Священный дворец константинополя. Великий дворец византийских императоров Византийский дворец


с. 30 ¦ Когда, в 330 году, был основан Константинополь, христианское искусство Рима и Востока имело уже длительную историю. Во всех крупных городах существовали собственные художественные школы, местные традиции. Один Константинополь лишен был этих традиций. Созданный по воле Константина, он принужден был обратиться с самого же начала к заимствованиям со стороны. Есть основания думать, что главным источником константинопольской живописи IV–V веков являлось искусство Рима, Александрии, Антиохии, Эфеса и ряда других эллинистических городов Востока. Здесь к V веку выработались основные принципы того «византинизма», который ряд ученых опрометчиво связывает исключительно с Константинополем. На самом же деле Константинополь нашел в готовой форме многое из того, что в дальнейшем легло в основу его собственной эстетики. Он получил в наследие спиритуалистическое искусство с ярко выраженным дуализмом, тщательно разработанную иконографию, обнимавшую Ветхий и Новый Завет, зрелую мозаическую, фресковую и энкаустическую технику, дававшую возможность фиксировать явление не только в его линейном, статическом аспекте, но и в чисто живописном, импрессионистическом плане, богатейший фонд орнаментальных мотивов, рафинированную палитру и развитую систему монументальной декорации. Но роль Константинополя никогда не сводилась к рабскому копированию чужих образцов. Очень скоро он перешел к критическому отбору, отбрасывая все то, что не соответствовало его запросам. На этом пути он постепенно отошел от римских традиций, представлявших опасность в силу их неприкрытого сенсуализма, отражавшего практический дух западной церкви. На этом же пути он отошел от сирийских традиций, чей грубоватый, экспрессивный реализм не мог импонировать утонченным вкусам столичного общества. И на этом именно пути он примкнул к классицистическим традициям александрийского искусства, сохранившего в наиболее чистом виде греческий эллинизм. Тем самым Константинополь стал его прямым наследником, логически продолжившим линию его урбанистического развития. Преодолевая народные влияния, он бережно сохранил из прошлого все те формы, которые культивировались высшими классами позднеантичного общества. Особенно ценными были для него спиритуализированные формы позднеантичного искусства. Из всей этой сложной амальгамы различных перекрещивающихся течений Константинополь создал собственный стиль, впервые выступающий перед нами как нечто целостное в VI веке, в эпоху Юстиниана.

Что делалось в Константинополе в области антикизирующей живописи в IV–V веках, мы не знаем. Здесь нам приходят на помощь позднейшие мозаические полы в северном и южном портиках перистиля Большого императорского дворца 60 . На белом фоне представлены расположенные в виде свободно трактованных фризов фигуры людей и животных (табл. 6–10) . Различные эпизоды отделяются друг от друга деревьями, постройками, скалами, персонификациями (например, фигура речной нимфы), что невольно заставляет вспомнить о композиционных принципах, лежащих в основе миниатюр ватиканского Свитка Иисуса Навина. Вся половая мозаика воспринимается как огромный ковер, заполненный декоративными мотивами. Она обрамлена широким бордюром из сочного, чисто античного типа аканфа, между побегами которого виднеются маски, фигурки различных животных, фрукты и цветы. При сравнении мозаики Большого дворца с мозаиками Италии, Франции, Африки и Сирии поражает разнообразие и живость запечатленных на ней сцен: тут различные схватки животных (льва со слоном, оленя со змеей, грифона с ящерицей, леопардов с газелью, волка с бараном, львицы с диким ослом, орла со змеей), охота на зайцев, кабанов, львов и тигров, мирно щиплющий траву горный козел, доение коз, табун лошадей, пасущие гусей дети, восседающая с ребенком на коленях молодая мать, рыбак с удочкой, Пан с Вакхом на плече, мосхофор, несущая кувшин женщина, цирковые игрища (юноши катят с помощью палочек колеса, искусно огибая мету). Большинство этих изображений носит традиционный характер и встречается в мозаиках виллы на Пьяцца Армерина в Сицилии, а также в аналогичных мозаиках Антиохии, Хомса и Апамеи. В 1953–1954 годах были открыты новые фрагменты того же мозаического пола, на которых запечатлены две прелестные жанровые сценки: едущие на верблюде мальчики (табл. 11) и мул, скинувший на землю седока и вязанки дров. На одном из фрагментов обнаружено также обнесенное стеною здание с вытекающими из ворот потоками воды. Мозаика Большого дворца набрана из известняков различной породы, мрамора и смальты (синей, зеленой и желтой). Общая гамма красок, в которой преобладают оттенки красного, синего, зеленого, желтого, коричневого и серого, а также белые и черные цвета, неяркая. В ней еще сильно чувствуется традиция античного колоризма с его легкими и прозрачными полутонами.

60 K. Bittel. Archäologische Funde aus der Türkei 1934–1938. - ArchAnz, 54 1939, 182–183 («Die Grabungen im Gebiet der Kaiserpaläste»); G. Brett. The Mosaic of the Great Palace in Constantinople. - JWarb, V 1942, 34–43; G. Brett, G. Martigny, R. Stevenson. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Being a First Report on the Excavations carried out in Istanbul on behalf of the Walker Trust (The University of St. Andrews). 1935–1938. Oxford 1947, 64–97, pl. 28–56; C. Mango. Autour du Grand Palais de Constantinople. - CahArch, V 1951, 179–186; D. Talbot Rice. Excavations in the Great Palace of the Byzantine Emperors, - Πεπραγμένα τοῦ IX διεθνοῦς βυζαντινολογιϰοῦ συνεδρίου. I. Ἀθῆναι 1955, 468–473 ; Grabar. La peinture byzantine, 75–76; D. Talbot Rice. Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emperors: Last Finds. - ILN, 12 March 1955; Id. Les mosaïques du Grand Palais des empereurs byzantins à Constantinople. - RArts, V 1955, 159–166; D. Talbot Rice. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Second Report. Edinburgh 1958, 123–160, pl. 42–50 (рец. К. Манго и И. Лэйвина: ArtB, XLII 1960 1, 67–73); Talbot Rice . Arte di Bisanzio, 55–56, tav. 38–41; Beckwith. Art of Constantinople, 29–30; P. J. Nordhagen. The Mosaics of the Great Palace of the Byzantine Emperors. - BZ, 56 1963 1, 53–68; D. Talbot Rice. On the Date of the Mosaic Floor of the Great Palace of the Byzantine Emperors at Constantinople. - Χαριστήριον εἰς Ἀ. Κ. Ὀρλάνδου, I. Ἀθῆναι 1965, 1–5 . До настоящего времени не было приведено ни одного решающего аргумента в пользу той или иной датировки мозаик пола Большого дворца. Если исходить из логики художественного развития, то наиболее вероятным временем исполнения мозаик следовало бы считать конец V - начало VI века. Но в применении к византийской живописи всегда приходится считаться с возможностью весьма поздних вспышек эллинизма, что крайне затрудняет решение интересующего нас вопроса. Вот почему датировка мозаик Большого дворца остается спорной и требует дальнейших уточнений.

Открытие мозаического пола в перистиле Большого дворца имеет крупное значение для истории ранневизантийской живописи. Оно непреложно свидетельствует о двух вещах: о наличии в Константинополе своей школы и о живучести на константинопольской почве традиций позднеантичного импрессионизма. Хотя отдельные изобразительные мотивы этого мозаического пола обнаруживают близкое родство с мозаическими полами Антиохии, Северной Африки и Италии, тем не менее качество его выполнения ни с чем не сравнимо. Он поражает не только разнообразием мотивов, свободой в передаче сложнейших поворотов и движений фигур и живостью выражений лиц, но и тончайшей живописной лепкой с помощью небольших кубиков, размещенных с безупречной точностью. Хотя выполнявшие мозаику мастера были с. 30
с. 31
¦ простыми ремесленниками, но они так тонко владели своим искусством, что изображенные ими фигуры кажутся как бы написанными с помощью смелых мазков настоящими художниками. Для этих мастеров эллинизм был живой традицией, гораздо более действенной, чем для быстро варваризировавшегося Запада. По-видимому, император Константин, основав новую столицу, стянул сюда наиболее квалифицированных мастеров из Рима и крупных эллинистических центров, которые и заложили основы для местной школы. И поскольку Константинополь был восточным, а не западным городом, постольку он, естественно, усвоил в первую очередь эллинизм восточного типа. На это, в частности, указывает обилие в мозаике чисто восточных животных (слоны, верблюды, львы, тигры, обезьяны), являвшихся для Запада экзотикой.

При отсутствии твердых отправных точек очень трудно датировать мозаики полов. В них всегда так много ремесленных штампов и традиционных мотивов, заимствованных из широко распространенных собраний образцов, что датировки одного и того же памятника нередко разнятся на несколько столетий. Так, К. Биттель датировал мозаики Большого дворца IV веком, Дж. Бретт - вторым десятилетием V века, Д. Талбот Райс - около 530 года, К. Манго и И. Лэйвин - между 565 и 582 годами, П. Нордхаген - эпохой Юстиниана II (685–695), Дж. Бакстер - VIII веком. Наиболее вероятным временем возникновения пола представляется вторая половина VI века. На это указывает общее композиционное построение мозаики, в котором доминирует принцип отдельного фигурного сюжета. Изображения даются как обособленные части фриза, в силу чего они воспринимаются в виде замкнутых в себе образов, разбросанных по белому фону наподобие декоративных украшений. Отсутствие пространственной взаимосвязи и вносит в мозаику тот элемент абстракции, который типичен для памятников как живописи, так и скульптуры начиная со второй половины V века.

Мозаика пола Большого дворца представляет из себя случайно уцелевший фрагмент светского искусства, процветавшего при дворе византийских императоров. По ней можно составить лишь отдаленное представление о богатстве и блеске этого антикизирующего искусства. К сожалению, от церковной живописи V века на почве Константинополя пока не открыто ни одного произведения. Те же два памятника, о которых сейчас пойдет речь и которые связаны с территорией Греции, вряд ли могут быть использованы для характеристики константинопольской живописи, поскольку они тяготеют по своему стилю к иному кругу. с. 31
¦



Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи.

Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.

Монументальный каменный ипподром был построен в Византии при императоре Септимии Севере в 203 году (до этого на его месте существовал скромный деревянный ипподром), затем он неоднократно перестраивался. Масштабная реконструкция ипподрома была предпринята Константином Великим в 324-330 годах, после переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь.

По своему устройству ипподром представлял собой прямоугольную песчанную арену длиной более 400 метров и шириной около 120 метров, которую с трех сторон окружала Сфенда - зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, напоминающим по форме вытянутую подкову.

Сфенда состояла из 16 (по другим данным - 30) повышающихся рядов мраморных скамей, над которыми возвышался подиум - сквозной крытый портик, кровля которого покоилась на двух рядах восьмиметровых колонн, увенчанных коринфскими капителями. Промежутки между колоннами были украшены статуями, вывезенными со всей империи. В жаркие или ненастные дни над трибунами натягивали матерчатый тент.

Константинопольский ипподром (современная реконструкция, к сожалению, не очень точная)

Четвертую сторону арены замыкала Кафисма - большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной, которая была соединена крытым переходом с находившимся рядом Большим императорским дворцом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига (четверка коней), вывезенная из Греции, считавшаяся творением великого скульптора Лисиппа. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Квадрига была перевезена в Венецию и установлена над центральным порталом собора Сан-Марко.

Квадрига с константинопольского ипподрома (в настоящее время находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена копия)

Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы.

Рельеф постамента обелиска Феодосия I с изображением императора на трибуне ипподрома. В руке он держит венок, которым увенчивали победителя состязаний.

Кафисма. Капитель в виде четырех пегасов. Паросский мрамор. 203 год. Стамбульский археологический музей.

По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами.

Диптих из слоновой кости с изображением состязаний колесниц на ипподроме. В нижней части диптиха изображена спина с установленным на ней обелиском.

К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Теперь он мог вместить до 60 тысяч зрителей (по другим оценкам: до 120 тыс. зрителей).

Константинопольский ипподром приводил в изумление очевидцев своими размерами и великолепием. Известно описание ипподрома, сделанное участником Четвертого крестового похода Робером де Клари: «... А в другом месте города было другое чудо: близ дворца Львиная Пасть находилась площадь, которую называли Игралищем императора. И эта площадь была вытянута в длину на полтора выстрела из арбалета, а в ширину — почти на один выстрел; и вокруг этой площади было 30 или 40 ступеней, куда греки забирались, чтобы глядеть на ристалище; а над этими ступенями имелась весьма просторная и весьма красивая ложа, где, когда шли состязания, восседали император с императрицей и другие знатные мужи и дамы. И когда устраивались состязания, то их бывало сразу два, и император и императрица бились об заклад, кто в каком из двух выиграет, и все, кто глядел на ристалище, также бились об заклад. Вдоль этой площади была стена, которая имела с добрых 15 стоп в высоту и 10 — в ширину; и сверху на этой стене были фигуры и мужчин, и женщин, и коней, и быков, и верблюдов, и медведей, и львов, и множества других животных, отлитых из меди. И все они были так хорошо сделаны и так натурально изваяны, что ни в языческих странах, ни в христианском мире не сыскать столь искусного мастера, который смог бы так представить и так хорошо отлить фигуры, как были отлиты эти. Некогда они обычно двигались силою волшебства, как бы играючи, но теперь уже больше они не играют; и французы глядели на это императорское Игралище как на чудо, когда они его видели».

Фреска собора Св. Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204-1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Ипподром в 15 в. Гравюра из книги Onofrio Panvinio "De ludis circensibus"(Венеция, 1600)

То же. В большом размере (2000 х 1286)


Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века

Площадь ипподрома на гравюре XIX века. Турки называли ее Ат-Мейдан, что означает «Площадь лошадей»

Из украшавших ипподром скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Квадрига (находится в Венеции), Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Обелиск Феодосия представляет собой обелиск фараона Тутмоса III - монолит из розового гранита, привезенный Феодосием I Великим из египетского города Гелиополя, помещенный на массивное основание из 2 каменных блоков, украшенных барельефами.

Обелиск Феодосия

База обелиска Феодосия

Обелиск Константина был воздвигнут Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) в честь своего деда - императора Василия I (866-886 гг.). 25-метровый обелиск из песчаника, облицованный листами позолоченной бронзы, называли также «Золотой колонной» (бронзовые листы обшивки содрали крестоносцы).

Обелиск Константина. Фрагмент рисунка 1575 года

Бронзовая Змеиная колонна, изображающая свившихся змей, привезенная из императором Константином Великим из Дельф, отлита в 478 г. до н.э. в честь победы греков над персами (на ней имеется надпись с перечнем греческих городов, принимавших участие в битве при Платеях).

О Змеиной колонне, на которой когда-то стоял золотой треножник, говорит Геродот: «Когда добыча была собрана (после битвы при Платеях), эллины отделили десятую часть дельфийскому богу (Аполлону). Из этой десятины был сделан и золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря» (IX, 81).

Змеиная колонна в Дельфах. 5 в. до н.э. Реконструкция


База Змеиной колонны в Дельфах. Современное состояние. Реставрация

Змеиная колонна является древнейшим памятником Стамбула. Верхняя часть колонны со змеиными головами утрачена. Сохранившийся фрагмент одной из змеиных голов хранится в Стамбульском археологическом музее.

Змеиная колонна (на заднем плане - обелиск Феодосия)

Провозглашение императора на ипподроме. Болгарский список летописи Константина Манассия. XIV в.

Султан Сулейман I проезжает через руины ипподрома. Гравюра 1533 года.
Изображение отличается высокой достоверностью (за исключением фантастических фигур по бокам). В центре изображен Обелиск Феодосия, справа от него - Змеиная колонна и Обелиск Константина. Кроме того, на гравюре (справа) видны несохранившиеся посвятительные колонны и часть сфенды с возвышающимся портиком подиума (пропорции несколько нарушены).

Большой или Святой дворец в Константинополе (греч. Μέγα Παλάτιον) оставался главной резиденцией византийских императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг. Он был заложен Константином Великим между Ипподромом и Святой Софией, перестроен Юстинианом и расширен Феофилом. Детей императора, рождённых в Порфирном зале дворца, называли порфирородными.

Дворец при Юстиниане

К сооружению дворцового комплекса Юстиниан приступил вскоре после восстания Ника, в ходе которого при пожаре пострадала значительная часть построек старых императорских палат Константина. Центральной частью священных палат являлась большая площадь - Августеон, простиравшаяся от храма святой Софии до дворца. С четырёх сторон площадь окружали постройки - храм св. Софии на севере, Термы Зевксиппа и Ипподром на юго-западе, на востоке Сенат и Магнаврский дворец, и на юге императорская резиденция. После пожара Августеон был расширен и украшен белыми портиками, поддерживаемыми двумя рядами колонн, земля была выстлана мрамором. На площади неподалёку от Золотой колонны, от которой расходились дороги империи, была возведена бронзовая колонна, увенчанная конной статуей Юстиниана. Прокопий пишет, что император был представлен с лицом, обращённым к востоку, с державой в левой ладони и протянутой правой рукой, «дабы повелевать варварам». Император был облачён в доспехи, в которых обычно изображался Ахилл. Перед зданием Сената был выстроен портик с шестью беломраморными колоннами, украшенный статуями. В термах Зевксиппа, где Константин собрал коллекцию античных статуй, Юстиниан приказал восстановить разноцветные мраморные орнаменты, пострадавшие в пожаре. Императорская резиденция была отстроена заново с пышностью, которую, по словам Прокопия, невозможно передать словами. С юго-западной стороны под портиками находились железные двери, которые вели в сени, называемые Халкой. Войдя в двери, посетители проходили полукруглым двором в большую залу с куполом, который Юстиниан вторично перестроил в 558 году. Пол был сделан из цветного мрамора, окаймляющего большую круглую плиту из порфира. Панели стен тоже были из цветного мрамора. По верху располагались большие мозаичные полотна, изображавшие Юстиниана и Феодору в праздничных одеждах в окружении сенаторов, сцены вандальской и итальянской войн, триумф Велисария, представляющего побеждённых королей императору. Двустворчатая бронзовая дверь вела из ротонды Халки в караульные помещения, называемые портиками схолариев, протекторов и кандидатов. Это были обширные залы, служившие помещениями для дворцовой стражи, и, кроме того, они включали парадные комнаты, в одной из которых находился под куполом большой серебряный крест. Наконец, посредством широкой аллеи, окаймленной колоннами и прорезающей квартал гвардейцев, попадали в сам дворец, где прежде всего вступали в большой Консисторион. Это был тронный зал, в который с трёх сторон вели двери из слоновой кости, задрапированные шелковыми занавесями. Стены были украшены драгоценными металлами, пол убран…

Большой Императорский дворец (Священный дворец) - дворцовый комплекс, располагавшийся в I-ом регионе Константинополя юго-западней ипподрома и южней храма Св.Софии.

Начал возводиться в 324 году императором Великим (306-337 гг.) и открыт в день официального основания Второго Рима 11 мая 330 года.

Практически до начала XIII века, т.е. в течение почти девятиста лет, перестраивался и расширялся. Максимальное расширение произошло при Василии I Македонянине (867-886 гг.), а крупнейшее позднее возведенное сооружение - Новый Верхний дворец (Х век), объединенное с Вуколеоном единой системой укреплений и ставший цитаделью в цитадели.

Первоначально имел фору неправильного семиугольника (форма которого позже, при его расширении, была, примерно, сохранена) граничащего на севере с Августеоном и банями Зевксиппа, на западе - с ипподромом, на юге, и юго-востоке склонами холмов, спускающихся к пропонтидскому участку морских стен, и на востоке - городскими кварталами. Вся территория была обнесена стенами с многочисленными башнями, в т.ч., проездными. Большой дворец соединялся с ипподромом, кафисма которого, фактически, являлась его составной частью и с храмом Св.Софии.

Позже, роль его южных и юго-западных стен стали играть городские морские стены.

Комплекс являл собой автономный район города, предназначенный для проживания имератора со своей семьей, дворцового гарнизона и обсуживающего персонала.

Внутреннее пространство занимали дворцы, в т.ч.: Халка (330 г.), Сигма (между 823 и 843 гг.), Дафна (330г.), Трулло (IV век.) , Триконх (между 829-841 гг.), Вуколеон (между 419 и 450 гг.), Новый Верхний дворец (до 967 г.), Лавсиак (до 812 г.), Скила (330 г.), Камил, Месопат и Мусик (все три - между 829-841 гг.), Эрос (330 г.), Юстиниан (694 г.), Кенургий, Пентакувикл и Орел (все - между 866 и 885 гг.); церкви -Св.Стефана (330г.), Св.Феодора Тирона (V век), Св. Агафии (IV век), Св. Агафоника, вошедшая во дворцовый комплекс при Василии I (330 г.), Богородицы (Фаросская)(IV век), Свв. Апостолов (IV век), Архангела Михаила (между 829 и 841 гг.), Новая церковь (между 866 и 885 гг.), Св. Ильи Пророка (до 865 г.), Св. Петра; часовни, в т.ч. Св. Павла (между 866-885 гг.), Св. Анны, дворцовая (между 867 и 911 гг.), Св.Климента (между 866 и 885 гг.) и другие; сады, крупнейший из которых - Месокипий (между 866 и 885 гг.), открытые искусственные водоемы и цистерны; хозяйственные, служебные постройки и казармы. Имелись специальные дворы для общения с представителями партий ипподромов. Очень часто к более раннему дворцу пристраивалось новое здание, либо несколько новых залов. Названия дворцовых сооружений могли происходить от названий залов в них расположенных (Дафна); либо название основного зала во дворцах носили названия самих сооружений (Сигма).

Кроме того комплекс имел: тюрьмы - Халка, Слоновья, Нумер и Вуколеона; Циканистр - ипподром для поло - конной игры в мяч; несколько бань; свои собственные мастерские; арсенал (Эрос); пристань (скалу) Вуколеон и библиотеку.

На территории комплекса располагался Фарос - городской маяк (между 566 и 577 гг.), при императоре Михаиле III (840-867 гг.) ставший служить и конечной станцией светового телеграфа. Для удобства здания и сооружения соединялись крытыми галереями, либо были окружены портиками. Имелись водопровод и канализация с водяным смывом нечистот.

Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году положил начало конца Большого дворца: дворцовые церкви и часовни были разграблены; металлические статуи, элементы декора и кровли - переплавлены; плиты пола, облицовки и колонны выламывались и продавались на Запад.

В 1261 году, после освобождения города от оккупантов, комплекс, как и весь Константинополь представлял удручающее зрелище. Практически, кроме нескольких восстановленных церквей и сооружений, Большой дворец, вплоть до захвата города турками, не восстанавливался.

После падения империи в 1453 году, уцелевшие церкви на его территории были превращены в мечети. Турки также использовали некоторые участки его стен при возведении Топкапы - резиденции султана.

В настоящее время на территории комплекса Большого императорского дворца имеются несколько бывших церквей в той или иной степени сохранности, несколько руин и Музей мозаик, обнаруженных во время немногочисленных раскопок, а также изолированные популяции экзотических птиц.