Что такое тук в тайланде. Тук-тук, мототакси — все о транспорте в Тайланде. Маршрут по улице Теппразит — темно-зеленый

В Паттайе вы легко можете воспользоваться общественным транспортом - сонгтео (русские туристы его часто называют тук-тук или маршрутка. Стоимость поездки по городу - 10-20 бат в зависимости от расстояния, по главной магистральной улице Сукхумвит - фиксированно 20 бат. Чтобы не возникало проблем с использованием сонгтео, прочитайте несколько советов.

Правила поездки на сонгтео (тук-туке) в Паттайе

Как остановить сонгтео

Остановок для тук-туков в Паттайе официально не существуют. Знаки остановки общественного транспорта на некоторых улицах не должны вводить вас в заблуждение - сонгтео останавливается по требованию в любом месте как для посадки, для и для выхода. Чтобы остановить тук-тук - махните рукой водителю.

Как сообщить водителю о нужной остановке

В салоне сонгтео на крыше или на поручнях в верхней части есть предназначенные для этого звоночки (обычно красного или белого цветов). Как только заприметили место, где хотите выйти - жмите на звоночек. Часто звука звонка в салоне не слышно, потому что он раздается у водителя (не нужно переживать и несколько раз давить на звонок).

Как расплачиваться в тук-туке

Оплачивать проезд в таком общественном транспорте в Паттайе, как тук-тук (сонгтео) необходимо на выходе. Важно! После выхода из автомобиля обходите сонгтео С ЛЕВОЙ стороны - только это безопасно! (не забывайте о том, что в Тайланде левостороннее движение). Деньги нужно передать в окошко СЛЕВА водителю тук-тука или сидящему рядом с ним специальному человеку, который занимается "приемом платежей".

Какими деньгами лучше расплачиваться в тук-туке

Конечно же, лучше для самого туриста расплатиться "под расчет" или, если такой возможности нет, отдавать только мелкие купюры - в 20 или 50 бат. Лучше всего иметь с собой всегда монеты и самые мелкие купюры (10-20 бат), т.к. случается такое, что не очень добрые и не совсем честные тайские водители сонгтео, после получения крупной купюры в 100, 500 или 1000 бат, просто уезжают, вовсе не дав туристу сдачи или выдав сдачи значительно меньше, чем нужно.

Как не заплатить за проезд в тук-тук больше

Наши туристы постоянно совершают одну и ту же ошибку: подходят к водителю тук-тука и спрашивают о возможности доехать до того или иного места (магазина, отеля и т.п.). Запомните! Если указывать водителю сонгтео определенное место, он расценивает это как найм всего автомобиля в качестве такси. Соответственно, стоимость поездки возрастет многократно (от 150 бат). Заранее изучите карту маршрутов на карте Паттайи , не стесняйтесь спрашивать и уточнять маршрут и стоимость у других пассажиров (обычно больше половины сонгтео занято нашими соотечественниками), как и куда лучше всего доехать, чтобы добраться до нужного вам места.

Если междугородный транспорт в Таиланде развит довольно неплохо, то с городским общественным транспортом все обстоит значительно хуже. Пользоваться им очень неудобно, а в некоторых городах его вообще нет. Только в Бангкоке и в крупных городах Исана общественный транспорт отдаленно напоминает организованную систему.

Во всех остальных местах, значительно проще арендовать тук-тук, мототакси, сесть на сонгтео или пройтись пешком. В некоторых городах или на островах, к примеру, в Чианг-Мае, в Хуахине или на Самуи лучше вообще арендовать мотобайк и научиться на нем ездить.

Сонгтео

Сонгтео – основной рейсовый транспорт в Таиланде. Отдаленно напоминает наши маршрутки. Само слово переводится, как «две скамьи», что, в общем-то, полностью отражает суть этого вида транспорта. Это легковая машина-пикап, где вместо стандартного кузова, установлен специальный, предназначенный для перевозки пассажиров. Борта у кузова полуоткрыты, вдоль них закреплены две длинные скамьи.

В Паттайе и на Пхукете этот вид транспорта часто называют тук-туком. Такую ошибку в своих рассказах допускают гиды, после чего все туристы подхватывают это смешное и легко запоминающееся слово.

Чтобы выйти в нужном месте, необходимо нажать на специальную кнопку, которая находится на потолке. Машина рассчитана на 10-12 сидячих мест, и еще несколько человек могут ехать стоя на задней подножке. На самом деле это не так опасно, как кажется со стороны. Залезать в сонгтео нужно сзади. Только не пытайтесь садиться туда с гигантским рюкзаком, лучше вначале снимите его.

Цены

В среднем поездка на сонгтео обойдется вам в 10 бат. Хотя на островах более высокие расценки: на Пхукете – от 20 бат, на Самуи от 50 бат, и на Пха-Нгане от 100 бат. Оплачивать проезд нужно водителю после выхода из автомобиля.

Маршруты

Но не думайте, что все так просто! Главная проблема заключается в том, что понять, куда едет сонгтео практически невозможно. В нескольких городах есть четкая нумерация маршрутов, в некоторых на тайском языке написано направление. Но в большинстве случаев дает о себе знать традиционная тайская неразбериха, и если местные жители прекрасно понимают, какой сонгтео им нужен, то иностранцу приходиться действовать наугад. С пригородными сонгтео дело обстоит немного лучше, потому что там чаще всего сразу ясен маршрут. Во время поездок, учитывайте, что ближе к вечеру автомобили начинают работать в режиме обычного такси, и стоимость проезда существенно увеличивается.

Мототакси

Это самые обычные тайские мотобайки, водители которых занимаются извозом. Чтобы иметь право ожидать пассажиров в специально отведенных для этого местах и носить цветной жилет, водителю вначале нужно получить лицензию. Просто «бомбить» в Таиланде не принято. Этот вид транспорта наиболее распространенный в маленьких городках, несмотря на то, что он далеко не самый дешевый. Мототакси — идеальный вариант, для тех, кто путешествует в одиночку и налегке. Стоимость проезда начинается от 15 бат, но обычно не превышает 30-40 бат с человека. Долго искать мотобайк вам не придется, мототаксисты такие же приставучие как и тук-тукеры.

Тук-туки

Тук-тук – это крупный трехколесный мотоцикл, у которого есть лобовое стекло и крыша. Переднее сиденье занимает водитель, а сзади могут расположиться 2-3 пассажира. В пробках это довольно шустрый и незаменимый вид транспорта, быстрее и проворнее будет только мотобайк или мототакси.


В некоторых городах, к примеру, в Чианг-Рае или Пхукете, под тук-туками подразумевают небольшие 4-колёсные автомобили.

Тук-тук, как и сонгтео, является довольно распространенным видом транспорта в Таиланде. Его можно брать в аренду на несколько часов, на весь день или для того, чтобы доехать от места до места. Исключение, пожалуй, составляет Паттайя, там вы не найдете тук-туки.

Цены

Это наиболее распространенный вид транспорта в Таиланде, который по праву можно назвать народным. Но при этом, нельзя сказать, что проезд на тук-туке дешевый, особенно для иностранцев, на которых постоянно пытаются заработать. На некоторых автовокзалах и железнодорожных станциях, висят прейскуранты, где отображены реальные цены. Минимальная стоимость проезда по городу – 30 бат, чаще 40-50 бат. Для туриста поездка по Бангкоку на тук-туке может обойтись дороже, чем аналогичная поездка на такси. Средняя стоимость проезда на тук-туке примерно в 1,5 раза выше, чем на мототакси. Но если вы едете вдвоем или втроем, это будет выгодней, чем платить за мототакси для каждого.

Как найти тук-тук

Тук-тукеров можно даже не искать, они найдут вас сами. Не без основания тук-тукеры и мототаксисты считаются самыми приставучими людьми в Таиланде. Каждый день, вы будете множество раз слышать фразу: «Ми­стер, тук-тук, мотобайк, ве-ра ю гоу?!». Будьте внимательны в туристических местах, поскольку там нередко бывают случаи мошенничества. Тук-тукер может отвести вас не в то место, которое нужно, а в магазин, где ему платят комиссию.

Такси

В Таиланде практически нет обычных автомобильных такси. Воспользоваться их услугами можно только в Паттайе, Бангкоке, Пхукете и Чианг-Мае. Узнать автомобиль такси очень легко – он будет яркого цвета, а сверху будет написано Taxi Meter. Общая стоимость проезда будет зависеть от цены за посадку, за один километр, и за простой. Стоимость километра может меняться: чем больше расстояние, тем дешевле. Учтите, что есть водители, которые не включают счетчик или мухлюют. Важно сразу же пресекать такие моменты. В Таиланде частный извоз практически отсутствует, поэтому в местах, где такси не распространено, лучше использовать сонгтео, мототакси или тук-туки.

Самло (велотакси)

Такой вид транспорта называют еще «велорикша». На сегодняшний день он практически не сохранился. В крупных городах, таких как Бангкок, его вообще нет. Само устройство представляет собой большой трехколесный велосипед, в котором вместо багажника установлено пассажирское сидение. Едет он довольно медленно, но и стоимость проезда значительно дешевле, чем на другие виды транспорта.

Метро

Рельсовый транспорт есть только в Бангкоке. Причем, как подземный, так и надземный. Можно быстро добраться куда нужно. Правда, стоить это будет довольно дорого. Кроме того, в Бангкоке можно использовать поезда, как городской транспорт. В некоторых случаях это весьма удобно.

Автобусы

Несмотря на то, что междугородные автобусные линии развиты очень хорошо, про городские автобусы этого сказать нельзя. Только в Бангкоке есть система, которую с большой натяжкой можно отнести к эффективным и правильным. Были проведены некоторые попытки сделать тоже самое и в других городах, но успехом они не увенчались. Поэтому только в Бангкоке можно эффективно пользоваться автобусом. Также там есть метробусы, представляющие собой скоростные автобусы, для которых выделена отдельная полоса. Для внутригородских поездок, иногда удобно использовать подходящие междугородные автобусы 3 класса.

Говорят, что их называют "тук-тук" за звук двигателя. За звук двухтактного двигателя тук-тук-тук-тук...

Ещё их называют моторикша или трёх-колёсное авто, или самоза, или темпо, или мототакси, или... И в разных странах их могут называть по-разному, но почти везде можно услышать простое название "тук-тук".

Испокон веков в Азии были популярны велорикши - велосипед с коляской для пассажиров. Не самое быстрое такси, зато дешёвое. Прогресс добавил на велосипед мотор и появился тук-тук - быстрее велосипеда и, опять же, дешёвый способ добраться из одной точки в другую.

Классические тук-туки выпускаются серийно на автомобильных заводах. Специально обученные люди улучшают моторы, уменьшают расход топлива и улучшают безопасность. Но есть и самодельные тук-туки, и переделанные авто, и конструкторы из прицепа и мопеда.

О чём нужно помнить пассажирам тук-тука? Это дешёвое транспортное средство. При производстве тук-туков экономят на всём, включая комфорт, безопасность и подвеску. Длительный поездки на таком транспорте могут быть очень утомительны (особенно для пятой точки).

Из поездок по странам Азии у меня собралась целая коллекция всевозможных тук-туков.

Вот этот тайский старичок, похоже один из первых тук-туков. Судя по всему это Daihatsu Midget (выпускался с 1957 года):

Тук-туки Шри-Ланки полируются и украшаются своими хозяева, как на выставку или на конкурс "мой любимый тук-тук". В ход идут хромированные трубы, самодельные дверцы, различные обвесы, разукрашенные колёса.

В Индии же можно увидеть самые грязные и развалившиеся развалюхи. И невероятно, как они при этом продолжают ездить.

Эксплуатируют Тук-туки в Индии жёстко. Как вы думаете, сколько десятков пассажиров может поместиться в один маленький тук-тук?

Максимальная скорость для тук-тука 50 км в час. Но обычно они не "гоняют" быстрее 30 км в час, из за чего и становятся причиной дорожных заторов:

Хотя, думаю, что главная причина совсем не в их скорости, а в наплевательском отношении их водителей к правилам дорожного движения. Хотя, кто в Азии серьёзно относится к правилам?

Переходим к нестандартным тук-тукам. Посмотришь с одной стороны - мотоцикл, с другой - ... вроде бы тук-тук.

Некоторые из таких тук-туков выглядят очень даже "внушительно"и слегка потрёпанно:

В Камбодже подошли к вопросу проще: мопед + прицеп = тук-тук. К мопеду приваривается крепление для прицепа, который при желании можно быстро прицепить или отцепить. Дёшево и практично.

А в отсутствие клиентов в прицепе можно и отдохнуть:

В некоторых регионах тук-туками так же называют переделанные автомобили:

А иногда тук-туки превращают в дискотеку на колёсах со свето-музыкой, множеством колонок и сабвуферов. Чего только не сделаешь ради клиентов - туристов?

Тук-туки были есть и будут не только туристическим транспортом, а и обыденным общественным транспортом Азии.

Многие туристы, собирающиеся на отдых в Тайланд, хотели бы узнать, что такое «тук- тук»?

Несмотря на интригующе звучащее название, тук-тук в Тайланде – повсеместно распространенный вид транспорта, нечто среднее между мопедом и автомобилем. Тук-тук выполняет в Тайланде функцию такси, и используется главным образом для перевозки пассажиров, но в отдельных случаях может применяться для перевоза не очень тяжелых грузов. По сути тук-тук являет собой пример усовершенствования старинного вида азиатского транспорта – рикши, тягловой силой в которой был человек.

Как выглядит тук-тук?

Тук-тук похож на маленький трехколесный пикап с тентом-крышей над кузовом и двумя скамейками для пассажиров. Монтируется тук-тук из скутеров чаще всего уже бывших в употреблении. Характерный звук мотора напоминает тайцам сочетание «тук-тук», оно и послужило названием для транспортного средства. Хотя на местных диалектах тук-тук называется иначе, например в Паттайе его название «сонгтэо». Все мототакси на одном маршруте обычно имеют одинаковую расцветку и оформление.

Благодаря хорошей маневренности, юркое такси без затруднений передвигается по улицам городов, причем даже если проезжая часть очень загружена. Небольшое мототакси вмещает четырех пассажиров средней упитанности, поэтому корпулентные европейцы и американцы чаще всего ездят в миниатюрной кабинке по двое. Из-за небольшой скорости передвижения (не выше 40 – 50 км/ч) чаще всего тук-тук курсирует в – , Пхукет и т.д.

Как ездить на тук-туке?

Обычно на тук-туке ездят туристы, местные жители редко пользуются данным видом транспорта. Водители легко определяют приезжих по внешнему виду, и для того чтобы остановить мототакси туристу достаточно поднять руку – проголосовать как на любой дороге. Если тук-тук едет по определенному маршруту, то можно просто занять свободное место в кабинке. Если есть необходимость выйти из такси, то следует нажать на специальную кнопку, размещенную наверху.

Безопасность тук-туков

Из-за низкой скорости движения, компактных размеров и хорошей маневренности аварии с участием тук-туков очень редки, поэтому поездки на такси безопасны. Другое дело, что ввиду незащищенности кабины возможно попадание на пассажиров брызг грязи во время дождя, камешков из-под колес и т.п.

Стоимость проезда на тук-тук

К сожалению, таксометрами тук-туки не оборудованы. Цены на тук-тук в Тайланде отличаются в зависимости от города и расстояния, на которое планируется поездка. Особо удобно для туристов то, что тук-тук используется не только как такси, но экскурсионный транспорт. Бывалые туристы рекомендуют в этом случае оговаривать не только стоимость проезда, но и маршрут. Это особенно важно, если совершается поездка по магазинам, потому что водитель может возить приезжих только в те магазины, которые доплачивают ему за потенциальных покупателей, притом, что ассортимент и качество товаров здесь могут быть ниже, чем в других торговых точках. Приблизительная такса на стоимость услуг перевозки: поездка на мототакси до 10 минут стоит 10 бат, более 10 минут – 20 бат в пределах одного населенного пункта. Цены между селениями колеблются от 30 бат до 60 бат.

Следует иметь в виду, что в вечернее и ночное время, все тук-туки, даже маршрутные, функционируют как традиционное такси, поэтому следуют сразу договориться, сколько будет стоить доставка до нужного места, не возбраняется и торг. Иногда по прибытии в пункт назначения водитель меняет цену, опытные туристы советуют не пререкаться, а отдать, молча, заранее обговоренную сумму. Обычно инцидент таким образом исчерпывается.

Передвижение в Таиланде отличается от привычного нам. В многих городах, а Паттайя не исключение - больше всего используются тук туки(наиболее правильное название - сонгтэо), или по нашему - маршрутки. Как правило стоимость тук тука - порядка 10-20 бат, в зависимости от маршрута. Тук-туки ездят по установленным маршрутам и обычно подсигналивают, давая знать о том, что могут подобрать человека. Останавливаются тем же принципом, что и у нас - движением руки.

Вот это тук тук:

Хотелось бы объяснить очень важный момент - многие останавливают тук тук и спрашивают «А вы доедете в наш отель?» И получают ответ - да.Уже при остановке люди узнают, что платить нужно не 10бат, а намного больше(300-500 бат). Дело в том, что тук туки работают и в режиме такси.
Остановите любой тук тук, назовите цену и вас довезут до нужного места. Так же бывает, что тук тук отклоняется от маршрута, чтобы довести какого то человека до его места предназначения. Одним словом - если вы хотите платить 10 бат за поездку - никогда не уточняйте место и не спрашивайте, довезет ли он вас до вашего отеля.

Вот это сонгтэо:

Следующий вид транспорта, который сильно распространен - это мотобайки - мототакси. Не заметить их сложно, обычно мужчины в спецкостюмах-спецовках. Как правило для привлечения клиентов громко хлопают в ладоши и кричат «Taxi».
Типичная поездка в Паттайя стоит 30-150 бат.

С мототаксистами можно (и нужно) торговаться. Если видят, что вы плохо знаете английский или то место, куда едите - будут ломить цену. Иногда я брал мототакси в 2 и более раза дешевле, чем была первоначальная цена.

Еще один совет - всегда внятно называйте названия отелей. Объясню - большинство отелей имеют очень похожие названия. Если вы знаете, где находится отель - подскажите таксисту - например «отель такой то, на Джомтьен». Это упростит его поиск. Много таксистов плохо знают город, некоторые не умеют читать , плохо ориентируются по карте (характерно для всех тайцев).

Еще одно предупреждение - старайтесь давать деньги без сдачи, так как часто таксисты идут на хитрость - говорят, что нет сдачи. Как вы сами понимаете - сдача есть

Еще одно предупреждение - никогда не спрашивайте путь у таксистов. У них работает принцип - если ты не взял мотобайк, значить тебя можно послать куда угодно. Вам намерено укажут путь не в ту сторону. И не говорите, что я не предупреждал.Раз 5 наверное попадал так, пока не понял, что у них не стоит спрашивать.
Также обратите внимание на таксиста - многие выпивают прямо на работе, поэтому .

Ну и последний вид транспорта - обычное такси. Скажу, что лучше его не использовать, ибо так как заказов у них мало, они стараются обманом заработать больше денег. Вас будут катать долго, чтобы накрутить счетчик, или не включат его, а потом будут вымогать большую сумму. Мое личное мнение - такси стоит брать в Паттайя только в одном случае - для доставки пьяного тела, которое не в состоянии сидеть на мотобайке.

Обычно в Тайланде такси окрашены в яркие цвета: розовые, жёлтые, голубые и зелёные. обычно это Toyota Corolla, через какое то время вы начнете их узнавать.

При посадке сразу требуйте включить «Taxi meter»(счетчик). И запомните, что ездить по счетчику - самое выгодное.

Как только вы сядете в такси, счетчик покажет вам сумму в 35 бат. Бояться этого не стоит. Эта сумма эквивалентна 2 км пути от начала поездки.

Как правило любой таксист постарается отказаться от езды по счетчику и называет сумму проезда (обычно в 1.5-2 раза больше чем будет по счетчику). Торгуйтесь, если не хотите переплачивать.

Ну а вот реальный тук тук:


Более светлое видео, настоящий тук тук