Вилла адриана в тиволи история создания. История архитектуры. Вилла Адриана - многовековая история императорской резиденции

Тиволи (в древности Тибур) находится в 35 км от Рима на на склонах Тибуртинских гор. Со времен древнеримской республики являлся популярным летним курортом, привлекательным прохладным и свежим воздухом, живописными видами, целебными источниками и водопадами...

Немного логистики...
Малобюджетно добраться в Тиволи можно на электричке от вокзала Тибуртина или же на автобусе от станции Ponte
Mammolo (метро, линия B). Решили туда на автобусе, заодно ознакомиться с районом Ponte Mammolo, упоминаемом в
романе П.П.Пазолини "Шпана"(Ragazzi di Vita), а обратно на электричке.Билеты на автобусы системы Cotral приобретаются в пиццерии.Очень долго обьяснял английским бабушкам (на дальнем плане), которых спас от бесцельных поисков кассы или автомата, что для Италии это - нор-маль-но:-).

Обилеченные бабушки выходят на терминал, на поручнях и около, кучкуется арабская молодежь, их роль будет выяснена
позднее...

Посадочный терминал. Там где народа мало, значит, что автобусы отходят не в Тиволи...

Посадка в автобус до Тиволи выглядит как-то так (фото из инета)...вот тут и проявляются смуглые хлопчики, выжидающие
поодаль момента открытия дверей и спуртующие в обход более-менее цивилизованной очереди. Судя по молниеносным и
слаженным действиям стаи, это их постоянная практика. Но сегодня был не их день Потомки великих империй быстро организовали новую Антанту и дали решительный отпор диким басурманам. Русский танкист-гвардеец (ДМБ-86) отжимал аки Балу бандарлогов, дикарей от заветной двери, нежно припечатывая особо упорных к корпусу автобуса малотолератными
110-ю килограммами веса (хотя и болел всегда за "Спартак", но мастерство Александра Павловича Рагулина сильно уважал),
а внучатые племянницы адмирала Нельсона споро и ловко кололи зонтиками бастардов, просачивающихся в обход...

В общем, затея ехать автобусом, мягко говоря - неоптимальная. Не советую. Кроме спортивного характера посадки,
это и получасовое ожидание автобуса, который ходит по расписанию каждые 15 минут. Причина сбоев в расписании в
общем-то прозаична - via Tiburtina, основная вылетная трасса северо-востока Рима - однополосная, на вьезде город в
первой половине дня сильная пробка. Кроме того, автобус останавливается на любой остановке по требованию и
время в пути сильно отличается от заявленного. Да и состав пассажиров оставляет желать лучшего, арабы сменяются индусами, индусы неграми, негры албанцами и т.д., в зависимости от национального состава проживания местечка,
мимо которого следует автобус. Вся эта публика не производит впечатления зажиточного или хотя бы худо-бедно адаптировавшегося социального слоя, большая часть из них откровенно бомжацкого типа, воздух не озонирующего...
В довершение и район Понте Маммоло обозреть не удалось, с терминала ничего не видно, как и с трассы...

Окрестности Тиволи - вид на западную низину....

Неучтенные и заброшенные античные элементы...

Севернее, заброшенные средневековые элементы...

А вот восточная, горная сторона выглядит бодро и гламурно...

Примерно в 6 километрах от Тиволи - Вилла Адриана. Построена в 118-134 г.г. н.э. в качестве летней резиденции императора Адриана.Страсть к искусству и путешествиям Адриана выразилась в построеннии и названии обьектов виллы в честь знаменитых мест и памятников посещенным им в пределах империи. После смерти Адриана его семья и преемники еще пользовались виллой в качестве летней резиденции, но впоследствие практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан провел реставрацию, но уже Константин положил начало окончательному упадку - вывез ряд произведений в Константинополь, чей почин успешно продолжили в VI веке варвары, после которых оставшийся мрамор пережигали на цемент, а оставшиеся статуи и прочие предметы искусства растаскивали по музеям и частным коллекциям. Только в 1870 г. памятник был обьявлен собственностью государства, начались раскопки и реставрационные работы...

Вилла с высоты птичьего полета...

Схема расположения объектов...

Макет виллы...

Сохранившийся участок стены...

По другую ее сторону - Pecile, прямоугольная площадь с озером в центре с двухсторонними портиками(разрушены), по одной
из версий напоминающими императору колоннаду в Афинах...

Останки Palazzo - дворца-резиденции Адриана...

Canopo - водоем в долине между двумя возвышенностями украшенный кариатидами и другими архитектурными элементами,
Сооружение реконструирует святилище бога Сераписа близ Александрии...

Serapeo - имитация того самого храма...

Канопа - один из самых живописных уголков виллы...

Просто рай для фотографов:-)...

Другое, не менее замечательное красотой сооружение - Teatro Maritimo, Морской театр или по-другому Островная вилла. Это
кольцевой канал, окружающий круглый остров с небольшой виллой. Вокруг канала арочная галерея с ионическими колоннами.
Предположительно на острове была личная студия Адриана для уединенных занятий живописью и архитектурой...

Зал дорийских пилястров, предположительное назначение - для судебной администрации...

Останки греческого театра...

Греческая библиотека...

Зал философии...

Вилла не могла быть без собственных культовых сооружений. Храм Венеры...

И естественно, без терм. Без терм не вилла, а так, дачных домик на 6 сотках. Терм было три - Большие (Grande Therme) -
для джентельменов, Малые (Piccole Therme) - для дам. Еще были особые, инновационные, с солнечным отоплением - для продвинутых юзеров:-)...

Большие Термы изнутри, где-то между калидарием и фригидарием:-)...

Сохранившаяся напольная античная мозаика...

А это Cento Camerelle ("сто комнатушек") , предположительно - помещения для обслуживающего персонала. В нижней части
обнаружена подземная дорога, ведущая к Термам и другим зданиям. Возможно, для избавления знатных господ от
лицезрения плебса, хотя и не исключена версия, чтобы не поднималась пыль от скоростных передвижений обслуги...

Это не все, далеко не все. Три часа на осмотр виллы, самый ничтожный минимум, для вдумчивого изучения, здесь
необходимо по самой крайней мере полдня, ну а если взять приличную технику и заняться красивыми фонами и ракурсами,
то - до заката...
Очень жаль, что такие две жемчужины - вилла Адриана и вилла д"Эсте расположены рядом и прямо-таки провоцируют на посещение их за одну поездку...

Вилла Д"Эсте находится непосредственно в Тиволи на месте бывшего бенедектинского монастыря.В XVI веке кардинал
Ипполито д"Эсте получил участок во владение и активно принялся за его расширение и благоустройство. Кардинал происходил из известного клана Борджиа, людей небедных, привыкших к роскоши и крайне амбициозных...

Здание виллы, больше соответствующее категории "замок", выглядит довольно строго, но это с лихвой компенсировалось
роскошью внутренних интерьеров. Кроме шика внутреннего убранства наверняка, есть немалое количество, подобающего
такого рода сооружениям, скелетов в шкафах, мрачных темниц и историй с быстродействующими ядами, но это скорей для
экскурсии в холодные времена года...

Ибо в солнечный погожий денек не очень располагает на такого рода инфернальность, посему экскурсию по вилле неудержимо тянет секвестировать в пользу прогулки на свежем воздухе, по замечательному саду с террасами и фонтанами...

Фонтан Ovato ("Овальный"), по сторонам аллегорические фигуры рек...

Наверху статуя Сибиллы...

Vialle delle Сento Fontane (аллея Ста фонтанов)...

В верхней части однотипные орлы, гербовая птица семейства д"Эсте...

А вот снизу, существа разные, слева похожее на волка, в середине - обезьяна или чебурашка, справа вообще непонятная
шмакозяка:-)...

Fontana dei Draghi (Фонтан Драконов)...

Рядом со сказочным персонажами - драконами, соседствуют вполне реалистичные дельфины. Эклектика, однако:-)...

Rometta - "маленький Рим", с аллегорическими макетами известных мест и фигур Вечного города...

Peschiere - рыбные пруды, с цитрусовыми наноплантациями по периметру...

Рыбки несерьезные, одна плотва мелочь.Возможно, не сезон...

Цитрусовые тоже невелики...

Даже созревшие...

Каскад рыбопрудов заканчивается величественным Fontana di Nettuno...

Нептуна раздражают фотовспышки, в присутственное время он прячется за толщей водного потока...

Над фонтаном Нептуна, фонтан Органа (Fontana dell" Organo), в старые, добрые времена воспроизводил музыкальные
мелодии, благодаря вмонтированному в него специальному органу, звучащему от воздуха прогонямого сквозь трубы
под напором воды...

Техника...Фотоаппарат в руках дикаря...женщины - кусок мертвого железа...средство для заваливания горизонта и
обрезания фрагментов...

Струя не обрезана, горизонт не завален....

Ну обрезалось чутка...дык совсем маненько, зато какая композиция, как подан свет:-)))...

Как и у фонтана Треви, здесь есть свой монетозаборник...

Видите монеты?...я тоже не вижу...но они есть!(с):-)...

Кроме больших артикульных фонтанов, есть масса безымянных, возможно даже неучтенных. Хотя в каком-то источнике называлась общая ровная суммарная цифра 500...

Не все работают, а жаль, очень изящный замысел...

Парк виллы д"Эсте это не только фонтаны. Вот такое дерево, снисходительно поглядывает не только на новорожденое
Средневековье, но и на розовощекую Античность...

Его молодость похоже, бурлила во времена динозавров и ледникового периода...

Не только флора, но и фауна...

Сам город в районе виллы д"Эcте, в центральной своей части, малоинтересен. За исключением только крепости Rocca
Pia, построенной в XV веке одноименным папой за номером II, который не только построил но и многозначительно
провозгласил - "Легче захватить Рим, владея Тиволи, чем взять Тиволи, владея Римом"...

А вот в своей верхней части, именуемой вилла Грегориана, очень даже интересен. Вилла Грегориана это парк с крутыми склонами, водопадами и гротами, созданными в течение многих веков водами реки Анньене. Парк назван в честь папы Григория XVI, начавшему в XIX веке строительство тоннеля для спасения от наводнений. В результате был создан еще
один водопад Grande Cascata (фото его ниже)...

Эта часть города представляет классическое итальянское, так называемое, "застывшее Средневековье"...

Не такое каноническое конечно, как в Civita di Bagnoredgio, но весьма достойное прогулки...

Среди таких домиков...

По таким улочкам...

И таким переулкам...

Здесь, то ли жил, то ли просто мимо проходил, какой-то Мавр...

Двери здесь некомфортно низковаты...

А лестницы, некомфортно крутоваты...

Часто встречающаяся в Италии инсталляция, нечто вроде колесной ступицы замурованной в стену, когда ее вижу под
рукой никого нет, чтобы спросить, потом забываю...Может кто знает смысл?...

Итальянская классика не требующая расшифровки - Средневековье, скутер и котэ....

Хорошо видимо отобедал, чужеземный дядя абсолютно фиолетов...

Останки Античности - храм Весты, а слева гостиница-ресторан Sibilla, одна из целей Тивольского вояжа...

Но сначала культурная программа. Антика превыше всего:-). Справа храм Весты, слева храм Сибиллы...

Теперь можно и закрепить культурные завоевания, практическим изучением природных богатствах земли италийской и
культуры населяющего ее народа, в плане кулинарного экскурса. Единственный ресторан в городе, рекомендуемый авторитетным Gambero Rosso , работающий в режиме pranzo-cena (остальные только cena(ужин). Изучив его сайт , я
понял, что обедать будем только здесь! И не потому что, такой роскошный предбанник:-)...

Такой внутренний интерьер (есть еще изысканный банкетный зал)...

Не потому что, можно контролировать не вставая из-за столика, действия повара у печи...

И не потому что, его посещали такие вот люди...

Не какие-то звезды Голливуда, паче того, российкого шоубиза...

А августейшие и прочие коронованные особы...

В том числе и наши!...

А вот из-за такого антуража...

Мечтал сесть в непосредственной близости от храма Весты...

Чтобы, как бы невзначай, касаться Вечности локтем, но в этот день те столы не накрывались...

Занятая позиция впрочем, тоже была весьма неплоха...

Есть еще и такие посадочные места, с потрясающим видом...

Почему-то вспомнилось нетленное из "Каказской пленницы" - "три порции шашлыка - выбросила в пропасть".
Тот самый, упомянутый выше, водопад Grande Cascata...

Ресторан расчитан безусловно, в основном на туристов, но отношение к гостям не такое, как в некоторых римских,
находящихся в эпицентрах турпотоков. Где слишком четко понимают, что на твое место сразу придет очередной миллион
таких же туристов. Нас радушно встретили и усадили без двадцати три, не сообщая с унылой физиономией, что кухня уже закрылась и вообще...Даже не пришлось оправдываться, что наш график сбился из-за безобразной автобусодоставки.:-)
Никто не торопился на перерыв, приняли, накормили, обогрели.Собственно из-за этого временного нюанса на фото
ресторан и выглядит таким пустынным:-)..
Безукоризненный сервис и блестящая кухня. Немного креативная, но в меру.
На антипасти, далее оказалось, что и вместопасти:-) - fiori di zucca, цветки цуккини в кляре на мотив cucina romana ebraica, но моцарелла отдельно подушкой, анчоус тоже отдельно, плюс бонусный овощной сорбет (паприка, томат, морковь и чего-то там еще)...

На второе abbacchio (из абруццианского ягненка)...

И straccetti di rombo (рыба тюрбо, разновидность камбалы) con zuccini...

На десерт семифреддо, лимонный сорбет и печеньки - комплимент от шеф-повара...

Все это под аккомпанимент веселенького зверька от Серджио Моттура. За последнее десятилетие Лацио очень
сильно прибавило в номинации сухое красное, выпустив с десяток топовых румяных вин. Видимо, наскучило
позиционироваться как чисто "белый регион"....

Бюджет такой, что всех московских рестораторов, ВСЕХ!, хочется загнать в camera del gas, убить об стену, после утопить,
а потом сжечь в печи. А на пепелище долго-долго отплясывать качучу, тарантеллу, джигу-дрыгу и хард-басс.
Утопить можно в этом туалете, хотя наврядли стоить портить такой изящный, подчеркивающий общий уровень,
уголок отдыха:-)...

К ужину пол наверняка подмоют:-)...

Обратно железной дорогой. "Заканчивайте курить, идите в вагон, поезд отправляется!" - вопит и жестикулирует кондуктор.
Хотя до офицального времени отправления еще 7 минут. Но поезд реально отошел через 2 минуты, т.е. на 5 минут
раньше. Дуче перевернулся в гробу, в его времена,говорят, поезда не опаздывали, ходили по расписанию, но чтоб
заранее...Amo l"Italia:-)

От виллы д’Эсте (Тиволи) до виллы Адриана можно доехать только на местном автобусе . Римские проездные, а также тот билет, который вы купили в Риме на автобус Cotral, здесь не действуют. Автоматов возле остановки нет, поэтому билет на местный автобус вам придётся купить в одном из газетных киосков (фиолетовый флажок на карте). Билет на одного человека в одну сторону стоит 1,3 евро (2017 год). Если вы планируете вернуться в Тиволи, то покупайте сразу два билета, а если после посещения виллы Адриана хотите вернуться сразу в Рим – то покупайте один («One ticket to villa Adriana please»).


Автобусная остановка, с которой можно уехать в Рим на автобусе Cotral или на виллу Адриана на автобусах 4 и 4х

Купив билет, идите на остановку , которая находится на противоположной стороне той улицы, где вас высадили, когда вы приехали из Рима (см. жёлтую метку на карте и фотографию).

Здесь вам нужно сесть на автобус 4 и ехать до остановки L.go M. Yourcenar (Villa Adriana) – она находится прямо рядом с кассой виллы Адриана (розовая метка на карте). Номер автобусной линии (Linea 4 или Linea 4x) написан на табличке слева внизу за стеклом (см. фото). Не сядьте случайно на знакомый синий автобус Cotral! N.B. Водители автобусов билеты не продают ! Когда зайдёте в автобус, просто отдайте билет водителю – он его слегка надорвёт и потом компостировать его не нужно (да и негде).

Автобус 4х

Остановки не объявляют (навигатор в помощь). Автобусы ходят с периодичностью 25 – 50 минут (см. расписание на 2017 год). Также можно сесть на этой же остановке на автобус 4х (расписание); он ходит намного реже, но довезёт вас до той же остановки L.go M. Yourcenar (Villa Adriana).

Расписание автобуса 4

Расписание и остановки автобуса 4х

Обратно от виллы Адриана в Тиволи можно уехать с той же остановки, на которой вы вышли. Она находится рядом с кассой (там есть табличка с расписанием автобусов 4 и 4x, а на асфальте нарисован прямоугольник с надписью BUS).

Касса виллы Адриана и остановка автобусов 4 и 4х

Если вам нужно в Рим , а не в Тиволи, то вы можете пройти на ближайшую остановку на улице via Nazionale Tiburtina, на которой останавливаются автобусы Cotral (см. карту – оранжевая метка Tiburtina/via della Serena). Расстояние от виллы Адриана до ближайшей остановки – около километра. Здесь вам нужно будет помахать рукой проходящему тёмно-синему автобусу с надписью Cotral. Заходите, компостируете билет, который предусмотрительно купили ещё в Риме на Ponte Mammolo, и едете до конечной остановки.

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.

Вилла Адриана в Тиволи

Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки – библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей.

Зал философов

Канопа

Вилла Адриана в Тиволи по своему размеру и количеству построек действительно является уникальным сооружением и достоянием человеческой культуры.

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид

В Тиволи находятся две знаменитые виллы: Вилла Андриана и Вилла д’Эсте.

Вилла Адриана

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.


Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки - библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей

В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн.

Основные сооружения

Пойкиле (печиле) — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре, ограниченная 9-метровым укреплением, завершавшимся двусторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен; сами портики разрушены. Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.

Ченто камерелле («сто комнатушек») — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

Здание с тремя экседрами — примыкающее к Пойкиле здание в форме трилистника, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным.

Малые термы

— бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин. В них присутствуют типичные для римских терм фригидарий для холодных, калидарий для горячих и тепидарий для тёплых ванн. Последний находился в восьмиугольной комнате, накрытой когда-то куполом диаметром в 10,5 м. В малых термах был и бассейн с мраморными ступеньками и небольшие комнаты для потения, массажей, гимнастики и отдыха.

Большие термы

— бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком. Обширную прямоугольную площадь на заднем плане занимала палестра для упражнений на открытом воздухе, рядом находился сферистерий — закрытое помещение для игры в мяч. В центре соседней прямоугольной комнаты была раздевалка с выходом в калидарий.

Ближе к малым термам были тепидарий и лаконикум (сауна с горячим воздухом) в виде круглого зала с апсидой. Позади располагался фригидарий. В различных частях терм видны следы сети отопления двойного типа: влажное на основе горячей воды и паров, производимых большими котлами, и сухое на основе горячего воздуха от дровяных печей.

И пар, и подогретый воздух циркулировали в специальных помещениях с двойным дном и по тонким каналам внутри стен.

Канопус

Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехтейона) и двух силенов.

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской.

Претория

— огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания. Он находится слева от Канопы и является одним из лучше всего сохранившихся зданий виллы Адриана.

Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Нимфей — пространство прямоугольной формы между портиком и печиле, ранее считавшееся стадионом.

Термы с солнечным отоплением — баня в виде большой угловой круглой комнаты с широкой ванной и пятью окнами на юго-западной стене

Библиотечный двор размером 65×52 м.

Гостеприимный двор состоявший из десятка спален для приёма преторианцев

.

Павильон Темпе — большая панорамная терраса.

Греческая библиотека

Островная вилла

— кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой, которая состояла из комнат вокруг дворика с колоннадой и рельефным фонтаном. Вокруг канала расположена кольцеобразная арочная галерея, ограниченная цилиндрической стеной, вдоль которой идут 40 ионических колонн. Изначально на остров вели два деревянных подъёмных моста, управляемых только изнутри. Сейчас они заменены кирпичными мостами. Раньше Островную виллу называли Морским театром.

Зал философов

Башня Роккабруна (башня коричневой крепости)

Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. В центре стоит слепок римской копии Венеры Книдской, хранящейся в музее Канопы.

Морской театр


Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.


Мозаика из виллы Адриана

Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.

Мозаика с голубями.римская копия


Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя.

Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.

Дворец императора

Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Помимо прочего, на вилле есть целая сеть подземных туннелей, которые использовались слугами для перехода от одного строения в другое. В 1998-м году на вилле были обнаружены руины храма, который археологи считают храмом Антиноя, фаворита Адриана. Раскопки на территории виллы продолжаются по сей день. Среди уже найденных произведений искусства — мраморная статуя Антиноя, античные мозаики, копии древнегреческих статуй и т. д. Увидеть эти артефакты можно в Ватиканских и Капитолийских музеях.

Урания и Гермес

У Адриана было множество увлечений: ораторство, рисование, поэзия, охота и конечно же архитектура! Архитектор — самоучка, Адриан лично спроектировал свою виллу. По его задумке, вилла должна была стать тем самым местом, где можно было бы укрыться от хаоса Рима.
Адриан много путешествовал по огромным территориям Римской Империи (за 21 год правления в общей сложности он всего 12 лет провел в Риме). Но поскольку он явно отличался склонностью к красоте и искусству, то на своей вилле он воссоздал наиболее интересные архитектурные решения, которые встретил в пути. Здесь есть уголок Египта, Греции, Азии, утопающие в огромном парке

Вибия Сабина

Флора и Парис

Говорят, что Адриан не любил свой дворец на Палатинском холме в Риме, поэтому последние годы своего правления он провел на вилле. Его огромный двор обитал на вилле постоянно, а почтовое сообщение позволяло поддерживать регулярный контакт с Римом, который находится в 29 км от Тиволи. После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в упадок. А в 16-м веке кардинал Ипполито II д"Эсте перевез большую часть мраморных статуй виллы в свое владение неподалеку — на Виллу д"Эсте.

Библиография:

A. Betori, Z. Mari, "Villa Adriana, edificio circolare noto come Sepolcro o Tomba: campagna di scavo 2004: breve sintesi dei resultati", in Journal of Fasti Online,

www.fastionline.org

E. Salza Prina Ricotti, Villa Adriana il sogno di un imperatore (2001) Hadrien: tresor d"une villa imperiale, ed. J. Charles-Gaffiot, H. Lavagne (1999. Milan)

W. L. MacDonald and J. A. Pinto, Hadrian"s Villa and its legacy (1995)

A. Giubilei, "Il Conte Fede e la Villa Adriana: storia di una collezione d"arte", in Atti e Memorie della Società Tiburtina di Storia e d"arte; 68 (1995), p. 81-121

J. Raeder, Die Statuarische Ausstattung Der Villa Hadriana Bei Tivoli (1983) R. Lanciani, La Villa Adriana (1906)

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.