Скрягин лев николаевич. Узлы для связывания двух тросов - детская парусная школа флагман на химмаше Шкотовый узел как вязать на себе

Узкоспециализированный морской узел, получивший широкое применение на флоте. Свое название этот узел получил от специальной корабельной снасти «шкоты», с помощью которой производится управление парусом. В зависимости от типа и предназначения паруса, каждый шкот имеет свои особенности и название.

Он получил свое широкое распространение в XV веке, когда начали появляться новые, прогрессивные на то время, парусные системы. Его функция заключается в фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна.

Применение Шкотового узла

Шкотовый узел довольно практичный, так как он очень просто завязывается и при больших натяжках не портит веревку или трос.

Главной особенностью такого узла есть то, что он эффективный только в случае наличия натяжения на веревке, которая крепится к шкоту, в ином случаен он просто развяжется.

Данный вид узла внешне немного напоминает , но на самом деле эти два узла отличаются в способе завязывания. Такой узел отлично подходит для крепления корабельного троса или каната к уже завязанной прочной петле. Он не применяется для троса на синтетической основе, так как в этом случае ходовой конец узла будет просто соскальзывать.

Так же узел активно применяется на кораблях с парусными системами. Его особенностью есть то, что он на самом деле узкоспециализированный и был придуман специально для закрепления шкотов на парусах. В этом и заключается его суть. Такой узел не имеет своей родословной морских узлов, и применяется исключительно по своему прямому предназначению. В других сферах, шкотовый узел, как правило, заменяет прямой или штыковой узлы. Так же в быту вы можете встретить его под названием .

Завязывание Шкотового узла

Вяжется он обязательно к уже готовой петле из троса, каната, или цепи. Также его можно привязывать к металлическому кольцу или карабину.

  1. Для начала берем веревку с одним свободным концом;
  2. Протягиваем ее за конец через готовую петлю, оборачивая один раз ее основу;
  3. Теперь протягиваем этот конец снова в петлю, но ниже основы веревки;
  4. Затягиваем конец в отверстие между основой веревки и внутренней части стороны готовой петли;
  5. Затягиваем узел с помощью фиксации свободного конца и натяжении по основе веревки;

Схема, приведенная ниже, поможет разобрать в том, как вязать данный узел:

Нужно учитывать тот факт, что данный тип узла не рекомендуется применять к тросам или веревкам с синтетическим волокном, а также то, что такой узел эффективный исключительно в случае с постоянным (ни в коем случае не переменным) натяжением веревки или троса.

Двойной шкотовый узел

Затмить шкотовый узел сумел только двойной узел. Он наиболее прочен, а вязать и развязывать его практически так же легко.

Двойной узел применяют тогда, когда основным условием считается безопасность: при буксире, при связывании тонкой и весьма толстой веревки, и еще когда трос большего размера очень твердый и из него возможно сделать только прямую петлю.

Вязать его нужно в следующей последовательности:

  1. Нужно сложить открытую петлю толстого троса.
  2. Пропустить веревку маленького размера через петлю веревки потолще со стороны ее ходового окончания.
  3. Обвести маленькую веревку сзади петли толстой, без натяжки. Пропустить тонкую веревку под себя поверх толстой.
  4. Еще раз обвести маленькую веревку позади петли потолще и снова пропустить под себя, рядом с первоначальным проходом.
  5. Выровнять узел, потянув его за основное окончание тонкой веревки, для того чтобы стянуть, при этом придерживая петлю толстой веревки, в итоге маленькая веревка сожмет сама себя. Нужно еще потянуть за ходовой конец веревки, чтобы разровнять оба витка.

Брамшкотовый узел

Это другое название двойного шкотового узла. Точно так же, как и шкотовый узел, свой термин он обрел от названия снасти – брамшкот, которой растягивают шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при установке брамселей. Брамшкотовый узел практичнее шкотового, так как он не мгновенно развязывается, когда проходит натягивание на веревку. От шкотового узла он различается тем, что петлю обматывают ходовым концом не один, а пару раз, и под конец веревки пропускают тоже 2 раза. В период парусного флота брамшкотовый узел широко использовался при вязании снастей. Этот узел практичен и для связывания канатов различного диаметра. Он отлично удерживает на искусственных тросах одинаковой толщины. Контрольные узлы делать обязательно!

Как вязать Брамшкотовый узел?

  1. Нужно взять 2 троса различного диаметра.
  2. Из самого толстого троса сделать петлю, а свободным концом тонкого обкрутить ее таким образом, как представлено на картинке ниже.
  3. отом узел следует затянуть, расправить и на обоих концах связать страховочные узлы.

Достоинства Брамшкотового узла

  • прочные узлы, просто вязать;
  • под натяжением не стягиваются.

Недостаток – «ползут» при переменном натяжении.

Заключение

  • шкотовый узел применяется для связывания тросов одного диаметра, брамшкотовый – для тросов как одного, так и различного размера;
  • страховочные узлы обязательны.

Также для понимания с большей точностью можно просмотреть следующее видео:

Рис. 37. Польский узел

Шкотовый узел (рис. 38). Свое название он получил от слова “шкота – снасть, которой управляют парусом, растягивая его за один нижний угол, если он косой, и одновременно за два, если он прямой и подвешен к рею. Шкоты носят названия того паруса, к которому они прикрепляются. Например, фока-шкот и грота-шкот – снасти, с помощью которых ставятся нижние паруса – фок и грот соответственно. Марса-шкоты служат для постановки марселей, кливер-шкоты вытягивают назад шкотовый угол кливера, а фока-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол фор-стакселя и т. д. В парусном флоте этот узел применялся тогда, когда надо было ввязать снасть в огон паруса серединой, как, например, марса-лисель-шкот.

Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение – надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса.

Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходят под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Этот узел вяжут почти так же, как и прямой, но его ходовой конец пропускают не рядом с коренным, а под него.

Шкотовый узел лучше всего применять для крепления троса к готовой петле, кренгельсу или коушу. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли. Для большей надежности шкотовый узел вяжут со шлагом. В этом случае он похож на брам-шкотовый узел; разница в том, что его шлаг делают выше петли на коренной части троса вокруг сплесня. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетеных рыболовных сетей.

Рис. 38. Шкотовый узел

Брам-шкотовый узел (рис. 39). Так же, как и шкотовый узел, свое название он получил от наименования снасти – брам-шкот, которой растягивают шкотовые углы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей. Если шкотовым узлом ввязывают одинарные шкоты нижних парусов, то брам-шкотовым узлом ввязывают брам-шкоты и бом-брам-шкоты, брам-фалы и бом-брам-фалы, а также брам-гитовы.

Брам-шкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды.

Во времена парусного флота брам-шкотовый узел находил широкое применение при работе со снастями. Он применялся тогда, когда нужно было какую-нибудь снасть взять концом в огон, например брам-шкоты и брам-гитовы. Обычно им ввязывались брам-гинцы в брам-фал и гинцы в топенант нижних реев.

Брам-шкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.

Рис. 39. Брам-шкотовый узел

Докерский узел (Рис. 40). В морской практике нередко возникает необходимость прикрепить к толстому канату намного более тонкий по сравнению с ним трос. Такая необходимость всегда есть во время швартовки судна к причалу, когда с палубы нужно подать один или сразу несколько швартовных концов. Существует несколько способов крепления бросательного конца к швартову, у которого нет огона, но наиболее распространенный из них – применение докерского узла.

Чтобы завязать этот узел, ходовой конец толстого троса, к которому вы намерены прикрепить тонкий трос, нужно сложить вдвое. В образовавшуюся петлю снизу ввести тонкий трос, сделать им один обнос вокруг коренной части толстого троса, пропустить под тонкий, потом над ходовым концом толстого троса и, пропустив под тремя тросами, ввести в петлю. Докерский узел достаточно надежен, чтобы бросательным концом вытянуть (или поднять на палубу с берега) тяжелый швартов, и быстро развязывается. Его лучше всего применять как временный узел.

Рис. 40. Докерский узел (справа внизу – другой вариант узла)

Скорняжный узел (рис. 41). Кажется странным, что этот замечательный узел, давно известный скорнякам, до сих пор остался незамеченным моряками. Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересеченных концов и компактен (рис. 41, а). Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойством: рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого труда развязывается. Этот узел с успехом можно применять для связывания синтетических тросов и рыболовных лесок. На рис. 41, б показан второй способ его вязки.

Рис. 41. Скорняжный узел:

а – первый способ вязки; б – второй способ вязки

Лиановый узел (рис. 42). Этот узел, хотя и не получил распространения на флоте, относится к числу оригинальных и надежных узлов для связывания тросов. Он уникален тем, что при очень простом переплетении каждого конца в отдельности крепко держит при очень сильной тяге и, более того, очень легко развязывается после снятия нагрузки на трос – достаточно сдвинуть любую из петель вдоль соответствующего коренного конца и узел тут же рассыпается. Он не скользит на синтетической леске и может с успехом применяться рыболовами.

Рис. 43. Лиановый узел

Охотничий узел (рис. 43). Изобретение английским врачом-пенсионером Эдвардом Хантером в 1979 году нового узла вызвало в морских кругах многих стран своего рода сенсацию. Британские патентоведы, выдавая Хантсру патент на его изобретение, признали, что узел действительно новый. Более того, он отлично держит на всех тросах, включая самые тонкие синтетические лески.

По существу охотничий узел представляет собой удачное сплетение двух простых узлов, завязанных на концах тросов. Доктор Хантер не преследовал цель придумать новый узел, а завязал его совершенно случайно. Поскольку фамилия Хантер в переводе с английского означает «охотник», здесь этот узел назван охотничьим .

Рис. 43. Охотничий узел

IV. Затягивающиеся узлы

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Веревка - незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Грейпван - более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

Вариант 2

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой - для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового - брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Название узла произошло от слова «шкот» - специальной снасти, которая позволяет управлять парусом, растягивая его за нижние углы. В парусном флоте шкотовый узел стали использовать тогда, когда появились новейшие прогрессивные системы парусов. Узел нужен для того, чтобы прочно зафиксировать шкот в кренгельсе парусного полотнища.

Применение узла

Данная практична благодаря простоте своего выполнения, к тому же при сильном натяжении узел не портит трос. Однако нужно помнить о главной его особенности: он является эффективным лишь в тех случаях, когда на веревке, которая крепится к шкоту, присутствует натяжение. В другой ситуации шкотовый узел просто развяжется.

Этот узел внешне схож с однако они отличаются способом плетения. Этот вид узла прекрасно подходит для фиксации корабельного троса на прочной уже завязанной петле. Его нельзя применять для тросов, изготовленных из синтетических материалов, поскольку ходовой конец в данном случае будет просто соскальзывать.

Помимо этого, шкотовый узел очень часто используют на парусных кораблях. Его особенность заключается в узкой специализации, поэтому узел применяют только по своему прямому назначению. В остальном чаще всего такое крепление заменяют штыковым или прямым узлом.

Как вязать шкотовый узел

Этот узел обязательно вяжут к уже готовой петле из каната или троса, а также цепи, карабину или металлическому кольцу.

  1. Первым делом необходимо взять веревку с одним свободным концом.
  2. Рабочий конец веревки продевают в начальную петлю движением сзади вперед.
  3. Далее, рабочим концом веревки оборачивают основу один раз.
  4. В завершение конец веревки пропускают между внутренней частью готовой петли и основной петлей.

Схема шкотового узла, представленная ниже, поможет разобраться и выполнить такое крепление без особых проблем.

Особенности

Шкотовый узел является одним из наиболее старых, которые использовались человеком. Археологи нашли часть рыболовной сети, выполненной благодаря шкотовым узлам, она была датирована 7 тыс. лет до н. э.

И хотя чаще всего в рыболовном деле этот узел используют для крепления двух веревок разной толщины, однако он прекрасно держит и на одинаковых веревках. Он также мог бы стать прекрасной альтернативой прямому узлу, если бы не факт о том, что это не соединяющий узел. Ведь узел нужно завязывать свободными концами, а на веревках не должно быть утяжеления.

Разновидности

Альтернативой шкотовому узлу смог стать лишь двойной шкотовый узел, который является более прочным, а связывать и развязывать его также легко.

Его используют тогда, когда основным условием становится безопасность, например, при связывании толстой и тонкой веревки, буксире, а также в тех случаях, когда трос очень крупный и твердый, и из него можно выполнить лишь прямую петлю. Вяжут его в такой последовательности:

  • складывают открытую петлю толстого троса;
  • далее, выполняют такие же маневры, как и при вязании шкотового узла;
  • после этого более тонкую веревку второй раз обводят позади толстой петли и опять пропускают под себя рядом с первоначальным проходом;
  • в завершение нужно выровнять узел, для этого нужно лишь потянуть за тонкую веревку и стянуть его, придерживая петлю более толстого троса; маленькая веревка должна сама себя сжать; оба витка разравнивают, потянув за ходовой конец веревки.

Как вязать сеть шкотовым узлом

Наиболее известным способом плетения является жемчужная сеть. Он прост в исполнении, поскольку в деле используют только легкие узлы. В данном случае размер ячеек будет зависеть от ширины применяемой полочки.

Плетение сети:

Прост в исполнении и легко развязывается, однако он оправдывает свое название - крепко держит шкот, при этом сильно затягиваясь, не повреждает трос.

Без навыков вязания узелков нельзя даже зашнуровать обувь, поэтому представление об этом имеет каждый. В быту хватает нескольких способов. Но рыбалка, мореплавание, туристический поход и желание выделиться на фоне остальных людей могут подтолкнуть к изучению методов практичного или декоративного соединения. Чтобы красиво вплести ленту в волосы или завязать галстук, нужно учиться. Поэтому стоит заранее узнать, как вязать узлы разных видов.

Классификация узлов

Верёвки, шнуры, канаты, лески - эти изделия широко используются для различных целей. Но главное их предназначение заключается в связывании чего-либо или креплении к вещам. Без петель и узелков эти действия совершить невозможно. Техники завязывания отличаются. Есть древние методы и современные способы , как соединить концы верёвок или создать петлю. Красиво завязывать ленточку на подарке и пришвартовывать лодку одним и тем же способом не стоит. Соединения создаются из одной или нескольких верёвок. Главное их отличие заключается в сфере применения.

Так, в зависимости от области использования отличают морские, туристические, альпинистские и прочие узлы. В каждом направлении известны сотни способов их завязывать. Отличаются соединения и по выдвигаемым к ним требованиям. К примеру, альпинистские завязки должны обладать такими свойствами:

  • быть простыми для запоминания;
  • несложно вязаться;
  • выдерживать существенные нагрузки;
  • развязываться без усилий (кроме случаев, когда вяжется затягивающийся вид).

Научиться вязать прочный узел можно на практике. Не нужно запоминать все способы. Достаточно изучить, как завязывать выбранные варианты и совершенствовать навыки с разными канатами.

Как крепко связать две верёвки

Если нужно красиво завязать шнурки или ленту, то прочность соединения не играет важную роль. Но в ряде случаев необходимо знать, как завязать узел на верёвке без сомнений в прочности . Результат достигается правильно выбранной техникой и подбором качественного каната. Важно наверняка знать запас прочности изделия, которое берётся в горы или в море. Каждое соединение снижает прочность каната. При завязывании «восьмёрки» теряется порядка 25% прочности, булинь снизит этот показатель втрое, а ткацкий - и того больше!

Учитывайте состояние троса или верёвки. Мокрое изделие теряет 10% прочности, отрицательные температуры на треть ослабляют материал. Грязь, длительное воздействие солнечных лучей, повреждения оплётки различной степени способны уменьшить прочность вдвое.

Завязывание эшафотного узла

Смертная казнь через повешение в наше время практически не используется. Но схема, как вязать узел удавку применяется в мореходстве. Чтобы пришвартовать судно или надёжно закрепить трос на каком-либо предмете, эта петля отлично подойдёт. Даже удавка с полуштыками не может соревноваться с эшафотной петлей в эффективности. Техника завязывания соединения состоит в следующем:

  • нужно сложить конец троса в виде 2 петель;
  • ходовой конец обвязать вокруг них несколько раз;
  • пропустить его через петлю, обращённую к корню изделия;
  • зажать соединение, вытянув крайнюю петлю.

Удавка без проблем развязывается, что делает её ещё удобней в использовании. Моряки применяют принципы вязания этого соединения и при создании бухты для хранения троса, и в подготовке утяжеления из подручных средств.

Незаменимое соединение на флоте

Особый вариант соединения канатов назвали в честь снасти парусного судна - шкоты. Чтобы зафиксировать шкоту в кренгельсе паруса, используют этот узел. Если удавка пригодится в разных сферах, то специализация шкотового узла узкая. Эффективность достигается только при постоянном натяжении верёвки. При малейшем послаблении крепление развяжется. А также этот вид соединений нельзя применить к синтетическим верёвкам - ходовой конец непременно соскользнёт.

Так как вязать шкотовый узел несложно, каждый может этому научиться. Его завязывают на готовой петле из металла или других материалов. Конец верёвки нужно протянуть через петлю, обернув её основу. Далее верёвка продевается в петлю ещё раз, только теперь ниже основы. Затем её следует протянуть сквозь отверстие между основой верёвки и внутренней частью петли. Фиксация свободного конца и натяжение основы верёвки затянет узел.

Эстетические варианты узловых соединений

Сфера использования узлов не ограничивается созданием прочных и практичных креплений. Суеверные люди повязывают узелок, чтобы привлечь внимание госпожи Удачи. А также посредством плетения определёнными методами можно изготовить оригинальные браслеты и колье. Результат выглядит великолепно.

Рукоделие подразумевает использование самых различных техник , среди которых есть несложные варианты. Банальная «косичка» из верёвок позволит завязать необычный элемент украшения. А также несложно обучиться плетению так называемой кобры. Для этого понадобится 4 верёвки. Их концы надо соединить и развернуть к себе. Сделав петлю на конце каждой верёвки и продев в них поочерёдно близлежащие концы, можно получить узелок-корону. Процедуру можно повторять, пока позволяет длина верёвок.

Обширный ряд жизненных ситуаций требует своевременного решения. Соединить два троса в один, завязать надёжную петлю для подъёма чего-либо на лебёдке, изготовить крепление для палатки, что не развяжется даже под сильными порывами ветра, - умение вязать узлы пригодится в этих и многих других случаях. Чтобы не пришлось пользоваться поисковиком и долго практиковаться, лучше узнать, как сделать узел основными методами, заблаговременно.