Храм святой софии в константинополе. Собор Св. Софии в Константинополе В каком году построили собор святой софии

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Церковь святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе (теперь – Стамбуле) является самым грандиозным и величественным памятником архитектуры византийского стиля.
Возведен собор был при императоре Юстиниане Великом в 532-537 годах лучшими архитекторами того времени – Анфимием из Тралла и Исидором из Милета. На строительство собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Цель построения храма – закрепить превосходство Константинополя над другими – христианским и языческим – мирами. Размеры этой церкви впечатляли: длина – 120 метров, а ширина – 72. Высота одного только купола – 60 метров, его диаметр – 30. Собор был частью дворцового комплекса императоров. Построен он был как большая парадная зала дворца.

Внутреннее пространство храма

Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Если бы был только один купол, то собор можно было бы сравнить с любым сооружением на каркасе из материи в виде палатки. Только каркас расположен по всей ткани. Со стороны эта структурная оболочка смотрится как нагромождение разных форм, на верхушке которой находится купол на барабане. В самом храме объединены две разные модели - базилик и центральный купол. Колонны храма выполнены из белого мрамора, стены покрыты золотыми росписями и благодаря мозаике мерцают в лучах солнца. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания.

В иконостас входят 12 золотых колонн. Иконы, Евангелие и другие святые книги тоже декорированы золотом. Самые яркие украшения храма – люстры и подсвечники (шесть тысяч), которые освещают гигантское внутреннее пространство и вызывают необыкновенные чувства у прихожан во время богослужения. В своем архитектурно-художественном образе храм воплощал представления о вечных божественных началах.

Святая София. Общий вид

Украшения святой Софии вызывают восторг своей красотой и блеском цветного мрамора. Неудивительно, почему так были поражены во время праздничного богослужения послы русского князя Владимира, приехавших разузнать о новой религии.

При разрушении Константинополя в 1096 и в 1204 годах огромное богатство храма было разграблено. После падения Константинополя в 1453 году собор был превращен в главную мечеть столицы Османской империи и оставался таковым на протяжении пяти веков. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Было восстановлено мозаики Иисуса Христа и Девы Марии, а также портреты византийских императоров и их супруг. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников.

Со времен Османской империи в музее сохранились кафедра, алтарь, трон султана, два огромных канделябра. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима.

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией – уникальный образец византийской архитектуры 6 века. Ее значение для развития мировой архитектуры огромно. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Говоря о византийском стиле, прежде всего вспоминают этот архитектурный памятник. Обращая свои взоры на константинопольскую Софию, строили свои соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии — Премудрости Божией. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Располагался этот шедевр позднеантичной архитектуры в центральной части Константинополя и составлял единый архитектурный ансамбль с Императорским дворцом, Ипподромом и другими прекрасными монументальными постройками центральной части византийской столицы.

Первый храм на месте Святой Софии был заложен еще во времена Константина Великого в 324-337 годах. При императоре Констанции II он был достроен и освящен. В 360-380 годах храм принадлежал арианам, до тех пор, пока не был передан православным императором Феодосием I.

В результате народного восстания, произошедшего в 404 году, храм сгорел. Построенная на его месте церковь была также уничтожена огнем спустя 11 лет. При императоре Феодосии I на этом же месте была возведена Базилика Феодосия, но при Юстиниане Великом она, как и ее предшественницы, погибла в пожаре, во время восстания «Ника» в 532 году.

По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи.

Строительством храма руководили лучшие архитекторы той эпохи – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. Храм был обильно украшен золотом. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!».

Спустя несколько лет храм сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и укреплен. Однако он вновь был частично разрушен землетрясением в 989 году, в результате которого обрушился купол. Храм был укреплен контрфорсами и из-за этого во многом утратил свой изначальный вид. Купол был перестроен армянским архитектором Трдатом. Он получился более возвышенным, чем оригинал, и как будто парящим в воздухе, благодаря окнам у основания, через которые в полумрак храма проникал солнечный свет.

Позже храм Святой Софии подвергся разграблению крестоносцами, а после завоевания Константинополя турками-османами был переделан в мечеть. Для этого к нему пристроили четыре минарета. С тех пор он стал известен под названием Айя-София. В дальнейшем турецкими строителями к зданию были добавлены контрфорсы и некоторые пристройки, еще больше изменившие изначальный облик храма.

Таким образом, до наших дней храм Святой Софии дошёл далеким от своего первоначального облика, но благодаря историческим документам и данным археологии, мы можем судить о его изначальной архитектуре.

Стамбул. Султанахмет.

Султанахмет – сердце Стамбула, первый холм Второго Рима. Древний Константинополь находился именно здесь.
В конце II века началось строительство грандиозного ипподрома, который свой окончательный вид получил при Константине Великом в IV в. Это было огромное и пышное здание, которое вмешало 100 тыс. зрителей.
Осмотр Стамбула обычно начинают с площади Султанахмет – простой и шумной, всегда наполненной туристами и уличными торговцами.
Расположенные друг напротив друга, переглядываются две основные достопримечательности города — Святая София (АЙ София) и Голубая мечеть .
Трижды восстановленая Айя-София (собор Святой Софии) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).


Айя-София. Стамбул.

Первый храм на этом месте был возведен в 360 году императором Константином, он назывался «Большой церковью» .
Но в 404 году храм был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и второй храм был сожжен во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию строили лучшие архитекторы того времени – Исидора Милетского и Анфимия из Траллеса. Строительство было начато в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания. Были добавлены исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм был открыт в качестве музея.
Длина храма-музея 100 м, а ширина около 70 м. Базилику венчает гигантская купольная система (Айя-Софию называют «куполообразная базилика»). Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Мозаики Святой Софии относятся к середине IX концу X вв.


Фрески Святой Софии.


Фрески Святой Софии.


Интерьер Святой Софии.

У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) – впечатляющая и величественная, является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Голубая мечеть. Стамбул.

Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором мечети был Мехмед Ага, ученик великого Синана. Голубая мечеть строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Голубая мечеть. Стамбул. Турция.

Необычно то, что в Голубой мечети шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
Голубая мечеть самая большая по площади мечеть в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок — излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Турецкий чай.

Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Доставка симитов 🙂

Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой — подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.


Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов.

Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» — это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.

Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело — архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» — по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Другая достопримечательность Султанахмета
Цистерна Базилика – древнее подземное водохранилище. С дня основания Стамбул не имел своих собственных водных ресурсов, поэтому снабжение водой происходило из гор с помощью акведуков, по которым вода шла в фонтаны и цистерны. Самый известный акведук, сохранившийся до наших дней – акведук Валенс, или Боздуган.
В Византии было много цистерн, самая большая и известная – Цистерна Базилика .
Цистерна Базилика была построена в 532 году при императоре Юстиниане. После распада Византийской империи была заброшена. Но спустя годы жители города выяснили, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой – можно набирать воду, не выходя из дома, и даже ловить рыбу, которая водится в цистерне!
Площадь цистерны около 10 000 квадратных метров, но для посещения открыта только часть сооружения.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель, все создает мистическую атмосферу.


Цистерна Базилика.

Из всех колонн выделяются две: их нижние части украшены перевернутыми головами Медуз.


Цистерна Базилика.

Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Вид из ресторана Seven Hills .

Продолжение: Султанахмет: прогулки по улицам.

1. История Стамбула.

3. Эминёню: пристань, Базар специй, балык-экмек.
4. Бейоглу: башня Галата, Таксим, проспект Истикляль.
5. Мечеть султана Сулеймана.
6. Зейрек.
7. Кумкапы.
8. Азия: Юскюдар.
9. Босфор.
10. Дервишы.
11. Хамам.

Римский император Юстиниан хотел построить в Константинополе (современный Стамбул) храм, который должен был стать самым прекрасным в мире. Храм Святой Софии , возведенный в 532-537 гг., — это величественное сооружение, наполненное светом.

Храм, подаренный Феодоре

Император Восточной Римской империи Юстиниан Первый по просьбе своей жены Феодоры повелел построить в Константинополе новый храм Святой Софии. Императрица хотела, чтобы храм был возведен на том же месте, где стоял предыдущий, построенный императором Константином Великим, но погибший при пожаре. Новый храм возвели меньше чем за шесть лет. 26 декабря 537 года император Юстиниан торжественно открыл базилику.

Он очень гордился красотой этого грандиозного сооружения. Юстиниан был убежден, что этот храм еще необычнее, чем храм Соломона в Иерусалиме. Он был так счастлив, что воскликнул: «Соломон, я тебя превзошел!»

Храм Святой Софии в Стамбуле представляет собой один из тех редких памятников, настолько же древних, насколько и великолепных, которых до сегодняшнего дня почти не коснулось время.

Купольная базилика

Император поручил двум греческим архитекторам — Анфимию из Тралл и Исидору из Милета — начертить планы сооружения. Архитекторы решили придать храму вид прямоугольного в плане здания — базилики, а в центре поднять гигантский купол. Этот небывалый свод символизировал Небеса. Он лежал на четырех огромных столбах с помощью парусов — треугольных сферических сводов. Прорезанные в основании купола 40 окон создавали необычайный эффект — чаша купола казалась легко парящей над храмом. В строительстве храма принимали участие 10 тысяч рабочих и 100 мастеров-каменщиков. Превосходные материалы, один лучше другого, прибывали со всех сторон империи: белый, зеленый, розовый и желтый мрамор, малахитовые и порфировые колонны, украшения из храмов Египта, Греции и в том числе из разрушенного храма Артемиды в Эфесе. Центральная дверь храма, предназначенная для императора, была покрыта золотом.

Новый купол

Через двадцать лет после постройки храма Константинополь стал жертвой землетрясения. Легендарный купол обрушился. Молодой сын Исидора из Милета, одного из лучших архитекторов, руководивших реконструкцией, увеличил высоту купола еще на 5 м. С помощью мощных контрфорсов он укрепил стены сооружения.

Великолепные мозаики

С самого начала строительства храм украшали восхитительные мозаики, собранные из мельчайших кусочков разноцветного мрамора. Купол украшала мозаика, изображавшая лик Христа.

Поразительный купол из кирпича 55 м высотой и 32 м в диаметре пропускает свет сквозь маленькие окошки.

Своим великолепием храм отчасти обязан богатству мозаик, самым древним из которых около тысячи лет!

Мечеть и музей

В 1453 году Константинополь был завоеван османской армией султана Мехмета Второго и переименован в Стамбул . Турки сохранили храм Святой Софии, но превратили его в мусульманскую мечеть. К храму пристроили четыре минарета. Над куполом подняли полумесяц. На боковых стенах и по углам повесили плакаты с надписями на арабском языке. Мозаики покрыли штукатуркой, поскольку Коран, священная книга мусульман, запрещает изображать живые существа. К счастью, мозаики не были уничтожены. В 1934 году мечеть перестала функционировать, и храм Святой Софии был превращен в музей. Прекрасные мозаики отреставрировали, и они вновь увидели свет.

Мой блог находят по следующим фразам
. статуя афины
. капелла карла великого
. архитектура готика окна
. иерусалим соломонов храм стена плача
. грабница мавсол
. чертежи храма артемиды

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII — XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами. По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания. Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой.

Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7. Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров. Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен.

Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века. В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Насколько София , настолько же она совершенна изнутри. Я в ходе своих поездок видел много разных соборов - католических, православных, протестантских, в том числе и крупнейших - в Реймсе, Москве, Питере, Аахене, Париже, Кёльне, Нюрнберге, Милане и т.д. Но такой организации пространства, как в Святой Софии, не видел более нигде: оно там абсолютно единое, от верхнего кончика купола до пола наоса. И сильно проникся после посещения. Это и правда уникальный по свойствам Собор - древние были совершенно правы; он производит впечатление даже на человека XXI века. А что уж говорить о людях IX или даже XIV века? С тем набором знаний и уровнем технологий от увиденного должно было вообще снести крышу.
Впрочем, давайте посмотрим...


Перед собором находятся фрагменты раскопок предыдущего перед Софией собора - базилики Феодосия (414-532 гг.), но археологией я вас грузить не буду. Если кому надо - найдёте легко. Базилика та была разрушена восстанием "Ника" в 532 г., и сам Юстиниан еле уцелел в его критический момент. Собственно, после его подавления и восстановления контроля над империей Юстиниан и задумал такое грандиозное предприятие, как строительство Софии.

Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена.

2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.

3. Проходим первый притвор, и входим во второй, внутренний - эзонартекс. Вот он уже принадлежит оригинальной Софии юстиниановской эпохи. Сразу же бросается в глаза как предельная тщательность пригонки составных частей, так и использование разных сортов мраморов - некоторые сочетания и рисунки я даже и не видел раньше.

4. Над дверным архитравом - расчищенная в середине 1930-х (ещё при Ататюрке) мозаика, где изображён император Лев VI перед Христом на коленях. Надпись на книге: Мир Вам. Я свет Миру. . Это самая древняя в храме мозаика - примерно 880-900 года, то есть ей около 1100 лет. Те, что были сделаны при Юстиниане, не уцелели: иконоборцы в VII - VIII веках уничтожили их все подчистую. Иконоборчество было очень ожесточённым и нетерпимым течением в христианстве, и в этом периоде в Византии были полностью уничтожены многие шедевры иконописи, в том числе и в Софии.

Что ещё интересно - так это то, что эта мозаика (и другие) турками-мусульманами, в отличие от икононоборцев-христиан, уничтожена не была, а просто замазана штукатуркой, регулярно подновляясь новыми слоями и так простояла под ними около 480 лет. А потом, когда Ататюрк закрыл тут мечеть (в 1935 г.), стали расчищать - и всё цело, на месте.

5. Проходим из притвора в основное пространство храма. Слева виднеется Императорский портал - в византийские времена через него имел право проходить только император, императрица и наследники, остальные проходили боковыми входами (см. правее).

6. И вот мы входим в наос - главное помещение собора. Сразу же бросается в глаза интереснейшее явление, которое я бы назвал Симфонией Света. Лучи проникают в полутемное пространство собора и пронизывают его в разных направлениях под разным углом. Честно говоря, вначале мне стало не по себе - настолько это был необычный эффект. Он придаёт пространству Святой Софии мистические, неземные свойства. Однако увидеть его можно только при открытом солнце, без облаков; причём при солнце достаточно низком - то есть в первой половине дня. Так что, друзиа - по возможности смотрите Софию изнутри рано утром, с самого открытия. Иначе пространство внутри будет более уплощённым и обыденным. А вот снаружи смотреть её предпочтительно на закате.

Думаю, этот уникальный эффект сознательно рассчитывался при строительстве, и чтобы он был наиболее впечатлительным - после постройки экспериментировали с окнами, ослабляя освещение, расчленяя окна на очень мелкие сегменты и заделывая ряд боковых и апсидных окон. Вот в прошлой части panzer_papa спрашивал, отчего некоторые окна заделаны - так вот, именно для этого. Внутренняя аура храма должна была быть предельно совершенной, это для византийцев-мистиков было крайне важно, а внешний фасад - второстепенен. Причём, как вы понимаете, лучи постоянно и постепенно движутся, их углы меняются. Солнце-то не стоит на месте, оно восходит и движется. А представьте, что всю это симфонию Света человек эпохи Византии ощущает во время Литургии? Храм для него становится как живой...

7. Люстры Софии. Какого они периода - византийского или османского, я не уточнял, поэтому врать не буду. Не знаю. На заднем плане (справа) ажурная 8-угольная пристройка в два этажа - это султанская ложа времен османской мечети. Там молились султаны.

8. В Софии нет никаких горизонтальных перегородок между куполом и наосом, как, скажем, в питерском Исаакии. Отсюда и иное восприятие. Хотя наш Исаакий (или, скажем, храм Христа Спасителя) внешне намного выше Софии, но внутреннее пространство Софии воспринимается как грандиозное и целостное , благодаря его архитектурной единости. Высота от пола до высшей точки купола - около 55 м. Почти недосягаемую для VI века н.э. задачу - поднять огромный купол 32-метрового диаметра на высоту 55 м - математик Исидор Милетский и автор проекта Анфимий Тралльский решили оригинальным образом: поставили его на два полукупола, которые ниспадают немного ниже. Полукуполы принимают статическую нагрузку от главного купола, и затем её передают на более мелкие сегменты-"четвертькупола", которые затем опираются на колонны и стены. Такая задача в сооружении зданий была решена впервые в истории именно в ходе постройки Софии. Поэтому никто не мог побить рекорд Софии по величине и объему более 1000 лет, до собора Св. Петра в Риме (1626 год). Декор куполов - османской эпохи, как он выглядел при Византии, не знаю, таких реконструкций не видел.

9. Вот "четвертькупола" (условное название - моё ) с колоннами, принимающие нагрузку от полукуполов. Сбоку прибиты огромные щиты с именами пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Щитам - около 250-270 лет, они совсем молодые.

10. Тут можно наглядней рассмотреть систему "главный купол - полукупол - четвертькупол - колонны на хорах - стены".

11. И ещё одна иллюстрация решения купола. Здесь хорошо видно связку "полукупол - четвертькуполы", а также световые окна, дозирующие освещение.

12. Снимок с центра наоса точно вверх, на главный купол Софии, "прибитый прямо к Небу невидимыми гвоздями ", так восхищавший много поколений паломников и путешественников. Справа и слева - полукуполы, куда передаётся нагрузка. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. Что интересно, серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица, и всё. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года.

Да, этот главный купол - 989 года постройки; ему сейчас 1022 года. С 537 года до 989-го он дважды обваливался во время крупных землетрясений, как самая хрупкая и уязвимая часть храма (полукуполы уцелевали), и дошла до наших дней третья версия.

13. Серафим IX века под куполом, с расчищенным лицом. Остальные три стоят с исламскими узорами вместо лиц.

14. А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...

Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно.

15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло.

16. Богоматерь с Младенцем Христом покрупнее (зум).

17. Схема с внутренним разрезом объёма храма, чтобы вам было понятней его хитроумное устройство.

18. Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал , символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть:-)

19. Следы от ножек императорского трона (византийцев, конечно). Так, во всяком случае, написано. Раньше, во времена мечети, тут лежали толстые ковры.

20. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений греческого Эфеса (зелёные), а также сирийского Баальбека (порфировые). Пройдёт 700 лет, крестоносцы и франки распотрошат Софию, как свой трофей, и тоже увезут ряд реликвий и украшений на Запад - в Венецию, Геную и т.д. Правда, колонны уцелеют - они же несущие.

22. Порфировые шары, привезенные сюда уже в османский период турками из Пергама. В Софии они стоят около 400 лет. А вдали - ещё одно любопытное место...

23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется ". Так что вот все подходят, загадывают и вертят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.

24. Ещё раз посмотрим на единое и огромное пространство собора, и двинемся наверх, на хоры.

25. Колоннада под хорами. Для понимания масштаба - у дальней колонны стоит автор этого рассказа:-)

26. Идём наверх.

27. На хоры ведёт не какая-нибудь там узкая винтовая лестница, как в барочных или готических соборах, а широченный плавный ход, рассчитанный на проход паланкина императрицы с 6-ю носильщиками.

28. Выходим наружу...

29. ...И снова наблюдаем ту самую Световую Симфонию, только сверху. Тут эффект ещё сильней, и хорошо видны расходящиеся углы солнечных лучей.

30. Пространство храма действительно грандиозно, и не идёт ни в какое сравнение с другими посещенными мною соборами. Пространство Исаакия в психологическом плане воспринимается как намного, очень сильно меньшее - в разы (а кубатуру, честно, не мерил). В готическом храме, даже самом высоком - узкие колоннады, устремление вверх, и тоже нет такого ощущения Объёма, с большой буквы. Обратите внимание на разноугольные лучи и на этом кадре.

31. Эффект очень впечатляет, и некоторые люди (впрочем, и я тоже не устоял) просто подходят к парапету и молча стоят смотрят, как лучи медленно меняют свою конфигурацию внутри этого огромного пространства. Правда, завораживает...

32. Хоры по объёму тоже очень просторны.

33. Мозаика "Деисус" (Мольба). Эта часть собора сильно пострадала от латинского нашествия: франки и венецианцы в 1204-м содрали, что только могли, но фрагменты мозаик остались. Турки же их просто заштукатурили, не заморачиваясь уничтожением.

34. На мраморном парапете сохранились вырезанные ножами надписи, и даже скандинавские руны. Этакий средневековый вариант "Здесь был Вася", только вместо Вась и Петь были Торвальдсы и Олафы, варяжская гвардия императора. Они находились на хорах, пока шла служба и император молился, и от нечего делать развлекались вырезанием надписей. Часть вырезанных надписей даже закрыта стеклом (не снял) - там самые старые надписи, XI века.

35. Вот ещё. А за этой колонной - закрыто стеклом, бликует от световых окон.

36. Подойдём к окну. Ну-ка, ну-ка, что это там за уголок отгорожен?

37. Ага, это гробница того самого венецианского дожа - Энрико Дандоло, который и руководил взятием Константинополя в 1204-м. Там он и скончался, и пролежал около 55 лет. Затем его кости выскребли оттуда и символически выкинули бродячим собакам. Есть две основных версии - это сделали византийцы в 1261-м, после возврата города, и султан Мехмед Фатих в 1453-м, после обращения собора в мечеть. Мне более вероятной кажется первая - вряд ли византийцы, нетерпимые к ересям и мстительные, могли потерпеть во внутренностях собора мощи латинянина, осквернителя и разграбителя их столицы.

38. Посмотрим через окошко наружу. Вид на юг, в сторону Голубой мечети.

39. Закругление колоннады хоров, под "четвертькуполом".

40. Ещё одна сохранившаяся византийская мозаика (тут их целая серия расчищена). На этой - император Иоанн Комнин, затем Богоматерь с младенцем Иисусом и императрица Ирина. Мозаике около 900 лет.

41. Ладно, спускаемся вниз... Рассказ и так получился большим. На фото: православный батюшка (возможно даже, русский или украинский) задумчиво рассматривает собор.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

42. Покидаем собор южным выходом. И тут расчищена византийская мозаика X века. Слева от Богоматери - император Юстиниан с макетом этого собора.

Что сказать в итоге? Собор впечатляет очень сильно, безо всяких преувеличений. Теперь, после посещения, я укрепился в мысли, что это самый грандиозный храм, когда-либо посещённый мною. Действительно, Собор Соборов, хотя давно и не действующий. Но и то, что осталось - колоссально по значению. И ещё. У меня там не было подспудного ощущения, что храм чужой, как в великих готических соборах Запада. Он, по внутреннему ощущению - наш .

Я рассказал далеко не всё, что заслуживает там внимания, но это вы и без меня можете найти. Повторю лишь две важных рекомендации: 1) обязательно выбирайте день со солнцем, не закрытым облаками , 2) идите утром, возможно пораньше - пока солнце низкое. И вот тогда вы будете свидетелями необычных световых эффектов, задуманных когда-то, полторы тысячи лет назад, его создателями.

Продолжение следует.

Создавая новую столицу, распространяя новую религию, император Константин Великий первым делом начинает строительство главного храма христианской империи. Для этого он в 325 - 328 гг. перестраивает старый языческий храм в пятинефную базилику. Большая базилика посвящается Святой Софии - Премудрости Божьей.

Но языческие боги очень сильно сопротивлялись новой религии.

Храм Константина Великого сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь на этом месте церковь была уничтожена пожаром 415 года.

В том же 415 году император Феодосий ll велел выстроить на этом месте новую большую пятинефную базилику, богато украшенную мрамором, с двухъярусными галереями. Но до величия сегодняшней Святой Софии этому храму было еще очень далеко.

Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания "Ника".

Через месяц после разрушения базилики император Юстиниан начинает строительство нового храма Святой Софии. По его замыслу, этот храм должен был стать величайшим христианским храмом Византии .

Этот храм пережил разрушения, землетрясения и войны.

Святая София простояла почти 1500 лет, более тысячи лет оставаясь самым большим храмом в христианском мире.




Остатки базилики 415 года во дворе Святой Софии

Император Юстиниан для постройки храма приглашает двух прогрессивных механиков того времени - Исидора Милетского и Анфимия Тралльского (ранее они построили ). На строительстве храма ежедневно трудилось 10 000 рабочих под руководством 100 мастеров.

Построить такое высокое здание невиданых в то время размеров и перекрыть его огромным куполом в сейсмически опасном районе - задача не из легких.

Печальный опыт предыдущих построек заставил Исидора и Амфимия искать новые пути решения проблем.

Решено было установить главный купол на 4 арки, каждая шириной 31 м. Но широкие и высокие арки могут разрушиться под собственным весом еще до установки на них тяжеленного купола. Необходимо было найти легкий и прочный материал для строительства.

В более ранних римских постройках для этого добавляли в раствор вулканический пепел и пемзу - пуццолан. Но вблизи Константинополя таких материалов не было, а сроки строительства не позволяли возить их издалека.

Наиболее подходящим и доступным строительным материалом оказалась глина с острова Родос, обладающая какими-то особыми свойствами. Кирпичи-плинфы из этой глины обжигались при низких температурах. При таком обжиге в кирпичах образовывалось много пор, плинфа была такой легкой, что не тонула в воде.


Византийская кладка.

Известковый раствор между кирпичами Святой Софии намного толще, чем в современных кладках, в нем много битого кирпича. Купол и его арки в большей степени состоят из усиленного раствора, чем из плинфы.

При изготовлении строительного раствора смешивали не морской, а речной песок с известью. А особую прочность строительному раствору придавал, по легенде, секретный ингредиент - экстракт листьев ясеня.

Раствор и кирпич сделаны из одного материала и после затвердевания кирпич крепко схватывается с раствором, а если в здании образуются мелкие трещины, со временем они самостоятельно затягиваются.

Касаясь главных арок только в 4 точках, громадный купол мог расколоться под собственной тяжестью. Чтобы это не произошло, архитекторы между арками разместили треугольные вогнутые паруса, чтобы вес купола распределился равномерно. Это было прогрессивное решение для того времени.


Шестикрылые серафимы на парусах.

Для укрепления главных арок используются полукруглые арки боковых проходов вокруг главного нефа:

Однако вес этой конструкции был такой, что все арки потеряли свою полукруглую форму еще до установки купола, гигантские колонны изгибались, их верхушки растрескивались, а квадратное основание купола перестало быть квадратным. На него уже невозможно было установить круглый купол, который бы равномерно распределял вес по всем опорам.

Император торопит строителей и архитекторы решают построить менее прочный эллиптический, уплощенный купол на цилиндрическом основании с 40 окнами.

Храм представляет собой базилику длиной 77 м и шириной 72 м. Чтобы перекрыть куполом такое пространство, архитекторы прибегли к обману зрения. Они добавили постройки с каждой стороны и накрыли их полу-куполами, выходящими из главных арок. Эти полу-купола поддерживают главные арки, а значит и главный купол. А у этих полу-куполов есть еще свои дополнительные полу-купола меньшего диаметра.

Такая сложная система куполов позволила перекрыть огромный неф, не увеличивая диаметр главного купола.
Многочисленные окна у основания куполов освещают храм, создавая причудливые пересечения потоков света. Главный купол словно парит в воздухе.

После установки купола началась внутренняя отделка собора. Стены и полы покрывались мрамором, капители колонн - тонкой резьбой.


Амфилион - место, где венчали на трон императоров Византии .


Капители колонн.

Для украшения храма в процессе строительства широко использовались мраморные колонны - как новые, так и привезенные из разных старых храмов. Из Рима из храма Солнца привезли 8 порфировых колонн, а из Эфеса 8 колонн из зеленого мрамора.

Колонны устанавливались на свинцовые пластины, игравшие роль амортизаторов при землетрясении. Такие же пластины были на вершине колонн.
Прошло почти 1500 лет, а колонны стоят.

В храме были установлены 427 статуй, створки главного входа были выполнены из окаменевшей древесины Ноева ковчега .

Все императоры Византии считали своим долгом разыскивать по всему свету христианские и библейские реликвии и святыни и доставлять их в Константинополь всеми правдами и неправдами. Ну а если реликвию разыскать не удавалось, то... все равно ее надо было доставить в Константинополь. Легенды должны были иметь материальное подтверждение.

Для украшения храма использовались золото, серебро и слоновая кость. Выкладывались мозаичные панно.
Мозаики вначале были не такие красочные, как сегодня - просто изображали крест на золотом фоне, или орнамент. Панно с семейными портретами императоров были созданы века спустя.

Строительство храма поглотило три годовых дохода Византийской империи.

27 декабря 537 года Юстиниан вошел в свой новый храм во главе большой процессии. "Соломон, я превзошел тебя!" - хвастливо воскликнул император, имея в виду легендарный Иерусалимский храм.

Храм Юстиниана простоял 20 лет.

В 557- 558 гг. произошли сильные землетрясения и цилиндрическое основание купола разрушилось, что привело к обрушению купола.
Восстанавливал храм племянник Исидора - Исидор младший. Он решает избавиться от цилиндрического основания и несколько изменяет форму купола, делая его более круглым, менее плоским, а значит, более прочным. А главное - он не спешит. На ремонт купола у него ушло 4 года. Опалубка, поддерживающая центр купола, простояла целый год, пока раствор полностью не схватился.

Купол Исидора младшего простоял уже более четырех столетий.
Но огромный купол Святой Софии всегда был самым слабым звеном строения.

В 989 году мощное землетрясение опять разрушило главный купол собора. Здание подперли контрфорсами, обвалившийся купол восстанавливал армянский архитектор Трдат. Его купол получился еще более выпуклым и простоял уже более 1000 лет - до сегодняшнего дня.

Прекрасные мозаики Святой Софии создавались с середины lX века до конца Xlll века, после победы иконопочитателей над иконоборцами. Рядом с ликами Спасителя, Богородицы и святых императоры не забывали оставить на память потомкам и свои портреты.


Тронное изображение Богородицы в апсиде.

От мозаики Vl века на этой картине остался только золотой фон, изображение Богородицы и Младенца были уничтожены в период иконоборчества и восстановлены во второй половине lX века.

(А передеру-ка я картинки из Википедии , ввиду плохого качества своих фотографий)


Архангел Гавриил сбоку от Богородицы Император Александр


Император Лев Vl преклоняет колени перед Спасителем (X - Xl вв)


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей (середина Х в.)

На мозаичном панно император Константин Великий приносит в дар Богородице Константинополь , а Юстиниан - храм Святой Софии.
Константинополь всегда считался городом Божьей Матери и находился под Ее защитой, а выражение "Град Твой, Богородице" служило синонимом слова Константинополь.


Константин Мономах и императрица Зоя перед Спасителем .

У императрицы Зои (а правила империей именно она) было три мужа. На мозаичном панно при смене мужа, она каждый раз велела менять его портрет. Для этого два раза сбивали изображение головы у императора.


Император Иоанн Комнин и императрица Ирина перед Богородицей


Деисус. Богородица и Иоанн Креститель в Судный день просят Иисуса Христа смилостивиться над человечеством (вторая половина Xlll в.) (Деисус с греческого переводится, как прошение, моление).

Несмотря на то, что от этой мозаики сохранилась только одна треть, перед ней всегда больше всего посетителей.

За долгую жизнь Святая София была свидетелем многих событий. Здесь венчались на трон императоры Византии . Здесь приняли крещение киевский князь Аскольд и княгиня Ольга. Византийская принцесса Анна стала женой киевского князя Владимира и условием этого брака было крещение Владимира и всей Руси.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии константинопольскому патриарху была вручена отлучительная грамота от папы римского. Так католицизм отделился от православия.

В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами и разграблен братьями по вере. Разграблению подвергся и собор Святой Софии. Среди множества сокровищ, вывезенных из собора была, хранившаяся здесь, Туринская Плащаница.

В 1453 году, после падения Константинополя , собор Святой Софии был превращен в мечеть Айя София. К зданию были пристроены 4 минарета и несколько изменен интерьер. Все мозаики были замазаны штукатуркой, развешены огромные круглые щиты из ослиной кожи, на которых написаны имена Аллаха и его пророков.


Построен михраб в апсиде, указывающий направление на Мекку .


Сооружен навес для муэдзина .


Построены минбар - место, где имам читает проповеди и...



...роскошная султанская ложа.


Привезены эллинические кувшины из Пергама.

На протяжении многих веков лучшие архитекторы османских султанов изо всех сил старались превзойти христианский храм по грандиозным размерам, высоте и диаметру купола, красоте и значимости. Но - тщетно.

Все мечети Стамбула копируют внешний вид Святой Софии, но остаются всего лишь копиями.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала музеем, с мозаик счищены слои штукатурки, убраны круглые щиты с исламскими надписями (правда, после смерти Отца турок, щиты повесили вновь).

Тысячи туристов со всего мира выстаивают огромные очереди, чтобы прикоснуться к былому величию древней Империи.


Супер сооружение древности - Айя София в Стамбуле .

Продолжение следует...

Константинополь , Византия , Стамбул , Турция .

История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 3 362