Ходынка самолеты. Кладбище самолетов в подмосковье. Значение для американской экономики

Кроме массы достопримечательностей, таких как Долина Смерти, множества национальных парков и заповедников, сухая пустыня Мохаве в США еще известна своим кладбищем самолетов. Расположено оно близ аэропорта Мохаве, в 100 километрах на северо-восток от Лос-Анджелеса. Огромные самолеты видны уже с шоссе № 395. Для путешественников на автомобиле ориентиром послужит город Викторвилль, затем небольшой старый городок Мохаве и стык государственных шоссе №58 и №14 в Южной Калифорнии.

Почему же это кладбище именно в пустыне Мохаве? Ответ на вопрос вполне логичен – безлюдная пустынная территория – идеальное хранилище на открытом воздухе. Здесь рекордно низкое количество осадков и большая часть года высокая температура – это и уберегает самолеты и их останки от ржавчины. На кладбище самолетов огромные, некогда летавшие авиамашины разобраны на запчасти. Несмотря на то, что планеры огорожены колючей проволокой и регулярно патрулируются, все еще можно подойти к забору и рассмотреть этих гигантов.


На огромной территории можно увидеть различные модели коммерческих самолетов, ведь в аэропорту Мохаве начали складировать планеры на космодроме с 1970 года. Во времена экономических кризисов и падения спроса на авиаперелеты, сюда свозились старые самолеты, негодные к дальнейшей эксплуатации. Также в Мохаве свезены, кроме пассажирских, и остатки военных самолетов. Это место – крупнейшее в мире кладбище техники.

Здесь можно встретить различные модели Boeing, Airbus, Lockheed и McDonnell Douglas. Самолеты, хранящиеся и похороненные в пустыне Мохаве в США принадлежат более сотне авиакомпаниям, и многие из них уже давно как перестали существовать.

Наибольшая численность самолетов (более тысячи) была достигнута в 2002 году, так как большую часть (около 360 единиц) авиалайнеров поставили на стоянку после террористических атак 11 сентября 2001 года, обрушившихся на США. Авиакомпании тогда не могли позволить себе держать так много рейсов в воздухе, ангары в американских аэропортах были заполнены, и пришлось выделить территорию для стоянки самолетов. По многим параметрам пустыня Мохаве подошла.

Некоторые самолеты, вполне пригодные к дальнейшей эксплуатации тогда поставили для стоянки. Они были вынуждены впасть в анабиоз. Чтобы до конца песок и ветер пустыни не разрушил механизмы, их окна и двигатели закрыли пластиком. Может быть, когда-нибудь такие самолеты еще будут летать, тем более, что многие из них выставлены на продажу.

Но вот в дальней стороне взлетно-посадочной полосы аэропорта Мохаве в США, расположен могильник - это место, где старые самолеты идут на смерть. Большинство реактивных лайнеров уже прошли свой срок эксплуатации и не могут быть больше использованы. В среднем срок эксплуатации коммерческих самолетов около 25 лет, хотя теперь их «жизнь» измеряется не в годах, а в количестве перелетов. После тысяч взлетов и посадок, самолеты больше не могут выдерживать давление высокого полета без замены основных деталей. Эти изношенные самолеты, припаркованные на пустынных стоянках теперь разбираются, и их запчасти используются для ремонтов авиамашин таких моделей. Когда и запчасти и самолеты уже не пригодны к повторному использованию, их демонтируют и отправляют на переработку – измельчают и переплавляют на сырьевые алюминиевые слитки.

В любой момент времени, попав на кладбище самолетов можно увидеть с десяток авиамашин в различных состояниях разборки. Некоторые планеры почти разобраны, и особо дорогостоящие запчасти удалены, другие просто разбиты. Вокруг разбросаны куски фюзеляжа, хвосты и крылья самолетов, колеса, пассажирские кресла … Настоящий могильник памятников устаревших технологий!

Аэропорт Мохаве в США, находится в относительной близости к Голливуду, поэтому несколько самолетов всегда в резерве для использования в работе фильмов. Десятки известнейших фильмов и кадров были сняты в пустыне Мохаве! В том числе «Скорость» с Киану Ривзом, «Крепкий орешек 2» с Брюсом Уиллисом и «День Независимости» с Уиллом Смитом в главной роли. Если в фильме присутствует сцена со взрывом самолета, то огромная вероятность того, что снимали эти кадры именно в Мохаве.

Попасть самому и посмотреть на кладбище самолетов практически невозможно. Это отнюдь не парк аттракционов! Объект является засекреченным, и посещение здесь крайне ограничено. Кроме колючей проволоки, патрулирования охраной и возможности ареста со штрафом порядка 20 тысяч долларов, можно быть искусанным (а может быть, и съеденным) сторожевыми собаками! Но смельчаки (особенно вездесущие фотографы) находятся и в США. Под покровом ночи они пускаются на поиски приключений на кладбище самолетов. Хотя и днем, улыбаясь через ограду охранникам и вежливо попросив, можно зайти на несколько минут и сделать для себя замечательный уникальный кадр.

После окончания срока эксплуатации большинство из воздушных суден находят свой последний приют на так называемом кладбище самолётов (фото представлены ниже). Дело в том, что хранение авиационной техники в ангарах практически невозможно из-за того, что для этого требуется много денег и места. Гораздо выгоднее оставлять её на специально оборудованной площадке. Такие свалки существуют практически во всех странах. В данной статье речь пойдёт о крупнейшем на планете «могильнике» списанных авиационных суден.

Место расположения

Самое большое кладбище самолётов в США и на планете находится неподалёку города Тусон в штате Оризона. Оно организовано на военно-воздушной базе «Дэвис Монтан». Здесь же дислоцируется ремонтно-техническая группа по обслуживанию авиационной и космической техники №309. Общая площадь территории, которую занимает хранилище, составляет 10,5 квадратных километров. Перед людьми, которые проезжают мимо по проходящей рядом автомагистрали, открывается захватывающее и в то же время мрачное зрелище, создаваемое огромным количеством выстроенных в ряд суден.

Объекты хранения

На крупнейшем в мире кладбище самолетов насчитывается порядка 4400 единиц списанной авиационной техники. Здесь можно увидеть реактивные истребители-перехватчики, бомбардировщики, грузовые лайнеры, военно-транспортные суда и многие другие виды. Часть из них уже практически полностью разобрана на запасные части, а при взгляде на некоторые другие экземпляры создаётся впечатление, что они недавно вернулись из очередного рейса. Значительная доля летательных аппаратов вообще накрыта чехлами, которые защищают их от вредного внешнего воздействия пыли и песка. Следует акцентировать внимание на том, что многие здешние экземпляры при возникновении такой необходимости могут быть оперативно возвращены в строй.

Условия

Место, на котором было создано это кладбище самолетов, выбрано не случайно. Дело в том, что в данной местности практически круглый год стоит сухая, знойная погода. Влажность здесь довольно низкая, а осадков выпадает мало. Всё это способствует долгому хранению авиационной техники, ведь она не так сильно подвергается разрушительному действию ржавчины. Нельзя не отметить и тот нюанс, что на глубине около пятнадцати сантиметров под почвой залегает толстый слой, состоящий из глинистой селитры. Она служит в виде своеобразной твёрдой подкладки, что предоставляет возможность оставлять авиационные суда прямо на ней. Другими словами, нет необходимости строить специальные платформы, для сооружения которых требуются значительные капиталовложения.

Обслуживание

Поскольку при необходимости воздушные суда должны быть оперативно возвращены в строй, их содержание требует немалых усилий. Именно поэтому данное кладбище самолетов и обслуживается работниками 309 ремонтно-технической группы, которые в шутку называют его «свалкой костей». Вся военная техника, которая ранее находилась на вооружении на авианосцах, очищается от морской соли, что может вызвать коррозию. Для того чтоб все движущие части самолетов оставались в смазанном состоянии, топливопроводы и баки сначала опустошают, а затем промывают вязким лёгким маслом. В обязательном порядке сотрудники базы снимают абсолютно все взрывоопасные устройства, в том числе заряды, обеспечивающие катапультирование пилота. После этого специальной алюминиевой лентой заклеиваются каналы и входные отверстия. На последнем этапе все машины, попадающие на кладбище самолетов «Дэвис Монтан», окрашивают краской, которую можно легко убрать. Это делается в два слоя. Нижний является чёрным, а верхний - белым, что позволяет отражать яркие солнечные лучи и предотвращать перегрев.

В общей сложности на базе используется примерно 400 тысяч единиц различного оборудования для текущего обслуживания списанной авиационной техники и производства новых запчастей. Сюда же относятся и законсервированные много лет назад сборочные линии. При этом снятое со здешних суден оборудование используется не только в США, но и во многих других государствах. На территории «Дэвис Монтан» также функционирует плавильная печь, посредством которой полностью перерабатываются не пригодные ни для чего аппараты и детали.

Самое известное кладбище самолетов в России находится в сотне километров от Владивостока. Во времена Холодной войны здесь дислоцировалась секретная авиационная база «Воздвиженка», на вооружении которой стояли сверхзвуковые бомбардировщики. После развала СССР они оказались никому не нужными и остались стоять на прежнем месте. В настоящее время база заброшена, а множеству находящихся здесь военных самолётов уже не суждено подняться в воздух. Единственными людьми, у которых она вызывает интерес, являются фотографы, которые иногда пробираются сюда ради эффектного кадра.

Ещё один интересный «могильник» находится на территории зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Здесь, неподалёку от села Рассоха, хранится множество техники, которая принимала участие в ликвидации последствий, вызванных катастрофой 1986 года. Несмотря на опасность заражения радиацией, с целью собственной наживы люди постепенно снимают всё еще годные к использованию элементы.

Московское хранилище

Кладбище самолетов в Москве находится на территории Ходынского поля. В 1910 году здесь был возведён аэродром имени Фрунзе, который функционировал на протяжении почти целого столетия. Однако в 2003 году он был закрыт. Сейчас на его взлётно-посадочной полосе и рулёжных дорожках можно увидеть брошенную авиационную технику. Некоторое время назад городские власти собирались создать на базе бывшего аэродрома музей, однако данная идея так и не была воплощена в реальность. Таким образом, это место стало последним пристанищем для пятидесяти летательных аппаратов, в том числе самолетов МиГ-21, Су-15 и вертолётов. Территория свалки закрыта для посещения, но за определённую плату охранникам некоторым лицам всё же удаётся сюда попасть и сфотографироваться на память. Впрочем, многие аппараты пострадали от действий вандалов - фюзеляжи покрыты граффити и надписями, приборные панели разграблены, а стёкла разбиты.

Ничто на земле не вечно. И, конечно же, это касается авиационной техники. «Кладбища самолетов» – так называют места, где расположилась отжившая свое, авиационная техника. В России такие «кладбища» расположились в основном в Москве и в Московской области.

Самые популярные – это Ходынское поле, аэропорт Домодедово и музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации в поселке Монино Московской области, а также самый большой музей в Ульяновске, в Среднем Поволжье. Фото этих достопримечательностей заполнили интернет. И несмотря на то, что эти фото вызывают легкую грусть, они также вызывают желание посмотреть на эти самолеты своими глазами и немного побывать в прошлом.

Ходынское поле

Первым в России таким «кладбищем самолетов» стало Ходынское поле. Находится оно на северо-западе Москвы, недалеко от станции метро «Аэропорт». В начале прошлого века там был построен аэродром, который позже получил название Центральный аэродром им. Фрунзе. Именно Ходынское поле стало свидетелем первых в России международных перелетов. Аэродром на Ходынском поле просуществовал с 1910 по 2003 год. После закрытия там было решено открыть музей авиации, но этим планам не суждено было сбыться.


На сегодняшний день часть экспонатов разрезана на металлолом, а те, которые более хорошо сохранились, теперь красуются в Музее техники Вадима Задорожного. После закрытия аэродрома, Ходынское поле начали быстро застраивать, а о том, что на Ходынском когда-то был аэродром, напоминает то самое «кладбище самолетов», на котором гниют позабытые самолеты и вертолеты. В 2008 году, неподалеку от поля, закончили реконструкцию парка Авиаторов, в котором установлены памятники летчикам, погибшим на Ходынском поле в разных исторических битвах.

Уголок памяти в Домодедово

Расположенный в Московской области аэропорт Домодедово, также может похвастаться вышедшей из эксплуатации техникой. Прямо на поле, напротив терминала Домодедово, устроились отлетавшие самолеты, в ожидании своей участи. Пассажиры при взлетах прекрасно могут их рассмотреть. Также они хорошо видны из самого терминала Домодедово.

Фото: khmelikvictor.livejournal.com

В основном там стоят самолеты «Домодедовских авиалиний», но также встречаются летательные аппараты импортного производства. Многие из них уже пожертвовали детали своим более новым собратьям. Про их дальнейшую судьбу пока никому неизвестно, может, пойдут в утиль, а может так и останутся радовать глаз гостям Москвы и Московской области. А пока, все желающее могут в любое время приехать в Домодедово и сделать фото на фоне «воздушных гигантов», захватив с собой фотоаппарат, или может быть даже посидеть за штурвалом самого настоящего самолета.

Музей авиации в поселке Монино

Недалеко от столицы, в поселке Монино Московской области, расположился музей Воздушно-Военных Сил Российской Федерации, несколько лет назад получивший статус федерального государственного учреждения культуры. Это место язык не повернется назвать кладбищем.


Когда-то здесь был один из первых аэродромов в стране, но когда техника шагнула далеко вперед, условия на аэродроме перпестали соответствовать нормам. И постепенно аэродром в Московской области стал превращаться в музей авиации.


В музее хранится огромнейшая коллекция отечественной авиатехники. Также там представлены фотоматериалы и документы, подтверждающие подлинность коллекции. Наверное, в России трудно найти место, где было бы собрано такое количество различных авиамашин. Изучая представленные экспонаты, можно отследить историю развития отечественной авиатехники. Здесь собраны модели военных и гражданских самолетов, вертолетов, планеров за последние сто лет. Музей существует с 1958 года и успел принять у себя более 3 млн. человек практически со всего мира.

Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Около 9000 экспонатов расположились под открытым небом в городе Ульяновске. Большинство этих самолетов своим ходом долетели до Ульяновска, чтобы остаться здесь навсегда, а один, очень героический экспонат ТБ-1 привезли по частям и уже на месте собирали. Эти военные и гражданские самолеты – все, что осталось от ушедшей эпохи. Считается, что самолетам, попавшим в этот музей, очень повезло.

Фото: alexio-marziano.livejournal.com

Музей еще молодой, открылся он в 1983 году. Самое подходящее время года для посещения - это лето или поздняя весна. В этот период получаются самый красочные и живые фото. Сотрудники музея, а также курсанты авиационного училища гражданской авиации, которому принадлежит музей, всеми силами стараются поддерживать красоту и загадочность своих экспонатов.

Правообладатель иллюстрации USAF

Куда деваются списанные самолеты? Корреспондент рассказывает об огромных “кладбищах” в пустыне на юго-западе США, где нашли последний приют тысячи воздушных судов.

Если ехать по шоссе Саут-Колб-Роуд через город Тусон в штате Аризона, можно увидеть необычный пейзаж: вереница домов сменяется рядами американских военных самолетов, молчаливо распластавшихся под палящим солнцем пустыни. Здесь есть всё: от гигантских грузовых самолетов до неуклюжих бомбардировщиков, военно-транспортных “Геркулесов” и реактивных истребителей-перехватчиков F-14 “Томкэт”, известных зрителям по голливудскому боевику “Лучший стрелок”.

Это база военно-воздушных сил США “Дэвис-Монтан”, где расквартирована 309-я группа ремонта и обслуживания авиакосмической техники. Здесь, на территории в 10,5 квадратных километров, доживают свой век около 4 400 самолетов. Некоторые из них выглядят так, будто всего несколько часов назад вернулись из полета, некоторые накрыты чехлами, защищающими их от песка и пыли, а некоторые разобраны на запчасти, которые ждут в ангарах своего часа, чтобы отправиться на другие авиабазы в США или за рубежом и помочь действующим самолетам вновь подняться в небо. Сотрудники авиабазы в шутку называют ее “свалкой костей” - вполне в духе фольклорных традиций Дикого Запада, сложившихся на заре существования Аризоны.

“Дэвис-Монтан” - не единственное, но, несомненно, самое большое в мире кладбище самолетов. Климатические условия в Аризоне - сухой зной, низкая влажность и небольшое количество осадков - позволяют дольше уберегать самолеты от ржавчины и разрушения.

Кроме того, под почвой на глубине 15 сантиметров находится слой глинистой селитры. Как поясняют в 309-й ремонтно-технической группе, благодаря этой чрезвычайно твердой “подложке” самолеты можно парковать прямо в пустыне, не сооружая для них специальные дорогостоящие платформы.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Списанные самолеты как склад запчастей...

Производство и эксплуатация самолетов обходится очень дорого, зато они могут принести пользу даже после окончания своей летной карьеры. Однако для хранения отлетавших свое машин в сухих и теплых ангарах требуется очень много места и денег. Гораздо дешевле держать их в таких условиях, как в Тусоне. Потому-то многие из крупнейших свалок списанных самолетов и находятся в пустынях на юго-западе США.

Казалось бы, чего уж проще - посадить самолет в “Дэвис-Монтане”, припарковать его рядом с остальными и отдать кому-нибудь ключи. Но этого недостаточно. Многие самолеты хоть и списаны, но при необходимости их придется возвращать в строй, поэтому их содержание требует больших усилий.

Разбитые бомбардировщики

Сотрудники “свалки костей” действуют в соответствии с четкой процедурой. Все самолеты, стоявшие на вооружении на авианосцах, тщательно очищаются, чтобы морская соль не вызвала коррозию. Все топливные баки и топливопроводы полностью опустошаются и промываются легким вязким маслом наподобие того, что используется в швейных машинках, чтобы все движущиеся части были хорошо смазаны.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Вид сверху на частично разобранные бомбардировщики В-52

Затем с самолетов с соблюдением необходимых мер предосторожности удаляются все взрывоопасные устройства - к примеру, заряды, приводящие в действие механизм катапультирования. После этого все входные отверстия и каналы заклеиваются алюминиевой лентой, а самолет покрывается особой легко удаляемой краской - два слоя черного, а сверху белый, чтобы отражать жгучие лучи солнца и не давать самолету перегреваться.

Самолеты хранятся на разных стадиях сборки - некоторые поддерживаются в состоянии, как можно более близком к рабочему, если ожидается, что им еще придется летать, а некоторые подлежат частичному демонтажу. Среди самолетов “Дэвис-Монтана” есть и снятые с вооружения американские бомбардировщики B-52, которые могут оснащаться ядерным оружием. В соответствии с договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США с бомбардировщиков B-52 следовало демонтировать крылья и хранить их рядом с самолетами, чтобы советские спутники фиксировали их вывод из эксплуатации.

Некоторые машины пускают на запчасти, а лишние летательные аппараты измельчаются и полностью перерабатываются в плавильной печи, размещенной на территории базы.

Всего в “Дэвис-Монтане” около 400 000 единиц оборудования и техники для производства различных авиазапчастей, в том числе - давно законсервированные сборочные линии, с которых некогда сошло большинство списанных сюда воздушных судов. Самолеты, на которых стоят запчасти из колоссальных запасов этой авиабазы, несут службу не только в США, но и по всему миру.

“Пока существуют самолеты, будут нужны и кладбища для военного и гражданского воздушного флота, чтобы остальные машины продолжали летать”, - считает автор нескольких книг об авиации американец Ник Веронико, который бывал и в “Дэвис-Монтане”, и в пустыне Мохаве на юго-западе США, и на других кладбищах самолетов в американских пустынях.

"Я летал на самолетах, которые потом оказались на складе и стали источником запчастей для воздушного флота, - рассказывает Веронико. - Мне довелось наблюдать за тем, как годные детали извлекают из самолета, а потом летать на самолете, на который были установлены эти детали - те самые, которые при мне доставали, хранили и устанавливали”.

Image caption Советский вертолет МИ-6, побывавший в Чернобыле

В России есть кладбища техники, где хранятся некоторые старые советские военные самолеты, которым уже не суждено подняться в небо. На бывшей авиабазе “Воздвиженка”, примерно в 100 километрах к северу от Владивостока, раньше размещались советские сверхзвуковые бомбардировщики. После окончания холодной войны самолеты оказались невостребованными и просто остались стоять, где стояли. Некогда секретная база теперь заброшена, и призрачная эскадрилья привлекает лишь фотографов, которые перелезают через ржавые заборы в поисках эффектных кадров.

Еще одна свалка, оставшаяся с советских времен, находится в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, откуда после аварии были эвакуированы все жители. Техника, которая использовалась для устранения последствий катастрофы, была загрязнена радиацией, и несколько больших советских вертолетов так и остались ржаветь в поле.

В 2006 году, в 20-ю годовщину аварии на АЭС, редактор фотоотдела BBC News Фил Кумс посетил место катастрофы. “После аварии на Чернобыльской АЭС множество загрязненной техники, которая использовалась для устранения последствий, было помещено в могильники, разбросанные по огромной зоне отчуждения вокруг реактора, - рассказывает он. - Некоторые машины находятся там и по сей день. В самом большом могильнике на месте села Рассоха ржавеют останки вертолетов, пожарных машин, военной и гражданской техники. Свалка занимает огромное пространство, но за прошедшие годы некоторые машины были пущены на запчасти, хотя уровень радиации здесь везде разный, и охотникам за сувенирами лучше все-таки держаться подальше”.

Несмотря на риск радиационного поражения, из многих вертолетов изымают годные детали - скелетообразные останки с каждым годом уменьшаются в размерах.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Списанные лайнеры в аэропорту в пустыне Мохаве

В США для гражданских самолетов, чей срок эксплуатации подошел к концу, последним пристанищем служит аэропорт Мохаве, расположенный в пустынной восточной части американского штата Калифорния. Вот уже несколько десятилетий сюда свозят авиалайнеры и держат их в знойной пустыне до переработки на металлолом.

“Когда едешь через калифорнийскую пустыню, свалку самолетов в Мохаве видно издалека, - пишет фотограф Трой Пайва, который часто снимал здесь самолеты в 1990-е и в 2000-е годы, пока эта зона не была закрыта из соображений безопасности. - Кажется, будто длинные ряды выцветших хвостов тянутся до самого горизонта”.

Член Королевского авиационного общества Кит Мэйнард уверяет, что самолет разбирать гораздо проще, чем другую тяжелую транспортную технику. “Не могу сказать, насколько трудоемкий это процесс, но все, что соединено, можно разъединить; кроме того, в самолетах гораздо меньше тяжелых и опасных материалов, чем в кораблях”. Впрочем, поскольку при строительстве современных самолетов используется все меньше металлов, подлежащих переработке, возможно, масштаб свалок в пустынях удастся уменьшить.

“Использование композитных материалов в будущем может затруднить окончательную утилизацию, но существуют специальные отраслевые протоколы, позволяющие решить этот вопрос. Впрочем, склады еще могут пригодиться в качестве мест парковки самолетов в периоды колебаний спроса. На самом деле, по количеству переданных на хранение самолетов иногда можно судить о состоянии экономики, поэтому аналитики отслеживают этот показатель”.

А в “Дэвис-Монтане” длинные ряды самолетов продолжают загорать под солнцем Аризоны. Для большинства пустыня стала своего рода домом престарелых. А некоторые в один прекрасный день могут вновь подняться в небо.

Каждый самолет когда-нибудь приземляется, чтобы затем не взлететь. Век крылатых машин относительно недолог, и тем печальнее их конец: созданные, чтобы летать, они, даже обветшавшие, тоскуют по небу. IT.TUT.BY выбрал семь наиболее интересных кладбищ самолетов.

Чернобыль, Украина.

Почти 30 лет назад из этого города ушла жизнь. Заброшенные дома, опустевшие больницы говорят о том, что цивилизация, увы, не всесильна. Большая часть техники, используемая при ликвидации катастрофы, сама стала источником радиации и была оставлена здесь же. Этим вертолетам уже никогда не взлететь, а их останки хранят в себе смертельное излучение.

Ходынка, центральный аэродром имени Фрунзе, Москва.

Построенный более 100 лет назад, сейчас этот аэродром заброшен. Последний самолет – противолодочный Ил-28SD для ВМС Индии – взлетел с этого аэродрома 3 июля 2003 года, после чего объект закрыли. На остатках взлетно-посадочной полосы остались списанные самолеты и вертолеты. Первоначально планировалось организовать "Музей авиации на Ходынском поле", но что-то не срослось, и неохраняемая экспозиция со временем превратилась в авиакладбище.

Калифорния, авиационный склад

Почему именно это место? Все просто: ветхие самолеты, расположенные здесь, часто используются в качестве декораций для съемок различных фильмов и сериалов. Это место стало культовым не только для любителей авиатехники, которых пропускают на территорию за умеренную плату, но и киноманов.

Авиабаза Девис-Монтен, самое дорогое кладбище самолетов

В Аризоне расположено самое дорогое в мире кладбище самолетов, его площадь достигает 6500 га. Здесь ветшают 40 космических аппаратов и более 4000 армейских и гражданских самолетов. Впрочем, не все летательные аппараты здесь поставлены на вечную стоянку, есть и те, кто задержался на время: авиационное кладбище еще используется в качестве бесплатной стоянки. По оценкам специалистов общая цена всех объектов, находящихся здесь, составляет около 35 млрд долларов. Здесь проходили съемки фильма "Трансформеры: Месть падших".

Авиакладбище в пустыне Мохаве

Одно из крупнейших собраний авиационного металлолома находится на юго-востоке от пересечения автострад 14 и 58 в США, это район пустыни Мохаве. Большинство самолетов, находящихся здесь, в плачевном состоянии: у них нет двигателей, крыльев, большинство похоже просто на груды искореженного металла.

Аэропорт Пинал Эйрпарк, Марана, Аризона, США

Основная цель существования этого места – хранение заброшенных коммерческих авиалайнеров. Как поговаривают местные жители, если Boeing ушел на пенсию, то он окажется именно здесь. Под стоянку отведено около 840 га площади.

Частная коллекция Вальтера Соплата

Американец Вальтер Соплата за свою жизнь купил около 50 двигателей и 30 самолетов времен Второй мировой войны. После его смерти в 2010 году родственники решили сохранить дорогостоящую коллекцию в тайне, чтобы ее не разграбили. О необычном заброшенном авиамузее, расположенном в в лесу недалеко от городка Ньюбери, штат Огайо, стало известно сравнительно недавно.

Денис Алдохин/фото smugmug.com, IT.TUT.BY