Если рейс задерживают что можно потребовать. Выявленные неисправности авиалайнера

За последние пять лет от задержки рейса или его отмены пострадало более 300 тысяч пассажиров. При этом всего лишь 1 % пострадавших добился компенсации. Дело не в отказе авиакомпании брать на себя ответственность, а в том, что далеко не все пассажиры осведомлены, какими правами они обладают, как получить денежное возмещение, к кому обращаться за помощью.

Немногие пассажиры представляют, как получить компенсацию за задержку рейса самолёта. Из-за своей юридической безграмотности многие граждане теряют не только время и нервные клетки, но и деньги за перелёт.

Кто виноват и ответственен за происшествия подобного рода, а главное, что делать в такой неприятной ситуации, разберём по порядку.

В первую очередь пассажир имеет право узнать, что именно случилось и почему он не может попасть на рейс. Всю информацию о причинах и сроках задержки вылета пассажиры могут узнать на стойке авиакомпании. Также можно обратиться за помощью на официальный сайт перевозчика или позвонить на горячую линию авиакомпании.

Следует помнить, что посадочный талон — это действующий договор между перевозчиком и пассажиром. Именно поэтому посадочный талон необходимо всегда сохранять до места прибытия. При задержке рейса талон следует хранить до выплаты компенсации. Талон и любой другой материал о позднем вылете (например, можно сфотографировать табло с информацией о задержке) станут неопровержимым доказательством в суде.

Важно знать, что все расходы после объявления задержки рейса на 2 часа и более должен взять на себя перевозчик (в пределах разумного и необходимого, иначе можно проиграть судебное дело).

Если произошли проблемы с вылетом, пассажир может рассчитывать на компенсацию в размере 250-600 евро от европейских авиалиний и до 1300 долларов от американских авиакомпаний.

Куда обращаться

Ответственность за перелёт граждан берёт на себя авиакомпания, но только в том случае, если задержка произошла по её вине. Такими случаями могут быть:

  • поломка, неисправность или ремонт самолёта;
  • неготовность экипажа (отсутствие персонала или основной его части);
  • овербукинг — ситуация, когда количество проданных билетов превышает количество посадочных мест на борту (компания обязана выплатить компенсацию и пересадить пассажира на другой рейс);
  • любые «технические» причины, связанные с работой перевозчика;
  • ситуации, в которых авиакомпания не может доказать влияние внешних факторов на выполнение условий договора перевоза своих клиентов.

После получения всей необходимой информации (сроки задержки, причина, возможные варианты решения проблемы) пассажиру необходимо придерживаться выбранной инструкции:

  • выбрать альтернативный перелёт (перевозчик обязан обеспечить посадку пассажира на другой рейс без взимания платы);
  • забронировать рейс заново на удобную дату;
  • получить возмещение стоимости билета (производится по заявлению в течение недели).

Многие пассажиры отмечают, что при овербукинге компенсация выплачивается европейскими компаниями наличными непосредственно на стойке регистрации. Другой вариант решения овербукинга – перенаправление на следующий рейс с возмещением стоимости перелёта.

Однако компенсация не предоставляется по ряду причин, которые не зависят от работы перевозчика. К ним относятся:

  • плохая погода, затрудняющая вылет;
  • военные действия;
  • забастовки на территории аэропорта;
  • ограничение вылетов, независящее от действий авиакомпании.

Несмотря на перечисленные причины отказа в компенсации, могут быть и исключения. Так, в 2016 году французская авиакомпания выплатила компенсацию за забастовку своих сотрудников (по 250-600 евро).

Как видно, перед тем, как добиться компенсации, необходимо выяснить причину задержки. Если причина не зависит от перевозчика, то на компенсацию рассчитывать не приходится.

Что может предложить авиакомпания

Компания, скорее всего, пойдёт навстречу и попытается решить проблему в кратчайшие сроки. Мало кого интересуют судебные иски, жалобы и потеря репутации. Поэтому пассажир, вне зависимости от того, где он «застрял», имеет право требовать разрешения своей ситуации от авиакомпании.

Авиаперевозчик, объявив сроки и причины задержки или отмены вылета, должен предоставить минимум два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  • Пересадить пассажира на удобный ближайший рейс. При этом компания может предложить услуги другого перевозчика или построить новый маршрут. Новый рейс может быть с пересадкой или без, но конечный пункт должен остаться прежним.
  • Возврат полной стоимости одного билета. Если был приобретён единый билет с пересадкой, то он оплачивается полностью, а если было приобретено два билета по отдельности, то оплачивается только часть пути (один билет до пункта пересадки). К примеру, путешественник летит рейсом Санкт-Петербург-Белград с пересадкой в Амстердаме . Если изначально покупался билет Санкт-Петербург-Белград, то вернут его полную стоимость. Путешественник, решивший сделать остановку на день в Амстердаме и приобретший по отдельности билеты Санкт-Петербург-Амстердам и Амстердам-Белград, вернёт деньги только за первую часть пути, не вылетев из Санкт-Петербурга. Второй билет сдаётся по общим правилам тарифа. Однако если рейс отменили на втором участке пути (в Амстердаме) и не предоставили альтернативного пути, то перевозчик возмещает всю стоимость поездки и возвращает за свой счёт пассажира в Санкт-Петербург.

Ответственность авиакомпании наступает сразу же после объявления информации по рейсу.

Что обязаны предоставить

Вне зависимости от места нахождения пассажира и причины задержки по правилам международных перевозок авиакомпания обязуется предоставить бесплатно:

  • при ожидании 2-4 часа: напитки и холодные закуски, возможность совершить два звонка и отправить два электронных письма, допуск в комнату матери и ребёнка при путешествии с несовершеннолетними детьми (до 7 лет);
  • при ожидании 4-8 часов: ваучеры или талоны на получение бесплатного горячего обеда в точках общепита аэропорта (при длительных задержках предоставлять питание обязаны каждые 6 часов днём и каждые 8 часов — ночью);
  • при ожидании от 8 и более часов: гостиничный номер и бесплатный трансфер до аэропорта и обратно.

Подробнее с обязательствами компании можно ознакомиться в Федеральных авиационных правилах (пункт 99). Бесплатное обслуживание пассажиров производится даже при неблагоприятных метеорологических условиях, ставших причиной опоздания посадки. Однако возмещения получить не удастся.

Где ночевать

Если пассажир ожидает дневного рейса более 8 часов и ночной посадки более 6 часов, то российский авиаперевозчик отвозит своего клиента в гостиницу. При этом багаж остаётся на сохранении в аэропорту, за это также отвечает перевозчик.

По правилам компания не имеет права селить вместе незнакомых людей, поэтому если пассажир летит один, он может рассчитывать на отдельный номер. Если условия гостиницы и номера не подходят пассажиру, он может отказаться от предоставления такой услуги и снять гостинцу самостоятельно. Номер при таком варианте полностью оплачивается клиентом перевозчика, но при сохранении всех чеков можно добиться через суд хотя бы частичного возмещения трат.

В этом случае необходимо доказать несостоятельность предлагаемых условий. Грубо говоря, следует убедить суд в невозможности проживания в бесплатном номере. Например, в гостинице отсутствовало отопление в зимний период — веская причина искать отель по своему вкусу, а претензии к занавескам не того цвета для судьи не станут убедительными. Следует помнить, что дорогой номер и шикарный обед в гостиничном ресторане даже при наличии чеков и доказательств вынужденного проживания именно в этой гостинице вряд ли возместятся авиакомпанией даже через суд.

Суд полностью удовлетворит издержки равносильные стоимости предложенного авиакомпанией варианта. Разницу в стоимости номеров, скорее всего, пассажиру не вернут или оплатят частично. Стоит помнить, что при проживании в гостинице по своему выбору трансфер не предоставляется.

Европейские перевозчики также обеспечивают питанием и гостиничным номером. Кроме того, при опоздании самолёта более чем на 5 часов авиакомпания обязана возместить траты на билет и вернуть пассажира в точку отправления, если другие альтернативные варианты не устраивают клиента или не могут быть выполнены.

На что можно рассчитывать

Стоит помнить, что размер и условия возмещения зависят от страны-перевозчика. Неважно, кем являются сами пассажиры – жителями России или Европы. Пассажир, оставшийся в аэропорту, для перевозчика не имеет национальности. Главное, выполнить свои обязательства и доставить пассажира по месту назначения или компенсировать его неудавшийся полёт.

Если гражданин летит из России в Европу, то ему следует обратиться к российскому перевозчику. За вылет из Европы будет ответственна европейская сторона авиаперевозчика. Это важный момент, так как каждая страна имеет свои правила о возмещении затрат на несостоявшийся перелёт.

На размер компенсации влияют расстояние перелёта и сроки задержки. Какое возмещение ущерба можно получить в разных частях света?

Европа

Для возврата денежных средств при отмене или опоздании вылета в странах Евросоюза авиалинии пользуются регламентом ЕС 261/2004. По данному документу пострадавший пассажир может получить до 600 евро компенсации. Регламент действует на все внутренние европейские перелёты, включая Исландию, Швейцарию, Норвегию, а также международные рейсы. Европейская компания, занимающаяся перевозками из Соединённых штатов или Азии, также попадает под действие регламента.

Пассажир может получить возмещение ущерба после 3 часов ожидания, при невозможности посадки (например, при овербукинге) или при отмене вылета по техническим причинам, независящим от внешних факторов.

В зависимости от расстояния пассажир, ожидающий свыше 3 часов, может получить компенсацию в размере:

  • 250 евро – не более 1,5 тыс. км;
  • 300 евро – свыше 3,5 тыс. км на перелёты между странами ЕС и не ЕС;
  • 400 евро – 1,5-3,5 тыс. км или свыше 1,5 тыс. км при перелёте внутри Европы;
  • 600 евро – более 3,5 тыс. км на перелёты между странами ЕС и не ЕС при ожидании свыше 4 часов.

Компенсация также выплачивает при заблаговременной отмене вылета. Если рейс отменили не менее чем за 14 дней, то компенсация не полагается. При отмене за 1-13 дней до назначенного рейса возмещается ущерб, связанный с неудобством пассажиров. Оплата производится в зависимости от расстояния и времени ожидания рейса, предложенного в качестве альтернативы.

Размер компенсации с учётом расстояния и ожидания альтернативного вылета (предложение сделано за 7-13 дней) составляет:

  • 125 евро: перелёт — до 1,5 тыс. км, задержка – 2 часа;
  • 250 евро: перелёт — до 1,5 тыс. км, задержка – 2-4 часа;
  • 200 евро: перелёт — 1,5-3,5 тыс. км, задержка – 2-3 часа;
  • 400 евро: перелёт — 1,5-3,5 тыс. км, задержка – 3-4 часа;
  • 300 евро: перелёт — от 3,5 тыс. км, задержка – 2-4 часа;
  • 600 евро: перелёт — от 3,5 тыс. км, задержка – от 4 часов.

Время ожидания сокращается, если альтернативные варианты полёта были предоставлены за 7 и менее дней. В этом случае 125 евро выплатят при задержке от 1 часа, а 400 евро — на 3 и более. Компенсация в 600 евро в любом случае выплачивается за опоздание более чем на 4 часа.

США

Авиалинии Соединённых Штатов возмещают средства только при овербукинге. Другие случаи компенсации не рассматриваются. Компании также обязуются предоставлять пассажирам напитки, питание, связь, номер для отдыха. Однако порядок предоставления услуг у каждого перевозчика свой.

Американские авиалинии могут подобрать другой авиарейс, но разница стоимости билетов оплачивается путешественниками.

Если происходит овербукинг, компания выплачивает двойную стоимость одностороннего билета. Возмещение не превышает 650 долларов, если пассажир приземлился в конечном пункте назначения на 2 часа позже первоначального рейса. При превышении опоздания более чем на 2 часа сумма компенсации может увеличиться до 1300 долларов.

Россия

Российские авиаперевозчики готовы возместить задержку внутренних рейсов или международного перелёта в размере за каждый час:

  • 3 % стоимости билета неустойки (ФЗ «О защите прав потребителей», ст. 28, п. 5);
  • 25 % от минимальной заработной платы (ВК РФ, ст. 120), но не более 50 % стоимости билета.

Первая выплата является собственно компенсацией, вторая выплата расценивается как штраф авиакомпании. При этом с июля 2019 года «Аэрофлот» удвоил компенсацию на питание (с 490 рублей до 1000).

Дополнительные возмещения для российских авиалиний не предусмотрено. Однако пассажир имеет право потребовать возврат денежных средств за билет или пересесть на альтернативный рейс.

Азия

Правила и гарантии авиаперевозчика здесь сильно разнятся в зависимости от страны. Как правило, вернуть деньги предлагают везде. Авиакомпания (например, China Eastern Airlines) предоставит всю полезную информацию, окажет необходимую помощь, обеспечит питанием при условии задержки рейса по вине авиаперевозчика. Если рейс задержали из-за погодных условий, то пассажиры должны обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно.

При хорошем раскладе клиенты получат извинения от компании, компенсацию гостиницы и льготы на последующие полёты.

Более подробно об особенностях поведения пассажиров в ситуации задержки или отмены рейсов, выполняемых авиакомпаниями различных стран, можно узнать на портале Скайсканер .

Официальная сторона вопроса

Важно вовремя подать заявление на компенсацию и правильно провести всю процедуру в рамках закона и этики. Получить компенсацию во многих случаях несложно. Главное, пошагово следовать всем рекомендациям и запастись терпением. Весь процесс может растянуться на год.

Как оформлять жалобу

Один из главных вопросов, который беспокоит всех пассажиров, попавших в неприятную ситуацию с авиаперевозками, как именно вернуть деньги. Для начала необходимо подать заявление в офис авиаперевозчика согласно ВК РФ (ст. 124, п. 4) или на официальном сайте (для международных компаний заявление пишется на английском языке). Пример заявления с претензией к российскому перевозчику можно найти на сайте «Роспотребнадзора». Рекомендуется прикрепить талон, чеки и другие материалы, подтверждающие испытанные неудобства.

Что именно нужно приложить к заявлению:

  • билеты с отметками о задержке рейса (вместо билетов можно предъявить соответствующую справку, выданную в аэропорту сотрудником авиакомпании);
  • квитанции, счета, чеки с дополнительными расходами (на проживание, питание);
  • документы, подтверждающие необходимость поездки (медицинские направления или рекомендации врача, приглашения, ваучер об оплате мероприятия или экскурсии, билеты на концерт или фестиваль и т.д.).

Процедуру подачи жалобы на российскую авиакомпанию необходимо провести не позднее 6 месяцев со дня опоздания или отмены вылета. Странам ЕС на это даётся 2 года, а Великобритании – 6 лет, при этом заявка может рассматриваться в течение трёх месяцев и более.

Чтобы заявление не утонуло в недрах компании, надёжнее отослать заявление со всеми необходимыми документами (копиями) заказным письмом на адрес главного офиса перевозчика. Лучше всего сделать заявление в двух экземплярах (один оставить себе, второй отправить), а также сохранить сведения об отправке письма.

Привлечение суда

Согласно п. 1 ст. 128 ВК РФ юрист авиаперевозчика должен рассмотреть заявление с жалобами, принять решение и дать ответ в течение 30 дней со дня получения заявки. При отказе авиакомпании или при отсутствии какого-либо ответа по истечении указанного срока клиент имеет право подать на перевозчика в суд согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ. Заявление в судебные органы можно подать на протяжении трёх лет (отчёт идёт от дня задержки вылета).

Если дело доходит до разбирательства в суде, пострадавший пассажир обязан подготовить и предоставить следующий пакет документов:

  • заявление (иск);
  • копия билета или справка с отметкой опоздания вылета;
  • квитанции за проживание в отеле, междугороднюю связь, питание и т.д.;
  • документы, доказывающие финансовый или моральный ущерб, который понёс пассажир при несостоявшемся или отложенном рейсе («сгоревшие» билеты, ваучеры, просроченные приглашения и т.д.);
  • отправленная претензия в письменном виде с подтверждением об отправлении и получении письма;
  • ответ авиакомпании (если был получен).

Всем пассажирам стоит помнить, что суд — это последняя инстанция и обращаться к соответствующим органам стоит при острой несправедливости. Иначе можно проиграть судебное дело, потеряв много времени, сил, средств. Не стоит также торопиться извлечь выгоду из судебного разбирательства. Не исключено, что дело может повернуться против истца. Авиакомпания пойдёт навстречу, если пассажир будет вести себя корректно, не желая получить больше, чем положено правилами самого перевозчика. Только взвесив все «за» и «против» стоит обращаться к судебной системе.

Когда вернут деньги

Период возврата денег чётко не установлен для российских авиалиний. Каждый авиаперевозчик действует согласно своим внутренним правилам и уставам. Обычно средства поступают обратно на счёт пострадавшего пассажира в течение 2-3 месяцев. В крайнем случае, возврат средств может растянуться на полгода.

Европейские авиалинии переводят средства намного быстрее. Согласно регламенту деньги должны быть начислены в течение 7 дней со дня задержки или отмены рейса.

Пассажирам, пострадавшим от неудовлетворительной работы авиаперевозчика, следует добиваться компенсации в рамках, установленными законодательством и внутренними правилами авиакомпании. В большинстве случаев компания-перевозчик удовлетворяет требования своего клиента. Самая крупная компенсация, которая была выплачена российским гражданам европейской авиалинией – 1800 евро на семью из 3 человек, по 600 евро на человека. Главное помнить о том, что все требования должны быть обоснованными и попадать под общий регламент.

Подробнее о правах пассажиров и материальной компенсации — в видео:

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

ОТПУСКОВ

Самолетом всегда быстрее. Но бывает, воздушный флот подводит… Вы приезжаете в аэропорт, а вылет вашего рейса отложен.

Что предпринять пассажиру в такой ситуации? И какая положена компенсация за задержку рейса самолета?

Задержка рейса: кто виноват?

Причины задержек бывают разные. В ряде случаев перевозчик освобождается от ответственности за задержку рейса.

Авиакомпания не виновата и не будет платить компенсацию за задержку рейса самолета, если отправиться в полет вовремя помешали:

  • - явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия;
  • - военные действия;
  • - прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
  • - забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.

Авиакомпания виновата , если проблема возникла из-за:

  • - нестыковки в расписании полетов;
  • - неготовности экипажа или воздушного судна к выполнению рейса;
  • - отказа пустить пассажира в самолет по причине «овербукинга» (когда пассажиров больше, чем мест в салоне);
  • - переноса рейса из-за невыгодности перелета для авиакомпании;
  • - других ситуаций, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

В любом случае авиакомпания обязана сообщить вам, почему и на сколько происходит задержка рейса . Эту информацию, согласно пунктам 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», можно получить у сотрудника компании. Он же обязан предложить вам варианты дальнейших действий.

Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом. Разумеется, если в изменении ваших планов виноват перевозчик, этот вариант для вас бесплатен.

Компенсация за задержку рейса

Если авиакомпания не докажет влияние форс-мажора на задержку рейса, компенсация положена. Перевозчик обязан выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания - это компенсация (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не более половины стоимости билета - это штраф (Воздушный кодекс РФ, ст. 120).

Задержка рейса: права пассажира

В пункте 99 Федеральных авиационных правил определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.

При задержке авиарейса более чем на 2 часа пассажир имеет право на:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;

бесплатные напитки;

свободный доступ в комнату матери и ребенка, если путешествует с детьми младше семи лет.

Если задержка рейса самолета составляет более чем 4 часа , пассажиру должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс откладывается надолго, кормить вас должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.

Какие права у пассажиров при задержке авиарейса более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью? Авиакомпания обязана разместить их в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.

Не устроил предложенный номер или отель? Найдите другой вариант сами. В зависимости от ситуации и политики конкретной авиакомпании, придется либо доплатить разницу в цене номеров, либо оплатить проживание полностью. Во втором случае сохраните чеки: вы можете потом попытаться возместить хотя бы часть суммы, если у вас были объективные причины отказаться от проживания в отеле по выбору перевозчика.

Заметьте: при отказе от изначально предложенного номера, авиакомпания не обязана обеспечивать трансфер до выбранного вами отеля и обратно.

В Европе при задержках вылетов пассажирам также предоставят питание и гостиницу, но, если рейс перенесен более чем на 5 часов, вы вправе потребовать возврата денег за билет и даже доставки вас обратно в исходную точку маршрута. Кроме того, независимо от времени задержки рейса пассажир может предъявить авиакомпании претензии за понесенный ущерб.

Как добиться компенсации за задержку рейса

Если задержали внутренний рейс российской авиакомпании, претензия будет рассматриваться по законодательству РФ. То же самое относится к жалобам на иностранные компании, не сумевшие выполнить обязательства перед пассажирами в России.

Если авиакомпания отложила или отменила рейс за границей, разбирательство будет проходить по законам той страны, где это случилось, независимо от места регистрации авиаперевозчика.

Претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета (Воздушный кодекс РФ, ст. 124). Если в аэропорту нет представительства вашей авиакомпании или ее сотрудников нет на месте, подать претензию можно через сайт компании.

Но лучше отправить жалобу заказным письмом в адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Сохраните копию заявления и подтверждение отправки - это пригодится для судов, если авиаперевозчик вам откажет или совсем не ответит.

Когда жаловаться? В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, претензии перевозчику можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки рейса. В Европе претензии принимают в течение двух лет на основании Монреальской конвенции.

Какие документы приложить к претензии на компенсацию?

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению в авиакомпанию приложить копии следующих документов:

авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов, посадочных талонов;

чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса или отмены;

билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель.

Авиакомпания обязана вынести решение по претензии пассажира в течение 30 дней с момента получения. Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки рейса самолета. Пакет документов в этом случае выглядит так:

Вместо резюме

Одним словом, собирайте все чеки за еду и напитки в аэропорту, посадочные талоны и билеты, квитанции из отеля или транспорта... Постарайтесь получить отметки о задержке вылета на билете. Сфотографируйте табло вылетов так, чтобы были видны текущее время и статус вашего рейса.

Чем больше вы накопите подтверждающих документов, тем больше шансов получить компенсацию за задержку рейса.

Источники: www.aviasales.ru и www.skyscanner.ru

Компенсация за задержку рейса

Если рейс задержан, Вы должны знать следующие свои основные права и действия:

1. Пассажиры чартерных и регулярных рейсов имеют одинаковые права. Перевозчик в одинаковой степени несет перед пассажиром ответственность за задержку как чартерного, так и регулярного рейса.

2. Вы имеете право на достоверную и точную информацию. Обращайтесь к представителю авиакомпании, выполняющей рейс (у большинства перевозчиков представительства или именные стойки есть почти во всех крупных российских аэропортах) или, если вы летите из маленького аэропорта, где официального представительства авиакомпании нет, к служащей у стойки информации аэропорта. В любом случае Вам должны объяснить, почему и насколько задерживается вылет рейса.

Если ответственные лица авиаперевозчика или аэропорта отказываются Вас понимать, то можете им напомнить, что согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства Транспорта России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

3. У представителя авиакомпании или сотрудников аэропорта вылета/назначения Вы имеет право требовать поставить отметку в билете о задержке рейса. Она необходима, если потом будете писать претензию перевозчику или подавать на него в суд. Точное время реального вылета попросите вписать от руки представителя авиакомпании/аэропорта и заверить штампом (сделать это можно при посадке или повторной регистрации - ее проводят в тех случаях, когда туристов на время задержки рейса размещали в гостинице).

4. При любой задержке вылета рейса авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:

1) предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;

2) организовать хранение багажа.

4.1. Если задержка рейса более двух часов:

1) 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;

2) прохладительные напитки.

4.2. Если задержка рейса более четырех часов:

1) горячее питание; при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов - в ночное время.

4.3. Если задержка рейса более шести часов:

1) разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем);

2) организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Размещать пассажиров принято в ближайших к аэропорту гостиницах. Вас не имеют права поселить в двухместный номер с посторонними людьми. Если условия совсем не устраивают, Вы вправе самостоятельно выбрать гостиницу и ожидать вылета там, предварительно договорившись с представителями аэропорта, что Вас предупредят о времени вылета. В этом случае платите за номер сами. А уже после возвращения домой (или прибытия на курорт) нужно будет написать официальный запрос в главный офис авиакомпании с требованием возврата части потраченной суммы.

5. Если авиакомпания, чтобы свести время опоздания к минимуму, а вероятные претензии к нулю, отправляет Вас другим маршрутом или рейсом другой компании, то это должно осуществляться исключительно за счет средств авиакомпании или аэропорта, ни о каких доплатах речи в таком случае быть не может.

6. Если из-за задержки авиарейса Ваше путешествие стало короче, Вы вправе потребовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: за ночь в отеле, пропущенную экскурсию и т.д. Как правило, претензии предъявляются уже после возвращения из отпуска. В тоже время надо иметь в виду, что туроператоры охотно предлагают компенсацию прямо на месте: дополнительную экскурсию, полный пансион вместо завтрака и т.п.

7. В соответствии с нормами статьи 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Туристам следует учитывать, что штраф нельзя взыскать в том случае, если изменение времени вылета рейса произошло вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например – на оплату топлива), а перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для получения компенсации нужно подать авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих Ваше право на компенсацию. Согласно нормам ст.126 Воздушного кодекса, пассажир вправе предъявить претензии к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев с момента прилета – в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть Вашу претензию в течение 30 дней.

Если же обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать Ваши расходы, Вы имеете право подать на них в суд. Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов по понесенным Вами расходам (например, за гостиницу, питание, телефонные переговоры), а также Вашу письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.

8. Факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им возложенных на него согласно пункта 99. ФАП обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут в случае виновного перерыва в перевозке являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание – статья 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.