Кто построил казанский. История и год основания казани. Утраченные здания и сооружения Казанского кремля

Завоевательные походы татаро-монгольских народов на Русь, судя по всему, начались в XIII веке. Но и ранее различные тюркоязычные племена кочевали по территории современной России. Этот особенный период отечественной истории ознаменован не только массовыми военными конфликтами, но изменениями в культуре, политике и манере ведения хозяйства.

Разрушались и возводились прекрасные тюркские и монголо-татарские города, которые сохранившись, в дальнейшем стали русскими.

Казань

Этот город был основан в XIII-XIV веках, как пограничная крепость одной из орд, состоявших из кутригурских племён и остатков хазар. В дальнейшем поселение стало важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды.

Появление необычного названия окутано рядом мифов и легенд, связанных с обозначением традиционной посуды кочевых тюркоязычных племен - казана. Общее принятие пищи, скорее всего, было связано с неким ритуалом. Но многие лингвисты при этом обращают внимание на такие русские слова, как «казна» и «казнить», имеющие отношение к государственной власти.

В XV веке Казань стала столицей отдельного татаро-монгольского ханства. В городе стремительно развивалось производство кожаных, гончарных изделий, оружия и процветала торговля, в том числе с Московским царством.

В начале второй половины XVI века Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного и вместе со своей столицей вошло в состав России.

Арт - Арск

В XIII веке на реке Казанка в 65 км к северо-востоку от Казани, ханом Батыем была основана крепость Арт, что в переводе с общетюркского означает - задний, тыльный. Артская цитадель являлась северным тыловым форпостом Казанского ханства. В 1552 году деревянная крепость, охраняемая небольшим ордынских гарнизоном, была захвачена русским отрядом, посланным Иваном Грозным. С того времени Арск - небольшой татарский городок, входящий в состав России, ныне он имеет железнодорожное сообщение и развитую инфраструктуру.

Алабуга - Елабуга

Поселение, основанное кутригурскими племенами в 1005-1010 годах на высоком правом берегу Камы, у места впадения в нее реки Тоймы, очевидно, к концу XI века уже имело каменные стены и башни, ведь одна из них сохранилась до сих пор. Возможность возведения монолитной крепости в ту раннюю пору говорит о том, что город был экономически развит и имел большое население.

Алабуга стояла на важной для волжских булгар, а затем и ордынцев, торгово-караванной дороге, соединявшей европейские земли с Приуральем. Согласно летописям, в XII веке в Алабуге была сооружена белокаменная мечеть с восемью башнями и полубашнями, от которой ныне остались руины. Археологи и архитекторы предполагают, что конструкцией эта мечеть была похожа на аналогичные средневековые мечети-крепости, отчасти сохранившиеся в тунисском в Сусе и в столице Ирака - Багдаде. А это значит, что уже тогда между приуральскими и центрально-азиатскими, а также северо-африканскими землями существовала связь, благодаря которой развивалась мусульманская культура.

Билер - Биляр

На левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающего в Волгу, в X-XII веках был основан город с деревянными стенами толщиной до 10 метров. В сохранившихся летописях XII века его называют «Великий Город» и судя по всему, в нём проживали славяне. Однако археологические изыскания позволили установить, что в X веке в нём была сооружена белокаменная мечеть-крепость с колоннами и минаретами.

Тогда же поблизости располагались каменные дома с оштукатуренными стенами и галереями, что нехарактерно для древнерусского зодчества, был комплекс бань, целый гончарный квартал и даже мастерская алхимика. Подобного культурного уровня в то время вряд ли можно было увидеть даже в южно-европейских полисах. На момент существования Золотой Орды Билер был одним из самых развитых городов ханства, ныне он существует только как археологический музей-заповедник.

Бахчисарай

Бахчисарай, столица Крымского ханства, был основан ордынцами в первой половине XVI века в месте пересечения других татарских поселений - территории крепости Кырк-Ер, созданной в V веке византийцами для защиты своих владений, и села Салачик.

Город Кырым, именовавшийся раньше Солхат и село Салачик своими названиями обязаны итальянцам - венецианцам и генуэзцам, которые в начале XIII века создали их в качестве своих колоний и именовали Solcati. И многие другие крымско-татарские полисы, на самом деле основаны понтийскими греками и аланами, исстари проживавшими на полуострове. Это подтверждают археологические раскопки и найденные учёными артефакты.

И только Бахчисарай, живописно раскинувшийся на склоне Внутренней гряды Крымских гор, действительно был построен татаро-монголами в качестве новой резиденции Крымского ханства.

Уже в середине XVII века Бахчисарай состоял более чем из 2000 домов, в нём были грузинские и греческие кварталы, кожевенные, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, кузницы, винные, овощные и другие торговые ряды. Вплоть до XVIII столетия это был самый развитый тюркско-татарский город, находившийся на территории современной России.

В нашей стране такое количество интересных и памятных мест, что для того, чтобы увидеть все их, не хватит жизни. Сегодня мы с вами отправимся в Татарстан. Достопримечательность, которой гордится столица республики, — Казанский кремль, древнейшая часть города, уникальный комплекс исторических, археологических и архитектурных памятников, которые раскрывают многовековую историю татарского народа, древнего города и республики в целом.

Вся территория комплекса сегодня является музеем-заповедником, который находится с 2000 года под охраной ЮНЕСКО. Казанский кремль (Татарстан) — главная достопримечательность республики. На огромной территории гармонично сочетаются татарские и русские культурные традиции.

После того как Казань была взята войсками Ивана Грозного, большинство сооружений кремля были повреждены, а практически все мечети разрушены. Царь распорядился возвести здесь белокаменный кремль, и с этой целью из Пскова были посланы зодчие, которые возводили московский собор Василия Блаженного. Крепость значительно расширили, а деревянные оборонительные сооружения были заменены на каменные в первой половине XVII века.

В XVIII столетии Казанский кремль (Татарстан) утратил свою военную функцию и стал культурным и административным центром Поволжья. В последующие века здесь велось строительство Губернаторского дворца, юнкерского училища, архиерейского дома, духовной консистории, здания присутственных мест. Кроме того, был реконструирован Благовещенский собор.

После Октябрьской революции (1917 г.) в Казанском кремле были уничтожены колокольня Благовещенского собора, храм Спасского монастыря, часовня при Спасской башне и другие уникальные объекты. В девяностые годы XX века Казанский кремль (Татарстан) стал резиденцией президента республики. В это время начались масштабные реставрационные работы.

С 1995 года началась работа по строительству мечети Кул-Шариф. Сегодня она одна из крупнейших в Европе. Казанский кремль (Татарстан) — это единственный в своем роде яркий образец синтеза русского и татарского архитектурного стиля. Также это самая северная точка распространения исламской культуры в мире.

Сегодня множество туристов из разных стран мира посещают Татарстан. Достопримечательность республики, которая вызывает наибольший интерес, — Казанский кремль. Необходимо отметить, что для того, чтобы осмотреть все его сооружения, потребуется не менее двух дней, а обзорная экскурсия длится всего полтора часа. Но, поскольку мы с вами во времени не ограничены, познакомимся с достопримечательностями кремля подробнее.

Сооружения кремля

Казанский кремль (Татарстан) — музей-заповедник, занимающий территорию площадью 13,45 гектаров. Периметр стен — около 1,8 тысячи метров. На этой огромной территории располагаются Музей-мемориал ВОВ, Музей ислама, центр «Эрмитаж-Казань», Музей истории Татарстана и другие учреждения.

Спасская башня

В этой башне находятся Парадные ворота в кремль. Зодчие Ширяй и Яковлев построили башню в 1556 году. Высота этого сооружения — 47 метров. Четырехгранное основание имеет прямой арочный проем. Восьмигранный ярус имеет арочные просветы на каждой стороне и является звонницей, где находится набатный колокол.

Сверху расположен кирпичный конус, который венчает пятиконечная звезда. Еще в одном восьмигранном конусе расположены часы с боем. Они прославили Казанский кремль (Татарстан). Интересное устройство первых часов, которые были установлены в XVIII веке, заинтересовало многих зарубежных мастеров, производящих такие механизмы. Объяснялось это тем, что часы были устроены весьма необычно - вокруг закрепленных стрелок вращался циферблат.

На традиционный аналог их поменяли в 1780 году. Часы, которые расположены на стенах Спасской башни сегодня, были установлены в 1963 году. Примечательно, что с началом боя курантов белоснежные стены постепенно окрашиваются в насыщенный малиновый цвет.

Присутственные места

Проект губернской канцелярии разработал архитектор из Москвы В. И. Кафтырьев. Здание появилось в кремле в конце XVIII века. Здесь находились канцелярии (для приемов) и жилые комнаты для семьи наместника. Второй этаж был отведен под роскошный тронный зал с хорами для оркестра. На том месте, где в XV-XVII веках находился Государев двор, была построена в середине XIX века гауптвахта.

В наши дни в помещениях бывшей канцелярии расположился Департамент внешних связей президента Татарстана, центральная избирательная комиссия и Арбитражный суд.

Преображенский монастырь

Казанский кремль, описание которого можно увидеть практически во всех рекламных проспектах города, знаменит еще одним объектом. На юго-востоке территории кремля расположен монастырский комплекс. В центре его находятся остатки Преображенского собора, разрушенного в двадцатых годах XX века. У подножия основной стены собора можно увидеть небольшую пещерку, которая с 1596 года была местом погребения Казанских чудотворцев.

Братский корпус граничит с оградой монастыря. В 1670 году здесь были построены монашеские кельи. Гораздо позднее были возведены галерея и казначейский дом. Церковь Св. Николая Чудотворца, а также палаты архимандрита находятся у западной стены комплекса. Здание церкви было реконструировано по проекту А. Шмидта в 1815 году. Интересно, что во время реконструкции подклет XVI века был сохранен в первозданном виде.

Юнкерское училище

На территории кремля находится манеж, который был построен по проекту сооруженного ранее в Санкт-Петербурге. Это строение предназначалось для строевых занятий. Сегодня здесь находится Институт литературы и искусства им. Ибрагимова. За манежем находится корпус училища. Его создавал архитектор Пятницкий под казармы для кантонистов.

Здание было передано военному ведомству в 1861 году, позднее в нем было открыто юнкерское училище.

Мечеть Кул-Шариф

Во внутреннем дворе училища находится самая красивая мечеть города. Четыре минарета взметнулись в небо на пятьдесят семь метров. Вместительность этого грандиозного сооружения составляет 1500 человек. Минареты окрашены в бирюзовый цвет, что придаёт сооружению удивительно светлый образ. Кроме мечети, в комплекс входит огромная открытая библиотека-музей, издательский центр и управление имама.

Округлое небольшое красивое здание с бирюзовым куполом, расположенное южнее мечети, - это пожарная часть, которая стилистически связана с архитектурным комплексом. Кул-Шариф была воссоздана в 2005 году. Средства на ее возведение были пожертвованы горожанами, а также предприятиями столицы.

Благовещенский собор

Это самое древнее каменное строение Казани, которое сохранилось до наших дней. Освящено оно было в 1562 году. В архитектуре собора прослеживаются веяния псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Шлемовидные маковицы, располагавшиеся на боковых главах, в 1736 году заменили на луковичные. Центральный купол исполнен в стиле украинского барокко.

В основной цокольной части храма создан музей Православия Поволжья. Чуть дальше находится дом архиерея, который построен в 1829 году на месте, где находился ранее дворец казанских архиереев. Завершает ансамбль консистория. Это здание было перестроено из архиерейских конюшен.

Артиллерийский двор

За мечетью и училищем находится Пушечный двор, точнее, его южный корпус. Это самое древнее строение комплекса - оно построено в самом начале XVII века. Завод по производству артиллерии начал здесь работать в XIX веке. А в прошлом году здесь прошла реставрация. Началось создание экспозиции музея Пушечного двора.

В наше время на территории комплекса проводятся перманентные выставки, демонстрации коллекций мод, камерные спектакли. Рядом с южным корпусом можно увидеть фрагмент кирпичного здания на каменном основании. По глубине залегания этот объект относится к ханской эпохе Кремля. В те времена здесь строили жилые дома.

Дворец губернатора

Он построен в 1848 году для губернатора Казани с царскими палатами для особо почетных гостей. Руководил работами К. А. Тон, который известен своими изумительными работами. Это храм Христа и Большой в Москве. На этом месте прежде находился ханский дворцовый ансамбль.

Переходом связан с дворцовой церковью второй этаж дворца. Ее назвали Введенской, построили ее в XVII веке. Внутри церкви сегодня работает Музей истории государственности, а в губернаторском дворце живет президент Татарстана с семьей.

Башня Сююмбике

Это символ Казани. Башня была названа в честь татарской царицы. Как гласит легенда, Иван Грозный, узнавший о красоте Сююмбике, отправил в Казань гонцов с предложением прекрасной девушке стать московской царицей. Но посланники привезли отказ от гордой красавицы. Разгневанный царь захватил Казань. Девушка вынуждена была согласиться на предложение Ивана Грозного, но она выдвинула условие: чтобы через семь дней в городе стояла башня, которая высотой затмила все существующие минареты.

Иван Грозный исполнил желание возлюбленной. Во время праздничного застолья Сююмбике сказала, что хочет на прощанье окинуть родной город взглядом с высоты только построенной башни. Взобравшись на верхнюю площадку, она бросилась вниз.

Внешне это сооружение очень напоминает Кремля московского. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени создания этой достопримечательности.

Башня состоит из пяти ярусов, которые уменьшаются в размерах. Последние уровни — это восьмигранники, которые венчает шатер в виде восьмигранной усеченной пирамиды и шпиля с полумесяцем. От шпиля до земли высота строения составляет 58 метров. В прошлом веке здесь прошло три реконструкции, поскольку было зафиксировано Сегодня отклонение от вертикали шпиля составляет 1,98 метра.

Тайницкая башня

Ниже Сююмбике расположены Тайницкие въездные ворота. Такое название им было дано в честь подземелья, которое ведет к источнику. При осаде города им пользовались местные жители. Раньше башня называлась Нур-Али. Русские жители города звали ее Муралеева. Она была взорвана во время захвата Кремля. Именно в эти ворота въезжал в город Иван IV.

Башню восстановили, но архитектурная отделка была выполнена в XVII веке. Сейчас на верхнем ярусе находится кафе «Муралеевы ворота».

Казанский кремль: экскурсии, цены, режим работы

Гостей города и местных жителей экскурсионный отдел кремля приглашает совершить прогулку по музею-заповеднику в сопровождении профессиональных сотрудников. Экскурсии проводятся на татарском, русском, немецком, английском, турецком, итальянском и французском языках.

Ежедневно открыт вход через Спасскую башню. Через Тайницкую башню тоже осуществляется вход в Казанский кремль (Татарстан). Время работы: летом - с 8:00 до 22:00, и зимой - до 18:00.

Стоимость экскурсии для группы из шести человек составляет 1360 рублей. С группы более шести человек — 210 рублей со взрослого.

Как добраться?

Казанский кремль (Татарстан), адрес которого - Кремлевская, 2, расположен на левом берегу Волги. Доехать сюда можно автобусами № 6, 29, 37, 47, троллейбусами № 4, 10, 1 и 18. Остановка «ЦУМ», «Ул. Баумана» или на метро — остановка «Кремлевская».

По совету одного колдуна, булгары должны были возить огромный чан с водой, и в том месте, где вода закипит, нужно возводить город. И чудо произошло на берегу озера Клебан. Это было началом зарождения Казанского Ханства.

Как все начиналось

Это лишь одна из множества красивых легенд, которые окружают основание Казани. Есть версии и про череп благочестивого мусульманина, из которого бьет чудодейственный родник, и про страшного огнедышащего дракона, который неизменно изображается на гербе на протяжении многих столетий, и многие другие интересные истории.

Точный год основания Казани, к сожалению, назвать пока никто не может. Первые упоминания о ней в русской летописи датируются 1376 и 1391 годами, а в восточных источниках - 15 веком. Географ Рачков предполагал, что Казань основана после смерти Батыя в 1255 году.

Но официальным считается совсем другое время, когда произошло основание Казани. Дата 1005 года основывается на результатах археологических раскопок в Казанском Кремле.

Долгое время, возведенная как пограничная крепость Волжской Булгарии, Казань входила в состав Золотой Орды. Это был период ее экономического роста. Благодаря географическому положению и развитию многих видов ремесел были налажены торгово-экономические связи с Турцией, Крымом, Москвой и др.

Новая эпоха

Потом был период довольно непростых отношений с Москвой. И несмотря на то, что между городами поддерживались дипломатические отношения, войны избежать не удалось.

В 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань. Многочисленные человеческие потери в августовском сражении, а затем продлившаяся более месяца осада не оставили Казани шансов. Это был самый тяжёлый в истории города год. Основания Казани, её жизненный уклад были полностью пересмотрены, и после падения города в октябре 1552 г. началась новая эпоха развития города в составе государства Российского.

Местное население было за пределами города, а место их поселения стало называться Старо-Татарской слободой. Саму же Казань активно начали заселять переселенцы из российских городов. В 1556 году по приказу Ивана Грозного началось строительство Казанского Кремля. Город застраивался и экономически развивался. Появлялось множество ремесленных слобод, возводились мосты, создавались первые мануфактуры.

В период правления Петра Первого Казань получила статус столицы Казанской губернии. А открытие постоянного театра и (1791 г. и 1804 г.) закрепили за городом звание культурного и научного центра.

Но были в Казани и трагические события. Пожар в период восстания Пугачева и последующие возгорания в 1815 и 1842 годах трижды сжигали город практически до тла.

Достопримечательности

Сегодня Казань заслуженно считается Этот уникальный многонациональный город сочетает в себе разнообразие культур и религий.

Несмотря на столь давний год основания, Казани не удалось сохранить действительно исторических памятников.

Большая часть древних построек и архивных документов об управлении Казани была уничтожена многочисленными пожарами и разрушительными войнами, и основной ансамбль архитектурных строений представлен постройками 19 и 20 в.

Но несмотря на это достопримечательностей в Казани действительно очень много.

  • Музей Ислама (в нем представлены археологические памятники 10-11 веков);
  • Памятник (возведен по приказу Екатерины Второй);
  • Храм всех религий;
  • Петропавловский собор (возведен в честь покровителей Петра Великого - Петра и Павла);
  • Крестовоздвиженский храм;
  • Азимовская мечеть;
  • Дом Шамиля;
  • Свято-Успенский Зилантов монастырь;
  • Казанский университет;
  • (первая каменная мечеть, построенная в Казани после ее взятия Иваном Грозным. Разрешение выдано самой Екатериной Второй);
  • Гостиный двор Казани (расположен на месте средневекового караван-сарая);
  • Парк 1000-летия Казани;
  • Голубое озеро;
  • Храм Нерукотворного Образа Спасителя (находится на острове посреди Казанки, построен в память о русских воинах, погибших при и многие другие.

И, конечно же, самый посещаемый туристами Казанский Кремль. Эта постройка включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Заложенный в 1556 году, он и сейчас является главным административным зданием. В нем находится резиденция президента.

Внушительный юбилей

В 2005 году наступила круглая и важная дата - отмечалась тысячелетняя история Казани. Основание города (дата) привлекло в город много людей. Только официальных лиц, посетивших столицу Татарстана в честь юбилея, было 10 тысяч. На сценах города шли праздничные концерты.

К юбилею были открыты новый ипподром, сказочный каскад музыкальных фонтанов. Также жителей города ожидал долгожданный подарок в виде открытия Завершал празднование великолепный тысячезалповый салют.

Глядя на сегодняшнее великолепие древнего города, даже трудно себе представить, каким будет 2000-й год основания Казани.

В. Е. Шматов

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642). 2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками. Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, "собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала". 3

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение − поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации.

Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А. 4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: "Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского, 5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы, 6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора" 7 . Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все. И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было "принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в "етманский бой ", в трудном сражении с гетманом Хоткевичем у Новодевичьего монастыря". Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что "етманский бой" был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: "…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву″. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден. Трубецким в Казань был отправлен подлинный Образ.

Вот как об этом пишет известный историк, архивист и археограф А.Ф. Малиновский в своем фундаментальном сочинении "Обозрение Москвы", законченном им в конце 20-х годов XIX в., но опубликованном лишь в 1992 году: "Икона сия, 8 провожаемая протопопом с духовенством, прибыла в Ярославль в тот самый день, как и шествовавший из Нижнего Новгорода с ополчением на избавление Москвы князь Пожарский. Столь нечаянно благословенная встреча принята была за доброе предвещание с твердым упованием успеха. Все воинство молило предводителя, чтобы изображение заступницы Казанской сопутствовало им в походе. И так настоящий (выделено авт.) образ остановлен в Ярославле, а список (выделено авт.) с оного, богато украшенный, отпущен был в Казань". 9

На стр. 230 своего труда Павлович в примечании 38 делает ссылку, 10 где пишет, что освящение Казанского собора состоялось 15/16 Октября 1636 года "в присутствии царя, патриарха и, вероятно, царской семьи", умалчивая о том, что при освящении собора присутствовал и князь Д.М. Пожарский. Хотя в источнике, указанном в ссылке, об этом сказано. Делая в примечании 39 другую ссылку, 11 где на стр.7 указан вклад царской семьи Казанскому собору в виде большого колокола, Павлович опять умалчивает о том, что на стр. 5 этого же источника говорится о том, что: "Казанский 12 , что на Красной площади, построен блаженныя памяти при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, около 1630 году Князем Димитрием Михайловичем Пожарским, и освящен 1637. Церковь так названа, по тому, что в ней в 1633 году поставлена чудотворная икона Казанския Богородицы". 13

Вот так рождается фальсифицированная история. О чем-то нам расскажут, о чем-то умолчат, а какие-то события изложат в нужном им (фальсификаторам) свете.

В отличие от г-на Павловича, исследования таких знаменитых архивистов, археографов, историков и биографов XVIII, XIX и ХХ вв., как Максимович Л.М, Глинка С.Н., Малиновский А.Ф., Погодин М.П., Бантыш-Каменский Д.Н., Чичагов Н.И., Смирнов С.К., Забелин И.Е., Мельников П.И., Даль Л.В., Савелов Л.М., Корсакова В.Д., а также современных исследователей XX века, таких как Гуляницкий Н.Ф., 14 Журин О.И., Мокеев Г.Я., 15 Н.М. Курганова, 16 Р. Скрыпников 17 и др. говорят об обратном. Все вышеупомянутые авторы утверждали, что Казанский собор на Красной площади в Москве первоначально был построен князем Д.М.Пожарским.

Так А.Ф. Малиновский (1762-1840), сенатор, управляющий архивом Коллегии иностранных дел, 18 пишет: "Казанский собор построен боярином князем Димитрием Михайловичем Пожарским… Родитель государев Филарет Никитич убедил князя Пожарского в 1625 году украсить тот образ многоценною утварью, 19 а в 1630-м создать и особенный храм для оного. Строение Казанского собора, производившееся иждивением князя Пожарского, кончилось в 1633 году, но неизвестно от чего освящение церкви отложено было до 1637 года" 20 . Следует отметить, что все сведения о князе Д.М. Пожарском были взяты А.Ф. Малиновским из документальных источников XVII в., хранящихся в то время в Московском архиве Коллегии иностранных дел. И работать с этими источниками А.Ф. Малиновский начал задолго до Отечественной войны 1812 года, что подтверждает и Н.М. Курганова в своей работе. 21 Когда же в августе 1812 года архив был эвакуирован в Нижний Новгород, то во время эвакуации ряд документов архива был утрачен.

Теперь проведем анализ высказывания И.Крылова. То, что священнослужители не занесли в Синодик Казанского собора имя князя Д.М. Пожарского, еще не означает, что он не был строителем Казанского собора. В Синодике вообще не упоминается о каком-либо строителе собора. Но что может лучше всего напоминать о князе Пожарском, как не сам собор, построенный им? И что может быть драгоценнее дара, чем сам образ Пречистыя Казанския Богородицы, подаренный князем Пожарским Казанскому собору? Согласно исследованиям А.Ф. Малиновского, князь Пожарский "… перенес туда из приходской своей церкви преукрашенную от него драгоценными каменьями Чудотворную икону Пресвятыя Богородицы 22 , из Казани присланную и войско его, при завоевании Москвы, сопровождавшую" 23 . Что же касается неупоминания в Синодике Казанского собора как самого князя Пожарского, так и членов его рода, то ни сам князь Пожарский, ни члены его семьи по мужской линии на территории Казанского собора не похоронены. Имеется лишь захоронение дочери князя Петра Дмитриевича Пожарского – боярыни княгини Евдокии Петровны, жены боярина князя Юрия Алексеевича Долгорукого. Кроме Долгоруких, имеются захоронения из родов князей Шереметьевых, Нарышкиных, Милославских и др., фамилии которых и упоминались в Синодике Казанского собора 24 .

Итак, казалось бы, справедливость восстановлена, так как заявление Павловича (со ссылкой на Крылова) о непричастности князя Д.М. Пожарского к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве является беспочвенным и бездоказательным. Однако у Павловича Г.А. имеются немногочисленные последователи, принявшие его точку зрения. И эти последователи, ссылаясь, в свою очередь на Павловича, пытаются оказать влияние на общественное мнение. В результате на свет появляется цветной буклет о Казанском соборе на русском и английском языках, искажающий достоверные исторические факты, излагая их в духе г-на Павловича. Тем самым принижая роль князя Д.М.Пожарского в общественно-политической и духовной жизни России того времени, умаляя его личностные качества как великого гражданина своего Отечества.

Одним из последователей Павловича Г.А. является Эскин Ю.М., сотрудник Российского государственного архива древних актов. Его первая работа о Д.М. Пожарском была опубликована еще в 1976 году в журнале "Вопросы истории" № 8, когда он работал учителем истории в средней школе. Очерк весьма сырой. О первом народном ополчении в очерке вообще ни слова. Очень вольное изложение исторических событий о формировании второго народного ополчения. Какая-то сказка, иначе и не скажешь, о неожиданном приезде Д.М. Пожарского в марте 1611 года в Москву и о его "случайном" возглавлении стихийного восстания жителей Москвы против поляков. Но год публикации работы был 1976 и роль князя Пожарского, как героя России, Эскин решил не подчеркивать. В его очерке Д.М. Пожарский представлен как суздальский князь. Ни слова не сказано о многочисленных нижегородских вотчинах князя. А человеческая сущность князя представлена следующим высказыванием Эскина: "Пожарский считал законным того монарха, которому целовала крест Москва". 25 Хотя общеизвестно, что Д.М. Пожарский не присягал ни Лжедмитрию I, ни Лжедмитрию II, ни польскому королевичу Владиславу, в то время как Москва целовала крест всем троим. Не говоря уже о том, что этих слов князь Пожарский никогда не говорил. Эти слова говорили Пожарскому жители Зарайска, где князь был воеводой в 1610-1611 гг.: "…целуем крест тому, кто будет Московскому государству царь" 26 . На что князь ответил, что и теперь есть царь и незачем требовать другого 27 .

В своем очерке о Д.М.Пожарском Эскин пишет: "В 1631г. князь построил около Красной площади в Москве Казанский собор…". 28 Но через 24 года он открещивается от своих слов в другой своей публикации, 29 ссылаясь на более авторитетный для него источник, чем был ранее – на вышеназванную работу Павловича. В примечании 36 к своей работе Эскин пишет: "Вывод автора о непричастности Д.М. Пожарского к постройке этого собора, 30 вопреки исторической легенде, подтверждает и отсутствие упоминания о нем в духовной″. 31 Но об этом "аргументе" пишет и Павлович со ссылкой на Крылова. Однако вкладов Пожарского в Казанский собор по его завещанию не было потому, что финансовые затраты Пожарского были весьма значительны уже при постройке им самого собора. И как говорилось нами ранее, самый значительный вклад в Казанский собор князь Пожарский сделал еще при своей жизни, подарив собору в 1633 году самое драгоценное, что у него было – чудотворную Казанскую икону Божией Матери украшенную им же драгоценными камнями. Что же касается исторических исследований многих известных архивистов, археографов и историков XVIII, XIX, и XX вв., то они для Эскина не более, чем "историческая легенда".

Примыкает к числу единомышленников Павловича по вопросам умаления роли князя Пожарского в спасении нашего Отечества и Шикман А.П., который так пишет о князе Пожарском: "П. был приглашен К.М. Мининым возглавить войско и осенью отправился в Нижний Новгород. В 1612 году сформировал и возглавил армию". 32 Ни больше, ни меньше. Ни о первом, ни о втором народных ополчениях, ни о всенародном едином порыве освободить Отечество от литовско-польских завоевателей – об этом ни слова. Источниковая же ссылка − на раннюю работу Эскина 33 . Как будто других, более авторитетных, источников о Д.М. Пожарском нет.

Дополняет вышеперечисленных авторов Д.И. Хафизов. В своей публикации "Прославление святой иконы" он пишет, что Казанский собор был построен по государственной инициативе на деньги царя 34 . При этом основным его источником для подобного утверждения является вышерассмотренная нами публикация Павловича, на которую он в своем повествовании ссылается трижды.

Никто, и я в том числе, не призывает снять со стены Казанского собора мемориальную доску, на которой запечатлены имена нынешнего мэра Москвы и его заместителя. Честь им и хвала, что их чаяниями и трудами восстановлен и вновь открыт в 1993 году Казанский собор. Но что мешает московским властям повесить рядом еще одну памятную доску, на которой мы смогли бы увидеть имя первостроителя Казанского собора – князя Дмитрия Михайловича Пожарского? Это было бы достойно имени великого российского героя и исторически справедливо.

Примечания

1.Во всех известных источниках ХVIII, XIX и ХХ веков, кроме обсуждаемых в настоящей работе, первостроителем Казанского собора на Красной площади в Москве называется спаситель нашего Отечества - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

2.Шматов В.Е. О дате рождения князя Д.М.Пожарского. Нижегородская правда. №76, 2005.

3.Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI - первой половины XVII вв. Архитектурное наследство. Выпуск 32. М., 1984. С.39. Ранее, в этой же работе, Гуляницкий пишет: "Наиболее известным храмом - памятником Пожарского в Москве был несохранившийся Казанский собор (был снесен в 1936 году - прим. авт.) на Красной площади, начатый строительством в 20-х годах и освященный в 1637г.". В другой своей работе - "Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество ХVI - XVII вв.".Архитектурное наследство. Выпуск 28. М., 1980. С.59, он писал: "Медведковский храм строился одновременно с другой постройкой Д.М.Пожарского: в 1636 г. он закончил сооружение Казанского собора в Москве на Красной площади, также посвященного победе над польско - литовскими захватчиками".

4.Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве. Культура средневековой Москвы XIV - XVII вв. М., "Наука", 1995. С. 231.

5.Писателями Крылов называет священнослужителей, ведущих записи в Синодике Казанского собора.

6.Казанской Богородицы.

7.Крылов И. Крестный ход в Казанский Собор 22-го Октября. Московские ведомости, 1850. № 128. С. 1347.

8.Чудотворный образ Казанской Богородицы.

9.Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Сост.С.Р.Долгова. М., Московский рабочий, 1992. С.88.

10. Выход государей. Изд. П.М. Строева. М., 1844. С.41.

11.Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. Часть I, II, III, IV. Москва, в Университетской типографии, у В. Окорокова, 1792.

13.Орфография сохранена.

15.Журин О.П., Мокеев Г.Я. Казанский собор на Красной площади Москвы в реставрации П.Д. Барановского. Архитектурное наследство. Выпуск 36. М., 1988.

16.Курганова Н.М. Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля. Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994.

17.Скрыпников Р. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. М., 1981.

18.Главный архив России в конце XVIII - начале XIX вв.

19.Казанскую икону Божией Матери.

20.См. п.9. С89.

22.В Казанский собор.

23.Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарскомъ. Сочинены А. Малиновским. Москва. В типографии С.Селивановскаго. 1817г.

25.Эскин Ю.М. Дмитрий Пожарский. Вопросы истории. 1976. №8.С.110.

26.Корсакова В. Пожарский, кн. Димитрий Михайлович. Русский биографический словарь. Под ред. А.А. Половцова. Спб., 1905.

27.В.И. Шуйский.

28.См. п.25. С.117.

29.Эскин Ю.М. Завещание князя Д.М. Пожарского. Отечественная история. 2000. №1.

30. Павловича.

31.См. п.29. С.149.

32.Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический словарь-справочник" М., 1997г.

34.Сайт духовной семинарии Казанской епархии "Православный собеседник № 1 (6)", 2004.