стены его не были еще столь монументальными и прочными, какими мы их видим сейчас. В 1571 году войско хана Девлета I Герая подчистую сожгло монастырь. Борис Годунов, сделавший немало для сохранения и поддержания Новодевичьего монастыря (при нём он переживал самый настоящий расцвет), и выстроил наконец мощные стены вокруг святого места. Высота их достигала 13 метров, а ширина - 3 метров - попробуй захвати! Именно тогда ввысь взметнулись и башни крепостных стен, а при них появились помещения для стрельцов, так называемые Стрелецкие караульни .

Стрелецкие караульни Новодевичьего монастыря. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Всего их четыре, они располагаются подле угловых башен монастыря. В каждой из них могло разместиться до 350 стрельцов. Одну из таких караулен вы увидите напротив Певческих палат - следующая постройка по правую руку от Вас после Лопухинских палат. Эта стрелецкая караульня расположена при одной из самых знаменитых башен Новодевичьего монастыря - легендарной Напрудной башне .

Надпрудная башня Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Именно сюда была заключена Петром I коварная интриганка Софья после организованного ею стрелецкого бунта. На полотне И.Е. Репина можно лицезреть, какая это была могучая и волевая женщина - огонь в глазах, растрепанные волосы, могучая стать - ну просто демоница во плоти. Новодевичий монастырь стал для Софьи судьбоносным местом. Во время своего регентства, а по сути - царствования, Софья развернула здесь широкомасштабное строительство. Именно благодаря ей монастырь приобрёл ту пышность, красоту, яркость и изящество, которым славится московское барокко. Практически весь монастырь, кроме палат Ирины Годуновой, монастырских стен и старого Смоленского собора, подвергся реконструкции и обновлению. В 1680-90 годы выросли могучие стенные башни, изящная колокольня, надвратные церкви Преображения и Покрова, церковь Успения и т.д.

В 1689 году Пётр, дабы оградить жадную до власти родственницу от искушений, доставил её в Новодевичий монастырь, к тому времени полностью принявший роль «придворной» обители. Здесь Софью постригли в монахини, и уже под именем Сусанны она из окон стрелецкой караульни наблюдала за казнью своих сподвижников - стрельцов. Какая ирония судьбы: именно благодаря Софье Новодевичий монастырь приобрёл известный нам роскошный вид и одновременно с этим стал её темницей. Очень интересное народное поверье связано с Напрудной башней монастыря, в которой томилась царевна. Если подойти к башне с внешней стороны стен, то можно увидеть, что она вся исписана желаниями, оставленными теми, кто не чужд суеверию. Действительно, многие верят, что проживавшая здесь царевна помогает тем, кто пришёл навестить её в темнице. Кто знает, может, это действительно так... Однако портить облик исторического памятника всё-таки не обязательно: по преданию, достаточно лишь прикоснуться к башне и подумать о том, чего хочется больше всего, и желание обязательно сбудется.

Пройдя мимо Певческих палат, Вы увидите Успенскую церковь с трапезными палатами . Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть крышу не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, - слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успенская церковь Новодевичьего монастыря с трапезными палатами. Photo by ivan65412009 / fotki.yandex.ru

Справа от Успенской церкви находится небольшое аккуратное сооружение в стиле ампир, создание которого приписывают самому Доменико Жилярди - известнейшему московскому зодчему итальянского происхождения, снискавшему славу одного из главных ампирных мастеров Первопрестольной. А само здание - это мавзолей князей Волконских , где покоятся офицеры, князья Дмитрий Михайлович (1770-1835) и Сергей Александрович(1786-1838) Волконские. Как ни странно, но мавзолей на долгие годы затерялся за величием своих блистательных соседей - других памятников монастыря, и изучению его никто не уделял особого внимания. О его истории известно лишь, что архитектурный шедевр был возведён в 1830-х годах над могилой князя Дмитрия Михайловича, а оба родственника были героями Отечественной войны 1812 года.

Мавзолей князей Волконских в Новодевичьем монастыре. Photo by Ananda / fotki.yandex.ru

По дорожке, плавно огибающей Успенскую церковь и трапезную, мы попадаем к палатам Ирины Годуновой и примыкающей к ним Амвросиевской церкви . Это одно из немногих строений монастыря, к которому не приложила руку Софья: строение датируют XVI-XVII веками. Ирина Годунова, сестра Бориса Годунова, добровольно отправилась в монастырь на девятый день после смерти своего мужа, царя Фёдора Иоанновича, и постриглась в монахини под именем инокини Александры. Расчёт её был прост: фактически власть в государстве принадлежала ей, однако позиции её были не столь сильны, как позиции её брата Бориса. Ирина провела масштабную работу, «агитируя» бояр, духовенство, простой люд просить Бориса принять царство. Именно сюда пришла толпа просителей, и именно здесь Борис Годунов официально принял приглашение на царство. Инокиня Александра прожила здесь до самой своей смерти в 1603 году.

Амвросиевская церковь и примыкающие к ней палаты Ирины Годуновой в Новодевичьем монастыре.

Церковь св. Амвросия Медиоланского, примыкающая к палатам Ирины Годуновой, - маленький, бесстолпный одноглавый храм с непростой историей. Церковь то функционировала, то стояла закрытой, то перестраивалась. Храм использовался даже в качестве хранилища Государственного исторического музея. С 1994 года храм находится в собственности РПЦ, а каждый год 7 декабря в нем совершаются службы в честь святителя Амвросия Медиоланского. Как ни прискорбно, но и эта постройка не сохранилась в первоначальном виде - пожар 1796 года не пощадил и ее.

Миновав храм и палаты, мы попадаем к главной святыне Новодевичьего монастыря - Смоленскому собору . Это древнейшее каменное здание на территории монастыря, датируемое 1524-1525 гг. Построенный по образцу Успенского собора московского Кремля, Смоленский собор представляет собой настоящую жемчужину русского каменного зодчества, сохранившуюся до наших дней. Это шестистолпный шрам на высоком подклете, окруженный крытыми галереями. Во время переустройства монастыря царевной Софьей храм стал главным смысловым узлом всего архитектурного ансамбля. В интерьерах монастыря сохранились аутентичные фрески и иконостас XVI века. Здесь покоятся сёстры Петра I - Евдокия, Екатерина и, разумеется, Софья, чья судьба так тесно переплелась с историей монастыря.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Чтобы полюбоваться храмом, можно обойти его вокруг, а по пути рассмотреть еще несколько интересных достопримечательностей. Одна из них - надвратная церковь Покрова 1687-88 гг. постройки. Это вторая надвратная церковь монастыря, которая располагается на одной линии с надвратной церковью Преображения. Она не такая пышная и нарядная, но не уступает в изяществе остальным памятникам московского барокко. Церковь трёхглавая, боковые главы её предназначаются для размещения колоколов. Видно, что Софья позаботилась о том, чтобы, входя в монастырь, люди сразу чувствовали, что вступают в место святое - иначе как объяснить тот факт, что оба прохода в монастырь увенчаны надвратными церквями. Если это действительно так, то можно констатировать с уверенностью - нужный эффект достигнут!

Надвратная церковь Покрова и Мариинские палаты Новодевичьего монастыря. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

К надвратной церкви Покрова вплотную примыкают Мариинские палаты , названные так по имени их знатной обитательницы - сестры Петра I Марии. Это невероятной красоты здание было построено в 1683-1688 гг. и за изящество внешнего убранства названо «Русским теремом». Палаты строились специально для царевны Марии, которая, в отличие от буйной своей сестрицы Софьи, в придворных интригах не участвовала. Но из-за добрых отношений с сестрой-бунтаркой и с первой женой Петра Евдокией (той самой, что после будет жить в Лопухинских палатах) особенным расположением брата царевна Мария, вероятно, не пользовалась.

Подле угловой Чеботарной башни располагается интересное здание Больничных палат . Здание использовалось в качестве больницы для солдат и офицеров, а вокруг него был разбит аптекарский огород.

Больничные палаты Новодевичьего монастыря.

Сразу за Смоленским собором расположена настоящая жемчужина архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря - великолепная барочная колокольня . Строительство колокольни была начато во время масштабных реконструкций Софьи в 1683 году и приостановлено в 1690 году. Считается, что колокольня должна была состоять из шести ярусов, но так и не была достроена - по сей день в ней лишь пять ярусов. Долгое время это изящное строение было вторым по высоте зданием Москвы после колокольни Ивана Великого. По строению колокольню даже правильнее было бы назвать храмом «иже под колоколы», в котором ярус звонницы расположен непосредственно над помещением храма. Храмов в колокольне два - церковь святых Варлаама и Иосафа в первом ярусе и церковь Иоанна Богослова во втором. Колокола помещаются на третьем и пятом ярусах. С этим строением связано множество символических моментов. Например, звонница расположена с восточной стороны от Смоленского собора - как и Столп Иоанна Великого относительно Успенского храма в Кремле. В основе формы обеих колоколен - восьмиугольник, что в православии считается символом Царства Небесного. В сочетании с основным предназначением этих строений - местом, где звонят церковные колокола - рождается образ вестников Царства Божьего (ведь звон колоколов в православии считается олицетворением благой вести). Церковная символика довольно сложна и многогранна, и изучать её можно поистине бесконечно. Но даже не являясь знатоком истории религии и архитектуры, можно без сомнений причислить колокольню Новодевичьего монастыря к списку главных архитектурных шедевров русского зодчества.

Смоленский собор и колокольня Новодевичьего монастыря.

Рядышком с колокольней расположено здание Филатьевского училища , построенное в 1871-1878 гг. По сути это был приют, выстроенный для девочек-сирот из разных сословий Н.П.Филатьевой, вдовой тайного советника сенатора В.И.Филатьева. Здесь и ранее располагалось здание приюта: по указу Петра I в 1725 году в Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек-сирот, где их обучали плетению голландских кружев, однако до наших дней это первое здание не сохранилось. В 1899 году в здании Филатьевского училища была открыта и церковно-приходская школа, однако с приходом советской власти и училище, и приют, и школу закрыли. Сейчас в здании Филатьевского училища расположен секретариат Новодевичьего монастыря РПЦ.

Филатьевское училище в Новодевичьем монастыре.

Пожалуй, одним из самых необычных объектов Новодевичьего монастыря можно считать часовню Прохоровых , построенную в неорусском стиле архитектором В.А.Покровским в XIX веке. Она расположена на территории некрополя у стен Смоленского собора. Эта надгробная часовня-усыпальница установлена над захоронением владельца знаменитой Трёхгорной мануфактуры И.Я.Прохорова и его семьи. На первый взгляд, кажется странным, что захоронение обыкновенного, пусть и знаменитого, промышленника находится в столь знаменательном месте. И тому, разумеется, есть причина. Дело в том, что Иван Яковлевич в течение всей жизни уделял много сил, времени и средств для успешного функционирования Новодевичьего монастыря. К тому же, здесь в качестве монахини долгие годы жила сестра промышленника.

Часовня Прохоровых в Новодевичьем монастыре. Photo by volod99 / fotki.yandex.ru

Казначейские палаты - следующее строение на нашем пути. Здание XVII века предназначалось для хранения казны (ведь все помнят, что монастыри были важными экономическими центрами?), а также в ней проживали старицы обители. Сразу за Казначейскими палатами находятся площадка для отдыха и подробный макет монастыря, там можно передохнуть и еще раз осмотреть объекты, которые вы уже лицезрели вживую.

Казначейские палаты Новодевичьего монастыря.

При посещении Новодевичьего монастыря нельзя забывать о том, что совсем рядом с ним находится, пожалуй, один из самых знаменитых некрополей Москвы - Новодевичье кладбище .

Новодевичье кладбище.

Не все любят посещать места успокоения и последнего людского приюта; однако некрополь Новодевичьего монастыря можно считать скорее музеем, чем кладбищем. Здесь находятся захоронения знаменитых писателей, политиков, учёных и артистов, оставивших заметный след в истории России: М.Булгаков, С.Бондарчук, Р.Быков, А.Вертинский, В.Гиляровский, Н.Гоголь, Л.Гурченко, Б.Ельцин, М.Ермолова, Л.Зыкина, З.Космодемьянская, Л.Ландау, И.Левитан, А.Маресьев, Ю.Никулин, Н.Островский, М.Ростропович, К.Станиславский, А.Твардовский… Список можно продолжать ещё очень долго. Здесь всегда можно почтить память великих людей прошлого; и не стоит бояться таких мест - Новодевичье кладбище сложно назвать страшным или сакральным местом. Это, скорее, светлый островок тихой грусти и величия нашего общего прошлого, прошлого, которое нужно чтить и бережно хранить в памяти, передавая из поколения в поколение. Удобнее всего пройти на кладбище через южные ворота монастыря (те самые, что увенчаны надвратной церковью Покрова).

Покинув стены монастыря и глубоко проникшись духом его истории, можно продолжить прогулку в романтичном и тихом сквере у Новодевичьих прудов . Отсюда открывается потрясающий вид на стены монастыря, особенно на закате. Пруды здесь образовались довольно давно из старицы Москвы-реки. Потом их берега укрепили, высадили растительность, проложили дорожки, а через сами пруды перекинули белокаменный мостик, который на сегодняшний день уже украшен парой десятков свадебных замочков.

Сквер у Новодевичьих прудов.

В сквере у Новодевичьего монастыря в 1991 году был установлен забавный памятник «Дайте дорогу утятам». Подарок жены американского президента Барбары Буш Раисе Горбачёвой сразу полюбился москвичам, даже слишком: малыши-утята дважды становились жертвами вандалов, а однажды похитили даже их маму! В 2000 году, слава Богу, все утята были возвращены на место, и композиция полностью восстановлена. Утята с мамой стали своеобразным символом добрых отношений между Россией и США, а также предметом восторга всех детей и взрослых, которые когда-либо его видели. Действительно, памятник просто заряжает добротой и позитивом.

Памятник "Дайте дорогу утятам" в сквере у Новодевичьего монастыря.

Подытоживая всё выше сказанное, хочется лишь сказать, что Новодевичий монастырь и прилегающие к нему живописные территории на протяжении всей многовековой истории Москвы играли в ней весьма важную роль. Эти стены сдерживали атаки монголов и французов, заключали внутри царских жён и сестёр, ведали делами земными и божественными. Это место - поистине знаковое для Москвы и москвичей, оплот красоты и духовности, который на самом деле заслуживает посещения.

Приятных Вам прогулок по нему!

Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево.

После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова.



На территории .

Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом № 1).

Выстроена в трапезной обители в 1684-1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете.

Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич».

Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви - придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма - Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17

Этот церковный комплекс располагается на изгибе Москвы-реки, на Девичьем поле. Приставка «Ново» призвана отличать этот монастырь от Стародевичьего (Зачатьевского), возведенного в Кремлевских стенах. Основателем обители считается Василий III, а идеей для постройки послужила благодарность иконе Пречистой Девы «Одигитрия» за то, что она помогла русским войскам в 1514 г. под Смоленском.

История основания монастыря

Архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первое столетие жизни этого церковного комплекса, до сегодняшнего дня практически не претерпел изменений. Новодевичий монастырь в Москве имеет колоссальную популярность и славу в христианском мире, сюда стекается большое количество паломников.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Церковный комплекс основал Василий III, который дал обет обязательно построить ее в честь Пречистой Девы, если сумеет вернуть Москве Смоленск. Правитель праздновал победу, и в 1524 г. дал указание возложить первый камень Новодевичьего монастыря.

На заметку! 10 августа установили церковную дату, восхваляющую возвращение Смоленска в границы Руси. В этот день также славят икону Пречистой Девы «Смоленскую» . Торжество знаменуется крестным ходом, проложенным от стен Кремля в Новодевичью обитель.

Для возведения церковного комплекса правительство пожаловало 3 тысячи серебряников, сельские земли, угодья, а также особые грамоты, освобождающие от платы в государственную казну.

  • В 1525 г. в монастырь торжественно, крестным ходом, перенесли из Кремля Смоленский образ Пречистой Девы. Во главе шествия стоял сам Василий III и тогдашний митрополит Даниил.
  • Игуменьей правитель назначил благочестивую монахиню из суздальского монастыря Елену, высоко почитаемую за праведный образ жизни, силу ее веры, а также княжеский род. Выбор подобного человека в управление обителью привносит некоторую стойкость и терпимость для послушниц.
  • Инокиня Елена обладала высокой мудростью и руководила делами монастыря до преклонных лет. Когда её постигли слепота и глухота, чин игуменьи приняла Евникия. Написанная преподобной Еленой духовная грамота считалась законодательным уставом поведения в храме Господа. В этом послании также содержались данные о постриге женщин из знатных родов. Первая игуменья-настоятельница покинула бренный мир в 1547 г. Её тело похоронили на территории обители. Почитание преподобной началось еще при царствовании Алексея Михайловича.
  • Когда власть принадлежала Ивану IV, в Новодевичьем комплексе официально поселились его родственницы, поэтому за обителью утвердился статус придворной. В 1564 г. постриг приняла Иулиания Палецкая, вдова князя Юрия. Княгиня имела отдельную келью, личных придворных, погреба и столовые. Через некоторое время она переселилась в другую обитель. Однако её постигла страшная участь от рук И. Грозного, слуги которого утопили монахиню в реке.
Интересно! Летописи утверждают, что идея возведения Новодевичьего монастыря возникла у Василия III одновременно с личным бракоразводным процессом.

Изначально обитель сооружалась для его супруги Соломонии, которая за 20 лет брака не сумела родить князю наследника. Василий III ревностно относился к потомству и запрещал братьям бракосочетания, пока он не родит сына. Соломонию насильно постригли в монахини, а вторая супруга царя Елена Глинская родила Иоанна IV.

История обители от Годуновых до времен Петра I

В 1598 г. в обитель селится вдова Федора I Ирина Годунова, которая являлась единственной законной наследницей российского престола. Несмотря на отречение, царица продолжила принимать официальные доклады и подписывать государственные договоры. Вместе с Ириной здесь поселился и Борис Годунов, которого провозгласили царем в стенах Смоленского монастыря в 1598 г.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве

Новодевичья обитель пользовалась особенным положением при этом правителе: обновлялись и украшались иконостасы и внутреннее убранство , реставрировались церкви, строились обширные монашеские кельи. Вся собственность Ирины отошла обители после её смерти.

  • С XVI столетия монастырь стал укреплением против западных захватчиков. Однако он не являлся эффективным военным оплотом, неумело держал оборону, поэтому хан Девлет сжег обитель в 1571 г. Б. Годунов возводил по периметру каменные стены с бойницами и многочисленными стрелковыми башнями, в каждой из которых находилось до 350 воинов-стрельцов.
  • В начале XVII столетия обитель являлась домом для 120 монахинь, малая часть которых принадлежала княжескому роду. Правительство занималось финансированием церковного комплекса, покрывая расходы на предметы быта и жалования послушницам.
  • Новодевичий монастырь приютил царственных особ, пострадавших в Смутное время, а также являлся объектом военных действий и политических решений. После долгих и упорных сражений обитель перешла под контроль ополчения во главе с героическим князем Пожарским. Литовский полководец Я. Ходкевич потерпел поражение и отступил от Москвы.
  • Монастырь восстановили и освободили от отягчающих податей при М. Романове. К 1656 г. обитель приобрела славу самой богатой на территории Руси. Здесь же приняла постриг дочь царя Михаила Татьяна, а также две сестры Петра Великого.
Интересно! Икона Пречистой Матери «Смоленская», которой посвящен Новодевичий монастырь, попала на территорию Руси в 1046 г. В XII столетии В. Мономах переместил святыню в Смоленск, где основал Церковь Успения Девы Марии.

Читайте о других почитаемых иконах Богородицы:

Через три века икона послужила божественным поводом к противостоянию за изначально русский город (Смоленск). Этот священный образ являлся символом преемственности и родовой близости Византии и Руси.

Амвросиевская церковь при монастыре

История обители от конца XVII века

В 1689 г. здесь была заточена и насильно пострижена в монахини царевна Софья, а спустя некоторое время Петр I поместил в темницы ее сестер. Вскоре на глазах царевны повесили участников стрелецкого бунта.


О других православных монастырях:

  • Переславский Горицкий Успенский монастырь
  • Московский Сретенский мужской монастырь
Интересно! Предание гласит: на месте, где изначально желали основать монастырь, забил сильнейший ключ, поэтому строительство перенесли. На источник, который символично назвали «Вавилоном» (так как библейский Вавилон тоже не смогли достроить), положили большую плиту и воздвигли часовню. Сооружение было передано Чудову монастырю в начале XIX столетия.

Особенности архитектуры

В составе церковного комплекса расположено 14 зданий: 8 храмов, 1 собор, 4 церкви, колокольня, две небольшие часовни и хозяйственные сооружения.

Некоторые исследователи называют обитель «Кремлем в миниатюре». В конце XVIII зодчий С. Родионов проводил реставрационные работы. Он изменил форму покрытия Смоленского собора, возвратил прежний объем окнам, переделал галерею и крыльцо, а фрески освободил от старого масла.

  • В самом центре расположен грандиозный Смоленский собор, выделяющийся фресковой интерьерной живописью XVI столетия. Картины повествуют о святых старцах и русских князьях, а также чудесах главной иконы. Прообразом этого сооружения стал кремлевский Успенский храм. Во время правления Софьи Смоленский собор стал центром архитектурной композиции. Эти работы возлагались на плечи зодчего по имени Петр Потапов.
  • Вторыми по значимости идут Храм Успения Пречистой Девы (с трапезной) и праздничного вида Храм Спаса Преображения, который открыт для свободного посещения прихожан.
  • В церкви святого Амвросия проживала и правила царица Ирина Годунова. Эта постройка выглядела как отдельная усадьба с трапезной и богатыми палатами. Сооружение потеряло свой первичный облик после пожара 1796 г.
  • Преображенская церковь, отличающаяся собственным резным иконостасом, возведена над святыми вратами, при взгляде на этот архитектурный памятник создается ощущение, что она парит в воздухе. К ней примыкают Лопухинские палаты, получившие свое название от Евдокии, первой супруги Петра Великого. На фасаде красуются изящные солнечные часы, а интерьер отличается изразцовыми печами. К Покровскому храму примыкают Мариинские палаты, сооруженные из кирпича с применением белого камня.
  • Здешняя колокольня имеет высоту 72 м, в ее структуре чередуются ажурные и простые ярусы. Архитектором здания являлся Я. Бухвостов.
  • Обитель окружает кирпичная стена, модифицированная 12 стрелковыми башнями, вооруженными в XVII столетии.
  • Со времен образования Новодевичий монастырь стал местом успокоения монахинь, знатных инокинь и прославленных людей. Некрополь стал формировать с 1771 г, после особого указа, запрещающего хоронить тела близко к городской черте. В XX столетии на территории обители практически не осталось погребальной земли для усопших. Только в 1898 г. правительство выделило землю за южной стеной комплекса. В 1930 г. Некрополь подвергся поруганию со стороны большевиков, в результате чего уцелела только десятая часть надгробий.
На заметку! До церковного комплекса можно дойти по улице 10-летия Октября за 10 минут от станции «Спортивная». Прихожане посещают достопримечательность, чтобы насладиться архитектурой и навестить могилы знаменитых людей (военачальников, ученых, политиков).

Новодевичий монастырь в Москве является одной из крупнейших обителей Московской области. История церковного комплекса насыщена яркими поворотами: от мирного существования до борьбы с вражескими силами.

Монастырь принимал множество женщин дворянского рода и считался самым богатым. Архитектура обители близка к построениям московского Кремля и привлекает взоры исследователей и мирских прихожан.

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве