Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Собор Святого Петра в Ватикане: почему стоит посетить главный католический храм мира Оформление площади перед собором святого петра

Собор Святого Петра в Ватикане – это сердце католического мира. Собор Святого Петра – это главное украшение Ватикана, художественные сокровища которого привлекают к себе миллионы туристов. Собор Святого Петра – самый большой католический собор на планете. Его главный зал занимает 2,3 гектара.

Собор Святого Петра в Ватикане внутри поражает объемами, размерами, гармонией пропорций, материалами, богатством оформления. Роспись купола Собора Святого Петра в Ватикане работы Микеланджело с кессонным декором — художественный шедевр Рима. Смотровая площадка купола Собора Святого Петра в Ватикане, на которую можно подняться за дополнительную плату на лифте, показывает самую впечатляющую панораму Рима.

Строительство собора, который мы видим сегодня, началось в 1506 году и завершилось спустя 120 лет. В 1626 г. Собор Св. Петра был освящен папой Убраном VIII. Это довольно маленький срок строительства для храма, подобных которому по красоте и величию еще не было.

Однако, этого времени хватило, чтобы на посту сменилось 13 понтификов: Юлий II, Лев X, Адриан VI, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V, Григорий XIII, Сикст V, Урбан VII . Количество архитекторов, возглавлявших данный проект, тоже весомо и пестрит великими именами: Донато Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело, Виньола. Позже в начале 17 века храм подвергся дальнейшим модернизациям под руководством архитектора Карло Мадерно, а в 1656-1667 годах Бернини создал площадь перед собором, но это отдельная история.

Размеры Собора Святого Апостола Петра действительно поражают. Когда стоишь перед главным фасадом и рассматриваешь на верху статуи ещё 11 апостолов, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, понимаешь, что охватить взором весь собор не получается. Вблизи не видно даже самого главного элемента – купола Микеланджело. Отдаляясь чуть дальше в центр площади св. Петра собор приобретает законченный вид, только теперь не входит в фото-кадр колоннада Бернини…

Перед Входом в храм установлены 2 статуи:

  • Статуя Святого Петра. Петр держит ключи от Царствия Небесного, которые передал ему Господь.
  • Статуя Святого Павла. Павел держит копье.

В собор ведут 5 дверей. Одна из них заслуживает особого внимания. Эта дверь (последняя с правой стороны) была создана в 1950 году. Она открывается в юбилейный год каждые 25 лет. На 25 лет она не просто закрыта, она забетонирована, а изнутри декоративно украшена.

Собор Святого Петра в Ватикане. Рим. Basilica di San Pietro.

А что скрывает Собор Святого Петра внутри?!

Посещение Собора Святого Петра для туристов и паломников считается продолжением экскурсии по . После осмотра Сикстинской капеллы путь лежит к художественным сокровищам Собора Святого Петра в Ватикане. Внутреннее убранство Собора Святого Петра превосходит все ожидания. Пол вымощен из разноцветного порфира и мрамора.

Стены собора отделаны лепниной, золотом, серебром, разноцветным мрамором (белом, розовым, зеленым), украшены скульптурами и произведениями искусства.

Сам храм имеет форму креста, на пересечении которого в центральной части храма стоит Папский алтарь. Четыре мощных столба являются опорой купола, спроектированного Микеланджело (купол двух уровневый). Высота внутреннего купола составляет 119 метров, а диаметр достигает 42 метра. Столбы украшают ниши, в каждой из которых установлены фигуры святых:

  • Статуя Андрея Первозванного (работа Франсуа Дюкенуа).
  • Статуя Святой Вероники.
  • Статуя императрицы Елены с крестом господним в руках (мать императора Константина).
  • Пятиметровая Статуя Святого Лонгина — солдата проткнувшего копьем Иисуса Христа и впоследствии принявшего христианство (работа Лоренцо Бернини 1635 год).

Балдахин (кеворит) работы великого мастера Лоренцо Бернини – это потрясающее сооружение, опирающееся на 4 изящные витые колонны, вершины которых украшают четыре ангела. Издалека он смотрится деревянным: настолько тонка работа мастера. На самом деле балдахин выполнен из бронзы, а некоторые элементы покрыты золотом. Бернини работал над ним 9 лет с 1624 по 1633 год. В работе есть и два символа:

  • символ Папства – скрещенные ключи;
  • символ влиятельной семьи Барберини — пчелы.

Его высота составляет 29 метров (4 этажный дом). И все это расположено в центре собора под уходящим ввысь расписным куполом (роспись — это работа итальянского художника Кавальеро д’Арпино).

Прямо под куполом Микеланджело и балдахином Бернини находится вход в подземный лабиринт, который ведет к одному из самых ценных сокровищ Ватикана — месту погребения Святого Петра. Это священное место предназначено для высшего духовенства. В центре собора находится нечто напрямую связанное с Иисусом Христом. Здесь можно увидеть символ Святого Петра: перевернутый крест.

История уникального собора начинается в 64 году новой эры. Тогда царь римской империи Нейрон казнил последователя христианской веры предводителя и первого ученика Иисуса – 64 летнего Петра. Согласно легенде, Петр попросил, чтобы его распяли вверх ногами. Он считал, что он не достоин умереть как Спаситель. Петра похоронили на Ватиканском холме. В IV веке христианство стало главной религией римской империи и император Константин приказал построить собор в честь Святого Петра на Ватиканском холме. В 16 веке начинается строительство нового собора, который отражал бы мощь и влияние католической церкви. Новый собор Святого Петра — идеальный образец Ренессанса. Самое священное место в Соборе Святого Петра — Клементинская капелла. Здесь находится оригинальный алтарь и центр древнего собора. Именно здесь был распят, умер и похоронен апостол Петр – первый ученик Иисуса Христа.

Сбоку недалеко от алтаря установлена статуя Св. Петра. Она считается чудотворной. Так что не упускайте возможность прикоснуться к стопам статуи Святого Петра и попросить исполнения заветного желания!

Еще один шедевр, который обязательно нужно увидеть в Соборе Святого Петра – это работа Микеланджело Буонарроти «Пьета».

Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа». Микеланджело Буонарроти.

Скульптор работал над ней 2 года и закончил свое творение в 1499 году в возрасте 24 лет. Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» выполнена из мрамора и достигает в высоту 1 метр 74 см. Раскрывая сюжет «Оплакивание Христа», скульптур изобразил только две главные фигуры: Деву Марию, держащую на своих коленях мертвого сына Иисуса Христа. Смотря на скульптурную группу возникает вопрос: почему лицо Марии выглядит моложе, чем у ее сына Иисуса. Так Микеланджело пытался совместить античный идеал красоты с христианской идеей и воплотить слова Данте, автора «Божественной комедии», который писал: «Богоматерь, дочь своего сына»!

Еще один интересный исторический факт: «Пьета» — единственное произведение, подписанное Микеланджело. Этому предшествовала история, согласно которой однажды Микеланджело стал свидетелем того, как люди восторгались его произведением в Соборе Святого Петра, а авторство приписывали другому мастеру. Поэтому он решил исправить эту несправедливость и вырезал надпись на ленточке, спускающейся с левого плеча Марии, которая в переводе означает «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».

Цены на отели и апартаменты в шаговой доступности от Собора Святого Петра в Риме.

Ватикан (латинское название Status Civitatis Vaticanæ, итальянское - Stato della Citta del Vaticano) является независимым государством. В источниках также встречается название Государство-город Ватикан. Это самое маленькое официально признанное государство в мире. В международном праве Ватикан носит статус вспомогательной суверенной территории Святого Престола и резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.

Многие по ошибки считают Ватикан неким зданием. Однако это неверно. Ватикан представляет собой обособленную территорию, на которой расположены Собор Святого Петра, большая центральная площадь Святого Петра, Сикстинская капелла, папские сады и комплекс сооружений, состоящий из музеев, дворцов, домов, административных и хозяйственных зданий. Кроме того на территории государства Ватикан имеется вертолетная площадка, собственная Ватиканская или, как её ещё называют, папская почта, несколько заправок, самая старая в мире аптека, пожарная станция, библиотека, супермаркет и даже самая короткая железная дорога в мире.

Все это огорожено Ватикаской стеной. С внешней стороны стена больше похожа на жилые дома, возможно, потому что дома стоят вплотную к стене, а может быть и потому что стена и есть эти дома. Общая длина стены и соответственно государственная граница Ватикана составляет всего 3,2 километра. Представляете себе, какое это карликовое государство!

Территориально государство расположено в Риме, поэтому представляет собой как бы государство в государстве, город в городе. Находится на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Для посещения Ватикана не нужно дополнительно получать каких-либо специальных виз или разрешений. Если вы находитесь в Риме, то спокойно можете посетить и Ватикан. Конечно, в сады и на территории папских владений вас не пропустят, а вот зайти в Собор Святого Петра или прогуляться по крупнейшему музейному комплексу мира, который образуют дворцы Ватикана вполне реально.

Жители Ватикана имеют и соответствующее Ватиканское гражданство. Правильнее будет сказать, они имеют двойное гражданство - Ватикана и своё, откуда они родом. Получить Ватиканское гражданство довольно сложно, простому человеку даже невозможно, поскольку гражданство Ватикана получают только наивысшие чины католической церкви из окружения папы. Даже официальные жители Ватикана не все имеют гражданство.

Главный Собор Ватикана величественно возвышается над государством. Его видно из многих точек Рима.

Комплекс строений Ватикана, которые мы можем видеть с площади Святого Петра, имеет красивейшую архитектуру с фигурами и узорами из лепнины.

Площадь Святого Петра

Приехав в Ватикан первое, куда вы попадаете это на Площадь Святого Петра, её еще называют Пьяцца Сан Пьетро (итальянское название Piazza San Pietro). Площадь является самой большой и центральной площадью не только Ватикана, но и всего Рима.

Эта площадь грандиозных размеров в виде двух симметричных полукружий. По периметру с двух сторон площадь обрамлена полукруглыми колоннадами тосканского ордена, спроектированными самим Джованни Бернини.

В центре площадь украшает памятник архитектуры и истории высоченный двадцатипятиметровый египетский обелиск.

На площади проходят службы и церемонии. Участие во многих из которых принимает сам глава всей католической церкви - Папа Римский.

Во время служений на площади расставляют стулья, а вход на площадь строго через охрану и металлоискатели.

Здесь, на центральной католической площади мира собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. И мы не обошли это зрелище стороной, попали на одно из служений в воскресный день. Народу всех возрастов собралось просто тьма, было не протолкнуться.

Процессия службы

Центральным и самым красивым зданием площади является Собор Святого Петра или Базилика Святого Петра (латинское название Basilica Sancti Petri, итальянское - Basilica di San Pietro). Это главный католический собор мира, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, а также крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Собор является великим и значимым памятником архитектуры и истории эпохи Возрождения. Над его созданием трудились величайшие мастера всех времен - Рафаэль, Микеланджело, Браманте и Бернини.

Собор св. Петра был официально признан величайшим творением мировой архитектуры.

После того, как вы посетите площадь Святого Петра, перед вами предстает прекраснейшая Базилика св. Петра. Собор находится прямо на площади, являясь самым красивым и основным сооружением площади. Именно сюда ежегодно стекаются тысячи туристов и паломников.

Вход в Собор здесь же, справа на площади. Чтобы попасть внутрь Храма, нужно отстоять большую очередь, порой очередь огибает всю площадь. Но переживать не стоит, очередь движется довольно быстро. Мы, несмотря на большую толпу народа, стояли всего 15 минут. При входе в Собор вы проходите через металлоискатель и охрану, охрана не пропускает людей с оголенными плечами, что мужчин, что женщин. Так уж заведено, вход в католический храм только с закрытыми плечами. При нас, нескольких молодых людей в майках развернули обратно. Я тоже была в майке, но нас вовремя предупредили люди стоящие вместе с нами в очереди и мы в ближайшем магазине купили платок.

На площади снуют представители турфирм и предлагают за деньги - 20-25 евро провести вас в храм и музеи без очереди. Обман конечно, рассчитанный на неосведомленного туриста. Вход в собор и музеи и так бесплатный, народу хоть и кажется много, но очередь движется быстро. Так что не стоит платить им деньги.

Собор Святого Петра огромный и величественный, с множеством залов богатого оформления, украшенных узорами мозаики, лепниной, позолотой и полукруглыми высоченными сводами. Зайдя внутрь от всего увиденного просто дух захватывает, описать то, что при этом ощущаешь очень сложно. Это и восторженная радость, и восхищение, и удивлений, и некий трепет от личного прикосновения к одному из величайших творений человека, таящего в себе дух прошлых столетий. Это вам не по телевизору передачу смотреть…

В Базилике находится масса алтарей, надгробий и статуй, также присутствует множество замечательных произведений искусства.

За дополнительную плату можно подняться на Купол Собора Святого Петра. Для этого необходимо выйти из Собора и справой стороны будет вход на купол. Вход платный, можно подняться пешком, это стоит 8 Евро с человека или часть пути проехать на лифте, заплатив по 10 Евро с человека. Мы, конечно же, пошли пешком.

Обязательно поднимитесь на купол, оно того стоит!!!

Сначала подъем осуществляется по широкой и просторной лестнице. Затем выходишь на открытую террасу, часть пути пройдена. Сюда же прибывает и лифт. Дальше все идут пешком. Здесь же находится сувенирный магазин, в котором можно приобрести магнитики, скульптурки и прочие товары с символикой Ватикана.

Дальше, по винтовой лестнице огибающей купол, подъем осуществляется уже на сам купол Собора. Лестница становится всё уже и приобретает наклон, характерный для формы купола. И ты идешь сначала прямо, а потом приходится уже изгибаться.

Поднявшись под самый купол можно вблизи разглядеть свод купола украшенного росписью, а также посмотреть сверху на залы Собора, просто красота. Заметим, что купол Собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки увенчанной крестом, это самый высокий купол в мире.

Налюбовавшись архитектурой купола, выходим на открытую смотровую площадку.

Папские, Ватиканские сады

Вышли на смотровую площадку купола Собора Петра. И здесь взору открывается прекраснейшая панорама Папских, их еще называют Ватиканских садов.

Эти сады являются одними из самых охраняемых мест в мире. Это самые красивые сады Европы и место, где можно прекрасно отдохнуть, разумеется, только избранным))

На территории садов можно видеть много лужаек, фонтанов и зелени. Ну и конечно же резиденций и административных зданий. Только представьте, утром, когда солнце ещё не высоко и не так греет, папа или ещё кто неспешно прогуливается по аллейкам садов с чашечкой горячего ароматного кофе в руках, любуясь фонтанами, слушая, как журчит в них водица и поют птички, а вокруг тишина, покой и умиротворение…

Помимо садов с купола открывается не менее прекрасный вид на Рим

Мы долго высматривали трубу, из которой при выборе очередного монарха идет дым. В округе мы узрели лишь одну трубу. Думается это и есть та самая труба, из которой при выборе нового Папы, если собрание кардиналов приходит к единому мнению, идет дым от сжигаемых бюллетеней, говорящий о результатах голосования. Причем, если решение не принято, то цвет дыма черный, а если принято, и папа избран, то белый. Ведь голосование, тайная и закрытая процедура и только благодаря дыму можно узнать об избрании Папы.

Папская почта или почта Ватикана

На площади, справа от Собора Святого Петра находится почта Ватикана. Это одна из самых надежных и быстрых почт в мире. Срок доставки писем в любую точку мира составляет сутки.

Вы можете зайти на почту выбрать открытку и за дополнительную плату отправить своим друзьям или знакомым весточку из Ватикана. Почта доставляет около 8,5 миллионов писем и открыток ежегодно.

Также на почте осуществляется продажа памятных марок. Памятные марки выпускают по различным случаям - избрание нового папы, праздникам, в честь дня Ватикана, дня рождения папы Римского и прочим подобным мероприятиям. Продажа марок является основной и очень прибыльной деятельностью папской почты.

Сейчас мы немного расскажем о других местах, которые также находятся в Ватикане. Попасть внутрь нам естественно никто бы не дал, поэтому отсутствуют фотографии. Вход в эти места только по специальным пропускам, выдаваемым строго гражданам Ватикана и то не всем. Почему? Да потому что цены там обалдеть какие низкие, а качество обалдеть какое офигенное.

Аптека Ватикана

Аптека Ватикана является самой старой в мире и расположена возле ворот святой Анны. Именно в этой аптеке можно найти самые редкие медикаменты мира. Лекарства отпускаются по рецептам.

Поскольку в Ватикане нет налогов, то стоимость всех лекарств в аптеке на 12-25% ниже, чем в других аптеках Италии и Европы. Лекарства здесь продаются как бы по системе duty free.

Благодаря низким ценам и большому ассортименту редких и уникальных препаратов аптека очень популярна у жителей Рима, но получить разрешение на ее посещение лицам, не имеющим отношения к Ватикану непросто. Такое разрешение выдается только в том случае, если необходимого лекарства нет в аптеках Италии или другой стране Европы и у заявителя есть на него рецепт. Для получения разрешения на покупку лекарств в аптеке одного рецепта мало, необходимо также заполнить определенное заявление и, помимо рецепта, предъявить паспорт или другое удостоверение личности. Для высшего церковного духовенства и служащих Ватикана такого разрешения, разумеется, не требуется.

Супермаркет Ватикана

В Ватикане находится всего один супермаркет, зато какой. Качество товаров высокое, а цены намного ниже, чем в других магазинах Рима. Вот только право посещать и делать покупки в этом супермаркете имеют лишь люди, обладающие специальным пропуском DIRESCO, выдаваемым губернатором города.

Ватиканский торговый дом

Ватиканский торговый дом расположен в здании бывшего железнодорожного вокзала. Вход также ограничен. В торговом доме, по-нашему торговом центре, можно найти широкий ассортимент товаров электроники и дорогих часов. Как и в супермаркете, все товары торгового дома дешевле на 20-40% чем за территорией Ватикана.

Автозаправки в Ватикане

На территории Ватикана расположено несколько автозаправочных станций. Думаю, вы уже сами догадались, что воспользоваться ими могут только приближенные к Папе особы со специальным разрешением, а цены на топливо на 30-35% дешевле, чем во всей Италии.

В этот раз попасть в музеи Ватикана нам не удалось, к вечеру уже устали. В следующий раз обязательно посетим все музеи и расскажем про них на страницах данного блога. Если вы планируете свое путешествие в Рим, то выделите на Ватикан пару дней. Поскольку он настолько красив и необычен, что одного дня для восприятия будем недостаточно, а бегать, лишь бы всё успеть, согласитесь, не самая удачная идея.

Дата публикации: 2014-07-16

(итал. Piazza San Pietro) - площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра , который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.

На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).

Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос - камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.

Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина , построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра . В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.

Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная - оформлена двумя колоннадами.

По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.

Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.

В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».

В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви.

Собор и площадь Святого Петра:

Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика Святого Петра) — католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. До 1990 года собор св. Петра в Риме являлся самым большим христианским собором в мире, в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот"д Ивуар (Берег Слоновой Кости).

Собор Святого Петра и площадь Святого Петра:

Размеры собора Св. Петра просто потрясают. Он занимает площадь в 22.067 кв. м. Высота собора - 189 м, длина без портика - 186.36 м, а с портиком - 211.5 м. Архитектурный стиль: Возрождение и барокко.

История

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). На арене цирка во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. Св. Климент, тогдашний римский епископ, с верными учениками апостола сняли его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

План реконструкции Цирка Нерона:

План-реконструкция цирка Нерона, наложенный на план собора. St. Peter"s Tomb - могила Св. Петра

Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте , в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).

После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини , создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Площадь Святого Петра. Бернини:

Фасад

Высота фасада, построенного архитектором Карло Мадерна, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.

Карло Мадерна (Maderna; 1556-1629) - римский архитектор, ученик своего дяди, Доменико Фонтаны. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра.

Фасад Собора Святого Петра. Архитектор Карло Мадерна:

Статуи апостолов Петра и Павла:

На Пасху 1847 г. папа Пий IX решил заменить статуи апостолов Петра и Павла, стоявшие перед собором. Старые статуи переместили в библиотеку Сикста IV, а на их место поставили статуи, изготовленные для собора Св. Павла (St. Paul"s Outside-the-Walls). Автор: венецианский скульптор Giuseppe De Fabris, 1838-1840. В правой руке апостола - ключи от рая, в левой свиток со словами "ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM" (и дам тебе ключи Царства Небесного, Мф. 16:19).
Автор статуи Св. Павла - Adamo Tadolini, 1838. В правой руке апостола - меч, его символ, в левой - свиток со словами "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе", Фил. 4:13, на идише.

Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Врата смерти названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии.

При подготовке к юбилейному 1950 году папа Пий XII в 1947 г. объявил конкурс на создание трех дверей, ведущих из портика в собор. Самым выдающимся художником среди победителей стал Giacomo Manzu. Дверь изготовлена в 1961-64 гг. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти. Вверху справа - распятие Спасителя, слева - успение Богородицы. Ниже - рельефы с гроздью винограда и снопом колосьев, служащими одновременно ручками двери. Умирая виноград и пшеница превращаются в вино и хлеб. Во время таинства евхаристии они преображаются в Тело и Кровь Христовы, то есть в хлеб жизни и в вино спасения.

Внизу справа изображены: смерть первомученика Св. Стефана; смерть папы Григория VII, защищающего Церковь от притязаний императора; смерть imporvised in space; смерть матери дома перед плачущим ребенком.

«Врата смерти»:

Врата смерти (фрагмент):

Внизу слева (фрагмент): изображены убийство Авеля, мирная смерть Иосифа, распятие Св. Петра и смерть "доброго папы" Иоанна XXIII.

В собор ведут пять дверей. Последняя дверь справа - Святая (3,65 м х 2,30 м), и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Святые врата:

Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой квадратный ящичек, в котором хранится ключ от двери. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Замурованные Святые ворота (с Крестом):

Святые ворота открыты. В двери проходит Иоанн Павел II в 2000 г.:

24 декабря 1949 деревянные панели, выполненные в 1749 г., были заменены на бронзовые, автор Vico Consorti, "мастер дверей" как его называют.

16 прямоугольных панелей разделены гербами 36 римских пап, праздновавшие очередные юбилейные годы. Основная тема сюжетов, изображенных на панелях, это искупление грехов человека по милости Божией.

Господь стучит в дверь каждого и ждет, что мы откроем ему.

Панели Святой двери. 1-й ряд:

Панели Святой двери. 2-й ряд:

Панели Святой двери. 3-й ряд:

Панели Святой двери. 4-й ряд:

Юбилейным годом периодически провозглашался Святой год , в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов. Эта традиция имеет своё начало в Книге Левит Ветхого Завета Библии (25:10): «… и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя».

Древнееврейское слово yo-bale" (отсюда слово "юбилей") означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. В течение всего года работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Проданные или заложенные дома (за исключением находящихся вне стен города или на Святой земле) безвозмездно возвращались их изначальному владельцу или его полноправному наследнику, а все долги отпускались.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение индульгенций, отмену наложенных епитимий. Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. После Бонифация VIII было решено отмечать юбилей каждые 50 лет, затем — каждые 33 года (в честь земной жизни Христа). В 1470 г. папа Павел II принял новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. В начале 2000 года, названным Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые в истории произнёс пространную Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершённых членами церкви на протяжении истории.

Интерьер

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Собор Святого Петра, Ватикан. Вид внутри базилика Святого Петра
от главного входа:

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Статуя Святого Петра:

Статуя Святого Петра (так стесана ступня поцелуями паломников):

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Первый камень нового собора папа Юлий II заложил 18 апреля 1506 г. в основание одного из этих столбов (со статуей Св. Вероники).

Купол Собора Святого Петра (Dome of St. Peter"s Basilica):

В 1624 г. Урбан VIII заказал Бернини создать 4 лоджии в этих столбах для хранения реликвий. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

Ниже лоджий в нишах столбов стоят огромные статуи, соответствующие реликвиям, хранившимся в лоджиях. В настоящее время часть этих реликвий находится в других местах.

Статуя апостола Андрея Первозванного.

Реликвия - голова святого.

Реликвия была привезена в Венецию Thomas Palaiolagos, последним правителем Morea, спасавшимся от турецкого вторжения на Пелопоннес, и подарена Пию II (1460). Как знак дружбы с греческой православной церковью в 1966 г. папа Павел VI преподнес реликвию в дар церкви Св. Андрея в городе Patras, где святой умер.

Реликвия - копье Лонгина.

Как и его предшественники, папа Иннокентий VIII пытался остановить вторжение турок, но это ему удалось без крестового похода, который он планировал совершить. Pierre d"Aubusson захватил в плен Djem, брата и соперника султана Баязида II. Султан и папа заключили в 1489 г. соглашение, по которому Djem находился в плену в Риме, а султан покинул Европу и каждый год платил выкуп. В 1492 г. Баязид подарил папе фрагмент копья, которое, как считалось, принадлежал сотнику Лонгину (сведения из saintpetersbasilica.org).

Статуя Святой Равноапостольной царицы Елены:

Реликвия - частицы Животворящего креста.

Многие фрагметы Святого Креста, хранившиеся в соборе, были подарены другим церквям. Поэтому папа Урбан VIII решил частицы, хранившиеся в церкви St Anastasia и соборе Санта-Кроче-ин-Джерусалемме (итал. Santa Croce in Gerusalemme, что значит «Святого Креста в Иерусалиме» — одна из семи паломнических церквей Рима, расположена к югу от Латерана), переместить в собор Св. Петра.

Статуя Святой Вероники. Автор - Francesco Mochi, 1629 г.:

Реликвия - часть плата с изображением Иисуса Христа.

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится первая работа Бернини в соборе (1633 г.) — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов, работы Francois du Duquesnoy. Среди этих ангелов, одна пара ангелочков держит символы папы - ключи и тиару, другая пара ангелочков держит символы Св. Павла - книгу и меч.

Киворий (балдахин) Baldacchino. Бернини:

Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенный в Рим после взятия Иерусалима. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Для кивория потребовалось огромное количество бронзы. 100.000 фунтов (37 или 45 тонн, все зависит от того какой фунт использовался для измерений) сняли с купола собора, потом столько же прислали из Венеции и Ливорно. Когда и этого не хватило, то по приказу папы Урбана VIII (Барберини) разобрали конструкции, которые поддерживали крышу портика Пантеона. Именно тогда Pasquino сказал свою крылатую фразу: "Quod non fecerunt Barbari fecerunt Barberini" (что не разрушили варвары, разрушил Барберини).

Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен 4-этажному зданию. Шедевр Бернини стал олицетворением стиля барокко.

Главный алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь освящен папой Климентом VIII 5 июня 1594 г. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.

Главный алтарь называется папским:

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра. Называется этот спуск Confessio (исповедальня), потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. апостола Петра.

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола):

Место хранения мощей Святого апостола Петра:

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.

Кафедра Святого Петра и Слава (The Chair of Saint Peter):

Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Кафедра Святого Петра и Слава (фрагмент) Отцы Церкви

Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.

В 1568 г. папа св. Пий V признал Отцами Церкви четырех православных святых: Иоанна Златоуста (John Chrysostom), Василия Великого (Basil the Great), Григория Богослова (Gregory of Nazianzus) и Афанасия Великого (Athanasius of Alexandria).

Святые Амвросий Медиоланский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и блаженный Августин:

22 февраля католическая церковь отмечает праздник Кафедры Св. апостола Петра, являющейся символом его проповеди Слова Божия в Риме. Собственно кафедрой то для Св. Петра служил простой деревянный стул. Впоследствии его укрепили и украсили, как предполагают в Византии. Бернини выстроил композицию так, что кажется что кафедра парит в облаках, поддерживаемая Отцами Церкви (статуи высотой 5 м). Основание алтаря изготовлено из аквитанского черно-белого мрамора и яшмы из Сицилии.

Правый неф

Первой справа находится Капелла Пьеты, прежде Распятия. Капелла переименована в 1749 г. после перемещения сюда "Пьеты" Микеланджело, до этого сменившей несколько мест в соборе. Капелла украшена мозаиками, выполненные F. Cristofari по рисункам Ferri и Pietro da Cortona. Последнего называют Бернини живописи из-за количества и значения его работ для собора. Над алтарем находится фреска "Триумф Креста" Lanfranco, единственная фреска с соборе, не переведенная в мозаику. В капелле Святых Таинств находится единственная в соборе картина, написанная маслом.

Капелла Пьеты, прежде Распятия:

В капелле находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета». Она была создана Микеланжело в возрасте 25 лет на рубеже XV и XVI столетий. Заказ на скульптурную группу был получен 26 августа 1498 г. от кардинала Jean Bilheres de Lagraulas, посла французского короля; закончена работа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Скульптура предназначалась для надгробия кардинала. Пьедестал выполнил Francesco Borromini в 1626 г.

Пьета, или оплакивание Христа. Микеланджело:

После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
21 мая 1972 г. в субботу перед Троицей Laszlo Toth, венгр из Австралии, с криком "Я, Иисус Христос!" нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Все удары пришлись по Богородице. За два года до этого нападения немец отбил два пальца у статуи папы Пия VI.

Рядом хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.

Рядом с Пьетой располагается небольшая капелла Святых таинств.

Капелла Святых таинств:

Вход в капеллу закрывает кованая решётка, выполненная по рисунку Борромини. Вход в капеллу для туристов закрыт. Сюда можно зайти только для молитв.

Великолепная дарохранительница работы Бернини (1674 г.), позолоченная бронза:

Центральная часть дарохранительцы выполнена в виде часовни-ротонды Темпьетто архитектора Браманте (1502), находящейся во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на Яникулийском холме (восьмой холм) в Риме.

Рядом с капеллой Святых таинств находится надгробие Григория XIII,

Слева - аллегория Религии, держит скрижали с законом Божиим. Справа - Знание.

Надгробие папы Григория XIII:

Барельеф напоминает о осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). За 4 октября 1582 г. последовало 15 октября. 4 октября - это день памяти св. Франциска, который ни в коем случае не должен был быть пропущен. Папа изображен вместе с выдающимися астрономами и математиками, включая Jesuit Priest Ignatius Danti, отца Clavius из Bamberg и Antonio Lilio из Калабрии. Дракон внизу - гербовое животное рода Boncompagni.

Папа Климент XI, уговариваемый кандиналом Buoncompagni (двоюродным братом Григория), заказал это новое надгробие.

Надгробие Матильды Каносской:

В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.

Папа Урбан VIII в конце 1633 г. заказал это надгробие. Он хотел почтить память этой выдающейся женщины. 10 марта 1634 г. ее тело был перевезено из Мантуи в собор, где надгробие уже было готово.

На барельефе работы Stefano Speranza изображен Генрих IV, преклонивший колени перед Григорием VII 28 января 1077 г.

Вверху арки Matteo Bonarelli, Andrea Bolgi и Lorenzo Flori изваяли путти, держащие корону, герб и девиз: TUETUR ET UNIT (Защищаю и объединяю).

Алтарь святого Иеронима:

Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Иероним Стридонский
Евсевий Софроний Иероним (лат. Eusebius Sophronius Hieronymus; 342, Стридон на границе Далмации и Паннонии — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается как в православной, так и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. День святого Иеронима отмечается католиками 30 сентября. Память в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 15 июня (по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня.

Надгробие Климента XIII. Скульптор Канова (1792 г.):

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини, 1678 г. Последний шедевр 80-летнего Бернини.

Надгробие Александра VII, скульптор Бернини (1678 г.):

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

Алтарь "Преображение Господне". Рафаэль, 1520:

Кардинал Джулиано ди Медичи, будущий папа Клемент VII, заказал эту картину в 1517 г. Рафаэлю для французского собора в городе Нарбонна - кафедры кардинала. Закончив только лик Иисуса Христа, Рафаэль умер в Страстную пятницу в 1520 г. Картину закончили ученики Рафаэля - Джулиано Романо и Франческо Пенни. Вазари писал, что неоконченную картину выставили около изголовья смертного одра Рафаэля, разрывая сердце всем, кто ее видел. Картина осталась в Риме в палаццо Канчеллерия, а затем помещена в церкви Сан Пьетро ин Монторио после 1523. В 1797 г. Наполеон вывез ее в Париж, картину вернули назад в 1815 г. Женская фигура внизу символизирует Церковь, дарующую мир, надежду и веру.
В картине соединены два сюжета - преображение Христа и эпизод о встрече апостолов с бесноватым мальчиком, который был исцелен Иисусом Христом, сошедшим с горы Фавор. Сама картина сейчас находится в Пинакотеке Ватикана, а в соборе - ее мозаичная копия.

Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Надгробие Иннокентия VIII (1498 г.), скульптор Антонио Поллайоло:

Надгробие папы Иннокентия VIII (1498 г.), фрагмент:

В левой руке папа держит наконечник Святого копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в его смерти. Этот наконечник был подарен римскому папе турецким султаном Баязидом II, в обмен на то, чтобы в плену в Риме находился его заклятый враг, он же брат султана. Острие этого наконечника, хранившийся в Париже, исчез во время Великой французской революции.

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт:

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.


Вид на собор и

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Как добраться

Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271

Карта

Отели в Ватикане

Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.