Кносский дворец год. Греция. Крит. Кносский дворец. Билеты и время работы Кносского дворца

Остров Крит расположенный в самом центре Восточного Средиземноморья, вследствие своего географического положения, связывал Европу, Азию и Африку. Именно здесь пересекались древние морские пути. И потому он был главным центром до Греческой культуры.

Это доказал английский археолог Артур Эванс, который с 1898 в течение почти 30 лет, проводил археологические раскопки на Северном берегу острова, вблизи современного Гераклиона. Здесь им были найдены остатки дворца – резиденции верховных правителей раннерабовладельческого государства в городе Кноссе.

И это было не менее важным и сенсационным открытием, чем найденная гробница фараона Тутанхамона. По убеждению Эванса, этот дворец принадлежал легендарному могущественному царю Крита – Миносу, государство которого было на 1000 лет старше Древней Греции.

Согласно древним народным сказаниям, Царь Минос основал (Кроме Кносса) и города Фест и Кедонию. При его правлении Крит достиг морского господства в Средиземноморье, рассвета Критской культуры и образования, введения первого на Крите законодательства.

И Эванс предложил назвать Критскую культуру «Минойской» — по имени царя Миноса. Это была высокоразвитая культура Бронзового Века в 3-2 тысячелетий д. н. э. В своей монументальной работе «Дворец Миноса в Кноссе», которая издавалась с 1921 по 1935 г, Эванс разделил историю развития Древнего Крита на три периода:

  • Раннеминойский (3000-220 г д. н. э.);
  • Среднеминойский (2200-1600);
  • Позднеминойский (1600-1100).

Рассвет Минойской культуры приходится на Среднеминойский период (17 век д. н. э.). Именно в это время и был построен Дворец в Кноссе.

Основные аспекты архитектуры Минойской культуры

Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы

  1. Своеобразная планировка внутреннего пространства дворца.
  2. Высокий уровень благоустройства.
  3. Создание типа двухколонного портика в «антах».
  4. Помещения оштукатурены и украшены фресками, резными рельефами с изображениями игр и сцен сбора урожая.
  5. Создание основ ландшафтной архитектуры.
  6. Разработка новых сейсмоустойчивых конструкций:
  • колонны, установленные на пьедестале, расширяются кверху, имеют широкую капитель и большую, квадратную абаку;
  • перекрытия выполнены из круглых балок;
  • деревянный каркас из связок и с заполнениями из сырца и каменных блоков.

Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.

Устройство Дворца в Кноссе

Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.

Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.

Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.

Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.

Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.

Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.

По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.

По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.

На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.

К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.

Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.

Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.

С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.

Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».

На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:

  • сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец;
  • канализационная система – водоотводные каналы – каменные желоба со специальным устройством для очистки;
  • вентиляционные системы;
  • великолепные ванные комнаты.

Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.

Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:

  • наружного портика на колоннах, выходящего на открытую террасу;
  • главного помещения;
  • вестибюля с двумя дверьми и двумя колоннами, выходящего на световую шахту.

Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.

В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.

В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:

  • мечи, украшенные изящной инкрустацией;
  • мужские пояса, усыпанные драгоценными камнями;
  • запасы золота.

А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.

Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.

Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.

Украшения Кносского дворца

Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.

Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.

Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.

Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.

Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.

Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.

Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.

Надежной опорой, защитой и поддержкой царя Крита была армия. На фресках найдены и изображения критских воинов. Их надежно защищал щит в форме восьмерки. А наступательным оружием воина было копье.

Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.

На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.

Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.

Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.

Особенности колонн Кносского Дворца

Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.

Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.

Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.

Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.

При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.

Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.

Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.

Мифы о Кносском Дворце

Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.

В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.

В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.

Сохранилась и легенда о том, что, якобы, в марафонской битве (490 г д. н. э.) принимал участие Тесей. В воинских доспехах (с копьем, щитом, в шлеме) он возглавлял боевой строй Греков. И Греки одержали блестящую победу над Персами. Но в действительности, как считают историки, Тесей – это собирательный образ героя-воина. На самом же деле, такого человека в жизни никогда не существовало.

Миф о Миносе и Минотавре.

Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.

Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.

Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.

Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.

Минос требовал от Афин, которые в то время были в полной зависимости от Крита, платить ужасную дань. Через каждые девять лет, Афины должны были посылать на Крит из лучших Афинских семей семь юношей и семь девушек для питания минотавра. Такую ужасную дань Афиняне платили Криту потому, что на состязаниях именно в Афинах марафонский бык убил сына Миноса – Андрогея.

Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.

Миф о Дедале и Икаре

Знаменитый архитектор, скульптор и изобретатель, как считали Афиняне, был сыном Царя Афин Эрехтея. У сестры Дедала – Пердики, был сын Тал, которого Дедал обучил всем премудростям своего мастерства. Мальчик был намного талантливее своего учителя. Он изобрел колесо для гончарного круга и пилу. Завидуя своему племяннику, и понимая, что в мастерстве он может его превзойти, Дедал решил убить.

Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.

Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.

Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.

Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.

Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.

Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.

Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).

Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.

Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.

Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.

Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре

Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.

До 16 лет Тесей воспитывался в доме своего деда – Царя Трезина Питфея. Тот окружил внука заботой, любовью, вниманием. К этому времени, никто уже не мог сравниться с Тесеем в силе, ловкости, владении оружием.

Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.

В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.

Как говориться «не в добрый час» пришел Тесей в Афины. Именно в это время прибыли послы из Крита, чтобы в очередной раз получить дань. Следующих 7 юношей и 7 девушек для чудовища-минотавра. Уже был готов к отплытию корабль под черными парусами в знак глубокой скорби за юными жертвами. И Тесей решил отправиться вместе с ними, чтоб убить это чудовище и навсегда освободить Афины от этой жестокой дани.

Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.

Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.

Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.

Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.

Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.

Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.

Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.

Заключение

Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.

Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.

При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.

И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.

Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.

Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.

При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».

В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.

Греция богата памятниками истории и природными достопримечательностями . Среди этого богатства даже трудно определиться, в какой регион страны ехать и что смотреть первым делом. Но некоторые достопримечательности, как вишенки на торте, больше других привлекают внимание путешественников из разных стран. Так, отдыхая на Крите, почти все туристы посещают Кносский дворец. Ведь это то самое место, где обитал древнегреческий Минотавр, посаженный в самый большой в мире лабиринт. Трудно поверить, что мифологическая история воплотилась в жизнь и руины построек дошли до наших дней. Что же найдут путешественники на раскопках Кносса сегодня – узнаем из статьи.

Легенды и история Кносского дворца

Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.

Ранний период

Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.

По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги . При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.

Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон , и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса »).

Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.

Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.


Новый дворец

Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.

Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.

Читайте также: Храм Зевса в Олимпии: история, достопримечательности, статуя Зевса, посещение Олимпии

Раскопки

Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.

Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.



Архитектура Кносского дворца

Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м 2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура : так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.

Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.


Дворец снаружи и изнутри

Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:

  • Театр;
  • Тронный зал;
  • Храм;
  • Сокровищницы;
  • Мельницы;
  • Царские покои;
  • Мастерские и хранилища.

Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.

Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.




Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».

Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.


Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции. Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Фреска "Парижанка"

Фреска "Дельфины"

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца

Доклад по МХК

Кносский дворец

Выполнила:

Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры. В греческих мифах он назывался лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис-"двойная секира", - излюбленного изображения в критском искусстве). Согласно этим легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык - Минотавр , на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем , сыном царя Эгея . По-видимому, миф о Тесее отразил зависимость Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец, общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством известного археолога сэра Артура Эванса .

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. В центре дворца находился весьма обширный двор , который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с верандами) , галереями) , колоннадами) , бассейнами) и лестницами .

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения . В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады - всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей - правителей Кносса и всего Крита.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны , получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию

Обратила внимание археологов манера освещения комнат . Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало. Свет проходил через отверстия в потолке (световые колодцы ) до первого этажа, создавая различную степень освещенности залов дворца, - приближенных или удаленных от световых проемов.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями . Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок) , изящество ее прически, напомнившие археологам модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее "парижанкой" , и имя это осталось за ней до сих пор. Стены дворца нередко украшал орнамент - чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости . К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен во время пожара, случившегося во время одного из землетрясений.

История земли чрезвычайно длинная. Но не так уж много древних крепостей остались до нашего времени. Один из памятников, что частично уцелел, - Кносс. который поражает легендами, витающими вокруг него.

Необычный фундамент

Один из старейших пунктов мира расположен на острове Крит, на юге от современного административного центра Ираклиона. Близость к морю (4 километра) впоследствии позволила ему быть обладателем двух гаваней.

Первые поселения были созданы 7000 лет до н. э. Очень выгодное расположение острова способствовало процветанию. Он стоял на морских путях из Египта, Азии и Европы. Среди десятка крупных населенных пунктов руководящую функцию выполнял город Кносс, что стал центром Минойской цивилизации.

В период до 2000 года до н. э. на острове были построены пышные дворцы, что служили резиденциями для местных царей. Часть была разрушена землетрясениями. На месте, где лежали развалины старого здания, вскоре возвели новое. Именно это архитектурное построение сегодня считается города и радует гостей острова.

Ошибка археологов

Дворец в Кноссе имел особое назначение. В нем сосредоточивалась политическая, экономическая и социальная жизнь. Об этом свидетельствует много находок.

Первые исследования начались еще в 1878 году. Их проводил грек Минос Калокерино. Его заинтересовала странная холмистая местность. Мужчина начал работу и даже нашел несколько весомых предметов в подтверждение теории того, что под землей лежит дворец. Но раскопки пришлось прекратить из-за запрета тогдашней турецкой власти.

Продолжил дело Артур Эванс в 1900 году. Англичанин скупил земли, на которых, как он считал, находились палаты. Целью стояло как можно больше узнать о периоде с 1400 года до н. э. Поэтому все последующие слои, которые рассказывали бы о дальнейшей истории этой части, были уничтожены. Но это была не единственная ошибка археолога, открывшего Кносс. Это город, который не только потерял несколько веков, а и не сохранил первозданный вид. Эванс во время раскопок реставрировал найденный дворец, руководствуясь своими представлениями.

Смесь мифов

Англичанин сэр Артур - не первый, кто пытался найти легендарный замок. Много веков до него исследователи вели раскопки на местах, где могли лежать руины комплекса. Привлекала археологов не только историческая сторона и ценность сооружения, а и истории, которыми он окутан.

Дворец Кносс - это целый цикл мифов, связанных друг с другом. События начинаются с того, что в Афинах проживал Дедал - человек божественного происхождения, которому не было равных в инженерном деле. Но однажды он, руководствуясь гордыней, решил избавиться от своего ученика-соперника. За то, что мужчина пытался совершить убийство, его с позором выгнали из города. Принял гения В качестве платы Дедал усердно работал. Один из первых заказов - деревянная корова для жены царя. Пасифая - имя женщины, таким образом тайно удовлетворявшей свою страсть к Впоследствии она забеременела и родила Минотавра - человека с головой животного. Именно для этого опасного существа Дедал построил лабиринт.

Подвиг героя

Город Кносс находился всего в 350 км от Афин. Эти два пункта сочетала одна история. По поверьям, одного из сыновей царя Минуса афиняне убили. За это правитель наказал их. Страшную дань платили греки: каждые восемь лет они отсылали на остров 14 самых красивых молодых людей. Так продолжалось до тех пор, пока не появился герой Тесей.

Юноша был сыном бога Посейдона и наследником афинского царя Эгея. Когда молодой человек узнал о беде своего народа, то согласился помочь. Вместе с пленниками парень отправился к страшному чудовищу.

Сложность подвига состояла не только в том, что нужно было противостоять силачу-быку. Проблемой становился и сам лабиринт. Каждый, кто входил туда, больше не возвращался. Выручила дочь Миноса, которая дала Тесею нить. Парень привязал начало к входной двери и позже, когда победил монстра, легко нашел выход.

Гений архитектуры

На самом деле дворец Кносс - это множество комнат, в которых очень легко заблудиться. Огромное многоэтажное сооружение с более чем тысячей помещений различного назначения ошеломляло. Такая система, как считают ученые, возникла, потому что с каждым годом к палатам что-то достраивали. Соединялись залы лестницами и хитрыми коридорами. Об эстетичности архитекторы не задумывались.

Кроме удивительного планирования, дворец имел высокотехнологичные характеристики. Так, например, в комплексе был водопровод и канализация. С помощью одних труб в здание поступала вода, другие наполняли ванны, третьи выводили помои. В сооружении были не только туалетные комнаты, а и унитазы.

Общая площадь - 24 000 квадратных метров. На этой территории поместился театр, склады, мастерские, комнаты для поклонения и, конечно, роскошные покои царской семьи.

Музей прошлого

Зайти на территорию можно через Западный двор. Отсюда начинается экскурсия. Там можно пройти к главной лестнице, что соединяет четыре этажа. Путь по периметру проходит по кругу. Первая остановка - двор, который разделен тремя дорогами. Когда-то он служил молитвенником. Об этом свидетельствуют алтари.

Одно из самых древних помещений - кулурес. Это большие ямы, которые могли выполнять роли как склада для зерна, так и места для останков после жертвоприношения. Популярен среди гостей тронный зал, где стоит каменный престол правителя. Многие стены коридоров и комнат были украшены фресками, картинками и дорогими металлами.

Очень сложный и запутанный дворец в Кноссе. Лабиринт - вот истинное предназначение строения.

Вымысел любителей мифов

Сегодня комплекс - одно из наиболее посещаемых мест Греции. Вход на развалины открыт для всех желающих за символическую плату. Работает ежедневно.

Визитка достопримечательности - красные колонны. Их отличие от других - странная конструкция, ведь они лишены четкой геометрии и сужаются или расширяются, образуя эффект иррациональности. Их реконструкцию, как и многое другое, сделал Артур Эванс.

Несмотря на то что от тысячелетнего чуда остались только руины, дворец все равно впечатляет.

Многие скептики уверяют, что на самом деле жители города Кносса не признавали симметричность и гармонию. С этим связана странная система планировки здания.

Интересно, что для церемоний на острове Крит использовали двухсторонний топорик «лабрис». Именно это слово античные греки впоследствии ассоциировали с запутанными коридорами и тайными комнатами, которые назвали «лабиринт». Им же и принадлежит легенда о мифическом царе Миносе, людоеде Минотавре и герое Тесее.

Чудо света

Первый дворец был разгромлен землетрясением около 1700 года до н. э. Ансамбль, который гости острова наблюдают сегодня, закладывался в течение следующих нескольких веков. Но постройке не суждено было выстоять. Сначала ее частично разбило цунами, вызванное вулканом на соседнем острове.

В 1450 г. до н. э. в город пришла другая беда. Крупный пожар не только уничтожил здание, а и положил начало окончанию Минойской цивилизации. Стоит заметить, что при раскопках останки людей найдены не были. Есть версия, что после извержения жители покинули остров и расселились по другим регионам.

Многие ученые именно Крит называют Атлантидой, как удивительный, богатый и успешный город-государство, который ушел под воду.

Прошли десятки лет после открытия древней крепости, но еще много тайн скрывает остров. Кносс - город, что когда-то был центром Крита, - и сегодня удивляет человечество.