Архитектор растрелли работал в стиле. Великие творения бартоломео растрелли. Отставка при Екатерине II

Русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич; (1700-1771) - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, граф, кавалер ордена Святой Анны и академик архитектуры.

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), обрусевшего итальянца. Образование получил в Париже, учился также и у отца - скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а вскоре начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Растрелли являлся любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней были созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора. После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах - для Елизаветы Петровны, в Курляндии - для фаворита Анны Иоанновны, Эрнста Иоганна Бирона.

По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России.

В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера, равно как и в другом, не менее известном, в своё время, его творении – Ропшинском дворцово-парковом комплексе .

По заказу императрицы Елизаветы, Франческо Бартоломео Растрелли запроектировал в Ропше большой ансамбль с дворцовым комплексом в центре и Верхним и Нижним садами по его сторонам. С этого времени мы можем говорить о создании именно дворцово-паркового ансамбля, а не просто комплекса построек с сопутствующим ему небольшим садом, ибо обе части комплекса становятся полноправными и неразрывными. И хотя зодчему, по причине начавшейся вскоре Семилетней войны, не удалось реализовать проект полностью, он создал на основе скромного усадебного дома Головкина новую композицию целого комплекса построек на обширном плато террасы. Старые палаты были соединены с новыми боковыми корпусами длинными одноэтажными галереями. К прежним флигелям пристраиваются ещё два корпуса.

У концов галерей с одной стороны появилась церковь, с другой – павильон «Эрмитаж». Перепланировке в излюбленном Растрелли стиле барокко подвергся и главный фасад здания. Черты фирменного стиля знаменитого архитектора - стройные белые колонны коринфского ордера - и сегодня гордо несут треугольный классический портик. Однако говорить о том, насколько велика роль Растрелли в обустройстве имения, трудно. Памятник сильно изменился в последующие годы, хотя композиционное решение знаменитого зодчего было сохранено его последователями.

Пожалуй, наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли первым соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им, прежде всего, из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, русский архитектор

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Rastrelli) (Бартоломео Франческо) (1700-1771), русский архитектор . Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 приехал с отцом в Петербург . Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской архитектуре первой четверти XVIII в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736-40, и Митаве, ныне Елгава, 1738-40). В зрелый период традиции европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля , применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре (Андреевская церковь в Киеве , проект - 1747, построена в 1748-67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и "корпус под гербом", отличающиеся изяществом пропорций, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для которых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 50-60-х гг. постройки Растрелли приобрели ещё большую пластичность. Рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с чёткостью объёмов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, ныне Пушкин; дворцы М. И. Воронцова, 1749-57, и С. Г. Строганова, 1752-54, в Петербурге).
Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, которые Растрелли задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.

Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Дворец Шафирова (1720)

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон

Дворец князя Димитрия Кантемира (на месте дома N 8 по Дворцовой набережной и дома N 7 по Миллионной улице). 1721 - 1727 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли.Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.В 1721 - 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.


Особняк Громова

Анненгоф: Летний дворец А. И. (москва)Летняя резиденция рядом с Головинским дворцом на берегу Яузы была построена по проекту Ф. Б. Растрелли в 1731 году. - деревянный дворец на каменном фундаменте- огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной- двухэтажное здание, план из 4-х корпусов - вытянутость по горизонтали- имел несколько корпусов, имеющих пониженный объем в отличие от центральной части дворца. - симметричность в ориентации дворца -вместе с боковыми крыльями дворца флигели образуют замкнутый внутренний двор, так называемый курдонер. Также существовал Зимний Анненгоф (деревянный) был построен по проекту Растрелли в 1730 году в Кремле и перенесён на место по соседству с Летним Анненгофом в 1736 году. Многократно перестраивался.

Зимний Кремлёвский дворец Заменён Большим Кремлёвским дворцом

Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли - старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.


Путевой Среднерогатский дворец Искажён многочисленными перестройками

В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской. Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов.

Зимний дворец А. И. в С-П Начало строительства в 1732. Растрелли впервые создавал столь крупное каменное сооружение: в нём насчитывалось четыреста шестьдесят залов и комнат. Зимний дворец должен был стать новой резиденцией императрицы и самым значительным сооружением Петербурга. - Он возводился трёхэтажным, выше всех зданий, стоявших на набережной Невы. - Разнообразие впечатлений, которое Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит в значительной степени не только от расстановки колонн и различий в композиции фасадов, но и от декоративного убранства. - Внутренняя планировка дворца отличалась ясностью и логичностью. Замысел Растрелли в основном сводился к следующему. По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца.-интерьеры в стиле барокко. анфиладное построение парадных покоев.В Зимнем дворце Р появляются симптоматично новые элементы, в частности, круглые рустованные колонны, поддерживающие балкон парадного этажа; появляется скульптура фронтона, появляется стремление объединить окна по вертикали. Тронный зал, для его оформления Р использует довольно развитый барочный репертуар.В интерьерах ЗД Р выступает более активно, в развитом пластически духе барокко, нежели в фасадах.

Современный Зимний дворец

В Зимнем дворце(1754-1764), сооружавшегося взамен прежнего здания, также построенного Растрелли, перед зодчим стояла новая задача: построить дворец, который по своему значению и арх-ре должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором. (он предложил перед дворцом расположить круглую площадь, оформленную периметральной колоннадой, в центре площади должен был быть установлен памятник, который теперь стоит в другом месте (конный монумент, сделанный отцом Растрелли).)

Мощный архитектурный массив дворца разработал соответственно роли каждого из его фасадов в городском ансамбле. Развивает один мотив, но различны ритмические построения. Со стороны Невы боковые ризалиты сделаны очень широкими, в средней части отметил вход - трехпролетный колонный подъезд, подчеркнув, таким образом, в фасаде его продольное направление вдоль набережной реки. Широко расставленные колонны и широкие окна => спокойная ритмическая композиция, т.зр. с Невы.С противоположной стороны применил обратный прием: ступенчатого выдвижения вперед мощного центра фасада, что отвечало здесь главенствующему значению фасада дворца в ансамбле намечавшейся площади.

Йорданская лестница также творение Растрелли

Фасад со стороны Адмиралтейства, образованный выступающими угловыми частями дворца и заглубленной средней частью, подчеркивает и оттеняет протяженность двух главных фасадов, являясь промежуточным звеном между ними. Богато и сильно разработана пластика фасадов дворца со сложным ритмом расстановки колонн, с разнообразными формами оконных наличников и многочисленных фронтонов, с множеством ваз и статуй, размещенных над балюстрадой парапета. Фасады по высоте расчленены на два яруса, обработанные колоннами композитного ордера; Низ - цоколь. Колонны второго яруса объединяют второй и третий этажи, отвечая расположению здесь основных дворцовых помещений. Вертикальное построение поставленных друг на друга колонн продолжено размещением скульптуры на парапете.

В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети - погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 - 1738 гг.

Митавский дворец

Две следующие работы, сделанные в сер. 30-х гг. сделаны для герцога Бирона в его Курляндских имениях. Бирон построил их у себя на родине - Митавский дворец(1738-42). За исключением этого периода большая часть построек Р документирована графически. Архитектура Растрелли дошла до нас в хорошей сохранности. Между нами масштабная постройка из трех корпусов с парадным двором, тяготеющим к замкнутости. Ограды оформляют въезд в пространство дворца. С одной стороны Растрелли тяготеет к замкнутой, сосредоточенной на себе структуре, с другой - выявляет один доминирующий элемент - вытянутый центральный корпус выявляет себя в композиции окружающих пространств самостоятельно за счет своей фасадной части.

Рундальский дворец

Загородная усадьба Бирона в местечке Рундаль(1736)-вторая значительная садово-парковая работа Р (вместе с Анненгофом). Дворец еще более характерен - он имеет каре-образный план из 4-х корпусов, напротив располагаются конюшни. К дворцу примыкает развитая дворцовая композиция, она имеет особенности несколько иные, чем сад в Анненгофе. Здесь абсолютно незастроенная часть территории, поэтому прилегающий лес Растрелли включает в композицию ансамбля, весь комплекс в целом при этом создается на абсолютно плоской территории.

Наличие плоского участка позволяет Растрелли использовать основные приемы французского паркостроения: использует пятилучевую систему аллей, сходящихся у фасада. В эту лучевую композицию вставляет регулярные парковые части. Особенность парка - наличие обводного канала, не характерного для французского парка. Дворцовый комплекс состоит из двух основных построек: каре-образного дворца и прямоугольного с внутренним двором комплекса конюшен. Р создает развитые анфиладные композиции - 2 параллельные анфилады вводит в каждый корпус. В центральной части парадного (торцевого) корпуса вход располагается в центре, здесь находится парадный вестибюль, но лестницы разнесены в правую и левую части внутренних пространств. Вестибюль позволяет пройти его насквозь и выйти в парк. Арх язык: постройки Растрелли отличаются эстетикой архитектурных деталей. Специфика фасадного решения практически такая же как и в Митаве, пилястры использует только в выступе центрального ризалита, работает с оконными проемами. Растрелли придерживается того общего стилистического направления, которое характерно для аннинского времени в целом - архитектура плоская, не пластичная, сдержанная в своей фасадной редакции.

В 1738 году он становится обер-архитектором, ему положено жалование в 1200 рублей в год, служебная квартира в бывшем Зимнем дворце.

В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.

Анничков дворец

Но Франческо Растрелли не отчаивался, он видел пристрастие новой императрицы и ее двора к изысканности и роскоши и понимал, что никто, кроме него, соответствовать запросам императорского двора не сможет. Так и вышло: вскоре императрица уже поручает архитектору закончить строительство Летнего дворца, начатого им для Анны Леопольдовны, затем, в 1744 году, - еще одно строительство нужно доводить до конца. На этот раз речь идет о начатом Земцовым Аничковом дворце, продолженном после него не угодившем вкусу императрицы Дмитриевым.

Большой Петергофский дворец

Для Елизаветы П етровны идея Петергофа была связана с идеей мемориального ансамбля, это единственная загородная резиденция, которой Петр придал официальный характер, его Версаль. Композиция парка Петергофа была довольно развитой и сложной, а дворец был достаточно маленьким. Размеры Петергофского дворца для аннинского времени были уже абсолютно неприемлемы. Петровский дворец в Петергофе - Растрелли реконструируя его, должен был сохранить петровское лицо, ауру времени. Поэтому перед зодчим стоит задача видоизменить, сохранив его лицо, - расширить дворцовый комплекс. Растрелли видоизменил масштаб, сохранив иконографию: пристроил боковые корпуса, поставил новые павильоны (один для церкви, другой светский), соединил их галереями, надстроил центральный корпус и пристроенные к нему объемы третьим этажом

В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством.

Церковь Петергофа

Архитектор выполняет огромнейший объём работ, но Елизавета не спешит возвращать ему звание обер-архитектора, да и жалование остается прежним. Растрелли решается на хитрость, - объявляет о своём отъезде из России, и только после этого он возвращает себе желанное звание и теперь уже 1500 рублей жалования в год.

Санкт-Петербург, Россия. Воронцовский дворец на Садовой.

Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

Павильон «Грот» в Екатерининском парке Царского Села

Павильон "Эрмитаж" в Екатерининском парке Царского села

В последующие годы им создаются такие шедевры, как дворец Воронцова (1749 - 1752 гг.), Строгановский дворец (1753 - 1754 гг.), Екатерининский дворец, перестройка (1752 - 1757 гг.), павильон «Эрмитаж» (1748 - 1752 гг.), грот (1755 - 1762 гг.) в Царском Селе (г. Пушкин), дворец в Ропше. Самые известные работы Растрелли тех лет, - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 1757 гг.) и Зимний дворец (1754 - 1762 гг.) с его знаменитой Иорданской лестницей.

Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше.

Андреевская церковь, Киев

Иконостас Андреевской церкви

Мариинский дворец,Киев

Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге.Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.

Дом В.В. Энгельгардта: Невский проспект, 30 / набережная канала Грибоедова, 16, Центральный район, Санкт-Петербург

Большой гостинный двор

Павильон Эрмитаж в Петергофе

Грот Растрелли в Лефортово

10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора на год в отпуск для лечения в Италию. Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона. В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве.

Интерьеры Растрелли

Екатерининский дворец


Реконструкция янтарной комнаты Екатерининского дворца

Также все интерьеры Рундальского дворца

Фонтан "Коронный".

Летний сад: Дворцовая набережная, Центральный район, Санкт-Петербург

Память о Растрелли
Площадь Растрелли в Санкт-Петербурге;

Памятник в Царском Селе установлен рядом с Екатерининским дворцом в 1991 г. по проекту Марии Литовченко.

Бюст Растрелли в сквере Манежной площади Петербурга (скульптор В. Э. Горевой, 2003 г.).

Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца.

Расстрелли в скульптурной композиции"Памяти архитекторам Петербурга"ст. м. "Горьковская", в парке ближе к Арсенальскому каналу
Источники

Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224

Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества.. — Л.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1963.

История творится человеческими руками, и своему прекрасному современному облику Северная столица обязана таланту выдающихся мастеров прошлых столетий. Франческо Бартоломео Растрелли — архитектор, создавший многие достопримечательности Санкт-Петербурга, подчеркнувшие строгую красоту этого города.

Растрелли: выдающийся архитектор и его работы в СПб

Русский итальянец, выходец из итальянской семьи, перебравшейся в Петербург, учился у своего отца архитектора и не забывал ездить во Францию и Италию с целью повышения уровня своего мастерства. Одна из прекрасных работ отца — бюст Петра I. Растрелли смог добиться высокой схожести с ликом императора, используя восковой слепок, снятый с лица Петра I в 1719 году. Увидеть эту работу сейчас можно в .
При дворе Анны Иоанновны Франческо Бартоломео Растрелли получил должность обер-архитектора, и продолжил свою карьеру при следующей императрице — Елизавете. Для нее он построил деревянный , не сохранившийся до наших времен. Находясь на пике славы, Франческо Бартоломео Растрелли курировал сразу несколько грандиозных проектов: Большой дворец в , Андреевский собор в Киеве и перестройку Екатерининского дворца в . Обычно он разрабатывал проект, а за ходом работ следили другие мастера. Так, принадлежит руке Растрелли и — архитектор проектировал трехчастную сквозную арку со стороны фасада и грандиозную Иорданскую лестницу.

Франческо Растрелли проектировал по приказу императрицы Елизаветы Петровны — именно туда она планировала удалиться на закате лет. После смерти императрицы, любимый стиль Растрелли — барокко, вышел из моды. Новая императрица — Екатерина II была расположена к Антонио Ринальди, прекрасно знакомому с новейшими модными течениями, благодаря связям в Европе.
Лишившись работы, Растрелли, привыкший жить на широкую ногу, испытывал финансовые трудности, несмотря на неплохую пенсию, назначенную ему императрицей.

Архитектор умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией, ушедшей ранее. Полное собрание его чертежей выкупил польский граф, и сейчас их можно увидеть в Национальной библиотеке Варшавы. А Петербургу Франческо Растрелли оставил достопримечательности, любоваться изысканными линиями которых будут еще многие поколения жителей и гостей Северной столицы.

March 18th, 2018 , 04:49 pm

Предлагаю читателям нашего журнала познакомиться со статьей Андрея Чекмарева, опубликованной в Журнала Архитектурное наследие - https://arch-heritage.livejournal.com/1745677.html - в декабре 2013 года. Предложение автора "А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает" - мне явно по душе. Впрочем, не буду цитировать всю статью, в ней очень много всего интересного.
Итак - к прочтению:

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов - подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.

Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) . Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных - в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.

Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале , заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.








План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале


Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве , нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.






Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы , который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).




Московский дворец Елизаветы , тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.


Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском . Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.


Среднерогатский дворец Елизаветы , на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.


Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца , 1746 год.


Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.






И последняя по времени из елизаветинских резиденций - Зимний дворец в Петербурге , 1753-1762 годы






Дальше растреллиевские интерьеры , в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.




Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.




Триумфальная ниша для трона Елизаветы.




Павильон Эрмитаж в Царском Селе . 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.


Павильон Грот тоже для Царского Села . 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку


Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе . 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.

Второй окончательный вариант

Катальная Горка в Царском Селе , построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.




Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века

Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.

Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.


План к этому варианту проекта


Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора . Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.


Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.

Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня , верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.

Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.

Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли...

Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 - начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006