Тексты песен. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озёр - всё ты Диктанты по русскому языку

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Объяснительный диктант

Найдите и подчеркните однородные члены предложения и обобщающее слово. Объясните знаки препинания, постройте схемы предложений.

Цветочный город

В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.

Лето подходило к концу, и на улицах зацвели самые красивые цветы: белые хризантемы, красные георгины, разноцветные астры. Огненные настурции вились по огородам, по стенам домов и цвели даже на крышах. Ветерок доносил нежный запах резеды и ромашки.

За рекой был лес. Коротышки делали из березовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами.

(По Н. Носову)

Проверочный диктант

1. Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся фонарях.

2. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер - все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный простор.

3. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов)

4. Всё это: и ночь, и дали, и звёзды, и туманы - казалось мне исполненным невиданной прелести.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему любого предложения.

1. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

2. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

3. В научном городке есть всё: библиотеки и кинотеатры, институты и школы, бассейн и спортивный зал, детские сады и ясли.

4. Глаза стрекозы сверкают на солнце, отражают весь мир, зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо.

Обведите обобщающие слова. Составьте схему 1-го предложения.

1. Физика, химия, биология, геология, медицина - все эти науки были представлены в научных институтах.

2. В лесах, на горах, у морей и рек - повсюду мы братьев найдем.

3. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота - ничто не пугало юных натуралистов.

Контрольные диктанты

Стань волшебником

С ранней весны и до поздней осени дарит лес человеку свои богатства. А зимой он сам нуждается в помощи. И почему бы не стать волшебником, не помочь ему?

Кто не любит лыжные прогулки в зимний, заснеженный лес! Лыжня, как ниточка волшебного клубка, поможет раскрыть некоторые лесные тайны, покажет, кому нужна помощь.

Недавняя оттепель согнула до самой земли молодую березку. Не один лыжник, видно, пригнулся перед этой неожиданной аркой, проскочил и помчался дальше. А ведь дотронулся бы слегка до тонкого стволика и высвободил красавицу из тяжкого снежного плена.

Лыжня выскочила на лесную полянку, устремилась к елке, которая росла посреди неё. Здесь уже побывали те, кто решил стать волшебником. На дереве развешаны гроздья рябины, маленькие кусочки сала, несколько небольших простых кормушек.

(По Т. Горовой)

Лес пробуждается

Пришла весна. Лес наполнился птичьим криком и гомоном. Яркое ласковое солнце согрело озябшую землю.

На пригорке уже сухо. Снег сошёл здесь несколько дней назад, и солнце успело высушить прошлогоднюю траву. Его лучи оживили верхний слой земли, пробудили слабые побеги растений.

Во все стороны бегали и ползали всякие козявки и жучки. Белая бабочка порхала в воздухе, старалась разыскать первые цветы и смолистые почки.

На самом припеке бугорка одиноко глядел золотой глазок мать-и-мачехи. Во все стороны от меня расходились просеки, которые выделялись в тёмной стене деревьев светлыми полосами.

(По Н. Минху)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Обобщающий урок по теме «Однородные члены» - завершающий в изучении данной темы. Ему предшествовал целый ряд уроков, на которых учащиеся знакомились с теоретическими понятиями, закрепляли свои знания, отрабатывали умения и навыки по отдельным вопросам данной темы. На этом уроке восьмиклассники должны обобщить свои ЗУН, привести их в систему. На данном уроке решаются лингвистические и языковые задачи посредством работы с текстом (из опыта своей деятельности). В основе изучения русского языка на современном этапе развития образования лежат следующие ключевые компетенции: коммуникативная, культуроведческая, лингвистическая, языковая. Свою работу как учитель русского языка я стараюсь строить, максимально реализуя эти ключевые компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК В 8 КЛАССЕ.

Обобщение по теме «Однородные члены».

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания по теме
    «Однородные члены»; закрепить пунктуационные
    навыки.
  • Развитие интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сфер личности школьника; развитие речевой культуры.
  • Воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, гражданской позиции; познавательного интереса к родному языку, культуре, истории России; чувства гордости своей страной.

Оформление урока.

  • Слайд : текст.
  • Слайд : справка из «Большой советской энциклопедии».
  • Слайд: справка из словаря В. Даля .

В. Даль.

Эпиграф к уроку (записан на доске):

В свой необъятный, бескрайний простор!

(М. Исаковский)

  • Звенит звонок. Звучит песня «С чего начинается Родина?»
  • Вступление.

Учитель:

  • Вместе со школьным звонком к нам в класс ворвалась сегодня песня. Что это значит? (Мы будем говорить о нашей любимой Родине)
  • Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме «Однородные члены». Каковы цели урока?

(Обобщить знания по теме «Однородные члены».)

  • Да, ребята, сегодня мы должны обобщить, привести в систему наши знания по данной теме, а в основе всей деятельности на уроке будет работа с текстом. Начнём с самого главного, что вы все должны знать:

Какие члены предложения называются однородными?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

По каким признакам мы отличаем однородные члены?

  • Задание.

На доске записано предложение. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

Степи привольные, горы крутые,

Воды глубоких морей и озёр -

Всё ты вместила, родная Россия,

В свой необъятный, бескрайний простор.

М. Исаковский.

  • При помощи чего выражается сочинительная связь?
  • Почему определения в этом предложении однородные?
  • Беседа.
  • Россия для автора родная, почему? (Она его Родина ). Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна. Отечество ) Отчизна… Посмотрим, как толкуется это слово в словаре Даля.

Слайд.

Отечество – это родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто по рождению, вере принадлежит; государство в отношении к подданным своим; Родина в обширном смысле слова.

В. Даль.

  • Какой корень в слове Отечество? (-Отеч-) Значит от какого слова оно образовалось? (Отец ) Отец, муж, с далёкого прошлого он был в доме кем? (Хозяином, кормильцем, опорой, защитником ). Чем знаменателен февраль? (Урок проводился в феврале) (В феврале мы празднуем День защитника Отечества)

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать защитник Отечества? (Смелый, отважный, готовый пожертвовать собой, должен быть патриотом своей Родины …) А какое качество самое главное? (Патриотизм ) Именно это качество отличало всегда русского человека, благодаря этому качеству Русь выходила победительницей из всех войн, это качество вселяло во врага ужас.

Патриотизм – это главное качество не только защитника Отечества, но и каждого гражданина. Очень скоро все вы получите паспорта. В каждом паспорте будет запись: гражданин России. Быть патриотом своей Родины – это главная жизненная позиция гражданина.

А что значит быть патриотом России?

(Это значит служить Отечеству, стремиться к его благу, способствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богатством, благополучием, любовью, а в экстремальных ситуациях и жизнью.)

Давайте прочитаем, как даётся определение патриотизма в «Большой советской энциклопедии»:

Слайд.

Патриотизм (от греч. – соотечественник) – любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

«Большая советская энциклопедия».

Учитель:

  • Любовь к Родине. А с чего она, по-вашему, начинается?
  • Ребёнок начинает познавать мир, с кого начинается его любовь?
  • Ребёнок растёт, любовь его тоже растёт, расширяется.

(с любви к матери, отцу, своему дому, улице, друзьям, школе, городу).

  • Вывод.
  • С любви к своей семье, к своему дому, школе начинается любовь к родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре.
  • Обратимся к тексту. (Слайд)

(На столе у каждого ученика лист с напечатанным текстом и заданиями, вопросами к нему.)

  • Работа с текстом.

Текст.

Русь. Россия. Россы. Русские. Россияне.

В этих звуках есть что(то) от ра(с,сс)вета от вольн.. степн.. ветра от шума тайги от всплеска в..лны от рок..та синих морей и океанов.

Россия. Родина.

Как измерить её? Мерить ли великими люд..ми мудрецами героями бунтарями п..этами или художниками? На это (не)хватит одной жизни.

Мерить ли по векам, по нашествиям врагов её, по датам ли её побед?

На это мало и ста жизней.

Россия. Родина.

Её (не)измерить ничем ни великими реками ни г..родами и сёлами ни поясами врем..ни. Она огромна, но постигнуть её можно даже в малом.

Для этого нужно памятью и сер..цем верну(ть,т)ся к той земле, которая кормила тебя первым хлебом напоила первой ключевой водой.

Родина. Родная земля.

Она и поилица и кормилица и нянька и воспитательница и ра..крытая книга природы. Родная земля – это первая школа мужества, находчивости, добра и любви.

Русь. Россия. Я люблю мою Родину. А начина..тся эта любовь с любви к родному краю.

(Д.С. Лихачёв)

1. Определите стиль этого текста.

2. Укажите тип речи.

3. Какое настроение преобладает в данном тексте?

4. Какие микротемы можно выделить?

5. Назовите ключевые слова текста.

7. Каков основной образ, при помощи чего он создан?

8. В чём заключается идея данного текста?

9. Какое впечатление произвёл на вас текст? Что вы можете сказать об авторе (Д. С. Лихачёве).

10. Назовите однокоренные слова, какую роль они выполняют в тексте?

11. Как вы понимаете слова « она огромна, но постигнуть её можно даже в малом»?

12 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

13. Расставьте недостающие знаки препинания и выполните указанные виды разборов.

  • Прочитайте текст про себя, затем выразительно вслух.
  • Что вы знаете об авторе?

(Д. С. Лихачёв – учёный-литературовед, общественный деятель 20 века.

Его многие помнят как защитника русской культуры, символ русской интеллигенции 20 века. Он исследователь в области литературы, культуры, истории. Д. С. Лихачёв участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, в которых обращался непосредственно к потомкам с призывами сохранить культурное наследие.)

  • Просмотрите текст ещё раз, выполните речеведческий анализ.
  • Ученик анализирует текст.

Анализ текста.

Это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу и расположены в определённой последовательности. Текст не имеет заглавия, но его можно озаглавить: Родина. Этот текст относится к публицистическому стилю. Он предназначен для широкого круга читателей, воздействует на разум и чувства. Автор привлекает внимание читателей к теме патриотизма. Тип речи – рассуждение. Автор размышляет о Родине-России и приходит к выводу, что любовь к России начинается с любви к родному краю, месту, где ты родился. В тексте преобладает пафосное настроение, он переполнен чувством любви и гордости Россией.

Тема текста – Родина. Текст делится на пять микротем: 1.Что есть в звуках Русь, Россия, русские? 2. Как измерить Россию? 3. Россию не измерить, но можно постигнуть. 4. Малая родина. 5. Любовь к Родине – с любви к родному краю. Все микротемы связаны словами Русь, Россия, Родина, родная земля. Внутри микротем предложения связаны цепной связью, которая выражается при помощи местоимений, повтора слов.

Текст начинается со слов Русь, Россия и заканчивается словами Русь, Россия. Для построения текста автор использует такие приёмы как постепенное развитие мысли и одновременно постепенное усиление чувства. Основной образ – Родина, для создания которого автор использует различные изобразительно-выразительные средства: эпитеты (вольный ветер, великие реки), метафоры (рокот морей и океанов, вернуться памятью и сердцем, земля – поилица, кормилица и т.д.) Ключевые слова текста – Россия, Родина, родная земля, родной край. В начале текста автор использует такие приёмы как аллитерация: Русь, Россия, россы, русские, россияне – повторяются в каждом слове согласные звуки –к, р; ассонанс – в тех же словах повторяются гласные звуки – у, о.

Я думаю, идея текста заключается в последнем предложении: любовь к России – Родине начинается с любви к родному краю.

Текст произвёл на меня сильное впечатление. Я считаю, автор – истинный патриот своей Родины.

  • Как вы понимаете смысл предложения «Она огромна, но постигнуть её можно даже в малом?» (Россия – огромная страна, но понять, узнать её можно по своей малой родине.)
  • А что для этого нужно, по мнению автора? (Нужно помнить и любить свой родной край, землю, которая была твоей кормилицей, нянькой, воспитательницей, школой мужества, любви и добра.)
  • Что же хочет сказать автор? (Автор призывает помнить и любить свой родной край, потому что любовь к Родине начинается с любви к родному краю.)
  • Почему свои размышления Д. С. Лихачёв начинает словом «Русь»?
  • А вы знаете, когда наше государство стало называться Россия? (В начале 16 века произошло объединение русских земель вокруг Москвы, стало формироваться единое государство.)
  • Почему россы? (Это связано с названием племени, которое жило на реке Рось в 4-6 веках)
  • . Отсюда россы, затем русские (чередование гласных о-у), отсюда Русь, потом Россия.
  • В чём же заключается идея текста? Давайте уточним. (Автор восхищается Россией, призывает любить свою Родину, помнить её историю.)
  • Вывод.
  • Да, у России богатая история, в России много замечательных людей, а самые великие патриоты в нашей истории – это самые беззаветные труженики. Всё, что мы видим вокруг, соткано, сложено из пламенной любви наших предков, наших старших сограждан к Отечеству. А любовь к Родине начинается с любви к родному краю.

Наша с вами малая родина – это Меленковский край.

  • Ученик читает стихотворение Л. Симаковой «Ты моя Меленковщина».

Ты моя Меленковщина, моя родина милая,

Край лесов необъятных, край раздольных полей.

Ты моя Меленковщина, ты сторонка родимая,

Всё, что связано с Родиной, кровно связано с ней.

Много было здесь разного, дорогого и важного,

Сколько было испытано, сколько было побед!

Ты моя Меленковщина, дорогая, любимая,

Без тебя нет ни радости, без тебя жизни нет.

Ты прошла годы грозные, ты цвела в годы славные,

Ты трудом силу множила, ты росла со страной.

Свою Родину-матушку меленковцы прославили

Трудовыми победами, не считаясь с собой.

Сколько славных водителей, хлеборобов, стоителей,

Инженеров, механиков, медсестёр и врачей,

Матерей-воспитателей, умных преподавателей,

Сколько славных текстильщиков, сколько славных ткачей!

Все дела твои славные от Земли и до космоса,

Украшают Отчизну, славят Родину-мать.

Голубыми просторами и весенними зорями

Меленковцам не раз ещё предстоит прошагать.

Здесь поля необъятные, здесь земля благодатная,

Здесь народ удивительный, работящий народ.

Здесь танцоры стремительны, детский смех заразительный,

Здесь чудесные песни хор народный поёт.

  • Это замечательное стихотворение написала Л. Симакова, уроженка Меленковского района, по профессии – учитель русского языка и литературы, 42 года проработала в основной общеобразовательной школе.
  • Каким чувством переполнено стихотворение?
  • Как перекликается оно с текстом Д. С. Лихачёва?
  • А теперь вернёмся снова к тексту и заполним в нём пробелы.
  • Орфографическая работа.
  • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, объясните их.
  • Пунктуационная работа.
  • Расставьте недостающие знаки препинания в первом абзаце.
  • Сколько рядов однородных членов в этом предложении:

«В этих звуках есть что(то) от ра(с,сс)вета от вольн.. степн.. ветра от шума тайги от всплеска в..лны от рок..та синих морей и океанов»

  • Перед какими союзами всегда ставится запятая?
  • Во втором абзаце найдите предложения с однородными членами, составьте к ним схемы.
  • При помощи чего выражается сочинительная связь в этих предложениях?
  • Перед какими союзами запятая не ставится?
  • Выполните синтаксический разбор помеченного предложения.
  • Выполните пунктуационный разбор предложений в четвёртом абзаце.
  • Почему в первом предложении (четвёртый абзац) перед союзом «и» ставится запятая?
  • Почему определения «первой» «ключевой» не являются однородными?

Заключение.

  • Наш урок заканчивается. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Достигнуты поставленные цели? Да, мы обобщили, закрепили, систематизировали наши знания по теме «Однородные члены». А какие выводы для себя вы сделали после нашего разговора на уроке?

(Мы должны гордиться своей страной, стремиться жить не только для себя, а приносить пользу обществу, быть патриотами своей Родины.)

Учитель:

Но прежде всего нужно научиться любить свой родной край, малую родину.

А ещё, ребята, надо любить свой родной язык, потому что он велик и могуч, как наша Родина.


1. Голубушка, как хороша! 2. Спой, светик, не стыдись! 3. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица! 4. А ты что ж, кумушка, в дорогу? 5. Прощай, хохлаточка, счастливый путь! 6. Друзья, робеть не надо! 7. Скажи мне, Роща дорогая! За что твоя так участь жестока? 8. Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? 9. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! 10. Красавицы сестрицы! Не худо бы нам это перенять! 11. За что Орлы в чести такой? Неужели за полет, голубушка-соседка? 12. Давно, Полканушка, мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. 13. Друзья! К чему весь этот шум? 14. Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю. 15. Нет, кумушка; я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху. 16. Не оставь меня, кум милый! 17. До того ль, голубчик, было? (135 слов.)

И. Крылов.

1. Простите, мирные места! Прости, приют уединенным! Увижу ль вас? 2. Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! Прости, небесная краса, прости, веселая природа! 3. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья. 4. Простите, игры золотые! 5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним по грозной прихоти обманчивых морей. 6. Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины. 7. Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой. Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы и долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. (126 слов.)

А. Пушкин.

1. Пора, дитя мое, вставай: да ты, красавица, готова! 2. Ах, няня! Сделай одолженье. 3. Как недогадлива ты, няня. 4. Сердечный друг, уж я стара. 5. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! 6. Сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я. 7. Вы согласитесь, мой читатель, что очень мило поступил с печальной Таней наш приятель. 8. Кстати, братья! Терпенья вашего прошу. 9. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 10. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. 11. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких я привез тебе поклон. 12. Приготовь же, Дон заветный, для наездников лихих сок кипучий, искрометный виноградников твоих. (107 слов.)

А. Пушкин.

1. Старик! Я слышал, много раз, что ты меня от смерти спас. 2. Дитя мое, останься здесь со мной. 3. Прощай, отец, дай руку мне. 4. Отец, отец, оставь угрозы, свою Тамару не брани. 5. Синие горы Кавказа, приветствую вас. 6. Как я любил твои бури, Кавказ! 7. Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель! 8. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. 9. Расступись, о старец-море, дай приют моей волне! 10. Мир сердцу твоему, мой милый Саша! 11. Мчись же быстрее, летучее время! 12. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же изгнанники, с милого севера в сторону южную. 13. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть. 14. Прими ж, товарищ, дружеский обет, прими же песню родины моей. 15. Ребята! Не Москва ль за нами? (132 слова.)

М. Лермонтов.

1. Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, аль ты думу затаил нечестивую? (…) Неприлично же тебе, Кирибеевич царской радостью гнушатися. 2. Ну, мой верный слуга! Я твоей беде, твоему горю пособить постараюся. 3. Ты скажи, скажи, Еремеевна, а куда девалась, затаилася в такой поздний час Алена Дмитриевна? 4. Господин ты мой, Степан Парамонович, я скажу тебе диво дивное. 5. Мы с тобою, жена, обручалися, золотыми кольцами менялися… 6. Государь ты мой, красно солнышко, иль убей меня, или выслушай! 7. Ты поведай нам, старшой наш брат, что с тобой случилось, приключилося? 8. Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася. 9. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? 10. Ой, уж где вы, добрые молодцы? 11. Хорошо тебе, детинушка, удалой боец, сын купеческий, что ответ держал ты по совести. 12. Уж вы, братцы мои, други кровные, поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание. (126 слов.)

М. Лермонтов.

а) 1. Здравствуй, племя младое, незнакомое! 2. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. 3. Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. 4. Еще ты дремлешь, друг прелестный - пора, красавица, проснись. 5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. 6. Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе!

А. Пушкин.

б) 1. Ах ты, степь моя, степь привольная, широко ты, степь, пораскинулась! 2. Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! Освежи, взволнуй степь просторную. Зажужжи, коса, засверкай кругом! 3. Не боли ты, душа! Отдохни от забот.

А. Кольцов.

в) 1. Ребята, здесь останьтесь! 2. Малышок! Как живешь, корешок? 3. Ты, Малышев, слышал, что сказал твой товарищ? (Лик.) 4. Катя, Катюшенька, меня в комсомол приняли! (Лик.) 5. Глеб Петрович, станок-то юбилейный! (Ник.) (118 слов.)

а) 1. Здорово, старая! Что насупилась ты, кумушка! 2. Напекла блинов Оринушка, не насмотрится на Ванюшку. 3. Не любил, сударь, рассказывать он про жизнь свою военную. 4. Ты прости, прости, полянушка! Я косил тебя во младости! 5. Прощай, родимая! Ты опять одна осталася. 6. Возьми меня, тятька, с собой! 7. Труд этот, Ваня, был страшно громаден - не по плечу одному! 8. Братья! Вы наши плоды пожинаете! 9. Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: трудно свой хлеб добывал человек! б) 1. Дети, я вам расскажу про Мазая. 2. Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! 3. Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал. 4. Дозрей, дозрей, рожь-матушка! 5. Посади нас, паренек, веселей доедем. (109 слов.)

Н. Некрасов.

1. Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! 2. Тебя уж также нет, сестра души моей! 3. Ах, няня! Сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час. 4. Погодим, Игнаша, вот приедет барин! 5. Сударыня! Вспомните слово мое. 6. Волга! Волга! Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля. 7. Взгляни-ка, Савося, какое колечко! 8. Муза, с надеждой приветствуй свободу! 9. О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? 10. Домой, ребятишки! Обедать пора! 11. Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, пора за работу, родной. 12. Играйте же, дети! Растите на воле! 13. Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким! 14. Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез. Родитесь вы в минуты роковые душевных гроз и бьетесь о сердца людские, как волны об утес. (126 слов.)

Н. Некрасов.

1. Батюшка, не милы мне теперь ваши зайцы. 2. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. 3. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина (…). 4. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места (…) 5. Эге, знаем, голубчик, в чей огород камешки бросают! 6. Садитесь, господа! 7. Петр Иванович, вот вам стул! 8. Что ж, Антон Антонович? Ехать парадом в гостиницу? 9. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. 10. Что Авдотья, ты слышала, там приехал кто-то? 11. Здравствуй, братец! 12. Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят. 13. Послушай, малый: ты, я вижу, проворный парень. 14. Уж скоро Авдотья должна прийти. 15. Это Добчинский, маменька. 16. Право, маменька, Добчинский. 17. Мое почтенье, Марья Антоновна! 18. Здравствуйте, Петр Иванович! 19. Антон Антонович прислал вам записочку. 20. Сюда, дядюшка, сюда. (121 слово.)

Н. Гоголь.

а) 1. Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай! 2. Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай. 3. Ну-ка, ветер, гладь нам кожу, освежай нашу голову и грудь! 4. Эй, вратарь, готовься к бою - часовым ты поставлен у ворот! 5. Прощай, мой друг, пора в поход! 6. Быстрей летите, лыжи, сильней, сильней размах! 7. Ну-ка, месяц, друг глазастый, путь-дорогу освещай! 8. Смотри, мой друг, как хорошо купаться в вышине! 9. Давай, товарищ, полетим. 10. Победа в труде, как победа в бою, сама к нам« друзья, не придет.

Лебедев-Кумач.

б) 1. До свиданья, города и хаты, нас дорога дальняя зовет. 2. На заре, девчата, выходите комсомольский провожать отряд. 3. Вы без нас, девчата, не грустите,- мы придем с победою назад. 4. Здравствуй, город древней русской славы, здравствуй, город юности моей! (Исак.) 5. Степи привольные, горы крутые, воды глубоких морей и озер - все ты вместила, родная Россия, в свой необъятный, бескрайний простор! (Исак. и Сурк.) (133 слова.)

В ТЯЖЕЛЫЙ ЧАС

Как видит (Тарас), скачет к нему на коне Голокопытенко: «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!» Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко: «Беда, атаман, новая валит еще сила!» Не успел сказать Вовтузенко, Писаренко бежит бегом уже без коня: «Где ты, батьку? Ищут тебя казаки…» (…) «На коня, Остап!» - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще казаков. (…) Но не выехали они еще из лесу, а уже неприятельская сила окружила со всех сторон лес. (…) «Остап! Остап, не поддавайся!» - кричал Тарас. (…) А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся; угодило копьем в ребро третьего. (…) «Добре, сынку!.. Добре, Остап!» - кричал Тарас. (…) Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову. «Остап! Остап, не поддавайся!» Но уже одолевают Остапа. «Эх, Остап, Остап!» - кричал Тарас. (132 слова.)

По Н. Гоголю.

К ЧИТАТЕЛЯМ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Дорогие читатели! В нашей школьной библиотеке насчитывается около пяти тысяч книг. За истекший год было десять тысяч выдач книг. Выходит в среднем по 5 книг на каждого учащегося. Это хорошо. Но есть у нас и недостатки. Некоторые из вас, дорогие друзья, небрежно обращаются с книгами: заламывают уголки листов, делают карандашные и даже чернильные пометки. Такое отношение к книгам, товарищи, недопустимо. Пионеры! Не забывайте, что книга - это первый ваш друг. Комсомольцы! Вы в особенности должны проявлять аккуратность при чтении литературы и подавать пример всем остальным учащимся. В нашей библиотеке имеется много книг на сельскохозяйственные темы, на темы о природе. Юннаты! В первую очередь вы должны интересоваться этими книгами и рекомендовать их другим. Библиотека регулярно пополняется книгами, газетами и журналами по различным видам спорта. Рекомендуем вам, спортсмены, быть постояными читателями этой литературы, чтобы быть в курсе спортивной-жизни в нашей стране. (140 слов.)

«Народы гор и степей» - Красный цвет – символ радости и весны. Создаётся юрта из шерсти овец. Как украшена? Степь. Снаружи юрта похожа на купол. Горы. О каких особенностях дома жителей степи вы узнали? Сакля. Ответь на вопросы: Всегда ярко и выразительно украшена дверь юрты. Внутри юрты пол и стены устилают тёплые красочные ковры.

«Каменная степь» - Балка Таловая. Фенологические наблюдения. Птицемлечник Фишера. Гониолимон татарский. Метод агростепей по Дзыбову. Брандушка русская. Качим метельчатый. Птицемлечник Гуссона. Коровяк фиолетовый. Участники проекта «Сохраним степь». Ирис низкий. Склоны балки Таловая подвергались интенсивному выпасу. Ломонос цельнолистный.

«Реки и озёра России» - Проблема охраны и использования озер. Суровый климат. Рельеф. С-З Русской равнины (до 20-30 %) - Васюганье на З-С равнине (до 70%) - Бассейн Амура (10-12%). Подземные воды. Виды ледников. Вопросы по теме «Внутренние воды России». Политические. Озера россии. -Особенности размещения в северных и южных горах -зависимость от суровости и влажности климата.

«Озёра мира» - Озеро в кратере вулкана. Рыбаки на озере Киву. Озеро Онежское. Озеро Лаго-Архентино. Озеро в горах Австралии. Озеро Таньганика. Замёршее озеро. Озеро Титикака. Озеро Таймыр. Озеро Александрина. Озёра мира. Озеро Эйр. Озеро Тахо. Озеро Мичиган. Горное озеро. Ладожское озеро. Озеро Байкал. Озеро Верхнее.

«Озёра и реки» - Определение озерной котловины. Типы озерных котловин: Урок географии 6 класс. Самопроверка. 7. Место, где река берет начало: а) русло б) исток в) приток. Критерии оценок. Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Цели урока. Закончить предложение… Нет ошибок «5» 1 – 3 ошибки «4» 4 – 5 ошибок «3» более 5 ошибок «2».

«Типы озёр» - Провальные (карстовые). Мичиган. Крупнейшие озера Южной Америки. Озеро Ендовище (г. Темников). Ледниковое озеро на Кавказе. Озеро Имерка. Бессточные. Старицы (пойменные). Озёра. Вода в озере. Солёные более 35 ‰. Каспийское море-озеро. Инерка. Тектонические в разломах. Великие Американские озёра. На подземном озере.

Задание 1. Расставьте знаки препинания, начертите схемы однородных членов.

Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный простор. Он был единственным посвященным в мой план и содействовал по мере сил. Генкин шалаш устроен из досок и веток и листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора – двух саженей. Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. Ладьи ферзи слоны вдруг сразу подскочили и посыпались под стол. Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор мох вату перья пух тряпочки солому сухие травинки.

Задание 2. Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время сходить на каток. Для правильного письма не сколько важно значение формулировки правила, сколько умение его применять.

Задание 3. Определяемое слово заключите в рамку, а распространенное определение подчеркните волнистой линией. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос. Объясните постановку знаков препинания.

Образец: Была весна. И плыл горячий запах еще не распустившихся

акаций и влажной пыли. каких?


Он все еще стоял на месте, а она уже уходила в заросший густой зеленью переулок. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. Поросшие лесом берега томили своим однообразием. Вывороченные с пластами земли корни упавших деревьев стояли, как пирамиды. Весенний мутный поток с выступавшими из него склизкими валунами с ревом преграждал дорогу. Солнце катилось уже к закату, и два окна с западной стороны бросали красноватые отблески на стены, выбеленные известью. Поезд мчался, подгоняемый Алешиным нетерпением. У двух ракит, напоминавших мне крепость на Фанагорийке, стоял караул.

Задание 4. Расставьте при списывании знаки препинания.

Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались. Страж рыбаков и друг их неизменный маяк горит бессменно на посту. Отступник бурных наслаждений Онегин дома заперся зевая за перо взялся. Я читал что алоэ применяют как лекарство. Лютикова как депутата горсовета хорошо знали все жители города. Первобытные люди представляли себе солнце как огромный костер или гигантский раскаленный камень. Базунов славен в городе как знаток старины.

Задание 5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания; вставьте пропущенные буквы.


Здорово Чацкий брат! Шуми, взволнуйся непогода: Он был о море твой певец. О сам..любие ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! Эй борода а как проехать к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? Кудряш вот ты братец пятьдесят лет я каждый день гляжу не Волгу и все наглядет..ся не могу. Да разве ты не для нее сюда приехал из города птенчик? О матушка родина Не о себе печал..мся, Тебя родная жаль. Брат брат что ты это говориш..! О смелый сокол в бою с врагами истек ты кровью… Полевая Россия Довольно волочит..ся сохой по полям. Слав..те молот и стих землю молодости. Нет, братец ты мой так дело у нас с тобой не пойдет!

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их разряд и функцию в предложении.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелиотропом, которые еще не успели отцвести на клумбах. Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана негустого нежного пропитанного насквозь лунным светом и что надолго осталось в памяти Огнева клочья тумана похожие на приведения тихо но заметно для глаз ходили друг за дружкой поперек аллей. Луна стояла высоко над садом а ниже ее куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из черных силуэтов и бродивших белых теней и Огнев наблюдавший туман в лунный августовский вечер, чуть ли не первый раз в жизни думал, что он видит не природу, а декорацию.

Задание 7. Выполнить синтаксический разбор предложений, составить их схемы. Расставить знаки препинания.

1. Облака клубятся в безднах зеленых лучезарных пустынь восхода и сбегают тени с гор обнаженных цвета роз и меда. 2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок и струей сухой и острой набегает холодок. 3. В лесу было тихо и пахло сыростью. 4. К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

Задание 8. Расставьте знаки препинания при списывании, объясните их постановку, соотнося со значениями частей в ССП и СПП.

Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного. Так, значит, верно говорят солдат – всегда солдат. Посмотрит рублем подарит. Я за свечку свечка в печку, я за книжку та бежать. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Я был скромен меня обвинили в лукавстве. Я говорил правду мне не верили. Это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали синим светом, то исчезали. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. Хвалы приманчивы как их не пожелать? Пашню пашут руками не машут.