Столбы выветривания Мань-Пупу-Нёр. Столбы выветривания - уникальный геологический памятник Каменные истуканы на урале

Плато Маньпупунёр, на котором расположены столбы выветривания, находится в республике Коми на горе Мань-Пупу-Нёр. Эти столбы — уникальная и неповторимая достопримечательность Урала.

Существуют различные легенды о появлении этих загадочных столбов. Столбы выветривания называются еще мансийскими болванами. Всего на плато Маньпупунёр насчитывается 7 столбов высотой от 31 до 42 метров.


Около 200 лет назад на месте столбов Маньпупунер находились горы. Прошло множество тысячелетий. Дожди, снега, ветра разрушали слабые породы, а серицито-кварцитовые сланцы, из которых состоят столбы, остались. Отсюда и появилось название «столбы выветривания».


В зимний период столбы белого цвета и напоминают хрустальные вазы.

Легенда народа манси о столбах Маньпупунер.

Столбы выветривания Маньпупунёр в определенное время были идолом для народа манси. О них слагали легенды и мифы.

По одной из легенд, в древности жило могущественное племя манси. Любой мужчина этого племени мог убить медведя голыми руками. Такое процветание и могущество народу обеспечивали духи, которые обитали на горе Ялпинг-Ньер. Правителем манси был Куущай, у него была дочь Аим и сын Пыгрычум. О красоте его дочери узнал великан — Торев. Он решил, что любой ценой возьмет себе в жены Аим. Но красавица отказала ему. Когда Пыгрычум ушел в горы на охоту, забрав с собой часть воинов, Торев позвал своих братьев, и они вместе отправились к крепости, где жила красавица Аим. Большой дубиной великан разрушил и башню, где Аим взывала о помощи к духам, и хрустальный замок, который разлетелся на тысячи осколков. Кстати, именно с тех пор в горах Урала находят осколки горного хрусталя. Девушке пришлось скрываться под покровом темноты в горах с кучкой выживших воинов. На рассвете Аим услышала топот приближающихся великанов, но именно в этот момент подоспел ее родной брат Пыгрычум, который вернулся с охоты. Свет, который отражался от щита Пыгрычума, попал на великанов, и они превратились в камни. Великаны остались здесь навеки и были названы «Горой каменных идолов». Торев превратился в отдельный камень, который напоминает перевернутую бутылку.


На самом деле столбов на плато Маньпупунер значительно больше, просто данная группа стоит кучнее. На языке манси столбы выветривания называются Малыми Болванами. Геологи считают, что семь столбов — это кекуры. Кекуры — это скалы, которые стоят не массивом, а отдельно, и имеют форму столба. Люди, которые побывали вблизи столбов, рассказывают, что ими одолевал страх перед такой высотой и открытым пространством вокруг.

Есть сведения, что данные места являются культовыми местами, и здесь проводились обряды. Туристы рассказывают, что в этом месте не хочется ни есть, ни общаться, ни пить.


Столбы выветривания на плато Маньпупунёр в Республике Коми – это одно из 7 чудес России, и с каждым годом все больше и больше туристов посещают это необычное место.

И вот . Прежде чем продолжить описывать наш дальнейший путь к плато Маньпупунер, наверное, стоит объяснить, почему же мы все-таки ехали сюда.

Одна из причин - это сложный категорийный маршрут, другая красота Северного Урала. Все это, безусловно, важно, но можно найти и составить множество сложных маршрутов с красивой природой и в других местах. В данном случае маршрут был интересен тем, что мы посещаем сразу две серьезные достопримечательности: и плато Маньпупунер. Про перевал Дятлова я уже писал, а вот про плато еще нет.

Маньпупунер - одно из семи чудес России, находится в Республике Коми на территории Печоро-Илычского заповедника. Эта гора упоминается в легендах манси и является если не священной, то уж точно религиозным местом для этого народа. Название Маньпупунер с языка манси так и переводится «Малая гора идолов». Другое название горы, но практически с тем же занчением, на языке коми звучит как Болвано-из. Но не сама гора интересна для манси и туристов, а то, что на ней находятся каменные останцы или Столбы выветривания. Кстати, от названия на языке коми, эти останцы иногда называют болваны. Именно к этим столбам выветривания мы и стремились, так как это действительно необычное чудо природы. По фотографиям в интернете все это выглядело так: на большом плато стоят очень высокие столбы из камня, снизу узкие, к верху расширяются. Так вот, чтобы увидеть их собственными глазами, нам оставалось совсем немного - решить вопрос с инспекторами заповедника и дойти пешком до плато Маньпупунер.

Уже темнело, но в северной белой ночи виднелся силуэт строения инспекторов заповедника. К нему мы и поехали. Проехали аншлаг, обозначающий границу заповедника, двинулись дальше по накатанной каменистой дороге. Первой ехал ТЛК78 с Юрой за рулем. Мы двигались на некотором расстоянии от них. И вот, проехав около километра, наша первая машина остановилась, и её окружило несколько человек в форме. Чуть подальше, на вершине стоял еще один с винтовкой.

Подъезжая к ним, я увидел, что люди в форме были вооружены, вроде бы автоматами. Один из них представлялся и показывал удостоверение Сергею. Вышли, начали общаться. Оказывается, это инспекторы заповедника, о которых нас предупреждали все пешие и автотуристы. Те самые, которые всех штрафуют и разворачивают обратно, так и не дав увидеть одно из семи чудес России - плато Маньпупунер.

Когда мы вышли из машины, наши ребята указали на меня, как на руководителя автопохода. Старший инспектор подошел ко мне и сказал, что мы проехали за границу заповедника и уже нарушили закон. И то, что дальнейший проезд запрещен.
Я сказал, что мы ехали к их строению, чтобы предъявить пропуска. Инспекторы, как мне показалось, удивились тому, что кто-то все-таки приехал с пропусками. И я начал искать пропуска, а лежали они в небольшом черном рюкзаке в багажнике. До этого, после того, как выгрузили аншлаг из багажника, обратно собирали вещи очень быстро, чтобы не терять времени. Поэтому что-то найти в багажнике было очень сложно. Я несколько минут искал мой рюкзак с пропусками, но так и не смог его найти. Появилось подозрение, что мы могли его забыть у аншлага. Рюкзак черный в темноте мог легко остаться незамеченным. В этот момент мне стало не по себе, возвращаться к аншлагу недалеко, но это потеря времени. Поэтому Регина решила перепроверить. Перерыв весь багажник, она нашла рюкзак в самом низу.

Инспекторам предъявили пропуска, паспорта, маршрутную книжку, письмо от компании, выдавшей пропуска про аншлаг, письмо от Минспорта РБ. Старший (Сергей) по спутниковому телефону позвонил в Екатеринбург, уточнил и проверил все наши данные. Там все подтвердили. Уже после разговора по телефону обнаружилось две проблемы. Во-первых, квадрат на карте, в который нам выписали пропуска, немного не совпадал с маршрутом на плато Маньпупунер, во-вторых, дата не подходила, мы должны были идти к плато только через 2 дня, а приехали быстрее.

В данном случае, инспекторы пошли нам на встречу и закрыли глаза на эти мелкие неточности. Мы договорились, что завтра в 11-00 подходим пешком к строению инспекторов, они нам выделяют провожающего до Печоры, там нас будет ждать другой человек. На данный момент переночевать мы можем только за пределами Печоро-Илычского заповедника, поэтому должны аккуратно, задним ходом выехать по колее за аншлаг. Также они указали нам место, где лучше всего поставить лагерь. И объяснили, куда надо идти за водой. Хотя и далеко, но вода будет чистая, из истока Печоры.

Выезжали мы очень аккуратно, так как штрафы за причинение вреда ландшафту здесь очень большие.

Мы так и сделали, поставили палатки, начали готовить еду из воды, которая у нас была с собой. Освободившиеся канистры взяли Серега и Олег и пошли искать исток Печоры, чтобы набрать воды.

Когда мы парковали машины, на ТЛК80 Виталия обнаружилась проблема - руль начал тяжело поворачиваться и с каждым поворотом все становилось только хуже. Подняли капот, проверили уровень дексрона, его там не оказалось. Услышав это, я уже знал в чем проблема, так как аналогичная ситуация у меня сложилась на пробном выезде в Атамановку.

Проблему исправили, залили жидкость для ГУРа от RAVENOL.

И пошли кушать. Чуть позже пришли уставшие Олег и Серега, исток они нашли и набрали воду. Но он оказался на расстоянии полутора километров от нашего лагеря, причем, идти им пришлось и в гору тоже.

После того, как все дела сделаны, пошли спать.

Утром подъем был назначен на 9 часов, поэтому все более или менее выспались. Я решил, что пройти путь в 20 километров пешком налегке до плато Маньпупунер и обратно не составит особого труда, поэтому, придя обратно, мы сразу должны будем ехать обратно, пройти болото и встать на дневку. Мотивация была такая, что если пойдет дождь, болото мы будем проходить очень долго, возможно не одни сутки. Этот план не встретил возражений, всем хотелось поскорее вернуться. Поэтому, мы достаточно быстро собрали лагерь, сели в машины и поехали к границе заповедника.

Оставили машины прямо у аншлага на дороге. С собой у большинства были только бутылки с водой. Сергей с сыном Саней взяли рюкзак с сапогами, меня это несколько удивило, но в целом это их дело. В конце пути этот рюкзак у него взял уже Олег, чтобы разгрузить и помочь ему. Все по мере готовности шли по направлению к строению инспекторов.

Там нас уже ждали, выделили нашей группе сопровождающего и все пошли дальше. Темп и подготовка были у всех разные, поэтому колонна достаточно сильно растянулась. Я шел замыкающим вместе с Сергеем и Саней, иногда мы догоняли Виталия, который специально дожидался нас, а потом вновь догонял остальных.

От модуля инспекторов дорога пошла вниз, в начале это был каменистый склон, старая колея от машин, которые раньше проезжали прямо до плато Маньпупунер. Постепенно появлялись низкие деревья и вскоре начался настоящий смешанный лес, я заметил много хвойных деревьев.

Мы шли тихонько по колее от машин, местами на дороге лежали поваленные деревья, которые нужно было обходить по небольшим тропкам. Деревья повалили, скорей всего, чтобы теперь уже никто не мог здесь проехать. Если бы не эти деревья, то проехать там вполне реально, так как основная сложность была в местами глубоких лужах и слегка заболоченных участках.

Шли вниз практически не останавливаясь, в какой-то момент времени услышали крики остальной группы. Которые кричали, как мне показалось: «Артур». Я решил, что ребята дошли до какого-то ручья или до Печоры и ждут нас. Поэтому мы слегка ускорились.

Через некоторое время мы вышли из леса, случилось то, чего мы никак не ожидали. Нас встретил Виталий и еще двое мужчин. Они спросили, а где остальная группа? Меня этот вопрос поставил в тупик, так как все наши уже должны были быть на месте. А заблудиться в этом лесу просто невозможно, колея идет одна.

Один из встретивших нас мужчин - Сергей Кунщиков, учредитель компании, выдавшей нам пропуска, остался ждать, а мы прошли к Печоре. Второй мужчина - наш гид Алексей, пошел искать другую часть группы.

Перед Печорой есть небольшой ручей, видимо, он сливается с основной рекой весной или в дождливую погоду. Сейчас он еле тек, мы прошли через него среди высокой травы и вышли к Печоре.

Совсем не так я себе представлял эту реку. Но уже увидев многие крупные реки Башкирии недалеко от их истоков, я не удивился и Печоре. Ширина реки в этом месте около 2-3 метров. Через Печору перекинуто бревно, часть людей переходят по нему, а часть снимают обувь и переходят вброд через освежающую воду.

На другом берегу Печоры сидели четверо ребят, это студенты-волонтеры. Они откликнулись на приглашение в интернете о том, что нужны люди помочь благоустройству заповедника. Насколько я запомнил, девушка и парень были из Перми, парень из Екатеринбурга и девушка из Ярославля.

Пока мы сидели и ждали, когда найдется оставшаяся группа, послушали общение волонтеров. Оказывается, они отсыпают гравием дорожку от поста на плато Маньпупунер к самим каменным останцам. А в этот день у них выходной и они отпросились прогуляться.

Мы ждали около получаса - часа, пока услышали знакомые голоса. А потом среди высокой травы стали появляться люди из нашей команды.

Когда все собрались, мы услышали их историю. Оказывается инспектор, который вел нашу группу, решил обойти поваленное дерево. Обошел, но не вернулся на основную колею, а пошел дальше в лес по узкой тропе. И чем дальше он шел, тем уже становилась тропа, а потом и вовсе исчезла. Скорей всего, он хотел сократить путь, но как я позже узнал, он был новичком, и поэтому повел людей в неверном направлении к истоку Печоры, через бурелом. В какой-то момент он сказал всем ждать его и ушел искать путь. Через какое-то время вернулся и снова оставил группу и ушел молча. Ходил он долго, так ребята начали звать его: «Инспектор», а потом и меня «Артур». Эти крики мы и слышали.

Так и не дождавшись инспектора, ребята с помощью треков в навигаторах вернулись обратно к колее и сами дошли к Печоре. Эмоций было море, это же целое приключение получилось, там, где его не ждали.

Когда все успокоились, пошли к плато Маньпупунер. Повел нас гид Алексей, за ним трое волонтеров, потом наша группа, из всех наших я вновь шел последним, за мной замыкали один волонтер и Сергей Кунщиков.

Дорога, по которой мы шли от Печоры к плато Маньпупунер, новая, её проложили только в этом 2016 году. Старая тропа сильно раскисшая и, как сказал Сергей, гораздо хуже. Новая же дорога представляет из себя непрерывный подъем. Идти надо по пешей тропе, через лес и высокую траву. Местами под ногами была грязь, здесь Сергей и Саня переобулись в сапоги. В целом, тропа хорошая, мы три раза пересекали ручьи, которые ниже впадают в Печору. Поэтому, для ребят проблем с водой не было, они каждый раз наполняли бутылки. Я до самого верха воду не пил.

Всю дорогу мы общались с Сергеем Кунщиковым, он оказался очень активным путешественником. Был на всех континентах, кроме Австралии, но пока туда не собирается, так как из-за курса рубля попасть туда дорого. Он рассказал о том, где был, что видел. О проблемах заповедника, о том, как его фирма работает в направлении исправления этих сложностей. Я тоже рассказывал, где уже побывал и куда собираюсь. Конечно же, разговор зашел и о подготовленных машинах. Так мы потихоньку за увлекательным разговором вышли из леса.

Вдали уже виднелся домик инспекторов, к нему мы и пошли. Кругом трава, цветы, от которых шел приятный медовый аромат. Но кроме всего этого, главный плюс был в том, что на открытой местности исчезали комары, так как дул ветер.

И вот мы забрались к домику, посидели несколько минут, попили водичку. Даже отсюда столбы еще не были видны, только верхушка самого высокого столба виднелась. Отдохнули и отправились дальше по дороге из белого гравия за гидом к Столбам выветривания на плато Маньпупунер.

От домика до столбов идти около километра, но все шли легко, несмотря на уже пройденный путь. Сказывалась близость конечной цели.

И вот мы забрались на вершину и увидели каменные останцы на плато Маньпупунер во всей красе. То, что мы видели на фотографиях в интернете, вживую оказалось гораздо масштабнее и красивее.

Добрались до площадки, отсыпанной таким же гравием, как и дорожка. Кстати, наш гид следил за тем, чтобы никто не сходил с неё и не портил грунт.

На площадке, конечно же, сделали групповое фото и послушали рассказ гида Алексея о том, как образовалось это чудо природы.

А история его такова: 200 миллионов лет назад на этом месте были горы выше тех, что есть сейчас. Примерно в то время весь Урал был выше и моложе, потому что только закончился формироваться. И вот за следующие 200 миллионов лет он только разрушался, на него действовали разные природные факторы, один из которых ветер. Ветер за все эти миллионы лет выдул всю мягкую породу и оставил нетронутой более жесткую, из которой и состоят Столбы выветривания на плато Маньпупунер.

Я, конечно, понимаю, что как и в случае с перевалом Дятлова, разочаровал читателей, нет в этой истории ни слова о пришельцах, атлантах и прочей мистике. Но ничего поделать не могу, привел официальную научную версию, в которую верю. Для тех, кого она не устроила, может прочитать в интернете легенду манси о Маньпупунер. Легенда интересная, напоминает легенды башкир про горы и реки. Но приводить её здесь полностью не буду, итак много букв написал. Суть её такова, что это братья, превратившиеся в камни, защищая свою сестру от великана.

Проходя мимо столбов выветривания, чувствуешь себя маленьким рядом с каменными великанами, видимо, это одна из причин придуманных легенд манси.

Дойдя до последних останцев кто-то гулял вокруг них, но большинство легли на мягкий мох перед открывающимися великолепными видами. И наслаждались природой, тишиной, иногда тихо беседовали друг с другом. Так мы провели около двух часов на плато Маньпупунер. Вдали из бинокля можно было увидеть каменный город Торре-Порре-Из.

Перед тем, как выйти в обратный путь, перекусили тем, что было. И пошли обратно. У меня было чувство удовлетворения от того, что выполнена поставленная цель. И какая-то легкость, связанная с тем, что какое-то время мы просто лежали и созерцали чудо природы.

Думаю, у других было что-то похожее, разве что Регина выразила, что ей не хватило времени, чтобы осознать и насладиться этим местом.

У избы мы дождались всей группы, попрощались с Сергеем Кунщиковым и пошли вниз к Печоре.

До реки дошли быстро, так как идти надо было все время вниз. Я как всегда замыкал, пару раз рядом шла Регина и Артем, но в основном мы опять шли с Сергеем и Саней.

Путь от Печоры вверх ничем не примечателен, мы просто шли. Гораздо чаще останавливались отдохнуть. Кроме Сергея и Сани, к нам присоединился Радис. Так мы и шли потихоньку вчетвером.

Уже подходя к границе леса, Саня сказал, что ему очень тяжело идти. Сказалось сильное плоскостопие. Я постарался сделать так, чтобы Сергей и Радис ушли подальше вперед, а мы с Саней могли бы тихо идти и общаться. Знаю по себе, по своим детям и многим другим людям, как помогает отвлечься разговор, когда тяжело.

Так за разговором мы вышли из леса и подошли к Сергею с Радисом, которые отдыхали. Тут Саня вспомнил, что сильно устал и у него все болит. Поэтому мы с Сергеем взяли его под руки и по сути дотащили до верха, до модуля инспекторов. Мое мнение, он и сам мог дойти, несмотря на сильную усталость. Человек часто не осознает ресурсы своего организма.

Инспекторы напоили Саню чаем, Сергей договорился с ними, чтобы они довезли сына до машин на квардоцикле Мы все пошли пешком к машинам, чуть позже инспекторы привезли Саню к нам. И поехали дальше на своем за водой. Ездят они строго по колее и только в случае крайней надобности. Спасибо им за помощь!

Мы во второй раз сдали назад и вернулись к месту нашего лагеря. Здесь мне практически вся команда сказала, что они устали. И никакое болото они штурмовать не поедут. Меня это сильно удивило, так как пеший поход был легкий, постоянные остановки, отдых на плато Маньпупунер. Мы прошли 24 километра, причем 10 км в гору и 10 с горы. Но раз штурманы говорят, что дальше ехать не могут, значит, не могут. Я поставил палатку и лег спать. Сергей и Юра сходили за водой, потом все ужинали. Позже Артем, Олег и Саня еще играли на гитаре, часть народу сидели допоздна. Снова приезжали инспектора, оказывается мы установили аншлаг не туда и они поехали забирать его. Ребята попросили забрать и камни, которые они подписали. На обратном пути инспекторы с аншлагом, остановились попращаться. Камни они, все таки взяли. За что им отдельное спасибо!

Но я этого уже не помню, так как спал и набирался сил, чтобы на следующий день отправиться в обратный путь.

Плато Маньпупунёр, что находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр в республике Коми, является настоящей природной аномалией.

200 миллионов лет назад на этом месте располагались непроходимые горы, но палящее солнце, сильные ветра и затяжные ливни разрушали их день за днём. Выстояли лишь высокие каменные столбы причудливых форм, которым стали поклоняться племена манси. Поэтому в переводе с языка манси «Мань-Пупу-нёр» означает «малая гора идолов». Высота столбов колеблется от 30 до 42 метров.

По одной легенде эти каменные изваяния были когда-то людьми из племени великанов. Один из них пожелал взять в жены красавицу-дочь мансийского вождя, но получил открытый отказ. Придя в ярость, оскорблённый великан со своими сородичами напал на поселение, где жила красавица. Брат девушки подоспел вовремя, и при помощи своего заговорённого оружия, полученного от добрых духов, обратил великанов в огромные камни.

По другому преданию когда-то в этих краях жили великаны, что питались человеческой плотью и никто не мог их сразить. Однажды гиганты решили перейти Уральский Хребет, чтобы полакомиться племенем манси, но шаманы призвали духов и превратили великанов в каменные глыбы.

Интересно и то, что в обеих легендах фигурируют одни и те же мифические существа и присутствует один и тот же исход. В других источниках находятся даже уточнения: последний гигант пытался убежать, но и его тоже настигла ужасная участь - это объясняет, почему один из столбов стоит поодаль от остальных.

В дальнейшем манси обожествляли это место и поклонялись ему, но подниматься на плато Маньпупунёр кому-либо кроме шаманов было категорически запрещено.

Воочию чудо природы сможет увидеть не каждый. Путь к нему лежит по бурлящей реке, через глухую тайгу, под шквальным ветром и ледяным дождем. В некоторые времена года туда может добраться лишь вертолёт. Случайному или неподготовленному человеку никогда не попасть на Маньпупунёр - каменные гиганты надёжно хранят свои секреты.

Возможно вам будет интересно: - легенда об окаменевшем тролле.

Столбы выветривания в Коми отнесены к числу одного из семи чудес России и имеют природное происхождение. Они представлены семью вертикальными каменными глыбами высотой от 30 до 42 м, образованными твердой сланцевой породой. Более мягкие отложения были смыты в течение миллионов лет естественной эрозии.

Развитое воображение рисует в формах каменных массивов фигуры различных существ, являясь плодородной почвой для возникновения слухов и мифов.

Популярность плато среди туристов вызвана не только его необычным и захватывающим видом, но также многовековой историей самого места, имеющего ключевое значение в преданиях коренных народов. Гора Маньпупунер («Гора идолов»), на которой находятся столбы, относится к территории Печоро-Илычского заповедника и является природоохранной территорией.

Несмотря на красоту природных мест, туристические путешествия по Уралу привлекают желающих гораздо меньше, чем маршруты в более мягком климате. Посещать плато с каменными изваяниями рекомендуется в теплое время года, преимущественно летом. Осенняя погода слабо прогнозируема, а под снегопад можно попасть уже во второй половине сентябре.


Общее количество туристов за год не превышает нескольких сотен, поэтому маршруты часто бывают безлюдными. Лучше всего путешествовать в компании и иметь минимальный туристический опыт, поскольку даже непродолжительный поход по тайге является весьма утомительным.

Как добраться до столбов выветривания

Существует несколько вариантов пути, которые отличаются по времени, сложности маршрутов и финансовым затратам:

  • вертолетный перелет – наиболее дорогое мероприятие, однако самое быстрое. Добраться до места назначения и вернуться обратно можно в течение одного светового дня. Такой вид туризма подходит тем, кто хочет посетить самые живописные места, однако не готов к сложностям пешего перехода. На данный момент полеты с посадкой на плато приостановлены, что связано с реконструкцией вертолетной площадки;
  • пеший туризм – к горе Маньпупунер можно пройти со стороны Пермской или Свердловской областей. Наибольшей популярностью пользуется переход из Ивделя;
  • комбинированное путешествие из Троицко-Печорска – включает в себя сплавление по реке на лодке или катамаране и дальнейший пеший поход.

Почти в каждом туристическом маршруте приходится нанимать автомобильный транспорт – Уазик или Урал, поэтому надо быть готовым к дополнительным тратам. Уазик не сможет заехать так далеко, как Урал, поэтому часть его пути придется идти пешком. Детальный маршрут лучше загрузить в GPS, особенно при малом опыте хождения по тайге.

GPS маршруты можно найти на тематических форумах или сайтах. Также можно воспользоваться координатами наиболее заметных ориентиров.

Чтобы оценить сложности пути пешком, стоит ознакомиться с отчетом по его прохождению.

Маршруты для любителей и опытных туристов

  1. Переход к горе Маньпупунер со стороны Ивделя.

Общая длина маршрута составляет около 200 км. Идти лучше группой не менее 4-х человек – так будет безопаснее и снизит транспортные расходы.

Добраться до плато можно в несколько этапов:

  • вначале поездом до Ивделя (станция Ивдель-1);
  • в Ивделе нанимаем Урал, который отвезет к отправной точке – устью реки Ауспия;
  • от устья реки начинается пеший переход – основная часть маршрута.

После посещения плато можно вернуться обратным путем или воспользоваться более легким маршрутом и нанять моторную лодку до Троицко-Печорска от кордона Усть-Ляга.

  1. Комбинированный маршрут из Троицко-Печорска.

Относится к более простой разновидности похода, если нанимать плавсредства, а не использовать собственные. Основные этапы пути:

  • прибываем в Сыктывкар (самолетом или поездом), из которого направляемся в Троицко-Печорск (поездом);
  • из города доезжаем автобусом до Усть-Илыча;
  • нанимаем лодку и сплавляемся по реке Илыч до кордона Усть-Ляга;
  • если повезет и вам удастся договориться с кем-либо на кордоне (лодку из Усть-Илыча дальше не пропустят), можно подойти к столбам выветривания еще ближе по воде.

Особо на это рассчитывать не стоит, поэтому изначально планируйте припасы и время с расчетом на пеший поход от кордона. В зависимости от пройденного по воде расстояния, пешком придется идти 25-40 км.

Особенности посещения горы

Поскольку конечная цель похода находится на территории заповедника, необходимо заранее позаботиться о получении разрешения на его посещение.

Детали оформления заявки и информация о природоохранных мероприятиях размещены на сайте http://www.pechora-reserve.ru

Если маршрут начинается от Ивделя, можно рассчитывать дойти до горы Маньпупунер без пропуска. В последнем случае нужно быть готовым заплатить штраф до 5000 руб. за нахождение на заповедной территории без разрешения.

Что можно и нельзя делать на горе Маньпупунер?

Территория плато относится к охраняемой зоне, поэтому руководством заповедника запрещаются любые действия, связанные с нарушением экосистемы.

На самой горе запрещается разбивать лагерь, поэтому для ночевки придется пройти около трех километров на юго-восток до берега р. Печоры. Территория плато полностью просматривается с наблюдательного поста, поэтому уйти незамеченными вряд ли получится.

На Маньпупунер допускают не более 10 человек в неделю. Такое решение вызвано тем, что на ее вершине растет редкая разновидность белого мха, прибавляющая всего 5 мм в год. По этой же причине на горе сейчас оборудуется специальная вертолетная площадка.

Редкий турист дважды отправится в поход к одному месту, поэтому не поленитесь запечатлеть столбы во всевозможных ракурсах еще на подходе.


Оставшиеся фото и видео будут лучшем напоминанием о проделанном путешествии и вдохновят на открытие еще неизведанных уголков нашей страны.

Как только не называют это красивое и загадочное место Северного Урала : Маньпупунер , Мань-Пупыг-Нер , Болвано-Из , мансийские болваны… Туристы обычно называют их кратко – «Пупы» . Столбы выветривания Маньпупунер считаются одним из семи чудес России .

Происхождение и легенда названия

В переводе с языка манси «маньпупунер» означает «Малая гора идолов» . И дейсвтительно, всего этих останцев семь. Шесть столбов выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. Их высота от 30 до 42 метров. Все они имеют причудливые очертания.

Для манси это место издавна считалось святым, ходить сюда они запрещали. По одной из легенд каменные столбы были в древности семью великанами-самоедами, которые шли через горы с целью уничтожить вогульский народ. Но, поднявшись на плато, их вожак-шаман увидел перед собой священную вогульскую гору Ялпинг-нер . В ужасе он бросил свой барабан на вершину (она теперь так и называется Койп - «барабан») и все семеро великанов окаменели от ужаса. С тех пор так и стоят они на этом горном плато.


Как образовались?

Находясь здесь, действительно трудно поверить, что эти загадочные столбы образовались всего лишь из-за разрушения гор. Тем не менее это так. Столбы образовались за многие миллионы лет в результате выветривания . Окружавшие их слабые породы разрушились, а эти, оказавшиеся более твердыми породы выстояли и образовали это чудо природы. Столбы плато Маньпупунер в 2008 году были признаны одним из семи чудес России . В ходе голосования за них было собрано более полутора миллионов голосов!

Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдаленности и труднодоступности. В радиусе сотни километров нет никаких населенных пунктов. По этой причине случайные люди, склонные к вандализму, сюда, к счастью, не добираются. Поход на Маньпупунер для неподготовленных людей доступен только при заброске и выброске на вертолете. В случае пешего похода доступен только опытным, хорошо подготовленным туристам. Пеший маршрут занимает обычно около двух недель.


Автор фотографии: Юрий Ильенко

Пропуск, погода и одежда

Погода в этих северных горах очень холодная и непредсказуемая. Часты туманы, в которых сложно разглядеть столбы выветривания и легко заблудиться. Сами столбы выветривания находятся на территории Печоро-Илычского заповедника и для их посещения, во избежание проблем, нужно получать разрешение из его администрации.

Для этого нужно написать заявление на имя директора заповедника. В заявлении необходимо указать предполагаемые сроки поездки, список участников группы, паспортные данные и контактные данные. В заповеднике выдадут пропуск, взяв за него экологический сбор.


Автор фотографии: Юрий Ильенко

Северный Урал – суровый край, и поэтому собираясь в зимнее путешествие к Мансийским болванам , прежде всего нужно позаботиться о защите себя от экстремально холодных температур и ветра, который здесь бывает очень сильный. Особое внимание следует обратить на ветрозащитный (штормовой костюм), теплую экспедиционную куртку и обувь, которая должна быть достаточно тёплой и защищена от попадания снега внутрь.

Как добраться?

Территориально столбы выветривания Маньпупунер находятся в Троице-Печорском районе республики Коми , в междуречье рек Печора и Ичотляга . Добраться до них очень сложно, поскольку они находятся в отдаленной труднодоступной местности. Имеющие большие деньги могут заказать вертолетный тур (правда, погода далеко не всегда благосклонна к туристам). Остальным же придется долго идти пешком.

Для пеших туристов есть два варианта маршрута – со стороны республики Коми и со стороны Свердловской области . В республике Коми нужно сначала попасть в районный центр Троице-Печорск . До него ходит поезд из Сыктывкара . Затем на автотранспорте до поселка Якша , где договориться о заброске вверх по Илычу на моторной лодке (почти 200 километров). После этого предстоит пройти пешком еще 38 километров. Помощь в заброске в поселке Якша можно получить в администрации Печоро-Илычского заповедника .


Автор фотографии: Юрий Ильенко

Поход на Маньпупунер со стороны Свердловской области куда более длинный и тяжелый. Сначала нужно доехать до города Ивдель (можно доехать на автобусе или поезде из Екатеринбурга ). В Ивделе на базе МЧС можно договориться с заброской на автомобиле повышенной проходимости до реки Ауспии . Доехав, нужно идти вдоль реки Ауспии на запад около 20 километров, затем подняться на печально известный