Канатные дороги. Горнолыжные курорты Эльбрус и Чегет (Приэльбрусье) Конечная остановка - «Гара-Баши»

В Кабардино-Балкарии принято говорить, что как магнит привлекает людей со всего мира , и не зря, потому что каждый кто хоть раз побывал в этих чудесных местах обязательно захочет вернуться сюда снова и снова.

Гора Чегет — наиболее доступная обзорная точка с которой открывается великолепный вид на Эльбрус. Обзор на южной стороне не менее завораживающий — потрясающие виды на Главный Кавказский Хребет: гору Донгуз-Орун, ледник Семёрку, Накру, пики Малого и Большого Когутая.

Чегет — это излюбленное место горнолыжников и сноубордистов, а особенно любителей фрирайда — здесь раздолье для внетрассового катания. Если зимой на Чегете очаровывают занесённые склоны и скалы кристально чистым белым снегом, то весной и летом он покрывается зеленью и красивейшими горными цветами. В тёплый сезон популярны трекинг и велосипедные прогулки по Чегету.

Пик горы Чегет в центре. Фотография с Эльбруса.

Поляна «Азау» — это отправная точка на склоны Эльбруса. Находится поляна «Азау» прямо у подножия горы в Баксанской долине. Здесь первые очереди подъёмников, множество различных кафе, где можно вкусно поесть и запастись калориями перед сложным восхождением или продолжительным катанием на лыжах. Также есть отели и пункты проката горнолыжного снаряжения. Здесь же на поляну «Азау» выходит единственный выкат по трассе.

На поляне Азау .

Станция «Старый Кругозор» — первая станция на склоне Эльбруса после первой очереди маятниковой канатной дороги стартующей с поляны «Азау». Здесь чаще всего можно наблюдать восторженных людей оказавшихся на Эльбрусе впервые, которые обезумевше фотогррафируют всё вокруг. Именно здесь показываются и становятся обозримыми вершины Эльбруса, так как в долине из-за крутого перепада высот их не увидеть за скалистыми вулканическими отрогами. Со станции «Старый Кругозор» можно прокатится на лыжах или сноуборде по живописному и несложному склону вниз в долину к «Азау», но можно сесть на вторую очередь и поднятья ещё выше к станции «Мир».

Станция «Старый Кругозор» и вид на Азау .

Станция «Мир» открывает новую высоту и новые впечатления. Виды вокруг всё больше поражают, а у вершин Эльбруса можно разглядывать детали скал, которые кажутся так близко. На этой станции, также как и на других, можно перекусить и отогреться в кафе.

Станция «Мир» .

Станция «Гара-Баши» является конечным пунктом до которого можно добраться на канатно-кресельной дороге, выше подниматься на Эльбрус можно только пешком или на ратраке.

Приют «Бочки» находится чуть выше от станции Гара-Баши. Это первый приют в котором могут остановиться и акклиматизироваться альпинисты перед восходением на вершины Эльбруса. «Бочки» представляют собой более десятка вагончиков-бытовок, большинство из которых бочкообразной формы, благодаря чему и получили своё название. Бочки символично выкрашены в триколор из цветов российского флага. В каждой «бочке» имеются спальные места, газовые печи, электричество.

Вехняя станция канатной дороги Гара-Баши и «бочки».

«Приют Одинадцати» (Приют 11) — высокогорный приют для альпинистов на склоне Эльбруса. Первое трёхэтажное здание было построено ещё в 1938 году, но в 1998-ом оно полностью сгорело из-за нерушений правил техники пожарной безопасности. Сейчас альпинистов принимает приют построенный чуть ниже, а старый подлежит реконструции на прежнем месте с чистого листа. «Приют одинацати» тесно связан со многими историями восхождений на Эльбрус и является буквально культовым местом.

Знаменитый Приют Одиннадцати.

Приют «Station EG 5300″ — хижина построенная на седловине Эльбруса. Station EG 5300 возводилась по технологиям с использованием современных материалов силами альпинистов энтузиастов. Оранжевая хижина в виде аэродинамического купола, собранная из треугольных сот предназаначалась не для проживания, а для спасения альпинистов терпящих бедствие на Эльбрусе в непогоду. Таким образом планировалось спасти сотни человеческих жизней. Но несмотря на все усилия разработчиков приюта Station EG 5300, хижина всё-таки была разрушена не выдержав нагрузки ураганных ветров на седловине Эльбруса. В ближайшем будущем планируется возобновить проект станции EG 5300 и реконструировать хижину на Эльбрусе с учётом недочётов и погрешностей допущенных при разработке и строительстве первой станции.

Станция EG-5300.

«Ледовая База» — отправная точка для опытных альпинистов по более сложному маршруту к «Приюту одинадцати» через ледник Гарабаши. Добраться до «Ледовой базы» можно по горной дороге петляющей по Юго-Восточному склону Эльбруса из посёлка Терскол проходящей через украинскую обсерваторию, 105-й пикет и водопад «Девичьи косы» между ледниками Гарабаши и Терскол.

Ледовая база. Вид на Эльбрус.

Украинская обсерватория на отроге Эльбруса горы Терскол. Несмотря на то, что филиал украинской обсерватории после распада СССР остался таки украинским, на ней всё же работают и российские астрономы. Обсерватория на Эльбрусе имеет один из самых крупных телескопов в постсоветском пространстве у которого диаметр главного зеркала 6 метров. Насколько известно, частные визиты в обсерваторию не приветствуются.

Обсерватория.

Баксанское ущелье - одно из самых знаменитых не только в Кабардино-Балкарии, но и на всем Центральном Кавказе. По статистике, чисто путешественников, приезжающих сюда ежегодно, в два-три раза больше общего числа населения Кабардино-Балкарии. У такой популярности две причины. Во-первых, Баксанское ущелье - дорога к подножию Эльбруса и Чегета. Во-вторых, это невероятно красивое и необычное место.

Баксанское ущелье .

Национальный парк «Приэльбрусье» включает в себя среднегорную и высокогорную область Кавказа от 1400 до 5642 метров над уровнем моря, в которую входит Главный Кавказский хребет и сам Эльбрус. Национальный парк «Приэльбрусье» образован для сохранения уникальной флоры и фауны. В «Приэльбрусье» под охраной находятся сотни животных и растений, многие из которых уникальны и встречаются только в окрестностях Эльбруса.

Приэльбрусье.

  • По материалам сайта: pro-planet.ru
  • 24 Март, 2015

Дорога по Баксанскому ущелью в Приэльбрусье приведет вас на поляну Азау. Дальше трасса заканчивается. Поселок Азау расположен непосредственно у подножья Эльбруса, на высоте 2300 метров. Здесь есть множество гостиниц, кафе, магазины, пункты проката снаряжения, в общем все, что нужно для туристов. Поселок находится непосредственно возле канатной дороги, что делает его самым популярным для проживания у туристов, особенно для лыжников. Ближайший аэропорт находится в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. От Нальчика до Азау примерно 120 километров.

Если ваша цель – Эльбрус, можно остановиться немного ниже по ущелью в поселке Терскол, здесь тоже есть все необходимое, а за счет перепада высоты даже комфортней, особенно тем, кто приезжает издалека. Многие именно отсюда начинают адаптацию для финального восхождения.

Подъём на Эльбрус на канатной дороге.

Целью нашего путешествия было подняться как можно выше к Эльбрусу. Не на восхождение, конечно, а за один день, куда позволят силы, техника и финансы. Погода была хорошая, и вот что у нас получилось.

Начало канатной дороги на поляне Азау.
Посадка на старый подъёмник.

Для начала решали на какой канатной дороге ехать. Здесь их две, старая и новая. Старая канатка похожа на подвесные трамвайчики, ехать нужно стоя. В кабинку за один раз запускают 12 человек. Цена одного подъема и одного спуска 500 рублей, это до станции Мир.


Поляна Азау. Новая канатная дорога.

Новый подъемник – кабинки на 8 человек. Цена аналогичного абонемента – 950 рублей.

От мира до Гарабаши одноместный кресельный подъемник. Есть новая линия канатки, но она не работает. Возможно запустят к горнолыжному сезону.

Для тех, кто не был на Эльбрусе. Канатная дорога состоит их трех этапов. Первый до станции Кругозор – 3000 метров, вторая до станции Мир 3500 метров, третья до Гарабаши 3780 метров. Дальше снегоходы, ратраки или пешком.

Наш выбор предопределила очередь на старой дороге. Из разговоров стало понятно, что люди ждут больше часа, и мы пошли на новую. Через 5 минут нам выдали карточки –пропуски и мы поехали! Вид из окна открывается невероятно красивый, но фотографировать невозможно, так как кабинка закрывается полностью.


Вот такие виды на ущелье открываеются при подъёме. Внизу видны следы лыжных трасс.

Минут через 10 мы поднялись до Кругозора. И сразу пересели на вторую очередь до станции Мир.


Станция мир. Мы почти на одной высоте с пиками гор.

На станции Мир есть несколько кафе, можно выпить чаю или глинтвейна у камина. Музей памяти Великой отечественной войны. Здесь хранятся военные трофеи, найденные на раскопках в горах. Во времена войны в этих местах велись активные боевые действия.


На станции Мир есть несколько кафе. Мижно выпить стаканчик глинтвейна и полюбоваться природой.

А мы пошли дальше, на кресельную канатную дорогу. Тут пришлось постоять в очереди около часа. Цена билета 200 рублей. Очередь была из-за групп которые поднимались для дальнейшего восхождения. Так же на этом подъёмнике транспортируют продукты и воду для “высокогорных жителей”. Мы были свидетелями подъёма около 20 ящиков воды. Большие рюкзаки перевозятся отдельно, без пассажиров. Вот такие мелочи и занимают много времени.


Подъёмник на Гарабаши одноместный кресельный.

И вот мы в пути к самой высокой станции Гарабаши. Особо нетерпеливые, которые не хотели ждать, покоряли этот отрезок пути пешком.


Сфотографировался на фоне ледника, позади Кавказский хребет.

На Гарабаши мы оказались выше гор! Перед нами панорама на Кавказский хребет.

Приют бочки на Эльбрусе.


Приют бочки. Перед ними проходит лыжная трасса.

Здесь находятся так называемые «Бочки». Это упрощенный вариант гостиниц, где есть все необходимое для проживания. В бочках туристы проходят адаптацию перед восхождением на Эльбрус. Стоимость одного спального места в бочках около 1000 рублей. Подробнее про восхождения, про гидов мы написали в другой статье.

Ратрак на Эльбрусе.


На станции Гарабаши находятся несколько ратраков. Как ни странно, но летом у них тоже работы хватает.

Тут же находится стоянка со снегоходами и ратраками. Стоимость проезда на таком транспорте по Эльбрусу зависит от высоты. Минимум 2000 за снегоход (на двоих) до приюта 11, это 4040 метров высота. И до 75000 за ратрак, который поднимет выше скал Пастухова (точную высоту нам не озвучили, но выше, чем 5100 метров). В ратраке поместятся около 10 человек.


Две вершины Эльбруса. Кажется так близко. Но как тяжело до них дойти.

А мы, в поисках красивых видов для фотографий, решили поднятся чуть выше пешком. Тем более, что метров через 300 по дороге располагались бочки нашего местного друга Асхата, в гости к которому мы и отправились. Нам позволили заглянуть внутрь. Условия, конечно, спартанские, но есть все необходимое.


Внутренняя отделка внутри бочек. Небольшая кухня для альпинистов. Две спальни вместо кроватей -топчан.

Такой домик рассчитан на 10 человек. Пять с одной стороны и пять с другой. Посередине – кухня.


Небольшие группы туристов постоянно встречаются на пути.

Удивило огромное количество людей на Эльбрусе. Одиночки, группы от 2-3 до 30 человек. Возраст абсолютно разный. Эльбрус буквально притягивает альпинистов и просто любителей путешествий со всего мира, одержимых одной целью, совершить восхождение на Эльбрус. Встретили группу девушек из Кувейта, молодого человека из Иркутска, девушку из Италии.


Познакомились с молодым человеком из Иркутска. Позже узнали, что он удачно сходил на вершину Эльбруса

Очень много палаток. Погода была замечательная и настроение у «палаточников» соответствующее! Многие живут здесь по несколько дней, пока не будут готовы к восхождению.

Ратраки и снегоходы напоминают общественный транспорт, безостановочно едут то вниз то вверх.


Эта девушка дошла пешком до приюта 11. А отуда съехала на сноуборде.

Встретили даже девушку на сноуборде! В начале августа! Для катания, если честно, снег в это время слишком мокрый и липкий. Нужно постараться не попасть в ручей.


Иду по маршруту на Эльбрус.

Пока мы бродили по леднику и наслаждались красотой Эльбруса, нашла туча и начал накрапывать дождь. Вот такие сюрпризы погоды в горах. Да и время оставалось немного. Пришлось нам спешить на канатку. Спасибо Асхату, подвез нас на ратраке! Обратите внимания, подъёмник канатной дороги со станции Гарабаши работает до 15:00, так что если не успеете, придётся идти пешком вниз. Подъёмник на станции Мир заканчивает свою работу в 16:00 час. Во время зимнего сезона катания график возможно изменится.


Фото на ратраке с нашим знакомым.

До станции Мир пришлось ехать под небольшим дождем, хорошо, что взяли с собой куртки. Пока спустились вниз дождь закончился, выглянуло солнце.

Отель “Вершина” на поляне Азау.


Отель Вершина.

На этот раз гостиницу мы выбирали поближе к Эльбрусу. Остановились в отеле “Вершина». Одна из известных и старых гостиниц. “Вершина” – одно из самых удобных мест на Азау. Расположена у подножъя горы, в 2- х минутах ходьбы до подъемников. Цена за стандартный двухместный номер 1500 рублей. Все понравилось! В номерах чисто, уютно.


Заселились в двухместный стандартный номер.

Во дворе парковка, беседка, бассейн с живой форелью. Вы можете даже попробовать поймать её на удочку. Спасибо хозяевам за теплый кавказский прием. Обязательно приедем еще.

А вот обедать нам нравится или на поляне Чегет или на поляне Нарзанов. Ехать туда недалеко, цены на еду немного ниже, да и готовят как нам показалось вкуснее. Ну это наше личное мнение, выбирать вам. Кухня везде примерно одинаковая, Кавказская. Хычины, шорпа, шашлык и жаобаур! А еще над мангалами коптится бараний курдюк. Местный деликатес, который мы никак не попробуем.

Экскурсия в горы Приэльбрусья

Незабываемая поездка в горы Кавказа Приэльбрусье.

В Приэльбрусье зоны катания сосредоточены непосредственно на Эльбрусе и на склонах горы Чегет, находящейся недалеко от Эльбруса и знаменитой своими экстремальными трассами, одними из самых сложных в мире. Расстояние между зонами катания - 4 км. В Приэльбрусье построено 12 км канатных дорог, в т.ч. недавно возведенный подъемник гондольного типа, вмещающий одновременно до 500 человек.

Гора Эльбрус - канатные дороги и трассы Эльбрус-Азау

Гора Эльбрус - высшая точка России и Европы - это две вершины потухшего вулкана. Восточная - высотой 5621 метров над уровнем моря, Западная - 5642 метра. Катание на отдельных участках склонов возможно круглый год. Самая высокая и доступная точка для катания «Приют 11» - 4200 метров. До «Приюта 11» можно добраться от станции «Мир» на ратраке. Есть участки трассы доступные начинающим лыжникам. Для начинающих горнолыжников на выкате трассы работает бугель, длиной 300 метров. Общая протяженность трасс составляет более 35 км.


Канатные дороги комплекса Эльбрус-Азау

Первая очередь: Азау - Кругозор

Горнолыжный комплекс «Эльбрус-Азау» берет свое начало на поляне Азау, расположенной у подножия Эльбруса, здесь находятся пункты общественного питания, есть пункт проката горнолыжной экипировки, автоматы по продаже кофе и чая. На поляне Азау имеются две станции канатных дорог:

  • старая маятниковая;
  • новая гондольная дорога.

Обе канатные дороги идут параллельно друг другу. В настоящее время действуют 2 очереди у каждой канатки, 3-я очередь находится в стадии строительства. На 3-й очереди также имеется однокресельная канатка, которая, однако, работает не всегда. От 2-й очереди (станция Мир) выше все желающие поднимаются на ратраках, время подъема до «Приюта-11» примерно 20 минут.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус 1» (2350-3000 м) отходит от станции « Азау» и доходит до станции «Старый кругозор». На обеих станциях имеются кафе и шалычные. Время в пути старой маятниковой дороги - 15 минут.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа была открыта в декабре 2006 года. Она соединяет нижнюю возвратную станцию на поляне Азау с верхней приводной станцией «Старый Кругозор» и установлена параллельно уже существующей маятниковой канатной дороге. Это новейшая модель подвесной канатной дороги гондольного типа с отцепляемыми гондолами. Вместимость одной гондолы - 8 человек. Одновременно работают 58 гондол. Протяжённость трассы составляет 1740 м., перепад дороги - 580 м. Время пути новой гондольной дороги - 5 минут, средняя скорость - 6 м/с. Пропускная способность канатной дороги составляет до 2400 человек в час.

Вторая очередь: Кругозор - Мир

На этой очереди действует старая маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2» и новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа.

  • Маятниковая канатная дорога «Эльбрус - 2»(3000 - 3500 м) начинается от станции «Старый Кругозор» и идет до станции «Мир». Протяженность дороги - 1500 м. На территории станции есть уютное кафе «Мир» и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
  • Новая канатная дорога «Эльбрус» гондольного типа (3000 - 5000 м) была открыта в апреле 2009 года. Она представляет собой новейшую модель подвесной канатной дороги с 8-ми местными гондолами производства французской фирмы РОМА - одного из мировых лидеров в области канатных транспортных систем. Дорога соединяет две горнолыжные станции: «Старый Кругозор» и «Мир». Протяженность дороги - 1800 м., пропускная способность - 2400 чел./час. Время проезда в одном направлении - 5 минут 13 секунд.

Третья очередь: Мир - Гара-Баши

На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус».

  • Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» (3500 - 3850 м) начинается от станции «Мир» и идет до станции « Гара - Баши». Однокресельный подъёмник достаточно старый, работает не стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны Азау 2300 м.

Выше, до станции «Приют 11» (4200 м) можно добраться на ратраках. Все ратраки - частные, поэтому их стоимость колеблется. Ориентировочно, расстояние в 18 км можно преодолеть за 1000 рублей.


Очереди Вид дороги Перепад высот (м) Пропускная способность, чел. / час Время в пути (мин) Длина трассы (м)
Бугель на поляне Азау 2300 м-2500м Бугель ВЛ-400, «Швабры» лягушатника в Азау 200 - 5 500
1-я очередь
Азау (2350м)-Старый Кругозор (3000м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-1»
(20-ти местн. кабины)
650 100 чел/час 12 1740
Гондольная канатная дорога «POMA-1»
(8-ми местные гондолы)
580 2400 чел/час 5
2-я очередь
Старый Кругозор (3000м)- Мир (3500м)
Маятниковая канатная дорога «Эльбрус-2»
(20-ти местн. кабины)
500 100 чел/час 12 1500
Гондольная канатная дорога «POMA-2»
(8-ми местные гондолы)
514 2400 чел/час 5 1800
3-я очередь
Мир (3500м)-Гара-Баши (3780м)
Канатно-кресельная дорога «Эльбрус», 1-но местная 250 130 чел/час,
на ремонте
12 1500
Гондольная канатная дорога 374 на стадии строительства 5


Характеристика трасс комплекса Эльбрус-Азау

Красная трасса «Старый кругозор»

Трасса находится между станциями «Мир» и «Старый кругозор» канатной дороги Эльбрус. Два варианта спуска, один из которых сливается с трассой «Азау», а другой параллельно канатной дороге проходит по широкому пологому участку до «Слоновых лбов» и затем по узкому карнизу шириной в 4 метра выходит к станции «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 90 м, перепад высот - 500 м. Протяженность спуска - 1900 м. Средний уклон трассы - 25. Сложный рельеф, грунт каменистый из вулканических пород, ледниковое основание трассы.

Красная трасса «Азау»

Пологий спуск до «Ольгиного поворота», затем крутой - по желобу протяженностью 50 м с уклоном 35, в конце участка трасса поворачивает налево и по карнизу, мимо высокогорного отеля, плавной дугой уходит влево и выходит на прямой финишный участок под канатной дорогой. Здесь необходимо соблюдать осторожность, так как возможно столкновение с лыжниками, стартующими от верхней станции бугельной канатной дороги ВЛ-350. Протяженность трассы - 2 км, перепад высот - 650 м. Угол наклона - 50 .

Синяя трасса «Гара-Баши»

Трасса расположена между станциями «Гара-Баши» и «Мир» канатной дороги «Эльбрус» и имеет выход на площадку, с которой начинается трасса «Старый кругозор». Максимальная ширина трассы - 80 м, а перепад высот - 300 м. Протяженность - 1100 м при максимальном уклоне 50. Рельеф склона сложный, грунт скальный и каменистый из вулканических пород, базальтовые скалы. Обслуживается канатно-кресельной дорогой «Эльбрус» длиной 1130 м со скоростью 1,75 м/с. Поднявшись еще на 20 м от самой верхней станции, можно попасть в тренировочный лагерь альпинистов к восхождению на «Бочку». До Приюта 11 (4200 м) и Скал Пастухова (4800 м) можно добраться на ратраке. До Седловины (5300 м) в результате естественного отбора добираются истинные герои.

Учебный склон «Азау» (зеленая трасса)

Трасса находится справа от бугельной канатной дороги ВЛ-350 по пологому желобу. Трасса длиной 300 м и с перепадом высот 50 м стартует на высоте 2400 м. над уровнем моря. Средний угол наклона - 15 . Рельеф средний, травянистый покров на вулканических породах, по правой стороне трасса граничит с березовым лесом. Подъемник - БКД ВЛ-350 протяженностью 300 м с перепадом высот 50 м. У подножия Эльбруса ежедневно стоит вертолет. Также возможен перелет на Домбай, катание там и возвращение обратно. Освещение отсутствует, большое количество осадков в Приэльбрусье гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона. Работает хорошо оснащенная служба спасателей. Наиболее опасные места на трассе - камни, скалы, строения огорожены улавливающей сеткой.


Гора Чегет: канатные дороги и трассы

Именно на Чегете (2100 - 3050 м) в 1963 году была построена первая в стране канатная дорога. Высота горы Чегет - 3700 метров. Максимальная высота подъема - 3050 метров. Перепад высот катания - 1140 метров. Трассы Чегета считаются одними из самых сложных на мировых горнолыжных курортах. В России Чегет служит эталоном сложности трасс. На горе Чегет действует 2 очереди канатно-кресельной дороги «Чегет», очередь парно-кресельной канатной дороги "Парная" и сеть бугельно-буксеровочных дорог. Общая длина подъемников - 4300 метров, суммарная протяженность горнолыжных трасс - 20 км, а если учитывать возможность целинного катания, то общая площадь катания составит около 100 км. Гора Чегет расположена в 1 км от поселка Терскол и в 4 км от комплекса канатных дорог Эльбрус.


Первая очередь (2100-2750)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-1» отходит от нижней станции Поляны Чегет и продолжается до станции кафе «Ай» (2750 м). Станция кафе «Ай» располагает смотровой площадкой, откуда открывается великолепный вид на горы. Перепад высот - 650 м.
  • Парно-кресельная дорога «Парная» дублирует ККД «Чегет-1» и также идет от нижней станции поляны Чегет и доходит до станции кафе «Ай».

Вторая очередь (2750-3000)

  • Канатно-кресельная дорога «Чегет-2» отходит от кафе «Ай» и идет до станции Чегет. В пути открывается картина: справа белоснежные шапки Эльбруса, слева - сверкающие вечными снегами вершины Донгузоруна, Когутая и Накры.

Бугельно-буксировочные дороги

  • буксировочная дорога ВЛ-650 - (2750 м - 3000 м) протяженностью 650 метров, время в пути 5 мин;
  • буксировочная дорога ВЛ-300 - (3000 м - 3070 м) протяженностью 300 метров, время в пути 3 мин.

На Эльбрусе открыли третью очередь канатной дороги на участке "Станция Мир" - "Станция Гарабаши" и новую горнолыжную трассу протяженностью около двух тысяч метров.

Новая очередь от станции "Мир" расположена на высоте 3455 метров, высшая точка подъема Гарабаши составляет 3847 метров.

Сегодня мы открываем горнолыжный сезон на самой высокой горе Европы - Эльбрусе, - сказал на торжественной церемонии открытия Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. - Знаменательно, что с этой горой у нас будет ассоциироваться уникальный подъемник, который был построен в этом году от станции "Мир" до станции "Гарабаши".

Глава Минкавказа поблагодарил строителей, которые за короткий срок в сложных природных и климатических условиях смогли возвести уникальное сооружение и подчеркнул, что реализация этого проекта позволит нашим горнолыжникам кататься на Эльбрусе более длительный период времени.

Через этот проект мы также даем россиянам возможность больше смотреть на отечественные курорты и понимать, что сегодня они конкурентоспособны, - отметил Кузнецов.

Новая канатная дорога на Эльбрусе стала самой высокогорной, не имеющей аналогов в России и в Европе. До этого самой высокогорной канатной дорогой в Европе считался подъемник на вершине Эгюий-дю-Миди в западной части массива Монблан, который связан с французским курортом Шамони. Здесь верхняя станция канатной дороги расположена на высоте 3842 метра - на пять метров ниже, чем на Эльбрусе. В условиях строительства в горах, с учетом перепада высот - это значительная разница.

Длина новой канатной дороги - 1675 метров, для ее работы установили 12 опор. При строительстве использовали французское оборудование. Подъемник оснащен восьмиместными гондолами, его пропускная способность составляет 750 человек в час, а в перспективе будет увеличена до 1,5 тысяч человек. Проект реализован АО "Курорты Северного Кавказа", объем капитальных вложений в строительство составил свыше 1 миллиарда рублей.

В Европе выше не строят, и в Европе выше не катаются, - подчеркнул глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков. - Но мы понимаем, что это только первый шаг, что нужно развивать инфраструктуру курорта, чтобы она соответствовала мировым стандартам. И у нас есть реальный шанс сделать в России курорт по-настоящему мирового уровня.

Открытие третьей очереди "Мира" горнолыжники ждали давно - после ввода нового подъемника курорт Приэльбрусье можно с полным правом назвать всесезонным, поскольку снег на этих высотах лежит почти круглый год. Кстати, в 50 метрах от новой станции расположен знаменитый приют для альпинистов "Бочки" - это жилые домики в виде металлических цилиндров, которые использовали при строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Что немаловажно, новый отрезок канатной дороги доступен и для людей с ограниченными возможностями - ширина некоторых гондол позволяет заехать в них на инвалидной коляске. Для посадки в гондолу уровень площадки совмещен с уровнем пола гондолы и на нижней станции, и на верхней. Для доступа на посадочную площадку с уровня земли имеются спецподъемники. Уровень объединенной площадки второй и третьей очереди на "Мире" совмещен, и здесь установлен пандус.

Торжественная церемония открытия нового подъемника дала старт горнолыжному сезону. На поляне Азау для туристов и отдыхающих прошли всевозможные акции и конкурсы. На оформленной горнолыжной атрибутикой фотозоне был установлен инстапринтер, который распечатывал фотографии туристов, опубликовавших свои фото в сети Instagram под хэштегом: #open_kurortelbrus. В ходе мероприятия разыграли приз за большее количество "лайков".

Помимо новой гондольной дороги, любителей горнолыжного спорта и сноуборда ждет новая трасса на участке "Гарабаши-Мир", широкий выкат к станции "Мир" и еще одна новая трасса для катания на участке "Мир-Кругозор".

Заранее были проведены работы по обеспечению безопасности горнолыжных трасс - все проблемные участки вдоль зон катания, с которых периодически срывались камни, укреплены специальными сетками. Появился большой прокат горнолыжного снаряжения, новый магазин спортивной одежды и сервисный центр.

В текущем году с января по март Приэльбрусье посетили 123 тысячи человек. Грядущий горнолыжный сезон - 2016 вполне может побить этот рекорд. Как рассказала руководитель пресс-службы администрации Эльбрусского района Алиса Тарим, места на новогодние праздники в гостиницах и отелях Приэльбрусья были полностью раскуплены еще в августе-сентябре. Причем, в первую очередь были выкуплены апартаменты и люксы. А в начале октября уже практически невозможно было забронировать место в номере эконом-класса. Таким образом, на новогодние праздники единовременно на горнолыжном курорте будет находиться порядка 6-7 тысяч человек - и это только те, кто проживает в отелях. Если учесть людей, приезжающих на экскурсии, Приэльбрусье в первые дни января посетят более 40 тысяч человек.

Можно прогнозировать, что за зимний сезон у нас отдохнет не менее 120 тысяч человек, - говорит Тарим. - А возможно и больше.

До 2020 года на развитие особой экономической зоны "Эльбрус" планируется направить более 6 млрд. рублей, сообщил генеральный директор АО "КСК" Олег Горчев. В конечном итоге на площадке курорта "Эльбрус" предполагается создание комплексной инфраструктуры, рассчитанной на комфортный отдых 15 тыс. туристов в сутки. Общая протяженность трасс на Чегете и Эльбрусе составит более 100 км, а максимальная пропускная способность всех канатных дорог достигнет 54 тысяч человек в день.

Кстати

Самые высокогорные гондольные дороги находятся в Боливии на горнолыжном курорте на горе Чакалтайя - высота 5422 метра, в Китае, на гималайском леднике Дагу - высота станции - 4843 метра, и в Индонезии на куроте Джая - высота 4800 метров над уровнем моря.

Универсальные склоны "Эльбрус-Азау" подходят как профессионалам, так и новичкам-любителям, так как являются привлекательными по своей ширине и опережают по комфортности склоны Чегета .
Эльбрус визуально выглядит как "единая трасса" и подходят для туристов любого класса.

Ежегодно на курорте проходит "открытие сезона", примерно в середине/конце ноября: время когда уже выпало достаточно снега и трассы подготовлены к катаниям. Но все зависит от наличия снега; катание может быть разрешено и возможно как раньше, так и позже.

Катание на горнолыжном склоне горы Эльбрус - это отличная возможность научиться новым видам зимнего спорта и покорить вершины Эльбруса, совершенствуя свои навыки.

План-схема подъемников и трасс ГК "Эльбрус-Азау"

Характеристика трасс ГК "Эльбрус-Азау"

Склоны горы Эльбрус - преимущественно "синие трассы" с переходом в некоторых местах в "красные трассы". На маршрутах имеются ограничители, сетки и указатели, но их не так много. И конечно, в целях безопасности, не нужно выезжать за систему ограждений.

В целом, ГК "Эльбрус-Азау" располагает 7-ю трассами . Единая длина спусков на склонах составляет примерно 11 километров. Совокупность трасс (по длине) от ст. Гара-Баши до Азау составляет 6 километров, от ст. "Приют-11" - около 10 километров, все зависит от того какой вариант маршрута Вы выберите.

Спуски "Эльбрус-Азау" разбиты на трассы разной сложности:
  • "Зеленая трасса" для новичков, считается самым легким участком. Оборудована бугельным подъемником.
  • "Синяя трасса" является более сложной по сравнению с "зеленой", но и более легкой по сравнению с "красной".
  • "Красная трасса" - это сложный участок, подходит для людей со специальной подготовкой катания.
  • "Черная трасса" - самая сложная для прохождения и требует не только особой подготовки, но и специальной экипировки.

Как и на любом горнолыжном курорте, на склонах 1-ой и 2-ой очереди оборудованы места отдыха - кафе, столовые, чебуречные для перекуса, чайные. Есть пункты проката оборудования, мед пункты, туалеты.

Так же на Эльбрусе располагаются небольшие-отели, альпинисты их называют приютами. В основном здесь останавливаются группы, которым предстоит восхождение на Эльбрус. "Приюты" оснащены спальнями, есть столовая, оборудованы водой, газом, светом.

Характеристика канатных дорог ГК "Эльбрус-Азау"

Горнолыжный комплекс "Эльбрус-Азау" включает в себя четыре очереди канатных дорог. Давайте их подробно рассмотрим.

Первая зона

Поляна "Азау" (2 тыс. 350 м) / "Старый Кругозор" (3 тыс. 000 м) ; канатных дорог на этом участке - 2:

  • маятниковая дорога (МКД) - "Эльбрус-1"
  • гондольная дорога (ГКД) - "POMA-1"

Описание. Трасса смешанная - "красная" с переходом в "синюю". Для "красной" трассы характерна крутизна спусков и небольшая ширина, для "синей" - пологость и размашистость.

  • Пропускная способность МКД "Эльбрус1" = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД "POMA-1" = 2 400 чел/час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел.
Вторая зона

"Старый Кругозор" (3 тыс. 000 м) / "Мир" (3 тыс. 500 м); канатных дорог на этом участке - 2:

  • маятниковая дорога (МКД) - "Эльбрус-2"
  • гондольная дорога (ГКД) - "POMA-2"

Описание . Трасса смешанная - "черная" с переходом в "синюю". Для "черной" трассы характерна высокая крутизна спусков и повороты, для "синей" - пологость и размашистость, что намного облегчает катание к концу трассы.

  • Пропускная способность МКД «Эльбрус2» = 100чел/час (подъем занимает 12 мин) кабинки по 20 чел.
  • Пропускная способность ГКД «POMA-2» = 2 400 чел/ час (подъем занимает 5 мин) кабинки по 8 чел.
Третья зона

«Мир» (3 тыс. 500 м) / «Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м); канатных дорог на этом участке - 1:

  • ОКД - 1-но кресельная канатная дорога - функционирует не регулярно (альтернативный подъем на ратраке)

Описание . Трасса «синяя» с перепадами более пологая и размашистая до приюта «Бочки», но одновременно и крутая. После приюта маршрут трассы более узкий и гораздо круче предыдущего участка.

  • Пропускная способность 1-но кресельной дороги = 130 чел/час (подъем занимает 12 мин).
Четвертая зона

«Гара-Баши» (приют«Бочки») (3 тыс. 780 м) /«Приют-11» (4 тыс. 100 м); канатных дорог на этом участке - нет, подняться до отметки 4 100м возможно на ратраках или пешим ходом.

Описание. Трасса смешанная «красная» местами «черная» экстремальная.

Историческая сводка образования ГК "Эльбрус-Азау"

История создания ГК "Эльбрус-Азау" началась еще в 1969году. Именно в этот период была построена и запущена в эксплуатацию 1-ая очередь ККД. Это был настоящий прорыв в сфере обустройства горнолыжных курортов. Первая "Азау" находится на высоте 2200 м над уровнем моря, вторая станция "Кругозор" располагается на уровне 3 000м.

Место создания постройки горнолыжно - развлекательного комплекса было выбрано не случайно - Эльбрус самая величественная гора Европы и России. Пик горы в основном круглый год усыпан снегом и укрыт подо льдом, это великолепная возможность для покорения склонов Эльбруса в любое время года.

Высота Эльбруса насчитывает 5642 метра над уровнем моря. Но подняться для катаний гости горнолыжного курорта могут только до отметки 3 тысячи 780 метров, под названием Гара-Баши.

Началом ГК "Эльбрус -Азау" служит поселок "Азау". Здесь расположены 2 посадочные станции КД: маятник (вагончик) и гондолы (кабинки). МКД и ГКД функционируют параллельно и каждая дорога имеет 2 очереди. Третья очередь работает не регулярно и является однокресельной.

Желающие подняться еще выше, до станции "Приют-11" на высоту 4 100 м. могут осуществить поездку наверх на ратраках. Путь составляет около 20 минут.