Истории людей, выживших в авиакатастрофах. Выжившие после авиакатастрофы. Реальные истории Почему в авиакатастрофах не выживают

(Собрано с разных Интернет-сайтов)

Александр Андрюхин

Если о том, что происходит в кабине пилотов во время катастрофы, можно судить по записям бортовых самописцев, то в салоне "черных ящиков" нет. "Известия" разыскали нескольких человек, которые выжили в авиакатастрофах либо попадали в серьезные летные происшествия...

История Ларисы Савицкой занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 1981 году на высоте 5220 метров самолет Ан-24, в котором она летела, столкнулся с военным бомбардировщиком. В той катастрофе погибло 37 человек. Выжить удалось только Ларисе.

Мне тогда было 20 лет, - рассказывает Лариса Савицкая. - Мы с Володей, моим мужем, летели из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Возвращались из свадебного путешествия. Сначала сели на передние кресла. Но впереди мне не понравилось, и мы пересели в середину. Я после взлета сразу уснула. И проснулась от грохота и криков. Лицо обожгло холодом. Потом мне рассказали, что у нашего самолета срезало крылья и снесло крышу. Но неба над головой я не помню. Помню, был туман, как в бане. Я посмотрела на Володю. Он не шевелился. По его лицу хлестала кровь. Я как-то сразу поняла, что он мертв. И приготовилась тоже умереть. Тут самолет развалился, и я потеряла сознание. Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. В таком состоянии, в котором была я - между сном и явью, - страха не бывает. Единственное, что вспомнилось: эпизод из итальянского фильма, где девушка после крушения самолета парила в небе среди облаков, а потом, упав в джунгли, осталась жива. Я не надеялась уцелеть. Хотелось только умереть без мучений. Заметила перекладины металлического пола. И подумала: если упаду боком, то будет очень больно. Решила поменять положение и сгруппироваться. Потом доползла до следующего ряда кресел (наш ряд стоял около разлома), села в кресло, вцепилась в подлокотники и уперлась ногами в пол. Все это делала автоматически. Потом смотрю - земля. Совсем близко. Изо всех сил вцепилась в подлокотники и оттолкнулась от кресла. Потом - как зеленый взрыв от веток лиственницы. И снова провал в памяти. Очнувшись, опять увидела мужа. Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом. Шел дождь, который смыл кровь с его лица, и я увидела огромную рану у него на лбу. Под креслами лежали мертвые мужчина и женщина...
Позже установили, что кусок самолета - четыре метра в длину и три в ширину, на котором падала Савицкая, спланировал, словно осенний лист. Он упал на мягкую болотистую поляну. Лариса пролежала без сознания семь часов. Потом еще два дня сидела в кресле под дождем и ждала, когда наступит смерть. На третий день встала, начала искать людей и наткнулась на поисковый отряд. Лариса получила несколько травм, сотрясение мозга, перелом руки и пять трещин в позвоночнике. С такими травмами идти нельзя. Но от носилок Лариса отказалась и до вертолета дошла сама.
Авиакатастрофа и гибель мужа остались с ней навсегда. По ее словам, у нее притуплены чувства боли и страха. Она не боится смерти и по- прежнему спокойно летает на самолетах. Но ее сын, который родился через четыре года после катастрофы, летать боится панически.

Арина Виноградова - одна из двух выживших стюардесс самолета Ил-86, который в 2002 году, едва взлетев, упал в "Шереметьево". На борту находились 16 человек: четыре пилота, десять бортпроводников и два инженера. Остались в живых только две бортпроводницы: Арина и ее подруга Таня Моисеева.

Говорят, в последние секунды перед глазами прокручивается вся жизнь. Со мной такого не было, - рассказывает "Известиям" Арина. - Мы с Таней сидели в первом ряду третьего салона, у аварийного выхода, но не на служебных креслах, а на пассажирских. Таня напротив меня. Рейс был техническим - нам просто нужно было вернуться в "Пулково". В какой-то момент самолет затрясло. Это бывает у "Ил-86". Но я почему-то поняла, что мы падаем. Хотя ничего вроде не произошло, не было сирены или крена. Испугаться не успела. Сознание мгновенно куда-то уплыло, и я провалилась в черную пустоту. Очнулась я от резкого толчка. Сначала ничего не понимала. Потом понемногу разобралась. Оказалось, что лежу на теплом двигателе, заваленная креслами. Сама отстегнуться не смогла. Начала кричать, колотить по металлу и тормошить Таню, которая то поднимала голову, то снова теряла сознание. Нас вытащили пожарные и развезли по разным больницам.
Арина по-прежнему работает бортпроводницей. Авиакатастрофа, по ее словам, не оставила в душе травмы. Однако на Татьяну Моисееву происшедшее повлияло очень сильно. С тех пор она больше не летает, хотя из авиации не ушла. По-прежнему работает в отряде бортпроводниц, но уже диспетчером. О том, что она пережила, не рассказывает даже близким подругам.

Группа "Лицей" известна всей стране. Но мало кто знает, что две певицы из этой группы - Анна Плетнева и Анастасия Макаревич - тоже пережили падение в самолете.

Это произошло лет пять назад, - рассказывает "Известиям" Анна Плетнева. - Я всегда панически боялась летать самолетом, а тут расхрабрилась. Полетела с Настей Макаревич в Испанию. Отдохнули прекрасно. В веселом настроении возвращались в Москву на Боинге-767. Соседи были с ребенком. В ту минуту, когда мы начали снижаться и стюардессы велели пристегнуть ремни, ребенок был у меня на руках. И тут самолет резко пошел вниз. На голову посыпались вещи, стюардессы закричали: "Держите детей! Пригнитесь!" Я поняла, что мы падаем, и прижала малышку к себе. В голове промелькнуло: "Неужели это все?" Раньше мне казалось, что когда так страшно, сердце должно бешено колотиться. Но на самом деле сердца не чувствуешь. Себя не чувствуешь, а смотришь на все как бы со стороны. Самое ужасное - безысходность. Ты ни на что не можешь повлиять. Но паники - той, что показывают в кино, - не было. Гробовая тишина. Все, словно во сне, пристегнулись и застыли. Кто-то молился, кто-то прощался с родными.
Анна не помнит, сколько времени прошло. Может, секунды... Или минуты.
- Вдруг самолет понемногу начал выравниваться, - вспоминает она, - я огляделась: неужели это только мне показалось? Но нет, другие тоже встрепенулись... Даже когда мы остановились на полосе, не верилось, что все закончилось благополучно. Командир объявил: "Поздравляю всех! Мы родились в рубашке. Теперь у вас в жизни все будет хорошо".
- Что удивительно, я перестала бояться летать на самолетах, - говорит она. - А на чартерных рейсах пилоты часто пускают нас в кабины и дают порулить. Так мне это нравится, что хочу в ближайшее время купить собственный небольшой самолет. Будем летать на нем на гастроли.

Пережил падение и журналист "Известий" Георгий Степанов.

Это произошло летом 1984 года, - вспоминает он. - Я летел на самолете Як-40 из Батуми в Тбилиси. Когда вошел в самолет, было ощущение, что попал в цыганский табор, - столько там было вещей. Ими были забиты все отсеки сверху, а также проход салона. Не протолкнуться. Пассажиров, безусловно, было тоже больше, чем положено. Мы взлетели, набрали высоту. Внизу море. Потянуло в дрему. Но тут по фюзеляжу будто ударили кувалдой, гул турбины стал другим, и самолет резко, почти вертикально, пошел вниз. Все, кто не был пристегнут, слетели с кресел и покатились по салону вперемежку с вещами. Крики, визг. Началась страшная паника. Я был пристегнут. До сих пор помню свое состояние - ужаса. Во мне все оборвалось, тело словно одеревенело. Чувство было, что все происходит не со мной, а я где-то сбоку. Единственное, что подумал: бедные родители, что с ними будет? Я не мог ни кричать, ни шевелиться. Рядом все были совершенно белыми от страха. Поражали их мертвые, неподвижные глаза, как будто они уже в другом мире.
Падали мы на самом деле не больше минуты. Самолет выровнялся: пассажиры стали приходить в себя, поднимать вещи. Потом, когда мы уже подлетали к Тбилиси, из кабины вышел пилот. Он был как зомби. Мы стали спрашивать: что же случилось? В ответ он хотел отшутиться, но как-то жалко это у него получилось, за него стало неловко.
Это падение мне до сих пор аукается. Когда я сажусь в самолет, чувствую себя совершенно беспомощным существом в ненадежной скорлупе.

Мир знает более десятка случаев счастливого спасения

Сколько бы специалисты, ссылаясь на статистику, ни уверяли нас, что авиатранспорт - самый безопасный, многие боятся летать. Земля оставляет надежду, высота - нет. Что чувствовали те, кто не пережил авиакатастрофу? Этого мы не узнаем никогда. Согласно исследованиям Межгосударственного авиационного комитета, сознание человека в падающем самолете отключается. В большинстве случаев - в первые же секунды падения. В момент столкновения с землей в салоне нет ни одного человека, который бы находился в сознании. Как утверждают, срабатывает защитная реакция организма.

Древнегреческий поэт Феогнид написал: "Что не предначертано судьбой, того не произойдет, а что предначертано - того я не боюсь". Есть ведь и случаи чудесного спасения. Лариса Савицкая не единственная, кто выжил а авиакатастрофе. В 1944 году английский летчик Стефен, подбитый немцами, упал с высоты 5500 метров и остался жив. В 2003 году в Судане рухнул Боинг-737. Выжил двухлетний ребенок, хотя самолет практически полностью сгорел. Мир знает более десятка таких случаев.

Из материала "Комсомольской правды", вышедшего после катастрофы АН-24 в аэропорту Варандей:

В катастрофе выжили 24 человека, еше 28 - погибли.
Многие из спасенных до сих пор в шоке и отказываются говорить. Но со слов трех выживших - Сергея Трефилова, Дмитрия Дорохова и Алексея Абрамова - корреспонденты «КП» восстановили, что происходило в салоне падающего самолета.

По официальным сообщениям, Ан-24, бортовой номер 46489, пропал с экранов радара в 13.43 при заходе на посадку.

13.43
Сергей:
- Командир Виктор Попов сказал по громкой связи: «Наш самолет приступил к снижению. Через несколько минут мы приземлимся в аэропорту поселка Варандей». Голос был совершенно спокойный. Он точно так же объявлял посадку в Усинске. Сразу же стюардесса прошла по салону и села на откидной стульчик в хвосте. Все было, как обычно, - я уже 10-й раз на эту вахту летаю.

Дмитрий:
- Самолет стало сильно трясти. Но паники не было. Вокруг меня люди переговаривались вполголоса. Говорили про футбол, про вахту. Сосед сказал, что его тошнит при посадке. Но про то, что самолет падает, слов не было.

13.44 - 13.55
Сергей:
- Мы летели низко. Очень. Видели, что под крылом нет никакой взлетной полосы - только снег. Мужик за моей спиной спросил: «Это куда ж мы садимся-то? В поле?»

13.56
Сергей:
- Самолет завалился на левый бок как-то слишком сильно. И тут за окном раздался такой звук - железный, как будто что-то отрывается. Люди начали переглядываться.

Дмитрий Дорохов отделался легким испугом: «Нога заживет! Главное - что живой».

Дмитрий:
- Мы ждали, что сейчас пилоты объявят: мол, все нормально. Но в кабине молчали. И тут самолет пошел круто вниз. Кто-то закричал: «Все, б...! Падаем!»

Алексей:
- Меня потрясло, что в салоне закричал только один. Остальные молча вжались в кресла или начали голову между коленей прятать.

Сергей:
- По громкой связи ничего не говорили. Только какой-то странный звук, будто пилоты включили микрофон, но тут же выключили. Стюардесса тоже молчала - народ успокоить не пыталась.

13.57
Сергей:
- Я видел в иллюминаторе, как самолет задел землю крылом. Глаза закрыть не мог, таращился и все. После этого пилоты явно пытались выровнять самолет, мы чуть-чуть вверх подпрыгнули. И врезались в снег!

Алексей:
- Падали молча. Очень быстро. Все сидели в оцепенении. Сейчас многие газеты говорят, что пилотов ослепила вспышка солнечного света, отраженного от обледеневшей полосы. Это бред! Не было никаких вспышек. Только удар.
Я сознания не терял. Только секунды две в глазах было темно. Ну, знаете, как после удара в челюсть. Секунд пять в салоне царила полнейшая тишина. А потом все разом зашевелились, застонали.

13.58 - 14.00
Алексей Абрамов спас четверых из горящего самолета. Его крестная говорит: «Он - настоящий герой!»

Сергей:
- Самолет лег на бок, и в стене была дыра. В салоне кто-то все время причитал: «Больно! Больно!» Я выкарабкался и пополз по проходу.

Дмитрий:
- Самое страшное, что народ весь был чумной - не могли в себя прийти. Просто не понимали, что произошло. Я соседа трясу: «Живой?» А он мычит. А тут бензобак загорелся. Взрыва не было. Пламя по салону ползло постепенно.

Сергей:
- Люди, сидевшие ближе к носу, стали загораться и кричать. Одежда вспыхивала в момент. И эти «живые факелы» вскакивали и бежали в хвост. На нас.
Кто-то закричал: «Берите вещи, тушите их!» Мы стали хватать с багажных полок дубленки и куртки, набрасывать на людей. Минуты три возились - тушили. Но меня потрясло: даже когда люди горели, они не паниковали. Кричали от боли, а не от страха...

14.01 - 14.08
Сергей:
- Потом кто-то скомандовал: «Лезем наружу! Сейчас тут все взорвется к е...». Я и кто-то еще выбрались через пробоину в фюзеляже.

Дмитрий:
- Стюардесса нас всех спасла. Она вышибла запасной люк и вывела людей через него.

Алексей:
- Я был одним из первых около люка. Помог выбраться четверым, видно было, что сами они не могут - руки-ноги поломаны. Кричу на них: «Ползите!» - и тяну. Вытащили. Потом сам выпрыгнул.

14.09
Сергей:
- Рядом с самолетом были какие-то склады. И люди оттуда сразу побежали к самолету. И всех, кто выбирался из салона, они оттаскивали подальше. И кричали все время: «Давай! Давай!»

Дмитрий:
- Тут же подогнали «Урал». Погрузили тех, кто не мог сам подняться, повезли в поселок. А мы сели на снег и смотрели вокруг, как новорожденные младенцы.

Алексей:
- Никто тогда не вспомнил о вещах - куртках, сумках, мобильниках. Я даже холода не чувствовал, хотя был в одном свитере. И только в больнице, когда прошел первый шок, я увидел, что у многих по лицу катятся слезы...

А вот как это бывает на земле (из репортажей, посвященных катастрофе ТУ-154 Анапа - Санкт-Петербург):

Свидетельство очевидцев

Рассказывают жители Донецкой области, которые видели, как падал Ту-154
Самолет «Пулковских авиалиний» вылетел из Анапы вчера днем.
На борту среди 160 пассажиров было почти полсотни детей, ведь Анапа - это популярный детский курорт.
Приблизительно в 15.30 по московскому времени командир судна передал на землю сигнал SOS. И буквально через две минуты после этого самолет исчез с радаров.
Мы дозвонились до жителей села Новгородское, недалеко от того места, где упал самолет.
- Он долго кружил около земли, а перед самым приземлением загорелся, - рассказала нам Галина СТЕПАНОВА, жительница села Новгородское Донецкой области, возле которого случилась эта трагедия. - У нас за поселком находятся поля совхоза «Степной». Вот на них-то самолет и рухнул. Он несколько раз перевернулся в воздухе, воткнулся в землю носом и взорвался. Наши местные жители, пока не приехала милиция и не оцепила все, ходили смотреть. Говорят, там все обуглилось. Ну надо же, полтора месяца такая жарища стояла, все дождичка ждали. Дождались. Такой ливень был, а гроза - аж дух захватывало. Скорее всего, из-за грозы беда и случилась.
- Перед самой катастрофой началась сильная гроза, - рассказывает очевидец Геннадий КУРСОВ из села Степное, около которого рухнул самолет. - Небо было затянуто тучами. Внезапно раздался звук низко летящего лайнера. Но до последнего момента его не было видно! Мы и жители других окрестных сел заметили его, только когда до земли оставалось метров 150. Я подумал, что он рухнет прямо на нас. Его крутило вокруг своей оси, как вертолет...

В аэропорту

Информация о рейсе 612 исчезла с табло, как только с самолетом потеряли связь
Рейс из Анапы должен был приземлиться в «Пулково» в 17.45. Но около 16.00 на табло вдруг погасла строчка «Анапа - Петербург». На это мало кто обратил внимание - встречающие еще не подъехали к аэропорту.
А это был тот самый момент, когда у диспетчеров с экипажем была безвозвратно потеряна связь...
Когда уже стало ясно, что самолет погиб, в «Пулково» зазвучал невозмутимый голос диктора:
- Встречающие рейс 612 из Анапы приглашаются в помещение кинозала...
- Почему кинозала? - забеспокоились встречающие и, ничего еще не понимая, но уже подозревая самое страшное, ринулись туда. А там - вывешенные на стеклянных дверях кинозала списки пассажиров, зарегистрировавшихся на этот полет. Люди стояли молча перед этими листками несколько минут. Не верили.
И только когда почти во всех барах аэропорта «Пулково» разом заработали телевизоры с ужасающей новостью - в коридорах аэропорта раздался первый душераздирающий крик.

Из слов пассажира, летевшего в те же дни:

мы улетели из Анапы 13-го августа, был там с семьей...
а перед отъездом написал завещание на квартиру...
и на машину -чтобы друзьям -поручителям по кредиту было проще за меня расчитаться в случае чего непоправимого...
как они смеялись надо мной и как только не назвали мой поступок
смеялись - до вчерашнего дня, когда десятки семей ушли в вечность
теперь почти все отзвонились и мой поступок уже не кажется им таким "диким"
мне больно думать о том
что эти люди так же сидели на тех же скамейках в накопителе Анапского порта
сидели и смотрели на ВПП, самолеты, взлеты и посадки...
и вот их уже нет, а мир как и прежде живет, но уже без них...
как больно осознавать, что смерть не изменяет мир в целом, а лишь ломает судьбы отдельных людей.
я уже писал это где-то тут на ветках, но эти мысли не проходят, все время ходят по кругу и не дают покоя.
и мать 2-й день плачет -говорит что у нее чувство, что МЫ "проскочили"
мимо смерти, хотя нас разделяет с катастрофой 9 дней...
еще еще и еще раз буду повторять:
пусть земля пухом пассажирам
вечное чистое небо экипажу
пусть погибшие дети станут ангелами.

1. Одежда для выживания.
Ваши шансы на выживание возрастут, если в случае авиакатастрофы вы будете иметь “правильную” одежду и обувь. “Представьте, что вам понадобится убегать из горящего самолета”, – говорит Синтия Корбетт, специалист из FAA (Federal Aviation Administration) – “насколько удобно будет это делать в шлепанцах или туфлях на высоком каблуке?”.
Помимо обуви, умным решением будет надеть одежду из плотной ткани с длинными штанинами и рукавами. Это поможет защитить кожу от ожогов и острых обломков. Согласно отчету организации NTSB, 68% погибающих в авиакатастрофе людей, умирают уже после аварии, от травм полученных при пожаре.

2. Самые безопасные места.
Анализ проведенный в 2007 году журналом Популярная Механика показал, что наибольший процент выживших приходится на хвостовую часть самолета (рассматривались случаи крушений начиная с 1971 года). Это суммарная статистика, конечно, в ряде случаев были исключения.
Независимо от того в какой части самолета вы выбрали место, постарайтесь делать выбор так, чтобы оно располагалось поближе к аварийному выходу. Профессор Ed Galea, инженер пожарной безопасности в Университете Гринвича в Англии, обнаружил, что большинство выживших при крушении находились на расстоянии не более 5 рядов от аварийного выхода. Также он обращает внимание, что места у прохода более безопасны, чем у окна, поскольку позволяют беспрепятственно выйти в проход.

3. Взлет и посадка.
Эксперты по безопасности выяснили, что наиболее опасные в плане крушения моменты в полете – это 3 минуты с момента взлета и 9 минут до момента посадки авиалайнера. Именно в эти моменты следует оставаться в удобной обуви и одежде с длинными рукавами, а также обратить внимание на аварийные выходы.
Кроме того эксперты рекомендуют разместить ручную кладь под впередистоящим сиденьем. В случае катастрофы это может предотвратить попадание ваших ног и ступней под переднее кресло. Перелом ног при столкновении – наиболее распространенная травма.
Если столкновение неизбежно, важно принять “позу выживания” (см. инструкцию в передистоящем кресле).
Обязательно выньте из карманов острые и твердые предметы типа карандашей, ручек, ключей.

4. Правило 90 секунд.
Первые 90 секунд после катастрофы – наиболее важны! Если вы сумеете сохранить спокойствие и постараетесь выбраться из самолета, ваши шансы выжить будут достаточно высоки.
Некоторые пассажиры впадают в такое состояние паники, что не могут даже расстегнуть ремень безопасности. Отчеты организации NTSB показывают, что многие жертвы аварии находятся на своих местах с пристегнутыми ремнями безопасности.
“Очень важно знать, что нужно делать, не ожидая указаний”, – говорит Корбетт – “некоторые люди сидят и ждут пока им скажут что делать, но никто ничего не говорит и они продолжают сидеть прямо посреди катастрофы”.
Одна из причин, по которой в недавней катастрофе спаслось так много людей – это то, что они сумели быстро покинуть самолет.
Поиск и сбор своего багажа также может стать роковой ошибкой. Не мешкайте ни секунды.

5. Не опаснее эскалатора.
Согласно статистике NTSB, только один из 1.2 миллиона рейсов заканчивается катастрофой. Постоянные улучшения техники безопасности, противопожарного оборудования и выбор негорючих материалов, делают полеты на самолете в настоящее время более безопасными, чем поездки на автомобиле.
Вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет примерно 1 шанс на 11 миллионов, в то время как погибнуть в ДТП – 1 шанс из 5 тысяч.
Таким образом, полеты на сегодняшний день – один из самых безопасных способов путешествовать. Однако не стоит относиться к ним легкомысленно, просто не нужно бояться и всегда нужно иметь план действий.

Авиационные происшествия появились вместе с воздухоплаванием, но только к 40-м годам 20 столетия эти случаи стали фиксироваться. В рейтинг попали люди, выжившие в авиакатастрофах. Рассмотрены 10 случаев, когда из всех пассажиров в живых остался только один человек.

10. Джулианна Диллер Кёпке (24 декабря 1971 г.) - единственная выжившая в авиакатастрофе семнадцатилетняя девушка. В ту страшную ночь она находилась на борту лайнера перуанской авиакомпании вместе с родителями. Началась гроза, и в самолет ударила молния. Воздушная машина стала разваливаться на высоте 3200 метров и упала в тропический лес. Обломок, на котором было установлено кресло Джулианны, отвалился еще в воздухе. Он летел вниз через бушующую стихию и вращался с бешеной скоростью по кругу. Обломок вместе с Джулианной приземлился на кроны деревьев, что и спасло девушку. У нее оказалась сломана ключица, и были многочисленные раны. Выжившая нашла в себе силы, чтобы встать и идти искать помощь. Наткнувшись в джунглях на ручей, она пошла вниз по его течению. На десятый день Джулианна вышла к поселению. История героической девушки легла в основу нескольких художественных фильмов.

9. Весна Вулович (26 января 1972 г.) - двадцатидвухлетняя стюардесса, выжившая в авиакатастрофе и попавшая в книгу Гиннеса за падение с высоты в 10 километров без парашюта. В момент, когда авиалайнер пролетал над Чехословакией на высоте 10160 метров, на судне произошёл взрыв. Югославская стюардесса по воле судьбы оказалась в этот день на борту - она подменяла свою коллегу. Ветки деревьев, на которые упала девушка, смягчили удар. Вулович почти месяц не приходила в себя и полтора года пролежала на больничной койке. Несмотря на это вынужденная рекордсменка смогла вернуться к обычной жизни и продолжила работу в авиации, но только в наземной службе.

8. Лариса Савицкая - выжившая в авиакатастрофе двадцатилетняя девушка (24 августа 1981 г.). Вместе со своим мужем молодая женщина возвращалась домой из свадебного путешествия. Над городом Завитинском на высоте 5220 метров в их самолет АН-24 врезался бомбардировщик. Погибли все люди в двух самолетах (37 человек). Девушка находилась в хвостовой части разломившегося АН-24. С пятитысячной высоты Лариса падала на большом обломке. Падение продолжалось 8 минут. Кусок авиалайнера вместе с пострадавшей упал на берёзовые насаждения, что смягчило силу удара. Выжившая в авиакатастрофе Лариса в одиночестве провела две ночи в лесу. Несмотря на сотрясение мозга, многочисленные ссадины и травмы, она могла самостоятельно передвигаться. Для всех пассажиров были подготовлены могилы, в том числе и для Ларисы. Поисковики опешили, увидев ее живой. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса дважды: как человек, единственно выживший в авиакатастрофе и, как пассажир, получивший минимальную компенсацию – 75 рублей.

7. Джордж Лэмсон (21 января 1985 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в США, штате Невада. Семнадцатилетний парень возвращался с отцом на самолете Локхид Л-188 Электра с горнолыжного курорта. Неожиданно воздушное судно сильно накренилось на один бок и стало падать. Джордж прижал колени к груди в тот момент, когда самолет ударился о землю. Вместе с сиденьем его вынесло из фюзеляжа за мгновение до взрыва. Именно этот фактор и спас жизнь юноше. Причиной случившейся трагедии, в которой погибло 70 человек, стала ошибка пилотирования в оценке обстановки, в результате чего Локхид Л-188 Электра потерял скорость и упал.

6. Сессилия Сичан (16 августа 1989 г.) - четырехлетняя девочка, выжившая в авиакатастрофе, произошедшей в Детройте и унесшей жизни 154 человек. Самолету так и не удалось набрать высоту. Еще на взлете он зацепил крылом башню освещения, отчего оно отвалилось и загорелось. Лайнер повело вправо, и вторым крылом он пробил крышу здания. Воздушное судно просто развалилось на куски, которые разбросало почти по километровой площади. Сессилию нашел под обломками пожарный. После многочисленных переломов и ожогов девочка смогла восстановиться. Родители Сессилии стали жертвами этой же трагедии. Сейчас девушка летать не боится, считая, что «снаряд не бьет в одно место дважды».

5. Девятилетняя Эрика Дельгадо (11 января 1995 г.) оказалась в списке людей, единственно выживших в авиакатастрофах благодаря своей матери. Вместе с семьей она находилась на борту, совершающем рейс из Боготы в Картахену (Колумбия). Причиной страшной катастрофы стала неисправность приборов судна, которое рухнуло на землю при заходе на посадку. В момент падения мать вытолкнула ребёнка из разваливавшегося лайнера, и девочка упала в озеро, заросшее водорослями. Спас ее местный фермер, услышав крики о помощи. Эрика отделалась переломом руки, остальные пассажиры и члены экипажа (52 человека) погибли.

4. Юсеф Джиллали (6 марта 2003 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в городе Таманрассет (Алжир). Самолёт Boeing 737-200 потерпел крушение при взлёте из-за отказа двигателя. Находясь в воздушном пространстве из-за возгорания мотора, судно начало стремительно терять скорость. Боинг упал в каменистой местности, неподалёку от аэродрома и разлетелся на части. Из 104 человек экипажа удалось спастись только двадцативосьмилетнему военнослужащему Джиллали. Пострадавший получил множество переломов и находился в коме. Но спустя сутки молодой человек пришёл в себя, и его жизнь находилась вне угрозы.

3. Воскресным утром (27 августа 2006 г.) в штате Кентукки на борту самолета, совершавшего рейс Лексингтон-Атланта, начался пожар. Машина рухнула в километре от аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа (49 человек) погибли. Пожар был настолько сильным, что не было возможности опознать тела. Лишь второму сорокачетырёхлетнему пилоту Джеймсу Полехинке удалось спастись. Пожарные вытащили его из кабины горящим. Причина случившейся катастрофы - использование пилотами более короткой взлетной полосы. В результате этого воздушная машина, протаранив железное ограждение и врезавшись в дерево, разрушилось и загорелось.

2. Тринадцатилетняя Бахия Бакари - единственная выжившая пассажирка, летевшая рейсом Париж - Коморы (30 июня 2009 г.). За считанные минуты до посадки воздушное судно стало стремительно падать и рухнуло в воды Индийского океана. Девочка не может описать обстоятельства произошедшего, так как спала. Предположительно, ее выбросило через иллюминатор. Бахия 14 часов ждала помощи спасателей, дрейфуя в открытом океане на не утонувшем обломке лайнера. Так она оказалась единственной уцелевшей из 153 человек.

1. Бортинженер Александр Сизов - выживший в авиакатастрофе, случившейся 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В тот роковой день воздушное судно Як-42 должно было доставить хоккеистов «Локомотива» на матч в город Минск. Проскочив всю взлётную полосу, самолёт начал подниматься с грунта, резко завалившись на левое крыло. После этого машина рухнула, разлетевшись на части, которые отбросило на несколько сотен метров в округе. В себя Александр пришёл только, когда оказался в горящей от керосина реке. Несмотря на многочисленные переломы и последующие операции пятидесятидвухлетнему пассажиру удалось выжить. Причиной трагедии, случившейся на борту Як-42, стала ошибка экипажа при взлете самолёта.

С тех пор как человек впервые поднялся в воздух, он познал падение. С каждым годом летная техника становилась сложнее, совершеннее и безопаснее, но крушения самолетов происходят по-прежнему. Массовая гибель людей при падении пассажирского лайнера становится не только горем для безутешных родственников погибших, но и общенациональной трагедией.

Выжившие после авиакатастрофы люди становятся при этом знаменитостями, о которых говорят и пишут СМИ во всех странах мира. Происходит это по той причине, что таких крайне мало.

Статистика падения самолетов

Если взять статистику за весь исторический период развития пассажирских авиаперевозок, то можно сделать вывод, что они крайне редки. Шанс, что техника рухнет во время полета, взлета или приземления равна 1/8 миллионам. Это означает, что человеку потребуется более 20 000 лет ежедневных перелетов на случайных рейсах, чтобы сесть на тот самый невезучий.

Если взять статистику выявленных причин падения техники, то в процентном соотношении она будет выглядеть так:

  • когда идет загрузка самолета, случается 5 % несчастных случаев (чаще всего пожар);
  • при взлете - 17 % катастроф;
  • при наборе высоты всего 8 % случаев;
  • во время полета 6 %;
  • при снижении самолета - 3 %;
  • заход на посадку является причиной 7 % случаев;
  • посадка самолета - 51 %.

Статистика всех зафиксированных случаев падения лайнеров показывает, что самый большой риск присутствует при взлете и падении. Наверное, поэтому пассажиры аплодируют пилотам именно после того, как они выполнят этот этап полета.

Выжившие после авиакатастрофы чаще всего указывают на то, что с самолетом «вдруг» что-то стало не так. На самом деле дотошные статисты и работники, отвечающие за безопасность полета, отмечают, что причины для внезапной поломки приборов или загоревшиеся двигатели - это недоработки, которые не были выявлены на земле, значит, причины падения лайнеров следует прежде всего искать там.

Причины крушения самолетов

Как ни говорить, но основной причиной всех авиакатастроф является человеческий фактор. Машины не портят сами себя и не выводят из строя. Отсутствие должного внимания при их сборке, при ежедневных проверках на предмет неисправности и осознанной работы пилотов и диспетчеров - все это чаще всего приводит к крушению техники.

Возможно ли выжить в авиакатастрофе, если специалисты плохо выполнили свою работу? И в этом случае ответ будет да, так как на сегодняшний день есть случаи, когда оставались живы больше, чем 1 человек.

Статистика крушения авиатехники в процентном соотношении такова:

  • ошибка пилотов является причиной 50 % случаев;
  • ошибки обслуживающего во время полета персонала выявлены в 7 % трагедий;
  • влияние погодных условий приходятся на 12 %;
  • неисправность приборов и машины в целом - 22 % (то, что не было должным образом выявлено до полета);
  • терроризм и другие (не выявленные причины или столкновение в воздухе) - 9 %.

Из перечисленных причин, кроме погодных, все остальное - деятельность людей. Это говорит о том, что трагедии можно было бы избежать, а случаи выживших в авиакатастрофе людей были значительно выше. Если взять статистику наиболее крупных крушений за последние 30 лет, то их причиной являются:

  • DC-8 упал в Ньюфаундленде в 1985 г. на взлете из-за потери скорости, погибло 250 пассажиров;
  • падение "Боинга-747" в 1985 г. в Японии было вызвано плохим ремонтом, результат - 520 жертв;
  • Ил-76, следующий из Казахстана в Саудовскую Аравию рухнул в Индии в 1996 г. от столкновения в воздухе с "Боингом", результат - 349 погибших;
  • Ил-76 упал в Иране в 2003 г. из-за удара о землю при плохой видимости, погибло 275 человек;
  • 224 человека, не выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в октябре 2015 г., пополнили печальную статистику: причина - возможный теракт.

Это далеко не все крупные крушения, которые случились с 1985 по 2015 годы, но даже по ним видно, что их причиной чаще всего становится человеческая невнимательность или недобросовестность. Список выживших в авиакатастрофах людей был бы намного длиннее, если бы отвечающие за безопасность полета специалисты хорошо выполняли свое дело, а пассажиры знали, что необходимо делать, чтобы остаться в живых.

Что делать при крушении самолета

Оказывается, существуют правила, которые реально помогают людям при крушении лайнера остаться в живых. Самые элементарные инструкции дают стюардессы перед началом полета. К сожалению, большинство пассажиров их не слушают, а тем более не могут применить на практике. Среди самых простых рекомендаций считается обязательным:

  • быть пристегнутым при взлете и посадке (в идеале лучше быть пристегнутым весь полет);
  • знать, где находятся спасательные жилеты и как пользоваться кислородной маской;
  • в экстренной ситуации не покидать своего места, а тем более не пытаться попасть в багажное отделение, чтобы спасти свои вещи;
  • сконцентрироваться и занять правильную позу перед столкновением самолета с землей или водой (нагнуть голову к коленям, прикрыв ее руками).

Кроме этих простых правил, существует несколько выводов специалистов по чрезвычайным ситуациям, которые люди, выжившие после авиакатастрофы, применили интуитивно и не пострадали.

Большинство пассажиров погибают после падения самолета и его возгорания, так как не могут вовремя из него выбраться. Чтобы этого не произошло, следует заранее знать:

  • как отстегиваются ремни безопасности;
  • точное направление к выходу (особенно если в салоне дым);
  • паника - это 100 % смерть.

Например, Джордж Лэмсон, будучи в 1985 г. еще 17-летним подростком, выжил только потому, что в момент столкновения самолета, которым он летел с отцом, его кресло выбросило из салона. Если бы мальчик не был пристегнут и не прижал голову к коленям, а после падения не сумел быстро отстегнуться и отбежать на безопасное расстояние, он бы погиб, как и остальные 70 человек.

Как показывают случаи выживших в авиакатастрофе, если человек не паникует и знает, что делать, то у него есть все шансы выжить. Исследуя примеры подобных трагедий, ученые пришли к выводу, что многие пассажиры, вместо того, чтобы выбираться из самолета, ждут чьих-то указаний или инструкций. Важно знать, что в такой ситуации каждый отвечает за свою безопасность сам.

Ситуации повышенного риска

Хотя может показаться, что выжившие после авиакатастрофы пассажиры - это просто счастливчики, на самом деле это не так. Как показали данные ученых из Англии, изучивших более чем 2000 случаев спасения при такой аварии, этим людям помогло не простое стечение обстоятельств, а конкретные знания и действия плюс толика везения.

Оказывается, существуют в самолетах зоны повышенного риска и более безопасные участки, о чем говорит статистика выживаемости:

  • например, у тех, кто сидит в первых пяти рядах в носу самолета, шанс на выживание составляет 65 %;
  • он еще выше у тех, кто сидит в этих рядах на крайних креслах (67 %), а не возле иллюминаторов (58 %);
  • у пассажиров, находящихся в хвосте самолета, есть 53 % на выживание, если они также сидят в первых пяти рядах от аварийного выхода;
  • люди, выжившие после авиакатастрофы и сидевшие в середине салона, встречаются крайне редко.

Кроме зон риска в салоне, также немаловажную роль играет сам самолет. Так, статистика утверждает, что 73 % всех авиакатастроф приходятся на небольшие самолеты, рассчитанные до 30 посадочных мест. Смертельный исход падения одномоторного или небольшого самолета равен 68 %, что говорит о том, что шанс выжить у пассажиров и пилотов такого транспорта равносилен чуду.

Вывод напрашивается один - следует летать большими самолетами надежных компаний. Вряд ли только правильный выбор транспортного средства и места в нем спасут жизнь в экстренной ситуации, но шансов на выживание у его пассажиров будет больше, а спасатели при крушении большого лайнера не задаются вопросом «есть ли выжившие в авиакатастрофе», а спасают их.

Самые сложные ситуации

Самой трудной и опасной частью катастрофы является столкновение самолета с землей или водой. После того как это произошло, у людей всего 1.5-2 минуты, чтобы остаться в живых. Именно в это время необходимо уложиться, чтобы отстегнуться, найти выход и выпрыгнуть как можно дальше.

Самую большую угрозу жизни представляет пожар и наполнявший салон угарный газ, что подтверждает выжившая в авиакатастрофе женщина. Лариса Савицкая выжила после столкновения самолета, в котором она летела с мужем, с бомбардировщиком. Получив ожоги от начавшегося пожара, она сумела сконцентрироваться и принять в кресле правильную позу, что и спасло ей жизнь, когда она 8 минут падала на нем с высоты 5200 м.

Ее посадку «смягчили» ветки деревьев, но, даже выжив после такого падения, ей пришлось пережить сильнейший шок как от полученных травм, так и от того, что спасатели не спешили с поисками упавшего самолета, уверенные, что никто не выжил.

«Есть ли выжившие в авиакатастрофе люди?» - этот вопрос должен стоять в первую очередь у тех, кто занимается подобными ситуациями. Лариса двое суток ждала помощи с переломом шейного отдела позвоночника и травмой головы. Она единственная, кто попал в книгу Гиннесса дважды за одно и то же событие:

  • первый раз как выжившая после падения с высоты более чем 5 км;
  • второй - как получившая самую мизерную компенсацию за полученный ущерб - всего 75 руб.

Не меньшую угрозу для жизни человека представляет столкновение самолета с водной поверхностью, хотя большинство пассажиров наивно считают, что она может смягчить падение. Подобное незнание элементарных законов физики стоило жизни многим людям.

Падение в океан

Когда самолет терпит бедствие над океаном, явление не редкое, но количество погибших при этом пассажиров остается шокирующе высоким, хотя есть и выжившие после авиакатастрофы на воде.

Происходит это по нескольким причинам:

  • во-первых, люди часто из-за паники не могут найти и надеть спасательный жилет;
  • во-вторых, они слишком рано приводят его в действие, а в надутом состоянии он мешает не только двигаться, но и выплыть из салона, если туда поступила вода;
  • в-третьих, они не знают, что удар самолета о воду равносилен столкновению с бетонным покрытием, и могут не пристегнуться, чтобы принять спасательную позу.

Кроме случаев, когда пилот выполняет вынужденную посадку на воду, падение в океан так же опасно, как и на землю, что подтверждает единственная выжившая в авиакатастрофе девочка.

Бакари было 12 лет, когда они с мамой летели из Парижа в Йемен. По так и не выявленной причине самолет упал в океан в 14 км от берега острова Большие Коморы. От удара об воду его разорвало на части, и девочка выпала в воду. Ей повезло, что на ее поверхности остались части лайнера, на одной из которых она прождала 14 часов, пока ее не подобрало проходящее рядом рыбацкое судно.

История девочки обошла весь мир, так как это один из тех примеров, когда, возможно, спасшихся было бы больше, подоспей помощь вовремя. Переохлаждение и не надетые вовремя спасательные жилеты унесли жизни остальных пассажиров.

Это не последний пример, когда единственная выжившая в авиакатастрофе должна была бороться за жизнь из-за отсутствия помощи на земле.

Падение в джунглях

Хотя встречаются примеры, когда падение самолета смягчили ветки деревьев, количества выживших при этом пассажиров и членов экипажа не стало больше. По-прежнему большую роль играет то, как ведет себя человек во время трагедии.

Примером тому может служить история немецкой 17-летней школьницы, путешествующей с мамой из Лимы в Пукаллпа (Перу) перед рождеством 1971 года. По сути, это был небольшой перелет, который стал трагичным из-за того, что самолет попал в турбулентность во время грозы.

От удара молнии из строя вышли системы воздушного корабля, начался пожар в салоне. Джулиана Кепке - единственная выжившая в авиакатастрофе пассажирка во время этого перелета. На высоте 6400 м у летательного аппарата оторвались оба крыла, после чего ушедший в штопор лайнер стал разваливаться по частям.

Девушку спасло то, что она была пристегнута и приняла спасательную позу, когда ряд кресел вместе с ее сиденьем «вышвырнуло» за борт. Во время падения ее вместе с обломками из салона вращал сильный ветер, что привело к снижению по наклонной и падению в густые заросли джунглей Амазонки.

Последствиями «приземления» стала сломанная ключица, ссадины и ушибы, но ее ожидали еще большие испытания. Находясь в 500 км от Лимы, в гуще джунглей, не зная дороги, эта молодая выжившая в авиакатастрофе женщина вынуждена была бороться за жизнь в незнакомой местности.

Целых 9 дней она шла вниз по течению реки, боясь отойти от нее далеко, чтобы не лишиться источника воды. Питаясь фруктами и растениями, которые узнавала и могла сорвать, девушка вышла к стоянке рыбаков, которые и доставили ее в госпиталь.

Если бы Джулиана осталась ждать помощи возле упавшего самолета, то, скорее всего, погибла бы. По этим событиям итальянской телекомпанией был снят художественный фильм «Чудеса еще бывают», который впоследствии спас жизнь советской девушке Ларисе Савицкой, ждавшей двое суток спасателей.

Выжившие члены экипажа

Довольно редко можно услышать о том, что при падении самолета выжили члены экипажа. Возможно, они заняты спасением пассажиров или находятся в этот момент в самой «неблагополучной» части самолета, но это факт.

Но есть примеры, когда стюардесса, выжившая в авиакатастрофе, оказывалась единственной спасенной. Весне Вулович в 1972 г. было всего 22 года, когда во время очередного рейса из Копенгагена в Загреб самолет югославской авиакомпании развалился в воздухе в результате взрыва террористической бомбы.

Этот случай можно отнести к «чуду», так как Весна смогла выжить, находясь в середине салона самолета при падении с высоты более 10 км. Обломок машины, в котором она находилась, упал на заснеженные деревья, что очень сильно смягчило удар.

Вторым «чудом» было то, что, когда она была в бессознательном состоянии, ее нашел крестьянин из находящейся неподалеку деревни и отвез в больницу. Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе при падении с такой высоты, почти месяц была в коме, а затем еще 16 месяцев боролась за возможность передвигаться и жить нормальной жизнью.

Весна Вулович стала рекордсменом книги Гиннеса как человек, совершивший прыжок без парашюта с 10 километровой высоты. Вряд ли найдется смельчак, который по собственной воле решит превзойти ее результат.

Падение российского самолета в Египте

Одной из самых актуальных тем осени 2015 года стала авиакатастрофа в Египте. Сегодня «есть ли выжившие» - уже не самый важный вопрос в этой трагедии. Если вначале ходили слухи, что не все из 224 человек погибли, то теперь это печальный факт.

Сегодня общественность интересует причина гибели авиалайнера, и гарантии того, что этого больше не случится с российскими самолетами.

Совершенно разные версии произошедшего с излагают российские и зарубежные СМИ. Вылетевший без опоздания лайнер спустя 23 минуты после взлета исчез с радаров диспетчеров по неизвестным причинам.

Одна из версий, почему не найдены выжившие в авиакатастрофе в Египте, это взрыв находящейся на борту бомбы. Самолет разорвало в небе, поэтому шансов у пассажиров практически не было.

Египетские власти утверждают, что присутствие бомбы среды обломков самолета обнаружено не было. Эти данные были ими опубликованы после того, как эксперты из США, Англии и России пришли к иному выводу.

Единственной причиной несоответствия выводов экспертов - это нежелание Египта потерять потенциальных клиентов в туристический сезон и выплачивать компенсацию компании "Когалымавиа" за крушение самолета в его воздушном пространстве. Если бы были выжившие в то они так же получили компенсацию за ущерб.

Следует ожидать, к какому соглашению придут обе стороны, но, оглядываясь на историю воздухоплавания, можно сказать, что самолеты просто так в воздухе не разваливаются и с радаров не исчезают. Окончательных выводов пока нет, но мировой общественности понятно, чем была вызвана авиакатастрофа в Египте сегодня. Есть ли выжившие, на этот вопрос ответ однозначный - «нет».

Позитивная статистика

Зная дотошность ученых в желании все подсчитать и измерить, можно не сомневаться, что они также изучали вопрос, почему не выживают в авиакатастрофе люди.

Причина на самом деле самая банальная - все тот же человеческий фактор. Если взять статистику изменений причин падения самолетов начиная с 1908 года, то она будет выглядеть так:

  • на заре самолетостроения с 1908 по 1929 гг. 50 % крушений приходилось на технические неполадки, 30 % - на погодные условия, 10 % - возгорание и 10 % - это ошибка пилотов;
  • ко второй половине 20 века воздушный флот подошел с другой статистикой - 24 % связаны с техникой, 25 % - виновата погода, ошибка пилотов - 37 %, возгорание - 7 %, а теракты занимают всего 5 %;
  • в 21 веке статистика полностью изменилась - 45 % - виновник человеческий фактор, 13 % - погода, 32 % - неполадки в технике, возгорание - 3 %, а теракты занимают 4 % случаев.

Так изменились причины воздушных катастроф в воздухе за 100 лет. Тем не менее на сегодня это самый безопасный вид передвижения, потому что крушения происходят с вероятностью 0.00001 %. Кроме того, все чаще появляются факты, когда при падении самолета выживает не 1 человек, а значительная часть пассажиров.

Например, 4 человека выжили в авиакатастрофе, произошедшей в Японии в 1985 г. Через 12 минут после взлета у самолета случилась разгерметизация в хвостовом отсеке. Пилотам удалось продержать машину в воздухе 32 минуты, после чего борт рухнул в 100 км от столицы Японии. Как поведали выжившие, спасенных могло быть больше, так как люди просили помощи, но ко времени прихода спасателей, которые вовсе не спешили, были мертвы 520 человек. Их убило переохлаждение и раны, полученные при падении.

К сожалению, сведения о спасенных не всегда соответствуют истине. Так было, когда сообщали, что 4 человека выжили в авиакатастрофе над Египтом. В этом случае можно только посочувствовать людям, которые обрели надежду на чудо, но затем опять ее утратили.

В российской истории авиации также есть примеры, когда пассажиры оставались в живых при крушении лайнера. Так, люди, выжившие в авиакатастрофе "Когалымавиа" в 2011 году при возгорании самолета, который только выруливал на взлетную полосу, получили Из 116 пассажиров и 6 членов экипажа погибло только трое людей, при этом Ту-154 полностью сгорел.

06.09.2019 , 19:10 13160

Это случается крайне редко, но даже в серьёзных авиакатастрофах выживают люди. Иногда с тяжёлыми физическими и психическими последствиями, иногда наоборот — с желанием жить и даже продолжать работу на борту самолёта. Как эти люди смогли спастись, что делали после того, как очнулись, и какие испытания выпали на их долю — читайте в нашей статье.

Сквозь джунгли с мешком конфет

Эта авиакатастрофа произошла почти 50 лет назад, в декабре 1971 года. На борту самолёта авиакомпании LANSA находилось 92 человека. В какой-то момент в правое крыло судна ударила молния и вызвала пожар в топливном баке. Из-за этого крыло оторвало, самолёт потерял управление и упал с высоты 3000 метров в лес в районе Перу. 17-летняя пассажирка Джулиана Маргарет Кёпке оказалась единственной выжившей.

В течение 10 дней девушка искала помощь и шла к людям через джунгли. Недалеко от места авиакатастрофы выжившая нашла мешок с конфетами, который помог ей прожить эти нелёгкие дни в пути. На её теле имелись глубокие резаные раны, кроме того, у девочки была сломана ключица. Также Джулиана потеряла очки и плохо видела, поэтому боялась наткнуться на змей. В какой-то момент в ранах девушки начали заводиться личинки, которые ей приходилось вытаскивать через сильную боль самостоятельно.

На десятый день Кёпке нашла пришвартованную на реке лодку. Рядом она увидела шалаш, построенный для укрытия лодочного двигателя, в котором обнаружила бензин. Джулиана обработала им раны и вытащила из них около 30 личинок. Будучи очень слабой, она уснула на земле у мотора. В итоге пострадавшую нашли жители ближайшей деревни.

Мать девочки была орнитологом, а отец — биологом. Джулиана выжила благодаря знаниям, полученным от папы. «До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу», — рассказала после героиня.

Джулиана стала зоологом, как и мечтала. Она призналась, что после катастрофы следит за авиапроисшествиями и ищет объяснение тому, почему они происходят. История Кёпке была экранизирована и вышла в прокат под названием «Чудеса ещё случаются».

Стюардесса, выжившая после теракта

Бортпроводница Весна Вулович выжила в авиакатастрофе, которая случилась в январе 1972 года. Самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport летел из Стокгольма в Белград. Через час после вылета на борту прогремел взрыв, и судно разрушилось. Его обломки упали рядом с одной из деревень в Чехословакии. Как выяснилось позже, на борту находилось взрывное устройство, которое, предположительно, оставили участники террористической организации.

22-летняя стюардесса единственная осталась в живых после взрыва в самолёте, всего же на борту находилось 28 человек. Отметим, что девушка не должна была лететь на этом рейсе, её по ошибке определили на него вместо другой бортпроводницы с похожим именем. В день происшествия Весна ещё не окончила обучение и была стажёром.

«Человек, который отвечал за полётные списки, ошибся. Я и другая стюардесса носили имя Весна. И он поставил вместо „Весна Николич“ „Весна Вулович“, случайная ошибка. После авиакатастрофы стюардесса Николич уволилась: больше в своей жизни она не летала никогда», — рассказала выжившая.

Жители деревни нашли девушку на месте катастрофы и оказали первую помощь. Первое, о чём попросила Вулович, после того, как пришла в сознание, — закурить. Стюардесса упала с высоты более чем 10 000 метров, но выжила, по её словам, благодаря низкому давлению и потере сознания в момент происшествия.

Вулович не запомнила подробностей авиакатастрофы, поэтому хотела продолжить работу стюардессой после выздоровления, однако её устроили на офисную должность. В 1985 году имя бортпроводницы внесли в Книгу рекордов Гиннесса как обладательницу мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта.

Спасло кресло самолёта

В августе 1981 года самолёт Ан-24РВ, который направлялся в Благовещенск, столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16К. На борту судна находились 38 человек, среди которых были студентка Лариса Савицкая с мужем, они возвращались из свадебного путешествия. В момент происшествия девушка спала, но проснулась от сильного удара и холода.

После разлома фюзеляжа перед её креслом, Савицкую выбросило в проход. Она добралась до ближайшего кресла, села в него и вжалась. Позже девушка делилась, что в момент происшествия вспомнила кадр из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня поступила подобным образом.

Хвост самолёта приземлился на берёзовый лес, что позволило смягчить удар. Через два дня после катастрофы студентку обнаружили спасатели. Девушка повредила позвоночник, получила сотрясение мозга и переломы. Также Лариса потеряла почти все зубы, но она находилась в шоковом состоянии и не чувствовала боли.

Всего на борту самолёта находилось 32 человека среди которых погибли все, кроме Савицкой. Позже выжившая узнала, что после авиакатастрофы для неё с мужем уже были готовы могилы. «Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога», — рассказала после Савицкая.

Девушка была внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса как выжившая после падения с максимальной высоты (5200 метров) и как получившая минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

«Думаю о произошедшем каждый день»

Сесилия Сичан, которой на момент происшествия было всего 4 года, оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе 16 августа 1987 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 сразу после вылета из Детройта не смог набрать высоту, ударился о фонарный столб и упал на дорогу. Всего в катастрофе погибли более 150 человек.

Мать накрыла Сесилию собой в момент аварии, сама же девочка не помнит о происшествии ничего. Выжившая провела в больнице 7 недель, после чего дядя с тётей забрали её к себе. Долгое время Сичан, потерявшая родителей и брата, скрывалась от прессы и решилась заговорить о случившемся только в 2013 году. Девушка поделилась, что постоянно винила себя за то, что выжила она, а не кто-то другой.

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу», — рассказала Сичан.

Девушка сделала на левой руке татуировку с самолётом в знак памяти о катастрофе. Спустя годы Сичан отыскала пожарного, который обнаружил её в самолёте и передал медикам. В 2012 году она пригласила его на свадьбу. Также девушка старается поддерживать связь с семьями погибших.

«Вижу это число повсюду»

30 лет назад, 19 июля 1989 года, самолёт авиакомпании United Airlines совершал рейс из Денвера в Чикаго. Спустя час у него разрушился хвостовой двигатель. Экипаж смог посадить судно в аэропорту города Суд-Сити, однако самолёт задел правым крылом взлётно-посадочную полосу и разбился. Из почти 300 человек на борту погибли 112. Стюардессе Сьюзан Уайт, которая работала на рейсе 232, удалось выжить. Она до сих пор помнит тот день.

«Я вижу это число (232) повсюду. Просыпаюсь посреди ночи и вижу этот номер, днём смотрю на свой телефон в 2:32. Я собираюсь отправить СМС своей маме, и на часах в это время 2:32», — рассказала Уайт.

Специалисты сказали Уайт, что она была одной из примерно 8 человек на заднем сидении самолета, которые пережили крушение. По сей день женщина поддерживает связь с другими выжившими и семьями погибших. И до сих пор она продолжает работать бортпроводницей.

«Многие люди не могут поверить, что я вернулась на работу, они говорят, что на моём месте уволились бы. Но я была так молода в то время, мне было 25, и я любила свою работу. Я решила: „Если я позволю этому победить себя, то позволю и многим другим вещам победить себя“. Поэтому я осмелилась и вернулась. И я рада, что это сделала. Я чувствую, что у меня есть цель, и я так благодарна за то, что жива», — поделилась Уайт.

Целый день в океане с акулами

30 июня 2009-го француженка Байя Бакари летела на Коморы к бабушке и дедушке вместе с мамой. Всего на борту Airbus A310 находились 152 человека. За несколько минут до посадки самолёт рухнул в океан. Не выжил никто, кроме Байи.

13-летняя девочка ухватилась за обломок фюзеляжа и провела в Мозамбикском проливе, который кишит акулами , около 9-10 часов. После этого её спас один из рыбаков и отвёз в местную больницу. 2 июля девочку доставили в Париж, а 27-го выписали из медучреждения.

Специалисты считают, что Байя выжила благодаря тому, что её выбросило из самолёта через образовавшуюся трещину. По словам отца девочки, Байя довольно боязливая, и он никогда бы не подумал, что она может спастись в такой экстренной ситуации.

«Папа, я видела, как самолёт ушел под воду. Было темно, и я ничего не видела. Кроме того, я плохо плаваю, так что я ухватилась за что-то и держалась. Я даже не знаю, что это было», — рассказывала после катастрофы девочка своему отцу.

В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая». В мае того же года появилась информация, что Стивен Спилберг предложил ей приобрести права на экранизацию книги, но она отказалась.

Спасение — как второе рождение

Эта авиакатастрофа произошла 2 апреля 2012 года. Авиалайнер авиакомпании UTair совершал рейс из Тюмени в Сургут, однако спустя почти 2 минуты упал на землю. Из 43 человек, присутствовавших на борту, выжили 10. Одним из них оказался 27-летний Камил Баженов. Мужчина летел в Сургут в командировку.

Изначально Камил перепутал очереди к стойке регистрации, некоторое время он стоял на регистрацию рейса до Москвы. Позже мужчина понял, что ошибся, и пошёл в другую сторону. Когда подошёл его черёд, Камилу выпало место в хвостовой части судна.

Мужчина очнулся уже на земле, подробностей катастрофы он не помнит. По его словам, он мог пошевелить только одной рукой. Камил поднял её и позвал на помощь спасателей, которые уже работали на месте. Пострадавшего доставили в больницу, где он очнулся только через 6 дней.

По словам мужчины, он не стал бояться высоты и собирался прыгнуть с парашютом сразу после восстановления. 2 апреля он считает своим вторым днём рождения. «Я хочу, чтобы в дальнейшем такое не происходило. Но у меня нет таких ощущений, что я хочу кому-то отомстить, чтобы он в тюрьме сидел, страдал. Просто хочу, чтобы люди были более ответственны», — поделился Баженов.

Малышка, которая летела к бабушке

Крушение самолёта L-410 произошло 15 ноября 2017 года, судно разбилось при посадке в посёлке Нелькан. На борту находились 7 человек, из них выжила только Жасмина Леонтьева, которой на тот момент было 3,5 года. Малышка летела в гости к бабушке в сопровождении учительницы местной школы. По одной из версий, именно она закрыла девочку собой и помогла ей выжить.

Жасмину доставили в больницу в тяжёлом состоянии, однако она хорошо перенесла операцию и спустя год после аварии уже танцевала. «Жасмина чувствует себя неплохо, она у нас непоседа — спать днём не любит, бегает всё время, танцует — включает музыкальный канал на телевизоре и ей даже мультики не нужны. Правда если сильно переутомится, прихрамывать начинает, со временем, говорят, должно пройти», — рассказывала бабушка Жасмины через год после авиакатастрофы.

Бесстрашие бортпроводницы

Самолёт авиакомпании West Wind Aviation выполнял пассажирский рейс из США в Канаду 13 декабря 2017 года. Вскоре после взлёта судно потеряло высоту и рухнуло на землю. Все 25 человек, находившихся на борту, пережили крушение, однако один из них позже скончался от полученных травм в больнице. Расследование причин происшествия продолжается.

26-летняя бортпроводница Миранда Дженни Тэйт рассказала о том, что происходило внутри самолёта в момент аварии. Она почувствовала дрожание судна и то, как его хвост ударялся о землю.

«Я слышала, как мы срубали хвостом деревья, проходя сквозь их кроны. Далее я услышала крики пассажиров», — рассказала Тэйт.

Удар вырвал её сидение из стены, девушку отбросило в камбуз (помещение для приготовления пищи). Она встала на ноги и смогла выбраться из самолёта, а затем начала помогать остальным. «Люди кричали. Там было много сильно раненых людей». Доставать пострадавших из самолёта ей помогли ещё трое мужчин.

Тэйт провела следующие 6 недель после катастрофы на костылях и прошла огромное количество сеансов физиотерапии. «Как только я попала в больницу, я закричала. Я была так благодарна, что осталась жива».

Гендиректор West Wind Aviation назвал усилия бортпроводницы «героическими».

«У неё был ряд травм, которые затрудняли её деятельность, но она продолжала исполнять свои обязанности, как настоящий профессионал», — сказал Майк Роднюк.

Сейчас Тэйт вернулась в университет для изучения социальной работы, она планирует продолжить работу стюардессой.

Несмотря на эти устрашающие истории, статистика говорит о том, что самолёт — достаточно безопасный вид транспорта. К слову, за всё время существования гражданской авиации, которой практически 100 лет, погибло меньше людей , чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру. Так что вовсе не стоит бояться летать. Если вы всё ещё напряжены, то мы рассказали, как увеличить шансы на выживание при крушении авиасудна.