Сколько уйгуров проживает в китае. Уйгуры – самая многочисленная национальность Синьцзяна. Самая большая китайская провинция

Уйгуры (уйг. ئۇيغۇر, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú"ěr) - коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В Горном Алтае наибольшее количество уйгур живет в округе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Самоназвание

Уйгуры - один из древних тюркоязычных народов. Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название - уйгуры. Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать». По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур». В состав уйгуров входят следующие этнографические группы: турпанлык, кашкарлык, кумулук, хотанлык, аксулык, яркянтлык, долан, лоблык, чочяклык, учтурпанлык, гулджулук, атушлук, кучарлык, корлалык, мачин, полурлык, абдал.

Расселение и численность

Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгуры в Урумчи

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

Мечеть в традиционном уйгурском стиле архитектуры

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность". Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.


Национальные уйгурские ножи

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.

Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.

Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров противманьчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Казахские уйгуры протестуют

За основу статьи взяты материалы Википедии

Невидимый Холокост

Политика, проводимая Китаем в Восточном Туркестане, является геноцидом. Но жители Восточного Туркестана почему-то не попадают под защиту мировой общественности. Все обращения, направленные в ООН, остаются без внимания. 25 миллионов жителей Восточного Туркестана в настоящее время находятся на грани полного уничтожения. Но мир «не видит» этого бесчинства.

Один из древнейших народов на земле оказался на грани полного уничтожения. Уйгурские тюрки Восточного Туркестана находятся под протекторатом Китая вот уж 250 лет. Китайцы переименовали эту землю в «Синьцзян», что означает «завоеванные земли». А завоевав пространство, они стали истреблять народ. С установлением коммунистического режима в Китае давление на Восточный Туркестан резко усилилось. Началось открытое уничтожение уйгур, протестующих против жесткой политики государственной ассимиляции.

Число уйгур, погибших от рук китайской диктатуры, (расстрелы, казни и принудительные аборты для сокращения численности мусульман) по данным Amnesty International Report достигло ужасающих масштабов:
1949-1952-х гг. 2 800 000 тысяч человек;
1952-1957-х гг. 3 509 000 тысяч человек;
1958-1960-х гг. 6 700 000 тысяч человек;
1961-1965-х гг. 13 300 000 тысяч человек.
Это ли не холокост?

«Культурное» уничтожение

Начиная с 1949 года коммунистический режим Мао, с одной стороны, вел систематическую этническую чистку и уничтожал мусульман, с другой, планомерно заселял их земли китайскими переселенцами. Результаты этой кампании, таков – если в 1953 году в регионе проживало 75% мусульман и 6% китайцев, то в 1982 году численность мусульман уменьшилась до 53%, а китайцев увеличилось до 40%. А в 1990 году перепись населения показала, что численность мусульман снизилась до 40%, а китайцев увеличилось до 53%. То есть операция «геноцид» прошла успешно.

Еще один «метод» ассимиляции, – брак по расчету. Власти практикуют насильственные браки уйгуров с китайцами.
Кроме того, правительство использует мусульман Восточного Туркестана в качестве «подопытных кроликов» в ядерных испытаниях. Впервые испытания в Китае были проведены в 1964 году, в результате чего жители в последующий год около 20 000 детей родились с врожденными патологиями. Ядерные испытания в Восточном Туркестане унесли жизни более 210 000 мусульман. Тысячи уйгур стали инвалидами, резко увеличилось число онкологических заболеваний.
Китай, начиная с 1964 года, провел на полигонах Восточного Туркестана испытания более 50 атомных и водородных бомб.

Главная причина – вера

Основная причина, по которой Китай уничтожает народ Восточного Туркестана – религия. Коммунистический Китай видит Ислам единственным препятствием для установления своей абсолютной власти в этом регионе. Мао в период с 1966 по 1976 годы применял все виды устрашения и давления на народ, принуждая мусульман отречься от веры. Поджигались мечети, запрещались коллективные намазы, закрывались курсы по изучению Корана. Изучение религии, а также преподавание религиозных знаний было запрещено. Но, несмотря на это, уйгурский народ не утратил свою исламскую идентичность.

Продолжающееся и в наши дни давление на мусульман Туркестана особенно негативно отображается на образовании. В университетах преподают только на китайском языке. Но и возможность учиться в таких университетах есть лишь у 20% исламской молодежи. Кроме того, уйгурские учебные заведения плохо оснащены. Если среднестатистическая китайская школа имеет суперсовременное оснащение, то у уйгурской школы не хватает средств даже на закупку учебников.

Алфавит за 30 лет в этом регионе менялся 4 раза. Что это как не вид принудительной ассимиляции, проводимой в регионе? Мао, несмотря на культурную революцию, не тронул китайский алфавит, а уйгурский алфавит сменил кириллицу. Вскоре кириллицу сменила латиница, а для того, чтобы воспрепятствовать налаживанию культурного моста с Турцией уйгурам вновь вернули арабские буквы. Подобная частота смены алфавита привела к непониманию между поколениями. И современные уйгуры уже не могут прочесть свои старинные книги, приобщиться к культуре предков.

Беспричинные аресты и принудительные аборты

Самое страшное это, конечно, беспричинные аресты. Власть считает их наиболее эффективным средством снижения численности уйгурского населения, которое является «потенциальной угрозой действующему режиму». Молодежь вынуждена спасться от облав в горах или пустыне. Но их ловят и сажают.

С 1996 года десятки тысяч уйгур содержатся в лагерях заключения, где подвергаются жестоким пыткам. Суд вершится быстро и просто – либо каторга, либо расстрел. Но самым чудовищным являются принудительные аборты! Беременных уйгурок вывозят из домов и в антисанитарных условиях делают аборты.
События, вспыхнувшие в феврале 1997 года, в этом отношении, показательны. 4-го февраля в 27-ю ночь месяца Рамадан милиция избила железными битами около 30 женщин, собравшихся в мечети, и читающих Коран. Затем бросили их в камеры.

Жители квартала вышли на центральную площадь, требуя их освободить. В ответ, 3 трупа замученных до смерти женщин были брошены под ноги протестующим. Люди пришли в ярость, начались столкновения с властями. За 3 дня беспорядков, с 4 по 7 февраля было убито 200 жителей Восточного Туркестана, более 3500 тысяч человек были помещены в лагеря. В день 8 февраля, в праздник Ураза Байрам, силы безопасности Китая запретили праздничный намаз в мечетях. Это вызвало новую волну протестов и столкновений, в результате чего, число заключенных с апреля по декабрь 1997 года с 58 000 человек возросло до 70 000 человек.
Около ста человек из числа молодежи были расстреляны на площади, и 5 000 человек, совершенно голых были выставлены на показ на площадях. Запад же безучастно наблюдал за всем этим ужасом.

А где ООН?

Для прекращения происходящего необходимо, чтобы про ужасы, творящиеся в Восточном Туркестане, услышал весь мир. Только так можно добиться принятия международных санкций для прекращения геноцида. Но неслышимость и невидимость обрекает уйгуров на полное уничтожение.

Мировое сообщество в ответе за восстановление мирного сосуществования уйгуров и китайцев в рамках одного государства. ООН, членом Совбеза которого является Китай, более полувека игнорирует эту проблему, словно бы ее и не существует вовсе, словно бы не совершается планомерный геноцид этого мусульманского народа.
Но именно ООН может и должно оказать давление на китайское руководство, с требованием решения этой проблемы. ООН создавалось и существует ради одной цели – поддержание и укрепление международного мира и безопасности. Вне всякого сомнения, что международное сообщество, имеет возможности восстановить мир в регионе.

Естественно, Китай вправе требования невмешательства в свои национальные и экономические интересы. И план принуждения властей Китая к миру в Восточном Туркестане и прекращению геноцида уйгур не должен реализовываться давлением или силой. Мировая общественность должна убедить коммунистический Китай в том, что мир в Восточном Туркестане лишь укрепит процветание, экономический и социальный подъем государства. Уважение свободы вероисповедания и национальной идентичности сегодня является основой существования любого цивилизованного государства.

Обеспечение человеческих условий жизни нашим братьям уйгурам, предоставление права свободно исповедовать свою религию, права совершать религиозные поклонения, права сохранить уникальную культуру – справедливые требования и не могут быть оспорены ни в одном государстве, претендующем на право называться цивилизованным

Наша справка

Уйгуры – один из древнейших народов на земле. Современные языки всех тюркских народов развились на базе уйгурского языка. Любой их тюркоязычных народов, живущих сегодня на земле, от Турции и Балкан до Якутии и Алтая, слыша речь уйгур, понимают его и чувствуют в нем истоки своего языка. Уйгуры известны на политической карте этого региона с 3-го века до н.э. как одна из опор Гуннской державы.

Уйгуры имели свою государственность на протяжении 15-ти веков. Этот народ стал основателем тюркской литературы. Уйгурская литература, искусство и архитектура считаются шедеврами мировой культуры, народ этот прославился своей благовоспитанностью, глубокой религиозностью и скромностью. Уйгуры обладают истинными исламскими нравственными качествами, они миролюбивы и сострадательны, уважительны к людям разных вероисповеданий, что явственно видно из всей истории народа. У уйгуров никогда не возникало конфликтов по расовому или религиозному признаку с другими народами, проживающими в этом регионе.

Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы - чантоу, монголы - хотонами. На протяжении долгого времени страна, которую образовали племена уйгуров, называлась Уйгурстан или Уйгуристан, Могулия, Кашгария, Малая Бухария и Восточная Татария.

Где живут

В Китае уйгуры являются вторым крупнейшим тюркским мусульманским народом. Они населяют основные территории северо-запада КНР, пограничные районы Киргизии и Казахстана. В Турции существует крупная диаспора уйгуров. Есть такие общины и в ОАЭ, Пакистане, Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, России, Австралии и Японии. Уйгурские общины образуют традиционные самоорганизации, составляющие один или несколько кварталов в городе под названием малля. Во главе стоят старшины жигит-беши, которых народ выбирает сам. Обычно такие общины являются членами уйгурских общественных организаций, объединенных во Всемирный уйгурский конгресс.

Численность

В Китайской Народной Республике проживет около 11 миллионов уйгуров. 7 000 человек - на юго-востоке КНР в провинции Хунань. За пределами Китая проживают около 5 000 человек, большая часть из них заселяет сопредельные с Китаем страны Средней Азии, где их насчитывается более 300 000: 248 000 в Казахстане, 50 000 в Киргизии, 20 000 в Узбекистане и около 3 000 в Туркмении.

Название

Есть несколько версий происхождения этнонима «уйгур»:

  • по версии тюркского филолога Махмуда Кашгари, Александр Македонский называл противостоящих ему в Центральной Азии всадников «худхуранд», что переводится как «подобные соколу, от которых ни один зверь не может ускользнуть». Со временем это слово сократилось до «худхур», которое позже превратилось в «уйгур»;
  • историк Абулгази в своей летописи «Родословное древо тюрков» вывел этот этноним из тюркских корней и писал, что словом «уйгур» племена назвал легендарный герой и прародитель огузских племен Огуз-хан. В переводе с тюркского он означает «сторонник, присоединившийся, идущий вслед».

История

Исторически этнос уйгуров был образован из территориально отдаленных друг от друга групп населения, которые часто были разного этнического происхождения. Все они проживали на территориях региона Восточного Туркестана. И сегодня уйгурский этнос делится на большое количество этнографических групп:

  • лобнорцы
  • доланы
  • турфанцы
  • хотанцы
  • кашгарцы
  • аксуйцы
  • комульцы
  • яркендцы
  • чугучакцы
  • атушцы
  • учтурфанцы
  • кульджинцы
  • полурцы
  • мачины
  • абдалы
  • корлинцы
  • кучарцы

У каждой группы свои особенности культуры. Основная часть этносов была сформирована как этно-территориальные группы, из-за большого расстояния между оазисными древними поселениями, которые разделялись между собой непригодными для жизни человека частями пустыни Такла-Макан. Некоторые образовались в результате племенного деления.


Китайские генетики провели исследования, которые показали, что уйгуры на 60% принадлежат к европеоидной расе и на 40% - к монголоидной. По их оценке, смешение произошло около 126 поколений назад (2520 лет назад). Позже они провели другую научную работу, которая показала 30% принадлежности к европеоидной расе. Детальные исследования выявили, что народность уйгуры состоит из многих компонентов в разных пропорциях. Процент европеоидной и монголоидной рас отличается в зависимости от места жительства уйгуров. Генетически уйгуры больше схожи с жителями Восточной Азии.

Внешность

Уйгуры шьют одежду в основном из хлопчатобумажных тканей. Праздничную одежду изготавливают из шелка, сукна и бархата. Лобнорцы носят одежду, пошитую из кендыря. Зимой надевают халаты, подбитые шкурками уток. Таглыки раньше производили ткани и одежду из шерсти.

В качестве нижней одежды мужчины носят длинные распашные рубахи с широким длинным рукавом и очень широкие шаровары, которые собираются на шнурке в области пояса. Турфанцы надевают под рубаху короткую рубашку до пояса (калта хантай). Верхним платьем служит халат чапан различных цветов и стеганая на вате, короткая кофта хамча. Чапан шьют на подкладке и покрывают хлопчатобумажной материей, полосатой или темного цвета. У горла и на груди есть застежки, иногда пришиваются пуговицы на шнурке, сложенном вдвое. Пришивается такой шнурок по всей ширине борта. С другой стороны халата он заканчивается петлей.

Зимой уйгурские мужчины носят штаны с ватной подкладкой, подбитые мехом широкие кожаные штаны, бараньи шубы. При езде верхом в штаны заправляют полы шубы или халата. Халат, рубаху и кофту зимой подвязывают поясом, сделанным из свернутого платка. Иногда с левой стороны к поясу подвешивали нож в ножнах, трубку с кисетом или платок. На ноги обувают кожаные чувяки, сафьяновые или кожаные мягкие ичиги красного или зеленого цвета. Если нужно было выйти на улицу, на них надевали галоши (кепиш). Многие носили кожаные, очень высокие сапоги на каблуке с языком спереди, который закрывал колено. На ноги надевали чулки из маты, в холодную погоду их заменяли шерстяными чулками (пайпак).


Головным убором уйгурам служит тюбетейка (борюк, или допа). Старинные вышивные тюбетейки состояли из широкой части цилиндрической формы, с конической или круглой верхушкой. По краю тюбетейку обшивали полоской из вышитой материи. Сегодня все чаще носят квадратные небольшие тюбетейки. Теплые шапки тумаки изготавливают с меховым околышем и на меховой подкладке из выдры и барашка.

Женская национальная одежда состоит из длинного платья туникообразного прямого кроя на кокетке, с прямыми проймами для рукавов и стоячим воротником. Рукава шьются длинными и широкими, иногда с манжетами. Сверху платья надевают безрукавку, которая обшивается каймой в области бортов и воротника. Шаровары снизу широкие и перехвачены у щиколотки, иногда украшены снизу цветной лентой или вышивкой. У платья спереди есть застежка. Раньше девушки носили платья с разрезом в области плеч, а борта и ворот обшивали по разрезу цветной тесьмой, завязывали тесемками или застегивали пуговицами. Замужние женщины из Хотана и Курля, у которых есть дети, украшали платья в области груди нашивками из лент.

Верхняя одежда женщин от мужской отличается отсутствием пояса и более яркими цветами. Помимо стеганой короткой кофты, женщины носят безрукавки и кофты маньчжурского кроя, которые отличаются вырезом ворота и широкой правой полой. Зимняя одежда от мужской не отличается. Бедняки часто носили одну шубу на двоих. Маленьким детям шьют комбинезоны, в которых вместе соединены рубашка, чулки и штаны.


Женщины заплетают волосы в косы. Раньше девушки делали прямой пробор, на лбу оставляли челку и заплетали пять кос. Две косы женщинам разрешалось носить только после рождения ребенка или проведения особого обряда плетения волос. В Турфане такая прическа разрешалась после рождения троих детей. В концы кос вплетаются шелковые черные шнурки с кистями. Иногда вместо них вплетают шелковые шнурки и кисти черного цвета, украшенные ювелирными серебряными подвесками. На голову девушки и женщины надевают тюбетейки, которые от мужских отличаются более богатой вышивкой с бисером и бусами. В холодное время года носят меховые шапки с более широким околышем, чем на мужских. На спину из-под шапки спускается большое покрывало белого цвета, выполненное из маты или кисеи. С передней стороны из-под шапки опущен белый платок из прозрачной кисеи, часто окаймленный кистями и вышитый по краям. Женщины из богатых семей носили шапки с меховым околышем.

Лобнорские женщины поверх шапки накидывают белое покрывало и повязывают его ниже подбородка. В 19 веке уйгурские женщины еще носили шапочки из утиных и лебяжьих шкурок перьями наружу.

Одежду украшают пуговицами, отделанными серебром или золотом, очень часто на одежде делают вышивку в области ворота, кантов и кокетки платья. Из украшений женщины носят кольца с полудрагоценным или драгоценным камнем, браслеты и серьги из драгоценных металлов. Популярны коралловые и стеклянные бусы.


Язык

Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе, современный язык уйгуров называется новоуйгурский и считается преемником уйгурско-караханидского языка.

Новоуйгурский делится на множество говоров и следующие диалекты:

  1. лобнорский
  2. центральный
  3. хотанский

Уйгуры на протяжении всей своей истории сменили несколько письменностей. Предки уйгуров примерно в 6 веке, на основе согдийского создали древнеуйгурское письмо. Широко распространилось уйгурское письмо среди восточных народов: маньчжуров, монголов и тюрков и позже стало одним из официальных письменностей Монгольской империи державы Тимуридов. Некоторые группы уйгуров использовали этот вид письма до 16 века.

С 10 века, после того, как часть коренного населения Восточного Туркестана приняла ислам, среди уйгуров распространилась арабская письменность, которая окончательно вытеснила древнеуйгурское письмо в 16 веке. Уйгуры Восточного Туркестана и по сей день используют арабское письмо. В Центральной Азии уйгуры пользуются письмом на основе кириллицы, которая была введена в советское время.


Религия

Древние уйгуры исповедовали буддизм, тенгрианство и манихейство. В 10 веке, в период караханидского правления, часть уйгуров приняла ислам. Сегодня основная часть верующих уйгуров мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.

Жизнь

Уйгуры издавна занимаются земледелием, торговлей, различными ремеслами, отгонным и пастбищным животноводством. Лобнорские уйгуры занимаются охотой и рыболовством.

Жилище

Жилища уйгуры строят из сбитой глины с соломой или сырцового кирпича. В местах проживания уйгуров, где есть леса, каркас домов делают из дерева и набивают его глиной. Ставят стены без фундамента или делают его из булыжника. Крыша плоская, устанавливается на балках, расположенных поперечно и продольно. Сверху на них укладывается настил из тонких жердей, который накрывают тростниковыми циновками. Сверху стелется тростник и засыпается слоем земли толщиной 10 см, обмазывается глиной. На юге плоские крыши используют для сушки кукурузы, овощей и фруктов.

Окна в жилищах раньше были в виде отверстий, которые делали в центре потолка. Закрывали их деревянными ставнями. Сейчас окна делают в стенах и вставляют в них узорчатую решетку из дерева, которую заклеивают бумагой. Все двери и окна дома выходят во двор, наружные стены глухие. К жилищу примыкают хозяйственные постройки и скотный двор. Огораживается жилище вместе с постройками высокой стеной из глины или живой изгородью в местах проживания, где есть вода. Главная в доме это зимняя комната, перед ней расположена летняя комната. Дома уйгуров выполнены в форме прямоугольника, который разделен на несколько комнат поперечными перегородками с дверями. Полы в домах земляные, утрамбованные плотно глиной. Основную часть комнаты занимает лежанка, высота которой около полуметра, тянется она вдоль стен. Обогревают дома разведением огня посередине комнаты. Дым выходит через отверстие на крыше.

Редко встречаются дома сложного плана с большим центральным помещением. У богатых хозяйственные постройки расположены в особом дворе, у бедных они часто объединены одной крышей, одной стеной или общим входом со стороны улицы. У богатых есть отдельная кухня, комната для гостей и особая летняя комната. В домах зажиточных уйгуров бывает по 20-25 комнат.


Еда

Блюда уйгурской кухни очень разнообразны и у каждого есть своя символика. Холодные блюда делятся на 2 вида: из обжаренных и вареных овощей, блюда из сырых овощей. Салаты заправляют маслом, уксусом и приправами. Из овощей едят редис, огурцы, помидоры, морковь, капусту, редьку, перец, из бобовых - проросшие бобы и фасоль.

Особое место в кухне занимает блюдо гуль тавак, готовят его из овощей, мяса и приправ. Выкладываются ингредиенты в виде цветка. Из первых блюд популярны бульоны, супы с овощами и рисом. Супы с лапшой бывают двух видов: с поджаркой и бульонные. Уйгуры называют такие блюда едой уставших и едой-отдыхом. Приправляют их свежей зеленью и кореньями. Очень популярное и любимое у этого народа блюдо лагман. Состоит оно из длинной лапши и специально приготовленной подливы. Называют лагман блюдом любви. В зависимости от времени года лагман делится на 4 вида, которые отличаются ингредиентами подливы.


Манты готовят на пару в специальных приспособлениях с решетками. Тесто для мант может быть пресное, дрожжевое или кислое. Начинка тоже различная: тыква с луком, мясом, клевер, инжир, айва, овощи, зеленый лук. Готовят уйгуры пельмени чощуря, которые подают молодоженам на второй день свадьбы как символ благополучия и многодетности.

Часто, особенно по праздникам, уйгуры готовят плов, заправляют его изюмом и чесноком. На праздники специально для этого приглашают повара ашпаз . Одно из самых почитаемый древних блюд уйгуров - самса. Это пирожки с начинкой из фарша, лука, овощей, тыквы и фруктов. Готовят их в специальной печи конусообразной формы, в которой выпекают хлеб. Популярен у уйгуров мясной хлеб «гощ-нан», чебуреки «поря» и хлеб-рулет «олух нан».

Особым мастерством нужно обладать для приготовления блюда опкя-есип - начиненные легкие. Когда уйгуры режут теленка, ягненка или барана, они стараются не задеть легкие ножом. Их начиняют смесью из молока, масла, яиц и теста, для этого легкие надувают и только потом вливают в них начинку через сито. Отверстие туго перевязывают и опускают легкие в кипящую воду.

Хлеб пекут из пшеничной и кукурузной муки в виде лепешек. В уйгурской кухне существует более 40 вариантов приготовления хлеба. В казане пекут сдобные слоеные лепешки и блины. На праздники в котле пекут печенье различных сортов.

В рационе уйгуров очень важную роль играет чай. Пьют его с солью, молоком, приправляют сливками, сливочным маслом и сметаной. Напиток разливают в большие пиалы. С жирными заправками чай пьют в основном на завтрак, после обильной пищи пьют черный чай со сладостями. Ферганские уйгуры любят зеленый чай.


Культура

Культура уйгуров своеобразна и богата. Это монументальная культовая архитектура, литературные и музыкальные произведения, изобразительное искусство, в особенности миниатюрная живопись. Ключевым произведением в музыке народа является «Двенадцать уйгурских мукамов», которое было объявлено ЮНЕСКО частью нематериального наследия человечества.

Есть у этого народа огромное количество песен и инструментальных народных музыкальных произведений. Уйгуры мастерили различные музыкальные инструменты, которых насчитывается около 62. Некоторые из них:

  • дутар
  • гиджак
  • тамбир
  • равап
  • сатар

Популярный уйгурский танец - санам. Танцуют его на свадьбах и праздничных вечерах. Исполнять танцы можно под пение и музыкальное сопровождение. Популярен также сама - групповой танец для Нового года (Новруз). Для танцев уйгуры в качестве аккомпанемента используют ручной барабан дап.

Литература уйгурского народа еще с древности была очень богатой. В ней присутствует поэзия, фольклор, проза, религиозная литература, состоящая из переводов буддистских и манихейских текстов. Большой частью литературных памятников уйгуров являются произведения общего наследия тюркоязычных народов Восточного Туркестана и Средней Азии.

Архитектура уйгуров делится на доисламскую и исламскую. Стоит отметить следующие памятники уйгурской архитектуры: Мавзолей Тоглук-Тимура, Мавзолей Аппака Ходжи и самая большая мечеть в Китае Ид Ках.


Традиции

У уйгуров до сегодняшнего для сохранилось много традиций. Существуют и сегодня мужские союзы оттуз огул, что переводится как «30 парней» или «30 джигитов». Вступают в союз мужчины определенного возраста, возглавляют их избираемые лидеры. Цель таких мужских союзов - взаимная поддержка и помощь всем членам союза.

Еще одна традиция мяшряп - старинный обычай, который иначе называется вечером отдыха. Начинается он в конце осени и длится до весны. В кругах собираются мужчины из мужских союзов, которые имеют общие интересы, живут в одном селе или районе. В начале такого собрания участники выбирают главу, который обладает правом назначить музыканта, повара и танцора, а также судью, который наказывает отступившихся членов «Мяшряпа». На собраниях поют народные песни и танцуют. Мужчины беседуют, открывают для себя что-то новое и полезное. Для них мяшряп это также круг друзей, которые всегда готовы прийти на помощь. Иногда люди из союза бывают друг другу ближе, чем родственники. После событий 1997 года в Кульдже, китайское правительство запретило мяшряпы, но уйгуры все равно не отказываются от своих обычаев.


У уйгуров Восточного Туркестана есть традиция повседневного ношения холодного оружия - национального ножа пчак. В течение столетий пчак был символом мужчины и традиционным холодным оружием уйгуров. Даже мальчикам младенцам в колыбель под подушку кладут пчак. Изготавливают эти ножи семьи ремесленников в течение многих поколений. Самый известный район изготовления пчаков - уйгурский древний город Янгигисар. Здесь почти все население занимается этим ремеслом.

У уйгуров есть традиция, согласно которой в семье остается единственный или младший сын, а его старшие братья, которые женились, отделяются от семьи. Браки принято заключать только между единоверцами. Очень осуждается и не одобряется выданье девушки за иноверца. Важным в выборе невесты или жениха является воля родителей. Акт бракосочетания должно подтвердить духовное лицо - имам или ахун. После того, как имам прочтет суру из Корана, молодожены должны съесть размоченную в воде с солью, чаем и молоком лепешку.


Первого ребенка женщина должна родить в доме матери. За 20-30 дней до родов мать жены приходит в дом ее мужа и просит разрешение, забрать дочь к себе. Сопровождают ее близкие и родственницы с подарками. Когда ребенок рождается, все заботы на себя берет мать женщины. Считается, что 40 дней после родов мать и новорожденный особенно подвержены действию злых духов и их нужно оберегать. Все 40 дней к роженице ограничен доступ. Через 12 дней ребенку дают имя. Приглашаются родственники мужа и мулла. В дом женщины до 40 дней приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами в знак помощи молодой матери.

На 40 день проводят обряд купания младенца. Все женщины, которые принимают участие, должны произнести ребенку свои пожелания. После купания младенцу в первый раз стригут ногти и волосы. Следующие дети женщины должны рождаться в доме мужа.

Уйгуры – восточно-турецкий народ, упоминаемый в китайских летописях с 4 века после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, уйгуры называли себя прежние турецкие народы, и название «уйгуры» тождественно с названием финских угров, или югров: при движении на запад турки смешались с финнами и дали свое имя нескольким финским народностям. Но эта теория не может считаться доказанной.

В средние века уйгуры разделялись на две ветви: одна кочевала в , в бассейне , другая поселилась в Восточном Туркестане, где подверглась влиянию китайской культуры и религиозных учений, распространявшихся из () и западной Азии (зороастризм, манихеизм, несторианство, впоследствии ислам). В китайских летописях северные уйгуры упоминаются под названиями гао-гюй, хой-ху и хой-хэ.

В 8 веке, после распадения государства турков-огузов, уйгуры достигли первенствующего положения в и образовали сильное государство, просуществовавшее около ста лет (744 – 840 годы). Им принадлежит основание города Каракорума, развалины которого существуют и теперь и размерами значительно превосходят развалины города того же имени, построенного в 13 веке . Среди развалин сохранился памятник начала 9 века с надписями (китайской и турецкой), открытый Ядринцевым в 1889 году. Из надписей видно, что северные уйгуры, подобно своим южным соплеменникам, подчинились влиянию западных религиозных учений и что уже тогда рядом с древнетурецким алфавитом употреблялся алфавит сирийского происхождения, получивший потом название уйгурского.

Подобно другим кочевым владетелям Монголии, уйгурские ханы вели постоянные войны с китайцами. В 840 году они были разбиты , жившими в бассейне Верхнего , и бежали на юг, в Восточный Туркестан и Тангоут. Об их судьбах в течение следующих веков существуют только догадки.

В эпоху появления монголов (начало 13 века) упоминается только одно уйгурское владение, в Восточном Туркестане, с городами Бишбалык (развалины около Гучена) и Кара-ходжа (развалины в 30 километрах к востоку от Турфана). Владетель носил титул идикута, был вассалом кара-китайских гурханов, отложился от них в начале 13 века и в 1209 году добровольно подчинился Чингисхану.

Уйгурская культура имела значительное влияние на монголов. Во всех государствах, основанных монголами, уйгуры еще в 14 веке и частью в 15 веке сохраняли влиятельное положение, в качестве чиновников монгольских канцелярий и воспитателей монгольских царевичей и других знатных юношей. От уйгурского алфавита происходят алфавиты монгольский и маньчжурский.

Уйгуры были частью буддистами, частью несторианами и считались самыми ожесточенными врагами ислама. В половине 13 века один из идикутов был казнен за намерение перебить в один день всех мусульман в Бишбалыке.

Владение идикутов упоминается еще во второй половине 13 века, но в уменьшившихся пределах. Под властью идикута оставались только город Кара-ходжа и его округ. Восточная часть (Хами) отошла к , западная (Бишбалык) – к Джагатайскому государству, в состав которого потом вошел и Турфан. Ислам постепенно (с 15 века) вытеснил последние остатки буддизма и несторианства; уйгурский алфавит был вытеснен арабским.

В настоящее время название «уйгуры» существует у многих турецких народов, в качестве названия отдельного рода. Как народное название, оно употребляется только двумя народцами, на границе Тибета – кара-уйгуры и сарыг-уйгуры. Первые говорят по-монгольски, вторые сохранили турецкий язык. Выяснению истории уйгуров и их культуры будут способствовать сделанные в последние годы археологические открытия, научная разработка которых только начата. Кроме развалин построек, найден целый ряд уйгурских рукописей, частью буддийских религиозным текстов (иногда - санскритские тексты с уйгурской транскрипцией), частью деловых документов.

Доброго времени суток.

Увидев, что вопрос находится в шапке проекта и неудовлетворённый ответами людей, не имеющих отношения к данному этносу, хотел бы внесли свои корректировки; ради формирования целостного и разумного ответа на вопрос: "В каком же положении находится древний тюркский народ, угодивший под экспансию маньчжуров в XVIII в.?"

Не стану скрывать, что некоторые формулировки и предположения ответчиков вызвали у меня легкую эйфорию. Почему Екатерина, имеющая внешность характерную для байкальского антропологического типа может отождествлять казахов и уйгуров? Сравнивать туранидов и фергано-памирскую расу - тоже самое, что выбирать оливковое масло или растительное.

Уйгуры - это смесь монголоидных и европеоидных рас

Смесь монголоидных и европеоидных рас - это тураниды или по-другому южносибирская раса.

Как и у казахов, так и у уйгуров весьма разношерстная внешность. Имея в роду д. Малика; сестер Бижан и Айгуль; двоюродных братьев - Армана и Талгата; сары-казаха (казах-блондин с веснушками; есть быть точнее: рыжий-казах) Алмата; племянницу Саиду; племянников - Джанибека и Ерлана. И не скажешь, что мы являемся кровными родственниками; наша внешность отличается: кто-то похож на туранида; другой похож на чосонида. Раза два общаясь с казахами приходилось слышать, что уйгуры более темненькие, чем казахи. Лично знаком с уйгуром-метисом (мать русская) из г. Алматы (Казахстан); 50% русской крови не смогли кардинально скорректировать различие между чистокровными уйгурами и полукровкой. Да, он светлее своего отца, только вот похож на казаха (без инородной примеси).

Южные субэтносы (кашгарцы, хотанцы, атушцы, яркендцы) в большинстве относятся к европеоидной расе памиро-ферганскому типу, лобнорцы, турфанцы и кумульцы монголоидные и смешанного типа, кульджинцы, аксуйцы и кучарцы смешанного типа.

Антропологические различия уйгурских субэтносов объясняется, тем что исторически северные регионы более часто контактировали с монголоидными народами, в отличие от южных. Из южных уйгуров ярко выраженную монголоидность присуща малочисленному субэтносу пулурцев, что связано с тибетским происхождением этой группы уйгуров, а также доланам и катаганам, проживающим южнее Кашгара и ведущим своё происхождение от монгольских племен

Как и казахи, уйгуры делятся на субэтносы (по-уйгурски юрты). Их достаточно много и они отличаются, но не так уж слишком, как, допустим, казанский татарин и крымский. Как правило отличия в обычаях, говоре или диалекте, этническом происхождение. Знаком с уйгуркой, которая происходит из кашгарцев (угр. қәшқәрлиқләр). Её предки бежали из г. Кашгар в КАЗССР в 50-х гг. XX в.

Не буду вдаваться в крайности, как это сделал Первый Президент р. Туркменистан Сапармурат Ниязов в своей «Рухнама», обусловив что туркмены зародились 5000 лет назад. Начнем с того, что достоверно известно.

1) Уйгуры являются самым древним тюркский народом.

Центральная Азия с древнейших времен является не только прародиной уйгуров, но и одной из древнейших и ценнейших колыбелей мировой культуры. Именно поэтому историк Льюис Морган (1818-1881) отмечал: «Ключ мировой культуры спрятан в Таримской долине. Когда он будет найден, станут известны и тайны мировой культуры» Согласно археологическим раскопкам, в Таримском бассейне некогда обитали тохары. В Средние века по Таримскому бассейну проходило большинство шёлковых путей. Переселившиеся в 840 году нашей эры из Монголии в Синьцзян восточные уйгуры явились, таким образом, потомками тех, кто восемь тысяч лет тому назад переселился из Таримской долины в Монголию и окрестности Байкала.

Предки уйгуров были привержены шаманизму. Шаманисты верили в природные силы: Солнце, Луну, Небо (голубизну неба), Землю, Воду. Согласно этим верованиям, предки сооружали жилища таким образом, чтобы двери открывались на восход. Тюркские и восточно-уйгурские каганы (Уйгуро-Орхонские каганы) иногда (в особо торжественные обряды, пиршества) сидели лицом на восход (восток) и девять раз кланялись Солнцу. Даже имена Уйгуро-Орхонских каганов напоминают об этих обычаях. Например, Уйгуро-Орхонский каган Чондихан (был у власти с 821 по 824 год) носил титул: «Кун танрида улук болмиш Алии Кучлук билге каган» (Благословленный солнцем могущественный каган).

Основу Уйгурского каганата составляли рода «он уйгуров » и «токкуз уйгуров ». С этого времени племена туров слились в единое целое и стали называться «уйгурами » (VII в, скорее всего).

Читая госпожу Ремилёву «Ойрат-монголы» (2010). в начале книги можно заметить строку: "Зюнгария отчасти была населена "Уйгурами" - народом тюркского, родственного монголам происхождения, принявшим культуру и письменность, не от китайцев, а с запада. (Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие, Белград, 1929 . P.S данную книгу, в начале творческого пути читал Л.Н.Гумилёв).

Предки уйгуров до нашей эры жили на территории, ограниченной на востоке Кумулом, на западе Манасом, на юго-западе - Турфаном. Если бы в Джунгарии и долине Тарима в древние времена жили не уйгуры, а какие-либо другие народы, говорящие на ином языке, то не было бы в наименовании озер, гор. рек, местностей, и так далее, уйгурских (тюркских) значений, типа «Барскёль» (Тигровое озеро), «Танритаг», «Алтай» (Золото), «Кум» (Песок), «Он су» (он - по-казахски десять, су - вода), «Сули» (насыщенная водой земля).

В 821 году нашей эры правящий двор династии Тан преподнес в качестве наложницы Танскую принцессу Таи Х\ уйгурскому кагану Кун Танрида болмиш Алп Кучлук Ыіліс. Основываясь па этих обстоятельствах, можно сделать вывод, что Джунгария и Таримская долина уже с то врем и входили в состав Уйгурского каганата. Поэтому Уйгурские каганы держали там многочисленную кавалерию. Во время усиления Уйгурского каганата, когда он принял рамки империи (745--830 годы), в его состав входили современная Монголия и часть Внутренней Монголии, Джунгария, долина Тарима, Ферганская долина, Кыргызстан, долина Или, окрестности Балхаша.

Воспользовавшись тяжелым положением Уйгурского каганата (междоусобицей, стихийными бедствиями), взбунтовавшиеся кыргызы (находившиеся в подчинении Уйгурского каганата), захватили Карабалгасун. Они убили Кара Болука и кагана Кичик Текина. Ставку кагана в Карабалгасуне предали огню. Государственную казну разграбили. Таким образом, насчитывавший в период своего расцвета войсковые соединения в 221 тысячу всадников, Уйгурский каганат в 839 году не смог сдержать тяжелого натиска кыргызов, которое окончилось так трагически. Впоследствии, большая часть восточных уйгуров в 840 году с восточных земель Уйгурского каганата (современная Монголия) переселилась на западные земли каганата (Центральную Азию). Часть уйгуров, бежавшая на запад, под предводительством Пан Текина, обосновалась сначала у Баркёля, а затем в Турфане, Карашахаре, Кучаре. Их численность не превышала 200 тысяч человек, в этот период общая численность Центральноазиатских, в частности, Синьцзянских уйгуров превышала один миллион человек.

*карта Монгольской империи.

К этому времени уйгуры уже утратили бразды величия. Именно уйгуры переводили монгольские тексты на тюркский язык. История знает Тататунга, приближенного Чингис-хана, из средневековых уйгуров Идикутства. По данным из источников, он научил средневековых монголов письму.

*современный рисунок

Карта Чагатайского улуса (Могулистан) XV в. : самый настоящий рассвет карлуков.

ВКонтакте существует три прагматичных сообщества, посвященных уйгурам:

  1. BIZ UYGHURLAR МЫ УЙГУРЫ بىز ئۇيغۇرلار
    Спросив у своей знакомой уйгурки из Шымкента: "Почему казахстанские уйгуры обитали в основном возле Алматы?". - Ватан рядом. И ещё добавила, если вернется в Синьцзянь, наврятли сумеет вернуться в Казахстан.

Что необходимо, чтобы за полгода задержать миллион членов одной этнической группы? Огромные ресурсы и сложная организация, но власти Китая не скупятся. Огромная часть уйгурского населения в западном регионе Китая Синьцзян-Уйгурском автномном районе, а также казахи, кыргызы и другие этнические меньшинства, находятся под стражей, дабы пройти через то, что государство называет «преобразованием через образование». Многие десятки тысяч из них были заключены в новые лагеря, контролирующие их мысли, с колючей проволокой, усиленными дверьми и комнатами охраны.

Китайские власти, как правило, сдержанны и уклончивы, а то и откровенно отрицают сами факты, когда встречают сообщения о таких лагерях. Но теперь - поясняет в своей статье на The New York Times специалист по Синьцзяну историк Райан Тум - им придется объяснить свой собственный красноречивый след в качестве доказательства: онлайн-систему публичных торгов, созданную правительством, и приглашающую подрядчиков, чтобы помочь построить и запустить лагеря.

Тум напоминает, как за последнее десятилетие власти Синьцзяна ускорили политику, направленную на изменение привычек уйгуров - даже, по словам государства, их мыслей. Местные органы власти организуют публичные церемонии и подписывают просьбы этнических меньшинств подтвердить свою верность Коммунистической партии Китая; они проводят обязательные курсы переобучения и танцевальных выступлений, потому что многие ученые Ислама запрещают танцы. В некоторых районах органы безопасности регулярно проводят оценку риска, создаваемого жителями: уйгуры получают 10-процентный вычет на их счету только свою этническую принадлежность и получают еще 10 процентов, если они ежедневно молятся.

Уйгуры привыкли жить в угнетенном состоянии, но меры стали драконовскими после прибытия в конце 2016 года нового регионального начальника партии из Тибета (то есть, другого региона с угнетенным меньшинством). С тех пор некоторые местные полицейские говорят, что им с трудом удается выполнить свои новые квоты по задержаниям - в случае одной деревни, это 40 процентов населения.

В новом исследовании Адриана Занза , исследователя Европейской школы культуры и богословия в Корнтале (Германия), были проанализированы правительственные объявления, предлагающие тендеры на различные контракты, касающиеся объектов перевоспитания в более чем 40 населенных пунктах в Синьцзяне, что позволяет увидеть обширные бюрократические, человеческие и финансовые ресурсы, которые государство посвящает этой сети содержания под стражей. В докладе раскрывается стремление государства к созданию лагерей во всех уголках региона с 2016 года, стоимость которых составляет более 680 миллионов юаней (более 107 миллионов долларов).

Приглашение на участие в торгах, как представляется, было опубликовано 27 апреля - знак того, что будет построено больше лагерей. Эти призывы к тендерам относятся к компаундам до 81754 квадратных метров, а некоторые - к кварталам для Народной полиции, полувоенным силам безопасности. Местные органы власти также размещают объявления по набору персонала лагерей с опытом в криминальной психологии или службы в армии и полиции.

Доказательства этих технических деталей неоценимы, особенно учитывая растущие трудности, с которыми сталкиваются исследователи и журналисты, пытающиеся работать в Синьцзяне. Несколько иностранных журналистов подготовили важные статьи, несмотря на полицейские домогательства и короткие аресты; этническим уйгурские репортерам и их семьям приходится гораздо хуже.

Учитывая риски, информация из первых рук от бывших задержанных остается редкой - хотя кое-что начинает появляться.

В феврале один уйгурский студент, обучающийся в США, дал изданию Foreign Policy одно из самых подробных описаний условий содержания, опубликованных до настоящего времени. Он был арестован по возвращении в Китай в прошлом году, а затем содержался в течение 17 дней без какого-либо обвинения. Он описал долгие дни марша в переполненной камере, скандируя лозунги и просматривая пропагандистские видеоролики о якобы незаконной религиозной деятельности. Когда его освободили, охранник предупредил его: «Что бы ты ни говорил или не делал в Северной Америке, твоя семья все еще здесь, и мы тоже».

В прошлом месяце этнический казах описал для Радио Свободная Европа / Радио Свобода свое четырехмесячное пребывание в лагере в северном Синьцзяне. Он встречал заключенных, отбывающих срок до семи лет. Он сказал, что его заставляли изучать, как «хранить в секрете национальные секреты» и «не быть мусульманином». В этих случаях, как и во многих других, задержанных содержали без связи с внешним миром, так что даже их семьи не знали, что происходит с ними.

И теперь эти редкие свидетельства очевидцев подкрепляются, хоть и невольно, самим китайским государством, поскольку оно публично призывает объявляет тендер на строительство еще большего количества лагерей для заключенных.

Многие детали этой тюремной системы скрыты и остаются неизвестными - на самом деле даже конечная цель лагерей не совсем ясна.

Они служат средством для принудительной индоктринации - гражданин Казахстана, навестивший своих родителей в Синьцзяне и попавший в такой лагерь, рассказывает, что им запрещали благодарить Аллаха перед едой, но заставляли восхвалять коммунистическую партию, КНР и китайского лидера Си Цзиньпина. Кроме того, они пели песни, восхваляющие партию, изучали китайский язык и историю, согласно которой среднеазиатские этносы Синьцзяна были отсталыми, прежде чем их «освободили» китайские коммунисты в 1950-х годах.

Некоторые чиновники используют лагеря для предотвращения, а также для блокирования людей, которых они предположительно подозревают в оппозиции китайскому правлению: как минимум в двух местах власти направляют людей в возрасте до 40 лет, утверждая, что эта возрастная группа является «насильственным поколением».

Лагеря также являются орудием наказания и, конечно же, угрозы. Немногие задержанные официально в чем-то обвиняются, еще меньше тех, кто был официально осужден. Некоторым говорят, как долго они будут содержатся; другие просто держатся на неопределенный срок. Эта неопределенность - произвольная логика задержания - внушает страх всему населению.

Райан Тум отмечает, что повсеместное наблюдение было заметно усилено во время его последней поездки в Синьцзян в декабре прошлого года - настолько, что он избегал разговаривать с уйгурами, опасаясь, что простое общение с иностранцем приведет их к отправке в лагерь. Между тем, уйгурские контакты за пределами Китая сравнивают нынешнюю кампанию с «культурной революцией» времен Мао и ее постоянно меняющимися правилами. Они объясняют, что даже если уйгуры в Синьцзяне сегодня захотят полностью подчиниться режиму безопасности, они просто не знают, как это сделать. Раньше присоединение к силовикам (полиции, армии и т.д.) было редким способом обеспечения личной безопасности. Но сейчас не спасает даже это.

Десятки тысяч семей были разлучены; криминализируется вся культура. Некоторые местные чиновники используют угрожающий язык для описания цели задержания, вроде «искоренение опухолей» или распыление химикатов над сельскохозяйственными культурами, чтобы убить «сорняки».

Обозначит одним словом преднамеренное и крупномасштабное жестокое обращение с этнической группой очень сложно: старые термины часто маскируют специфику новых несправедливостей. И даже сравнений между страданиями разных групп по своей сути чревато возможным редукционизмом. Райан Тум, по его словам, готов «отважиться» на такое заявление, чтобы описать тяжелое положение уйгуров, казахов и киргизов сегодня: Синьцзян стал полицейским государством, конкурирующим с Северной Кореей, с формализованным расизмом по модели южноафриканского апартеида. Мы же добавим, что даже «полицейское государство» недостаточно выражает происходящее, поскольку полицейским государством мы можем назвать и другие страны, вроде РФ, с гораздо меньшей (пока что!) системой контроля, чем в коммунистической КНР.

Есть все основания опасаться, что ситуация только ухудшится. В последнее время появилось несколько сообщений об уйгурах, умерших в заключении, - тревожное эхо применения пыток в лагерях перевоспитания в Китае для последователей движения Фалуньгун. Судя по массовому строительству лагерей в Синьцзяне, китайские власти, похоже, не думают, что они приблизились к достижению своей цели.

Как Коммунистическая партия доводит мусульман до суицида.

Преследования уйгурских мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе дошли того, что житель города Кашгар, доведенный до отчаяния угрозами помещения в лагерь политического перевоспитания, покончил с собой.

Уйгурский житель Турсун Аблет не смог прочесть наизусть партийным чиновникам текст национального гимна на китайском языке, запомнив слова только на родном уйгурском. После этого ему пригрозили отправить в лагерь политического перевоспитания, где Турсуна бы заставили приобщаться к ценностям коммунизма и вычеркивать из жизни ценности ислама, передает Radio Free Asia.

Не выдержав давления со стороны государственных служб, мужчина повесился в родной деревне.

«Я слышал, что это связано с занятиями, которые он посещал, его что-то задело. Занятия были организованы комитетом по делам семьи для людей, которым необходимо выучить китайский язык, устав компартии и т.п.», – пояснил сотрудник местных органов власти.

Супруга погибшего рассказала, что за день до самоубийства Аблет вернулся с этих самых занятий и с горечью произнес, «что же это за жизнь такая».

«Всю жизнь он трудился разнорабочим, он был очень тихим человеком, заботился о семье», – сказали о погибшем знакомые с ситуацией местные жители.