Отчет о поездке в домбай. Отчет о поездке на домбай Цены на прокат снаряжения в Домбае

В этом году я уже дважды съездил в Домбай и вот только сейчас нашел время поделится впечатлениями. Итак, первый раз я побывал на Домбае - 14-19 января, второй - 6-11 марта. На самом деле второй раз я поехал в Домбай не из патриотизма, а потому что потерял загранпаспорт (изначально собирался в Германию), но нисколько об этом не жалею.

1) Дорога
я летел рейсами "КавминводыАвиа", что всем и рекомендую. Стоимость билета в обе стороны - что-то около 3500 рублей, в кассах самой авиакомпании в аэропорту "Внуково" почему-то дешевле, кажется, около 3200. Вроде бы на "Внуковские" билеты дешевле, но точно не знаю. У КавминводыАвиа летает два или три рейса в день. В моем случае рейсы не опаздывали. Далее - самое интересное. Так как я летал один и "дикарем", то есть не покупал путевку, (мои друзья ехали поездом в Невинномысск, стоимость купе, кажется, 480 рублей в один конец, СВ - 900), меня в аэропорту, естественно, никто не встречал. Первый раз я прилетел дневным рейсом (вылетает из Москвы в 12/05) и оказался единственным (!), кому нужно было в Домбай. Дневной рейс всегда встречает "Газель" или "Соболь" местной турфирмы, которая всего за 157 руб 50 коп (именно такая цифра) перевозит желающих в Домбай, но для этого нужно хотя бы человек 5-6. Я был один и в результате договорился с водителем этой "Газели" за 600 рублей. Как выяснилось впоследствии, мне очень повезло. Потому что во второй раз я прилетел вечерним рейсом (прилет в 19 часов с чем-то), который в принципе никто не встречает и попал конкретно. Побродив по привокзальной площади минут двадцать и отбившись от всех таксистов (которые очень навязчиво предлагают свои услуги), я понял, что вся халява типа попуток, автобусов и т.д. уже не светит, ночь на дворе. Пришлось обращаться к таксистам. Первоначальная цифра, которую мне объявили - 100 (СТО) БАКСОВ!!! Я тоже очень удивился:. После пятнадцати минут торга сошлись на сумме 1200 рублей. Так и поехали на шестерке. В первый раз я ехал днем через перевал, было очень красиво и быстрее, чем через степь (получилось 2 часа 50 минут). В этот раз водила также решил ехать через перевал и я согласился. Это была просто труба. Ночь, метель, туман, видимость - 2 метра. В общем, ехали 4,5 часа. В Домбае был в полпервого ночи. Так что рекомендую всем - или покупайте путевки с трансферами или летайте хотя бы по три-четыре человека, чтобы за машину не одному платить и лучше дневным рейсом. Кстати, мои друзья доехали из Невинномысска за 750 рублей (втроем). Обратно доехать значительно проще и дешевле, каждый день от "Домбая" ходит автобус или Газель (в 08:00), стоит 157 руб.50 коп. Можно поехать на "Волге" за 1000 рублей, на иномарке (конкретно один раз я возвращался на Alfa Romeo) за 1200 рублей. Все эти цены, естественно, за машину.

2) Жилье
вариантов много. За время своих двух поездок я жил в трех отелях. Лучший отель, на мой взгляд - "Снежинка". Расположен за "Горными Вершинами", метрах в 150 до маятника. Но недешевый. Я жил в нем во время первой поездки. В отеле 2 корпуса. Второй корпус на порядок лучше и дороже. Стоимость проживания - первый корпус 40 USD за двухместный номер, второй корпус - 70 USD за двухместный номер (двухкомнатные номера). Третий человек в двухместном номере платит 50% от места. Есть также трехкомнатные номера по 120 грин и отдельный коттедж (человек на 10) с сауной, каминными залами и т.д., стоит, кажется, долларов 700 или 800. Все цены без питания. Я был один и по идее должен был оплачивать целиком двухместный номер (одноместных номеров в Домбае нет в принципе), то есть 40 USD. Но, администратор отеля, добрая женщина, предложила мне взять самый маленький номер (конкретно N2) за 20 USD, на что я и согласился. Номер, правда, действительно, очень маленький, метров 7 и при входе сразу упираешься в холодильник. И сразу за входной дверью в холле стоит телевизор, который вечерами смотрел staff отеля, ну а мне было все просто очень хорошо слышно. Но это в любом домбайском отеле, кроме, может быть второго корпуса "Снежинки" - слышимость великолепная. Кто-то ночью хлопает дверью, просыпается пол-этажа. В номерах: душ (ванна только в 4 номерах и в коттедже), туалет, телевизор (принимает несколько западных каналов, в том числе французский эротический, телевизоры буржуйские, неплохие, но почему-то без пультов), холодильник. Кладут мыло и т.д. В принципе, теоретически этот отель соответствует уровню 3*. Но еда в их ресторане не очень, я там только завтракал и то с трудом. В отеле есть сауна, в январе стоила 600 рублей два часа. Прокат лыж - практически новый Rossignol 150 рублей комплект. Телефоны в номерах только во втором корпусе. Что очень важно (для меня) при выборе отеля - связь с Москвой и остальным миром. Так вот, вообще то с этим в Домбае плохо. В "Снежинку" можно позвонить по коду Теберды, то есть набираешь 8 потом код Теберды и телефон Снежинки. Это сравнительно удобно. Из Снежинки стоимость минуты с Москвой - 20 рублей. В январе я прожил 4 ночи в Снежинке и на последнюю ночь переселился в "Горные Вершины". Отель по уровню примерно минус 2 звезды, правда есть бассейн, стоит 50 рублей. Двухместный номер стоит 500 рублей без питания, 700 рублей с трехразовым питанием. Брать питание не рекомендую. Плохо и не ходишь (не успеваешь) на все эти завтраки-обеды-ужины. Если очень хочется, то можно сходить на завтрак и отдать 30 рублей лично официантке. Позвонить в Москву из "Горных Вершин" было невозможно, у них что-то сломалось. Позвонить в "Горные Вершины" из Москвы тоже та еще история. Набираешь 8 гудок 13, просишь соединить тебя с Домбаем, милая телефонистка гордо заявляет, что не знает что это и требует от тебя название районного центра. После чего идешь за атласом России, находишь Домбай, находишь районный центр (я уже забыл, то ли Карачаевск, то ли Черкеск), снова набираешь 8-13, повторяешь просьбу. Ждешь минут 40. Тебя соединяют с рецепцией отеля. Рецепция отеля находит твою фамилию и дает телефон на этаж, где ты живешь. Перевести звонок они не могут, АТС у них нет. Повторяешь всю процедуру и наконец-то дозваниваешься в комнату старшей горничной по этажу (телефон один на весь этаж в комнате горничной). Попутно выясняется, что тебе нужен был пятый этаж, а попал ты на восьмой, потому что у них спаренный номер (пятого и восьмого этажа), а горничная на пятом этаже, вероятно, отошла. Горничная восьмого этажа предлагает перезвонить попозже, но ее хорошо попросить, то она спускается на пятый этаж, будит меня, я одеваюсь поднимаюсь на восьмой этаж, начинаю решать какие-то вопросы, связь обрывается. Любой разговор затягивается при таком раскладе минут на 10 минимум. Записано со слов моего коллеги по работе, который звонил мне по пять раз на дню. Также, что интересно - 11 марта я возвращался в Минводы с девушкой, которая провела в "Горных Вершинах" две недели и сказала что из этих двух недель только два дня была горячая вода, а остальные 12 дней она ходила мыться в бассейн. Я даже сам не знаю, верить этому или нет. Зато в "Горных Вершинах" есть бассейн, дискотека, прокат фотоаппаратов, проявка пленок и что-то еще. Прокат лыж - 150 рублей и выше. Самое главное, что у них есть свой дизель. Почему - смотрите ниже.

Во время второй поездки я жил в Крокусе, по причине того, что он совсем близко к креселке, метров тридцать. Отель в целом лучше, чем "Горные Вершины", хотя тоже примерно 0-1 звезды. Но в этом отеле виден прогресс - хозяева вкладывают в него деньги, поставили нормальные батареи, сантехнику приличную (кроме душевых поддонов - они представляют собой просто страшное зрелище). Но в Крокусе блочные номера, то есть в блоке две комнаты с общей ванной и туалетом. Что интересно - в комнатах стеклянные двери:.. (правда, в этом году их заклеили бумагой, но не доверху). Мы то жили втроем (я один занимал комнату для двоих) в блоке дружной шведской семьей и нам было все равно, а вот незнакомым людям жить в одном блоке не очень, наверно, здорово. Так что в Крокусе имеет смысл жить количеством, кратным цифре 4, чтобы в одном блоке не оказаться с совершенно незнакомыми людьми. Да и то, все-таки один туалет на четверых - это мало. В Крокусе неплохая сауна, стоила в марте 700 рублей два часа, поместиться может человек 6-7 свободно. Телефония - здесь ситуация следующая. В номерах телефонов нет, только внизу на рецепции и в приемной директора. Но в гостинице прямой московский номер. Конкретно 937-01-66. Здесь следующая история: тремя домбайскими отелями, "Домбай", "Крокус" и "Сулахат" владеют три брата, которые провели линию "Комбелги" в гостиницу "Домбай" и поставили АТС, то есть изначально звонишь в "Домбай", а потом тебя соединяют с любым из этих трех отелей. По крайней мере твой московский собеседник ничего не платит. И факсы проходят. В "Снежинку" например, мне пытались отправит факс раз пять, ничего не вышло. А звонить в Москву я ходил в "Домбай", 15 рублей минута, слышимость отличная. За блок на четверых мы платили 1000 рублей за ночь без питания. Ночь с 8 на 9 марта стоила 1400 рублей. Единственное, что никаких развлечений в Крокусе нет, есть кафе на втором этаже (посредственно) и что-то типа бара с камином на третьем этаже (тоже не ахти). По вечерам мы ходили в "Домбай" или в "Горные Вершины".

Гостиница "Домбай" - по уровню цен, насколько я помню, примерно как "Крокус". Сейчас не могу найти их прайс-лист (но позвонить узнать не проблема, прямой номер все-таки). Если еще раз поеду в Домбай, то, скорее всего, буду жить именно в этом отеле. Хотя он подальше от креселки, но, в этом отеле есть хоть какая-то жизнь. В смысле 2 бара, дискотека, несколько бильярдных столов (стоят в каминном зале), позвонить опять же не проблема. Номера я некоторые смотрел - не хуже, чем в Крокусе. Один из баров, ННД-клуб, с "живой музыкой", то есть по вечерам парень играет на синтезаторе и поет разные песни. Желающие могут взять радиомикрофон и петь с ним. Хоть какое-то развлечение. Гостиница Сулахат, говорят, что она самая дешевая, но я в ней не был, она расположена дальше всего от подъемников (и от креселки и от маятника) среди жилых домов.

Также я заходил посмотреть гостиницу "Солнечная долина". Она расположена рядом с Снежинкой, за Горными вершинами, то есть рядом с маятником. Абсолютно деревянное здание, стоимость номеров от 30 до 300 долларов за ночь. Отель мне не понравился. Стоит дорого, но телефоны далеко не везде, позвонить из Москвы только через 8-13 (а это надолго). Самое интересное - показывают мне номер за 250 долларов с тремя спальнями, камином и т.д., а телефон только в одной комнате и, кажется, мой ровесник, дисковый. "Снежинка" лучше. Во время второй поездки я видел указатель с надписью отель "Горный клуб 4****", но что это не знаю. Разумеется, есть частный сектор, но, не знаю, не жил. Возвращаясь к проблеме телефонной связи - во время второй поездки я взял с собой телефон "Московской Сотовой" , так как в Домбае работает только Сотел. Не знаю, может быть дело в телефоне, у меня была какая-то Nokia, но не было слышно просто ни черта, сплошные помехи, прозвониться невозможно, постоянно срывается. И дорого - минута с Москвой чуть больше доллара, входящий звонок, кажется, 54 цента. Работал у меня этот сказочный аппарат только в одном углу комнаты и все равно дозванивался я попытки с пятой-шестой. Поэтому проще и дешевле сходить в "Домбай" позвонить.

3) Питание
почему то во всех отелях, в которых я жил, кормили так себе. В отелях я только завтракал, обедал на горе. Итак, завтрак обходился мне в среднем в 50 рублей (яичница, чай или кофе, пара бутербродов с сыром или что-то в этом роде). Цены на горе совершенно умеренные. Чай - 5, кофе 8, хычин 15-20, манты - 25-30, шашлык 35-50, Балтика 20, салаты разные 10-15, шаурпа и прочие супы 25 и т.д. Ужин - в основном мы ходили в "Кристал" и "Алибек". "Кристал" - это синенький домик на дороге, конкретно на повороте, внизу между "Домбаем" и "Горными Вершинами". Заведение достаточно простое и дешевое, ужин обходился около 140 рублей на человека и включал в себя: 100 грамм водки, стакан сока, салат, какой-нибудь суп, пельмени или манты, кофе. Неудобно, что потом идти в гору и деревянные лавки без спинок. "Алибек" - заведение посолидней, уже ресторан, красное кирпичное здание напротив "Домбая". Ужин на троих обходился рублей в 750-800 и включал в себя: бутылку водки, литр-два сока, штуки 4-5 разных салатов и закусок (зеленый салат, селедка, бастурма, грибы какие-нибудь маринованные, огурцы соленые), три супа, три вторых, три кофе. Также берут 25 рублей с человека за "оркестр". "Оркестр" представляет собой опять же одного человека с синтезатором. Что здесь плохо - в зале 10 столиков и один официант. Когда много посетителей, он просто ничего не успевает.

4) Канатные дороги
вариантов подняться наверх только два. Либо на маятнике (от "Горных Вершин") за пятьдесят рублей, либо на двух креселках (от "Крокуса") за 40 рублей. Вариант с креселками мне нравился больше, так как на маятник или много народу или никого нет, но в обоих случаях приходилось ждать. Во втором случае - когда наберется хотя бы человек двадцать, меньше они не возят. А на креселке сидишь, куришь, едешь потихоньку, процесс идет одним словом. Четвертая очередь креселки - 30 рублей первый подъем, повторные - 10 рублей. Пятая очередь - 20 рублей (независимо, первый или повторный). Югославка - работает только при большом скоплении желающих - 15 рублей снизу, 10 рублей - с середины. Что довольно неприятно - югославка всегда пустая, в то время как на пятую очередь можно и тридцать минут простоять. проблема в том, что от начала пятой очереди к началу югославки можно попасть только поднявшись по крайнему бугелю слева и спустившись к ней, что делать всем лень. Или подняться по пятой и спустится к началу югославки, но катание под ней хуже, довольно узко, ратрак до нее доходит в последнюю очередь и сама трасса достаточно забавная - сравнительно пологий участок, потом очень крутой спуск с поворотом, с буграми, народ постоянно не успевал вписаться в поворот и улетал на целину. Но, зато нет очередей. Также на югославке мой друг 09 марта распорол себе ногу. Дело обстояло так - он садился в кресло, а из-под кресла торчала какая-то острая железка (откуда она там только взялась?), которая и воткнулась ему немного выше ботинка. Получилась не очень приятная рваная рана, не очень большая, но зашивать пришлось. Естественно, он больше не катался.

5) И, собственно, само катание.
Январь - первые три дня 15-18/01 стояла отличная погода, солнце, жарко и т.д. Снега в январе было не очень много, камни встречались довольно часто, особенно под югославкой. Катался я только на пятой очереди, благо в эти сроки никого не было, очереди на пятой отсутствовали в принципе, на четвертой я съезжал только вечером, возвращаясь домой. Четвертая была не очень, узко и лед. В русскую долину и по третьей я в январе не съезжал. Но на четвертый день, 18/01 началась сильная (очень сильная) пурга, пятая не работала, я пытался кататься на четвертой, но у меня не было маски, только очки, которые в какой-то момент просто сорвало ветром и куда-то унесло. На этом катание закончилось, а 19 января я уже улетел.

Март - мои друзья приехали пятого, было солнце и все просто замечательно. 06 марта было похуже, пошел снег. 07 марта, когда я приехал, шел довольно сильный снег, туман. На пятой лично мне кататься было тяжело, по целине я толком ездить не умею, а тут была даже не целина, а довольно тяжелый (было тепло) слой снега примерно 10-20 см глубиной. Я помучился пару раз на пятой и катался на четвертой. Там снег ложился частично на лед и его сдувало и ходил ратрак. 08 и 09 марта была просто замечательная погода, солнце, но очень много желающих. На пятую очередь можно было простоять минут 30. Девятого же марта мой друг порвал ногу и поэтому десятого он с нами не катался. Как выяснилось позднее, ему в чем-то повезло. Насколько я помню, меня уже десятого утром терзали неясные сомнения относительно перспектив катания, так как гор не было видно, шел снег, завывал ветер и т.д. Но так как временени было мало, 12-ого надо было уезжать, я решил, что надо использовать абсолютно все возможности для катания. И мы с подругой моего раненого друга поехали на креселке. Когда мы садились на третью креселку, я обратил внимание, что вверх почему-то практически никто не едет, в основном народ едет вниз, но нас это не остановило. Добрые люди, спускающиеся вниз, говорили нам, что наверху делать нечего, но я их не послушал. Мы радостно с песнями ехали наверх, поеживаясь от ветра и вдруг наша сказочная креселка остановилась. Первые 10 минут мы не придавали особого значения данному факту, но через полчаса одинокого висения, мы начали немного беспокоится, тем более что сверху стали доноситься какие-то ужасно печальные вопли. Как потом выяснилось, какие-то дети встали в самом верху, буквально в 20 метрах от станции. Кто был на Домбае, тот знает, что там высота креселки метров 20, а в данной ситуации им было совсем тоскливо, так как их кресло просто раскачивалось под порывами ветра, тем более что ничего не было видно из-за сильного снегопада. В общем, повисели мы еще немного, замерзли и я стал уговаривать девушку прыгнуть вниз на фиг и спуститься на лыжах. Она долго отказывалсь, но не по причине боязни высоты. Мы висели практически в самом низком месте, было около трех метров или немного меньше до снега. Ей не нравилась перспектива спускаться под третьей очередью. Мне эта перспектива тоже не нравилась, так как кто был в Домбае, должен помнить, что под третьей очередью просто нетронутый снег, поваленные деревья и камни в немерянных количествах, и я не разу не видел кого-либо, съезжающего там. Пока мы спорили, что лучше, висеть здесь и мерзнуть или съехать вниз с риском порвать костюм, сверху приехали 2 досочника (им проще), которые радостно сообщили, что электричества нет и когда будет никто не знает. После этого сообщения, мы, разумеется, спрыгнули с этой несчастной креселки и поехали вниз. Спускались что- то около часа и я удивляюсь, как я не порвал костюм, так как большую часть спуска проделал не на лыжах, а на, как это помягче сказать, спине, что-ли. Кроме нас висело еще человек 10, и всем им прыгать вниз высота не позволяла:. Их снимали канатами довольно долго, насколько я знаю, некоторые успели повисеть часа три. Уже внизу мы узнали, что где-то упала опора ЛЭП, и электричества нет во всем Домбае. Как следствие этого, полностью отсутствовало: вода и холодная и горячая, отопление, горячая пища. Из горячей пищи были только шашлыки, которые готовят на костре и водка, которую мы привезли с собой. Частично отопливались только "Горные Вершины" у которых был собственный дизель. В общем, выпили мы водки и легли спать. Утром я проснулся доволно рано, часов этак в семь утра и умывшись на балконе снегом, понял, что надо сваливать отсюда. Билет у меня был на 12-ое, но я рассчитывал поменять его в аэропорту. Мои друзья должны были уехать днем на поезде и их несколько расстроило мое решение, так как после полученного ранения 09-ого марта мой товарищ оставил лыжи в кафе у пятой очереди, а забрать их мы не смогли. Они надеялись, что электричество дадут если не 11-ого, то двенадцатого точно и я успею забрать его лыжи. Я предложил ему для разминки слазить на гору пешком и быстро собрав вещи, поспешил к гостинице Домбай в надежде успеть на рейсовую Газель в аэропорт. Там меня ждало очередное разочарование - никакой Газели не было, но была большая толпа народа и все хотели уехать. Подъезд к гостинице занесло просто выше колена и народ начал несколько волноваться, так как всем надо на самолет, а уже 08/30 и никаких Газелей нет. Зато приехал УАЗ, водитель которого сказал, что аж целых две или три Газели стоят в шести километрах от Домбая и не могут подняться в какую-то гору, но скоро приедут. Я решил не искушать судьбу и вместе с очаровательной девушкой Галиной уехал в аэропорт на Alfa Romeo, которую Галина, собственно поймала и искала попутчиков. Спасибо тебе, Галина, а то бы я там до сих пор стоял, клювом щелкал. Заплатили мы 1200 рублей, то есть по 600 рублей с человека. Билет я благополучно помененял, с меня даже не взяли денег за эту процедуру. Что важно на обратном пути (я с этим столкнулся в январе)- когда сдаешь лыжи в багаж, толстая тетка нагло заявляет, что за лыжи надо платить, так как лыжи являются ненормативным(!!!) грузом. То есть надо платить не за перевес, как если у тебя больше 20 кг багажа, а просто за лыжи, даже если у тебя одни лыжи и больше ничего. При этом показывает объявление, напечатанное на бланке "Пулковских авиалиний". На мой резонный вопрос, при чем тут "Пулковские авиалинии", когда я лечу "Кавминводыавиа" в Москву, а "Пулково" летает в Питер и вообще почему я тогда в Москве ничего не платил, эта корова гордо ответила, что её все это не колышет. Мои лыжи весили 7 кг, так как в чехол я также засунул костюм и кучу других вещей. Платить надо было что-то рублей по 20 за 1 кг, то есть рублей 140-150. Я отправился в кассу и даже оплатил бы наверно эту сумму, если бы передо мной не стоял более сознательный горнолыжник, который не поленился устроить кассиру допрос с пристрастием на данную тему. В результате кассир сказала, что это действительно ошибка, что платят за лыжи только те, кто летит Пулково, а мы летим "Кавминводыавиа" и ничего платить не должны. Вот так: А эта толстая самка кобеля, которая принимала багаж, просто имела дополнительный заработок, заставляя платить за лыжи разных лохов, типа меня.

Заключение:
на самом деле, у Домбая, да и у всех других горнолыжных курортов России есть очень большое достоинство, которое затмевает все минусы, типа отсутствия электричества, плохой связи, отвратительных аэропортов (что Внуково, что МинВоды) - это очень дешево. Вспоминая сейчас, какие деньги я тратил в Германии или в Швейцарии, я очень серьезно думаю на тему того, что в следующем году я снова буду кататься в России. Точнее, один раз я съезжу в Германию в Гармиш в начале сезона, но на три-четыре дня, так как давно не был и все-таки очень люблю этот курорт, наверно, потому, что там начал кататься. Единственное - я не стал бы отдыхать в России с детьми и с понтовыми девушками. И тех и других лучше или оставить дома или вместе с ними ехать в ухоженную Европу.

Рассказываем о нашем отдыхе в Домбае и сколько стоит поездка: цены на отели, еду и подъемники в 2019 году, а также на экскурсии и проезд до курорта.

Старейший в нашей стране горнолыжный курорт достоин того, чтобы хоть раз его посетить. И хотя инфраструктура оставляет желать лучшего, природа в окрестностях курорта вне всяких похвал.

Новый комплекс подъемников в Домбае.

Как добраться до Домбая

Домбай расположен на границе России с Абхазией. Дорога туда тупиковая, дальше только Главный Кавказский хребет. Итак, как можно добраться до Домбая?

Самолет + автобус или такси

Ближайший аэропорт находится в Мин. Водах (также подойдет Ставрополь). Стоимость билетов из Москвы в Мин. Воды низкая - от 3500 рублей в обе стороны зимой и от 6000 рублей летом. Билеты ищите на и Skyscanner .

Итак, вы прилетели, а дальше уже возникают сложности - регулярных автобусов до Домбая нет, только с пересадками (через Черкесск, Теберду). Уточняйте информацию на сайте перевозчика "Гулливер" , зимой прямые рейсы все же организуют. Тем, кто ценит удобство и не хочет терять время, советуем заказать трансфер на сервисе - это надежнее, чем обращаться к местным бомбилам.

От автовокзала Мин. Вод можно доехать на автобусе до Теберды (от 470 рублей в одну сторону), а уже оттуда на такси или на автобусе до Домбая.


Туманы в Домбае очень красивы.

Поезд/автобус + автобус или такси

Самый близкий ж/д вокзал к Домбаю находится в Невынномысске, также можно доехать до Мин. Вод. Билеты на плацкарт из Москвы стоят от 2 тысяч рублей в одну сторону. Далее - на автобусе или .

Автобусные туры из столицы стоят от 10 тысяч рублей на человека (цена зависит от длительности тура). Проезд на автобусе в одну сторону - от 2,5 тысяч рублей.

Автобусы из Ставрополя, Ростова, Пятигорска, Невинномысска, Краснодара

Автомобиль

Поездка в Домбай на автомобиле - один из самых удобных способов добраться до курорта, мы выбрали именно его. Дорога хорошая, кроме участка от Кисловодска до Карачаевска. Между Черкесском и Карачаевском есть ремонтируемые участки. АЗС в Домбае нет, заправляйтесь в Теберде.

Личный опыт. В Домбае мы отдыхали два раза в межсезонье (октябрь 2016 и 2018). В первый раз жили в прекрасном за 1600 рублей в сутки. Отель тщательно выбирали по отзывам. Соотношение "цена-качество" идеальное, тихо, хозяева душевные, кормят очень вкусно. Всегда была горячая вода и автономное отопление, а это был наш главный критерий при выборе отеля в прохладное время года.


Приятно прокатиться на старых советских подъемниках в Домбае, особенно с теплым чаем.

Как выбрать отель для отдыха в Домбае:

  • Если на сайте вы нашли отель по скидке, лучше забронировать, так как без брони цена за номер окажется рублей на 300-500 выше.
  • Внимательно читайте отзывы других туристов: там полезная информация об интернете, отоплении и горячей воде - с этим в Домбае бывают проблемы.
  • В межсезонье выбирайте отель с автономным отоплением.
  • На выходные приезжают отдыхающие из Ставрополья и Краснодарского края. Из-за них шумно, парковочных мест нет, а отели переполнены.
  • Если вы на автомобиле, уточните про парковку.

К водопадам мы относимся без лишнего трепета, но Чучхурские водопады любим. В золотом обрамлении они особенно красивы. Потоки срываются вниз каскадами примерно с 250-метровой высоты. Здесь чувствуется мощь горных рек!

Цены на туры в Домбай в 2019 году

Стоимость путевок указана за двоих человек с вылетом из Москвы и может меняться.

Если вы не хотите самостоятельно организовывать отдых в Домбае, то можно купить тур. Путевки в 2019 году стоят от 17 тысяч рублей за 7 ночей в трехзвездочном отеле без питания, но в среднем - 30 тысяч на двоих.

Цены повышаются ближе к Новому году: на праздничные даты туры стоят уже от 45 тысяч рублей за 5 ночей (с завтраками) и от 40 тысяч - за 3 ночи. Зимой 2019 года туры в Домбай на 3-5 ночей стоят от 25 тысяч рублей, на 7 ночей - от 35 тысяч. Предложений очень мало, поэтому спешите бронировать.


Вид на Домбай из ущелья Аманауз.
Смотровая площадка над Чучхурскими водопадами.

Цены на подъемники в Домбае в 2019 году

Подъемники в Домбае есть разные: старые советские канатно-кресельные, новенький комплекс (гондольные и кресельные) и маятниковая канатная дорога. Максимальная высота, на которую можно подняться на канатке - 3168 метров. Начало работы в 8:30, окончание - в 16:00-16:30.

Цены на подъемники нового комплекса в Домбае в 2019 году: 1 подъем - 500 рублей, поэтому выгоднее покупать абонемент сразу на несколько очередей (1 подъем на 3 очереди стоит 1050 рублей), либо ски-пасс на один или несколько дней. Ски-пасс на 1 день стоит 1600 рублей, 2 дня - 2840, 3 - 3910 рублей. Есть льготы детям и пожилым людям, иногда бывают акции и скидки.

Вот цены на новые подъемники в Домбае в 2019 году в таблице:

Подъемы Цена (руб.)
Касса на первой очереди
1 подъем на гондоле (1590-2277 м) - 1-я очередь 500
1 подъем на гондоле и шестиместном подъемнике (1590-3008 м) - 1-я + 2-я очереди 850
1 подъем - 1+2+3-я очереди (1590-3168 м) 1050
1300
Касса на второй очереди
1 подъем на шестиместном подъемнике (2277-3008 м) - 2-я очередь 500
1 подъем на шестиместном и четырехместном подъемнике (2277-3168 м) - 2-я и 3-я очереди 700
Полдня (до 13:00 или после 13:00) 1000
1 день 1100

Цены на ски-пасс в Домбае в 2019 году на новый подъемник (руб.):


Скриншот с сайта dombaj.ru.

Мы выбрали старый советский подъемник из-за очевидных плюсов: отличный обзор и доля экстрима (кресла на ладан дышат, скрипят, не всегда есть защита). Стоимость - 250 рублей на человека за одну очередь (туда-обратно), то есть 1000 рублей за все подъемы и спуски. Нам немного не повезло, и в этот день было плановое отключение электричества в поселке, поэтому все канатки работали на генераторах, а во время подъема на первой очереди мы вообще зависли на полпути. Подъем до 3002 метров, дальше до вершины можно легко подняться пешком.

Есть еще "Югославка" - парнокресельная канатка, которая дублирует пятую очередь советского подъемника, но конечная станция чуть ниже 5-й. Цена - 100 рублей для взрослого, 150 - для ребенка до 13 лет, билет на 1 день - 500 рублей.

На маятниковой канатной дороге - 2 красных вагончика, куда помещаются до 35 человек в каждый. Идут на склон г. Мусса-Ачитара. Стоимость для туристов - 300 рублей, для горнолыжников - 200, для детей до 10 лет - 150, а детям до 5 лет - бесплатно.


Советская канатка в Домбае.
Пеший подъем на вершину Мусса-Ачитара - набор высоты составит примерно 100 метров. Подняться можно за 15-20 минут.
Вид с вершины Мусса-Ачитара.

Цены на прокат снаряжения в Домбае

Множество вывесок с объявлениями о прокате снаряжения мы видели как в самом поселке, так и на станциях канатных дорог, так что можно не беспокоиться об этом. Также ничего не стоит арендовать снаряжение в отеле - практически каждая гостиница промышляет и таким бизнесом.

Таким образом, ехать на отдых в Домбай можно налегке. Цены на прокат снаряжения в 2019 году следующие: стандартный комплект (палки, ботинки, лыжи или сноуборд) стоит от 500 рублей в день, очки - от 200 рублей, перчатки - от 150, комбинезон - от 250 рублей. Залог - паспорт или деньги.

Услуги инструктора стоят обычно от 1500 рублей в час.


Кафе на высоте 3000 метров.
Вид с вершины горы Мусса-Ачитара, до которой можно подняться на подъемниках из Домбая.

Цены на еду в Домбае в кафе и магазинах

Цены на еду в Домбае летом и зимой практически одинаковые и зависят от уровня заведения. Немного сэкономить на поездке в Домбай можно, выбрав отель с включенным завтраком, что мы и сделали - очень рекомендуем отель . Мы там прожили 5 дней. Завтраки подаются очень сытные, разнообразные, всегда есть основное блюдо (например, у нас таковым были каша, хычины, гречка с сосиской, вареники, омлет), чай и выпечка.

Цены в кафе и ресторанах Домбая в 2019 году:

  • Форель речная и озерная - от 250 рублей за порцию (обычно это одна большая рыба).
  • Хычины - от 130-200 за штуку. С ними не угадаешь: бывают небольшие с мизерной начинкой, а иногда такие, что и двоим за раз не осилить.
  • Мясо по-горски и мясо по-карачаевски - от 250 рублей.
  • Чайник горного чая с медом или вареньем - от 150 рублей за 0,5 л.
  • Лагман и шурпа - 150-250 рублей за порцию (лагман бывает достаточно острым).

Поесть в кафе можно на 500-1000 рублей за двоих. В кафе "Метелица" на главной улице есть бизнес-ланчи за 300-350 рублей. На станциях канатных дорог тоже множество кафе и ресторанов, стоимость блюд там выше.


Наш поход к Алибекскому леднику. Берите в каждый поход термос с горячим чаем и какой-нибудь перекус.

Цены на продукты в магазинах Домбая как в небольших провинциальных магазинчиках. Стоимость некоторых продуктов, в основном фруктов, завышена примерно на 20%:

  • Мандарины (кг) - от 130 рублей.
  • Кефир и молоко (1 л) - от 70 рублей.
  • Лаваш - от 20 рублей.
  • Хычины (шт) - от 100 рублей.
  • Пахлава (кг) - 350 рублей.
  • Самое дешевое вино (из Краснодарского края) - от 250 рублей.
  • Абхазские вина - от 400-500 рублей.

Ущелье Гоначхир в окрестностях Домбая.

Экскурсии, развлечения, маршруты

Недостатка в экскурсиях и развлечениях нет - отдых в Домбае очень разнообразный. Цены в 2019 году:

  • прокат квадроцикла - около 2000 рублей;
  • услуги экскурсовода - от 1000 рублей за группу;
  • рыбалка - от 500 рублей с человека;
  • конные туры - от 1000 рублей на одного за день катания.

Есть один нюанс: если вы собираетесь изучить окрестности, придется оформить пропуск в погранзону - поселок окружен Тебердинским биосферным заповедником, вдобавок рядом проходит граница с Абхазией. Раньше его нужно было делать заранее (за 2-3 дня) в Черкесске, но теперь можно получить прямо у лесника на маршруте бесплатно. Нам сделали его всего за 5 минут, нужно иметь при себе паспорт и заполнить анкету.


Поля иван-чая по дороге к Чучхурскому леднику.

Все маршруты в заповеднике платные. Вот стоимость прохода к самым популярным достопримечательностям:

  • Чучхурские водопады - 150 рублей на человека;
  • ущелье Аманауз, до Чертовой мельницы и Софруджинского водопада - 100 рублей;
  • ущелье Гоначхир - 150 рублей с человека;
  • Алибекский ледник и водопад - 100 рублей с человека.


Чучхурский ледник находится в нескольких километрах пути от водопадов.
В окрестностях Домбая водится много медведей, но, по словам местных, они не агрессивные и не опасные. Мы нашли этот медвежий след на горе Тогузкельбаши.

Куда поехать зимой, чтобы отдохнуть? В этом году этот вопрос в моей семье стал особенно актуальным, в связи увеличением «каникул» нашим президентом. После просмотров многочисленных сайтов, призывно выставляющих на общее обозрение яркие фото с золотыми пляжами я горячим солнцем, я решила просмотреть варианты, которые предлагают наши российские курорты.

Интересных предложений в этом сегменте туристического бизнеса тоже достаточно много. Предлагаются и поездки на Байкал, и зимняя рыбалка в Астрахани, и Соловки, и Карелия, но в этот раз я остановила свой выбор на горнолыжных курортах Северного Кавказа. Всей семьёй мы выбрали поездку в .

Всё приятно порадовало. Во-первых, достаточно легко добраться, по идеально гладким дорогам (не верится, что в России такое возможно), во вторых довольно много гостиниц и отелей, в которые легко можно заселиться, при условии что Вы едете не на выходные, в противном случае нужно бронировать жильё заранее, уютные номера, радующая и глаз и организм кавказская кухня, нет огромных очередей на подъёмники. Также возможно снять квартиру внаем.

Снаряжение лучше брать внизу - там оно и дешевле, и новее. Если вы новичок - то Вам в так называемый «Лягушатник» — на невысокую горку, где можно найти и инструктора на любой вкус, если профи - то на огромную гору, с которой открывается потрясающий вид на Кавказский хребет, подпирающий голубое небо.

Отсюда можно наблюдать и диких Яков, свободно разгуливающих по отдаленным горам. Советую захватить с собой солнцезащитный крем, иначе обгорите на разреженном воздухе. Очки и все остальное можно приобрести на месте. Про обед тоже не стоит беспокоиться - наверху большое количество маленьких уютных кафе, где можно согреться горным домбайским чаем и отдохнуть. В среднем обед обойдется в 400-500 рублей на человека.


В поселке есть небольшой рынок, где можно купить сувениры. Обычно отсюда привозят чай, барбарис, горный мед, всевозможные варенья, чачу, шерстяные свитера ручной вязки и изделия из кожи и меха.

Вечером тут тоже есть чем заняться - кафе «Серп и Молот», где можно покушать и потанцевать караоке-клуб «Алибек» где Вас порадует заводной диджей, кафе «Эдельвейс» и это лишь малая часть от всех развлекательных мест Домбая. Возьмите купальники - здесь есть где поплавать, русская баня и хамам.


Считаю обязательным посещение Алибекского заповедника, где посмотрите и покормите оленей, а если пересечете границу (с Грузией, лучше иметь с собой паспорт), то полюбуетесь на Голубое озеро и застывший водопад. Здесь же расположено кладбище альпинистов, имеющих отношение к Домбаю. Такую прогулку можно осуществить несколькими способами: на машине, на квадроцикле или же пешком. Я люблю прогулки, поэтому проделала весь путь пешком.

Недалеко находится , где построен самый древний христианский храм на территории России, дорога туда займет около двух часов на машине, но советую взять с собой гида, который покажет и склон, который был построен для Олимпиады, которая проходила в Сочи. Желаю приятного отдыха! Автор статьи - Ирина Скоробейникова.

Несмотря на то, что, казалось бы, все сделано заранее, последний час перед отъездом прошел в судорожных метаниях по квартире и поисках неизвестно куда подевавшихся носков и перчаток.

Домбай был выбран не случайно. Нам показалось, что акклиматизация там будет легче, а катание проще - учитывая, что трое из пятерых на горах выше 1000 метров не бывали, и серьезного опыта катания не имели. Это стало одним из решающих факторов.

Итак, приняв решение о поездке и списавшись заранее по Интернету с людьми сведущими, мы пришли к выводам, которые впоследствии благополучно подтвердились практикой.

При поездке на поезде необходимо ехать до Невинномысска, а не до Минеральных Вод, вопреки часто встречаемому заблуждению (как правило, дают подобную рекомендацию люди сами не разу в Домбае не бывавшие). Несмотря на малоизвестное название, по сравнению с Минеральными Водами, и скромный вокзал, трансферт в Домбай организовать проще и дешевле. Сразу отмечу, что озаботиться трансфертом имеет смысл заранее, из своего города, благо все контакты сейчас можно не выходя из дома. Нам в подобном поиске очень помогла . Отобрав ряд контактов, мы выбрали таксиста Илью из Теберды, предварительно созвонились с ним, договорились о цене и сообщили время приезда. В результате все остались очень довольны его помощью: аккуратно и быстро упаковав четыре комплекта снаряжения на крышу «Волги», а рюкзаки в багажник (суммарный объем которых составлял около 250 литров), он за 2,5 часа домчал нас до Домбая, попутно решив целый ряд насущных вопросов - какой связью пользоваться дешевле, где лучше приобрести «симку», завез на рынок в Карачаевске, где мы купили отменный козий сыр и сушеную конину.

Стоит отметить, что подавляющее большинство продуктов в поселке Домбай стоят, скорее всего, дороже, чем в вашем городе, из этих соображений меню было продумано и составлено до отправления в путь, и основную массу продуктов мы привезли с собой, о чем впоследствии совершенно не пожалели. Тем более, что место размещения было также подобрано заранее.

Вообще, проживание в Домбае состоит из трех основных вариантов:

  1. Гостиницы среднего и люксового уровня. Стоимость размещения колеблется от 1200 рублей с человека в сутки и более. Часто в стоимость входит завтрак.
  2. Гостиницы эконом-класса. Стоимость размещения в них - от 490 до 1100 рублей с человека в сутки, завтрак чаще всего в цену не входит.
  3. Квартира. Это, пожалуй, самый интересный, душевный и запоминающийся вариант, который был нами и выбран. Мы поселилились в «Московском комплексе» на улице Пихтовый мыс. Интересно, что те немногие 7-8 домов, в которых по сценарию должно бы проживать местное население, представляют собой кирпичные 4-х этажки, большая часть квартир сдается отдыхающим. Квартиры разного ценового уровня в зависимости от имеющегося антуража и ремонта. Стоимость от 1200 рублей за однокомнатную, до 3000 за трехкомнатную квартиру. Даже в минимальном ценовом пределе вы будете снабжены спутниковым телевидением, хорошим ассортиментом посуды на кухне, естественно холодильником и т.д.
Съем квартиры является хорошим вариантом для компании друзей, привыкших самим обеспечивать необходимый уровень «звездности» проживания. Благодаря наличию кухни вы получаете существенную экономию в статье расходы на питание, и при этом не зависите от режима - т.е. времени когда вам следует завтракать, обедать и ужинать. Кроме того, вы всегда почуетесь тем, что изволите себе приготовить.

Нам досталась чистая квартира с минимумом мебели, обширной библиотекой, которой не пренебрегали отдыхающие до нас, просторной и теплой ванной, где без проблем сохли пять комплектов снаряжения и уютной кухней, посуды в которой хватило бы и на 8-х. Несмотря на то, что поселок не газифицирован, в большинстве квартир на балконе стоит пара баллонов пропана, а на кухне - обычная газовая плита. Отчасти, именно благодаря квартире и кухне бюджет поездки оказался просто смешным по меркам горнолыжного отдыха.

Относительно расстояния до подъемников, несколько странно пересчитывать их сотнями метров, как это описывают на сайтах - все нижние станции расположены отдельно друг от друга, но, живя в достаточно удаленном по местным меркам месте, все мы преодолевали каждый день это расстояние в горнолыжных ботинках без каких-либо осложнений.

Акклиматизация. Данное драматическое отступление являет своей целью не попытку отговорить вас от поездки или напугать, а лишь призывает быть уважительными и играть по правилам Гор, помня, что вы приехали в гости к Ним.

Говоря проще, акклиматизация на Домбае присутствует в незаметной, а значит особо подлой форме. Большинство приезжих не уделяют этому факту достаточного внимания, а зря. Все бы ничего, если вы уже бывали в больших горах, ведете активный образ жизни или регулярно поддерживая физическую форму. Хуже, если наоборот, вы неделями работаете сидя, передвигаетесь главным образом на автомобиле, а из спорта предпочитаете футбол по телевизору.

Поселок Домбай расположен на высоте 1600 м над уровнем моря, на территории заповедника, вода в кране - из горных источников, на ближайшие 150 км всего 4 некрупных городка, а производственные предприятия практически отсутствуют. Только это заставляет типичного жителя мегаполиса испытать некую растерянность от отсутствия в организме чего-то привычного. Катание же происходит на перепаде высот от 3200 до 2277 метров. Современная система канатно-кресельных дорог доставляет вас на верхнюю точку горы Мусса-Ачитара за какие-то 20 минут! Таким образом, за это короткее время вы покрываете полторы тысячи метров по высоте, а это не может не сказаться на неподготовленном организме.

Нередки сценарии, когда, воодушевленные видом гор и красотой природы приезжие, в первый вечер крепко отмечают прибытие, а уже на следующее утро взлетают на высоту 3200 метров, а оттуда со скоростью торпеды несутся вниз… Потом снова «взлетают» на подъемнике наверх, влив в себя по пути коньячку из фляжки. Зачастую такой стиль поведения приводит в лучшем случае к острым проявлениям горной болезни в виде непредсказуемых скачков давления, тошноты и выпадению из графика катания на несколько дней. Самым мелким проявлением такого рода реакции организма можно считать рассеянность внимания, слабость, учащенное сердцебиение. Отсутствие концентрации и эйфория нередко приводят к травмам на склоне. О худших случаях лучше не рассказывать вовсе.

Мы были свидетелями всех перечисленных сценариев и иногда даже слышали разочарованные стоны пациентов спасательной службы: «Да я только приехал, первый день, неужели перелом?»

Неслучайно, во времена СССР, приезжающих поднимали в горы лишь на четвертый день, посвящая первые три активным прогулкам по окрестностям на высоте 1600 метров.

Мой совет: будьте внимательны и осторожны, не увлекайтесь спиртным (все равно не пьется как в городе) и первый день посвятите прогулкам, благо таких возможностей в поселке предоставляется масса. Но о них скажу позже.

Решив поехать на десять дней, мы ставили целью ежедневное катание и плотно занятое оставшееся время, поэтому дальше речь пойдет не только о катальной стороне поездки, но и о тех вещах, которые зачастую остаются незаслуженно забытыми, но составляют достаточно большую часть отдыха. В первую очередь, конечно - трассы и .

Померялись размерами на высоте 3000м

На сегодняшний день в Домбае существует три основных возможности подняться на канатной дороге на высоту 3000 метров и столько же вариантов спуститься вниз.

Первый - классический вариант - старая канатно-кресельная дорога. Нижний отрезок представляет собой одноместные кресла, которые поднимут вас до поляны ЛИИ, где необходимо пересаживаться на двухместные кресла, поднимающие вас на уровень гостиницы «Тарелка», на высоте 2200, далее очередная пересадка на двухместные кресла до поляны Крокус, далее ветка до высоты 3000 метров. Итого четыре очереди. Подъем этот медленный, но очень красивый - большая его часть проходит по лесу.


Гостиница "Тарелка"

Второй вариант подъема чуть современнее - это Маятниковая канатная дорога. Она начинается из центра поселка Домбай. С нижней станции до высоты 2200 метров вы поднимаетесь в вагоне вместимостью 20 человек, далее поднимаетесь до поляны Крокус тем же путем, что и в первом варианте, затем с поляны Крокус до высоты 3000 метров на так называемой Югославке - в двухместных креслах.


Вид с Югославки

И, наконец, третий способ подъема - это новый комплекс канатных дорог. Он поднимает вас с нижней станции, тоже из центра поселка Домбай до высоты 2277 метро в 8-местных гондолах ДоппельМайер, с высоты 2277 до 3000 метров подъем происходит на шестиместных креслах. А уже оттуда на вершину горы Мусса-Ачитара, до высоты 3200 метров, идет ветка четырехкресельного подьемника.

В хорошую погоду на высоте 3000 метров открывается прекрасная панорама и видно Эльбрус, несмотря на то, что расстояние до него составляет по прямой 65 км.


Вид на Эльбрус с вершины Муса-Ачитара, расстояние 65 км

Говорить о количестве трасс на склоне несколько неуместно, ведь на Домбае присутствуют скорее направления спусков, с разной степенью подготовленности, в зависимости от частоты и объема снегопадов. В эту зиму, по словам местных жителей, снега было относительно мало, и к нашему приезду все направления были изрядно раскатаны.

Итак, с вершины Мусса-Ачитара существует один вариант спуска, с короткой развилкой, быстро примыкающей обратно. Перепад высот составляет чуть более 200 метров, протяженность что-то около километра. Спуск с 3200 достаточно быстрый из-за хорошего перепада высоты вверху, затем он постепенно выполаживается и даже переходит в контруклон, поэтому, чтобы подняться на площадку 3000 метров, нужно воспользоваться подъемником, или сотню метров шагать «лесенкой».


Трасса с 3200

С высоты 3000 метров существует 3 варианта спуска:
Первый - стоя лицом к Домбаю, правое направление, условно называемое «под Югославкой». Он представляет собой достаточно интересный и красивый спуск, средний по количеству бугров и уклону. Здесь же возможен спуск траверсом левее основного направления с переходом на другие трассы. В нижней части, перед поляной Крокус, имеется выкат, являющийся «лягушатником».


Лягушатник на поляне Крокус

Далее, проехав по поляне Крокус, мимо десятка кафе и 7 подъемников системы «бэйби лифт», обслуживающих «лягушатники», вы можете продолжить спуск до высоты 2277 метров по чуть более сильно выраженному уклону и ярко выраженному траверсному характеру трассы.

Второй вариант прямо вниз, не уходя под Югославку, вдоль так называемой «5 линии ККД». Тут место более бугристое, ратрак проезжает реже, траверсных возможностей меньше, особенно хорошо здесь кататься после сильного снегопада. В нижней части повторяется вариант первого спуска по «лягушатнику», вдоль кафе на поляне Крокус и далее след в след по первому маршруту до высоты 2277 метров.

Третий вариант: «налево от лифта» - интересный, местами очень крутой и разнообразный по рельефу склон с хорошим перепадом высоты. С утра, если нет снегопада, отратраченный в «вельвет». В левой части до ограничения зоны катания остаются хорошие куски неподготовленного и часто нераскатанного склона. Правая сторона, задающая линию спуска отратрачена за исключением одного короткого участка, который стараниями скребущихся «чайников» к обеду приобретает могульный характер. Именно третий вариант и называется «под Доппельмайером» и в хорошую погоду пользуется особой популярностью у катающихся.


Справа под Доппельмайером


Спуск под Доппельмайером

Нельзя не сказать и о других интересных вариантах катания в Домбае. Например, с высоты 2250 метров до поселка есть 4-х километровый спуск по лесу, но скорее лишь в хорошую снежную зиму. В наш приезд этот вариант изобиловал проталинами, ручьями и даже камнями, а в пасмурные дни и льдистыми участками. Этот спуск проходит через поляну ЛИИ, старый «лягушатник» и выходит на центральную дорогу поселка Домбай, напротив гостиницы «Золотое Руно».

Остальные внетрассовые возможности подробно нами не изучались по причине первоначального отсутствия свежего снега, а после снегопада в стороны ходить уже не хотелось, т.к. выпало его столько, что вполне хватало изведанных направлений.

Стоимость катания сильно разнится по времени катания и сроков пребывания в Домбае.

Некоторое подобие дневного абонемента с подъемом из поселка Домбай до зоны катания и последующим катанием на «Югославке» стоит около 1000 рублей. Дневной абонемент на новую канатку Доппель-Маейра стоит 1200 рублей, он же, на полдня - 700 рублей. При покупке на несколько дней действуют скидки, но при отсутствии погоды деньги вернуть проблематично.

Учитывая непредсказуемость погоды в горах и длительное отсутствие снегопадов, мы предпочли ежедневно пользоваться полудневным катанием с подъемом на «Доппель-Майере», посчитав, что купить абонемент на день никогда не поздно. Как показала практика - этого делать и не пришлось. Как правило, в девять утра мы уже совершали первый спуск, и, не теряя времени на посиделки в кафе, изрядно укатывались к часу дня, т.е. ко времени, когда абонемент переставал действовать. Но! Хитрость в том, что главное пройти турникет на 2277 до 13-00, а далее мы отдыхали, загорали, посещали одно из 8 кафе на высоте 3000 метров, дегустировали хычины, но чаще ограничивались великолепным горным чаем (будучи в Домбае на высоте 3000 метров, рекомендуем заглянуть кафе «Орлиное гнездо» и оценить их кухню).

Таким образом, новичкам нужно знать, что спуститься вниз можно и после окончания срока действия абонемента, в два или полтретьего, как правило, на спуске билет не просят… При выборе подъемника стоит помнить, что «Допель-Майер» поднимает ровно в два раза быстрее по сравнению со старой креселкой и «Югославкой».

Погода в Домбае. Первые четыре дня погода была солнечной, катались в основном до пол-первого «под Доппелем», позже, когда склон оттаивал, уходили «под Югославку», завершающий спуск делали «по центру». Потом погода испортилась, один день пришлось катать в таком «молоке», что не всегда было понятно, где верх, а где низ, но стоит признаться, что снега насыпало очень прилично, так что катание вслепую можно назвать относительно безопасным. Далее чередовались дни ясные и пасмурные, но снег шел почти каждый день. В день отъезда покататься не удалось, гора просто была закрыта…


Погода испортилась

Теперь и настала очередь рассказать о другой стороне Домбайского отдыха, часто остающегося за бортом корабля большинства катающихся.

Чем заняться до, после или вместо катания? Если вы не собираетесь валяться на диване после катания, а имеете интерес и силы к дальнейшему экспириенсу, могу посоветовать пешие прогулки по Домбаю и его окрестностям. Это полезное времяпровождение и отличный способ убить время до вечера.

Маршрут первый - сам поселок Домбай, от въезда у гостиницы «Метелица» через весь поселок до улицы Пихтовый мыс. Рекомендую совершить эту прогулку в первый же день по приезду, при свете дня пройтись по всем кафешкам, почитать меню, прикинуть дорогу до места проживания, наметить программу на ближайшие вечера, посетить рынок, местные магазины, набрать нарзана в источнике у моста через Амнауз - в общем познакомиться с жизнью Домбая. Протяженность такой прогулки около 5 км. Относительно базара: на выходные весь поселок, практически от въезда до Пихтового мыса превращается в базар, торгуют во всех закоулках и ответвлениях, продают в основном сувениры местного происхождения и колорита - шкуры, папахи, магниты, кучу неоригинальных самовязаных вещей, войлочные банные шапки и прочее. Лучшее время для покупок - с утра пораньше, в выходные, когда первому покупателю отказывать нельзя или под закрытие, когда все сливают остатки товара. Обязательно красиво торгуйтесь, не забывайте о вежливости и благодарности. В среднем, торгуясь, можно получит 25-30 процентов скидки, удачно упираясь, можно сторговаться и до 50 процентов от стоимости.

Следующий маршрут - пешком из поселка Домбай на поляну ЛИИ (Ленинградского Исследовательского Института), на высоту 1700 метров. Начинается он недалеко от въезда в поселок, напротив гостиницы «Золотое Руно» подъемом вдоль старого «лягушатника», далее направо уходит грунтовая дорога, в зависимости от погоды засыпанная снегом или испещренная ручьями.


Дорога на поляну ЛИИ

Иногда навстречу нам попадались редкие катающиеся - те немногие смельчаки, рискнувшие спуститься этой дорогой с 2277 метров. Сноубордисты выглядели особенно удрученно, - частые плоские участки и разрезающие снежный путь ручьи, заставляют их выстегиваться и топать пешком.

Продолжительность подъема около 2,5 км, набор высоты порядка 150 метров. Места здесь красивые, вдоль дороги растут огромные деревья с уникальными мхами.

Закончить подъем имеет смысл на поляне ЛИИ, где расположены 2 станции ККД, хижины «Горянка» и «Алатау» и неизвестная гостиница без вывески.


Хижина Горянка, поляна ЛИИ


Гостиница "Алатау" на поляне ЛИИ

Обратно можно спуститься либо по пути подъема, либо воспользоваться однокреселкой. На этом маршруте особенно интересно наблюдать границу климатических зон: по высоте, начиная подниматься в дождь, минут через 10 вы окажетесь в зоне снега, чуть более низкой температуры, а на обратном пути снова в дождливом воздухе. При спуске на канатке разница еще резче и ощутимее.
Продолжительность этого путешествия около двух часов.

Маршрут третий - прогулка к альплагерю Алибек, Турьему озеру и Алибекскому леднику. Начинается он за ММЦ «Снежные Вершины», где дорога уходит вверх, в сторону Алибекского ущелья, на территорию заповедника. Учитывая, что путь пролегает через заповедник и погранзону, нелишним будет взять с собой паспорт. Плата за посещение заповедника составляет 50 рублей. Учитывая, что большая часть пути проходит по дороге, раскатанной квадроциклами, и идти приходиться фактически по замерзшим в колее лужах, обувь должна быть теплой и непромокаемой. Протяженность маршрута около 10-12 км.


По дороге к альплагерю Алибек

Прикиньте время выхода, ведь на дорогу «туда - обратно» учитывая «дорожное покрытие» - быстрее 3-х часов не обернешься. Зато самые красивые кадры вне катания получились именно здесь: окружающие вершины из алибекского ущелья предстают совершенно по иному, да и зону катания на Мусса-Ачитара можно снять лишь отсюда, с тропы на Алибек. Не рассчитав время и задержавшись с выходом после катания до 14-30, мы вышли достаточно поздно и дошли только до самого альплагеря, через кладбище альпинистов. Учитывая, что темнеет в горах быстро, приняли решение возвращаться. Также этот маршрут можно проехать за рулем квадроцикла, но данный вариант был нами исключен за «неспортивность». Стоянка квадроциклов на любой вкус расположена чуть ниже ММЦ, между гостиницами «Орион» и «Меридиан», рядом с веселым музыкальным киоском, о котором нельзя не упомянуть.


По дороге к альплагерю Алибек

Приняв решение не уезжать без образцов местной задорной музыки, сопровождающей нас и в такси и в кафе, мы долго выбирали диск из множества похожих названий - «100% Кавказ Хит», «Бестселлер Кавказ» и прочих. Продавец активно предлагал новинки, при прослушивании которых в полный голос исполнял любимые куски, часто добавляя: «Подожжи, щас хороший песня будет, прикольная такая». После того, как мы остановили свой выбор на одном из предложенных дисков, он картинно вздохнул и произнес: «Фу, наконец-то вы уйдете, теперь я пацанам ДИП ПЕПЛ поставлю». Воистину юмор на Кавказе удивительный и добрый….

Куда пойти вечером, если дома кушать нечего. Решение такой задачи на Домабе - вообще «не вопрос». Мест вечернего, да и круглосуточного досуга здесь гораздо больше, чем вечеров в вашем отпуске. Опишу только те, где побывали лично, в хронологическом порядке.

В ресторан гостиницы «Арючат» нам посоветовали соседи по подъемнику, в один из первых дней катания. Уютное двухэтажное заведение, с красивым интерьером и наличием двух отдельных кабинок помимо общего зала, расположено сразу за Поцелуевым Мостом. Не неделе зал почти пустой, выбирайте любой удобный столик. Бар недорогой, из местных напитков можно попробовать хороший прасковеевский коньяк. Единственным минусом было то, что треть меню на практике отсутствовала, а из 5 супов был только борщ. Зато шашлыком из баранины были покорены все.

Через пару дней мы отправились коротать вечер в кофейню «Freedom», отмеченную еще на прогулке в день приезда. На практике с кофейней это заведение объединяют лишь два момента - наличие кофе, весьма хорошего и десертов, второй момент - удивительно теплая атмосфера. Уходить отсюда совершенно не хотелось даже когда наши тарелки и бокалы опустели... Вo «Freedom» два зала с удачно воплощенным кантри стилем, все в дереве, горячий камин, настоящий музей лыжной индустрии по стенам, коврики на диванах, приглушенный свет. Во всем остальном «Freedom» - это очень хороший ресторан, с прекрасной кухней, большими порциями и более чем демократичными ценами в меню, где большинство горячих блюд стоит 150 и лишь пара 200-300 рублей. Большой выбор алкогольных напитков, прекрасный глинтвейн, душевная музыка - в первое посещение получился вечер рок-баллад, следующий - easy listening, все это на том приятном уровне громкости, который, не мешая беседам, располагает к танцам. В целом - твердая пятерка этому заведению, где даже туалетное зеркало закреплено головой и пяткой раритетного горнолыжного крепежа, а стена увешана ски-пассами мировых горнолыжных центров. Одним словом, будучи в Домбае, рекомендуем обязательно заглянуть во «Freedome».


В уютнейшем месте, кофейня Freedome

Еще одно место, где нам довелось провести время - кафе «Горянка», расположенное в помещении ММЦ «Горные вершины», на первом этаже, но с отдельным входом. Теплый кантри дизайн, рубленые столы и стулья, камин. Из музыкального сопровождения - МТВ по «плазме». Из еды - особенно рекомендую форель по вкусу и фри по внешнему виду - формой своей наведшее на мысль, что его не резали, а как минимум рубили топором. Заказы принесли быстро, а вот счет мы ждали минут 30. Хорошо хоть не наоборот.


Фри в Горянке

Куда поехать днем, если кататься вы не стали (ну, мало ли чего там).

Еще раз приходится вспомнить о непредсказуемости погоды в горах - по совершенно не зависящим от вас причинам может случиться так, что в какие-то дни вы не будете кататься. Часть нашей компании нашла пару вариантов хорошего времяпровождения на этот случай. Например, экскурсия в Тебердинский заповедник, в 30 километрах от поселка Домбай. Туда можно съездить на такси или на автобусе. На такси быстрее и интереснее, сами таксисты зачастую прекрасные экскурсоводы. Медвежий концерт, озера Любви, Исполнения желаний и Страсти - все это вы увидите на экскурсии, продолжительность которой 2,5- 3 часа. Стоимость 1000 рублей за машину.

Другой вариант времяпрепровождения - поездка к Сентийскому храму девятого века, что расположен в 70 км от поселка Домбай. Туда местные таксисты домчат вас, взяв 1200 рублей за машину.


Сентийский храм Х века

В целом отдых получился отличный, чего и вам желаю. Прекрасная природа, хорошее катание и интересное апре-ски в Домбае гарантировано - надо только захотеть и не полениться организовать отдых самим, не надеясь на пресловутый сервис. Его на Кавказе как не было, так и нет, и вряд ли когда-то будет. Наверное, слова такого в кавказских языках нет. Гостеприимство - есть, а сервис - нет. Ну и хорошо, нам все понравилось и в существующем виде. Рахмат Илье, Римме, Тимуру, Расулу, Ахмаду и Алагиру, которые помогли осуществить эту поездку и оставили о ней приятные воспоминания и желание непременно вернуться…